Реферат по предмету "Разное"


«В то время я гостила на земле»

1Материалы к уроку «В то время я гостила на земле» (Художественный мир Анны Ахматовой)Я с самого начала знала всё про стихи… А.Ахматова.Златоустая Анна Всея Руси. М.ЦветаеваЦели: Углубление и систематизация знаний о жизненном и творческом пути А.А. Ахматовой. Развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст сложного мира ахматовских стихов.Задачи: 1. Обобщить знания об основных этапах жизненного и творческого пути поэта. 2. Актуализировать представления обучающихся об особенностях мира ахматовской лирики – психологизм, гражданское начало, образ поэта, разрушение стереотипа «женской» лирики. 3. Подвести к убеждению, что ахматовская лирика – развернутый во времени психологический роман, в котором лирический герой – не просто поэт, а такой же вечный образ, как и образ Родины. 4. Заставить задуматься выпускников школы о роли и месте каждого в судьбе и жизни Родины и общества. На доске опорные даты:*1910 г. – свадьба с Гумилёвым. 1912 г. – рождение сына, «Вечер», слава. 1914 г. – «Чётки», наступил 20 век. 1917 г. – «Белая стая». 1921 г. – «Подорожник», гибель Гумилёва. 1922 г. – «Anno Domini»(«В лето Господне»).Конспективный сценарий урока:1. Слово учителя: После актуализации основных вех жизни переход к теме «Гибель Серебряного века и торжество «века железного».- «С середины 20-х годов меня почти перестали печатать…». Но никуда не уехала. Затем – арест сына, война, эвакуация. 1944 год – вернулась в Ленинград, «страшный призрак, притворившийся моим городом…». 1946 год – постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» - отлучение от главной, литературной, жизни: «И упало каменное слово \\ На мою ещё живую грудь». Давали жить – дышать не давали: «Одна на скамье подсудимых \\ Я скоро полвека сижу». Почти не публикуют, под наблюдением, кормят переводы… 1964 – Италия, межд. премия «Этна-Таормина»(за 50 лет поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника стихов). 1665 – Англия, степень почётного доктора Оксфордского университета.«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».^ Вопрос классу: Правду ли она говорит, эта женщина, пережившая столько трагедий? Или это голос поэта, счастливого тем, что «посетил сей мир в его минуты роковые»? Кто этот сфинкс русской поэзии, о загадке которого заговорили сразу же после появления первого сборника?(Она счастлива тем, что разделила судьбу страны, её счастье и её горе, она сама стала воплощением этой страны) 2Анализ стихотворных текстов поэта и позиции критиков (работа в группах или фронтально)Выданы задания группам и приложения (высказывания критиков)Задания группам: 1группа: «Молюсь оконному лучу». -Что сказано о душевном состоянии героини? -Кто она? -Какова роль художественной детали, почему она занимает почти всё пространство стихотворения? Обратите внимание на приметы этой вещи. -Сопоставьте первую и последнюю строки (кольцевая композиция).*Приложение № 1 – первая особенность лирики Ахматовой.2 группа:«Песни последней встречи». -Кто здесь героиня? -Это стихи встречи или разрыва, кануна? -Какие детали выдвигаются на первый план? Почему именно они? *Приложение № 2 – вторая особенность.3 группа:«Сжала руки под тёмной вуалью». -Что означает первый жест стихотворения? -Каково значение формы «диалог в диалоге»? (Критики много писали о драматургичности её лирики. Напряжение, смысл, таящиеся в диалоге, - одно из выражений катастрофичности и таинственности мира. 4 группа: -Анализ «Всё мне видится Павловск холмистый». *Приложение № 4.3 Отчеты групп о работе по схеме: -почему так странно немногословна её любовная лирика?-Что это за любовная страсть, скорее напоминающая затишье перед грозой, где лишь два-три слова вспыхивают, как отдалённые зарницы?-Если речь идёт о неимоверном любовном страдании, почему так прекрасен мир в её стихах?-Почему рассказ о любви в её тончайших психологических нюансах вдруг раскрыт женщиной несравнимо глубже и сильнее, чем мужчиной?*Не попробуете вы ответить на эти вопросы, опираясь на стихи Ахматовой?-Анализ «Молюсь оконному лучу».(Мир сосредоточен на одном предмете – подсвечнике – совершенно незначительном по сравнению с её состоянием: так одной деталью Ахматова передает бездну отчаяния и подавленный крик души). - Анализ «Песни последней встречи».(Героиня изменилась: одинокая и слабая в предыдущем стихотворении становится совершенно другим человеком – сильным драматическим характером.)-Анализ «Сжала руки под тёмной вуалью».(Критики много писали о драматургичности её лирики. Напряжение, смысл, таящиеся в диалоге, - одно из выражений катастрофичности и таинственности мира.) -Очевидно, что трудно определить причину разлада, но ясно. Что начат мучительный разговор ею. Она назовёт всё шуткой, но главное – оказалась непонятой, убившей и чувство, и возлюбленного. Фраза про «терпкую печаль» имеет очень древний символический смысл: это подношение отравленного зелья. Этот жест и вызвал всё дальнейшее. -Вновь – в одной точной детали – психологическая бездна: «искривился мучительно рот». Здесь и необходимый оксюморон: «улыбнулся спокойно и жутко». -Роль деталей в этих стихах? Предметы словно вбирают в себя напряжение любовного поединка, делают событие более «выпуклым». -Как ритмические средства передают состояние героини?(Перенос, анжанбеман: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру».Так показано не только «задыхание» героини, так подчёркивается ударное слово. Обратите внимание и на рифму «жутко-шутка» как символ соседства и неразделённости в жизни комического и трагического. -«Не стой на ветру» - как вы истолкуете эту фразу?(особо – об образе ветра.)-Анализ «Всё мне видится Павловск холмистый». *Приложение № 4. Ахматова словно примеряет разные маски, каждая из них –та или иная грань женской судьбы и души. Она затрагивает все ипостаси их: сестра, жена, мать, юная девушка в ожидании любви, женщина в любовной борьбе, крестьянка, циркачка, вдова, староверка, отравительница, соблазнительница. Талант был очевиден, но уж очень непривычен, неясна его суть: как объяснить сочетание женственности и хрупкости с твёрдостью, чеканностью языка и ритма – явном свидетельстве жёсткой, почти мужской воли? Это «двуликая» поэзия, «петербургская» поэзия, где сочетаются, как в самом Петербурге, нежность и твёрдость, вода и воздух, камень и гранит, что особенно волшебно в белые ночи… Недаром было сказано: «И если Пушкин – солнце, то она в поэзии пребудет белой ночью».4 Обобщение: На основе анализа «Когда в тоске самоубийства…». Самое необычное для так называемой женской поэзии – Ахматова – первая женщина - поэт, заговорившая о трагической участи поэта и его страны; это лирика гражданская. Женское счастье и участь поэта несовместимы. Об этом, наверное, и эти стихи: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор всё как будто больна.Здесь особый трагизм: для поэта невозможно отказаться от творчества и невозможно – от любви… Ахматовой удалось стать женским голосом времени, России. Блок сказал: «О Русь моя, жена моя, до боли нам ясен долгий путь…». И словно бы эта загадочная жена, возлюбленная, вдруг откликнулась голосом Ахматовой, её лирических героинь - не бытовых, а бытийных, вечных женщин во всех проявлениях доли и голоса. Более того, она чувствовала себя воплощением всех женщин, и живущих теперь, и живших века назад. Она – собрание в единый образ всех их! Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костёр опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Всё возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить. «Последняя роза», год.Отсюда – и образ смуглой музы с дудочкой в руке, музы, с античных времён загоревшей под солнцем всех протекших веков…5Рефлексия:И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».*** Молчащая страна, безгласная страна(без гласных, без голоса), звавшаяся прежде Россией, теперь – РСФСР, СССР… и это горловое, растянутое АААААА - потаённая песня, растянутый во времени психологический роман в стихах. Роман, романс о девушке, женщине, России – жене, матери, Богородице… Поэтому истинное место её поэзии – страна, вернувшая себе имя России; только в ней Ахматова и может быть «златоустой Анной»…Кипенье сердца, высверки ума? Поэзия, так что же ты такое? Не это ль вечно длящееся «А», Прорвавшееся пенье горловое…Приложения. (Особенности лирики Ахматовой.)№1.Глубина психологизма достигается с помощью единичных бытовых деталей, становящихся «говорящими». Соединение обыденного и глубины чувства придаёт стихам необыкновенную психологическую и художественную убедительность. Деталь становится знаком глубокого обострения чувств.№2.Её любовная лирика – всегда поэзия разрыва, кануна, утраты чувства, последней встречи, «пятого акта драмы». О.Мандельштам: «Ахматова принесла в русскую поэзию всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева…, всего Достоевского. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».№ 3.Постоянный мотив непонимания, неприятия лирическим адресатом-мужчиной женщины-поэта. Непереносимые муки любви поэта переводятся ею в «женский план». Н.Недоброво: «В поэзии Ахматовой – «вечное колесо любви поэтов», трагедия несчастного Аполлона, полюбившего Дафну, но вместо счастья получившего лавр – «венок славы».№ 4.Ахматова дала поэзии право «женского голоса»; до неё женская поэзия ограничивалась больше лирическим излиянием любовных переживаний по адресу почти безликого возлюбленного (Каролина Павлова, Евдокия Ростопчина). Ахматова же создала богатую галерею мужских образов: иногда это «мальчик весёлый», «сероглазый жених», обольститель, разлучённый возлюбленный, иногда – исторический или литературный герой.№ 5.Лично-интимное всегда соединяется с общенациональным (трагическая судьба России) и вечным (образ Богоматери, Богородицы). Она ощущала боль эпохи как свою собственную, трагедия страны отразилась в её личной трагедии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковские вклады (банковский депозит)
Реферат Голландская Ост-Индия
Реферат Совершенствование технологических операций при ремонте скважин с применением депрессионных устройств
Реферат Географія дорожньо-транспортних пригод в Дніпропетровській області
Реферат Психологические факторы формирования личности с криминальным поведением
Реферат §1 Нация и национальная идея. Основные типологические черты национальной идеи, предпосылки для ее образования и развития
Реферат Аравия до ислама
Реферат Реконструкция прав обязанностей и взаимоотношений князя и дружины по Повести временных лет
Реферат Техника разведения крупного рогатого скота
Реферат Колективні переговори та укладення колективного договору
Реферат Диагностическое мышление как разновидность доказательства
Реферат Корпоративная автоматизированная информационная система как ресурс бизнеса (как поставить ИТ на службу бизнеса?)
Реферат Страхование экологических рисков
Реферат Аудит налога на добавленную стоимость во внешнеторговых сделках
Реферат Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах на основе этимологического анализа