: Психология Вундта общая характеристика. План Реферата : 1 Вундта б) Психологическая лаборатория 2 Вундта 3 Вундта. 4 Теория психологии народов. 5 Заключение. 1 Введение : а) Краткая Биография В.
Вундта Вильгельм Вундт (1832 – 1920 гг.) немецкий психолог и физиолог, философ и языковед. Родился 16 августа 1832 года в Некарау, Баден — умер 31 августа 1920 г. Гросботен, близ Лейпцига. После окончания медицинского факультета в Тюбингене работал у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в
Лейпциге в 1857 г. С 1864 г. он стал профессором Цюрихского университета. С 1875-1917 гг.стал ординарным профессором Лейпцигского университета (с 1889 –1890 гг. – его ректором). В 1881 г. Вундт выпустил первый психологический журнал «Философские исследования», который с 1905г. стал именоваться «Психологический исследования» и выходил в свет до 1918 г. Вундт занимался изучением соотношения психологии и языкознания.
Изначально рассмотрение этого вопроса было намечено в его книге «Основания физиологической психологии» (1874 г.) Затем через полтора десятилетия эта проблема получила развитие в его работе «О целях и путях народной психологии», а детальное изложение лингвистических взглядов Вундта, сделавшего его одним из крупнейших представителей психологизма в языкознании, стало доступным с выходом в свет первой части его 10-томного труда «Психология народов.
Исследование законов развития языка, мифов, обычаев.» “В этих томах Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения — от физиологических через жестовой язык до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию — как психологическое обоснование сравнительно — как психологическое обоснование сравнительно-исторического метода” [ 1 c.90] Почти все психологи XX в. были его прямыми или косвенными учениками. б)
Психологическая лаборатория Став профессором философии в Лейпциге, “Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 г затем преобразованную в институт” [1 c/117] Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии в ней изучались : ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшее чувство человека.
Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания («Введение в психологию») Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они исследуются культурно-историческим методом. Вундт также разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется
апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли). Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства Вундт предпринял в своем труде «Психология народов». 2 Вундта. Методологические установки В.Вундта имели определенную направленность, Вундт считал, что предметом науки могут быть только действительные
факты — факты проверенные прежде всего опытным путем. “Нет ни одного явления природы, которое с несколько измененной точки зрения не могло быть предметом психологического исследования” [3 c.1] Вундт применяет эмпирические методы в психологии. Так для него душа, такой же естественный феномен, как и феномены природного мира. Душа есть актуальная связь наших переживаний, воплощающихся в определенных переживаниях, в определенных наших устойчивых психических реакциях.
Психическая жизнь человека на уровне простейших проявлений, может быть исследована эмпирическим путем. Вундт не просто говорит об эмпирических методах, но и широко их использует в своей практики, именно поэтому он и стал широко известен прежде всего как создатель экспериментальной (физиологической) психологии. В его методологии прослеживаются четкие антиредукционистские установки. Вундт как создатель экспериментальной психологии был заинтересован в создании новой методологии в области
исследования феноменов душевной жизни. Однако следует заметить, что Вундт “никогда не наделял эксперимент статусом универсального методологического средства. Эксперимент пригоден лишь для изучения простейших психических процессов, — прежде всего для изучения феноменов восприятия, элементарных психических реакций и т.д. Для исследования мышления или целопологания, то есть сложных процессов, необходимы иные методологические
процедуры” [ 4 c.5] Вундт указывал, что психолог в своих исследованиях наряду с использованием лабораторных данных, должен использовать разнообразные материалы исторических, этнографических и антропологических исследований. Поэтому вундтовская программа психологии является столь же естественнонаучной, сколь и гуманитарной. 3 Предмет исследования экспериментальной психологии Вундта. По мнению Вундта, предметом психологии должны выступать лишь только те процессы и явления, которые
доступны как внешнему, так и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиции физиологии или психологии. К таким явлениям можно отнести ощущения и представления, и простейшие чувствования . «Вундт критически переоценил прежнее понимание психологии (как науки о душе) и предложил рассматривать в качестве такового предмета — непосредственно данные субъекту явления сознания, постигаемые путем самонаблюдения и интроспекции
(букв.”смотрение внутрь”) При этом объект и субъект выступают в неразрывном единстве, а сам объект всегда выступает как представляемый объект, как продукт переработки реального объекта непосредственным опытом субъекта восприятия. Объектом изучения физиологической психологии остается сознание человека и представленный в ней непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам. В конечном же счете признается первичность сознания человека по отношению к объективному миру.
Ещё одним важным моментом для исследования Вундтом сознания является то, что он понимает существенный недостаток интроспекционизма для познания психических явлений. Он совершенствует этот метод путем ввода в него экспериментальных процедур, наработанных в физиологии. Как считает Вундт именно экспериментальные процедуры и методы позволяют поставить изучение явлений непосредственного опыта на объективную почву. Самостоятельность науки психологии от других естественных
наук Вундт обосновывает принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального, то есть непосредственный опыт человека (все же остальные науки изучают опыт человека опосредованным путем), поэтому психология и имеет право на самостоятельное существование. “Если, следовательно, и естествознание и психология суть эмпирические науки, так как они имеют своей задачей объяснение опыта, правда, с различных точек зрения, то все-таки психология должна быть призвана более строго эмпирической наукой, в виду своеобразных
особенностей, присущих её задаче”. [3 c.4] 4 Теория психологии народов. Ещё одна область, которую изучает Вундт — «психология народов”, которая теснейшим образом связана не только с общепсихологической, но и с философской теорией. Человеческие индивидуумы живут не порознь, но в сообществе и этот факт Вундт не мог игнорировать. Науку психологию нельзя ограничивать изучением лишь индивидуального опыта,
поэтому в 1900 г. он издает первый том своего десятитомного труда под названием «Психология народов». Здесь Вундт говорит о том, что психология состоит из двух частей : физиологической психологии и психологии народов. “С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому с этого пункта и начинается психология народов.” [5 c.19]
При изучении «Психологии народов» Вундт использует совсем другую методологию, чем в экспериментальной психологии. Он изучает, сравнивает и анализирует такие феномены, как : язык, мифы, обычаи, искусство и т.д. В своей работе и методологии он имеет схожесть с такой наукой как социология, хотя сам он к тогдашнему модному направлению, как социология он относился резко отрицательно. Психология народов в его варианте больше закреплялась, как описательная дисциплина, которая не претендует
на открытие законов. “Вундт как теоретик и методолог наук о духе, адресовал критические замечания не социологии вообще, не социологии как науке, а социологии Огюста Конта. В то время почти все исследователи, называвшие себя социологами, считали себя в большей или меньшей степени последователями Конта”. [4c.7] Для нас важно лишь только то, что трудами Вундта пользуются как изучающие психологию, так и изучающие
социологию. 5 Заключение : Несомненно, что самой важной, главной заслугой Вундта явилось основание им первого в мире экспериментальной психологической лаборатории. На базе института экспериментальной психологии учились многие знаменитые психологи из разных стран мира : Э.Крепелин, Г.Мюнстерберг, О.Кюльпе, Э.Титченер и др. Появление психологии стало возможным во многом благодаря предшествующему развитию естественных наук
и в особенности немецкой философии. Экспериментальная психология родилась из попытки осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающийся опыт психической жизни человека. Библиография : 1 www.// Энциклопедия Кругосвет. П.Паршин «История психологии» 2 М.Г. Ярошевский. «История психологии от античности до сер. XX в.» Издат. М 1996 г. 3 В. Вундт. «Задача психологии»
Публикуется по изданию : Вундт. В «Задача психологии» Очерки психологии Репринт издательства Московское книгоиздательство 1912 г. 4 Д.Г. Подвойский, Л.В. Хайруллина. Социологические идеи Вильгельма Вундта. РУДН Москва 2006 г. 5 Г.Андреева Учебник «Социальная психология». www.i-u.ru Библиотека учебной и научной литературы.
Русский Гуманитарный Интернет Университет.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |