Реферат по предмету "Психология"


Проблемы личности, общения в российской психологии

Министерство образования и науки РФ Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ярославский филиал Реферат по деловому общению Проблемы личности, общения в российской психологии Работу выполнила Сивякова Е.В. 3 курс II ВО Ярославль 2006 План Введение … 3 Понятие и структура личности в психологии… 5 Исследования личности в отечественной психологии… 9

Личность и общение… 12 Проблема психологии общения… 16 Заключение….21 Литература… 22 Введение Почти 150 лет назад О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что человек не только нечто большее, чем биологическое существо, он также больше, чем просто «сгусток культуры»1. Иными словами, нужна специальная наука для его изучения и понимания.

Такой наукой, по утверждению Конта, должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека. С тех пор сама психология разделилась на множество самостоятельных научных дисциплин, а социология обрела свой специфический предмет исследований. В результате возникла дискуссия о том, какие аспекты личности должны изучать разные науки и, прежде всего общая психология, социология и социальная психология.

Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на следующих заключениях, по которым чаше всего возникает согласие между спорящими сторонами: общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности, для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» (В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы,

как носитель той или иной социальной роли, социальная психология рассматривает личность, прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом невозможно себе

представить вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном

счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми. Исходя из вышесказанного, целью данного реферата является исследование проблемы личности, общения в

российской психологии. Понятие и структура личности в психологии В современной психологии вряд ли найдется понятие, определение которого было бы более многозначным, а попытки четкого определения – более многочисленными, чем понятие "личность". Приведём некоторые определения личности, которые делают акцент на разные аспекты личностной проблематики: Б.Г.Ананьев: личность – субъект труда, познания и общения.

И.С.Кон: личность – это специфическая интеграция социальных ролей. А.Г.Ковалёв: личность – это сознательный индивид, занимающий определённое место в обществе и выполняющий определённую общественную роль2. Уже стало тривиальным, что авторы учебников или специальных работ указывают на разнообразие подходов, отмеченных Г. Олпортом в 40-е годы, когда он приводил свыше 50 различных определений личности. Выдвигают достаточно отличающиеся определения понятия личности, тогда как объект определения

один и тот же. Причины этого кроются в глубокой диалектической природе человеческой личности. Вряд ли найдется другой такой объект изучения, при описании которого столь часто обнаруживались бы полярности, как это наблюдается при построении теории личности: индивидуальное и общественное в природе личности, природное (биологическое) и социальное в личности, уникальное и всеобщее в структуре личности, структура и динамика личности, сознание и бессознательное в личности, внешнее и внутреннее в деятельности

личности и т. п. – вот далеко не исчерпывающий перечень тем, привлекающих внимание ученых3. Существуют близкие к понятию «личность» понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность». Для социально-психологического анализа личности их следует четко разграничить. Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.

), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального

факторов, при ведущей роли социального фактора. «Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности, общения» (А.А.Реан)4. В несколько упрощённом виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Кроме этого психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует

их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. Различия в трактовке личности касаются, пожалуй, больше всего - представления о структуре личности. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.

Г.Ковалёв, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьева и др.). Меньше всего согласия существует по вопросу о том, включаются или нет в личность индивидуальные психологические особенности. А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: темперамент (структуру природных свойств); направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности - это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности. К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни: * социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); * биологически обусловленные особенности (темперамент,

задатки, инстинкты, простейшие потребности); * опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); * индивидуальные особенности различных психических процессов. Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: * определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); * динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам.

Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; * статус и социальные функции-роли; * мотивация поведения и ценностные ориентации; * структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: - субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; - координационному, при

котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь - соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов5.

Исследования личности в отечественной психологии Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористические, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу о самоактуализации «Я» («Я – концепцию»), экзистенциальные и другие 6. Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений

отечественной психологии. Для начала следует остановиться на некоторых принципиальных положениях общей психологии. В своей книге "Проблемы общей психологии" С. Л. Рубинштейн прямо указывает, что введение в психологию понятия личности обозначает, прежде всего, объяснение психических явлений из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. Пути исследования психологии личности были намечены в своё время советскими психологами.

Опираясь на марксистскую теорию о социальной природе психики, советская психология рассматривает личность как продукт общественно - исторического развития, беря за основу положения К. Маркса: "Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами"7. Исследования личности в отечественной психологии проводились в основном в двух аспектах. В одних исследованиях изучалось строение самой деятельности, мотивы (А.

Н. Леонтьев), соотношения сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн). К этой линии следует отнести работы В. Н. Мясищева, посвященные проблеме отношения, работы грузинской школы Д. Н. Узнадзе, Д. А. Прангишвили (теория отношений), а также исследования Б. Г. Ананьева. Другая линия исследования личности — это путь формирования личностных особенностей,

черт характера в процессе воспитания и обучения (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин). Сам педагогический процесс становится предметом изучения психологов (Л. И. Божович, Л. С. Славина, В. М. Неверович). В этих работах исследуются условия, под влиянием которых у детей формируются те или иные особенности личности. Кроме этого в работах отечественных исследователей ставится вопрос об анализе самого процесса

формирования этих особенностей, изучается его психологическая природа. В этих исследованиях делается попытка активно формировать эти особенности, т.е. личность изучается в процессе целенаправленного воспитания (работы A. В. Ковалева, А. Л. Шнирмана, А. А. Бодалева и др.). Немало работ посвящено возрастным особенностям личности.

Во всех этих исследованиях ставился вопрос о возникновении этических мотивов, умения действовать по моральным нормативам (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Л. С. Славина), развивается положение Л.С. Выготского о том, что возникновение "внутренних инстанций" у ребенка является определенным личностным индикатором, возникающим на определенной возрастной ступени. Многообразны точки зрения на вопрос о том, в чем заключается специфика социально-психологического подхода

к изучению личности. Наиболее четко эти представления сформулированы Г, М.Андреевой, Е. С. Кузьминым, Б. Д. Парыгиным, К. К. Платоновым, Е. В. Шороховой. По мнению Г. М. Андреевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности),

и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)». В этой связи «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)»8. Личность и общение

Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступает в форме общения. Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятным,

если дать одно из определений межличностного общения. «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность»9. Общение – сложное явление. И для того, чтобы был возможен анализ каждого элемента, необходимо обозначить его структуру. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею. Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми информации, а не только простое информирование друг друга. В процессе коммуникации люди влияют друг на друга посредством знаковой системы.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений. В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и др. различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Передача любой информации возможна лишь при наличии знаковых систем, с помощью которых

она передается. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникативном процессе: - человеческая речь (вербальная коммуникация) – естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию); - оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику; - паралингвистическая

система - качество голоса и тональность, и экстралингвистическая – включение в речь пауз, темп речи; - организация пространства и времени коммуникативного процесса; - контакт глаз. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами. В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен

действиями, спланировать общую деятельность. Существует следующие типы взаимодействия: - кооперация – необходимый элемент совместной деятельности; - конкуренция, приводящая к конфликтам, которые подразделяются на конфликты продуктивные и деструктивные. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок

партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнер по общению Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведение мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем более богат и мир его восприятия других людей. Вместе с тем, познавая другого человека, обогащается и собственное самосознание личности. Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнеру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений

к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент. В процедуре общения выделяют следующие этапы: Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает

человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления

обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".   Для того чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо

проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение – процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума. Проблема психологии общения Как было показано выше, жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения. Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся наши психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие.

Так, с точки зрения Выготского, одного из основоположников советской психологии, в процессе индивидуального развития первичны такие формы человеческого общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т.д. Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием человеческого общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения. Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп.

Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения.

Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или правительственном чиновнике. В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения, различал макро мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в

контакт, формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности. Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях. Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда только одному из партнеров

отводится роль активного участника, а другому — пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много — беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое

людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Так для разговора начальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов. Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику

подобных ситуаций. К ним добавляются множество других: интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д. В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью, то есть, как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику,

что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать.

Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время

и место, где она происходит, ее длительность и т.д. В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа интимно-личностное общение.

Дадим более подробно понятие делового общения. Деловое общение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен.

В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления10. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером

дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения. В ситуации групповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие

друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники.

Таким образом, общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Заключение Данный реферат посвящён одной из актуальных проблем отечественной психологии – проблеме личности, общения. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических

методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал создание климата делового

сотрудничества, доверия и уважения. Как показал анализ психологических исследований по проблеме личности, общения этот вопрос рассматривался в различных аспектах многими исследователями. В целом по работе можно сделать следующие выводы:



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансы и их система управления на АТП
Реферат Продуктивні сили Китаю
Реферат Роль и место Австрии в мировой экономике
Реферат Gutter=113> 78 Корнилов Евгений Последний день Атамана Каледина Участники трагедии Каледин Алексей Максимович
Реферат Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг (на примере ВЦ "КраснодарЭКСПО")
Реферат Страховий ринок. Галузі, форми і види страхування
Реферат Земельное право 7
Реферат Россия в период Ивана Грозного 1533-1588гг
Реферат Развитие взаимоотношений между Россией и Германией
Реферат Экспозиционно-выставочная деятельность музея Морского Флота Роль выставки
Реферат Организация психокоррекционной работы с высоко-тревожными
Реферат Столыпинская модернизация
Реферат Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Рекламное агентство"
Реферат Россия в глобализирующемся мире
Реферат Химически опасные объекты России,аварии на них