III КУРС, 5 СЕМЕСТРТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ. Проблема содержания образования и обучения в педагогической теории и школьной практике. Гуманизация и демократизация образования в современной школе. Современная школа и её проблемы. Анализ и характеристика различных планов учебных заведений Самарской области. Пути повышения эффективности обучения. Пути и средства реализации принципа наглядности обучения в практике работы современной школы. Формирование познавательной потребности школьников в процессе учебной деятельности. Пути активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения. Развитие творческих способностей подростков. Развитие познавательного интереса на уроках. Реализация принципа воспитательного обучения на уроках. Взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое общение учителя и учащихся на уроке. Межпредметные связи в учебном процессе. Педагогическое руководство учебно-познавательной деятельности учащихся. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Педагогические концепции отдельных педагогов новаторов и их использование в практике массовой школы. Воспитание коллективных отношений между детьми в процессе учебной деятельности. Учебный кабинет и его функции в обучении школьников. Формирование у школьников учебных умений и навыков. Пути повышения качества знаний у учащихся. Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала. Как помочь детям хорошо учиться? Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебной деятельности. Индивидуальный подход к неуспевающим учащимся в процессе обучения. Дифференцированный подход в процессе обучения. Проблема обучения и воспитания одарённых детей в отечественной и зарубежной педагогике. Проблемное обучение. Сущность развивающего обучения. Программированное обучение. Проверка и оценка знаний, умений и навыков у учащихся. Дидактическая игра-средство развития познавательного интереса. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Мастерство учителя в активизации познавательной деятельности учащихся при проверке знаний и умений. Речь учителя - один из компонентов педагогического мастерства. Взаимосвязь методов и приёмов обучения на уроке. Методы обучения, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Значение словесных методов обучения в преподавании математики. Работа с книгой как метод обучения. Педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся во внеурочное время. Урок как основная форма организации обучения. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и школьной практике. Коллективная деятельность учащихся на уроке - один из путей развития познавательного интереса. Внеклассная работа по учебным предметам (цели, задачи, принципы, основные её направления). Факультативные занятия в школе - одна из форм организации обучения в школе. Сочетание коллективных и индивидуальных форм организации учебной работы учащихся.Литература: Основная: Андреев В.И. Педагогика – М., 2000 г. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. Оконь О.В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. Сластёнин В.А., Исаев И.О., Мишенко А.И., Ильянов Е.Н. Педагогика – М., 1997. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Якунин В.Я. Педагогическая технология: Учебное пособие. М., 1998. Дополнительная: Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 1993. Анатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие. М., 1985. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1996. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. Дьяченко В. Сотрудничество в обучении. М., 1991. Замков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. М., 1991. Каспаржак А.И. и др. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997. Комплексирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. Культура современного урока. М., 1997. Логинова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М., 1994. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 1998. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. М., 1993. Третьяков П.И. и др. Технология модульного обучения в школе. М., 1997. Учебные стандарты школ России в 2 кн. М., 1995. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1994. Эрдниев П.М. Укрепление дидактических единиц как технология обучения. М., 1992. Яковлев Н.М. и др. Методика и техника урока в школе. М., 1985.Программа подготовки к зачёту по дисциплине ТМФВС для студентов 3 курса (5 семестр) заочного отделения ИФК.Исторические аспекты становления ТМФВС, её место и интегрирующая роль в системе профессионального физкультурного образования. Появление опыта направленного воздействия физических упражнений на человека. Появление систем физического воспитания. Ведущая роль дисциплины ТМФВС в процессе интеграции профилирующих дисциплин в подготовке к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Основные понятия ТМФВС: физическая культура, физическое воспитание, спорт, спортивная подготовка, физическое развитие, физическая подготовленность, физкультурное образование, физическая активность, здоровый стиль жизни.^ Культура двигательной деятельности, физически активный образ жизни человека. Двигательная деятельность как необходимый компонент существования и полноценной жизнедеятельности человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека. Физические упражнения, двигательные действия, движения, методические знания и умения как главные компоненты физической активности, как основа достижения цели и решения задач физического воспитания всех слоев населения, каждого отдельного человека.^ Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и спорта Возможности направленного воспитательного воздействия на основе специфики физического воспитания и спорта. Деятельность в физическом воспитании и спорте как средство нравственного, умственного, трудового, эстетического воспитания, воспитания патриотизма, интернационализма и гуманизма, сознательной дисциплины, всестороннего формирования личности. Воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирование физической активности, здорового образа жизни; самовоспитание.^ Представление о физическом воспитании как системе. Система физического воспитания как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления ресурсов здоровья всех слоев населения, формирования здорового образа, стиля жизни. Связь физического воспитания с образованием и воспитанием. Структура системы физического воспитания, её составные части или подсистемы: цель, задачи, основы, принципы, направления, организационные формы, подготовка и повышение квалификации кадров, материально-техническое обеспечение.^ Средства и методы физического воспитания и спорта. Характеристика средств физического воспитания. Физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Физическое упражнение как основное средство физического воспитания. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Образцовая (эталонная) техника, индивидуальная техника, части техники, фазы физического упражнения. Критерии оценки эффективности техники. Классификация физических упражнений. Использование «искусственной управляющей среды» (тренажёрных устройств, специального оборудования) для повышения эффективности физических упражнений. Характеристика методов обучения в физическом воспитании. Методы строго регламентированного упражнения; игровой и соревновательный методы; методы словесного воздействия; средства и методы обеспечения наглядности. Требования к методам. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения, регламентация нагрузки и отдыха.^ Дидактические основы ТМФВС Формирование рациональных приёмов познавательной деятельности как главная задача обучения. Формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний - сущность обучения в физическом воспитании. Особенности решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач при обучении двигательным действиям, спортивной технике. Реализация принципов обучения в физическом воспитании. Принцип сознательности и активности: осмысление сущности двигательной активности и развития устойчивого интереса к ней; значение инициативности, самостоятельности и творческого отношения в процессе физического воспитание и спорта; учёт возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся при реализации данного принципа. Принцип наглядности: комплексный подход в использовании разнообразных форм наглядности; изменение удельного веса различных форм наглядности на различных этапах обучения; значение обратной связи. Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания, спортивной подготовки и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Принцип последовательности и его связь с проблемой доступности; методические правила «от известного к неизвестному», «от лёгкого - к трудному»; связь закономерностей возрастного развития с принципом последовательности. Принцип постепенности: реализация принципа путём расширения объёма и увеличения интенсивности нагрузок; постепенность повышения требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей; определение меры доступного. Значение принципа прочности приобретаемых навыков, умений и специальных знаний. Принцип индивидуализации: учёт возрастных и индивидуальных особенностей при обучении, индивидуализация как необходимое условие для развития одарённости личности. Понятия: метод, методический приём, методика. Классификация методов. Использование слова в обучении: использование смысловой и эмоциональной функций слова, значение терминологии как словесного обозначения новых представлений и понятий, требования, предъявляемые к современной терминологии. Виды наглядного восприятия и методика их применения. Применение методов строго регламентированного упражнения и методов частично регламентированного упражнения.Уровни владения двигательным действием в процессе обучения: двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка (суперумение). Структура обучения как этапность обучения отдельному двигательному действию. Характеристика связи формирования двигательного навыка и этапов обучения. Первый этап -создание представления: задачи, средства, методы. Второй этап - разучивание: задачи, средства, методы. Ошибки, причины их возникновения, меры предупреждения и приёмы исправления. Освоение двигательного действия на уровне умения. Третий этап - закрепление и совершенствование: задачи, средства, методы. Освоение двигательного действия на уровне навыка. Четвёртый этап - интегральное совершенствование навыков и качеств: задачи, средства, методы. Умение применять комплекс двигательных действий в вариативных условиях на основе высокого уровня физических качеств и специальных знаний. Освоение двигательных действий на уровне умений высшего порядка (суперумения). Формирование специальных знаний в процессе обучения в физическом воспитании. Содержание знаний. Источники знаний. Методика обучения специальным знаниям.^ Теоретико-практические основы развития физических качеств (двигательных способностей). Определение понятий «физические качества», «двигательные способности», их характеристика. Закономерности развития физических способностей: гетерохронность, этапность, фазность, перенос в развитии способностей. Принципы воспитания физических качеств: принцип соответствия педагогических воздействий, принцип развивающего эффекта педагогических воздействий, принцип сопряжённого воздействия, принцип вариативности решения двигательных задач. Сила: определение понятия, формы проявления. Методика развития силы: задачи, средства и методы. Возрастные периоды развития качества силы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силы. Быстрота: определение понятия, формы проявления быстроты. Методика развития быстроты: задачи, средства и методы. Возрастные периоды развития быстроты. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития быстроты. Выносливость: определение понятия, формы проявления (утомление и выносливость), виды выносливости. Методика развития выносливости: задачи, средства и методы. Факторы, определяющие степень воздействия упражнений при развитии выносливости. Возрастные периоды развития выносливости. Гибкость (подвижность в суставах): определения понятия, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на её проявление. Методика развития гибкости: задачи, средства и методы. Возрастные периоды развития гибкости. Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости. Ловкость (координационные способности): определения понятия, формы проявления ловкости и факторы, влияющие на её проявление. Методика развития ловкости: задачи, средства и методы. Возрастные периоды развития ловкости. Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости. Взаимосвязь физических качеств в целостной двигательной деятельности. Виды физических упражнений, обладающих комплексным (интегральным) воздействием при развитии физических качеств. Связь обучения двигательным действиям с развитием физических качеств.^ Формы построения занятий в физическом воспитании и спорте. Характеристика форм физического воспитания, обусловленность разнообразия форм многообразием задач. Формы физического воспитания в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в учреждениях дополнительного образования. Взаимосвязь формы и содержания занятий Динамика работоспособности на занятиях, характеристика структуры занятий. Урочные и неурочные формы. Урок - основная форма организации занятий, характеристика, требования к методике проведения урока. Виды уроков. Структура урока. Тренировочные занятия, их характеристика. Неурочные формы: индивидуальные и групповые самодеятельные занятия, игры и состязания.^ Планирование и контроль в физическом воспитании и спорте. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий. Целевое планирование и контроль как функции управления. Процесс получения, передачи и переработки информации - сущность управления, обмен информацией между управляющей и управляемой системами как основа управления. Планирование - как определение деятельности на период времени, лежащей в будущем. Значение планирования. Требования к планированию. Цель, задачи, виды, формы и содержание планирования. Этапы планирования. Особенности планирования в различных организационных формах физического воспитания и спорта. Программы в системе планирования. Контроль как способ получения информации о текущем состоянии процесса физического воспитания, спортивной подготовки и их составляющих. Задачи контроля. Основные виды контроля - предварительный, текущий, итоговый. Учёт успеваемости.Литература Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1979,1990. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта.М., 2000. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - М., 2003.Программа экзамена по курсу «История образования и педагогической мысли». Воспитание в первобытном обществе. Воспитание, школа в странах Древнего Востока. Педагогическиевзгляды Конфуция. Характеристика обучения и воспитания в Древней Греции. Педагогические идеи древнегреческих философов (Демокрит, Сократ,Платон, Аристотель). Педагогика и школа в Древнем Риме. Педагогические взглядыКвинтилиана. Воспитание у древних славян. Просвещение и школа в Киевской Руси X - XIII в.в. («Мастерграмоты», «Поучение князя Владимира Мономаха детям»). Воспитание и обучение в Русском государстве ХIV - ХVII в.в. Возрастная периодизация и система школ по Коменскому. Нравственное воспитание и дисциплина в школе в трудах Я.А.Коменского. Дидактические взгляды Я.А.Коменского. Общественно - педагогическая деятельность и философско-педагогическое учение Я.А. Коменского. Педагогические взгляды и деятельность Д.Локка. Педагогическая деятельность и основные идеи Ж.Ж.Руссо. Их историческое значение. Концепция естественного общечеловеческого воспитания в работах Ж.Ж.Руссо. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения на каждом этапе по Ж.Ж.Руссо. Создание Академии наук. Возникновение основных и частных учебных заведений в России в ХVIII веке. Общественно - педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф.И.Янковича де Мириево. Деятельность в области просвещения и педагогические идеи М.В.Ломоносова. Создание Московского университета. Общественно - политическая деятельность и педагогические идеи Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. Общественно - педагогическая деятельность и педагогические идеи И.И.Бецкого. Общественно - педагогическая деятельность и педагогические идеи И.Г.Песталоцци. Теория элементарного образования в трудах И.Г. Песталоцци. Государственная политика в области образования в России в XIX веке. (Уставы 1804, 1828, 1864). Педагогические идеи западников и славянофилов. Революционеры - демократы и их педагогические взгляды (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Педагогические взгляды и деятельность декабристов. Характеристика систем учебных заведений в России в XIX веке. Дидактическое учение А. Дистервега. Педагогическая деятельность и теория И.Ф. Герберта. Проблема управления детьми в работах И.Ф. Герберта. Педагогическая деятельность и основные идеи К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский о народности воспитания. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании (по работе «Труд в его психологическом и воспитательном значении»). Дидактические идеи К.Д. Ушинского. Теория свободного воспитания в трудах Л.Н. Толстого. Дидактические взгляды Л.Н. Толстого. Педагогическая деятельность и основные идеи Л.Н.Толстого. Философско - педагогические идеи в работах Ф.Рабле, Т.Мора, Т. Компанеллы. Педагогические теории конца XIX - начала XX в. (В.А. Лай, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Педагогические взгляды и деятельность П.Ф. Каптерева и П.Ф. Лесгафта. Педагогические взгляды и деятельность В.П. Вахтерева и К.Н. Вентцеля. Борьба за создание единой трудовой школы в России (1917-1930). Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. Первая опытная станция по народному образованию. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского. П.П. Блонский о трудовой и политехнической подготовке учащихся в школе. Становление и развитие содержания образования в России в 20 – 30 г.г. (учебные программы, учебники). Роль личности учителя и вопросы его профессиональной подготовки в работах выдающихся педагогов 20-х годов в нашей стране. Особенности воспитания и обучения в эпоху Средневековья. Социально - педагогические взгляды и деятельность Р. Оуэн и Ш.Фурье. Образование и школа в СССР с 1940 - 1980 г.г. Образование и школа в России с 1980 по настоящее время. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко. А.С. Макаренко о воспитании детей в семье. А.С. Макаренко о педагогическом мастерстве. Теория формирования личности в коллективе А.С. Макаренко. А.С. Макаренко о трудовом воспитании. Жизнь, педагогическая деятельность и основные педагогические идеи В.А.Сухомлинского. В.А.Сухомлинский о воспитании коллектива и трудовом воспитании учащихся. Основные педагогические теории в зарубежных странах во второй половине XX в.Программа для подготовки к экзаменупо дисциплине "Биомеханика" для студентов 3 курса заочного отделения ИФК СГПУ 1.Предмет, задачи, содержание биомеханики. История развития биомеханики как науки. Предпосылки возникновения биомеханики. Становление теории биомеханики. Современный этап развития биомеханики. Биомеханика спорта. 2.Общие понятия биомеханики. Основные кинематические характеристики движений. 3.Биомеханические методы исследования. Цели, задачи, методики исследования. Этапы исследования, регистрация характеристик движений. 4.Динамика движений человека. Основные понятия и законы движений. Инерционные, силовые характеристики. Внешние, внутренние относительно системы силы. 5.Понятие о биомеханических системах. Свойства биомеханических систем. 6.Биомеханика опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат как биомеханическая система. Понятия биокинематическая цепь, соединения звеньев, суставные моменты. Степени свободы движений звеньев как рычагов. Условия сохранения положения звеньев и их движений как рычагов. 7.Биомеханика двигательных действий. Биомеханика сухожильно - связочногоаппарата. Биомеханика мышц. Биомеханические свойства скелетных мышц.Модели мышц. Зависимость между силой и длиной активных и пассивных мышц. Геометрия масс тела. Общий центр тяжести тела. 8.Биомеханика двигательных качеств. Понятие о двигательных качествах.Биомеханические характеристики силовых качеств, скоростных качеств,выносливости, гибкости. 9.Структура движений человека и управление ими. Двигательное действие как система движений. Физические упражнения как управляемая система. Координация движений человека. Формирование систем движений. Изменение движений при физических упражнениях. 10.Биомеханика физических упражнений. Равновесие тела спортсмена, статические упражнения, движения на месте, движения вокруг оси, локомоторные движения, перемещающиеся движения. 11.Дифференциальная биомеханика. Индивидуальные и групповые особенности моторики. Онтогенез моторики. Телосложение и моторика человека. Особенности моторики спортсменов- женщин. 12.Биомеханические основы спортивной техники. Показатели технического мастерства. Эффективность владения спортивной техникой. Стабильность техники. Устойчивость техники. Автоматизированность. Закономерности спортивно-технического совершенствования. Пути овладения техникой и ее совершенствования. Контроль за технической подготовкой спортсмена.Тематика курсовых работ по педагогике ИФК Часть 1. Дидактика.Раздел: Содержание образования. Проблема содержания образования и обучения в педагогической теории и школьной практике. Гуманизация и демократизация образования в современной школе. Современная школа и ее проблемы. Анализ и характеристика различных планов учебных заведений Самарской области.Раздел: Сущность процесса обучения. Пути повышения эффективности обучения. Пути и средства реализации принципа наглядности обучения в практике работысовременной школы. Формирование познавательной потребности школьников в процессе учебной деятельности. Пути активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения. Развитие творческих способностей подростков. Развитие познавательного интереса на уроках. Реализация принципа воспитательного обучения на уроках. Взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое общение учителя и учащихся на уроке. Межпредметные связи в учебном процессе. Педагогическое руководство учебно-познавательной деятельности учащихся. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Педагогические концепции отдельных педагогов новаторов и их использование в практике массовой школы. Воспитание коллективных отношений между детьми в процессе учебнойдеятельности. Учебный кабинет и его функции в обучении школьников. Формирование у школьников учебных умений и навыков. Пути повышения качества знаний у учащихся. Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала. Как помочь детям хорошо учиться?Раздел: Виды обучения Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебной деятельности. Индивидуальный подход к неуспевающим учащимся в процессе обучения. Дифференцированный подход в процессе обучения. Проблема обучения и воспитания одаренных детей в отечественной и зарубежной педагогике. Проблемное обучение. Сущность развивающего обучения. Программированное обучение.Раздел: Методы обучения Проверка и оценка знаний, умений и навыков у учащихся. Дидактическая игра - средство развития познавательного интереса. Эстетический идеал, работа учителя по формированию эстетического вкуса ипотребностей. Развитие у школьников эстетических вкусов. Формирование у учащихся эстетических вкусов и потребностей как средствнравственного воспитания. Трудовое воспитание школьников. Опыт организации полезного и производительного труда. Формирование готовности учащихся к труду и выбору профессии. Роль родителей в выборе профессии учащимися. Роль семьи в трудовом воспитании школьников. Физическое воспитание школьников. Половое воспитание школьников. Роль детских и юношеских внешкольных учебно-воспитательных учреждений вразвитие детей.Раздел: Методы, средства и формы воспитания. Роль примера в нравственном становлении школьников. Этическая беседа как метод нравственного воспитания. Роль самооценки школьников и ее изучение. Виды поощрения и условия их применения. Индивидуальный подход к учащимся при использовании методов наказания. Игра как средство воспитания. Игра как фактор социализации детей.Раздел: Коллектив и личность. Организация и воспитание ученического коллектива. Традиции в коллективе и их воспитывающая роль. Виды внутриколлективных отношений учащихся. Влияние внутриколлективных отношений на нравственное становление. Особенности организации деятельности и общения в коллективе. Формирование и развитие личности лидера в педагогической теории и школьнойпрактике. Социальные условия формирования и развития личности лидера. Семья как воспитательный коллектив. Типичные ошибки и противоречиявоспитания в современной семье. Проблема школьного самоуправления. Проблема нравственного воспитания личности школьников в ученическомколлективе. Общественно-политические объединения и организации подростков и юношествана современном этапе и их роль в формировании личности. Воспитательные возможности детского общественного объединения в современныхусловиях. Детское объединение как социально-педагогическая система. Воспитание детского лидера в общественных объединениях детей и подростков. Сравнительный анализ детско-юношеских объединений и организаций в нашейстране и за рубежом. Педагогические условия повышения воспитательного влияния детскогодвижения.Раздел: Учитель и классный руководитель. Особенности работы классного руководителя с педагогически запущенными детьми. Педагогическое мастерство учителя, пути его совершенствования. Овладение учителем педагогическим мастерством в процессе самовоспитания. Самовоспитание учителя. Педагогический такт учителя. Педагогический авторитет учителя и пути его формирования. Интеграция воспитательных возможностей школы, семьи, общественности. Личность педагога и ее влияние на формирование школьников. Проблема работы классного руководителя в современной школе. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива. Особенности организации и проведения внеклассной работы с учащимися всовременной школе. Авторитет родителей и его роль в воспитании детей в семье. Педагогическое руководство семейным воспитанием. «Воспитание родителей» как социально-педагогическая проблема. Деятельность социальных педагогов в современных условиях развития общества.Список литературы.Часть 1. Дидактика. Арчинская И.И., Романовская З.И. О системе Л.В. Занкова. - М: Наука, 1978. Арутюнян М.Ю. др. Учитель и ученики?: Кн. Для учителя. М: Просвещение, 1992. Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении //Советскаяпедагогика. - 1967. №5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение. 1985. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактичесий аспект. - М,1977. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:Просвещение, 1982. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М: Знание,1981. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 1986. Бардин К.В. Как помочь детям учиться. - М.: Просвещение, 1987. Белецкий Ю.Г. Обобщаем передовой опыт. //Среднее специальное образование. -1984. - №8. Берлава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика. - 1994. №5. - с. 21-25. Беспалько В.П. Теория учебника. - М: Педагогика, 1988. Бестужев-Лада И.В. Школа 21 века: размышления о будущем //Педагогика. - 1993. -№6.-с. 103-112. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы в России. //Педагогика. - 1993. - №6. - с.З-6. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования.//Педагогика. - №5. - с. 3-10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности ксамообразованию: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1985. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. пособие. - М.:Мос-ий спи-го-соц-ый ин-т/Флинта, 1997. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.: Просвещение, 1984. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. - Рига, 1995. Волков И.П. Приобщаем школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. Для учителя. - М:Просвещение, 1991. Временный государственный стандарт. Общее среднее образование: Пояснительная записка. - М., 1993. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование: Базисный учебный план средней образовательной школы. - М., 1993. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М., 1967. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов. - М.:ин-т прак-ой психологии, 1996. Гончаров Н.К. Наглядность как дидактический принцип //Советская педагогика. -1937. - №6. Горбунькова Т.Ф. Кабинет иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. Государственный комитет СССР по народному образованию. Программы среднейобщеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сб. №1, 2. - М.:Просвещение, 1990. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1991. Гринцевский И.М., Гринцевская С.З. От учебника к творческому замыслу урока. -М.: Просвещение, 1990. Гробецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии. - М., 1974. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. Гильбух Ю.З. Идея дифференцированного обучения в отечественной педагогике.//Педагогика. - 1994. - №5. - с.80-83. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.:Просвещение, 1989. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.:российское пед-ое агентство, 1998. Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. - М.: просвещение,1981. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном пособие учебнойработы: Кн. Для учителей. - М.: Просвещение, 1991. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссураповедения учителя. - М.: моск-ий псих-го-соц-ый ин-т, «Флинта», 1998. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности. -Л., 1986. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в процессесамостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1977. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: Просвещение, 1993. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1965. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968. Здровомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: Педагогика, 1986. Зевина A.M. Активнее использовать передовой педагогический опыт //Советскаяпедагогика. - 1985. - №10. Зубарев В.И., Зубков В.А. Сочетая традиции с новаторством //Вестник высшейшколы.-1985. - №9. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. - Ростов наДону, 1971. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение. 1988. Индивидуализация обучения - одно из средств повышения эффективности учебногопроцесса //Мет. указания. - Куйбышев: КГПИ им. В.В. Куйбышева, 176. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности иумственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1988. Казанцев И.Н. Урок в советской школе. - М.: ЛГУ, 1981. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979. Квашко Л.Г. Тестовая проверка уровня усвоения знаний. //Математика в школе. -1994. - №4. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.:Просвещение, 1980. Кларин М.В. Игра в учебном процессе. //Советская педагогика. - 1985. - №6. Колобова Е.В. Школа для всех. // Педагогика. - 1993. - №6. - с.35-39. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников, /под ред. И.Б.Первина. - М.: Педагогика, 1985. Комранова Н.Р. Формиров