Реферат по предмету "Разное"


Gutter=377> rollo may ролло

ROLLO MAYРОЛЛОМЭИTHE ARTOFCOUNSELLING ИСКУССТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯA CONDOR BOOK SOUVENIR PRESS (E & A) LTD.МОСКВА .НЕЗАВИСИМАЯ ФИРМА"КЛАСС■1994 УДК 159.9 ББК88 М97 Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. — М: Независимая фирма "Класс", 1994. —144 с. Фактически эта книга о том, что во всем мире уже стало привычным и обязательным. Все мы по-любительски выступаем в этой роли с друзьями, сослуживцами и соседями. Например, из нее можно узнать, что настоящее психологическое консультирование вовсе не состоит в раздаче советов. Она напомнит, что развития не бывает без кризисов — и именно в кризисной ситуации человек чаще всего ищет помощи. А лучшая помощь, стало быть, та, которая учитывает здоровое, естественное направление его роста. Особый интерес для нашего читателя представят страницы, посвященные духовным аспектам психологического консультирования. В общем, эта книга обязательно должна стоять на полке у врача, педагога и, само собой, психолога. А поскольку ждать профессиональной помощи большинству "широкого круга читателей" пока все-таки неоткуда... какое-то время придется заниматься само- и взаимопомощью, повышая свою квалификацию.БИБЛИОТЕКАПРАКТИЧЕСКОЙПСИХОЛОГИИ^ И ПСИХОТЕРАПИИ .« 0303020000-03 „ IV1 Без объявл. 1В9(03)-94 © Ролло Мэй, 1989 © Гарднер Пресс Инк., 1989 © Независимая фирма "Класс", 1994 © Т.К.Круглова, перевод на русский язык, 1994 © А.А.Кулаков, оформление, 1994 ISBN 0-285-65099-8 (Великобритания) ISBN 5-86375-007-3 (РФ) ^ СОБЛАЗНЫ АЗБУКИ Ролло Мэй (род. в 1909 г.) — крупный американский психолог и психоте­рапевт, едва ли не последний ныне живущий классик экзистенциально-гума­нистической психологии. Его основные работы "Смысл тревоги", "Человек в поисках себя", "Лю­бовь и воля", "Мужество творить" сочетают в себе скрупулезность анализа клинициста, гуманитарный кругозор философа и простоту пасторской бесе­ды. Эти качества — отражение вех его биографии, в которой были годы уче­бы в теологической семинарии, пасторское служение, занятия философией, психоаналитическая подготовка и психоаналитическая практика. "Искусство психологического консультирования" тоже несет отпечаток прекрасного и разностороннего образования Ролло Мэя. Однако самое глав­ное в этой книге — ее практическая направленность. Как если бы рядом с тем, кто выступает в роли психолога-консультанта, оказался тот самый "суперви-зорский стул", с которого можно услышать подсказку, наводящий вопрос, по­хвалу или тактичное замечание опытного учителя — именно то, чего так не хватает российским коллегам Ролло Мэя. Во всем мире в консультирование идут те, кто тянется к осмысленной, творческой и полезной работе с людьми, но, как правило, не имеет серьезного опыта "длинной" психотерапии с ее обязательным требованием терапевтиче­ской проработки собственных проблем. А для консультанта-профессионала (и уж тем более "любителя") очень высок риск угодить в разные "ловушки", рас­ставленные его же чувствами, мотивами, не до конца осознанным понимани­ем своих задач. Многие из этих соблазнов описаны Ролло Мэем. Некоторые из них до­статочно элементарны, например, готовность давать советы, особенно когда клиент активно к этому подталкивает. Отказаться от других — намного слож­ней: "мужество быть несовершенным" — принять проявления своей професси­ональной и человеческой несостоятельности как часть жизни и часть себя — на это могут уйти годы... И не одна ли из таких "ловушек" — нынешнее бур­ное увлечение "беспроигрышными" техниками в психотерапии и консульти­ровании? Знать и уметь — нужно, важно, и без этого нет профессионала. Но ника­кая "техническая оснащенность" не сделает его неуязвимым победителем. Воз­можно, больше всего он отличается от своих клиентов тем, что готов это про себя понять — и, что еще важнее, принять. Духовному смыслу такого принятия посвящена последняя глава книги. В отличие от большинства своих коллег-современников, Ролло Мэй всегда при­давал огромное значение этому аспекту психологического консультирования и готов был работать с религиозно-нравственными проблемами своих клиен­тов. Случаи, разбираемые в этой книге, воспринимаются нами как бы со сто­роны, потому что принадлежат к иной религиозной традиции и не очень зна­комой религиозной практике. Возможно, для нашего понимания идей автора это и к лучшему: когда есть пространство для некоторого внутреннего дистан­цирования, легче разглядеть невротическую религиозность и невротический же атеизм, основанную на страхе нетерпимость и многое другое. И, кажется, последнее. Иногда у читателя этой книги будет складываться впечатление, что Ролло Мэй очень уж прост: теория элементарная, случаи ка­кие-то слишком понятные... Такий вот "американский лубок". Может быть, на этовпечатление не стоит полностью полагаться...^ Екатерина Михайлова 6 ПРЕДИСЛОВИЕ Один мой друг, который преподавал педагогику студентам выпускного курса, как-то сказал в беседе со мной, что для занятий по его предмету он сам и его студенты пытались подыскать основное учебное пособие. В планы сту­дентов не входило избирать психотерапию своей основной профессией, но, как будущие преподаватели, они хотели знать основы такой научной области, как психологическая помощь советом, консультацией. "Мы так и не нашли ничего подходящего, — заключил мой друг, — и снова вернулись к твоему "Искусству психологического консультирования". Книга была написана в сложное для меня время. Три года я преподавал в Центральной Европе, а в летние каникулы мне удалось попасть на семинар к Альфреду Адлеру в Вене. Я вернулся в Штаты в начале тридцатых, в самый разгар Великой Депрессии. Но мне посчастливилось получить работу в Мичи­ганском Университете. Моя должность называлась "консультант мужского студенческого контингента". Обязанности у меня были троякого рода: я пре­подавал один из предметов, консультировал и отвечал за деятельность студен­тов, связанную с располагавшейся напротив Университета Межконфессио­нальной Народной Церковью, где находился мой рабочий кабинет. В те дни в университетах еще не преподавали учения Фрейда, Юнга, Адлера и Ранка, да и сами они были почти неизвестны в Штатах. Так что мне очень пригодилось мое участие в семинаре Адлера. Вопросы психологической помощи остро ин­тересовали всех, кто вел работу, подобную моей, поэтому меня часто пригла­шали выступить с лекциями в разные концы страны. Литературы по этому вопросу никакой не было, по крайней мере нам не удалось отыскать ничего подходящего. Мне настойчиво предлагали опубликовать мои лекции, кото­рые и легли в основу "Искусства психологического консультирования", первой вышедшей в Америке книги на данную тему. Как это ни странно, но и в наше время эта "срединная" область остается в значительной мере неисследованной. Полки библиотек полны популярной (до примитивности) литературы по психологии, нет недостатка и в серьезных работах для тех, кто занимается психотерапией на профессиональном уровне. Однако те, кто не собираются становиться психотерапевтами, но хотят полу­чить представление о внутреннем мире и побуждениях личности, испытывают острую нехватку необходимой литературы. Это относится не только к педаго­гам, но и к медикам, которым приходится утешать потерявших близкого чело­века родственников или обсуждать самые сокровенные предметы со своими пациентами. Недостаток литературы испытывают адвокаты, которым прихо­дится наставлять своих клиентов, и люди схожих профессий, не говоря уж о служителях культа и социальных работниках. Даже руководители корпора­ций хотят научиться плодотворно сотрудничать с работниками, занятыми на их производстве. Вот почему я с готовностью откликнулся на предложение из­дательства "Гарднер" выпустить новое издание моей книги. Книга подверг­лась весьма значительной переработке, что относится и к манере изложения, которая, я думаю, теперь будет более полно соответствовать тому значению, которое приобрела эта захватывающая область науки.^ Ролло Мэй 8 Посвящается Бобу, Роджеру, Ли и другим из моих клиентов, кто неоднократно появляется на страницах этой книги^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ"Не стоит жить, если не изучать жизнь ". Сократ"Я понял, что все, чего я боялся, не codepoicum в себе ни хорошего, ни плохого, а лишь воздействует на разум ". Спиноза^ Типичный человек из ниоткудаЖивет в своем неведомом нигде,И, строя планы никакие,он вилами их nuutem на воде.Он не имеет точки зрения.Куда идет, и сам не знает.Он чем-то каждого из нас напоминает.Послушай, человек из ниоткуда,В твоем распоряжении весь мир.Не упусти свой шанс попасть на жизни пир. Леннон и Маккартни^ Портрет личности Что такое человеческое существо? Вот отправная точка нашего конструктивного исследования. Чем глубже наше понимание челове­ка, тем эффективнее будет наша консультация. Понятие "мужчина" гораздо шире, чем просто телесная оболочка, чем дело, которым он занят, чем его общественное положение, а понятие "женщина" шире, чем воплощенное в ней материнство, привлекательность или профес­сия. Все это лишь способы самовыражения. Взятые в совокупности, они отразят как в зеркале внутреннюю человеческую структуру, кото­рую мы довольно расплывчато обозначаем словом "личность". Евро­пейские психологи предпочли бы в данном контексте понятие "душа" — как перевод греческого слова psyche. Но для нас, американцев, сло­во "личность" более точно выражает то основное в природе человече­ского существа, что делает его или ее индивидуумом. Поэтому нам следует начать с определения понятия "личность". Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сфор­мулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личност­ные качества хотя бы своего консультанта, или любимого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания. Для большей ясности приводим наше определение: слагаемые личности — свобода, индивидуальность, социальная интегрирован-ность и глубина религиозности. Эти четыре составляющие особенно важны для личности человека, как будет ясно из последующих рассуж­дений. В качестве более развернутого определения можно утверждать, что личность — это осуществление процесса жизни в свободном, со­циально интегрированном индивидууме, наделенном духовным нача­лом.^ Детерминирована ли личность? Наиболее яркую и убедительную картину детерминированности личности дает психоанализ Фрейда. Без сомнения, в истории науки Фрейд останется одним из самых влиятельных мыслителей нашего ве­ка. Его учение — это водораздел в истории наших попыток познать самих себя. Правда, с его появлением люди лишились такой милой привилегии, как быть лицемерными и неискренними с самими собой, чем отчасти объясняются злобные нападки на Фрейда. Фрейд родился в том веке, который уже жаждал психоанализа. Девятнадцатый век так расчленил человеческую натуру, так жестко регламентировал жизненные правила, превратив мораль в систему по­верхностных установлений, что фрейдовский психоанализ появился как нельзя кстати. Его огромное влияние объясняется именно насущ­ной потребностью в нем. Фрейд доказал, что понятие личности выхо­дило далеко за рамки существовавших узких схем. Открыв для нас не­исчерпаемое и мощное царство подсознания, он придал "глубину" природе человека. Поставив секс, как самый мощный человеческий инстинкт, в центр своего научного построения, возможно, чересчур смело и не всегда точно в деталях, он выразил тем самым неизбежную реакцию общества на лицемерное викторианское морализирование, в основе которого лежало представление, что можно игнорировать фак­тор секса, изъять его из жизни общества, чтобы оно, гордясь собствен­ной "невинностью", бодро двинулось дальше. Отыскивая в подсознании мотивы человеческого поведения, Фрейд выкапывал много такого, что было не по вкусу тому поколе­нию, которое привыкло утрясать щекотливые проблемы по принципу "не зри в корень", т.е. отмахиваться от моральных проблем, обменяв­шись визитными карточками, а от международных — папками с дого­ворами. Фрейд открыл нам неприглядную сторону человеческой нату­ры. А тем, кто не верит в эту неприглядность низменных страстей и первобытной жестокости, достаточно взглянуть на истерзанный вой­нами сегодняшний мир. Наша самовлюбленность побудила нас за­клеймить Фрейда как рассадник клеветы и непристойности. Но, как сказал Юнг, "только великий идеалист способен посвятить свою жизнь расчистке таких залежей грязи". Фрейд был гением анализа. Он изобрел систему изучения челове­ческой личности, названную психоанализом, из которой профессио­нальные консультанты могут почерпнуть много ценного о работе че­ловеческого разума. Он установил, что регулирующие функции разу­ма могут быть приведены в хаотическое состояние актами "подавле­ния", т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Вот как это происходит: id (бурлящие в подсознании страсти и страхи, инстинк­тивные стремления и различные явления психического свойства) явля­ется источником инстинктивных порывов, которые ищут выхода во­вне. Но ego, стоящее на пороге сознания и выступающее как посред- 12 13ник между id и внешним миром, осознает запреты общества, не позво­ляющие выразить данное конкретное желание, и прибегает к какой-либо уловке, чтобы подавить это желание. Действуя подобным обра­зом, ego говорит себе: "Да, я этого вовсе не желаю" или "Я вместо это­го сделаю вот это". Дело кончится тем, что данный порыв будет ис­кать выхода в другой форме, но на этот раз в виде невротического синдрома, например, беспокойства, смущения, забывчивости, или в еще более серьезной форме психоза. При лечении с помощью фрейдовского психоанализа аналитик настраивает пациента на словесное выражение ассоциаций, т.е. на сво­бодный поток ассоциаций. Во время этой "исповеди" аналитик, как охотник в засаде, подкарауливает признаки подавления, когда паци­ент, например, запнется в самый ответственный момент исповеди, или будет стараться вспомнить что-то забытое, или выкажет явное смуще­ние. Подобное торможение или блокирование указывает на рассты­ковку в мышлении пациента, на то, что прервался естественный поток инстинктивных стремлений из подсознания в сознание, а оттуда в ре­альность. Эти симптомы, как буйки, указывают на наличие глубин­ных психологических конфликтов. Задача аналитика — докопаться до конкретного конфликта, вытянуть его на свет из подсознания, и если это серьезный конфликт, разрешить его с помощью психологического катарсиса. Эта процедура называется абреакцией. Ее конечная цель — устранение путаницы в мыслях пациента, освобождение его от "ком­плекса" и, таким образом, восстановление функционального единства его разума. Пациент обретает свободу для поиска наиболее благоприятного выхода в реальность своих инстинктивных порывов. А если такой вы­ход невозможен, пациент, по крайней мере, подводится к осознанному пониманию этой невозможности и к необходимости честного отказа от данного стремления. Главная фаза психоанализа состоит в извлече­нии конфликта из темноты подсознания на свет сознания, где с ним легче будет разобраться. "Мы приносим пользу тем, — говорил Фрейд, — что замещаем подсознание сознанием и переводим подсоз­нательное на язык сознательного". Среди многочисленных вкладов, сделанных системой психоанали­за в наше понимание человеческого разума, одним из главных являет­ся познание безграничности и мощи царства подсознательного. Ис­следование этой темной "глубинки", где зарождаются огромные жиз­ненные силы и побудительные мотивы, подвело более прочный фунда­мент под наше понимание человека. Психоанализ показал, что, поми­мо сознательного ego, надо принимать во внимание еще очень много факторов. Бедному генералу ego нелегко приходится под натиском ин- стинктивных сил, порождаемых id, под напором внешнего мира и су-nep-ego (совести). Процесс жизни должен быть ориентирован на более глубинные уровни, чем одна лишь сознательная воля. И, наконец, фрейдовский психоанализ показал, что наша жизнь никогда не станет по-настоящему нравственной, если мы пойдем по простейшему пути подавления любого стремления, которое окажется не по вкусу общест­ву или нашему собственному cynep-ego. Однако фрейдовская система анализа может оказаться опасной, когда она переносится на личность в целом и объясняет ее с позиций детерминизма. Система может превратиться в простую схему причин­но-следственных связей: заблокированный инстинктивный порыв рав­няется подавлению, равняется психическому комплексу, равняется не­врозу. Отсюда, теоретически, лечение просто сводится к обратной по­следовательности: отметить невротический симптом, выявить ком­плекс, устранить подавление и затем помочь пациенту выразить свои инстинктивные побуждения наиболее удовлетворительным образом. Мы отнюдь не намерены свести фрейдовскую терапию к подобной простой схеме. Терапия по Фрейду — это разносторонний творческий процесс, успешный именно потому, что не скован жесткой причинной теорией. Опасность заключается в том, что теория Фрейда может спо­собствовать тому, что в умах недостаточно знакомых с этой теорией людей может возникнуть механистическое, детерминистское воззрение на личность, из чего последует вывод, что люди всего лишь жертвы своих инстинктов и единственным способом спасения для них являет­ся выражение своего либидо, при малейшем к тому побуждении. Без сомнения, система причинно-следственных связей вполне при­емлема в отношении определенных аспектов умственной деятельнос­ти. Но было бы заблуждением на основании ограниченной сферы при­менения этой системы делать обобщенный вывод, что принципы при­чинности и детерминизма исчерпывают объяснение личности в целом. Фрейд соблазнился готовой и весьма четкой систематизацией, разра­ботанной естественными науками. Ее-то он и использовал в качестве прокрустова ложа, куда он постарался втиснуть человеческую лич­ность. Это заблуждение проистекает из непонимания того, что любой научный метод имеет свои ограничения. Признавая, что объективная наука помогает нам в значительной мере познать отдельные фазы и явления умственной деятельности человека, было бы непростительной ошибкой воображать, что можно свести к причинно-следственным ме­ханистическим принципам понимание человеческого разума во всех его творческих, часто непредсказуемых, подчас неуловимых проявле­ниях. В итоге, фрейдовская, по выражению Ранка, "естественно-науч- 14 15ная психология" пошла по ложному пути признания абсолютной де­терминированности личности. Подобное признание снимает всякую ответственность с человека. Так вор вправе заявить: "Яблоко украл не я, а мой голод". А как же быть с такими присущими индивидууму свойствами, как целеустрем­ленность, свобода, осознанность решений? Все это составляет основу личности, в чем мы убедимся ниже. Между прочим, согласно одному из основных постулатов психо­терапии, пациент должен рано или поздно научиться отвечать за свои поступки. Вот почему детерминированность, которая снимает с лич­ности всякую ответственность, в конечном итоге просто мешает ду­шевному выздоровлению. Причинно-следственная предопределен­ность годится только для весьма ограниченной области неврозов, вы­званных комплексом подавления. Освободившись от комплекса, паци­ент принимает на себя ответственность за творческое созидание собст­венного будущего. Как говорит мой опыт, страдающие неврозами пациенты чаще всего придерживаются предопределенности в отношении к жизни. Они всегда ищут, на кого бы переложить вину за собственные трудно­сти — на родителей, на несчастливое детство, на коллег. Для них все сгодится, "лишь бы только я был не виноват" — вот их лейтмотив. Объяснить это легко: стоит такому пациенту взять ответственность на себя, как ему придется предпринять какие-то шаги, чтобы справиться со своим неврозом. Безусловно, в любой произошедшей с человеком беде наличествует бессчетное количество предопределяющих факто­ров, но в основе основ личностной автономии лежит момент собствен­ной ответственности и возможность творческого развития. Вот что важно. Недавно мне пришлось работать с одним пациентом средних лет, владельцем небольшого предприятия в сельской местности. Яростный защитник детерминизма, он приводил в пример опыты с обезьянами и другие малоубедительные псевдонаучные факты. Он из кожи вон лез, чтобы доказать, что люди не более ответственны за свои поступки, чем павловские собаки за выделение слюны при рефлекторном стиму­лировании. Когда человек спорит так, словно от исхода спора зависит его жизнь, это, как правило, свидетельствует о том, что за его азартом скрывается нечто большее, чем поиски объективной истины. Скорее всего, пациент пытается сохранить в неприкосновенности структуру своего невроза. Так оно и оказалось. По окончании колледжа этот че­ловек сменил несколько мест работы, ни на одной не добившись успе­ха. О годах учебы он говорил с неохотой, заметив только, что в жи­тейском смысле толку от полученного образования мало. Можно сде- лать вывод, что, поскольку жизнь у этого человека не удалась, ему не оставалось ничего другого, как уверовать в предопределенность. Она стала для него оправданием, избавила от тягостного признания себя неудачником. Его собственные ошибки предопределили его детерми­низм. А его горячность в споре доказывала подсознательное чувство вины за свои неудачи. Он отстаивал детерминизм именно потому, что в глубине души был убежден, что его жизнь не так уж безусловно пре­допределена. Да, в отдельных случаях детерминизм вполне оправдан, это каса­ется неврозов. Невроз — это отказ от свободы, подчинение своей лич­ности жестким устойчивым формулам и, как следствие, превращение личности в автомат. Душевное здоровье подразумевает обретение чув­ства личной ответственности и, следовательно, свободы.^ Свобода личности Свобода — это основной принцип, обязательное условие сущест­вования личности. Именно свобода отличает человеческое существо от животного, потому что человек обладает способностью разорвать прочную цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются жи­вотные. Здоровый разум может сдерживать различные импульсы, под­держивая их в состоянии неразрешенного равновесия, пока не будет принято окончательное решение в пользу одного из импульсов. Это наличие творческих возможностей, равнозначное свободе, является главным свойством, определяющим личность. Мы не собираемся углубляться в философские рассуждения о сво­боде человека, но хотим лишь заметить, что, с психологической точки зрения, весьма существенно верить в свободу, чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультаци­онной деятельности. Не стоит употреблять выражение "свобода во­ли", поскольку оно подразумевает свободу только определенной час­ти индивидуума, а это может вызвать бесконечные тупиковые дискус­сии о метафизическом детерминизме. Пожалуй, свобода народа — это качество его существования как единого целого. Мы отнюдь не ут­верждаем, и это стоит запомнить, что на человека постоянно не воз­действует со всех сторон бесконечное количество определяющих фак­торов, гораздо больше детерминирующих сил, чем представляется на­шему веку с его верой, что человеку всего лишь надо сделать "простое усилие" для решения своих проблем. Однако, независимо от того, сколько факторов воздействует на Джона или Джейн Доу, в конечном итоге обнаруживается, что только один из них помогает мистеру и 16 17 2-817 миссис Доу строить свои собственные неповторимые личностные мо­дели из материалов наследственности и среды. Выступая против сво­боды, оппонент, тем самым, лишь еще убедительнее доказывает ее су­ществование. Спор, любая разумная дискуссия, возникающие по ходу вопросы — все это предполагает наличие хотя бы минимальной сво­боды. Студенты часто приходят к своему консультанту и начинают от­стаивать какую-нибудь несостоятельную точку зрения, опираясь на ес­тественные науки, поверхностное знание которых дало им представле­ние о силе этой области человеческих знаний, но не о ее пределах и ог­раничениях. Если проблема личностного характера, консультант ни­когда не пойдет на прямую дискуссию. Консультирование никогда не переходит в спор. Консультант подскажет возможные пути разреше­ния проблемы и постепенно подведет студента к осознанию ответст­венности за свое поведение и будущее. Психотерапевт Отто Ранк четко определил значение свободы и ответственности в психотерапии. Будучи в течение долгого времени одним из ближайших единомышленников Фрейда, Ранк, в конце кон­цов, был вынужден порвать со своим учителем из-за того, что тот от­казался признать главенство творческой воли в психоаналитической терапии. Ранк считал, что в конечном итоге человек сам формирует свою личность с помощью творческой воли, и что причиной неврозов является как раз отсутствие у пациентов такой созидательной энергии. Свобода личности способна возрастать. Чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизнен­ного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода. Таким образом, помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным. Свобода — первая составляющая понятия личности и первый принцип психологического консультирования. ^ Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Надо объяснить ему сложный механизм принятия решений, когда следует учитывать весь предыдущий жиз­ненный опыт и воздействие всех факторов подсознания, что, в конеч­ном итоге, позволит клиенту осознать и научиться использовать пре­доставляемые ему свободой возможности. V Индивидуальность личности Второй составляющей личности является индивидуальность. Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих 18 личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой, т.е. иными словами, не могут выразить свою индивидуаль­ность. Согласно удачному определению Ранка, "невротический тип, который в известной мере присутствует в каждом из нас, страдает от того, что не может принять себя, не может выносить самого себя и хо­чет чего-то иного". Но хочешь-не хочешь, а жить и ладить с окружающим миром че­ловеку приходится именно таким, каков он есть. Каждый индивидуум не похож на остальных, он уникален, и от того, приемлет ли он эту уникальность, зависит его душевное здоровье. Только представьте бесконечное разнообразие индивидуумов. Взгляните на снующих по магазинам людей. Все они, со своими не­проницаемыми лицами, кажутся однообразными, как галька на мор­ском берегу. Но стоит заглянуть под эту защитную маску, и вы увиди­те удивительное разнообразие и неповторимость скрывающихся под ней характеров. Выслушивая рассказы своих клиентов, консультант всегда поражается их оригинальности и неординарности. Иногда по­сле долгих и утомительных бесед с многочисленными пациентами мое подсознание приходит к заключению, что я уже повидал все возмож­ные типы людей и что следующий пациент будет скучным повторени­ем уже известного мне. Но стоит ему произнести свои первые фразы, как я понимаю, что передо мной захватывающая книга, которую я еще не читал. Меня всегда поражает бесконечная изобретательность природы, создающей такие разнообразные "мужские и женские осо­би". Впору вторить псалмопевцу: "Помыслю ли о небесах Твоих, о де­лах рук Твоих... Что есть человек?.. Ибо Ты едва ли не уподобил его Богу, и увенчал его славой и честью". Вот почему задача тех, кто по­могает советом, — сохранить человеческую неповторимость, помочь человеку остаться таким, каким ему предназначено быть судьбой. Жизненные осложнения начинаются тогда, когда индивидуум пы­тается играть не свою роль. Не стоит считать прирожденно бестакт­ным студента, который на всех собраниях обязательно ляпнет что-ни­будь не к месту. Возможно, им владеют внутренние страхи, которые заставляют его выступать не в своей роли, и, как результат, глупое по­ведение. Сексуальная распущенность многих молодых людей часто проистекает из страха быть самими собой, который заставляет их иг­рать несвойственную им роль. Другая форма ухода от самого себя — это пьянство. Когда перед вечеринкой парень "пропускает для храб­рости" стопку-другую, это говорит лишь о том, что на вечеринке он не будет самим собой. Вопрос не в том, почему он хватил лишнего, а в том, почему он стремится удрать от самого себя? Мы должны создать для нашей молодежи такую социальную программу, при которой они 192»бы оставались самими собой и которая приносила бы им удовлетворе­ние. Такая общественная деятельность способствовала бы укреплению душевного здоровья личности. Само собой разумеется, что в основе психотерапии лежит прин­цип индивидуальности. Объясняя свой метод, Ранк писал: "Одним словом, главная его цель — саморазвитие; т.е. индивидуум должен развить себя в то, что он есть на самом деле". В определение понятия индивидуальности значительный вклад внес известный швейцарский психолог Карл Юнг. Его работа "Психо­логические типы", была так своевременна, что его термины "интро­верт" и "экстраверт" вошли в обыденный язык. Образ жизни экстра­вертов согласуется с объективными условиями или требованиями, ко­торые исходят извне. Подобно военным и деловым людям, они под­черкнуто активны. Интроверты, напротив, ориентируются на субъек­тивные данные. К этой категории относятся поэты, философы и уче­ные-исследователи. Граница между ними, конечно, зыбкая. Все мы, в той или иной мере, проявляем экстравертные и интровертные тенден­ции. Юнг понимал, что его система, которая гораздо сложнее, чем в нашем изложении, является лишь осью координат с весьма общими точками отсчета. Пытаться разложить людей по полочкам — занятие вредное и неплодотворное. Важно то, что сам Юнг как психотерапевт настаивал на индивидуальности личности. Создание определенной классификации помогает в работе, но следует помнить, что каждый индивидуум представляет собой единственную и неповторимую кате­горию. В Америке принято отождествлять экстравертный тип со здоровь­ем, а интровертный — с болезнью. Мы, американцы, в основном счи­таем себя экстравертами, что объясняется историей наших предков, отважных первопроходцев, и нашей настоящей увлеченностью бизне­сом и промышленностью, а также недостаточным вниманием, особен­но в прошлом, к занятиям гуманитарно-культурного характера. Вот откуда проистекает простодушное заблуждение, что наш тип личности — самый здоровый тип. Попытка сделать преуспевающего дельца из юноши с артистической натурой, из задумчивого философа или из уг­лубленного исследователя может превратить их в нездоровых людей. Следует, конечно, предостеречь от чрезмерного ухода в себя и отме­тить, что опасность подстерегает скорее тех, кто слишком интровер-тен, чем тех, кто слишком экстравертен, потому что в последнем слу­чае уклонившегося наставит на истинный путь и удержит от эгоцент­ризма само общество. Но главная задача личности — определить свою уникальную роль в обществе. Самая опасная ошибка, которую допускают профессиональные консультанты — это стремление втиснуть своего клиента в одну из из­вестных категорий, как правило, в ту, к которой принадлежит сам консультант. Допустим, консультант, который в годы учебы не всту­пал в студенческое общество, считает, что этого не следует делать и его подопечному. Или профессор, который сам работал как вол перед выпускными экзаменами, непременно порекомендует второкурснику забыть о всяких развлечениях и засесть за учебники. Примеры, конеч­но, упрощенные, но идея ясна: всегда существует опасность того, что консультант будет взирать на клиента со своей колокольни, т.е. руко­водствуясь своими взглядами, нравственными установками и своей личностной моделью, перенося все это на своего клиента и, тем са­мым, вторгаясь в его личностную автономию. Таким образом, распространенный совет "будь самим собой" имеет весьма серьезное обоснование. Но от такого совета мало проку, если человек не знает, каков он на самом деле. Часто в человеке одно­временно сталкиваются самые противоречивые "самости". Поэтому совет быть самим собой может только усугубить путаницу в его уме. Сначала человек должен отыскать свое настоящее "Я", а помочь ему в этом следует консультанту. С помощью консультанта клиент должен отыскать то, что Арис­тотель определил как "энтелехию", т.е. "ту единственную форму в же­луде, из которой неизбежно разовьется дуб". Как утверждает Юнг, "каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой". Эта форма жизни, истинное "Я", охватывает глубины человеческого разу­ма, проникая далеко за пределы обыденного сознания, которое, как кривое зеркало, способно дать искаженное изображение истинного "Я". Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное "Я" с различными уровнями подсознания. Сейчас следует более четко описать и определить, что собой пред­ставляет царство подсознательного. Любой знает из собственного опыта, что в каждый данный момент осознанно работает только не­большая часть всего умственного потенциала личности. Наш разум проходит через сознание как поток, как кинопленка проходит через световой луч проекционного аппарата, чтобы отразить на экране по­стоянно меняющиеся картинки. Здесь, пожалуй, не избежать довольно избитого сравнения сознательной части разума с надводной частью айсберга, которая незначительна по сравнению с его подводной час­тью. Наш разум проникает в такие бесконечные глубины, до которых не достать никакой вспышке сознания. Мы даже не можем определить границы такого проникновения, ибо подсознательное значит "неизве-20 21стное". Мы можем только принять подсознание как данность и изу­чать его функциональное проявление. Люди, привыкшие мыслить ог­раниченными категориями точных наук, часто даже не осмеливаются постулировать подсознание, тем самым отгораживаясь от большей ча­сти нашей умственной деятельности. А как же быть с нашими воспо­минаниями, прошлым опытом, знанием и всем тем бесконечным, что не может удержать наш сознательный разум, но что мы можем вы­звать в своей памяти по первому требованию? Теоретически никакой опыт не пропадает бесследно. Ничто не забывается, детские впечатле­ния также оставляют свой след в мозгу, хотя сам человек, уверенный, что прошлое забыто и быльем поросло, только безнадежно пожимает плечами. Способность запоминать и забывать относится к сложней­шим проблемам подсознания, где исследователям еще предстоит уз­нать много неведомого. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Страхи, надежды, желания и разного рода инстинктивные побужде­ния. Но на самом деле это не склад, а скорее динамомашина, выраба­тывающая желания и побуждения, направляемые сознанием. "Великие решения, — как справедливо заметил Юнг, — как правило, скорее свя­заны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознания, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью". Подсознание можно рассматривать как ряд уровней. Такой под­ход соответствует реальному опыту, так как детские впечатления, на­пример, кажутся нам глубже, чем


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сбалансированное питание
Реферат Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности
Реферат Реконструкция электроснабжения г. Барнаула
Реферат 460000, г. Оренбург, ул
Реферат Резьбы. Крепежные детали. Соединения
Реферат Bloody Sky Essay Research Paper Extreme circumstances
Реферат Кофе
Реферат Технология производства К56ИЕ10 и серии м (с К426 и К224
Реферат Новая “экономикс“ в миграции
Реферат Е.Д. Поливанов (1891-1938)
Реферат King Tutankhamon Essay Research Paper Tutankhamon the
Реферат Деление клеток - основа размножения и роста организмов Деление клеток - процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов. Основную роль в делении клеток играет ядро. На окрашенных препаратах клетки содержимое ядр
Реферат Adam Smith
Реферат Арбитражные суды и иные арбитражные органы
Реферат Философская лирика Н. Заболоцкого