Реферат по предмету "Разное"


Xxi а. Фольклор приветствия

XXI а. ФОЛЬКЛОР1. ПРИВЕТСТВИЯ: а) Как приветствуют человека, занятого каким-либо делом (замешиванием теста, прядением, едой, работой в поле или в огороде, строительством и т.д.), как он должен ответить (Бог на\ по\мочь/Божья помочь – На\д Божья помочь; Труд на пользу – Поди пожалуй; Сто локот на пришвицу (при тканье), Бело Бог на помочь (при мытье потолка или стен в доме), У пекарихи/печеюшки сарафан красный – Ешь блины с маслом (при песении блинов или хлеба), Здорово ночевали (утром), Не мало ли вас, не надо ли нас? (когда приходят в дом), Спорина стряпать (при приготовлении пищи), Спорина на шерсточку, Бурак шерсти, Дай Бог на большое стадо (при стрижке овец), Сто пасм на мотовило (при прядении); Хлеб-соль - Хлеба есть, шуточный ответ: -Ем, да свой, а ты подальше стой (едящим); Чай да сахар – Чаю пить (пьющим чай); Здравствуйте - Проходите, хвастайте)? Что следует пожелать людям, которые делают что-то неприятное (Шабаш этому делу)? б) В каких случаях нельзя было здороваться (через порог, на похоронах, встретив хозяйку с подойником молока, когда шли к знатухе)? в) В каких случаях нельзя разговаривать? 2. ПРОЩАНИЕ: а) Запишите слова, которые произносят при прощании. б) Как провожали человека в дальнюю дорогу? Что при этом говорили и делали (говорили молитву, брали с собой монеты, икону; не подметали в доме после уехавшего)? Чего нельзя было делать (возвращаться с дороги)? Почему? Какой день считался плохим или хорошим для отъезда? Был ли обычай оставлять вместо уехавшего куклу? Что давали с собой отправляющемуся в дорогу? в) Какими обрядами сопровождались проводы в армию (выводили призывника в двери спиной вперед, он должен был разбить тарелку, завязать узлом свою рубаху, клали ложку за божницу)? Что давали с собой отправляющемуся в армию (икону, текст молитвы, родной земли)?3. Запишите ^ БРАННЫЕ ФОРМУЛЫ типа: а) “ну тебя...”, “иди ты...” (к черту, к волку, в болото, к лешему и т.д.) б) (горе, лихо, леший) “... тебя возьми” в) как называют людей, животных, к которым относятся негативно (пьяный, надоедливый ребенок, гулящая женщина): выпороток, отрок, изнимок, коршак, стороник, отпадшая сила, огнёвая болесть и др.? Что значат эти формулы буквально? В каких конкретных случаях их используют? Можно ли так говорить, когда можно, а когда нельзя? Что может случиться с человеком (животным), которого так обругают?4. Какие ^ СЛОВА ИЛИ ФОРМУЛЫ считаются ЗАПРЕТНЫМИ? Можно ли говорить “ой”, спрашивать человека “куда пошел?”; говорить "за ягодами/грибами", а не "по ягоды/грибы" и почему?5. ПРИСЛОВЬЯ. Запишите бранные или шуточные прозвища жителей этой деревни, соседних деревень, других районов или городов (Каргополя, Няндомы, Архангельска, Москвы). Почему их так называют?6. Запишите ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ.7. Запишите ЗАГАДКИ с ответом: а) месяц (луна), звезды, небо, гром, дождь, день и ночь б) корова, лошадь, собака, кошка, яйцо в) пчела, блоха, паук, муравей (муравейник) г) волк, медведь, лиса, заяц, птица д) растения (ель, береза, лук, капуста, морковь) е) человек, части тела ж) элементы одежды и домашняя утварь (жернова, ступа и пест, печь, горшок, веник, пряжа, колодец) з) псевдонеприличные загадки с приличной отгадкой (дедушка на бабушке едет вдоль оградушки – жернова; росла, росла, повыросла, из штанов повылезла – морошка; как у девки у сиротки разгорелося в серёдке… - самовар, чтобы спереди погладить, надо сзади полизать – марка, шел мужик – попукивал, чем мужик попу кивал – головой, и др.)?8. а) Запишите СКАЗКИ б) Запишите докучные СКАЗКИ, рассказываемые надоедливым детям в шутку, чтоб они отвязались: Про белого бычка (Шел бык по\ льду...), Про гуся (Рассказать тебе сказку про гуся...) и др.9. Запишите ^ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ: а) о любви б) блатные, тюремные в) солдатские г) плясовые д) шуточные е) песни, в которых упоминаются соседние деревни10. Запишите ЧАСТУШКИ.11. Запишите АНЕКДОТЫ.12. Запишите ПРЕДАНИЯ: а) о нахождении костей великанов. Кто были эти великаны: шведы, татары и т.д.? б) о нападении иноплеменников (чуди, литвы и проч.) в) о разбойниках г) о кладах и их поиске д) о происхождении элементов местного ландшафта (холмов, ручьев, озер, больших камней, подземных ходов и проч.) и их названий (Конь-камень в с. Коневе или др. селе - появляется из земли, когда появится полностью - настанет конец света). е) о церкви, доме, дороге, о каких-либо чудесных явлениях, которые там происходят. ж) о происхождении табака, водки, чая, кофе. з) о происхождении села и его названия.13. СНОВИДЕНИЯ: а) Что значит видеть во сне: животных, птиц, рыб, насекомых (лошадь, корову, собаку, кошку, змею, бабочку, муравья, паука; яйцо, мясо), растения (ягоды (разного цвета), зерно, цветы, ель, дуб, яблоки, картошку, виноград, гриб), огонь, молнию; ветер, дождь, снег; воду (реку, болото); гору, пещеру, пропасть; дорогу, дом (видеть или строить дом), дворец, тюрьму; стену, лестницу; площадь; церковь; кладбище; лодку, человека, части его тела (волосы, зубы, кости, кровь), живых родственников; умерших родственников; старика, женщину, Дуню (надуют), ребенка; священника, цыгана, военного, иностранца; черта, лешего; святого, ангела; Христа? Что означает, если человек во сне смеется, плачет, спит, умер, уехал? б) Запишите рассказы о сбывшихся снах. В какой день недели (время суток) может присниться сон, который сбудется? в) Всегда ли сны сбываются? Когда? Что нужно делать/не делать, чтобы сон сбылся/не сбылся? Можно ли рассказывать сны? Есть ли у информанта рукописный сонник?14.Запишите ПРИМЕТЫ. Что означает: а) встретить человека с пустым (полным) ведром, священника, монаха, женщину, зайца, кошку, лошадь, свинью? б) из печи выпал уголь; упал предмет из рук, со стола и т. п.; что-то скрипит, стучит в доме; появился по углам дома иней? в) чешется ладонь, бровь (правая/левая), нос, губы, глаза, локоть звенит в ухе (в правом/левом), «горят» уши, белые пятна на ногтях рук, родинки, родимые пятна, сросшиеся брови, разные глаза, икаешь (вспоминают - кто, когда?), подавился (хозяин пожалел угощения), чихаешь (говоришь правду), грызешь ногти (злой человек) и т. п.? Что нужно делать/не делать, чтобы примета сбылась/не сбылась?15.Запишите, какие существуют ^ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. а) Можно ли биться об заклад, делать что-либо “на спор”? б) Как следует вести себя в доме? Можно ли свистеть, стучать, кричать и т. п.? в) Как следует вести себя в бане? Можно ли свистеть, стучать, кричать, говорить спасибо, торопить, окликать моющегося, мыться ночью, в воскресенье, в праздники, в постные дни и т. п.? г) Как следует вести себя во дворе? Можно ли свистеть, стучать, кричать, ходить неумытым, пускать посторонних и т. п.? д) Как следует вести себя в лесу? Можно ли свистеть, стучать, кричать, сидеть (лежать, разводить костер на тропе) и т. п.? е) Как следует вести себя на воде/у воды? Можно ли свистеть, стучать, кричать, бить по воде и т. п.? ж) считается ли, что если пустишь чужого человека к себе на ночлег/накормишь, твоего родственника на чужбине тоже приютят/накормят?16. Какие поверия связаны с цыганами (воруют, колдуют, гипнотизируют и т. п.)?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Человек на войне по произведениям В. Некрасова "В окопах Сталинграда" и В. Богомолова "В августе сорок четвёртого"
Реферат 1. Винекнення фінансів
Реферат Внутрішня політика Людовіка IX Святого
Реферат Педагогизация сельской среды в истории отечественной педагогики и школы
Реферат Особенности жанра поэмы А. Ахматовой "Реквием"
Реферат Оценка сочинений
Реферат Платонов о войне
Реферат Особенности функционирования среднего класса
Реферат Myths And Moundbuilders Essay Research Paper MYTHS
Реферат Положительные герои А.П. Чехова
Реферат По произведениям Тургенева
Реферат Характеристика деятельности автотехцентра ОАО "Агрохолодмаш"
Реферат Прохождение производственной практики на частном торговом предприятии
Реферат Плутарх - жизнь и творчество
Реферат Своеобразие героического характера в романе В.Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"