Реферат по предмету "Разное"


Evolution of the development of the sects and non-traditional religious motions in Russia in X – XX

УДК 316.74:316.354Боева Елена Сергеевна – преподаватель кафедры «Социальная работа и психология» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск). Е-mail: golden_lena@mail.ru E.S. BoevaEvolution of the development of the sects and non-traditional religious motions in Russia in X – XX In this article the history process of spreading the sectarianism in Russia is considered. The reasons caused the appearance of many sects and religious motion from Х – ХХ аre аnalyzed.Keywords: religion, religious organizations, sects, sectarianism, Orthodox Church.Эволюция развития сект и нетрадиционных религиозных движений в РоссииВ статье рассматривается исторический процесс распространения сектантства в России. Анализируются причины, вызвавшие появление многочисленных сект и нетрадиционных религиозных движений в Х – ХХ вв.^ Ключевые слова: религия, нетрадиционные религиозные организации, секты, сектантство, православная церковь.Секты в России имеют свою отличную от общемировой историю развития. Большинство процессов, приведших к духовным поискам внутри страны, вызвали появление многочисленных сект. В истории нетрадиционных религиозных движений в России можно выделить несколько этапов: дохристианский (до Х в.); XV – XVI вв. – апокалипсические учения; XVII в. – раскол православной церкви; конец XVIII в. – крестьянские протестные религиозные движения; конец XIX – начало XX вв.; 20 – 30 гг. XX в. – катакомбный этап существования прохристианских учений; 70 – 80 гг. XX в. – латентный период существования нетрадиционных религий в России; 90 гг. XX в. – период максимального развития новых религий в России. К первым известным проявлениям сектантства в России можно отнести языческие секты. Достоверных сведений в период до X в. о языческих сектах не существует, но то сопротивление, которое они оказывали христианизации Руси, убедительно доказывает, что как явление русское сектантство (в виде языческих – волховских сект) существовало и в дохристианский период Российского государства. В дохристианский период на Руси языческие секты характеризовались стремлением к крайним формам язычества с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После крещения Руси языческие секты разделились на два вида: первый вид – это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение; второй вид – это секты, которые, являясь языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальные функции, стали пассивно противостоять насаждению новой для Руси религии. С момента признания православного христианства государственной религией в России появляются еретические христианские секты отечественного и иностранного происхождения, с которыми государство вело активную борьбу. Некоторые религиозные мыслители (в какой-то мере) справедливо предполагают, что базой русского сектантства следует считать стремление людей к праведной жизни по божьим заповедям, а различие сект состоит в том, какой подход в учении преобладает – рационалистический или мистический. Так же исследователи, в частности Н. Симаков, справедливо полагают, говоря о появлении отечественных сект и влиянии из-за рубежа на процесс развития сектантства в России, что "… насаждение сектантства было ... сильным средством для ослабления духовного и государственного организма России". Деятельность различных организаций после принятия на Руси в качестве государственной религии христианства можно считать (во многих случаях) антисоциальной и даже преступной, когда речь идёт о противостоянии этих организаций и официальной церкви. Во второй половине XIV в. в новгородско-псковских землях возникла секта стригольников-стрижников (название происходит, вероятно, либо от особой стрижки адептов секты, либо связано с ремеслом одного из основателей секты Карпа – "стригаля сукна", т. е. ремесленника-суконщика). Официально эта секта (и ей подобные) строила свою идеологию на осуждении негативных явлений в православной церкви и попытках примирить язычество с христианством. Истинное же учение, по мнению некоторых историков (например, К.Н. Тихонравова), заимствовано у западной секты бичевальщиков-фанатиков, призывавших истязать себя во искупление грехов. Бичевальщики возникли во время одной из эпидемий чумы в Европе и протестовали против учения и обрядов католической церкви. Одни исследователи считают учение (ересь) стригольников реформаторским, другие – предостерегают от принятия этой секты и сектантства в целом как от исключительно «прогрессивного явления». Социально опасная во многих случаях деятельность стригольников позволяет считать их сектой не только с точки зрения богословия, но и с точки зрения светской науки. Основная причина распространения сект в то время – апокалипсические ожидания в связи с наступлением седьмого тысячелетия (по древнеславянскому летоисчислению – 1492 г.). В конце XV века в г. Новгороде киевский еврей Схария (астролог и каббалист) из Литвы принёс учение, представляющее собой смесь иудейства и христианства, и создал псевдохристианскую секту жидовствующих, адепты которой проникли даже ко двору Московского князя. Секту характеризовали высокая степень самоорганизации и стремление к общинному хозяйствованию, что позволило адептам выжить в крайне неблагоприятных политических и экономических условиях. Одним из главных постулатов учения секты была идея антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II – III вв. и возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви – государственной религии. Некоторые исследователи считают учение секты первым русским проявлением протестантизма. Старообрядческое движение разделилось на два направления: поповщину (тех, кто признавал необходимость священников), которую вполне обоснованно считают конструктивной формой старообрядчества; беспоповщину (тех, кто отвергал необходимость существования священников). Именно в беспоповщине образовались согласия, по своей сути являющиеся сектами, пропагандирующими крайние формы спасения от антихриста (государственной власти) путём самосожжения или закапывания себя в землю (как во время переписи 1897 г.). Пропаганда идеи допустимости самосожжений (в случае преследования со стороны власти) велась беспоповцами вплоть до XX в. (самосожжения отмечались на Саянах ещё в 1940 г.). В результате реформ патриарха Никона происходит раскол православной церкви, что способствует появлению все новых и новых сект. В конце XVII в. из беспоповского старообрядчества выделились (по определению правоохранительных органов) "вреднейшие секты" поморского, федосеевского и филипповского толков, отвергавшие брак и нетерпимо относящиеся к государственной власти. Поморскую секту основал на реке Выге в Поморье Данила Викулин в 1694 г., поэтому сектантов называли ещё и "даниловцами". Учение секты не позволяло вступать в брак, который потерял, по учению секты, смысл (так же, как и наличие личного имущества и отдельной пищи) в связи с ожиданием скорого конца света. Государственную власть сектанты отрицали. В секте поддерживалась строгая дисциплина и аскеза. Из поморской секты выделились одни из самых радикальных толков беспоповщины – федосеевский и филипповский. Федосеевская секта была организована новгородским беспоповцем Феодосием Васильевым, проповедовавшим в 90-х гг. XVII века. В секте в духе агрессивной беспоповщины проповедовались строгий аскетизм, непримиримое отношение к государственной власти и иным вероисповеданиям. От адептов секты требовали соблюдать обет безбрачия, при этом считалось, что "… разврат, несомненно, лучше брака вне церкви, не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься". За чадородие сектантов отлучали от общины. Благочестивые съезды сектантов в XIX в. превращались в биржевые съезды. Капитал сект приумножался, но их полному процветанию мешала идеология самих сект, устанавливающая запрет на брак, поэтому законных наследников представители сект не имели, это разрушало их организацию. Только в период 1920 – 1950 гг. произошёл стихийный переход сект федосеевского толка к брачному состоянию. Филипповская секта получила название по имени своего лидера Филиппа, который обвинил руководство поморской секты в сговоре с государственной властью. Отделившись от Выговской обители, он "… увлёк за собой некоторое количество её членов", которые были недовольны "нововводствами" по примирению с миром. Филипповцы упрекали федосеевцев в том, что они "… не спешат пострадать за веру, не стремятся к мученической смерти" подобно поморцам. В 1873 г. 70 адептов секты сожгли себя при попытке прекратить её деятельность. Однако история секты на этом не закончилась, подобно поморцам и федосеевцам, филипповцам пришлось "… поневоле ... подчиниться некоторым условиям общежития, представлявшимся, со строгой точки зрения, делом антихриста". В XVIII в. Евфимий, убедившись в "существовании скрытаго компромисса" и разладе "между теорией и практикой" поморцев и федосеевцев, создал секту странников-бегунов, получившую позднее официальное название «Истинно православные христиане странствующие». Сектанты пропагандировали идеи спасения от "антихриста", под которым подразумевалась государственная власть, путём разрыва социальных связей. Совершённые на благо секты преступления (воровство, грабительство и даже убийство) не считались грехом. Странники-бегуны не признавали никаких компромиссов. Однако "… постепенно они стали склоняться к признанию собственности", а затем и брака "… в форме фактического сожительства, а потом и в форме благословенного сектой". На смену радикальному сектантству пришло сектантство рациональное, что привело к ревизии учений практически всех сект беспоповского направления. Старообрядчество, в целом, нельзя назвать сектантским явлением, но отдельные согласия и толки беспоповщины, несомненно, представляют собой секты, социально опасная деятельность которых не вызывала и не вызывает сомнений у большинства исследователей. От отдельных проявлений сектантства в старообрядчестве мы переходим непосредственно к сектантству, иначе говоря, от "… охранителей церковной старины к проповедникам нового взгляда на веру". Стремительному развитию сектантства в начале XX в. способствовали революции 1905 и 1917 гг. Свободы, дарованные в 1905 г. царским режимом, а затем в 1917 г. советской властью, использующей финансовый и людской потенциал сект, а также «ненависть сектантской России к православию», позволили большинству сект активно участвовать в общественно-политической жизни России. После 1917 г. на короткий период сектантам было позволено легально осуществлять свою деятельность. В 50-е гг. и до конца 80-х гг. были предприняты попытки полного искоренения сектантства как социального феномена. Постсоветский и современный периоды стали «золотыми» для отечественных и иностранных сект всех видов, их открытая экспансия продолжается до настоящего времени. «Исчезновение» советского режима и свойственной ему системы идеологических представлений, так или иначе интегрирующих советское общество, привело к глубочайшему кризису социальной идентификации населения. По опросам, проводимым ВЦИОМ с 1993 по 2003 гг., именно социальные ценности потерпели (в ходе распада советского общества) наибольший ущерб. До сих пор в качестве основных ценностей у жителей России фигурируют такие, как: семья, материальное благополучие, благополучие близких. На них приходится более 73% ответов респондентов. Более отдаленные ценности (территориальное сообщество, страна, политические ценности и т. д.) существенно отстают. Они составляют менее 13% от всех ответов. Распад совместно разделяемых представлений, произошедший в 90-е гг. в нашей стране, привел к катастрофическому падению уровня доверия между социальными агентами, исчезновению доверия между государством и обществом. В этой ситуации и происходит расцвет нетрадиционных религиозных движений и групп. До настоящего времени ни одна из универсальных религий не смогла полностью занять место исчезнувшей «советской религии», восстановить социальную и онтологическую идентичность индивида, обеспечить необходимый уровень доверия. В эту «брешь» и вторгаются нетрадиционные религии. По существу, ни одна из традиционных религий не оказалась готова к выполнению роли основного социального интегратора. Вместе с тем, потребность в основаниях доверия в различении «своего» и «чужого» (с распадом СССР и его идеологической основы – коммунизма) не стала меньше. Напротив, именно в этих условиях потребность в «другом» стала основной. Эта потребность и удовлетворялась в нетрадиционных религиях. Можно выделить несколько источников распространения нетрадиционных религий в постсоветской России. Во-первых, это существовавшие в позднесоветский период подпольные и полуподпольные религиозные учреждения. В эту эпоху они выступали моральной основой для социального протеста против тоталитарной идеологии. Представители кришнаитов, свидетелей Иеговы и т. п. отказывались от участия в политической жизни страны, службы в армии и другое, шли в тюрьмы. Этот диссидентский период их существования создавал в 80 – 90-е гг. для этих религиозных групп «ореол» мученичества, делал их привлекательными. «Генерального секретаря» кришнаитов СССР или России не существовало. Тем самым, создавалось жесткое препятствие к объединению локальных общин в единую духовную организацию – в церковь. Многочисленные «объединительные» собрания и съезды не привели к ее созданию даже на региональном уровне. В условиях нормально организованного сетевого взаимодействия подобные общины могли бы восприниматься как своеобразные «клубы по интересам». Во-вторых, это появившиеся в 80 – 90-х гг. ХХ в. движения, связанные с появлением новой для советского человека сферой жизни – с приватностью. Здесь наиболее показательной является система П.К. Иванова «Детка», ориентированная на отказ от греховной социальной жизни и «возврат к природе». Распад публичных ценностей и норм привел к актуализации ценностей индивидуальных, прежде всего, витальных. Это и сделало движение крайне популярным. К подобному типу движений (хотя религиозность в них сомнительна, но элемент веры налицо) можно отнести поклонников целителей Чумака и Кашпировского. Именно индивидуальное здоровье заменяет здесь «спасение» в традиционных религиях. Но индивидуальное здоровье (как и иные приватные ценности) тоже не смогло выступить значимой формой социальной интеграции. Несмотря на значительное число «адептов» этих движений, большие группы здесь не сформировались. В-третьих, это «импортированные» в 90-е г. ХХ в. религиозные учения. К ним можно отнести ряд новохристианских сект, пришедших в Россию вместе с иностранными миссионерами и относительно серьезным финансовым ресурсом. К такого рода объединениям можно отнести Белое братство. Притягательность этих религиозных движений определялась их иностранностью. В ситуации идеологической растерянности начала 90-х гг. «иностранное происхождение» этих сект воспринималось как залог их истинности и подлинности. Однако откровенно асоциальный характер большей части этих объединений привел к их достаточно быстрому запрету. В-четвертых, в контексте поиска «национальной идеи» возникают секты неоязычников. Растерянность христианства «традиционных конфессий» обосновывалась их чуждостью национальной традиции, соответственно, делалась попытка исторической реконструкции дохристианских верований (например, волхвы). Эти поиски, хотя и отчасти приобретшие массовость в рамках ролевых движений, в качестве религиозных объединений не состоялись. Тем не менее, на основе данных учений сформировался ряд религиозных объединений, имеющих довольно сильное влияние на общество (например, учение родноверов, имевшее серьезные противоречия с русской православной церковью). Конечно, данная классификация не претендует на полноту. Отметим лишь общие характеристики сектанства: ассоциальность, тоталитаризм, локальность, активное миссионерство. Собственно, в конце 90-х гг. в условиях относительной материально-финансовой стабилизации популярность мистическо-религиозных движений идет на спад. Отчасти это связано с тем, что наиболее радикальные движения были запрещены, а их руководители были осуждены за уголовные преступления. Менее радикальные НРД были более или менее институционализированы (процедура официальной регистрации, создание подразделений во властных структурах по работе с религиозными организациями и т. д.).Литература и источники: Балагушкин, Е. Нетрадиционные религии в современной России [Электронный ресурс] –. – Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000066/st009.shtml Клибанов, А. И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. – 1917 г.) / А. И. Клибанов. – 1965.Зубов, А. Б. История религий: доисторические и внеисторические религии : курс лекций. – М., 1997.Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX – начале XX вв. – М., 1999.Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. – СПб., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Местный референдум
Реферат «Географічне дослідження топонімічної системи України» на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук за спеціальністю 11. 00. 11 – конструктивна географія І раціональне використання природних ресурсів (захист відбувався в спеціалізованій
Реферат Нина Риччи
Реферат Анализ эффективности методов радиометрии при выявлении и оценке характера насыщения коллекторов
Реферат Авторитет, который наука завоевала в сфере знания, служил и служит оружием ученых, выступающих участниками политической жизни
Реферат Бьернстерне Бьернсон
Реферат 1. Гуру Сиддамуни дает Даршан Намадараку О, Вигнешвара, приветствую Тебя. О, Сарасвати, приветствую Тебя. Дочь Брахмы, сердечно молю Тебя, дай мне свет и ум
Реферат Rockhampton Essay Research Paper Rockhampton Facilities and
Реферат Саркоптоз свиней (Комплекс лікувально – профілактичних заходів при саркоптозі свиней в ТзОВ Надія Хотинського району Чернівецької області)
Реферат Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения
Реферат The Weaknesses Of The Articles Of Confederation
Реферат 1 гарантийного денежного взноса денег, размещаемых на следующем банковском счете: Налоговый департамент по зко, рнн 270100001227, иик 005144184, бик 195301070 Комитет Казначейства мф рк г. Астана
Реферат Форт Кристина
Реферат Актуальность проблемы. Текущее состояние на рынке страхования. Страхование и pr
Реферат Влияние физкультурных занятий по лыжной подготовке на физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста