Реферат Пояснительная записка дипломной работы состоит из 101 листа, содержит 12 рисунков и 5 таблиц. Ключевые слова: система OSS, автоматизация сети абонентского доступа, технический учёт, паспортизация, картография, схемотехника, программное обеспечение, база данных. Дипломная работа содержит 6 разделов, в которых рассмотрены: анализ общих задач автоматизации для сетей связи, общее описание системы «Аргус», принципы построения и область ее применения, назначение и цели создания подсистемы графических документов, общие системы и требования к ней, выбор программных библиотек и среды разработки системы, описание объектной модели, описание процесса разработки программного обеспечения, в том числе отладки и модернизации, анализ первых результатов внедрения, мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности. СОДЕРЖАНИЕ Реферат 1СОДЕРЖАНИЕ 3ВВЕДЕНИЕ 4ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 ВВЕДЕНИЕ С начала 80х годов, в связи с появлением большого числа различных телекоммуникационных служб и услуг, в задачах руководства предприятия электросвязи встали вопросы об эффективном и оптимальном использовании внутренних ресурсов, обслуживания абонентов и взаимоотношений с поставщиками и партнерами. Тенденции перехода к сетям NGN не упрощают решение вопросов эксплуатационного управления, а добавляют новые сложности. Решение каждой такой задачи или проблемы в общем случае требует как индивидуального подхода к каждой из них в отдельности, так и ко всем одновременно, так как все эти задачи неотъемлемо связаны друг с другом. Для управления компанией и оптимального использования внутренних ресурсов, разработаны концепции OSS/BSS и ERP, ориентированные на бизнес-процессы компании - поддержка управленческой деятельности предприятий (планирование материальных, человеческих, финансовых ресурсов). Для внешнего взаимодействия с рынком, разработана концепция CRM, предназначенная для построения устойчивых деловых отношений с клиентами, и бизнес стратегия, ядром которой является "клиенто-ориентированный" подход. Последняя нацелена на то, чтобы сделать клиента более выгодным и максимально освоить его покупательский потенциал. Отдельно нужно выделить OSS-решения для телекоммуникационных Операторов, содержащие мощные системы технического учета и борьбы с неисправностями. Большинство операторских сетей представляют собой довольно сложную сеть, состоящую из телекоммуникационного оборудования разного типа, разработанного различными производителями. Часто сеть Оператора состоит из нескольких составляющих: отдельно организованная сеть доступа и отдельно созданная транспортная сеть, каждая из которых требует своего подхода к эксплуатации. На сегодняшний день, ни один из производителей, разрабатывающих системы OSS, не в силах предложить полноценное комплексное решение, охватывающее все аспекты деятельности телекоммуникационных компаний. Предлагаются частные решения, охватывающие часть проблемы, но это сразу вызывает вопрос об интеграции оборудования различных производителей в единую систему. Каждая из таких интегрированных систем стоит существенных денег для оператора любого масштаба, так как чем более сложным и распределенным ресурсом владеет оператор, тем сложнее и, соответственно, дороже является решение рассматриваемых задач. Кроме того, необходимо учитывать специфику самого Оператора: российские сети связи не допускают применения некоего базового подхода, устраивающего западные телекоммуникационные компании. Попытка адаптации законченной системы может весьма существенно увеличить ее стоимость, поэтому Оператору выгоднее приобретать ту систему OSS, которая удовлетворяет его сегодняшним нуждам и ориентирована на развитие, модернизацию и взаимодействие с другими системами OSS. Принимая во внимание повышенный интерес к сети доступа на российском рынке и увеличение доходов от услуг, реализуемых Оператором именно в секторе абонентского доступа, добавив сюда специфику российских сетей доступа, а также довольно слабый набор решений OSS, ориентированных на сеть доступа, можно уверенно сделать вывод о необходимости существования российской разработки в области OSS для сети доступа. Такое решение и было разработано в научно-техническом центре «Аргус» и получило название «Платформа OSS сети доступа АРГУС». Назначение OSS сети доступа АРГУС состоит в оптимизации эксплуатационных процессов и централизованного обслуживания клиентов на сети абонентского доступа. Следует отметить, что данная система решает только часть задач, описанных в международных рекомендациях по системам OSS (TMN, TMF), и ориентированна на совместное использование с другими OSS/BSS решениями. АРГУС охватывает всю абонентскую сеть оператора (кабельные и линейные сооружения) в плане измерений, ремонта, паспортизации, а также включает в себя средства, позволяющие организовать обслуживание клиентов. Для взаимодействия АРГУС с другими OSS системами возможно использование средств адаптации (например, реализованы описанные в концепции TMN механизмы адаптации TF – Transformation Function), то есть преобразование структуры информации к такому виду, в котором она могла быть обработана второй системой OSS. Таким образом, АРГУС может быть как самостоятельной системой для OSS сети доступа, так и стать частью полномасштабного решения OSS, учитывающего всю специфику российской сети доступа. Для российского Оператора внедрение системы АРГУС становится одновременно и решением всех проблем эксплуатационного управления на сети доступа, и закладыванием фундамента для построения полномасштабной OSS системы. Целью данной дипломной работы является разработка программного обеспечения функций схемотехники и картографии для подсистемы паспортизации «Платформы OSS сети доступа АРГУС», обеспечивающих обработку графической документации и предназначенных для использования в составе автоматизированного рабочего места подразделения оператора электросвязи по обеспечению технического обслуживания абонентов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сегодня развитие индустрии инфокоммуникационных услуг в России стремительно набирает темпы. С появлением новых возможностей, развитием мобильного сектора сетей связи, изменением системы оплаты услуг связи проблема качественного обслуживания абонентов приобретает особую важность, так как неудовлетворительное обслуживание повлечет за собой потерю абонентов, и как следствие этого – прямые убытки для оператора. А ведь под качеством обслуживания подразумевается не только качество связи, но также и качественное «сервисное» обслуживание клиентов – отсутствие очередей в отделе работы с посетителями, быстрые и точные ответы оператора на запросы клиентов об их счетах, причинах отключения телефонных аппаратов, других важных вопросов, реагирование на претензии абонентов и т.д. Реорганизация рабочих процессов подразделений технического обслуживания абонентов и их автоматизация посредством современных программно-аппаратных комплексов сейчас жизненно необходимы операторам связи. К сожалению, операторы не всегда имеют в наличии свободные финансовые средства для модернизации своих отделов, служб и подразделений. В последнее время, в связи с общей тенденцией развития и удешевления компьютерных технологий, необходимые затраты на оборудование программно-аппаратных комплексов становятся не так уж велики на фоне значительного экономического эффекта от внедрения автоматизированных систем управления. Одним из вариантов такого решения стала система операционной поддержки (OSS) предприятия связи для сети доступа под названием «Аргус». В данной дипломной работе рассмотрены вопросы разработки одного из элементов этой системы, а именно функции обработки графических документов для подсистемы паспортизации отдела Технического Учёта. Разработанные модули полностью соответствуют поставленной задаче и удовлетворяют всем требованиям, определённым в руководящих документах, а также пожеланиям заказчиков. Первые результаты работы были внедрены в филиалах оператора электросвязи «Ленсвязь» в составе очередной итерации версии платформы OSS сети доступа «Аргус». При этом был сделан серьёзный шаг к новому пониманию назначения и необходимости подобных систем. И пользователи, и разработчики смогли наглядно представить широту возможностей автоматизации работы подразделений технического обслуживания. Несомненно, такие особенности как подсистема схемотехники и картографии играют существенную роль в конкурентоспособности разрабатываемого программного продукта, поскольку не только создают первое впечатление от работы с программой, но и реализуют очень важный набор функций, без которых автоматизация остальных отделов теряет смысл. Одним из недостатков данной работы является недостаточная проработка модели на этапе проектирования архитектуры, которая изначально не учитывала всех тонкостей предметной области вследствие неполной формализации и постоянного изменения требований. Такие особенности взаимодействия с заказчиком вызваны недостатком опыта в разработке систем подобного класса, как в данной лаборатории, так и в России в целом. Но чем актуальнее проблема и выше новизна решений, тем ценнее приобретенный за время разработки опыт, как для отдельно взятого инженера, так и для всей отрасли инфокоммуникационных технологий. В дальнейшей работе следует больше внимания уделять этапу формализации и анализа поставленной задачи. Автор планирует продолжить дальнейшую разработку системы в качестве постоянного сотрудника лаборатории. Организация технического обслуживания на предприятиях связи предоставляет широкое поле деятельности для разработчиков программного обеспечения. Таким образом, со временем в систему планируется добавить следующий функционал: Введение масштабных схем с поддержкой метрики, которая позволит пользователю строить настоящие чертежи и планы помещений и оборудования. На настоящий момент система «Аргус» позволяет строить только схематичные документы, без привязки к реальным размерам и выдержки масштабов, в то время как паспортизация требует полноценных чертежей, таких как «План размещения оборудования кросса». Введение учёта воздушных кабельных линий с поддержкой их размещения на карте и паспортизации соответствующих сооружений. Данные функции должны вводиться в соответствии с планом на новую версию. Они позволят охватить учётом районы сети доступа, организованные при помощи хоть и устаревших, но все еще весьма распространенных воздушных линий связи. Расширение функционала карты для генерации и отображения статистической информации, такой как зона покрытия и районы обслуживания. Это позволит использовать картографические документы не только для ввода данных и получения справочной информации, но и для анализа ситуации, а также оценки качества технического обслуживания сети доступа и охвата абонентского потенциала. Параллельно с вводом новых функций будет дорабатываться и платформа, постоянно требующая модернизации и расширения для достижения максимальной гибкости системы, которая жизненно необходима при внедрении таких сложных решений в производство.Из всего вышесказанного можно сделать чёткие выводы о том, что тема, рассмотренная в данной дипломной работе, действительно актуальна для российских операторов электросвязи и имеет как весомую практическую пользу, так и широкие перспективы развития.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ЛОНИИС. Руководство по техническому учёту оборудования и паспортизации сооружений ГТС. / М.: Связь, 1979.Минсвязи РФ. Требования к системе эксплуатационной поддержки оборудования электросвязи, применяемого на Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. / М., 2001.Бакланов, И. Будет ли работать OSS в России. Аналитическая статья / Бакланов, И., Интернет-портал Connect! (www.connect.ru), 2005.Eric Braude. Software Design: From Programming to Architecture / 2004.Эрик Брауде. Технология разработки программного обеспечения. / СПб.: Питер, 2004.ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения.Delphi 6. / СПб.: Изд-во БХВ-Петербург, 2001.Гофман, В. Э. Работа с базами данных в Delphi. / Гофман В. Э., Хомоненко А. Д., СПб.: БХВ-Петербург, 2000 г.Краснов, М. В. OpenGL в проектах Delphi. / Краснов, М. В., СПб.: БХВ-Петербург, 2000.Шикин, А. В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. / Шикин, А. В., Боресков, А. В., М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1998.ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения.