Реферат по предмету "Разное"


«В то время я гостила на земле»

1Материалы к уроку «В то время я гостила на земле» (Художественный мир Анны Ахматовой)Я с самого начала знала всё про стихи… А.Ахматова.Златоустая Анна Всея Руси. М.ЦветаеваЦели: Углубление и систематизация знаний о жизненном и творческом пути А.А. Ахматовой. Развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст сложного мира ахматовских стихов.Задачи: 1. Обобщить знания об основных этапах жизненного и творческого пути поэта. 2. Актуализировать представления обучающихся об особенностях мира ахматовской лирики – психологизм, гражданское начало, образ поэта, разрушение стереотипа «женской» лирики. 3. Подвести к убеждению, что ахматовская лирика – развернутый во времени психологический роман, в котором лирический герой – не просто поэт, а такой же вечный образ, как и образ Родины. 4. Заставить задуматься выпускников школы о роли и месте каждого в судьбе и жизни Родины и общества. На доске опорные даты:*1910 г. – свадьба с Гумилёвым. 1912 г. – рождение сына, «Вечер», слава. 1914 г. – «Чётки», наступил 20 век. 1917 г. – «Белая стая». 1921 г. – «Подорожник», гибель Гумилёва. 1922 г. – «Anno Domini»(«В лето Господне»).Конспективный сценарий урока:1. Слово учителя: После актуализации основных вех жизни переход к теме «Гибель Серебряного века и торжество «века железного».- «С середины 20-х годов меня почти перестали печатать…». Но никуда не уехала. Затем – арест сына, война, эвакуация. 1944 год – вернулась в Ленинград, «страшный призрак, притворившийся моим городом…». 1946 год – постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» - отлучение от главной, литературной, жизни: «И упало каменное слово \\ На мою ещё живую грудь». Давали жить – дышать не давали: «Одна на скамье подсудимых \\ Я скоро полвека сижу». Почти не публикуют, под наблюдением, кормят переводы… 1964 – Италия, межд. премия «Этна-Таормина»(за 50 лет поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника стихов). 1665 – Англия, степень почётного доктора Оксфордского университета.«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».^ Вопрос классу: Правду ли она говорит, эта женщина, пережившая столько трагедий? Или это голос поэта, счастливого тем, что «посетил сей мир в его минуты роковые»? Кто этот сфинкс русской поэзии, о загадке которого заговорили сразу же после появления первого сборника?(Она счастлива тем, что разделила судьбу страны, её счастье и её горе, она сама стала воплощением этой страны) 2Анализ стихотворных текстов поэта и позиции критиков (работа в группах или фронтально)Выданы задания группам и приложения (высказывания критиков)Задания группам: 1группа: «Молюсь оконному лучу». -Что сказано о душевном состоянии героини? -Кто она? -Какова роль художественной детали, почему она занимает почти всё пространство стихотворения? Обратите внимание на приметы этой вещи. -Сопоставьте первую и последнюю строки (кольцевая композиция).*Приложение № 1 – первая особенность лирики Ахматовой.2 группа:«Песни последней встречи». -Кто здесь героиня? -Это стихи встречи или разрыва, кануна? -Какие детали выдвигаются на первый план? Почему именно они? *Приложение № 2 – вторая особенность.3 группа:«Сжала руки под тёмной вуалью». -Что означает первый жест стихотворения? -Каково значение формы «диалог в диалоге»? (Критики много писали о драматургичности её лирики. Напряжение, смысл, таящиеся в диалоге, - одно из выражений катастрофичности и таинственности мира. 4 группа: -Анализ «Всё мне видится Павловск холмистый». *Приложение № 4.3 Отчеты групп о работе по схеме: -почему так странно немногословна её любовная лирика?-Что это за любовная страсть, скорее напоминающая затишье перед грозой, где лишь два-три слова вспыхивают, как отдалённые зарницы?-Если речь идёт о неимоверном любовном страдании, почему так прекрасен мир в её стихах?-Почему рассказ о любви в её тончайших психологических нюансах вдруг раскрыт женщиной несравнимо глубже и сильнее, чем мужчиной?*Не попробуете вы ответить на эти вопросы, опираясь на стихи Ахматовой?-Анализ «Молюсь оконному лучу».(Мир сосредоточен на одном предмете – подсвечнике – совершенно незначительном по сравнению с её состоянием: так одной деталью Ахматова передает бездну отчаяния и подавленный крик души). - Анализ «Песни последней встречи».(Героиня изменилась: одинокая и слабая в предыдущем стихотворении становится совершенно другим человеком – сильным драматическим характером.)-Анализ «Сжала руки под тёмной вуалью».(Критики много писали о драматургичности её лирики. Напряжение, смысл, таящиеся в диалоге, - одно из выражений катастрофичности и таинственности мира.) -Очевидно, что трудно определить причину разлада, но ясно. Что начат мучительный разговор ею. Она назовёт всё шуткой, но главное – оказалась непонятой, убившей и чувство, и возлюбленного. Фраза про «терпкую печаль» имеет очень древний символический смысл: это подношение отравленного зелья. Этот жест и вызвал всё дальнейшее. -Вновь – в одной точной детали – психологическая бездна: «искривился мучительно рот». Здесь и необходимый оксюморон: «улыбнулся спокойно и жутко». -Роль деталей в этих стихах? Предметы словно вбирают в себя напряжение любовного поединка, делают событие более «выпуклым». -Как ритмические средства передают состояние героини?(Перенос, анжанбеман: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру».Так показано не только «задыхание» героини, так подчёркивается ударное слово. Обратите внимание и на рифму «жутко-шутка» как символ соседства и неразделённости в жизни комического и трагического. -«Не стой на ветру» - как вы истолкуете эту фразу?(особо – об образе ветра.)-Анализ «Всё мне видится Павловск холмистый». *Приложение № 4. Ахматова словно примеряет разные маски, каждая из них –та или иная грань женской судьбы и души. Она затрагивает все ипостаси их: сестра, жена, мать, юная девушка в ожидании любви, женщина в любовной борьбе, крестьянка, циркачка, вдова, староверка, отравительница, соблазнительница. Талант был очевиден, но уж очень непривычен, неясна его суть: как объяснить сочетание женственности и хрупкости с твёрдостью, чеканностью языка и ритма – явном свидетельстве жёсткой, почти мужской воли? Это «двуликая» поэзия, «петербургская» поэзия, где сочетаются, как в самом Петербурге, нежность и твёрдость, вода и воздух, камень и гранит, что особенно волшебно в белые ночи… Недаром было сказано: «И если Пушкин – солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью».4 Обобщение: На основе анализа «Когда в тоске самоубийства…». Самое необычное для так называемой женской поэзии – Ахматова – первая женщина - поэт, заговорившая о трагической участи поэта и его страны; это лирика гражданская. Женское счастье и участь поэта несовместимы. Об этом, наверное, и эти стихи: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор всё как будто больна.Здесь особый трагизм: для поэта невозможно отказаться от творчества и невозможно – от любви… Ахматовой удалось стать женским голосом времени, России. Блок сказал: «О Русь моя, жена моя, до боли нам ясен долгий путь…». И словно бы эта загадочная жена, возлюбленная, вдруг откликнулась голосом Ахматовой, её лирических героинь - не бытовых, а бытийных, вечных женщин во всех проявлениях доли и голоса. Более того, она чувствовала себя воплощением всех женщин, и живущих теперь, и живших века назад. Она – собрание в единый образ всех их! Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костёр опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Всё возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить. «Последняя роза», год.Отсюда – и образ смуглой музы с дудочкой в руке, музы, с античных времён загоревшей под солнцем всех протекших веков…5Рефлексия:И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».*** Молчащая страна, безгласная страна(без гласных, без голоса), звавшаяся прежде Россией, теперь – РСФСР, СССР… и это горловое, растянутое АААААА - потаённая песня, растянутый во времени психологический роман в стихах. Роман, романс о девушке, женщине, России – жене, матери, Богородице… Поэтому истинное место её поэзии – страна, вернувшая себе имя России; только в ней Ахматова и может быть «златоустой Анной»…Кипенье сердца, высверки ума? Поэзия, так что же ты такое? Не это ль вечно длящееся «А», Прорвавшееся пенье горловое…Приложения. (Особенности лирики Ахматовой.)№1.Глубина психологизма достигается с помощью единичных бытовых деталей, становящихся «говорящими». Соединение обыденного и глубины чувства придаёт стихам необыкновенную психологическую и художественную убедительность. Деталь становится знаком глубокого обострения чувств.№2.Её любовная лирика – всегда поэзия разрыва, кануна, утраты чувства, последней встречи, «пятого акта драмы». О.Мандельштам: «Ахматова принесла в русскую поэзию всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева…, всего Достоевского. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».№ 3.Постоянный мотив непонимания, неприятия лирическим адресатом-мужчиной женщины-поэта. Непереносимые муки любви поэта переводятся ею в «женский план». Н.Недоброво: «В поэзии Ахматовой – «вечное колесо любви поэтов», трагедия несчастного Аполлона, полюбившего Дафну, но вместо счастья получившего лавр – «венок славы».№ 4.Ахматова дала поэзии право «женского голоса»; до неё женская поэзия ограничивалась больше лирическим излиянием любовных переживаний по адресу почти безликого возлюбленного (Каролина Павлова, Евдокия Ростопчина). Ахматова же создала богатую галерею мужских образов: иногда это «мальчик весёлый», «сероглазый жених», обольститель, разлучённый возлюбленный, иногда – исторический или литературный герой.№ 5.Лично-интимное всегда соединяется с общенациональным (трагическая судьба России) и вечным (образ Богоматери, Богородицы). Она ощущала боль эпохи как свою собственную, трагедия страны отразилась в её личной трагедии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.