Содержание Глава I. Теоретические основы экскурсионной деятельности в Российской Федерации 21.1. Основные этапы развития экскурсионной практики 21.2.Основные понятия, сущность, классификация экскурсий 41.3. Технология разработки и проведения экскурсий 7Выводы к первой главе 10Глава II. Анализ туристского потенциала московского района Лефортово и его использования в современной экскурсионной практике 122.1. Обзор основных достопримечательностей района Старое Лефортово 122.2. Старое Лефортово на рынке московского познавательного туризма 14Глава III. Разработка нового экскурсионного маршрута «Старое Лефортово. События и люди» 193.1. Характеристика нового экскурсионного маршрута, разработка технологической карты 193.2. Экономическое обоснование внедрения нового экскурсионного маршрута 203.3. Основные способы продвижения экскурсионного маршрута. Расчет рекламного бюджета 22Таким образом, рекламный бюджет по экскурсионному маршруту составит на первые три месяца 4500рублей. 24 ^ Глава I. Теоретические основы экскурсионной деятельности в Российской Федерации 1.1. Основные этапы развития экскурсионной практики Первые экскурсии в России появились в конце XVIII в. под влиянием идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. [19;c.16] В «Уставе народным училищам» (1786) и «Школьном уставе» (1804) рекомендовались «прогулки» (экскурсии) на природу, на мануфактуру, в мастерские ремесленников. [14;c.5] Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественнонаучные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.[16;c.18] В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском, Казанском, Одесском, Киевском. Большую роль в организации экскурсионного дела сыграли общества любителей естествознания, «Русское горное общество»(1900), «Кавказское горное общество» (1902- 1905). В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 - 1927) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы, хотя практические, теоретические и методические вопросы разрабатывались и в первые годы ХХв.[19;c.17] И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, Н.П.Анциферов, В.А.Герд, А.В. Бакушинский и др. представители экскурсионной школы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, обосновали теоретические принципы и организационно- методические основы экскурсионного дела. Разработанный ими экскурсионный метод основан на совокупности характеристик: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности (передвижение по определенному маршруту и осмотр объектов с разных сторон и расстояний), а так же тематичности. [16;c.9] Сначала экскурсионный метод разрабатывался для экскурсий на «открытом воздухе», а потом был спроецирован на музейные экспозиции. Большую роль в становлении экскурсионного дела были призваны сыграть Центральное бюро краеведения (1921 - 1937), а так же Петроградское научно-исследовательский экскурсионный институт (1921 – 24) и Московский музейно-экскурсионный институт (1921 – 25), цель которых состояла в изучении «экскурсоведения по всем областям жизни и человеческой культуры» для создания» цельной образовательной системы». Для подготовки экскурсоводов в Петрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции.[16;c.10] Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к концу 1920-х – началу 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсоводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации реорганизованы. Уже с сер. 1920-х гг. Экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. Вместо ликвидированного РОТ было создано Общество пролетарского туризма., преобразованное потом во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930) с 1936г. Руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданный при ВЦСПС Центральное туристско-экскурсионное управление.[16;c.12] Уже в начале 1920-х гг. все больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской методологии. С начала 1930-х гг. музеи провозглашаются политико-пропагандистскими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера. Вплоть до середины 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-революционной тематики и достижений социалистического строительства. [19;c.17]…….^ 1.2.Основные понятия, сущность, классификация экскурсий Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические цели, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней возникли научные задачи, такие как выявление экспонатов для музея. Появление учебной цели вовлекло в экскурсию школьников и студентов. Организаторы экскурсий и экскурсоводы имеют четкое представление о том, что и в каком виде должен увидеть, услышать и ощутить участник экскурсии, к каким выводам он должен придти. Таким образом, экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных. [18;c.3] Существуют и другие определения экскурсии: Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).[16;c.11]Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. [37] Группу сопровождает экскурсовод, ведущий целенаправленный показ объектов и рассказ о них. Последовательность ознакомления с объектами, рассказ и показ объединены раскрытием темы экскурсии, что предполагает наличие определенной цели экскурсии. Внутри темы обычно могут быть выделены подтемы нескольких уровней. Поэтому, понимая экскурсию, как «продвижение», мы можем иметь в виду не только продвижение по местности, но и, что особенно важно, «продвижение» вглубь экскурсионного материала, то есть получение новой информации и осмысление ее. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, услышать об этих объектах необходимую информацию и понять значение исторического события. Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» статья 1 [4], экскурсовод – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания, а экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика. Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении, дают возможность экскурсантам анализировать и делать необходимые выводы. Главная задача любой экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать свою оценку увиденному.[13;c.3] Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии. Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.[18;c.3] При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). [16;c.12] Рассмотрев понятие экскурсии и ее сущности, рассмотрим основные цели, функции, признаки и особенности экскурсий как познавательной деятельности. Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель – это то, к чему стремятся, чего котят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Например, как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. На рисунке 1 наглядно виден процесс и цели экскурсии. Рисунок 1. Схема экскурсионного процесса и цели экскурсии [17;c.18] Цели подчиняется все, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии. - экзотичность объекта, его неповторимость; - выразительность, под чем подразумевается внешняя выразительность самого объекта или его особое взаимодействие с окружающей средой; - сохранность, современное состояние объекта, возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится; - месторасположение, удобство подъезда к нему, состояние подъездной дороги, наличие мест для стоянки транспорта и размещения группы при осмотре объекта. [10;c.33] Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.[17;c.25]……..^ 1.3. Технология разработки и проведения экскурсий Разработка и создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления: - разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения); - подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии. Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: - Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. - Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. - Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: - организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте); - информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов. В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения. Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов: 1. Определение цели и задач экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы и составление библиографии. 4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Объезд или обход маршрута. 8. Подготовка контрольного текста экскурсии. 9. Комплектование «портфеля экскурсовода». 10. Определение методических приемов проведения экскурсии. 11. Определение техники ведения экскурсии. 12. Составление методической разработки. 13. Составление индивидуальных текстов. 14. Прием (сдача) экскурсии. 15. Утверждение экскурсии. Определение цели и задач экскурсии……….^ Выводы к первой главе Основными этапы развития экскурсионной практики в России являются: начало 18 века появление первых экскурсий, развитие экскурсионного дела в конце 18 века и внедрение методов обучения экскурсионному делу, начало 19 века характеризуется появлением первых организационных структур, стимулирующих развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. К середине 19 века появились организации цель, которых состояла в изучении экскурсоведения и для создания цельной образовательной системы. Для подготовки экскурсоводов в Петрограде и Москве были созданы инструкторские экскурсионные станции. Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. Вплоть до середины 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-революционной тематики и достижений социалистического строительства. Во второй половине 1980-х гг. расширяется проблематика экскурсионного дела, начинается новый этап краеведения. Рубеж 1980 – 90-х гг. отмечен спадом экскурсионного дела, вызванного сложностями политического и экономического характера. Последний этап развития экскурсионного дела сегодня - это знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия. Здесь же были рассмотрены основные понятия: экскурсии, ее сущности, экскурсовода, цели, задачи, функций и признаков экскурсий. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления: - разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения); - подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии. Рассмотрены этапы создания экскурсий, к ним относят: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительная ступень (прием экскурсии и ее проведение). Схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д. Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой ведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии. К технике ведения экскурсии причисляют следующее: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, движение от автобуса к объекту, расстановка группы у объекта, возвращение в автобус, соблюдение плана экскурсии в соответствии с технологической схемой, ответы на вопросы экскурсантов, использование индивидуального текста, экспонатов из «портфеля экскурсовода» и звукозаписей, работа с микрофоном.^ Глава II. Анализ туристского потенциала московского района Лефортово и его использования в современной экскурсионной практике 2.1. Обзор основных достопримечательностей района Старое Лефортово История возникновения названия района «Лефортово». История Лефортова тесно связана с историей Немецкой слободы на Яузе. В Москве жили торговцы из многих стран, но первые документальные сведения об их поселениях относятся к XVI - XVII вв. Особенно много иноземцев появилось в Москве во время Ливонской войны. Часть ливонских пленников Иван Грозный поселил отдельно и, они-то, вероятно, образовали первую в Москве Немецкую слободу. Находилась слобода между Яузой и ручьем Кукуем (Кукуй – называли русские). Первая немецкая слобода погибла в Смутное время: ее разграбили Лжедмитрий II и поляки. 4 октября 1652 г. вышел указ царя Алексея Михайловича об отводе земли под строение в Новой Немецкой слободе (границы ее определялись с востока и юга - правым берегом Яузы, с севера селом Елоховым, а с запада - ручьем Кукуй). Земля предоставлялась бесплатно и была «белой» (не облагалась налогами). Раздавали участки, «смотря по достоинствам, должности или занятиям». Новая слобода вскоре быстро обустроилась (по переписи 1665 г. слобода насчитывала 204 дома). [9;c.559] При Петре I село Преображенское и расположенная невдалеке Немецкая слобода становятся центром политической жизни России, превращаясь в аристократическое предместье Москвы. В Немецкой слободе Петр познакомился с будущим закадычным другом Францем Лефортом. Франц Яковлевич Лефорт – отважный воин, умный, интересный рассказчик, преданный своему делу и царю Петру до отчаянности. Лефорт, будущий сподвижник Петра I, потомок старинного рода, родился в Женеве. Попал в Россию в начале 1670-х годов молодым человеком, успев побывать в нескольких западноевропейских государствах. В 1678 г. Лефорт был назначен командиром роты, принадлежавшей корпусу Великого князя Василия Васильевича Голицына. С Петром он близко знакомится в возрасте около 30 лет. С фавором к Лефорту пришли отличия и пожалования: он был сделан генерал-адмиралом. Активное участие Лефорт принимал в организации будущего российского флота. В 1691-1694 гг. во время обучения Петра морскому делу Лефорт сопровождал его в Переяславль и Архангельск. Еще одна заслуга Лефорта – приглашение в Россию мастеров из Европы. Лефорт проявил себя и на дипломатическом поприще. Под его влиянием была задумана и осуществлена поездка Петра за границу и отправка Великого посольства (1697-1698гг.) к европейским дворам. Великое посольство 1687-1698 гг. – знаменательное событие русской истории, оказавшее большое влияние на дальнейшее развитие России. Во главе посольства стоял Ф. Лефорт. Именно благодаря Францу Лефорту у России установились прочные дипломатические связи с Женевской республикой. После Великого посольства Лефорт заработал авторитет дипломата и продолжал оставаться неофициальным руководителем внешней политики России. Роль Лефорта и его влияние на царя трудно переоценить. Военачальник, советник, дипломат, он способствовал усвоению Петром западных идей и привычек. Дружба, связывавшая его с царем, была глубокой и искренней. [20;c.165] Царь любил бывать у Лефорта, в его небольшом доме на берегу Яузы. Петр наезжал к Лефорту с шумной и многочисленной компанией в 250-300 человек. Он же финансировал пристройку большой залы к дому своего любимца (рассчитанной на 1500 человек), а в 1697-1698 гг. на средства казны был построен каменный дворец. Когда в 90-е годы XVII в. Петр Великий начал проводить военные реформы, он передал земли по левобережью Яузы под военные слободы Преображенского, Семеновского и Лефортовского полков. Для лефортовских солдат на левом берегу Яузы раскинулся плац, как раз напротив сада и дома Лефорта, в том же году (1692), в сентябре месяце, приступили к постройке 500 домов для солдат. Казармы Лефортовского полка были расположены правильными рядами, образуя улицы и переулки Солдатской слободы. Через Яузу перекинули новые мосты — Солдатский и Госпитальный. Позже для солдат в 1711 г. был построен деревянный храм святых ап. Петра и Павла (с 1771 г. — каменный). Так была заложена слобода, получившая название «Лафортовской», позднее выросшая в Лефортовскую часть города. Лицо района, уж так сложилось исторически, во многом определяли военные заведения, как учебные, так и места дислокации частей и подразделений.[20;166] Проведем обзор основных достопримечательностей района «Лефортово», сохранявшиеся на сегодняшний день. Наглядно местоположение основных достопримечательностей показано на карте рис.3. Рисунок 3. Достопримечательности района «Лефортово»Лефортовский дворец.……..^ 2.2. Старое Лефортово на рынке московского познавательного туризма Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. [15;c.8] Одной из разновидностей познавательного туризма является автотуризм, расширяющий возможности для знакомства со страной. Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца - знают во всем мире. Москва - сердце России, ее столица, деловой, научный, культурный и туристский центр России. В Московской области насчитывается и охраняется около 2,2 тыс. культурных, исторических и природных памятников. Историческая часть района «Лефортово» также относится к культурно-историческим памятникам. Проанализируем рынок въездного культурно-познавательного туризма в целом по России за последние несколько лет, основываясь на статистике Федерального агентства по Туризму РФ. Согласно статистике Госкомстата доля экскурсионно-познавательного и культурного туризма в структуре внутреннего туризма занимает около 30%. Таким образом, с определенной долей условности можно считать, что в прошлом году экскурсионные поездки по европейской части России совершили примерно 7-8 млн. человек. Таблица № 1. Анализ въездного культурно-познавательного туризма в России [43]…….. Рисунок 4. Въездной культурно-познавательный туризм в России [43] Согласно статистике Госкомстата доля экскурсионно-познавательного и культурного туризма в структуре внутреннего туризма занимает около 30%. Таким образом, с определенной долей условности можно считать, что в прошлом году экскурсионные поездки по европейской части России совершили примерно 7-8 млн. человек. Внутренний туристический поток в России растет – с 32,4 миллиона человек в прошлом году (2010), в 2011гг, по прогнозам, он составит 33, 7 миллиона человек. Это обусловлено наличием успешных туристических проектов в регионах. Начнет действовать Федеральная целевая программа с декабря 2011 года и продлится до 2018. Ее задача заключается в том, чтобы показать туристический потенциал России и стимулировать внутренний спрос на регионы. В 2011 году особое внимание уделено проблемам внутреннего туризма. На продвижение регионов в 2011 году будет направлено 158,4 миллиона рублей. Уже в декабре этого года планируется провести 7 первых мероприятий программы. В том числе Международную конференцию «Повышение качества и безопасности услуг объектов туриндустрии как условие успешного продвижения туристского продукта» в Сочи, Международную конференцию по формированию туристского продукта курортных территорий в Алтайском крае, Межрегиональный туристский форум «История России в малых городах» в Костроме, а также Международную конференцию по развитию событийного туризма в Якутске, Международную конференцию «Туристские бренды - генератор развития территорий» в Вологде, Всероссийский форум по вопросам социального туризма в Уфе и Первую международную конференцию по вопросам развития туризма в Прикаспийском регионе в Астрахани. Всего в федеральную целевую программу вошли 19 регионов Российской Федерации. На продвижение туризма в регионах будет направлено 1,1% от общей суммы финансирования федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Общий объем финансирования составит 332 миллиарда рублей, из них 63,6% - частные средства, 7,5% - средства регионов, 28,9% – доля государства. [44] Проанализируем рынок культурно-познавательного туризма по Москве. Так по данным статистики Госкомстата в 2010 году в Москве и Московской области спрос на экскурсионные программы по Москве вырос на 18%. В начале 2011гг рост продолжается. Положительную роль сыграл и возросший интерес к истории России и Москвы. Развиваются как автобусные экскурсии по Москве преимущественно по выходным, так и пешеходные экскурсии, стоимость которых порой не превышает 350 руб. Спросом пользуются не только классические обзорные и тематические программы, но и такие, как «Аномальная Москва», «Прогулка по крышам Москвы», «Бункер Сталина», «По следам магов в Москве». К положительным тенденциям в развитии сегмента экскурсионно-познавательных туров по Москве в 2011 году можно отнести расширение ассортимента экскурсионных программ, в том числе и по доступным ценам, и их географии. Говоря о прогнозах на 2012 год, стоит ожидать - увеличения доли самостоятельных поездок туристов; - дальнейшего сокращения спроса на многодневные экскурсионные туры по городам Средней полосы и Золотому кольцу, скорее всего будут больше популярны однодневные экскурсии, в частности по Москве; - расширения ассортимента однодневных туров, в частности культурно-исторических по Москве; -появления новых интерактивных программ на маршрутах, таких, например, как путешествие к северным оленям в Анциферово, в гости к хаскам в Тверской области. К сожалению, немало и отрицательных факторов, которые затрагивают не только экскурсионный туризм, но и рынок внутреннего туризма в целом. Это: - недостаточная популяризация отраслевыми органами власти отдыха в России на внутреннем рынке; - неадекватное соотношение «цена/качество» во многих средствах размещения на экскурсионных маршрутах по России; - дефицит современных автобусов для осуществления туристических перевозок; - высокая стоимость авиабилетов и железнодорожных билетов; - низкий уровень сервиса и отсутствие квалифицированного персонала; - недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Проанализировав внутренний рынок культурно-познавательного туризма по России в целом, также по Москве. Рассмотрим подробнее предложения туристических компаний Москвы по экскурсиям в историческую часть района «Лефортово». На сегодняшний день на рынке предлагаются следующие обзорно-исторические экскурсии по Лефортово. 1.^ Туристической компанией «Сириус». Экскурсия в Лефортово «Версаль на яузе» Стоимость программы для группы 40 чел. взр.: 15800 руб. (395 руб. на 1 чел.) Стоимость программы для группы 40 шк. + 2 взр.: 14800 руб. (370 руб. на 1 чел.) Продолжительность программы: 4 - 5 часов. В стоимость экскурсии входит: автобусное обслуживание, сопровождение гида экскурсовода, экскурсионное обслуживание в дворцово-парковом ансамбле Лефортово. 2. ^ Экскурсии в музее Лефортово. «Лефортово. Вехи истории» – предполагает обзор всей экспозиции и рассказ об истории создания Немецкой слободы, освоения левобережья реки Яузы: постройки Солдатской слободы Лефортовского полка, дворцово-парковые ансамбли усадеб Ф. Я. Лефорта, Ф. А. Головина, Анненгофских дворцов, истории многочисленных военно-учебных и военно-медицинских заведений Лефортова, истории промышленных предприятий, традициях милосердия и благотворительности, которыми так богата история этого московского района; также и об истории Лефортова в советское время: вкладе жителей района в победу в Великой отечественной войне, истории истребительного авиополка «Нормандия-Неман» и многом другом. «^ Реформы Петра Великого» – экскурсия делает акцент на преобразовательную деятельность царя-реформатора как в военной, так и в гражданской сферах, на создание им регулярной российской армии и флота, на историческую роль в этой его деятельности Немецкой слободы и Лефортова. «^ Птенцы гнезда Петрова» – экскурсия посвящена военной и гражданской деятельности сподвижников Петра I : Ф.Я. Лефорту, Ф.А. Головину, А.Д. Меньшикову, П.Гордону, Я.В. Брюсу. 3. «^ Лефортово. Вехи истории» (обзорная). В рамках общегородской программы «Семейное путешествие». Аналогична обзорной экскурсии. Во время экскурсии дети получают планшеты с путеводителями, содержащие вопросы по экспозиции музея, кроссворд