Министерство образования Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Р Е Ф Е Р А Т по предмету Основы психогенетики на тему Психогенетика поведения Екатеринбург 2004 Оглавление Введение 3 Глава 1. Генетическая природа психических болезней 4 Глава 2. Гипотеза о происхождении психических болезней 6
Глава 3. Психические расстройства в онтогенезе 7 Аутизм. 7 Заикание 7 Синдром Туретта 8 Дислексия 8 Синдром дефицита внимания и гиперактивности 8 Глава 4. Химическая зависимость. 10 Генетика алкоголизма 10 Генетика наркомании. 11 Кофеин. 11 Марихуана 12 Генетика курения 12 Заключение 13 Литература 14 Введение Интерес к наследственным основам возник в середине
XX века, а ранее считалось, что поведение детерминировано исключительно средой. Учет и анализ поведенческих признаков представляет значительные трудности, поэтому генетический компонент в поведении обычно игнорировался. Наследственные основы поведения человека представляют не только академический интерес, но и важны в практическом отношении. Психологи исследующие генетические основы поведения, используют самые разные, как классические, так и новейшие методы.
Эти методы созданы с таким учетом, чтобы преодолеть ограничения, которые налагает на исследователя работа с человеком. Наиболее доступным является генеалогический метод, или метод родословных, разработанный в XIX веке Ф. Гальтоном. Психофармакологический метод позволяет сравнивать поведение животных и человека под действие одних и тех же веществ. Популяционно-генетический метод позволяет дать ответ на вопрос, в чем заключается приспособительная ценность различных вариантов поведения.
Кроме перечисленных генетических методов, используют и вспомогательные методики, с помощью которых удается полнее охарактеризовать изучаемый признак электрофизиологический, биохимический, антропологический. На материале, полученных с помощью биохимических, цитогенетических и молекулярно-генетических методик, основан метод генетических маркеров. Вместе эти методы дают цельное представление о роли наследственности в поведение человека. Поведенческие признаки сложны для генетического анализа, так как в сильной степени
модифицируются условиями среды. Поведение характеризуется множеством особенностей, поэтому разделить людей на четко различающиеся поведенческие классы затруднительно. Главная проблемы состоит в том, чтобы решить, что является причиной того или иного вида девиантного поведения патологическая наследственность или условия жизни. Понимание причин девиантного поведения важно для профилактики.
Глава 1. Генетическая природа психических болезней Поведенческая генетика, также психогенетика изучение влияния генетических свойств организма на поведение, а также взаимодействия генетических и средовых факторов в той мере, в какой они воздействуют на поведение человека, т.е. исследование широкоизвестного противоречия что более влияет природа или воспитание. Исследование взаимосвязей поведения и генетических предпосылок, или наследственности.
Разновидностью отклоняющегося поведения, являются психические заболевания. Исследования, выполненные разными методами, показали, что наследственная предрасположенность к психическим болезням может быть различной контролироваться одним локусом быть моногенной, небольшим числом локусов олигогенный котроль или множеством локусов полигенный контроль. В последнем случае наследственная основа представляется множеством локусов с аддитивным суммирующем
эффектом аллелей. Каждый из этих генов в отдельности может не проявлять самостоятельного патологического действия, но при их накоплении в определенной комбинации в генотипах они приводят к развитию болезни Существует модель главного гена, согласно которой развитие болезни определяется действием гена с сильным эффектом, а ее выраженность множеством генов со слабым эффектом генов-модификаторов, или полигенов В настоящее время психические болезни относятся к мультифакториальным, или болезням с наследственным
предрасположениями. Для мультифакториальных характерен широкий клинический полиморфизм разнообразие в проявлении заболевания у разных лиц. Одно и то же заболевание может быть вызвано различными генетическими причинами. Это явление носит название генетическая гетерогенность. Для мультифакториальных болезней характерно семейное накопление частота болезни у родственников выше, чем в среднем в популяции. В родословных с психическими болезнями повышена частота индивидов с пограничными
психическими состояниями и другими отклонениями в поведении. Для того, чтобы выяснить, какие гены участвуют в формировании мультифакториальных в том числе и психических заболеваний, используют биохимические, молекулярно-генетические и методы и данные генеалогического анализа. Они позволяют определить, какие гены формируют подверженность заболеванию, какие биохимические реакции протекают под их контролем, как биохимические продукты оказывают влияние на функции организма, как это
проявляется в поведении. Это методология построена на концепции кандидатных генов. Кандидатными называют гены, которые контролируют ферменты, участвующие в формировании структур организма, нарушение которых приводит к заболеванию. Используются также подход, получивший название геномный поиск. В этом случае сравнивают наличие вариантов ДНК в группе больных и группе здоровых людей. Одним из средовых факторов риска развития психических нервных болезней являются вирусы.
При исследовании спинномозговой жидкости психиатрических и неврологических пациентов на содержание вирусных антител и интерферона были обнаружены коплемент-зависимые нейтрализующие антитела к вирусу герпеса HSV1 у52 пациентов со старческим слабоумием 52, 51 больных энцефалитом, 44 больных алкоголизмом, у 37 пациентов с повреждениями периферических нервов, при множественном склерозе 42, шизофрении 32, менингите 35. Интерферон в спинномозговой жидкости был найден у 40 психиатрических и 35
неврологических болезеней. Глава 2. Гипотеза о происхождении психических болезней Для объяснения высокой частоты психических болезней в популяциях была выдвинута эволюционно-генетическая гипотеза. Согласно этой гипотезе психические болезни представляют собой животное наследие человека, а их высокая распространенность объясняется тем, что гены, их формирующие, в невысоких дозах, по-видимому, полезны и благодаря этому сохраняются в популяции.
Если по каким-то причинам резко снижается порог реагирования, то реакции могут возникать не только в ответ на специфические раздражители, но и на нейтральные. В таких случаях они становятся неадекватными ситуации и приводят к аномалиям поведения. Психические болезни человека эволюционно произошли от защитных реакций животных эпилепсия от эпилептиформной реакции, аффективные психозы от аффективной реакции, шизофрения от кататонической реакции.
Из-за того, что у человека резко снизился порог реагирования, эти реакции утратили свою адаптивную роль и стали патогенными. Психоз рассматривают как плату за сохранение в популяции определенных генов, которые в других комбинациях дают их носителям какие-то биологические преимущества. Например, получена информация о том, что у больных шизофренией женщин высок процент музыкально и художественно одаренных детей. Известно, немало примеров того, что индивиды, одаренные специальными творческими способностями,
не только сами имеют психические отклонения, но также и повышенный процент родственников с психическими аномалиями. Глава 3. Психические расстройства в онтогенезе Некоторое психические расстройства начинаются в детстве, другие развиваются в первые годы жизни. К расстройствам онтогенеза относят умственную отсталость, когда IQ ребенка не превышает 70 баллов. Известно много выдающихся людей, которые в детстве страдали расстройствами
онтогенеза, в частности, в обучении, например, А. Эйнштейн, В. Вильсон, Н. Рокфеллер, В. Черчилль, Дж. Кеннеди. Рассмотрим некоторые расстройства онтогенетического развития Аутизм. Для аутизма характерно отсутствие осознанности о существовании и чувствах окружающих людей. У людей с данным заболеванием нарушено вербальное и невербальное общение, отсутствует воображение.
Речь людей с аутизмом лишена смысла, часто идет повторение слов и предложений. Больные дети не отзываются на свое имя, не любят, когда их ласкают и обнимают, не выражают никаких эмоций на лице и не контактирует глазами, плохо спят, у них развивается чувство страха. Около 66 75 людей с аутизмом имеют IQ до 70 баллов. Аутизм распространен в популяции с частотой 2 5 на 10000 тысяч человек, причем среди мужчин он встречается
в 3 4 раза чаще, чем среди мужчин. Различия касаются и возрастных групп среди детей 7 9 лет аутизм встречается с частотой 12,6 на 10000 человек, среди взрослых 18 20 лет с частотой 0,4 на 10000, что, по-видимому, объясняется различными диагностическими критериями и улучшением состояния у взрослых. В настоящее время в мире идет тенденция к росту заболеваемости аутизмом. Заикание. Заикание характеризуется остановками речевого потока, которые выражаются в повторении звуков,
слогов и слов. Степень заикания постоянно варьирует в спокойном состоянии человек говорит лучше, чем в тревожном. Заикание встречается у 1 взрослых. У детей в возрасте до 5 лет частота заикания 5, у школьников с частотой 1,2. Поиск генетических причин заикания проводился с помощью генеалогического и близнецового методов. Анализ родословных показал, что некоторых семьях заикание наблюдается в нескольких поколениях, у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Генетическая подверженность заиканию представляет собой полигенную
систему с пороговым эффектом, неодинаковым у представителей разного пола. Синдром Туретта. В 1885 году французский невропатолог Жиль де ля Туретт впервые диагностировал женщину с заболеванием, впоследствии получившим название синдром Туретта. Синдром Туретта проявляется обычно до 18-летнего возраста и характеризуется непроизвольными, быстрыми, повторяющимися, неритмическими и стереотипными множественными двигательными и вокальными
тиками. Двигательные тики обычно затрагивают область головы других частей тела туловище, верхние и нижние конечности. Популяционная частота синдрома Туретта составляет 5 больных на 10000 человек, однако для разных популяций данные варьируют. Риск заболеть Синдромом Туретта для родственников первой степени родства больного по разным данным составляет примерно от 2 до 51, причем более подверженными, как уже было отмечено, является мужской пол, для представителей которого
риск в 5 раз выше, чем для женщин. Дислексия. Дислексия определяется как специфическое и значительное ухудшение способности к чтению, которую нельзя объяснить снижением интеллекта, возможностей овладеть чтением, мотивацией или сенсорными повреждениями. Дислексия является одной из наиболее частых аномалий, диагностируемых в детстве, и представляет огромную образовательную и социальную проблему. Несмотря на то что дислексия считается аномалией, дислексики часто имеют повышенные показатели умственного
развития. Среди детей, страдающих дислексией, мальчики составляют около 80. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Гиперкинетический синдром проявляется в повышенной склонности отвлекаться. Гиперактивные дети не могут усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо занятии. Они легко переключаются с одного дела на другое, ничего не довдя до конца. Гиперкинетический сидром встречается у 3 9 детей, причем среди мальчиков значительно чаще, чем среди
девочек. Гиперкинетические дети часто происходят из семей с какими-либо психическими нарушениями. Примерно у 40 из них один или оба родителя страдают психическим расстройством. Риск развития гиперкинетичсеского синдрома у ребенка больной матери составляет от 4 до 38, больного отца от 15 до 44. В другом исследовании показано, что риск развития гиперкинетическогот синдрома у сибса больного ребенка составляет 25. Некоторые исследователи предполагают не полностью пенетрантную аутосомно-
доминантную модель наследования гиперкинетического синдрома у человека. Глава 4. Химическая зависимость. Генетика алкоголизма. Необходимым условием для развития алкоголизма является доступность алкоголя. По-видимому, алкоголь был известен людям еще с доисторических времен. Стимулом употребления алкоголя были его психотропные эффекты, позволяющие преодолеть чувство страха,
присущего первобытным людям. Алкоголь распространен повсеместно, за исключение стран, где он запрещен религией. Алкоголизм является болезнью, которая проявляется в нарушении контроля над приемом спиртных напитков. Популяционно-генетические исследования показали, что алкоголизм развивается в среднем у 3 4 лиц, причем мужчины болеют в десять раз чаще, чем женщины. Алкоголизм обнаруживает семейное накопление. Причины семейного накопления могут быть наследственность
и культурные особенности. Родственники женщин, лечившихся от алкоголизма, имеют более высокий риск развития данного заболевания, чем родственники лечившихся у мужчин. Некоторые исследования предполагают наличие полоспецифических локусов предрасположенности к алкоголизму. Наиболее изученным фактором предрасположенности к алкоголизму, является наличие у человека отца-алкоголика. Неодинаковая эмоциональная реакция на алкоголь разными людьми общеизвестна.
У одних прием алкоголя взвывает состояние эйфории, у других он вызывает оглушение. Наркологи считают, что индивиды первого типа входят в группу повышенного риска по алкоголизму. Физиологи различают эндогенный и экзогенный алкоголь. Эндогенный алкоголь это продукт естественного обмена веществ, экзогенный алкоголь это напиток. Уровень эндогенного алкоголя у человека определяется особенностями обмена веществ и находится под контролем
генотипа. Отмечено, что индивиды с естественно низкой концентрацией эндогенного алкоголя реагируют на прием спиртных напитков положительной эмоциональной реакцией. У людей, в крови которых концентрация эндогенного алкоголя повышена, прием спиртных напитков вызывает неприятные ощущения. Считается, что быстрое накопление и медленное расщепление весьма токсичного альдегида, который является продуктом окисления алкоголя, сопровождается неприятными субъективными ощущениями,
и это препятствует повторному употреблению спиртных напитков, защищая человека от алкоголизма. Реакция людей на алкоголь в значительной мере зависит от предыдущей истории популяции. Представители разных народов проявляют неодинаковую устойчивость и чувствительность и к другим наркотическим веществам растительного происхождения. Различия в реакции на наркотическое вещество обычно связаны с тем, присутствовало оно или нет в предыдущей истории.
Генетика наркомании. Из-за широкой доступности наркотических средств в настоящее время наркомания стала серьезной социальной проблемой. Пристрастие к разным наркотикам имеет неодинаковую генетическую компоненту. Наследуемость подверженности героиновой наркомании составляет 50, к психоделическим средствам 26. Большое влияние 53 на прием психоделичсеких средств оказывает внесемейное окружение. Показано, что одним из важных факторов предрасположенности к наркомании является такая психологическая
черта человека, как поиск новизны. является наиболее доступным из легальных наркотических веществ. Он относится к легким стимуляторам. Высокие дозы этого вещества препятствуют сонливости, а очень высокие могут вызывать зрительные и слуховые галлюцинации. Кофеин повышает частоту сердечных сокращений и кровяное давление, учащает дыхание и оказывает слабое диуретическое влияние. Если женщина во время беременности употребляет много кофе или кока-колы, риск
гибели плода вдвое больше, чем у женщины употребляющей мало кофеина. Марихуана является наиболее употребляемым из нелегальных наркотиков. Эффект от курения марихуаны проявляется практически сразу и длится от одного до четырех часов. Под действием марихуаны человек расслабляется и становится более разговорчивым. Марихуана является также депрессантом и поэтому людям с депрессивным синдромом от ее употребления становится
хуже. у наркоманов после курения марихуаны цвета и звуки становятся более интенсивными, улучшается отношение к другим людям и к жизни вообще. Они становятся более терпеливыми и эмпатичными, у некоторых на какое-то время появляется способность к творчеству. В то же время марихуана в короткое время снижает способность человека концентрироваться и уменьшает время реакции, поэтому является фактором риска при дорожно-транспортных нарушенияхю. Генетика курения. От последствий курения погибает больше людей, чем от
СПИДа, алкоголя, других наркотических веществ, автокатастроф, убийств и самоубийств вместе взятых. Активным веществом сигарет является никотин. По степени пристрастия никотин сходен с героином, а его негативные последствия для здоровья популяции в целом гораздо серьезней. Никотин является стимулятором и седативным средством, снижая тревожность. Никотин проникает из легких в мог всего за несколько секунд, а его эффекты для организма длятся около
получаса. Повторный прием приводит к депрессии и усталости, поэтому курильщикам требуется все больше сигарет. Сигаретный дым содержит различные газы, а больше всего монооксида углерода. Кроме никотина в сигаретах содержится смола. Смола вызывает рак, эмфизему и другие болезни легких, монооксид углерода сердечно-сосудистые болезни. У курящих матерей риск рождения недоношенных и мертворожденных детей выше. При изучение семей предполагают, что генетические факторы влияют на склонность к курению,
поскольку растет доля курильщиков среди родственников людей, которые также курят. Вероятность для человека стать курильщиком повышается в 2 3 раза, если курит его брат. Заключение В данном реферате были рассмотрены наиболее актуальные темы психогенетики поведение, такие как генетическая природа психических болезней, гипотезы о происхождении психических болезней. Подробно остановились на психических расстройствах в онтогенезе, выделили аутизм, заикание, синдром
Туретта, дислексию, синдром дефицита внимания и гиперактивности. В современных условиях отношение к перечисленным видам отклоняющегося поведения становится более гуманным и во многом эти сдвиги обязаны генетике, которая выявила наследственную основу различных вариантов человеческого поведения. Литература 1. Атраментова Л.А. Введение в психогенетику Учебное пособие Л.А. Атраментова, О.В. Филипцова. М.
Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 2. Дубинин Н.Б. Генетика. Вчера, сегодня, завтра. Изд-во Советская Россия, 1981. 3. Дубинин Н.Б. Очерк о генетике. Изд-во Советская Россия, 1985. 4. Лобашев М.Е. Генетика. Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. 5. Равич-Щербо
И.В. и др. Психогенетика. Учебник И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М. Аспект-Пресс, 1999.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |