УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ На тему ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Выполнил Студент 3-курса ЗО 34гр. Якубов Антон Ташкент 2006г ПЛАН 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 2 Совершенствование общих психических качеств волейболистов 3.
Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена. 4. Развитие волевых качеств. 5. Развитие процессов восприятия. 6. Восприятие движений. 7. Специализированные восприятия. 8. Развитие внимания. 9. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. 10. Развитие способности управлять своими эмоциями.
11. Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям 12. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В условиях возрастающей тенденции роста конкурентоспособности команд в современном волейболе роль психологической подготовки становится приоритетной для достижения победы над соперником. Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу определяется в значительной
степени психологическими факторами. Чем ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психологическое состояние спортсменов. В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют же это, как правило, психологическими факторами.
Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным противником, который недооценивает соперника и вступает с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности. Специфика определенного вида спорта накладывает отпечаток на развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых качеств. Так, решительность и смелость, например, автогонщика качественно отличаются от решительности и смелости
волейболиста. Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества волейболистов, которые необходимы для успешного выступления в соревнованиях. Известно, что волейбол как спортивная игра характеризуется большой эмоциональной насыщенностью.
Психологические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов регистрации действий волейболистов специалисты сумели охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20-30 мс, при подачах - 12-15 мс, время передачи для нападающего удара вторая передача равно 1,10-1,40 сек, а прострельной
передачи мс - 0,60-0,70 сек, время приема подачи - 1,40-1,50 сек, прием нападающего удара - 0,35-0,45 сек. Блокирование совершается за 2,00-2,05 сек, причем в три этапа 1 распознавание действий противника и определение зоны, где необходимо ставить блок - 0,30-0,50 сек 2 перемещение в зону блокирования - 1,00-1,15 сек 3прыжок и вынос рук над сеткой - 0,4-0,50 сек. Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски
при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять
в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру. Анализ действий волейболистов показывает, что у высококвалифицированных спортсменов игровые навыки настолько высоко автоматизированы, что те действия, которые, казалось бы, должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу простой.
Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча. Под влиянием тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода реакции, как моменты различения, узнавания и особенно выбора действий, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстроте реакции.
Совершенствуя ее, необходимо вырабатывать умение предвидеть возможные игровые моменты. Почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях - важнейшие качества волейболистов, которые предъявляют весьма высокие требования к объему поля зрения игроков и точности их глазомера.
Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий - все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов. Тактическое мышление волейболиста имеет свои специфические особенности. В процессе выполнения того или иного технического приема оно включено в само действие, неотделимо от
него и связано не только с отысканием правильного тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после нападающего удара противника, волейболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный момент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т.е. мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в групповых действиях мышление носит наглядно-образный характер,
требующий высокого развития пространственных и временных представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения. Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, постоянная готовность к выполнению ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бурно реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие - отрицательное.
Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии. Вероятно, этим можно объяснить такие перепады в игре волейбольной команды, как выигрыш одной партии, например, со счетом 2512 и проигрыш следующей с таким же счетом. Всякое бурное эмоциональное состояние или состояние самоуспокоенности сразу же отрицательно отражается
на качестве технических приемов и тактических действий волейболистов. Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.
Волейбол - коллективная игра, и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются выполняемыми им функциями, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие, взаимопонимание, взаимостраховка не только определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но и характеризуют моральные качества спортсменов взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство
коллективизма. Следует отметить, что при построении процесса психологической подготовки необходимо исходить из двух взаимосвязанных задач - совершенствование общих психических качеств - психологическая подготовка к конкретным соревнованиям. 5.1. Совершенствование общих психических качеств волейболистов Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями. Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста
следующие 1. Развитие морально-волевых качеств личности спортсмена. 2. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как чувство мяча, чувство сетки, чувство площадки, чувство времени, чувство партнера. 3. Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. 4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно
оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решениеи контролировать свои действия. 5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена. Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние
на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, формирование чувства коллективизма, разносторонних интересов и т.п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Особенности формирования морально-волевых качеств личности волейболистов и их проявление находятся в тесной связи со спецификой волейбола - коллективным характером игры. Воздействие коллектива велико. Но это зависит от его состава и от того, какие в нем преобладают традиции,
какие взаимоотношения и связи. Как правило, коллектив благотворно воздействует на формирование положительных свойств личности спортсменов. Однако в коллективах, где тренеры уделяют недостаточное внимание воспитательной работе, нередко выделяются волейболисты, неплохо освоившие игровые навыки, но неустойчивые в моральном отношении. Они порой оказывают отрицательное влияние на коллектив. Следует всегда помнить, что моральное состояние волейбольной команды находится в прямой зависимости
от характера как игровых, так и личностных взаимоотношений внутри команды. Чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения и помощь, сплоченность спортсменов - необходимое условие успешных выступлений команды. Поэтому тренеру по волейболу особое внимание следует уделять вопросам межличностных взаимоотношений, комплектованию команды Развитие волевых качеств. Большое напряжение внимания, сложность двигательных навыков, острая соревновательная
борьба, лимит времени и вообще вся волейбольная деятельность требуют от спортсмена большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей определяемых спецификой данного вида спорта. Чтобы развивать те или иные волевые качества необходимо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе подготовки Существует два вида трудностей - объективные и субъективные.
Объективные трудности обусловлены особенностями игры в волейбол, а субъективные - связаны с особенностями личности спортсмена. Волевая подготовка - это сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является систематическое выполнение в процессе учебно-тренировочных занятий упражнении, требующих приложения волевых усилий. Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист - целеустремленность и настойчивость
- выдержка и самообладание - решительность и смелость - инициативность и дисциплинированность Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, в активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний чрезмерная возбудимость, растерянность, подавленность и т.п. для предупреждения утомления.
Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. Активно действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных ситуациях. Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру
творчество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои действия задачам коллектива. Обязательная дисциплина предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе осознания необходимости выполнения своего долга. Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены.
Не у всех волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет поставлена воспитательная работа, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов. Развитие процессов восприятия. Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по
площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях - важнейшие качества волейболистов. Это, прежде всего связано с развитием определенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было высокоразвитое периферическое зрение т.е. большой объем поля зрения. В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой
тактического мастерства спортсменов. Ограниченный объем поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем создает условия для успешных действий противника. Наблюдения показали, что у волейболистов в результате систематической тренировки происходит значительное расширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объема поля зрения представителей других видов спорта табл.
14. Измерения, проведенные у волейболистов в состоянии нахождения в спортивной форме и в состоянии нетренированности, показали, что периферическое зрение у последних снижается больше всего в направлении к верху-наружу и кверху. Такое сужение поля зрения снижает поток информации. А это значит, что игровой потенциал волейболиста только из-за уменьшения периферического зрения снижается на 25-30. В результате спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгодных положений для продолжения
атаки, совершает больше ошибок и т.д. Для восстановления таких потерь необходимо 2-3 месяца систематической тренировки. Исследования с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшается ощущение направления движений и равновесия, отмечается нарушение координации, возникают дополнительные мышечные напряжения, значительно замедляется переход от одного движения к другому, ухудшается точность глазомера.
Таблица. Объем поля зрения у спортсменов различных видов спорта Группы обследованныхНаправление в градусахнаружувнутрькверхукнизукверху наружукверху внутрькнизу наружукнизу внутрьВолейболисты10066638195699957Футбо листы10061587568629053Боксеры10058457258 489056Лыжники19580497562539055 Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками и мячом.
От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу от точного определения расстояния до партнера по команде и до сетки зависит точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство волейболистов во многом зависит от точности глазомера глубинное зрение. Многочисленные исследования показывают, что волейбол способствует развитию глазомера. Так, у волейболистов точность глубинного зрения оказалась в 2-2,5 раза лучше, чем, например, у гимнастов,
пловцов или борцов. У волейболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. Например, у связующих точность глубинного зрения значительно выше, чем у нападающих. При этом точность глазомера при восприятии удаляющегося мяча т.е. в момент передачи у них более чем в 2 раза выше, чем у нападающих. Точность глазомера, так же, как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности.
Так, в состоянии спортивной формы точность глазомера у волейболистов в среднем выше на 40-45, чем в состоянии нетренированности. Пропуск тренировочных занятий в 2-3 недели приводит к ухудшению точности глазомера на 20-30. Вот почему иногда тренеры не могут объяснить причины ухудшения игры спортсмена, который пропустил несколько занятий, хотя какого-либо ухудшения физических качеств и выполнения технических приемов у него не наблюдается. Поскольку периферическое зрение и точность глазомера имеют в волейболе
большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе. Занятия и игра должны всегда проходить в нормальных условиях дневного и электрического освещения. При недостаточном или чрезмерном освещении происходит перенапряжение мышц глаз. В результате глазное яблоко деформируется и принимает удлиненную форму одна из причин развития близорукости, что приводит к значительному сужению объема поля зрения и, особенно к ухудшению точности
глазомера. Немаловажно и влияние цвета на психику человека. Психофизиологическая функция цвета - обеспечение наиболее благоприятных условий зрительного восприятия, снижение утомления, улучшение освещенности. Различные цвета неодинаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное восприятие меняется в зависимости от цвета. Лучше других воспринимаемся белый цвет, затем желтый и зеленый.
При длительном восприятии темных цветов красного, фиолетового, синего утомление наступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или холода, создает иллюзии изменения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов. Цветовое оформление связано с его эмоциональным воздействием и благоприятным влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска стен в яркие, бодрящие тона. При работе, требующей напряженного внимания, целесообразен спокойный цвет.
Главное требование развития точности глазомера - как можно больше в тренировках варьировать дистанции при передачах, подачах, различных нападающих ударах и т.п. Для этого необходимо выполнять передачи на разное расстояние с различной скоростью и траекторией, различные передачи при схождении и расхождении волейболистов, подачи мяча различными способами и с разных расстояний, нападающие удары по сигналу тренера в различные зоны площадки и т.д.
Спортсмен должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции. Очень эффективны упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча, а также игра в настольный теннис, футбол, баскетбол. Для развития периферического зрения целесообразно использовать поочередный контроль периферическим зрением то за мячом, то за партнером различные передачи мяча в парах, тройках в движении между беспорядочно
расставленными на площадке различными предметами скамейки, набивные мячи и т.п. групповые упражнения в передачах мяча смотреть на одного партнера, а передачу мяча адресовать другому. Рекомендуется во время передачи мяча или нападающего удара контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением выполнять упражнения в парах, тройках двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад выполнение упражнений со словесным сообщением например, во время выполнения нападающего удара
о номере зоны площадки, незащищенной игроками противника. Восприятие движений. В восприятии движений как целостного действия, приема, так и его отдельных частей отражаются различные их особенности и свойства, такие, как характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность, скорость и ускорение движения. Выполнение любого технического приема в волейболе проходит под постоянным контролем сознания. Одной из важных психологических особенностей двигательных
навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений. Большое значение для волейболистов при выполнении технических приемов имеет тонкая дифференцировка мышечнодвигательных ощущений, которые имеют специализированный
характер и являются специфичными для данного вида спорта. Точность восприятия мышечных усилий кистей рук, которое играет очень важную роль при выполнении основного технического приема - верхней передачи мяча, показало, что точность существенно изменяется в зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы точность мышечно-двигательных усилий возрастает более чем в 2,5 раза по сравнению с данными в состоянии нетренированности.
При этом точность дифференцировки у связующих игроков в 3 раза выше, чем у нападающих. Игра в волейбол требует от каждого спортсмена максимальной скорости реагирования. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью выполнения ответных действий в условиях острого дефицита времени. Все действия волейболистов проходят по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только быстротой, но и точностью, своевременностью, как восприятия, так и ответного
движения. Время сложной реакции имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы у волейболистов не только резко уменьшается время реагирования и точность, но и, что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о высокой игровой надежности. Следует отметить, что особенно заметно изменяется время реакции на периферические раздражители главным образом у связующих игроков. Вероятно, их деятельность требует более быстрой и точной реакции на внезапно
меняющуюся игровую обстановку. Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого переключения с одного действия на другое, упражнений с различными неожиданными и нелогичными продолжениями, упражнений, в которых надо сокращать расстояния, увеличивать скорость и т.д. Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке - все это вызывает значительные сдвиги всех
отделов вестибулярного аппарата. Деятельность вестибулярного анализатора взаимосвязана с деятельностью других анализаторов, в частности, с мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а также нарушение координированное движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий до 30 и более, значительно ухудшает интенсивность внимания и особенно устойчивость, распределение
и переключение, что выражается в увеличении числа ошибок. Включение в занятия специальных упражнений для тренировки вестибулярного аппарата повысит эффективность игры в защите и точность второй передачи мяча. Однако тех упражнений, которые имеются в арсенале волейбола, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости спортсменов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер.
Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздражения вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем осваиваемые в обычных условиях. Это один из примеров неиспользованных возможностей повышения спортивного мастерства волейболистов. В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются сложнокоординационные упражнения, требующие при их выполнении активности занимающихся и противодействия неприятным субъективным
ощущениям. Это различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, различные вращательные движения, всевозможные ускорения, мгновенные остановки и т.д. Однако наибольшее воздействие оказывают те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполнение передачи мяча после кувырка или вращательного движения, или после резкого ускорения вперед, назад, вправо, влево и т.п.
Специализированные восприятия. Специфические особенности деятельности волейболистов способствуют развитию специфических качеств внимания, общения, восприятия, в результате чего у занимающихся волейболом появляется высокоразвитое специализированное восприятие. В основе этого восприятия лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вестибулярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются следующие специализированные восприятия
- чувство мяча, чувство сетки, чувство площадки, чувство времени, чувство партнера. Эти восприятия являются убедительным доказательством технического мастерства волейболистов и состояния их спортивной формы. Образуются же они в результате длительной и систематической тренировочной работы. Развитие внимания. Анализ игры в волейбол показывает, что успешность технических и тактических действий волейболистов в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания,
как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, переключение. Волейболисту в процессе игровых действий приходится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объем его внимания. Причем волейболист воспринимает в этих объектах малейшие детали, например, отдельные элементы движения противника, его взгляд и т.д что позволяет ему быстро и правильно организовать свои действия.
Исследования показывают, что уже сами занятия волейболом способствуют развитию данного свойства внимания. В волейболе бывают моменты, которые требуют очень напряженного внимания во время розыгрыша мяча и ослабления его в промежуточные периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спортсмен. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют высокой устойчивости внимания, сохранения способности к эффективной мобилизации его на протяжении всего поединка, способности противостоять различным
отвлечениям. Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой и внезапной сменой игровых ситуаций - все это предъявляет высокие требования не только к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распределения внимания. Например, волейболист, принимая мяч, одновременно распределяет свое внимание между многими моментами определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих
игроков и игроков противника, выбирает способ для передачи мяча и т.п. Количество этих одновременно или последовательно протекающих процессов может быть различно, так же, как и степень, их отчетливости. Все это характеризует распределение внимания. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно менять объекты, на которые направлено его внимание. Так, сделав передачу для нападающего удара, волейболист переключает свои действия внимание
на страховку. Например, только за одну секунду его внимание переключается поочередно на 3-6 объектов. Перечисленные качества внимания значительно изменяются в зависимости от состояния тренированности. Так, месячный перерыв в занятиях снижает объем внимания на 25-30, а это означает, что резко снижается арсенал тактических действий. Для развития внимания надо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях, серьезно подходить к физической подготовке, так как недостаточная физическая
подготовка приводит к быстрому утомлению, а при быстром утомлении резко снижается внимание. Объем внимания можно тренировать не только на учебно-тренировочных занятиях, но и, например, посмотрев на витрину магазина, можно попытаться описать выставленные там предметы и т.д. Во время тренировки иногда полезно создавать волейболисту такие условия, при которых необходимо одновременно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 10.
Развитие интенсивности и устойчивости внимания спортсмена в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Для распределения и переключения внимания в тренировку волейболистов следует включать различные упражнения с несколькими мячами и всевозможными перемещениями, упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с одного объекта на другой, а также умение выделять наиболее важные объекты или действия.
Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, кто обладает умением осуществлять тактические замыслы с учетом действий команды противника, причем все это необходимо выполнять в условиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
Для достижения победы в соревнованиях надо уметь применять, целесообразные методы спортивной борьбы, находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперников комбинации, создавать ситуации, благоприятные для своей команды. В целях повышения тактического мастерства волейболистов необходимо развивать следующие способности - наблюдательность - умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты соревновательной
борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке - сообразительность - умение быстро и правильно оценивать ситуации, учитывать их последствия - инициативность - умение быстро самостоятельно применять эффективные тактические приемы - предвидение - умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты как его, так и своих действий на площадке. Развитие способности управлять своими эмоциями. Большая двигательная активность игроков, быстро меняющаяся
игровая обстановка, чередование удач и неудач, физическое напряжение, кроме того, влияние зрителей, активно выражающих свое отношение к тому, что происходит на волейбольной площадке все это дает право считать волейбол эмоциональным видом спорта. Для процесса игры характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные эмоциональные состояния, интенсивность их переживания, но и то, что переменность успеха во время игры определяет резкую их смену. Интенсивность эмоциональных состояний зависит от значимости
соревнований. В течение игры она неодинакова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в ответственные моменты игры, особенно в конце партий. Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние как на активность волейболистов в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность игровых действий. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают волейболисту избегать излишних возбуждений во время тренировочных занятий и соревнований, сохранять нужную координацию и точность движений,
ясность тактической мысли и т.п. В психологии спорта разработаны специальные приемы, которые могут применяться в целях - снятия или снижения физического утомления и восстановления спортивной работоспособности - снятия или снижения нервного утомления и переутомления, связанного с эмоциональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований - снятия или снижения неблагоприятных эмоциональных состояний перед соревнованием и во время игры и успокоения при излишнем нервном возбуждении - борьбы с бессонницей.
Обучение волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует обычно не менее двух-трех месяцев систематических занятий. Эффективность применения приемов саморегуляции возможна лишь в том случае, если спортсмен полностью овладел этими приемами как в процессе тренировочной, так и в соревновательной деятельности. 5.2. Особенности психологической подготовки к конкретным соревнованиям Прогрессирующая острота соревновательной борьбы в современном спорте нередко сопровождается предельными
физическими и психическими напряжениями, выражающимися в состоянии тревоги, лихорадки или апатии, что в конечном счете приводит к нервным стрессам. Психологическая подготовка волейболистов к предстоящим соревнованиям осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, поставленных перед спортсменом в данном конкретном соревновании. К их числу следует отнести 1- Осознание игроками особенностей и задач предстоящей игры.
2. Изучение конкретных условий предстоящих соревнований время и место игр, освещенность, температура и т.п 3. Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к игровым действиям с учетом этих особенностей. 4. Осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент. 5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой. 6. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях выполнения поставленных задач в предстоящей
игре. Каждый волейболист испытывает перед игрой да и во время поединка сложные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на его спортивные действия, чем и обусловливается перестройка психологических и физиологических процессов в его организме. Одни волейболисты испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, что повышает готовность организма к выполнению предстоящих игровых действий.
У других игроков возникают перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения, что снижает готовность организма и возможности спортсмена. Очень часто приходится наблюдать волейболистов, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое мастерство, но во время игры их порой трудно узнать они выглядят как неопытные новички. Один из основных факторов, влияющих на уровень готовности эмоциональное состояние перенапряжения или, наоборот, апатии перед игрой.
Такое состояние принято называть предстартовым. Различают четыре вида предстартовых состояний - состояние боевой готовности - стартовая лихорадка - стартовая апатия - состояние самоуспокоенности. Состояние боевой готовности - самое благоприятное. Для данного состояния характерны следующие особенности общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность и сосредоточенность, наличие активного стремления к достижению победы, уверенность
в своих силах, обострение процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и представления. Стартовая лихорадка характеризуется преобладанием процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, быстрой смене одних эмоций другими, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявляется в дрожании рук и ног, потливости в различных позывах, повышенной речевой активности и т.п. Стартовая апатия - состояние противоположное стартовой
лихорадке. Для нее характерны пониженная возбудимость, вялость всех психических процессов, сонливость, отсутствие желания участвовать в игре, упадок сил и неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, внимания, мышления, скованность движений и замедленность реакций, необщительность, состояние угнетенности. Внешне данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изменении ритма дыхания, появлении одышки, холодного пота, пересыхания рта и т.п.
Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутствием готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важности игры и т.п. Имеется еще множество промежуточных предигровых состояний. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование может быть осуществлено при помощи специальных приемов. Они сводятся к следующему 1. Сознательное подавление спортсменом отрицательных
эмоций. Волейболист не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность. Наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бодрости. 2. Применение в разминке специальных упражнений, движений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению в зависимости от особенности эмоционального состояния, которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавленности. 3. Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений
по глубине, интенсивности, частоты, ритму, продолжительности. 4. Воздействие при помощи слова. Словом можно человека окрылить, вселить уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить и т.п. Большую роль играет применение самоприказа, самоободрения, самопобуждения я выиграю, я добьюсь, я должен и т.п 5. Преднамеренное изменение направленности и содержания мыслей и представлений. В преодолении предыгрового волнения волейболистам помогают воспоминания об удачно проведенных
играх, друзьях и т.д. Тем самым спортсмены не только создают установку на активную игровую деятельность, но и вытесняют из своего сознания неблагоприятные эмоциональные состояния. 6. Применение специального массажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие. 7. Применение приемов аутогенной тренировки в целях снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций перед игрой и снятия излишнего нервного возбуждения.
Успех выступления команды в соревнованиях во многом зависит от умелого управления и руководства командой. При участии команды в турнире необходимо установить рациональный режим, при этом свободный день надо максимально использовать для отдыха и восстановления, но обязательно провести легкую тренировку с мячом. В игровой день необходимо избегать каких-либо напряженных действий, длительных прогулок, экскурсий, долгого лежания. Питание должно быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до игры.
Для предупреждения неблагоприятных эмоциональных состояний и формирования состояния готовности к игре, а также ускорения врабатываемости большое значение имеет разминка. Разминку спортсмены должны проводить самостоятельно, причем инертному игроку нужно в разминку включать несколько групповых упражнений. При этом тренер должен провести 2-3-минутную беседу со всеми игроками вместе с запасными, в которой напомнить основные положения предстоящей игры и дать предыгровую установку.
В процессе игры возникает множество моментов, ситуаций, которые требуют оперативного вмешательства тренера, Например, ввести некоторые коррективы в действия игроков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок, или при неопределенных действиях игроков соперника как в защите, так и в нападении и т.п. Для этого тренер использует замены игроков и перерывы, предусмотренные правилами игры. Замены могут быть произведены по различным причинам - для отдыха игрока, для увеличения или сбивания
темпа игры, для смены тактических действий при неуверенной игре спортсмена, при неоднократных ошибках и т.д. Но при этом не рекомендуется злоупотреблять заменами и проводить их без основания. Тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности их поведения в различные периоды игры. Недопустима замена при однократной ошибке. Это может вызвать у спортсмена состояние неуверенности, нервозности. Перерывы используют для отдыха, для изменения тактического рисунка игры и корректировки
индивидуальных действий, для сбивания темпа игры, при потере инициативы или при растерянности игроков, для поднятия духа в команде. При подготовке команды и каждого игрока в отдельности к конкретным соревнованиям или игре тренер не ограничивается только психологической подготовкой игроков своей команды, он должен снабжать команду необходимой информацией о слабых или сильных сторонах игроков команды противника, используя при этом данные спортивной разведки. Во всех случаях указания тренера должны быть лаконичными, точными
и ясными, тон уверенный и спокойный. 5.3. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов Конечный победный результат в современном волейболе, как и в других видах спортивных игр, зависит не только от высокого уровня совершенства физической, технико-тактической и игровой подготовленности спортсменов, но и во многом если не в решающей мере определяется степенью их психологической готовности к конкретным соревнованиям. Роль психологической подготовленности особенно возрастает когда спортсмены, участвующие
в определенных соревнованиях, находятся примерно на одинаковых уровнях в физическом и технико-тактическом отношении. Так, изучение показателей, характеризующих психомоторную активность волейболисток, позволило тренерам целенаправленно решать вопросы психологической подготовки игроков и команды в целом. Психофизиологические измерения проводились на хронорефлексометрическом комплексе КХР-01. Определялось время двигательной реакции ВДР на различные световые сигналы и движущийся объект
РДО. Учитывался латентный и моторный компонент двигательной реакции на красный, желтый, белый светоцветовые сигналы, а также звуковой раздражитель, выбор которых был обусловлен цветом игровых мячей. Для оценки чувства времени испытуемому предлагался объект в режиме запаздывания в зависимости от скорости наблюдаемого объекта 0,2 Гц определить временной промежуток в 2 секунды. Все указанные параметры регистрировались исходя из 10 пробных зачетных попыток.
Измерение времени реакции на различные цветовые, световые и звуковые раздражители проводилось в следующих режимах длительность действия раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество повторений - 10. Реакция на движущийся объект определялась при частотах 0,2 и 1 Гц в режимах опережения и запаздывания времени реакции спортсмена по 10 показаний на каждой частоте. Внезапность, высокая скорость и точность двигательных действий в волейболе вызывает необходимость развивать
у игроков быстроту реакции, своевременность дифференцировки движущегося объекта, быстроту движений. Однако в практике бывает далеко не всегда так. В частности, опытный волейболист, обладающий высокой двигательной активностью и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психологической готовности нередко на игровую ситуацию реагирует неадекватно - не точно, несвоевременно и нерационально. Отмеченное предположение наглядно подтверждается на примере волейболисток одной из команд высших разрядов.
Общеизвестно, что между показателями латентного и моторного периодов проявления двигательной реакции должна быть разница в пользу латентного времени реакции. Как видно из таблицы 15, у волейболисток исследуемого контингента время реакции, а точнее время латентного периода двигательной реакции на красный сигнал составляет в среднем 0,204 сек, а моторный период - 0,211 сек. Реакция на желтый световой раздражитель - соответственно -
0,212 и 0,212 сек. Динамика показателей психомоторной активности у игроков команды высших разрядов Показатели2002 X2003 X2004 X1.Реакция на красный раздражитель латентный период моторный период0,204 0,2110,204 0,1990,195 0,1852.Реакция на желтый раздражитель латентный период моторный период0,212 0,2120,208 0,2070,200 0,1863.Реакция на белый раздражитель латентный период моторный период0,202 0,2170,186 0,2020,181 0,1714.Реакция на звуковой раздражитель латентный период моторный период0,165 0,2210,175 0,2010,164 0,1825.Реакция на движущийся
объект -опережения 0,2 гц 1гц0,074 0,1530,076 0,1320,072 0,1196.Реакция на движущийся объект -запаздывания 0,2 гц 1гц0,088 0,1720,081 0,1520,069 0,1367.Чувство времени1,4751,4451,709 Реакция испытуемых на белый цвет, сопровождается укороченным латентным периодом 0,202 сек. Вместе с тем, моторный компонент двигательной реакции на белый цвет составляет более удлиненное время 0,217 сек. Следует отметить, что латентное время двигательной реакции на звуковой сигнал оказалось значительно
короче 0,165 сек, чем во всех остальных случаях. А моторный период реакции при этом был довольно удлиненным 0,221 сек. Показатели ВДР, зарегистрированные у обследованных нами волейболисток в 2003 году, характеризуются определенной заторможенностью. В начале нового цикла подготовки изучаемые параметры ВДР оказались заметно укороченными, среди которых особенно выражен латентный компонент реакции на белый световой раздражитель и звуковой сигнал 0,186 сек, 0,175 сек.
Дальнейшие исследования, проведенные через год, т.е. в период начальной подготовки к очередному чемпионату, характеризовались результатами, указывающими на улучшение сенсомоторной активности волейболисток. При этом исследуемые волейболистки также быстрее реагировали на белый световой раздражитель и звуковой сигнал в сравнении с первым обследованием, что, по-видимому, связано с относительной специфичностью этих стимулов для занимающихся волейболом 0,171 сек,
0,182 сек. Рассматривая латентный и моторный компоненты ВДР, следует отметить, что в процессе спортивного совершенствования, на наш взгляд, целесообразно включать средства, развивающие не только моторные компоненты ВДР, но использовать все возможные факторы, способствующие совершенствованию сенсорноаналитической сферы спортсменок, чем может быть достигнуто укорочение латентного компонента
ВДР. В современном волейболе успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевременности технико-тактических действий. В процессе игры волейболисты постоянно следят за мячом и за действиями игроков своей команды и команды противника, и только в непосредственно нужный, выгодный момент должны точно и своевременно действовать согласно создавшейся игровой ситуации. Для того чтобы выполнить это на высоком уровне, волейболисту необходимо хорошо развитое чувство дифференцировки
мяча и действий игрока команды противника в пространстве и во времени. Именно такое качество, как слежение, а затем точная и своевременная дифференцировка пространственно-временных отношений могут быть оценены путем модельного опыта по изучению характера реакции на движущийся объект. Повторные исследования не выявили четко выраженных различий в проявлении изучаемых параметров РДО. Однако исследования, проведенные в конце следующего цикла подготовки, позволили проследить несколько
укороченные реакции на движущийся объект как опережения, так и запаздывания 0,072 сек, 0,069 сек. Причем положительный сдвиг наблюдался и в показателях чувства времени, т.е. временной показатель чувства времени был значительно близок к заданному отрезку временного ориентира 1,709 сек. Заслуживает внимания тот факт, что показатели времени реакции на движущийся объект при различных частотах имели резко выраженные различия. Так, во всех случаях, когда скорость движения наблюдаемого объекта
была 2 Гц, время обоих типов реакций оказалось укороченным, и, наоборот, при частоте 1 Гц оно было удлиненным. Видно, что по мере увеличения скорости движения наблюдаемого объекта удлиняется и время реакции. По-видимому, совершенствование такого рода типов реакций слежения у волейболисток может быть достигнуто путем периодического использования в процессе тренировочных занятий специально избранных средств, что имеет определенное прикладное значение.
Использованная литература ВОЛЕЙБОЛ Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |