Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальное исследование эмоций у детей

Экспериментальноеисследование эмоциональной сферы у детей
 
1.1.Организация исследования и методы изучения эмоциональной сферы у детей
Исследованиедетей с умеренной умственной отсталостью проводилось в МОУ «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школе № 23 ».
В2007-2008 учебном году в школе обучается 161 ребенок, функционирует 16 классов,из них 3 класса для детей с умеренной умственной отсталостью, 12 групп продленногодня. В нашем исследовании участвовало 19 детей (от 8 до 11 лет), средний возрасткоторых 9,25 лет. Из них 10 девочек и 9 мальчиков.
Исследованиедетей с нормальным умственным развитием проводилось в МОУ Средняя общеобразовательнаяшкола №8». В школе обучается 375 человек. В нашем исследовании принимали участиедети 2-4 классов в количестве 19 человек (от 8 до 11 лет), средний возраст которых9,65 лет. Из них 10 девочек и 9 мальчиков.
Исследованиепроходило в три этапа, на каждом из которых проводилась определенная методика:
1этап. Методика «Эмоциональная память», целью которой является установление зависимостипроизводительности запоминания от чувств. Необходимый материал: список из 30 слов:10 из них связаны с чувством удовлетворения (обозначаются знаком "+"),10 – с чувством неудовлетворения (обозначаются знаком "–"), и нейтральные10 (обозначаются знаком «О»).Бумага (О) Любовь (+) Злодей (-) лампа (О) число (О) буква (О) стипендия (+) мечта (+) театр (+) печаль (-) мел (О) грязь (-) цветок (+) поэзия (+) измена (-) танцы (+) змея (-) карандаш (О) стенка (0) война (-) драка (-) свидание (+) дом (О) поцелуй (+) экзамен (+) ненависть (-) смерть (-) окно (О) торт (+) тетрадь (О)
Методика выполнения: экспериментатор просит учащихся внимательнослушать и запоминать те слова, которые он прочитает. Читает внятно, медленно. Послетого, как слова прочитаны, испытуемый записывает те из них, которые запомнил. Порядокзаписи не имеет значения. Затем экспериментатор ещё раз читает слова, а учащиесяобозначают у себя количество правильных слов, связанных с чувством удовлетворения,неудовлетворения, нейтральных. Сравнивая полученные результаты, испытуемый выясняет,оказывают ли чувства влияние на запоминание, если оказывают, то как.
2 этап. Шкала одиночества. Опросник предложен тремя авторами:Д. Расселом, М. Фергюсоном, Л. Пепло. Цель методики — исследование уровня субъективногоощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может бытьсвязано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различатьодиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребностьв нём. Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательнокаждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизнипри помощи четырёх вариантов ответов: „часто“, „иногда“, „редко“,»никогда". Выбранный вариант ответа отметьте знаком "+". Необходимыйматериал: таблица с утверждениями.
3этап. Методика «Изучение высших чувств». Цель методики — изучение особенностей высшихчувств школьников. Необходимый материал: картина «Утро» Т.Н. Яблонской.Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина «Утро» Т.Н Облонскойи предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено.После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательныхчувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их,поясняет, в чём их различие. 4 этап. Личностная шкалапроявлений тревоги. Цель — методика адаптированная Немчиным Т.А., предназначенадля измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявлятьсяиспытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Инструкция: «Вампредлагается ознакомится с набором высказываний, касающихся черт характера. ЕслиВы согласны с утверждением, отвечайте „да“, либо „нет“, еслине согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».
Необходимыйматериал: Тестовый материал №1.
I.Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2.Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3.У меня редко бывают запоры.
4.У меня редко бывают головные боли.
5.Я редко устаю.
6.Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7.Я уверен в себе.
8.Практически я никогда не краснею.
9.По сравнению со своими друзьями, я считаю себя смелым.
10.Я краснею не чаще чем другие.
11.У меня редко бывает сердцебиение.
12.Обычно мои руки бывают достаточно тёплые.
13.Я застенчив не более чем другие.
14.Мне не хватает уверенности в себе.
15.Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16.Уменя бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17.Мой желудок сильно беспокоит меня.
18.У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19.Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20.Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне непреодолеть.
21.Мне не редко снятся кошмарные сны.
22.Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь.
23.У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24.Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25.Мне приходится испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничегоне угрожает.
26.Мне трудно сосредоточится на работе, или на каком-либо задании.
27.Я работаю с большим напряжением.
28.Я легко прихожу в замешательство.
29.Почти всё время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30.Я склонен принимать всё слишком всерьёз.
31.Я часто плачу.
32.Меня нередко мучают приступы рвоты, тошноты.
33.Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34.Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35.Мне очень трудно сосредоточится на чем-либо.
36.Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
37.Моё материальное положение меня весьма беспокоит.
38.У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39.Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость.
40.Даже в холодные дни я легко потею.
41.Временами я становлюсь таким возбуждённым, что мне трудно спать.
42.Я – человек легко возбудимый.
43.Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44.Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны.
45.Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46.Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47.Я почти всё время испытываю чувство голода.
48.Ожидание меня нервирует.
49.Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50.Меня нередко охватывает отчаяние.1.2 Анализ и интерпретациярезультатов
При интерпретации результатов теста “Шкала проявлений тревожности”аномальных детей стало видно, что у большинства из них средняя оценка от 25 до 40баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняетсятем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятсяпреодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других – эти дети считаютсуществующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемыестрадают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятнымии упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены.
Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 10 баллов, — это показательнизкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей умеренной умственнойотсталостью ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положениеи престиж, и никакие проблемы и трудности не вызывают у них высокой тревожности.Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полнотыжизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми. Всегда находятся в компании друзей,стараются как можно больше общаться, делиться опытом, ведут активный образ жизни,не переживая за то, что может произойти сегодня или в будущем.
При обработке результатов у нормальных детей по методике “Шкалаодиночества”, получились следующие результаты: основная масса учащихся (90%) показалинизкий уровень одиночества (от 0 до 25 баллов). Это говорит о том, что нормальныедети, ведущие активный образ жизни, имеющие много друзей и наставников, не замыкаютсяв себе, не чувствуют себя одинокими.
В процессе беседы мною был задан вопрос, что такое одиночество?На что многие ответили так: “Ну, я не знаю точно но, наверное, это чувство, когданикого не интересует то, что происходит с тобой, никто не приходит на помощь”. Этотответ говорит о том, что большинство учащихся даже не знакомы с таким чувством,как чувство одиночества, постоянно окруженные вниманием и заботой они чувствуютсебя вполне счастливыми.
У аномальных детей оказался высокий уровень одиночества (от 20до 60 баллов), и характерно то, что у многих детей – олигофренов одиночество – этожелание отгородиться от всего окружающего мира, оказаться окруженными стеной отвсех. Это чувство одиночества не вынужденное, а принятое добровольно.
На поставленный вопрос: “Что такое одиночество?” большинство ребятдали точный ответ. Этот говорит о том, что они испытывали чувство одиночества иочень хорошо знают, что это такое.Результаты исследованияпо методике «Изучения высших чувств» были следующими. Целью данной методики былоизучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальныхдетей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не простоописали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будтопрочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бумаги. Особенностью высшихчувств школьников, явилось то, что описания были не сухими, а насыщенными эмоциональностью,яркими вспышками чувств. Очень красиво в их рассказах описывается утро. Большоевнимание уделили солнцу. Хотя на картине его не четко можно видеть: “комната залитаяркими лучами просыпающегося утра”.
После окончания эксперимента, вся группа очень бурно обсуждалапроделанную работу. Было заметно, что она им очень понравилась. Все свои чувстваребята вложили в мини-сочинение.
Из этого можно сделать вывод, что высшие чувства у нормальныхдетей развиты и находятся на достаточно высоком уровне. Им не трудно подбирать слова,что бы выразить то или иное чувство к кому-либо или чему-либо.
Интерпретируя результаты детей с умеренной умственной отсталостью,можно сделать вывод о том, что многие дети (90%) просто описали картину, т.е. то,что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: “Мне понравилась картина”или “Мне не понравилась эта картина”, а почему, объяснить не смогли. В описаниипреобладала в основном констатация фактов: “На картине изображена девочка, она делаетзарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол, на столе – завтрак…” Нив одной из работ нет, какого бы то ни было сравнения, или восторга, или красноречивогоописания. Все четко и жестко.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувствау аномальных детей, находятся на очень низком уровне, недостаточно развиты. Этообъясняется первичным дефектом – нарушением головного мозга.

Источникии литература
1.   AвдееваН.Н. Развитие образа самого себя у младенца / Aвдеева Н.Н. Дисс.канд.психол.наук.М.,1982
2.   АвдееваН.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. — М.,1991.
3.   АвдееваН.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общении творчества. М., Изд-во АСТ, 1996
4.   Азбукалюбви. Книга для родителей. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996
5.   АлешинаЮ.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994
6.   АрнаутоваЕ.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторногобрака матери. Дисс. канд.пед.наук., М., 1996
7.   БаженоваО.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., Изд-во Моск.Ун-та, 1986
8.   БаженоваО.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условийпсихологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4.
9.   БожовичТ.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968.
10.      ВинникоттД.В. Маленькие дети и их матери / Винникотт Д.В. — М., “Класс”,1998. – 230 с.
11.      ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Выготский Л.С. т.4, М., Педагогика, 1984.– 350 с.
12.      ГальперинП.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.,1985.
13.      КарповаС.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. — М.,1967.
14.      КарповаС.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. — Ростов-на-Дону, 1987.
15.      ЛебединскийВ.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
16.      ЛебойеФ. За рождение без насилия. Пер.с фр. Репрод.изд. М., 1988
17.      ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
18.      ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
19.      ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
20.      ЛурияА.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
21.      МещеряковА.И. Слепоглухонемые дети. — М.,1974,.
22.      НемовР.С. Психология. Книга 2. — М.,1995.
23.      ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка. — М.-Л.,1932.
24.      Психическоеразвитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. — М.,1990.
25.      Психологиядетей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. — М.,1964.
26.      Развитиеобщения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. — М.,1964.
27.      Развитиеребенка //Под ред. Запорожца А.В. — М.,1976.
28.      Розенгард-ПупкоГ.И. Формирование речи у детей раннего возраста.
29.      ФолькельтГ. Экспериментальная психология дошкольника. — М.-Л.,1930.
30.      ШтернВ. Психология раннего детства / Штерн В. — Петроград,1992.–265 с.
31.      ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
32.      Эмоциональноеразвитие дошкольника. Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
33.      ЭриксонЭ. Детство и общество. Спб., Ленато АСТ, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.