Управление образования администрации Богородского района АНАЛИЗ функционирования муниципальной системы образования и образовательных учреждений района за 2010 год ОГЛАВЛЕНИЕ ^ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 42.1. Результаты деятельности МДОУ 42.2. Работа по обеспечению качества образования 102.3.Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ (приложение 1) 182.4. Мониторинг обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья 182.6. Работа по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся, продолжению образования выпускников района 36^ IV. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 404.1. Учебно-методическое и информационное сопровождение реализации общеобразовательных программ 404.2.Эффективность использования компьютерного оборудования и ИКТ в образовательном процессе 43^ V. УСЛОВИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 465.1. Обеспечение безопасности образовательного процесса (состояние детского и производственного травматизма) 465.2. Деятельность образовательных учреждений по предупреждению асоциального поведения обучающихся и профилактике подростковой преступности 555.3. Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков 595.4. Организация питания обучающихся и воспитанников в районе 625.5. Создание здоровьесберегающих условий в ОУ 63^ VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 646.1. Подготовка, переподготовка, повышения квалификации педагогов и руководящих работников ОУ 646.2. Итоги аттестации педагогов и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений 69^ VII.СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОУ 767.1.Обеспечение охраны труда и техники безопасности образовательного процесса 767.2. Мониторинг условий содержания зданий и сооружений МОУ 80^ VIII. РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН 84 ^ I. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И АККРЕДИТАЦИЯ ОУПо состоянию на 01.01.2011г. в районе функционируют 57 образовательных учреждений, из них 56 - юридических лиц, 1- филиал. Представлены следующие типы и виды образовательных учреждений: общеобразовательные учреждения – 22(в т.ч.1-филиал), из них: начальная общеобразовательная школа-2(в т.ч. 1-филиал); основная общеобразовательная школа – 4; средняя общеобразовательная школа – 16; начальная школа - детский сад - 4; дошкольные образовательные учреждения – 25; учреждения дополнительного образования детей – 3; центр образования – 1; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида – 1; межшкольный учебный комбинат – 1.^ Таблица 1.1.Сведения о сети образовательных учреждений на 01.09.2010г. №№п/п. Образовательныеучреждения Количество образовательных учреждений ** Всего учреждений (ед.) в т. ч. в сельской местности (ед.) кол-во обучающихся / воспитанников (прогноз на 01.09.2010 г. (чел.) в т. ч. в сельской местности (чел.) 1 2 3 4 1 Дошкольные образовательные учреждения 25 13 2328 761 2 Общеобразовательные учреждения, всего 26 21 5231/120 2216/120 22.1 начальные школы - всего, из них: 2 1 183 7 начальные школы – юридические лица 1 183 начальные школы - филиалы 1 1 7 7 22.2. начальные школы-детские сады 4 4 39/68 39/68 22.3. основные школы 4 4 162/14 162/14 22.4. средние школы 16 12 4840/38 208/38 33. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения 1 100 44. Специальные (коррекционные) учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 165 55. Учреждения дополнительного образования детей 3 2 1570 180+307(ЦВР) Все образовательные учреждения имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности по всем реализуемым образовательным программам, имеют свидетельства о государственной аккредитации. 100% МОУ оформили свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имуществом, 100% учреждений оформили свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования землей. В рамках оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений района изменен статус (тип, вид) МОУ Солонской, Лукинской и Шапкинской основных общеобразовательных школ на образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад. Проведена реорганизация МОУ Хвощевской СОШ в форме присоединения к ней МОУ Ключищинской НОШ с образованием на основе последнего учреждения структурного подразделения (филиала). МОУ Теряевская ООШ реорганизовано в форме выделения МДОУ детского сада д. Теряево. Все образовательные учреждения оформили учредительные документы и получили лицензии на право осуществления образовательной деятельности в новом статусе. В 2010 году прошли процедуру лицензирования 23 муниципальных образовательных учреждения, в т.ч. дошкольных учреждений- 6, общеобразовательных школ – 12, начальных школ – детский сад – 3. Все учреждения получили лицензию на максимально возможный срок 6 лет. Приостановленных и аннулированных лицензий нет. Процедуру государственной аккредитации прошла и подтвердила государственный статус МОУ Хвощевская СОШ.^ II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Результаты деятельности МДОУ В соответствии Комплексом мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (Поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 №ДМ-П44-3035), районной целевой программой развития дошкольного образования на 2006 -2010 годы (распоряжение администрации Богородского района от 25.05.2006 № 1153) в районе была продолжена работа по одному из приоритетных направлений 2010г. обеспечению доступности услуг дошкольного образования для жителей района. В систему дошкольного образования Богородского района на 1 января 2011 года входит 25 МДОУ детских садов (122 группы), 4 МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 групп), 2 МОУ, в которых функционируют 3 группы дошкольного образования. Число мест для дошкольников в муниципальной системе образования - 2351 (уменьшение по сравнению с 2009г. на 80 мест), число детей - 2438 (увеличение по сравнению с 2009г. на 109 человек).^ Динамика численности детей, посещающих ДОУ: Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Количество детей 2120 2160 2219 2297 2329 2438 Изменения в сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти учреждения, в 2010 году представлены в следующей таблице: Параметры 2009г 2010 Число ДОУ и ОУ, реализующих программу дошкольного образования: 24 – ДОУ8 школ, имеющихдошкольные гр. 25-ДОУ6 школ, имеющихдошкольные гр. - город 12 12 - село 12 ДОУ8 школ 13ДОУ6 школ Число мест в ДОУ и ОУ, реализующих программу дошкольного образования: 2431 2351 - город 1470 1475 - село 961 876 Численность детей в ДОУ: 2329 2438 - город 1482 1536 - село 847 902 Численность детей дошкольного возраста в ДОУ, на каждые 100 мест 95 103 Из таблицы видно, что число образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, уменьшилось на 1(закрыта дошкольная группа в МОУ Араповская ООШ). Число мест в МДОУ увеличилось, в основном, за счет открытия дополнительных групп, создания условий для приема детей с 3 летнего возраста. Охват детей от 1 до 7 лет дошкольным образованием в районе на 01.01.2011 года составил 62,6% (на 01.01. 2010г. – 61%, в Нижегородской области в 2009г.- охват составил - 71,0%, в городах и поселках городского типа – 76,5 %, в сельской местности – 49,0 %). На конец 2010г. в районе на учете для определения в дошкольные учреждения стояли 1396 детей (798-город, 598-село), из них дети до 1,5лет - 45%( всего 629 чел.: город-323,село306), дети от 1,5до7 лет -55% (767чел.: город-465,село-302). Наибольшую потребность в дошкольных учреждениях испытывает городское население, а также население в п.Буревестник (127чел.), п.Новинки (114чел.), с.Каменки (77чел.), ст.Кудьма (67чел.), с.Доскино (55чел.). На каждые 100 мест в районе приходится 104 ребенка ( 2009г.- 96 детей, 2008г.–93), что говорит о превышении предельной наполняемости в МДОУ. С 2006г. по 2010г. в МДОУ детских садах района открыты 16 дополнительных групп, из них 10 групп в городских учреждениях и 6 - в сельских. В том числе в 2010г. открыты группы в МДОУ детских садах №15, «Березовский», с.Алешково, д.Швариха, что позволило дополнительно принять 70 детей. Управлением образования сделан анализ и проработана возможность проведения капитального ремонта не полностью используемых помещений детских садов. В 10 МДОУ (3-город, 7-село) и в 1 МОУ имеются резервы для открытия дополнительно 12 групп на 240 мест, для этого по ценам на 01.04.2010 необходимо 11900тыс.руб. Информация направлена в министерство образования Нижегородской области (ответ на запрос от 22.04.2010 №316-01-52/1494), в администрацию района. Открытие указанных групп позволило бы на 40% решить социально напряженный вопрос с удовлетворением потребности населения в местах для детей от 1.5 до 3 лет в дошкольных учреждениях. Комплектование ДОУ воспитанниками осуществляется в соответствии с постановлением администрации Богородского района от 06.12.2010 № 3709 «Об утверждении Положения о порядке комплектования и правилах приема детей в муниципальные образовательные учреждения Богородского района, реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования». Все дети, родители которых имели по состоянию на 01.05.2010г. право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ, приняты в детские сады. В целях реализации равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоёв населения перед поступлением в школу приоритеты в обеспечении детей местами в детских садах были отданы детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Все нуждающиеся по состоянию на 01.09.2010г. в устройстве дети предшкольного возраста в детские сады устроены. Несмотря на проведенные в прошедшем году мероприятия, проблема очередности стоит остро. В целях обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования сохраняется социально приемлемый уровень родительской платы в детских садах. Постановлением администрации Богородского района от 11.06.2010 №1821 «Об установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях Богородского района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»» увеличена фиксированная родительская плата до 35 руб. в день при 10,5 часовом режиме, до 40 руб. при 12 часовом режиме., т.е. не более 20% фактических затрат (закон РФ «Об образовании»). Льготами пользуются 18% родителей (в том числе 4 % родителей освобождены от родительской платы). На основании ст.52.2 Закона РФ «Об образовании», постановления правительства Нижегородской области от 15.02.2007 №45 « О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» 98.8 % родителей воспитанников своевременно выплачивается компенсация части родительской платы: 67% родителей получают выплаты на первого ребёнка, 27% - на второго, 4% - на третьего. В 2010г. кроме работы над созданием дополнительных мест для увеличения охвата детей дошкольным образованием, работа с дошкольными учреждениями была направлена на: - подготовку к плановой выездной проверке соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования Управлением по контролю и надзору в сфере образования; - создание условий для физического развития и патриотического воспитания в МДОУ детских садах района; - приведение образовательного ценза работников в соответствие с действующим законодательством (ст.53 п.1 ФЗ «Об образовании», п.42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, раздел 5 Уставов МДОУ. В соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 31.08.2010г. № 994 «О проведении плановых выездных проверок муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории Богородского района Нижегородской области» в период с 9 сентября по 6 октября 2010г. Управлением по контролю и надзору в сфере образования проведена выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в 14 МДОУ детских садах района, которая отметила определенные достижения коллективов МДОУ детских садов №1, с.Хвощевка, «Колокольчик», «Лакшинский» и других по обеспечению качества дошкольного образования, но и выявила нарушения: 1. В уставах ДОУ не указан статус образовательного учреждения (подпункт 1 пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании»). 2. В ДОУ, кроме МДОУ №1, образовательные программы не соответствуют федеральным государственным требованиям, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 №655 (пункт 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении); 3. В ДОУ (кроме МДОУ «Колокольчик», №15, «Лакшинский») выявлены нарушения в документах (образовательная программа, расписание занятий, режим дня), регламентирующих организацию образовательного процесса, в родительских договорах; в МДОУ № 6,7,10,17 выявлены нарушения и в содержании образовательного процесса. 4. Комиссия отмечала низкий уровень делопроизводства во всех МДОУ. На совещании 22.10.2010г. результаты обсуждались с руководителями, намечены мероприятия по устранению нарушений, которые частично выполнены до 1 декабря 2010г. Предписания по составлению и утверждению образовательных программ будут выполнены до 1 февраля 2011г., в установленные сроки. Над решением выявленных проблем предстоит работать в 2011г. В рамках реализации районной целевой Программы развития дошкольного образования 2006-2010гг; районной целевой программы «Здоровье детей» для решения задач повышения качества физического развития проведен анализ показателей заболеваемости дошкольников. Снижения заболеваемости детей на протяжении 3 лет добиваются коллективы МДОУ детских садов с.Хвощевка, с.Дуденево, «Колокольчик», п.Новинки, МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Ушаковская начальная школа-детский сад. С 2009г. в целях выполнения стандарта качества предоставления бюджетных услуг в области дошкольного образования района, в МДОУ начато проведение мониторинга показателей качества услуги (индекс здоровья, уровень физической подготовленности детей, количество дней пропусков по болезни и др.). С начала 2010-2011г. начато проведение спортивных мероприятий на основании договоров о взаимодействии между физкультурно-оздоровительным комплексом «Победа» и детскими садами №№ 1,4,12,15,19. Проводимая в дошкольных учреждениях работа сказалась на результативности. Среднее число пропусков по болезни по результатам 2010г. составило 13.7 (за 2009г.-14.9) дней.Осуществляя контроль за посещаемостью детей в ноябре 2010г. Управлением образования сделан анализ представленных детскими садами района сведений по заболеваемости, принято управленческое решение (приказ от 03.12.2010 №653), на совещании 07.12.2010г. полученные результаты обсуждались, приказ доведен до руководителей. Не смотря на улучшение показателей, значительное количество пропусков по болезни особенно бронхитом, ветряной оспой зарегистрировано в детских садах им. Юргенса(19.8), № 15(18.5), № 17(16.9), №4(16.3), с.Каменки(16.2), №18(16).Мониторинг данных о количестве дней пропущенных по мдоу районаУвеличилось число случаев травматизма. На создание условий для решения задач по охране здоровья детей, снижения заболеваемости детей будет обращено особое внимание в 2011г. Важным направлением в деятельности педагогических коллективов в 2010г. стали мероприятия, посвященные подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы: встречи с ветеранами; экскурсии к памятным местам; участие в смотре художественной самодеятельности и т.д. Все они были направлены на то, чтобы прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество, проявить искреннее уважение к тем ветеранам, которые окружают нас, способствовать патриотическому воспитанию дошкольников. Результатом кропотливой работы стали презентации программ развития в четырех дошкольных учреждениях: д.Швариха «Возвращение к истокам», №7 «Юный патриот», №10 «Юный богородчанин», №16 «Маленький гражданин»; в детском саду с.Каменки создан паспорт педагогического проекта «Герои нашей семьи», работа над их реализацией будет продолжена. Дошкольным образованием в районе занимается 264 специалиста, среди них с высшим образованием заведующих 80%, воспитателей 26%, из 85 воспитателей с общим средним образованием педагогическое образование через заочное обучение получает 21% педагогов. Для дошкольного образования района является актуальным вопрос повышения профессиональной компетентности и социального статуса педагогов МДОУ. В 2010г. на базе г.Богородска проведены курсы для 45 воспитателей района; с 01.09.2010г. направлены в учебные заведения (ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», ГОУ ДПО НИРО) 28 педагогических работников, не имеющих соответствующего уровня образования и квалификации; высшее образование получает через заочную форму обучения 22 человека; с 01.09.2010г. начата производиться выплата ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 1150 рублей педагогическим работникам МДОУ. Проведенные мероприятия позволили избежать нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, приостановить текучесть кадров. Минувший год был объявлен годом Учителя. В соответствии с приказом УО от 23.10.2009 №545 в целях поддержки инновационного движения, распространения педагогического опыта лучших воспитателей Богородского района, расширения профессиональных контактов, внедрения в систему дошкольного образования района новых педагогических технологий, поддержке талантливых, творчески работающих педагогов проведен районный конкурс на звание «Лучший воспитатель-2010». I этап – отборочный – проходил в ноябре 2009г., в нем приняли участие 102 педагога из 17 ДОУ. II этап – финальный – проходил 26 февраля 2010 года. В финале конкурса приняли участие 17 ДОУ, 24 педагога (22 воспитателя и 2 музыкальных руководителя МДОУ. Была оформлена экспозиция с материалами выставки, с которыми познакомились все категории педагогических работников МДОУ. Признаны победителями (приказ от 27.02.2010 №30): Шишкова Марина Дмитриевна, воспитатель МДОУ детского сада №19 «Теремок», Балакина Елена Алексеевна, воспитатель МДОУ детского сада №1 «Петушок», Зудина Елена Борисовна, воспитатель МДОУ детского сада №12, Бугрова Анна Якимовна, воспитатель МДОУ детского сада №4 «Светлячок». Поощрения получили участники конкурса в номинациях: - «Развитие творчества детей в образовательно-воспитательном процессе»- Багрова Г.В.(№16), Царева С.А. (№16), Быстрова О.А. (№18 «Родничок»), Тюмина И.А. (№10), Гаврилина Н.В. (№4 «Светлячок»), Шувалова Н.В. (№4 «Светлячок»), Слученкова Н.Н. (д.Швариха); - «Инновации в образовании и развивающее обучение» - Аверина Т.Н., Яцура Ю.Н. (№12), Поташова Ю.А. (№7 «Ромашка»), Сучкова Е.А. (№1 «Петушок»), Белова М.В. (№6 «Золотой ключик»), Стратонова Н.М. (п. Новинки), Воробьева Т.М. (с. Алешково), Мигунова Н.В. (с. Каменки); - «Здоровьезберегающие технологии» - Жукова М.Ф. (№18 «Родничок»), Резанова С.А. (№15 «Березка»), Федоренко О.О. (№17 «Ласточка»), Гращенко С.Н. (с. Дуденево), Муравьева Ф.А. (с.Хвощевка). Победители (кроме ДОУ №4) участвовали в процедуре конкурса на получение денежного поощрения лучших воспитателей детских садов области. Впервые принял участие в процедуре конкурсного отбора МДОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, коллектив детского сада д.Швариха. 2010г. стал годом подведения итогов работы над районной целевой Программой развития дошкольного образования 2006-2010г., для реализации которой сделано много, но главная задача не решена. В связи с опережением роста рождаемости детей над темпами увеличения мест, как и по стране в целом, произошло не увеличение, а снижение охвата детей дошкольным образованием (информация прилагается). Учитывая результаты 2010г., планируется проведение в 2011г. работы в следующих направлениях: - Создание раздела «Дошкольное образование» программы образования района, - Создание условий для решения задач по охране здоровья детей в соответствии с новыми СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», для снижения заболеваемости детей, - Завершение работы над приведением образовательных программ, содержания и организации образовательного процесса дошкольных учреждений района в соответствие с федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 №655, - Приведение документации МДОУ в соответствие с современными требованиями к ведению делопроизводства, - Создание сайтов в МДОУ.^ 2.2. Работа по обеспечению качества образования Качество образования является актуальной проблемой для ОУ района. Об этом говорят результаты независимой оценки качества образования^ Результаты освоения ГОС выпускниками основного общего образования(ГИА в новой форме) Предмет 2009г 2010г Районный показатель Областной показатель Место в областном рейтинге Районный показатель Областной показатель Место в областном рейтинге % выполнения / % качества % выполнения / % качества Русский язык 95,8%/29,3% 98,4%/48% 55(из 59) 99,8%/42% 99%/50,4% 50(из 59) математика %/29,3% 98,2%/46,7% 50(из 59) 100%/36,7% 98%/40,9% 33(из 59) Обществознание - - - 100%/80% 99,6%/74,2% 29(из 56) Физика - - - 100%/73,9% 99,8/76,2% 40(из 54) Результаты государственной (итоговой) аттестации (в новой форме), приведенные в таблице № 1, показывают позитивную динамику освоения ГОС выпускниками основного общего образования ОУ района по всем анализируемым показателям за 2 последних года, но при этом существенно ниже среднеобластных показателей.^ Результаты освоения ГОС выпускниками среднего (полного) общего образования (ЕГЭ) Предмет 2009г 2010г Районный показатель Областной показатель Место в областном рейтинге Районный показатель Областной показатель Место в областном рейтинге Средний балл Средний балл Русский язык 52,67 56,2 50(из 59) 58,14 58,89 30(из 59) математика 36,29 41,35 53(из 59) 40,44 42,7 44(из 59) Обществознание 56,2 55,8 58,33 55,96 6(из 59) история 47,1 55,3 52,71 48,15 11(из 59) физика 45 47,7 49,30 50,45 30(из 59) биология 49,7 50,7 58,48 55,89 14(из 59) Химия 46,8 50,95 57,89 56,08 15(из 58) Сравнивая результаты государственной (итоговой) аттестации (в формате ЕГЭ), приведенные в таблице № 2, видим позитивную динамику освоения ГОС и выпускниками среднего (полного) общего образования ОУ района. Сопоставление полученных данных по району с среднеобластными показателями показывает, что в истекшем учебном году выпускникам школ района удалось превысить средние результаты по области практически по всем предметам, за исключением математики и физики, а по таким предметам как русский язык, биология, обществознание, химия, история показать результаты выше общероссийских. При этом процент выпускников, не освоивших программы среднего (полного) общего образования в районе в истекшем году (по результатам ЕГЭ), составил 1,05 %, что существенно ниже средне областного показателя (по области – 5,59%) . Одним из критериев оценки качества образования выступает удовлетворённость потребителей образовательными услугами, предоставляемыми муниципальными образовательными учреждениями. Анализируя результаты социологического опроса 2010г обучающихся и родительской общественности ОУ района, можно сделать выводы, что , в основном, потребители удовлетворены качеством образования в ОУ района (88,4 % обучающихся и 87,4 % родителей). Сравнение данных предыдущих опросов, позволяет говорить о положительной динамике этих оценок, при этом полной удовлетворенности пока не зафиксировано. Таким образом, оценивая образовательные достижения выпускников 9,11 классов ОУ района по степени соответствия нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям можно заключить о сохранении актуальности проблемы качества образования для МСО нашего района. Какие шаги были предприняты Управлением образования в истекшем году для достижения позитивных результатов в решении рассматриваемой проблемы? Определены и представлены педагогической общественности района приоритетные направления деятельности МСО на 2010г (решения августовских педагогических конференций. 2009г, 2010г, публичный отчет Управления образования «Богородская газета» № от 09.2010г): Работа с педагогами по повышению качества урока, вовлечение в этот процесс всех педагогических работников ОУ, постоянное совершенствование деятельности педагогических работников для достижения цели; Усиление контроля за качеством организации и результатами образовательного процесса в ОУ; Повышение качества мониторинга уровня предметных достижений обучающихся; Анализ, оценка и распространение опыта школ по созданию системы повышения качества образования; Анализ эффективности использования НСО и нормативного финансирования по результатам деятельности ОУ Проведены структурные изменения в Управлении образования: Улучшена учебно-материальная базы деятельности ИМК; Укомплектована методическая служба грамотными педагогами по основным направлениям деятельности; Создан новый отдел Управления образования – информационного мониторинга образовательного процесса. (октябрь 2010г) В целях создания нормативно-правовой основы деятельности Управления образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в части «развития системы оценки качества образования», руководствуясь положениями федеральной концепции «Общероссийской системы оценки качества образования» разработаны проекты документов, регламентирующие эту деятельность на муниципальном уровне: Положение о муниципальной системе оценки качества образования Богородского района. Регламент функционирования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) в Богородском районе. Положение об оценке управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений Богородского района. Вышеназванный пакет документов требует разработки, утверждения учредителем и доведения до сведения всех заинтересованных лиц. Внесены коррективы в содержание деятельности ИМК: В течение учебного года педагогам района были предложены разнообразные формы методической работы, позволяющие им решать собственные профессиональные затруднения, связанные с подготовкой обучающихся к государственной (итоговой) аттестации в новой форме, а также способствующие осмыслению, анализу и систематизации своей работы по повышению качества образования. Спланирован и проведен в ОУ методический аудит по вопросам: формирование системы работы учителей-предметников по подготовке обучающихся к ГИА, ЕГЭ, организация системы повторения пройденного материала на уроке и внеурочное время, анализ результатов деятельности педагогическими работниками и мониторинг усвоения программного материала обучающимися, Проведены мониторинговые исследования уровня обученности выпускников 9, 11 классов на основе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики их предметных достижений по математике, русскому языку и обществознанию. Целенаправленная работа Управления образования с руководителями ОУ по достижению качества образования осуществлялась через систему совещаний с руководителями ОУ. Так, на повестки заседаний были вынесены и обсуждены следующие вопросы: Организационно-методические аспекты деятельности администрации ОУ по подготовке к ГИА (от 16.02.2010 протокол № 3), Анализ промежуточных результатов деятельности ОУ по повышению качества образования (от 17.03.2010 протокол № 5), Контроль администрации ОУ за деятельностью учителя по повышению качества предметных достижений обучающихся. Выездное заседание на базе МОУ Шварихинской СОШ (от 14.04.2010 протокол № 6), Подготовка ОУ к организованному окончанию учебного года. Работа со школьной документацией (от 25.05.2010 протокол №9), Деятельность педагогических коллективов ОУ по повышению качества урока (от 27.08.2010 протокол №1), Экономические результаты комплектования ОУ. Эффективность использования бюджетных средств (от 17.11.2010 протокол №3) Система оценки качества образования в районе (от 08.12.2010 протокол №4) В практику работы с руководителями ОУ были введены новые формы работы: • Собеседования с руководителями ОУ - в текущем учебном году собеседование проведено по теме «О результативности деятельности руководителей ОУ по обеспечению качества образования», приказ Управления образования от12.10.2010 №567) в ходе собеседования и анализа позиций руководителей ОУ комиссией Управления образования было установлено следующее: - организационно-методическая работа администрации школ по обеспечению качества образования выпускников 11 классов 2010г. (Хвощевской, Алешковской, Буревестниковской СОШ) признана не эффективной; представлены программы модернизации урока МОУ Комаровской СОШ, Алешковской СОШ; выявлен позитивный опыт принятия обоснованных управленческих решений администрацией Комаровской СОШ на основе анализа внутришкольной информации.Управленческий ринг в текущем учебном году он был посвящен теме «Программно-целевой подход к повышению качества образовательного процесса»; Проблема повышения качества урока неоднократно обсуждалась с руководителями ОУ (протокол совещаний от 17.03.2010; 14.04.2010г; 27.08.2010г.), заместителями директоров по УВР (протокол заседаний районного методсовета от 23.12.2009 №3, от 28.04.2010 №7, от 30.06.2010 №8). Среди решений методсовета от 30.06.2010г предложено разработать программы (проекты) модернизации урока в условиях введения независимой оценки качества образования к началу нового учебного года. С поставленной задачей в установленный срок справились 3 ОУ (СОШ № 3, Каменская, п. Центральный); Пути решения указанной проблемы с использованием программно-целевого подхода были представлены руководителям ОУ района в рамках мероприятий августовской педагогической конференции 2010г; Итоги анализа эффективности управленческой деятельности ОУ, проведенные экспертной группой Управления образования в декабре 2010г, показывают, что к концу первого полугодия 2010-2011 учебного года проблема повышения качества урока: не нашла отражения в анализируемой школьной документации (Араповской ООШ, НОШ № 4, ЦО); программа повышения качества урока, разработанная рабочей группой Буревестниковской СОШ не соответствует требованиям к данному виду документа; Проблема повышения качества урока педагогическими коллективами ОУ района решается формально, бессистемно. Пока руководители не будут расценивать эту задачу как одну из главных, основных в деятельности своего коллектива, не находят времени на контроль и управление этим процессом, ожидать иного отношения педагогических работников (основных исполнителей поставленной задачи) не приходится.^ Мониторинговые исследования - в 2010г проведено 2 исследования по осуществлению руководителями ОУ управленческой деятельности: объективность оценивания уровня предметных достижений обучающихся в ОУ, приказ Управления образования от 01.04.2010 №163, анализ эффективности управленческой деятельности руководителей ОУ по созданию условий для обеспечения качества образования», приказ Управления образования от 09.12.2010 №668; Подготовка руководителей ОУ к участию в вышеназванных мероприятиях позволила осмыслить и проанализировать сложившуюся систему работы, выявить причины низких результатов деятельности педколлектива, наметить управленческие шаги по изменению сложившейся ситуации в ОУ, выявить позитивный управленческий опыт по следующим аспектам управленческой деятельности: Контроль администрации ОУ за деятельностью учителя по повышению качества предметных достижений обучающихся (МОУ Шварихинская СОШ) Система работы администрации ОУ по обеспечению эффективного ВШК (МОУ Каменская СОШ) Распорядительная документация ОУ и механизм контроля за ее исполнением (Доскинская СОШ) Мониторинг реализации Программы развития ОУ (МОУ Араповская ООШ) Разработка школьной системы оценки качества образования (МОУ СОШ п Центральный) Опыт работы был распространен в ОУ района через выездные совещания. Вместе с тем, изучение этих вопросов в ОУ, позволило установить следующие недостатки в работе руководителей ОУ: - не эффективно контролируется руководителями ОУ объективность оценивания учителями результатов учебной деятельности (Алешковской, Араповской. Березовской, Буревестниковской); - не сформирована система школьного мониторинга качества образования (Алешковской, Буревестниковской, Теряевской, Лакшинской, СОШ п Центральный, Доскинской, НОШ № 4), что затрудняет принятие руководителями своевременных и обоснованных управленческих решений по изменению реальной ситуации в ОУ, эффективное использование НСОТ; - отсутствует контроль в ОУ за формированием единой информационной среды, обеспечением открытости и доступности информации для всех субъектов образовательного процесса в школе; - низкий уровень аналитической культуры демонстрирует документация ОУ (Алешковской, Буревестниковской, Березовской, Новинской, Хвощевской, Лакшинской); - слабый контроль за исполнением методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса и принятых управленческих ре