Реферат по предмету "Разное"


I. об источниках нашей веры 7 Вопрос: Откуда надлежит черпать представления о христианской религии

РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУО ХРИСТИАНСТВЕСоставил прот. Иоанн (Петров)по благословению епископа Кирилла (Никифорова)Санкт-Петербург2002ОГЛАВЛЕНИЕ СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ 6I. ОБ ИСТОЧНИКАХ НАШЕЙ ВЕРЫ 7 Вопрос: Откуда надлежит черпать представления о христианской религии? 7 Вопрос: Как следует относиться к Священному Преданию (традиции)? 7II. О ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 7 Вопрос: Как христианин должен относиться к Ветхому Завету? Противоречит ли Новый Завет – Ветхому, опровергает ли его? 7 Вопрос: Каково взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветами? 10 Вопрос: Кого мы называем святыми Отцами Церкви? 10 Вопрос: Как христианин должен относиться вообще к иудеям, к евреям? 10 Вопрос: Правда ли, что христианство является историческим противником евреев? Что оно является главным «оружием» человечества вообще и русского народа в частности в борьбе против «еврейского владычества»? 16 Вопрос: Правда ли, что евреи питают особую вражду к православным христианам, особенно ненавидят православие? 19 Вопрос: Как христианин должен относиться к мусульманам? 19 Вопрос: Как христианин должен относиться к русским нехристианам и противникам христианства? 19III. О НОВОМ ЗАВЕТЕ 19 Вопрос: Что такое Новый Завет? 20 Вопрос: Когда создавались Евангелия и Новый Завет? 20 Вопрос: Кто свидетельствовал миру о пришествии, жизни, деяниях, речениях и восшествии на небеса Иисуса Христа? 21 Вопрос: Были ли среди создателей Евангелий сами апостолы, непосредственные свидетели деяний и речений Христа? 21 Вопрос: Есть ли иные, кроме апостольских, богооткровенные свидетельства божественной природы Христа? 21 Вопрос: Не содержится ли порочный круг в доказательстве божественной природы Христа, основанном на апостольском свидетельстве? 21 Вопрос: Почему мы должны верить не подтвержденным свидетельствам, созданным с чужих слов через многие десятилетия после смерти Христа? 21IV. КЕМ БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС 22 Вопрос: Что значит слово «Иисус»? 22 Ответ: «Спаситель» или «Искупитель». 22 Вопрос: Что значит слово «Христос»? 22 Ответ: «Помазанник», «Мессия». 22 Вопрос: Был ли Христос Богом? Кто и когда установил божественность Христа? 22 Вопрос: Был ли Христос сыном Бога? 22 Ответ: Это не установлено. Достоверных сведений нет. Проверить невозможно. Свидетельства на этот счет носят косвенный характер. 22 Вопрос: Что значит выражение «сын Божий»? 22 Вопрос: Кто был отцом Иисуса Христа? 24 Вопрос: Была ли еврейкой мать Иисуса Христа? 33 Вопрос: Был ли Христос евреем? 35 Вопрос: Был ли Христос арийцем? Мог ли он, по крайней мере, иметь арийскую внешность? Как он выглядел? 35 Вопрос: Был ли Христос русским? 38 Вопрос: Был ли Христос пророком? 38 Ответ: Да, несомненно. Вообще, физические, умственные и психические данные Христа, конечно же, поражают. Они были исключительными, на грани сверхъестественного. Хотя наиболее сверхъестественное их проявление (воскрешение Лазаря) не подтверждено т. н. «синоптическими» Евангелиями (от Марка, Матфея и Луки). Безусловно, он был сильнейшим гипнотизером, способным проводить сеансы массового гипноза, обладал высшей квалификацией мага и/или йога (если взять современный термин), управляя любыми процессами собственного тела, мог исцелять наложением рук и даже просто волевым импульсом и т. д. и т. п. Иными словами, он, говоря современным языком, был суперэкстрасенсом, каких, быть может, мир не знал ни до него, ни после. И безусловно же, он имел сильнейшую связь с потусторонним миром, что давало ему возможности видеть прошлое и будущее. Ибо иным способом это сделать невозможно. Таких людей, наделенных ясновидением, повсюду именуют именно пророками. 38 Вопрос: В чем разница между Христом и Магометом? 38 Вопрос: Приобрел ли Христос божественную природу во время крещения? 38 Вопрос: Кем считали Христа окружающие? 40 Вопрос: Как относились к Христу его родные? 42 Вопрос: Кем считал и называл себя сам Христос? 44 Вопрос: Так кем же был Иисус Христос? 48V. РАСПЯТИЕ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА 48 Вопрос: Был ли распят Иисус Христос? 48 Вопрос: Как вел себя на кресте Иисус Христос и что чувствовал? 48 Вопрос: От чего мог умереть Иисус Христос? 50 Вопрос: Итак, что же произошло на самом деле в пятницу 14 нисана 33 (по более точным данным, 30) года н. э.? 53 Вопрос: Так умер ли Иисус Христос на кресте? 54VI. ЧТО БЫЛО ПОТОМ 54 Вопрос: Воскрес ли Иисус Христос после снятия с креста? 54 Вопрос: На чем основана традиция, предписывающая верить в Христово воскресение? 55 Вопрос: Сколько было жен-мироносиц? Кто они? 55 Ответ: Только одну – Марию Магдалину – называют согласно все четыре евангелиста, причем, по Иоанну и Марку, она вообще была единственной, кто утром пришел ко гробу (Ин. 20:1, Мк. 16:9). Это позволяет несомненно считать только ее действительной участницей событий и наиболее достоверным источником информации, из которого непосредственно черпали по крайней мере трое из евангелистов, кроме Луки. В этом случае вся версия Иоанна, подробнее других излагающая ее рассказ, получает определенный приоритет. 55 Вопрос: Что говорится об этом в Евангелии от Иоанна, чья версия для нас приоритетна? 56 Вопрос: Что остается неясным в рассказе Иоанна? 57 Вопрос: В чем совпадают другие Евангелия с версией Иоанна? 58 Вопрос: Расходятся ли другие Евангелия с версией Иоанна? 59 Вопрос: Что же произошло в воскресенье 16 нисана? 61 Вопрос: В чем наиболее существенные несовпадения версий Иоанна, Матфея, Марка и Луки? О чем они свидетельствуют? 61 Вопрос: Есть ли иные новозаветные версии пребывания Иисуса на земле после выхода из гроба? 62 Вопрос: Почему Иисус Христос после воскресения не предстал перед народом во всей силе и славе? 63 Вопрос: Вознесся ли Христос после встречи с апостолами? 65 Вопрос: Куда и как исчез Христос в конце концов? Что стало с Христом после ухода из Палестины? Умер ли он впоследствии? 66VII. ВО ЧТО ВЕРИЛ ИИСУС ХРИСТОС 66 Вопрос: Был ли Христос иудеем? 66VIII. ЧЕМУ УЧИТ ИИСУС ХРИСТОС 69 Вопрос: В чем самая суть этического учения Иисуса Христа? 69 Вопрос: Как относиться к окружающему земному миру? 70 Вопрос: Как православному христианину следует относиться к семье, к браку? 70IX. ОБ ОБРЯДОВОЙ СТОРОНЕ ПРАВОСЛАВИЯ 73 Вопрос: Ветхий Завет содержит 612 религиозных запретов, распространяющихся как на сакральную (священную), так и на секулярную (светскую) область жизни: прием пищи, одежду, сексуальное поведение и т. д. Действительны ли для христианина все запреты и ограничения Ветхого Завета? 73 Вопрос: Должен ли христианин обрезывать крайнюю плоть? 76 Вопрос: Должен ли христианин вкушать плоть и кровь Христовы под видом причастия? Нет ли чего-то постыдного и запретного в этом обряде «освященного каннибализма»? 77 Вопрос: Могут ли быть допустимы вообще человеческие жертвоприношения в христианстве? Допустимы ли они в наши дни? 77Х. ЧТО МОГ И ЧТО МОЖЕТ ИИСУС ХРИСТОС 80И ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ 80 Вопрос: Как относиться к чудотворным делам Христа, описанным в Евангелиях? 80 Вопрос: Как относиться к рассказу евангелиста Иоанна о воскрешении Лазаря? 80 Вопрос: В кого верит христианин, к кому он обращается с молитвой? 81 Вопрос: Помогают ли молящемуся все те, к кому обращены его молитвы, сами, непосредственно, или же они лишь «собирают» людские моления и «передают» их «наверх» – Иисусу Христу для решений и исполнений, а сами не вмешиваются в земные дела? Участники они земных событий или всего лишь бессильное «передаточное звено»? 82 Вопрос: Можно ли считать христианство монотеистической религией (единобожием)? 83 Вопрос: Что общего между всеми, к кому с молитвой обращаются христиане и нехристиане? 84 Вопрос: Только ли христианам помогают души умерших по их просьбам? 84 Вопрос: Чем отличается культ мертвых у христиан? 84 Вопрос: Чем объяснить вмешательство умерших людей по просьбе живущих (а иногда и без нее или даже помимо нее) в дела земной жизни? 85 Вопрос: Есть ли предел могущества потусторонних сил? 85 Вопрос: Все ли равно, кому молиться? Обладают ли души умерших равной или разной силой в исполнении просьб молящихся? 85XI. МОЖНО ЛИ И НУЖНО ЛИ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИИСУСУ ХРИСТУ? 86 Вопрос: К кому пришел Христос? Ради кого вершил Он свое беспримерное служение? 86 Вопрос: Кому помогает Иисус Христос? 87 Вопрос: Помогает ли Христос евреям? 88 Вопрос: Помогает ли Христос русским? 88 Вопрос: Так можно ли и нужно ли молиться Иисусу Христу? 88ХII. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО 89НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ РЕЛИГИЕЙ? 89ХIII. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО ЛУЧШЕЙ ИЗ РЕЛИГИЙ, 94КОТОРУЮ МЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДПОЧЕСТЬ ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ? 94 ^ ПРЕМИЯ 500 У. Е.!«Национальная газета» назначила премия в 500 у.е. за лучшую «разгромную» рецензию на книгу протоиерея Иоанна (Петрова) «Русский православный катехизис или Что нужно знать русскому человеку о христианстве» (М., «Десница», 2003). Присылайте Ваши рецензии по адресу: 115142, Москва, а/я №1, А.Н. Севастьянову.^ Если Вы хотите, чтобы Ваша рецензия была опубликована на сайте «Велесова Слобода», пришлите электронную версию рецензии на: webmaster@rodnoverije.com^ СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ ЧЕЛОВЕК, постигающий основы той или иной религии, неизбежно задает вопросы. Много вопросов. И чем раньше он это сделает, и чем больше вопросов задаст сразу, тем лучше, ибо основы религиозного мировоззрения следует закладывать, как фундамент дома, своевременно – в самом начале. Чтобы не пришлось потом рушить стены всего здания, дабы переложить камни в основании, если они изначально легли не так, как надо. За две тысячи лет христианства все самые главные, самые острые вопросы, касающиеся этой религии, уже задавались неисчислимое количество раз. И все ответы на них уже выкристаллизованы и отшлифованы. Здесь, в предлагаемом вниманию читателя «Русском православном катехизисе», даны наиболее существенные из них в том виде, как они сложились в устной и письменной традиции, а также в пастырской практике.Основным источником при составлении данного «Катехизиса» послужил, в первую очередь, Новый Завет – четыре канонических богооткровенных Евангелия, Деяния и Послания апостолов (чьи тексты на все времена являются непреложным первоисточником, не подлежащим критике, перетолкованию или сомнению). Отдельные сведения приводятся нами из неканонических Евангелий (Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. – М., 1989), столетиями обращавшихся среди верующих христиан наравне с Четвероевангелием, освященных традицией и легших в основание не только народных религиозных представлений, не подтвержденных и не опровергнутых Церковью, но также и Священного Предания (например, «Протоевангелие Иакова»). Заметим, что многие воззрения, отраженные в неканонических евангелиях, находились у истоков христианства, были свойственны первым почитателям Мессии Иисуса. Первый список «отреченных» книг составлен только в V веке в Восточной Римской империи. В него вошли иудео-христианские, гностические и близкие им писания, в течение четырех столетий признававшиеся за истину огромными людскими массами, но вступившие в конкуренцию с учением Ортодоксальной Церкви. Они уничтожались, но остались жить в текстах критиков и в переводах на латинский, сирийский, арабский, армянский, грузинский и славянские языки, а также в различных течениях живой религиозной мысли. Целесообразно ознакомить с некоторыми наиболее информативными фрагментами из них русского православного читателя, избегая, разумеется, соблазнов и двусмысленностей. Также нами использовались катехизисы, составленные ранее, например: ^ Митрополит Филарет1. Пространный христианский катехизис православныя кафолическия восточныя церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (М., 1995. Далее: Филарет), Жив Бог. Православный катехизис под ред. прот. К. Фотиева (М., 1991. Далее: Жив Бог), Вопросы св. Сильвестра и ответы преп. Антония. По благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского (М., 2001. Далее: Сильвестр и Антоний), Протоиерей М. Козлов. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (М., 2001. Далее: Козлов), Священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере. По благословению Блаженнейшего Николая, Митрополита Чешских земель и Словакии (М., Изд-во св. Кирилла и Мефодия, 2001. Далее: Горазд) и мн. др. Кроме того, использовались труды ряда богословов, религиеведов, а также наиболее признанные словари, энциклопедии и комментарии к священным текстам. Наша книга предназначена как для тех, кто еще только ищет свой путь к христианству, так и для тех, кто хочет постичь его более глубоко. Особое внимание уделено вопросам, связанным с национальным самосознанием русского человека. Итак –^ I. ОБ ИСТОЧНИКАХ НАШЕЙ ВЕРЫ Вопрос: Откуда надлежит черпать представления о христианской религии? Ответ: Абсолютно необходимым и вполне достаточным источником для глубокого и полного представления о христианстве является только богооткровенная Священная Библия (Священное Писание), состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Как пишет о них митрополит Филарет, это «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами» (с.8). А апостол Павел завещал: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (II Тим. 3:16). Этот восхитительный источник доступен всем и каждому, но почему-то многие, даже называющие себя христианами, с ним не знакомы. Между тем, ничто в христианской традиции, устной или письменной, не может ни противоречить этому главнейшему источнику, ни дополнить его по существу. «Христианин», верующий не по Библии, – не христианин. «Христианин», не читавший, более того – не изучавший внимательно Библию, не может в наши дни быть вполне христианином. Если личный умственный и жизненный опыт расходится с тем, что написано в Библии, христианину следует отказаться от этого опыта (своего или любого чужого) и принять библейскую трактовку. Если изучение Предания, т. е. традиций Церкви, в том числе творений святых Отцов, порождает сомнения в истинности Писания, следует разрешать эти сомнения в пользу Писания, а не Предания. Все остальные источники вообще не обязательны и достойны доверия только в той части, в которой не противоречат Библии. Горы богословских трудов не могут ни отменить, ни заменить богооткровенную Библию, Великую Книгу; они просто ничего не значат рядом с ней.^ Вопрос: Как следует относиться к Священному Преданию (традиции)? Ответ: Священные предания суть несколькие: Апостольское предание, Церковное предание, Человеческое предание и Предание старцев. Изучение преданий для мирянина весьма небезопасно, а самостоятельное изучение – и вовсе нежелательно, ибо может ввергнуть его душу в неразрешимые противоречия. Взять, к примеру, крестное знамение: как производят его верующие православные, старообрядцы, католики, протестанты? Все совершенно по-разному, но все при этом ссылаются на Предание. Итак, изучение Св. Предания – специфический труд, который по силам только очень хорошо подготовленному лицу, преимущественно духовного, а лучше еще и монашеского звания. Следует также иметь в виду, что наиболее важные сведения, содержащиеся в Предании, относятся к обрядовой стороне христианства, которую мирянину опять-таки лучше познавать при духовном наставнике. Что же касается существа нашей веры, то можно выразиться так: в той мере, в какой Предание дублирует Писание, оно бесполезно, а в той мере, в какой противоречит ему, – вредно.^ II. О ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Вопрос: Как христианин должен относиться к Ветхому Завету? Противоречит ли Новый Завет – Ветхому, опровергает ли его? Ответ: Не только не противоречит и не опровергает, но и прямо продолжает его, как день сегодняшний продолжает всю череду дней прошедших. Ветхий Завет не случайно и не по ошибке включен Церковью в состав Священного Писания. Это такая же драгоценная часть духовного наследства христианина, такой же объект его веры и поклонения, как и Новый Завет. Они соотносятся, как корни и крона одного дерева2. Хорошо выразился бл. Августин: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» (На I Кор. 6). Без знания Ветхого Завета невозможно адекватно постичь Новый. Можно сказать, что Ветхий и Новый Заветы суть две части одной традиции, созданной в недрах одного – еврейского – народа. Эта фундаментальная иудаистическая традиция с появлением мессии – Иисуса Христа – не прервалась, а лишь разделилась; таким образом, из древнего иудаизма произошли как современный иудаизм, обогащенный талмудической традицией, так и христианство (именно так считали наблюдатели, например, К. Тацит, еще в Древнем Риме, разделяя еврейский народ на две «секты»: иудеев и христиан), а позднее также и мусульманство. Разница в том, что иудеи не признали в Христе мессию, а христиане признали, а мусульмане считают его пророком Иссой. Но взгляд на историю полностью совпадает у христиан с иудеями и мусульманами до пришествия Христова, а у иудеев с мусульманами – до пророчества Магомета. Сам Христос, воспитанный ветхозаветной традицией и даже учивший в юности взрослых иудеев в синагогах Закону, т. е. предписаниям Ветхого Завета, позднее прямо признавался в том, что Он пришел не нарушить, но исполнить Закон и других учил тому же (подробнее см. ниже). Если бы вместо того, чтобы исполнить Закон, Христос взялся его нарушать, Он оказался бы лжецом, что невозможно для Сына Божия. То же можно сказать и о Богородице, воспитанной в недрах Иерусалимского Храма. Первые апостолы и пророки (евангелисты), распространявшие учение Христа, считали себя правоверными иудеями; все без исключения книги иудейского Ветхого Завета были для них священны и продолжали оставаться единственными священными книгами до появления текстов Нового Завета в середине I – начале II века3. Таким же был подход эбионитов и назореев – древнейших групп иудео-христиан, первопоследователей Христа, чей авторитет держался до начала V века. Они и не нуждались в иных, новых книгах, ибо, как сказано в Евангелии от Марка, чаяли возвращения воскресшего Христа «во время сие» (Мк. 10:30). Исключением, подтверждающим правило, стал в какой-то момент апостол Павел, принципиально отступивший от иудейского Закона и ненавидимый за то первопоследователями, сочинения которого сам св. апостол Петр назвал «неудобовразумительными» и ведущими к неверному перетолкованию христианского учения (2 Петр. 3:15-16). Учение Павла – «паулинизм» – получает поддержку многих групп христиан к началу II века. Однако даже Павел призывал верующих быть истинными иудеями, иудеями по духу, ставя неформальный иудаизм по вере выше формального. Он писал: «Итак, если необрезанный соблюдает постановления Закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26-29). Следует заметить, что основой для быстрого распространения христианства послужила широкая популярность иудаизма в Древнем Мире, несмотря даже на то, что евреи в принципе не ведут миссионерской деятельности. Однако прозелитизм – в данном случае переход в иудаизм греков, персов, римлян – был распространен задолго до перевода в III в. н. э. Торы на греческий язык (т. н. Септуагинта). Вообще, вплоть до IV века абсолютное большинство среди христиан представляли именно иудеи Палестины и диаспоры4. Христиане из иудеев – а именно им мы обязаны, в первую очередь, распространением христианства – никогда не противопоставляли себя иудаизму как таковому, но лишь фарисеям (жестким ортодоксам, извращающим, с точки зрения христиан того времени, истинный иудаизм), саддукеям (отрицающим воскресение во плоти), а в вопросе омовений – также и ессеям (христиане, единожды крестившиеся водой, считали излишними последующие обязательные омовения, отказываясь сакрализовать5 соображения гигиены). Не случайно также в оригинале Послания Иакова (2:2) собрание христиан именуется недвусмысленно: «Синагога» (в синодальном переводе почему-то заменено на «Собрание»). Особо отметим: все основные понятия и ценности обоих Заветов сформированы в рамках иудаистской традиции. Яростные, но безосновательные попытки добиться полного разрыва с иудаизмом возникают среди христиан-неевреев ближе к середине II века. Например, богатый судовладелец из Рима Маркион написал «Антитезы», в которых предлагал ограничиться десятью посланиями Павла и Евангелием от Луки, откуда он убрал все ветхозаветные цитаты, полагая, что они вставлены защитниками иудаизма. Все остальное, с его точки зрения, – идеологическая диверсия иудеев и должно быть исключено из круга чтения христиан. Однако такой оголтелый антииудаизм не получил поддержки Церкви. Епископ Лугдунский (Лионский) св. Ириней (120-200) в сочинении «Против ересей» писал о Маркионе: «Он бесстыдным образом богохульствует против проповеданного Законом и Пророками Бога» (I. 27:2). Учение Маркиона не было принято большинством христианских общин, а сам он был изгнан из римской общины в назидание поколениям. Попытка оторвать Новый Завет от Ветхого оказалась несостоятельна. Перевод иудейской Библии (по-видимому, не всей, а лишь Пятикнижия Моисеева или Торы) на греческий язык, сделанный в Александрии Египетской еще в III в. до Рождества Христова, так называемая Септуагинта («Семидесятитолковник» – по количеству переводчиков, создававших этот точнейший перевод), был, есть и всегда будет священной книгой христиан. Именно этот перевод лежит в основе переводов Ветхого Завета на многие современные языки, в т. ч. русский.Святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Афанасий Великий и Преподобный Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета – двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (свт. Афанасий. Послание 39, праздничное; прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.17). Афанасий Великий указал также на Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова и на некоторые другие (которых нет на еврейском языке) как на назначенные отцами для чтения вступающим в Церковь.Шестой вселенский церковный собор в правиле 68-м установил, что со всеми книгами Св. Писания следует обращаться с благоговением, как с предметами священными.Митрополит Филарет окончательно ставит точку в данном вопросе (с.12): «Как говорит Апостол Павел, ”вверена быша им словеса Божия”, и Новозаветная Христианская Церковь приняла Ветхозаветные Священные Книги от Ветхозаветной Церкви Еврейской (Рим. 3:2)».Таким образом, детальное изучение Ветхого Завета и благоговейное отношение к нему есть прямой долг каждого русского христианина.^ Вопрос: Каково взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветами? Ответ: «Взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветами таково, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета» (Горазд, с.9).^ Вопрос: Кого мы называем святыми Отцами Церкви? Ответ: «Святыми Отцами, в широком смысле этого слова, являются все вожди, пророки и заслуженные деятели Церкви Старозаветной и Новозаветной, в более же узком смысле, это особо выдающиеся епископы и священники первых веков христианства, которые оказали весьма большие услуги Церкви» (Горазд, с.80).^ Вопрос: Как христианин должен относиться вообще к иудеям, к евреям? Ответ: Как к наследникам фундаментальной для самого христианина традиции, последовавшим по пути не модернизации и интернационализации (путем христианства или ислама), а консервации ее в рамках еврейской национальной замкнутости. Русский православный христианин должен всегда с благодарностью помнить о том, что: 1) мы обязаны евреям как Ветхим, так и Новым Заветами, то есть основой тысячелетней русской религии и культуры; 2) все самые любимые герои русского народа – Иисус Христос, Богоматерь присно Дева Мария, Иоанн Креститель и даже равноапостольный князь Владимир Святой (Красно Солнышко) – евреи; 3) евреи, как будет показано ниже, были и остаются избранным народом Божьим. Не лишне напомнить также, что православная церковь признает именно Иерусалимскую поместную церковь матерью всех остальных Апостольских поместных церквей, ибо именно из нее христианская вера распространялась в другие города и земли, как об этом повествуют Деяния и Послания апостолов… Для того, чтобы досконально разобраться в поставленном вопросе, спросим: а каково отношение к евреям Бога-Отца и самого Иисуса Христа, Его апостолов? Рассмотрим несколько эпизодов.1. Будем помнить, что Бог обещал евреям через пророка Иеремию: «Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю» (Иер. 30:11). И еще раз – о том же (Иер. 46:28). Можно ли ярче выразить неравное отношение Бога к евреям – и ко всем прочим народам? Бог неоднократно утверждал, что никогда не отвергнет евреев, свой народ (Втор. 4:27, 30-31; Иер. 31:35-37; Иер. 33:23-26; Исаия 66:22). Недаром еврейский народ – Израиль – назван «первенцем Божиим» (Исх. 4:22). Также Бог говорит через пророка Исаию непреложные вещи: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: ты – Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя. Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; я укреплю тебя и помогу тебе и не отвергну тебя» (Исаия 41:8-10).Предвечный Господь, конечно же, наперед знал все, что сделает и чего не сделает Израиль6, и тем не менее предвосхитил все проступки избранного народа своим обетованием: «Будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-8). И еще: «Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов… И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иезек. 36:22-32).В полном соответствии с этим истинным обетованием мы являемся сегодня свидетелями многообразного триумфа еврейского народа и государства Израиль. Поэтому враждебное и высокомерное отношение христиан к евреям, порой кое-где еще проявляющееся, следует считать богомерзким, противоречащим Божьей воле.2. Однажды, обращаясь к некоторым конкретным евреям (а вовсе не к народу в целом), которые поверили было в Него, но отшатнулись в ужасе и возмущении, когда поняли, что Он считает себя единородным сыном Бога, Иисус Христос гневно бросил им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» и т. д. (Ин. 8:44-45). Некоторые, вслед за Иоанном Златоустом, хотели бы видеть здесь оценку евреев в целом, но это, разумеется, неверно: Иисус Христос всегда относился к своему народу так, как положено правоверному иудею. И даже на кресте Он не только простил евреев сам, но и просил о том же Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23-34). Это чрезвычайно важно, здесь показано истинное отношение Христа к своему народу, вне всякого сомнения сохраненное им, несмотря ни на что, как в земной, так и в загробной жизни. Не менее важно, что, отправляясь на Голгофу в ожидании страшной смерти, Христос плачет вовсе не о себе, а о своем народе, о своем городе Иерусалиме, просит за свой народ! И это несмотря на то, что евреи потребовали распять Его, присягнув: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27:25). И несмотря на то, что, по свидетельству Евангелия от Петра: «И они, взяв Его, гнали и бежали, толкая Его, и говорили: «Гоним Сына Божия, получив власть над Ним» (3:6), а в отличие от Пилата «…из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей его» (1:1). Ни казнь, ни издевательства и гонения ни на миг не изменили отношения Христа к своему народу ни тогда, ни сегодня.Апостол Павел очень точно сформулировал отношение Христа к евреям (по контрасту с остальными прочими народами): «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради Истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога» (Рим. 15:8-9). Из этих апостольских слов становится предельно ясно, кто есть кто в глазах Господа.Как же трактовать гневные слова, сорвавшиеся с Его уст? Во-первых, все дело в том, что согласно Новому Завету любой, кто не пошел за Христом, переменив веру, – тот принадлежит миру сему и вместе с ним «лежит во зле» (I Иоан. 5:19). В Деяниях четко обозначена миссия, с которой был послан к язычникам апостол Павел: «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Таким образом, весь пафос инвективы Христа носит не столько антисемитский, сколько анти-антихристианский (в том числе антиязыческий) характер, ее следует рассматривать как фактор защиты, обороны христианства, а не атаки. Этот пафос обращен против любого – еврей он или нет, безразлично – кто противится признанию Христа – Богом, как это опрометчиво сделали в тот миг те самые немногочисленные иудеи… Во-вторых, как отмечено известным современным богословом, сотрудником Библейского Мессианского института: «Вся критика, все нарекания и упреки еврейскому народу, которые встречаются в Писании, были высказаны в адрес кровных родственников. Все это является “внутрисемейным” делом» (М. Браун. Наши руки запятнаны кровью. – Ярославль, б. г. – С.18. – Далее: Браун). В Новом Завете можно найти немало информации об истинном отношении Христа к евреям, своему родному народу. В Евангелии от Матфея сказано, что во время Страшного суда ученики Христа «сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (19:28). В Апокалипсисе Иоанна город Иерусалим, сходящий с неба, имеет двенадцать ворот, а на воротах написаны имена двенадцати колен израилевых (21:12). В Евангелии евреев (которое еще во времена Евсевия и Иеронима многими почиталось подлинным, а сегодня некоторыми исследователями признается за арамейский оригинал Евангелия от Матфея) Христос обращается к богачу, которому не понравились слова «пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной». Богач «стал скрести голову», и Христос выразил свое разочарование: «Написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» (Ориген. Com. in Matth. XV). Слова Христа перекликаются с ветхозаветной книгой Левит, где сказано: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего своего, как самого себя» (19:18). Таким образом ясно, что Христос под «ближними» имел в виду исключительно соплеменников, евреев, как это и прокламировано в Ветхом Завете. Характерный эпизод, рисующий семейную традицию Христа в национальном вопросе, находим у Евсевия Кесарийского, использовавшего данные Гегесиппа. По его словам старший брат Иисуса – апостол Иаков Праведный (он же Иаков Старший, сын Иосифа от первого брака, сопровождавший в Вифлеем отца с мачехой и, возможно, принимавший у нее роды), возглавлявший вместе с апостолом Петром иерусалимскую общину христиан, не ел мясного, не умащался елеем, не стриг волос; он почти все время проводил в Храме, где стоя на коленях молился за иудейский народ и отпущение ему грехов. Эта сосредоточенность на судьбе именно своего – иудейского, еврейского! – народа со стороны брата Господня (так называет его апостол Павел в Послании к Галатам [1:18-19]) о многом говорит. И весьма знаменательно в свете сказанного, что именно к Иакову первому явился воскресший Христос со словами «Брат мой!» (Иероним. De viris illustribus. 2). Ведь это, несомненно, – визит к близкому единомышленнику. Необходимо, наконец, предостеречь читателей от распространенной ошибки, когда отрицательное отношение к одной вполне конкретной иудейской секте – фарисеям, сложившееся под впечатлением некоторых инвектив ап.ап. Иоанна и Павла, переносится на весь иудаизм, на все еврейство. Нужно помнить, что «фарисеи были наиболее ревностной частью еврейского народа во времена Христа. Они сразу же заинтересовались Его проповедью (Мк. 2:16), они Его пригласили к столу как своего (Лк. 11:37), они Его предупредили, что Ирод ищет убить Его (Лк. 13:31). Фарисей Никодим был тайным, но искренним учеником Христа (Ин. 3), он защищал Его от непонимания своих (Ин. 7:50-52), он принял участие в Его погребении (Ин. 19:39). Немного позже фарисей Гамалиил (Деян. 5:34-39) попытается сохранить рождающуюся Церковь от преследований фанатиков. Отношение этого иудея, верного вере своих отцов, однако не просвещенного светом Христовым, – урок, еще и сегодня предупреждающий нас от всяких крайностей» (Жив Бог, с.160). 3. Следует всегда помнить: христиане-неевреи, признав истинного Бога (в лице Иисуса Христа), лишь поднялись на ступень, где евреи стояли изначально. Лишь приблизились к ним, в какой-то степени сравнялись с ними. Об этом имеются многочисленные апостольские свидетельства.Откровение от евангелиста Иоанна (Апокалипсис) учит, что христиане – суть «сыны Израилевы» (12:14). Апостол Петр в своей храмовой проповеди сказал иудеям: «Мужи израильские, вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: ”и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас» (Деян. 3:25-26).И апостол Павел назидает нас, чтобы не оставалось сомнений, кто есть кто: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама… Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3:9). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Он же пишет ефесянам (т. е. жителям греческого города, вчерашним язычникам): «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2:19). Но что значит «сограждане святым», ведь святых-то, кроме первомученика Стефана, еще не было? А это значит, что «обрезанные сердцем» ефесяне сравнялись с избранным народом, евреями, и потому стали «своими Богу». «Возвеселитесь, язычники, с народом Его!» – разъясняет он в другом месте (Рим. 15:10), ясно давая понять, что верующие в Христа неевреи – лишь довесок, а основной вес приходится на иудеев. Но настоящим гимном своему родному еврейскому народу (и вместе с тем теологическим шедевром) стало Послание апостола Павла к римлянам. Три главы – с 9 по 11 – посвящены особой роли евреев, «израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования. Их и отцы, и от них и Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:4-5). Павел, чьи слова «несть эллина ни иудея» любят цитировать недобросовестные христиане, не скрывал своих подлинных национальных симпатий: «Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим. 10:1). И далее, намертво связывая свою настоящую и будущую судьбу с народом – избранником Бога: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим. 11:1-2). И это сказано вскоре после распятия и крестных мук Христа! Ключевые слова Послания к римлянам таковы: «В отношении к благовестию [т. е., Евангелию] они [евреи, иудеи] враги ради вас; а в отношении к избранию возлюбленные Божьи ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:28-32). Как следует из этих слов великого диалектика,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.