Основные педагогические подходы, направленные на достижение целей личностно-ориентированного обученияI. Субъект-субъектный подход Господствующая форма обучения основывается на субъект-объектных отношениях, опирающихся на приоритет учителя в процессе образования. Современные подходы, не всегда, к сожалению, реализующиеся, основаны на субъект-субъектных отношениях, предполагающих равноправное взаимодействие учителя и ученика в процессе достижения образовательных целей. Без такого взаимодействия решение экологических проблем, в том числе и средствами образования, представляется маловероятным. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: повышение мотивации к обучению; активизация процесса обучения; активизация мышления; выстраивание субъект-субъектных отношений в системе человек — природа; разрушение барьеров между учеником и преподавателем; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности.^ II. Интерактивный подход Интерактивный подход в обучении основан на эффективной обратной связи в системах преподаватель — ученик и ученик — ученик, на непрерывном открытом и свободном общении, наблюдении преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Интерактивное обучение, по словам Д. Н. Кавтарадзе, — «обучение, погруженное в общение». К интерактивным видам деятельности относятся: игровые технологии, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических задач. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебного материала; развитие навыков комплексного решения проблем, в том числе социально-экологических; содействие установлению диалога или полилога всех участников учебного процесса; развитие навыков групповой работы по принятию согласованного решения (от сенсорного восприятия через навыки общения, конструктивную дискуссию, ролевые игры, имитационные игры к жизненной практике).^ III. Холистический подход В основе этого подхода — учет различий функций левого и правого полушария головного мозга (рационального и эмоционального типов познавательной деятельности) и гибкое сочетание, варьирование, выбор наиболее эффективных для каждого ученика форм, видов и методов образовательной деятельности, которые в том числе способствовали бы сбалансированной работе обоих полушарий. Это, в свою очередь, приводит к гармонизации личности, более полной реализации способностей учеников. Характеристика учащихся в зависимости от стиля познания дана в таблице 2. Особенно важным аспектом холистического подхода в экологическом образовании является то, что ученики с доминирующим левополушарным типом познавательной деятельности более сильны в теории, чем в практических действиях, столь важных в решении экологических проблем. А в силу исторических причин в нашей стране наибольшее распространение получили образовательные методы, направленные на развитие именно левого полушария. Холистический подход также требует учета различий в стилях восприятия окружающего мира и использования соответствующих форм, видов и методов образовательной деятельности, направленных на учащихся с различными стилями восприятия. Характеристика учащихся в зависимости от способов восприятия приведена в таблице 3. Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: содействие комплексному (эмоциональному и рациональному) познанию природы; синтез естествен но-научных и гуманитарных знаний; коррекция исторически сложившегося уклона в сторону приоритетности развития рационального мышления; гармонизация развития личности (включая общение с природой); содействие всестороннему развитию способностей ученика, духовному и нравственному его становлению; содействие целостному восприятию картины мира, целостному осознанию современных социально-экологических проблем.^ IV. Фасилитарный подход «Фасилитация» в образовательном контексте означает «создание благоприятных условий». Данный подход подразумевает создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества преподавателя с учениками, принятия и постоянной поддержки учеников, веры в их способности, взаимоуважения и доверия. Фасилитарный подход создан на основе идей гуманистической психологии, одним из основоположников которой был выдающийся американский психолог К. Роджерс. Проведенные им и его последователями исследования показали, что по всем психолого-педагогическим позициям гуманистическая модель образования оказывается более эффективной, чем традиционная. Перестройка традиционной модели, как считают психологи-гуманисты, должна осуществляться по следующим параллельным направлениям: — создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учениками, сотрудничества в принятии решений (1); — изменение мотивации учебы (2); — смена методологических и личностных установок учителя (3); — помощь ученикам в личностном развитии (4). Основные принципы работы учителя-фасилитатора по реализации этих направлений приводятся в таблице 4.Таблица 3 Характеристика учащихся в зависимости от способов восприятия Визуалы Аудиалы Кинестетикн Обучаются на основе наблюдений и демонстраций Обучаются на основе словесных указаний, которые могут давать себе вслух Обучаются на основе действий, через непосредственное участие в деле Имеют богатое воображение, образное мышление, создают детальные мысленные образы «Озвучивают» свои мысли, не придают большого внимания деталям Воображение не играет существенной роли, мысленные образы сопровождаются движениями Невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию Легко отвлекаются на звуки Не придают большого значения звуковой и визуальной информации, поэтому кажутся невнимательными При чтении предпочитают описания, могут сидеть, уставясь взглядом в пустоту, и предаваться фантазиям, хорошо концентрируют внимание При чтении предпочитают диалоги, пропускают длинные описания, не обращают внимания на иллюстрации, шевелят губами или пришептывают Предпочитают рассказы, в которых преобладает действие; ерзают во время чтения, перегибают книги, не очень любят читать Составляют списки дел, планы действий, систематизируют мысли, записывая их Обговаривают проблемы, вслух ищут решений Импульсивны; стараются решить проблему, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий Спокойны, но теряют терпение, когда долгое время приходится слушать Любят слушать, но с нетерпением ждут возможности высказаться, собственные объяснения длинны и путанны Разговаривая, жестикулируют, слушают невнимательно, во время общения стараются расположиться поближе к собеседнику Предпочитают виды искусства, основанные на зрительном восприятии информации, сосредоточиваются на деталях, а не на проблеме в целом Любят музыку, упускают существенные детали, воспринимая произведения искусства и литературы в целом Реагируют на музыку движениями, трогают руками произведения искусства Хорошо помнят лица, но забывают имена, делают записи для памяти Хорошо помнят имена, но забывают лица, запоминают, повторяя вслух то, что надо выучить Лучше всего запоминают то, что сделали, а не то, что увидели или услышали Таблица 4 Основные принципы работы учителя-фасилитатора Направления гуманистической модели образования Основные принципы работы учителя-фасилитатора 1 Создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учениками, сотрудничество в принятии решений Особенность фасилитарного обучения заключается в том, что учитель и ученики несут совместную ответственность за процесс обучения Оно проходит в атмосфере сотрудничества и в процессе межличностного общения учителя и учеников, в обстановке, лишенной духа насилия, конкуренции и подчиненности 2 Изменение мотивации учебы Основным стимулом к учебе должен стать не страх за оценку или ожидание похвалы, не обязанность перед родителями или учителем, а развитие естественного интереса и любознательности, поддерживаемые дружелюбием учителя и его готовностью сотрудничать с учеником в учебной деятельности 3 Смена методологических и личностных установок учителя Основной акцент в обучении смещается с непосредственной передачи информации на фасилитацию, то есть на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учеников Основные личностные установки учителя-фасилитатора — естественность (а) и «принятие» ребенка (б) а) С учениками учитель должен быть открытым, свободным от традиционных ролей и барьеров в общении, мешающих образовательному процессу Учитель передает свои чувства, а не высказывает оценочные суждения. Уместно воспользоваться понятием «эмпатия», под которым понимается способность почувствовать другого человека, умение понять и принять его б) Действия учителя должны быть основаны на убеждении, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными способностями, и главная задача — создать условия для их проявления и развития. Важно, чтобы учитель научился смотреть на окружающий мир глазами каждого конкретного ученика ^ Окончание таблицы 3 Направления гуманистической модели образования Основные принципы работы учителя-фасичитатора 4 Помощь ученикам в личностном развитии Помощь ученикам в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализции Самореализация невозможна без удовлетворения разнообразных потребностей, выстроенных в следующей иерархической последовательности: — физиологические; — потребность в безопасности; — потребность в любви и признании; — потребность в привязанностях, причастности к группе; — интеллектуальные, творческие и эстетические потребности Основная образовательная задача, которую позволяет решать такой подход заключается в содействии наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, самореализации ученика.^ Обучение по Монтессори Автором этой школы является Монтессори Мария — итальянский педагог, которая реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе Монтессори так определила основную задачу своей школы — поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему В целом школа Монтессори направлена на всестороннее развитие, воспитание самостоятельности, соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности Особенность содержания заключается в том, что так называемый Монтессори-материал есть часть педагогической среды, которая подготавливает, побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самостоятельную деятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению Специфика как содержания, так и используемых методик и организации деятельности полностью зависит от возрастного периода. М.Монтессори различает следующие возрастные периоды: — 0—3 года — предметно-чувственная ориентировка; — 3—6 лет — сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление; — 6—9 лет — освоение абстрактных действий; — 9—12 лет — завершение начальной школы; — 12—18 лет — гимназическая и старшая ступень. Для того чтобы было более понятно, что из себя представляет Монтессори-материал, приводим разработку его для возрастной группы детей 9—12 лет по теме «Свойства и основные функции слюны» (О. В. Грачева, методист Приокского ИДК, учитель средней школы № 174).Задания 1) Проведите языком по всем органам во рту. Какое испытываете ощущение при движении языка? _______ Что позволяет языку легко скользить при движении во рту? 2) Попробуйте проглотить слюну несколько раз подряд. Сколько раз у вас получилось глотательное движение? ______ При каком условии вы смогли сделать очередной глоток? _____ Попробуйте объяснитьэто явление. __________________ 3) Посмотрите на имеющиеся продукты и предметы посуды, выберите понравившиеся вам, при этом обязательно возьмите разные виды ягод и кусочек ржаного хлеба. Сервируйте для себя стол. Исследуйте количество слюны во рту при виде сервированного стола. Что можно сказать о количестве слюны? _____________ Что повлияло на изменение ее количества? _____________ 4) Положите в рот кусочек ржаного хлеба. Начните его жевать, не проглатывайте, назовите вкусовые ощущения ________ Продолжайте жевать, не сглатывая, примерно одну минуту. Какой вкус ощущаете кончиком языка? ________________ Изменение вкуса пищи — это признак химической реакции. Сделайте вывод о функции слюны в данном случае. ________ 5) Попробуйте по очереди разные виды ягод, опишите объем выделяющейся слюны в каждом случае. _________________ Что влияет на количество слюны в данном случае?_________ 6) Сделайте общие выводы, используя предыдущие рассуждения: а) о функциях слюны________________________ б) об условиях ее интенсивного выделения ______________«Французские мастерские» [66; 98; 100-105; 131, с. 161-166] Технология мастерских, которую пропагандирует группа французских учителей ЖФЕН (Groupe Francaise Education Nouvelle) — «Французская Группа Нового Обучения», основана на идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого и С.Френе, а также на психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и К. Роджерса. Главное в данной технологии — передавать способ действия, а не конкретные знания (что является очень непростой задачей для педагога). Результат выражается в овладении учащимся творческими умениями и в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская — это специфический способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (5—7 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего ее поисковый, творческий характер. Основными методическими приемами — элементами технологии, которые составляют алгоритм действия в рамках мастерской,— являются: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания (рефлексия): — индукция — пробуждение ассоциативного и образного мышления; призыв к творчеству; пробуждение интереса к предмету изучения (может быть что угодно: слово, вопрос, звук, запах и т. д.); осознанно продуманное создание мотива к изучению проблемы; — самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы рисунка, проекта, решения, текста; — социоконструкция — групповая работа по построению результата (через согласование индивидуальных решений); — социализация — выступление с отчетом о проделанной работе (индивидуальной и групповой); — разрыв—«озарение», внутреннее осознание участником неполноты и несоответствия своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему с пересмотром своих знаний, подбором дополнительной информации по проблеме; — рефлексия — творчество по конструированию нового знания (в какой угодно форме) в соответствии со своими индивидуальными умственными и психическими особенностями.