Реферат по предмету "Разное"


International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения

INTERNATIONAL UNIVERSITY OF FUNDAMENTAL STUDIESМЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ На правах рукописи Экземпляр № 1 ДСП К У Р И С И Р И Н А В И К Т О Р О В Н А А В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени Гранд-доктора философии в области педагогической психологииНа тему: «Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей психотехнологии «Биоэнергопластика»Шифр специальностей: МВУС 29.003, МВУС 29.005, МВУС 37.001, МВУС 37.014 Научные консультанты:Президент Балтийской Педагогической Академии, доктор психологических наук, профессор-академик, заслуженный деятель науки РФВолков Игорь Павлович Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудникУчреждения Российской академии наук Института цитологии РАН,Член Президиума Ассоциации Трансперсональной Психологиии Психотерапии^ Сойдла Тыну Рихович Официальные оппоненты:Гранд-доктор экономики, Гранд-доктор юриспруденции,Гранд-доктор философии в области психологии, профессор-академик^ Шанти Пушпакумара ДжаясекараГранд-доктор философии доктор филологических наук, профессор-академикИезуитов Андрей НиколаевичЗащита диссертации состоится 22 января 2010 годаСанкт-Петербург 2010 СОДЕРЖАНИЕ.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4 Актуальность исследования………………………………………….….….5 Объект, предмет, гипотеза исследования……………………………...…...7 Цели и задачи исследования…………………………………………….…..8 Научная новизна………………………………………………………..……9 Теоретическая значимость…………………………………………...…….10 Практическая значимость……………………………………………..…...11 Положения, выносимые на защиту…………………………………..……12 Организация и этапы исследования…………………………………...…..13 Личный вклад автора………………………………………………...……..14 Внедрение результатов исследования в педагогическую практику…….15ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................................................................17 1.1. Понятийный аппарат трансперсональных практик. Понятия: «Сознание», «Состояние» «Измененные состояния сознания», «Транс»….17 1.2. Трансперсональные психотелесные практики. Отличительные особенности трансперсональных практик.…………………………………..22ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………...…24^ ГЛАВА III. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ 3.1. Общее представление о психотелесных практиках ……….……………26 3.2. Структура и содержание психотелесных практик……….. …………….28 3.3. Классификация психотелесных практик……….. ………………………29 3.3.1. Дыхательная практика …………………………………………...30 3.3.2. Ментальная практика…………………………………………….31 3.3.3. Двигательная практика…………………………………………...32 3.3.4. Отличие психотелесных практик от телесно-ориентированных………..34 3.4. Критерии трансперсональной психотелесной практики………...35^ ГЛАВА IV. АВТОРСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХО-ТЕХНОЛОГИЯ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА» 4.1. Основные понятия Йога-Данс. Структура и содержание……………………36 4.1.1. Отличительные особенности Йога-Данс…………………………….37 4.1.2. Специфика двигательной деятельности………………………...39 4.1.3. Цели и задачи………………………………………………………...40 4.2.ИСТОКИ……………………………………………………………………42 4.2.1. Йога………………………………………………………………..42 4.2.2. Хатха-Йога………………………………………………………...44 4.2.1.1.Биоэнергетическая система человека…………………….....45 4.2.3. Танец ……………………………………………………………...47 4.3. Содержание биоэнергопластики……………………………………. …..48 4.3.1. Психофизические упражнения………………………………..…49 4.3.1.1.Систематизация психофизических упражнений…………..51 4.3.2. Ментальная практика……………………………………...……...54 4.4. Биоэнергопластика как система психотелесной коррекции ………...…55 4.5. Энерго-информационный аспект ………………………………………..58 4.5.1. Использование древних традиций в ментально-двигательных действиях………………………………………………………………...59 4.5.1.1.Руны……………………………………………………….….59 4.5.1.2.Хасты…………………………………………………………644.6. Трансперсональный аспект Биоэнергопластики……………………......67 Заключение по главе IV…………………………………………………….69ГЛАВА V. Обсуждение результатов эксперимента……………………...71 Заключение ………………………………………………………………....89 Выводы ……………………………………………………………………...91 Список литературы………………………………………………………....92 ВВЕДЕНИЕ В последнее время во всем мире наблюдается усиление интереса к здоровому образу жизни, включающему физические упражнения, как удовлетворение биологической необходимости в движении, с одной стороны и потребность во внутреннем развитии и духовном росте, с другой. Официальная наука и психология, в том числе, несмотря на безусловные достижения, далеко не всегда способна ответить на самые животрепещущие вопросы, которые ставит перед собой любой мыслящий человек. Трансперсональная психология, которая далеко не везде признана официальной наукой, в значительно большей степени, чем любая другая наука о душе способна удовлетворить желание познать себя, расширить возможности саморазвития, самосовершенствования, помочь выйти за пределы обыденного. Это и является предметом трансперсональной психологии. На сегодня существует целое направление психотехнологий, имеющих междисциплинарный характер и синтезирующих в своей теории и практике новейшие достижения западных ученых в трансперсональной и телесно-ориентированной практиках с достижениями восточной философии, традиционных систем развития и практической психологии. За последние 15-20 лет эти методы получили широкое распространение. (С. Всехсвятский, 1995; А. Захаревич, 1992; В.В Козлов, 1994, 1999, 2003; Н.И. Кудряшов, 1996. Майков В.В., 1989, Е. Файдыш, 1994 и др.). Фактически, все эти технологии включают в себя один или несколько видов непосредственной работы с телом, поскольку именно физическое тело является местом аккумуляции процессов психической и духовной трансформации, переживаемой индивидуумом (Кречмер Э., 2001). Само понятие «транс-персональное» подразумевает, работу в трансовых состояниях, как составляющую и результирующую трансперсональных практик. Спектр её возможностей очень широк и разнообразен. Действительно, трансперсональная психология междисциплинарна по своей сути. В ней легко сосуществуют и наука, и философия, и медицина, и литература, и искусство, и психология, и психотерапия. Здесь мирно уживается множество различных практик, которые самоценны и в то же время взаимодействуют и вписываются друг в друга. Одни из них, психотелесные (ТПП), связаны с дыханием, движением и ментально-медитативной практикой. В процессе этих занятий происходит их интеграция по вертикали и горизонтали, то есть взаимодействие методов как внутри одного направления, так и в совокупности. Например, движение и дыхание, с одной стороны, интегрируются с теоретическими и практическими основами традиционных знаний, с другой. Объединяющим началом являются релаксация, медитация и дыхательные техники, как основа для осознанной работы с телом и духом. С помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может находить ответы на животрепещущие вопросы. Эти техники и методики позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического и трансцендентного характера, способствующие позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Таким образом, ТПП - это целый пласт знаний, имеющий, на наш взгляд, ряд особенностей, свойственных науке, прежде всего, психологии. Эти особенности дают и некоторые преимущества, и одновременно являются ее недостатками. Вопрос заключается в особом виде Знания (внерациональным, иррациональным, метафизическим), которые выводят нас к понятиям духовности и сакральности. Одной из модальностей трансперсональной психологии является психотелесная практика, в частности авторская оздоровительно-развивающая технология «Биоэнергопластика». Именно она и является темой данного диссертационного исследования. Актуальность исследования.Актуальность исследования обусловлена следующими, взаимо-связанными факторами: 1. Интерес к техникам, которые выросли из интеграции очень разных систем: от древних эзотерических практик Востока и Запада, до современных сновидческих практик, которые всегда, независимо от географии, подходили к человеку с позиции целостности. Знакомство с этими культурами, мировоззрением, мироощущением – это совершенно новый пласт знаний, расширяющий современные представления, как о внутреннем мире человека, так и о Вселенной в целом (В.В.Козлов, И.Н.Карицкий, 2002; В.В.Майков). Эти техники в определенном смысле являются ступенями духовного и личностного роста, который проходит каждый человек в течение своей жизни. Их интеграция, способствует формированию дополнительного инструмента личностного развития в практической психологии и является антитезой психоделических практик, обеспечивая сохранение психического и физического здоровья. 2. Понятие индивидуации, которое предполагает совокупность психического, физического и духовного здоровья (К. Г. Юнг, 1994). В условиях современного развития общества, динамичности социальных процессов и порождающих их мощных стрессов, возникает необходимость противостояния повреждающим факторам, наличие опоры, как основы психической целостности. Психическая целостность, в свою очередь, невозможна без интеграции различных регионов психики, на состояние которых активно влияет осознанная двигательная деятельность, в которую входят разнообразные системы психо-физической подготовки, в том числе, для работы с биоэнергетической структурой человека, и в измененных состояниях сознания. Именно эта специфическая двигательная деятельность и обеспечивает психофизическую безопасность в трансперсональных интегративных практиках. Такая сопряжённость различных видов деятельности, являясь способом физического, психического и духовного развития, может рассматриваться как необходимый базовый фактор индивидуации. 3. Третий фактор актуальности касается непосредственно психо-технологий, связанных с изменёнными состояниями сознания, способами их достижения посредством двигательных практик, их ролью в духовном развитии, и в достижении психической целостности личности. Он также связан с педагогическим фактором. К сожалению, в нашей стране пока нет трансперсональной психологии в реестре специальностей. Хотя, по данным справочника 1992 г. курсы трансперсональной психологии и близких к нему дисциплин считаются в 125 учебных заведениях США, включая 45 учреждений, присваивающих ученые степени магистра, бакалавра и доктора по этим дисциплинам [19]. На наш взгляд, необходимо создавать различные программы: как базовые, так и специальные, для различных модальностей трансперсональной психологии, в том числе методикам обучения технике движения, имеющем определенную специфику, дыхания, способами работы с биоэнергетической системой человека, как базовыми составляющим психотелесных практик, которые, в свою очередь, являются интегральными в силу их содержания и специфических особенностей. Использование оздоровительно-развивающего эффекта современных психо-технологий в настоящее время можно рассматривать как новый вид экологического поведения и мышления, осуществляемого в целях оздоровления, духовного развития и формирования здорового образа жизни. Таким образом, научную разработку настоящего исследования можно рассматривать как социальный заказ. 4. Энергоинформационная составляющая транс-персональных психо-телесных практик. Она исходит из древних целостных представлений о мире, присущих великим цивилизациям всего мира и к которому возвращается современная официальная наука в настоящее время. Её достижения все более аргументировано доказывают не только наличие, но и активное воздействие энергоинформационных процессов на организм человека. Специалисты, занимающиеся телесно-духовными практиками, опираясь на понятие энергоинформационного поля, используют двигательное действие, как инструмент, объединяющий внутреннее энерго-информационное пространство индивида с одной стороны, и его взаимоотношения с внешней полевой структурой, с другой. В это пространство включен целый ряд факторов, определяющих психическое и физическое здоровье; потенциал её общественной значимости и возможность самореализации. Предмет исследования Современные трансперсональные психотехнологии и психотелесные практики, в частности, «Биоэнергопластика», используемые в оздоровительно-развивающих и исследовательских целях. Объект исследования Изменение психофизических состояний и характеристик сознания испытуемых, участвующих в авторских тренингах, имеющих трансперсональную психотелесную направленность.Гипотеза исследования Состоит в том, что научно-обоснованное применение психотелесных практик в трансперсональных технологиях должно строиться на надежных психодиагностических критериях состояний испытуемых и позволять руководителю (ведущему) обеспечивать: безопасность психического состояния занимающихся, совершенствование механизмов психической саморегуляции; актуализацию новых механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, духовного возрождения и гармоничного развития. Априори также предполагалось, что на примере экспериментальных научных исследований психотехнологии «Биоэнергопластика» будут получены новые факты, подтверждающие наличие энергоинформационной составляющей психотелесных практик, закономерности функционирования мозга и психики человека в экспериментально заданных режимах произвольной и непроизвольной регуляции, основанной на интегральной психотелесной деятельности, в том числе, в измененных состояниях сознания. Предполагается, что анализ исследуемых практик выявит особую роль двигательных технологий в общей системе современных психопрактик; что создание системы релаксационного движения как основы достижения расширенного состояния сознания в системе трансперсональных психотехнологий будет способствовать достижению психической целостности индивидуума. Цель исследования: Теоретически, методически и экспериментально обосновать новое научное направление «Трансперсональные психотелесные практики», имеющее оздоровительно-развивающее воздействие. Изучить различные техники работы с изменёнными состояниями сознания, для последующего создания новой психотехнологии в рамках релаксационного движения, направленной на процесс индивидуации и достижение психической целостности в частности. Изучить и систематизировать психофизические и эзотерические практики Востока и Запада для создания системы релаксационного движения «Биоэнергопластика», как самостоятельного направления интегральной психотелесной практики в трансперсональной психологии.Задачи исследования:Изучить и выявить особенности современных трансперсональных психотехнологий. Выявить и аргументировать понятие «психотелесные технологии», как самостоятельное направление трансперсональной психологии. Выделить её базовые составляющие и их воздействие на психофизическую активность занимающихся. 2. Экспериментально исследовать оздоровительно-развивающие возможности трансперсональных телесных технологий. состояния человека. 3. Оценить психокоррекционное и оздоровительное воздействие Биоэнергопластики как трансперсональной психотехнологии на самочувствие, сознание и психические состояние. 4. Создать научно-методическую базу и учебную программу для подготовки специалистов по оздоровительно-развивающим психотелесным практикам для сферы оздоровительной и адаптивной физической культуры. Разработать и внедрить в сферу оздоровительной и адаптивной физической культуры методику психофизической регуляции и консультационной работы с населением с использованием психотелесных практик. В рамках общих задач исследования определены следующие задачи эксперимента: 1. Посредством приборного исследования воздействия Биоэнергопластики на психофизическое и психоэнергетическое состояние человека выявить соответствия между психологическими, психофизическими и биоэнергетическими характеристиками человека. На основе психо-энергетической характеристики базовых упражнений, составляющих банк психотелесных практик выявить взаимосвязи между определенными видами упражнений и: - работой в соответствующих энергетических центрах; - уровнем погружения в транс; - работой в измененных и расширенных состояниях сознания (ИСС). Выявить соответствия между психологическими, психофизическими и био-энергетическими характеристиками человека. На основе анализа литературы и полученных данных создать систему психофизической регуляции (ПФР). На основе полученных результатов выявить и аргументировать возможность личностного роста посредством трансперсональных психотелесных практик.Научная новизна В работе впервые разрабатывается концепция комплексного использования новых психотехнологий и техник работы в изменённом состоянии сознания, основанных на обучении целостному релаксационному движению посредством двигательных практик. Введен новый понятийный аппарат, связанный с трансперсональной и энергоинформационной деятельностью, в том числе, психогенного характера. Получены новые экспериментальные данные о закономерных связях телесно-энергетической и дыхательной практик с психикой человека, осуществляемых посредством сенсомоторных и психомоторных реакций и ценностно-мотивационных состояний личности. Научно обосновано новое направление трансперсональной психологии – «психотелесные практики», являющееся интегральным по своему внутреннему и внешнему содержанию. Оно характеризуется экологической и энергетической направленностью и вписывается в новую психологическую парадигму. В её основе лежат идеи гуманистической и трансперсональной психологии о создании интегральных психотехнологий для формирования экологически чистого сознания человека (Ф. Перлз,1993; К. Роджерс.1969; А. Маслоу,1986; С.Гроф 1992; В.Налимов, 1994, Дж. Лилли, 1995; А. Лоуэн, 1998; М. Фельденкрайз, 2000; В. Райх, 2000; Н. Друри, 2001 и др.). На примере современных отечественных психофизических технологий расширены представления о самом физическом упражнении, как средстве психофизической и психоэнергетической регуляции и инструменте работы в трансовых состояниях. Выявлены сферы влияния этих упражнений, направленных на индивидуацию (самопознание, развитие интеллекта, образного мышления и другие проявления психоэмоциональной и духовной деятельности человека), а так же на расширение границ восприятия, что позволяет их обозначить как трансперсональные психотехнологии. Теоретическая значимость темы:Теоретическая значимость темы обусловлена необходимостью создания понятия «трансперсональная психотелесная практика», как целостной системы релаксационного движения, включающей концепцию, методики обучения осознанным двигательным действиям, элементы восточной и славянской пластики (Системы «Белояр» и «Кривич») и спонтанного танца («Биоэнергопластика»), как высшей формы релаксационной пластики; ментальную практику и работу в изменённых состояниях сознания в динамическом и статико-динамическом режимах. Впервые разработана концепция понятия «Биоэнергопластика» или «Йога-Данс», как новый вид интегральной трансперсональной психо-технологии, имеющий оздоровительно-развивающую направленность.Практическая значимость: Разработана и научно обосновано понятие «трансперсональная психотелесная практика» (ТПТП), её роль и возможность применения в современной оздоровительной физической культуре как инструменте физического и духовного совершенствования. Разработано и научно обосновано понятие «психотелесная технология». Обозначены критерии интегральности психотелесных практик, исходя из содержания, взаимодействия базовых составляющих и определенных состояний сознания, как результата этого взаимодействия. Выявлены качественные отличия между «телесно-ориентированной» и «психотелесной» практиками. На примере авторской технологии «Биоэнергопластика» определены психолого-педагогические особенности методики релаксационного движения, как базового условия обучения новым двигательным психотехнологиям, направленным на достижение психической целостности личности и её эффективного воздействия на психофизическое состояние организма человека. Практическая значимость исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия трансперсональных телесно ориентированных психотехнологий на комплекс физиологических, энергетических и психических свойств человека. На основе «Биоэнергопластики» создана система индивидуальной психофизической регуляции, учитывающей морфологические, биоэнергетические и психофизические характеристики человека. (Система апробирована в Германии и Польше в процессе индивидуального психотерапевтического консультирования). Разработанные в диссертационном исследовании методики, включающие ментально-двигательную и релаксационную практику, могут быть успешно использованы: в профилактических целях, как психогигиеническом средстве физического воспитания, в работе специалистов по адаптивной физкультуре; практическими психологами и психотерапевтами в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности; в системе физической подготовки военнослужащих и др. Релаксационные направленность психотехнологий позволяют успешно решать целый ряд проблем психосоматического характера, улучшить память, усилить способность к концентрации внимания, укрепить волю, осуществить переоценку нравственных ценностей, найти новые смыслы в жизни, изменить в сторону оздоровления свой образ жизни. Выраженная психо-энергетическая и эстетическая направленность упражнений, вариативность в техническом отношении позволяет их использовать в широких границах возрастных категорий населения, как в индивидуальной психорегуляции, так и в психофизической рекреации, что имеет практическое значение для оздоровительной физической культуры, в том числе, фитнеса, и в профилактике и восстановлении после перенесения сердечно-сосудистых заболеваний (в том числе, инфаркта миокарда). Материалы исследования могут быть использованы при активизации психических механизмов настройки и тренинга дыхательной деятельности спортсменов, артистов балета и т.д., а также способствовать возникновению трансовых состояний, характеризующихся мобилизацией психических резервов личности и максимальными показателям их достижений в творческой и соревновательной деятельности. В настоящее время на основе данной работы разработана, и реализована в Балтийской Педагогической Академии (г. Санкт-Петербург) образовательная программа «Практическая психология. Психотелесная коррекция» объемом свыше 600 академических часов. Отдельными блоками данная программа реализовывалась в Санкт-Петербурге, Москве, Чебоксарах, Воркуте, Киеве, Кишиневе, Минске, Латвии, а также: в Польше, Германии, Израиле, Румынии. Положения, выносимые на защиту: 1. Психотелесные трансперсональные практики по отдельности и в совокупности представляют собой гибкую открытую систему средств и методов интегральной работы в системе Тело-Психика, позволяющих не только достигать прогнозируемых результатов, но выступать в качестве мощного инструмента гармонизации и духовного развития. Интегральность, в данном контексте можно рассматривать как с позиции содержания, так и внутри каждой из составляющих 2. Трансперсональная психотехнология «Биоэнергопластика» является структурированной системой теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, основной целью которых является достижение психической целостности личности. Данная практика является трансперсональной, так как инструментом выхода в расширенные и измененные состояния сознания являются все её составляющие, изначально направленные на релаксацию и достижение определенных состояний, что обусловлено подбором упражнений и способами их выполнения. Психотелесная трансперсональная практика «Биоэнергопластика» – это самостоятельное направление, являющееся по сути междисциплинарным, и которое можно назвать трансперсональной психотехнологией.Организация и этапы исследования Исследование носило многолетний и фундаментальный характер, и было осуществлено в три этапа: 1-й этап: 1997-2000гг. Определение общих направлений исследований, первичный сбор информации по теме диссертации, содержащейся в научно-методической литературе. Дальнейшее развитие и практическая апробация авторской методики «Биоэнергопластика», включая различные оздоровительно-развивающие приемы и методы. Разрабатывается более полная концепция телесно-ориентированных практик, с позиции трансперсональной психологии; понятийный аппарат; отрабатываются и пересматриваются базовые техники релаксационного движения. Определяется банк ментально-двигательных практик для развития концентрации внимания в статическом и динамическом режимах. Выявляются возможности использования древних эзотерических знаний (руны, мудры и хасты), отвечающие развивающим, обучающим и оздоровительным целям Биоэнергопластики. Определяется понятие «Спонтанное релаксационное движение» (СРД). 2-й этап: 1999-2000гг. Разрабатываются эмпирические методы обучения СРД, исследуются результаты работы в ИСС и их воздействие на психо-эмоциональную сферу человека. Проводятся педагогические наблюдения, пилотные аппаратные и психологические исследования. 3-й этап: 2000-2002 гг. На основе методики «Биоэнергопластика» - создается модель психофизической регуляции, как системы психотелесной коррекции. Проводится анализ полученных результатов, определяются практические и теоретические выводы исследования, разрабатываются специализированные программы подготовки специалистов в области психологии, педагогики и валеологии, имеющие специализацию в данной области. 4-й этап: 2002-2008 гг. Создаётся и апробируется психотелесная технология «Биоэнергопластика», основанная на целостном релаксационном движении; исследуются оздоровительные и развивающие результаты этой технологии, изучаются её научно-познавательные и трансформационо-исследовательские возможности. Выборка. В исследовании принимали участие преимущественно слушатели экспериментальной школы «Биоэнергопластика» отделения духовного и биоэнергетического развития Балтийской Педагогической Академии, слушатели спецфакультета этого же отделения, студенты ЛГОУ, факультета психологии и педагогики кафедры «Педагогика детства и современные образовательные технологии», а также слушатели теоретико-практических семинаров и тренингов, проводящихся автором в России и за рубежом. Всего в эксперименте участвовало 208 человек обоего пола, преимущественно женщины, 160 человек; мужчины – 48 человек; возраст от 20 лет до 58. В общей сложности было проведено 1308 человеко-исследований (ЧИ). Из них – 146 физиологических; 240 – методом биоэлектрографии; 922 – психологических. Личный вклад автора в разработку данной диссертационной темы выражается: - в создании нового исследовательского подхода к изучению психотелесных практик как средства оздоровительно-развивающей деятельности; - в теоретическом анализе и систематизации разрозненных концепций, методик и эмпирических данных по системам психофизического оздоровления и духовного развития; - исследовании и изучении древних эзотерических традиций для создании нового направления в области хореографии – спонтанного сакрального танца, как осознанной энергетической практике; - в изучении и исследовании йогического танца и тантрических практик в Индии;- в многолетней практике организации и проведения с населением России, стран ближнего и дальнего зарубежья оздоровительной и развивающей работы с помощью трансперсональных психотехнологий; - в личных усилиях автора диссертации по созданию спецфакультета БПА для подготовки специалистов в области психотелесной коррекции; создании и руководстве Северо-Западного Регионального Российской Ассоциации Трансперсональной психологии и психотерапии; - руководстве Отделением Трансперсональной психологии и педагогики Балтийской Педагогической Аадемии; регулярном выпуске журнала по трансперсональной тематике активном участии в создании в реализации на практике индивидуального и группового психологического и психотерапевтического консультирования.Внедрение результатов исследования в педагогическую практику осуществлено автором путем публикаций, разработки и внедрения учебной образовательной программы и рекомендаций по психотелесным практикам, систематическим проведением тренингов с различным контингентом взрослого населения в России и за рубежом. За период исследований автор диссертации провела около 1000 тренингов, в которых участвовало более 2-х тысяч человек. Апробация материалов, положений и выводов по диссертации проведена автором на заседаниях кафедры психологии и теоретических семинарах в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, на различных конференциях регионального, федерального и международного значения в период 1986-2010 гг. (Москва, 1989, 1991, 1992, 1993, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003; 2007; Санкт-Петербург, 1986, 1987, 1996, 1999, 2001, 2003; 2008, 2010; Дагомыс, 1990, 1991; Иваново, 1999; Томск, 1990, 1991; Варшава, 1998-2004 ; Крым 1991-1995; Киев, 2000, 2001, 2002; Копенгаген-Роскильд, 2001; Костинешти (Румыния) 2001; Ярославль, 2002; Таллин, 2004; Барселона, 2008;), а также на заседаниях Гос.Думы, 1997 г.; Союза Ученых РАН, 1999; годичных научных сессий Региональной общественной организации ученых «Балтийская Педагогическая Академия». Основные идеи данной работы были представлены в качестве докладов или практических презентаций на ряде конференций Российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии; на конференциях Профессиональной Психотерапевтической Лиги; Российского отделения Ассоциации Всемирного Образования; а также на конференциях Международного Фонда дыхательных психотехнологий (International Breathwork Foundation) в Таллине, 2004. Результаты исследований внедрены в образовательный процесс Областного Государственного Университета им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербургской Государственной Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Балтийской педагогической академии; Государственного Университета Культуры им. Н.К. Крупской (факультет культурологи и социологии); Балтийской Академии (Латвия) (факультет психологии и хореографии); образовательную программу Трансперсонального института (Москва), образовательную программу ЕВРОТАСС, российское отделение. По теме диссертации автором опубликованы: монография, научно-методический сборник, 2 учебно-методических видео-пособия, 75 работ по теме диссертации объемом более 26 п. л. Диссертация состоит из введения, двух частей – теоретической и экспериментальной, включающих 5 глав, выводов по диссертации, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на страницах, иллюстрирован 22 рисунками, 30 таблицами, 3 приложениями. Библиография содержит 574 наименования, из которых 85 на иностранных языках. Диссертационная работа оформлена в соответствии с требованиями ВАК РФ к докторским диссертациям по гуманитарным наукам.^ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретико-методологической основой исследования являлись: 1. Психологические концепции личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.П. Рубинштейн, П.П. Блонский, В. П. Зинченко, З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Берн); общая теория функциональных систем (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн); системные исследования состояний сознания и самосознания человека (L. Orr, С. Гроф, J. Leonard, В.В. С Tart; Козлов, В.В. Майков, И.Торчинов; Э. Уилсон). 2. Валеологические концепции здоровья (И.И. Брехман, Л.Г. Татарникова, С. Шенкман, В.П. Казначеев, В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко, Н.М. Амосов, С.П. Евсеев, Г.А. Хомутов) и психологии здоровья (Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.П. Волков). 3. Системные представления о древних и современных психофизических системах и телесно-ориентированных психотехнологиях, включая и дыхательные с выраженной оздоровительной и развивающей направленностью, включающих энергоинформационную составляющую (А.Аваллон; Г.Э. Адамович; Б Айенгар, И.Воронов, Н.И.Кудряшов, А.Лизбет, Т.Накамура; М. Норбеков, Ш.Пхойджулла, E. Hopkins, W.Atcinson, Yogi Ramacharaka, Swami Sivananda S. Grof, L. Orr). 4. Психофизиологические исследования практики йоги измененных состояний сознания (Д.Эберт; И.С. Бреслав, Ю.А.Бубеев, Махариши Махеш, Б.Л. Смирнов, Balke, R. Bechbache , J. Betteribge , N. Brautbar, E. Jerome, W.de Rele). Теоретические и эмпирические исследования трансовых состояний и дыхательных психотехнологий в свете физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, А.С. Мозжухин, П.В. Бундзен, В.Л. Марищук, И.П. Волков, Л.К. Серова). Понятийный аппарат трансперсональных практикКраткий обзор понятийного аппарата включает в себя два основных круга: терминологию, непосредственно относящуюся к трансперсональной психологии и термины, включенные в понятие «Трансперсональная психотелесная практика». Вопросы терминологии в любой науке – одна из важнейших проблем. В трансперсональной психологии – это особенно остро чувствуется, поскольку она на сегодняшний день не является общепризнанной. Особенность этого направления заключается в интегральности самых разных психопрактик в том числе и телесных, которые с успехом развиваются у нас в стране и за рубежом. Трансперсональная психотелесная деятельность, является с одной стороны, составной частью одноименных психотехнологий, с другой - совершенно самостоятельной дисциплиной, требующей отдельного рассмотрения. Это объясняется тем, что она представляет стройную систему двигательных действий, в которых движение является инструментом достижения различных психофизических состояний и измененных состояний сознания, как базовых для работы с глубинными регионами психики. И именно в этом заключается одно из главных отличий психотелесных практик от физической культуры. Здесь вопросы обучения технике движения или достижение высоких спортивных результатов не являются главными, что не означает их отсутствия вообще. Правильней сказать, что в этих практиках другое отношение к движению, как одному из условий постижения своего Я, расширения возможности восприятия постижения мира. В контекте данного исследования нас интересуют трансперсональные психотехнологии, в самом названии которого присутствуют слова, отражающие его главную идею – целостность: а) психотехнологии как системы; б) понятие «Измененные или расширенные состояния сознания» (ИСС и РСС), непосредственно связанные и с трансперсональной психологией, и психотелесными практиками; в) интегральность - как взаимодействия различных систем и психотехник и телесных практик, и с энергоинформационными взаимодействиями, и опосредованно с оздоровительной физической культурой, так как психотелесная практика имеет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.