Реферат по предмету "Разное"


Kfi/rph zs 2011 – 2012 Téma 7

KFI/RPH ZS 2011 – 2012 Téma 7 Религия, философия религии, религиоведениеРелигия — мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему. В истории всегда существовало и поныне (существовать) __________________ огромное многообразие религий и религиозных верований, глубинно различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком, набором норм отношения людей к Богу, культовой (обрядовой) практикой. Обычно (различать) _________________ два основных типа религий. Во-первых, это естественные религии, которые (находить) __________________ своих богов в тех или иных природных силах; их часто (называть) ____________________ также этническими или этнонациональными религиями, поскольку они тесно связаны с определенными особенностями национального склада характера, духовной культуры народа, исторически сформировавшимися у него обычаями и традициями и т. д. Во-вторых, это мировые религии, которые (исходить) __________________ из признания существования некоей высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Эта универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом. К числу мировых религий (относить) __________________ христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Говоря о религии, мы будем далее иметь в виду преимущественно и главным образом христианство. Здесь же (заметить)________________________, что в христианстве и в западноевропейской философии, развивавшейся под значительным влиянием христианства, первый тип религии, а именно религии этнические, часто называют язычеством. В структуре развитых теорий обычно (выделятъ) _____________ следующие основные компоненты религии. Во-первых, обыденное сознание верующих (совокупность имеющихся у них верований и представлений) и теоретически систематизированную часть религии, называемую богословием или теологией. Во-вторых, религиозную деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия. В-третьих, отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами, которые также (мочь) __________________ быть культовыми и внекультовыми. В-четвертых, религиозные институты и их организации, главной из которых (являться) ___________________ церковь. Взятая в единстве и взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, религия (выполнятъ) ________________ мировоззренчески-интегративную функцию, (давать) ______________ определенные объяснения природы, общества и человека, т. е. мира в целом. И здесь сразу же бросается в глаза определенное сходство религии с философией. Вместе с тем религия (выполнять) __________________ и многие другие функции, которых лишена философия. Среди последних так называемая спасительно-компенсаторная функция, обещающая человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. К числу важных функций религии (относиться) ______________________ также коммутативно-интеграционная функция: религия (облегчать) _________________ общение, объединение людей, придерживающихся одного мировосприятия. И наконец, регулятивная функция, дающая человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические. Теперь о взаимоотношениях религии и религиозной веры. Нередко считается, что религиозная вера — неотъемлемый компонент религии и в любой религии она обязательно (присутствовать) _____________________. На самом деле это далеко не так. В разных религиях в понятие веры не только вкладывается разный смысл, но в значительной части из них оно даже вообще практически не употребляется. По большому счету только христианство (начинать) ____________________ характеризовать себя словом «вера». Язычество не (верить) ___________________ в богов, а (стремиться) ___________________ разобраться в их мире, чтобы подчинить духовный мир себе и своим интересам, полагаясь при этом на магическую технику своих ритуалов и заклинаний. И даже в позднеантичную эпоху религиозные чувства римлян, как отмечал А. Ф. Лосев, «очень осторожные, недоверчивые. Римлянин не столько верит, сколько не (доверять) ___________________. Он держится подальше от богов. Настроение, душевное состояние играли малозначительную роль. Надо было уметь, надо было знать, когда и какому богу молиться, — и бог не (мочь) ___________________ не оказать помощь — он юридически был обязан помогать. Бог обязан действовать, если соблюдены все правила молитвы». На Востоке вера также не отождествлялась с сущностью религиозного пути. Последний здесь (предпочитать) _____________________ осмыслять как гнозис (знание). Знание высших законов бытия, знание путей своего спасения — вот что (предлагать) ____________________ своим последователям религиозные системы Востока от даосизма до гностицизма.Ветхий Завет (сближать) ____________________ суть религиозной жизни с законом. Закон и заповедь — категории, которые (вспоминать) ___________________ иудей, размышляя о своем религиозном своеобразии. Ислам в основе своей чужд мистических взлетов и падений окружающих его религий. Он делает упор на верность, на преданность пророку и его учению. И лишь христианин или человек, выросший в сфере христианского влияния на культуру, (сказать) __________________: «Не я (уметь) ________________, не я (знать) ______________, не я (выполнять) __________________, не я (слушаться) ________________, но я верю, верую». Именно таким образом христианин выстраивает свои отношeния с бытием и Богом. Проблема взаимоотношения религии и философии, религиозной веры и знания (относиться) ___________________ к числу вечных традиционных проблем. Но при всей своей вечности и традиционности эта проблема отнюдь не оставалась неизменной в своем конкретном содержании и наполнении, а, напротив, (приобретать) _____________________ все новые грани и аспекты, ставилась и решалась каждый раз во многом иначе, чем ранее.Можно выделить четыре основных исторических этапа постановки и решения этой проблемы. Первый этап — это эпоха античности, второй этап — эпоха Средневековья, третий этап — эпоха Нового времени, охватывающая период с XVII до рубежа XIX—XX вв., и, наконец, последний — современный период. Если для первой эпохи была характерна тенденция сосуществования и взаимопроникновения философских и религиозных идей, то для второго периода характерна тенденция к постепенному преобладанию религии и богословия (теологии) над философией и наукой. Напротив, в третий период начинается, постоянно (нарастать) __________________ и углубляется конфликт, противостояния между религией и религиозной верой, с одной стороны, и философией и наукой — с другой. В это время и философия, и наука прилагали огромные усилия к тому, чтобы обособиться от религии и продемонстрировать свою полную независимость, автономность. Отсюда и столь характерные для этой эпохи прямые и часто откровенно враждебные выпады против религии и религиозной веры, приведшие к оттеснению религии на периферию духовной жизни Европы и преобладанию рационализма, в контексте которого религии заранее была уготована роль дополнительного, но не очень существенного компонента познавательной культурной деятельности человека. Совсем иначе складываются современные взаимоотношения религиозной веры со знанием во всех его формах. Современное общество остро и драматично (переживать) ________________________ конец просветительско-рационалистической эпохи с характерной для нее абсолютизацией роли и значения разума, рационального начала во всей духовной жизни. Об этом же (свидетельствовать) ____________________ не только кризис идеалов рациональности, переживаемый самой наукой на современном этапе ее развития, но и непрерывно нарастающий и расширяющийся натиск различного рода неоязыческих, оккультистских, астрологических, теософских построений и учений, как традиционных, так и новейших. На этом фоне становится всё более заметным, что нигилистическое или, по крайней мере, скептическое отношение к знанию во всех его формах, и прежде всего к научному и философскому знанию, обычно приписываемое христианству, сильно преувеличено. При сопоставлении названных выше учений с христианством, скорее, можно утверждать прямо противоположное. А именно, что самим фактом открытого противостояния и противоборства со всеми этими антиинтеллектуалистическими настроениями и поползновениями христианство (выступать) _______________________ в качестве одной из важнейших духовных опор, поддерживающих убеждённость в огромных возможностях разума. В этих условиях всё чаще высказывается мысль о том, что и у науки, и у религии вновь появляется широкое поле для согласия и сотрудничества. Подобные суждения имеют под собой историческую почву. Напомним, что именно христианская религия в значительной степени содействовала становлению научного миропонимания как средства или орудия борьбы с оккультизмом. Этот процесс начался уже на закате эпохи Средневековья, но особый размах приобрёл в эпоху Нового времени, потому что для христианства очень важно было торжество научно-механистического мировоззрения: механицизм изгонял духов из природы. Далеко не случайно, что научная картина мира родилась именно в христианской Европе, а не в арабской культуре, которая во многих отношениях была очень утонченной и высокой, и не в китайской, и не в индийской культурах. Конечно, между религией и наукой имели место серьезные конфликты. Но сегодня складываются предпосылки для их нового союза именно потому, что все эти голоса, видения, пророчества, чудотворные явления в равной мере противоречат и христианско-богословской рациональности, и рациональности научной. Вот почему можно утверждать, что острый конфликт между религией, с одной стороны, и наукой и философией, с другой стороны, столь характерный для всей эпохи Просвещения, на рубеже XX и начавшегося XXI столетия серьезно ослаблен. Начиная со второй половины XIX в. весьма существенно (измениться) ______________________ место и роль философии в осмыслении природы религии и религиозной веры. Происшедшее в эпоху Просвещения ослабление позиций религии за счет усиления роли и значимости философии одним из своих последствий имело то, что анализ природы, происхождения, функции религии почти полностью сконцентрировался в рамках самой философии, а теология (богословие), т. е. представление содержания религии и религиозной веры в строго упорядоченном и систематизированном виде, начала казаться совершенно не нужным, бесполезным «довеском». Более того, в рамках философии (сформироваться) ____________________________ в качестве ее самостоятельной ветви особая отрасль, которая стала называться философией религии. Она поставила перед собой задачу — исследовать сугубо философскими и только философскими, средствами сущность религии и религиозной веры, выдвинула критерии и требования, которым они обязательно должны удовлетворять.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005. c. 846 – 851.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнегреческая «игривая» культура и европейская порнография новейшего времени
Реферат I. Идейно-художественная организация романа Захара Прилепина «Санькя»
Реферат Великобритания: население, экономика, культура, политика
Реферат Кризи дорослості: характеристика, умови запобігання та розв'язання
Реферат Топливно-энергетический комплекс России
Реферат Особенности деятельности и правового положения полного товарищества
Реферат Сравнительный анализ функциональных и семантических характеристик глагола to make в разговорном, газетно-публицистическом и научном стилях
Реферат Социально-экономический потенциал России
Реферат Облик Астрахани в царствовании Петра
Реферат Types Of Parents Essay Research Paper Protective
Реферат Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Реферат Разработка и сопровождение баз данных в MS SQL Server 2000
Реферат Hamlet Prince Essay Research Paper William Shakespeare
Реферат Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безудрных личных окончаний
Реферат Основные субъекты трудовых правоотношений