Реферат по предмету "Разное"


Cols=4 gutter=47> Предмет и задачи курса. Специфика. Понятие «круг дет чтен-я»

1. Предмет и задачи курса. Специфика. Понятие «круг дет чтен-я». ДЛ – неотъемлемая часть л-ры общей, большой, взрослой. Но этот тезис не всегда признав-ся, т.к. не все счит, ч ДЛ нужно выделять, тк общие принципы одинаковы. Но с др стороны говорят о том, ч ДЛ хотя и выд-ся, но это л-ра 2-го сорта, л-ра, кот не заслуживает теоретич подхода. Хотя и такие мнения сущ-ют, есть критерии, кот помогают не согласиться с этими т зр: 1) чит-ль-реб-к всегда знает, ч есть ДЛ, 2) лучшие авторы признавали, ч писать д/детей сложнее, →ДЛ не н считать л-рой 2-го плана. ДЛ – это худ л-ра д/детей, кот яв-ся самост обл иск-ва, органич соединяющ треб-я иск-ва и педагогики. Ф-ии: д доставлять реб-ку эстетич наслажд-е, д спос-ть формир-ю его личн-ти. Из чего склад-ся? 1) спец д/детей: проф дет авторами, взросл авт (отд д/дет) Гайдар, Жидков; 2) пр-ия взросл л-ры, нашед отклик у детей А.Толстой, Маяковский; 3) созд-я детьми счит, страш, анекдоты. Функц виды (жанры) ДЛ: научно-познават, этич пр-ия д/дет, развлек л-ра. Специфика. Н писать иначе, чем д/взросл, н писать лучше, чем д/взросл. Ярко выр-ый сюжет, динамичность пов-я, яркий эмоц образ, язык не д б искусств-м, всегда 2 автора: пис-ль и худ-иллюстратор, неделимость и ед-во эстетич и пед критериев.^ 2. УНТ д/дет. Мал жанры. Колыб песни. В народе – байки. Сам древн из них имеют прям отн-е к заговорной поэзии.избрали св героем кота. Встреч-ся импровиз-ии. Пестушки. В центре – образ самого реб-ка. Это коротк стих приговоры, кот сопр-ют движ-я млад-ца в 1-ые мес жизни. Потешки. Песенки, сопр-ие игры реб-ка с пальцами, ручками, ножками, есть урок, наставление. Прибаутки. Св сод-ем напоминают мал сказочки в стихах. Дана картина какого-л яркого соб-я или изобр-ся стремит дей-е. свой-нен сюжет, но малыш не способен на долг вним-е и они огранич-ся передачей лишь одного эпизода. Заклички – обращ-я к солнцу, радуге, дождю. Приговорки – обращ-е к мыши, улитке, подраж-е птичьим голосам, приг-ки при скак-ии на одной ноге, ч/бы из уха вылилась вода. Игровые припевы. Ими или нач-ся игра или связ-ся части игр дей-я. м вып-ть роль концовое в игре, усл-я игры, определять послед-я при наруш-ии этих усл-ий. Жеребьёвые сговорки появ-ся, когда играющим н разд-ся на 2 партии. Это рифмов обращ-е к главам обеих партий. Часто созд-ся на основе сказок, пословиц, пог-к, загадок. Считалки – рифм стишок, сост-ий по большей части из придум слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюд-ем ритма. Посред-вом считалок играющие делят роли и устан-ют очередь д/начала игры. Дразнилки – вид тв-ва, почти всецело развитый детьми. Рифмов прибавл-я к имени. Присоед-е к прозвищу нов стиха превр-ло прозвище в дразнилку. Скороговорка – быстр повт-е труднопроизносимых стишков и фраз. Сочет-т однокор или созвучн слова. Загадки. Развив в реб-ке догад-ть, сообразит-ть. Иносказ-е переносит предмет в сов-но иную обл вещ мира. Указ-ет на особ признаки и св-ва, кот присущи только загадываемому предмету. Ввод реб-ка в размышл-е о связях м/у предметами и явлениями окр мира. Образы красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо. Посл-цы имеют больш знач-е.^ 5. Библия в дет чтении. Ист-культ явления: принятие хр-ва, возникн-е письм-ти, распр-е грам-ти, развитие книгопечат-я. псалтырь – самое популярн в дет чтен. Это собрание 150 молитв, песней, гимнов, изречений ВЗ. Это 1 их 1-ых книг д/детей в Р и Евр.осн сод-е – хвала богу и созд им миру. Евангелие. 1)от Матвея – мытарь; послед за Христом; 2)от Марка, в доме кот собирались апостолы, это толковник (переводчик) Петра. Обращ к слушателям, кот стали христ-ми из яз-ков; 3)от Луки – врач; 4)от Иоанна Богослова, отлич по яз, по сод-ю, сод-т последоват-е опис-е жизни Христа.^ 6. Зарожд-е и развитие ДЛ. Тв-во К. Истомина. Шир распростр-е грам-ти. На формир-е грам Ч влияла и словесность. ДЛ пошла от «Поуч-я Вл Мономаха». «Сказ-е о Борисе и Глебе», его пересказ уменьшает возраст Глеба (1 образ реб-ка) – исток темы дет-ва и дет страд-я. «Жития» - прообраз книг с ярко выр-м «+» героем. Книги зап, визант пис-лей формир-ли круг чтен-я. Ч/бы читать эти книги н б знать языки, → им учили сразу, с 5 лет. К 15в отн-ся закат рукоп книги и распр-ие печатн книг, также формир-ся впечатл-е о реб-ке как о личн-ти со св псих особ-ми. 1-ая книга д/дет припис-ся Дм. Герасимову, кот создал по-русск лат грамматику «Донатус». В этой книге впервые исп-ся сократ беседа. Гл принцип – постеп-но всё изучать. Герасимов – 1-й прообраз дет пис-ля. 1574г – азбука Фёдорова, наз-сь «Начальное научение детям, хотящим разумети бож писание». В 1ч – буквы, слоги, цифры, во 2ч – грам-ка, 3ч – хрестоматия.уч книги дел-ся по жанрам: азбуки (гл вним-е алфавиту), буквари (> значим – тексты), азбуковники (методички, словари, энциклопедии). Карион Истомин поставил п/д собой задачу создать книгу д/дет: 3 кн – «Букварь яз словенска», «Служба и житие Иоанна Воина», «Лицевой букварь» - сам изв кн. Предназн-сь принцу, → она б яркой. Это 1-я кн, кот создана в сотрудн-ве с худ-ком.^ 8. Зарожд-е лит сказки. Собирателем ДР сюжетов б Чулков, кот в 1766г. Начал издавать сб. «Пересмешник или словенские ск-ки. Ск-ка – лит, авт, худ пр-ие авантюрного сод-я, предн детям, в стихах.^ 7. Рус ДЛ в 18в. Расцвет энц л-ры. Новиков. Вошедшие в дет чтен в 17в. повести об Азове, Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче, в 18в. б переделаны в ск-ки и получ шир распростр-е. в уч книгах много стих-ий, адрес детям. «Юности честн зерцало»: правила повед-я и мор-нравств треб-я д/юношей и дев-к. Осн идея книги – судьба мол Ч зависит не от происх-я, а от его собств заслуг – б уже не новой д/того вр. «1-е уч-е отрокам» (Ф Прокопович). По форме изл-я – диалоги с детьми о правилах морали того вр. Гл цель бесед – воспит-е беззаветной пред-ти и покотн-ти царю. «Роб Крузо». «Письмовник» - энц книга нов типа, в кот научн свед-я соотв-ли достиж-ям эпохи. Нач-ся рус ист-ей, затем рус грам-ка, стихи, подл нар песни, анекдоты, свед-я по физике, астрономии, объясн-е непонятн слов. Значит роль – Новиков. Изд-л книги д/людей всех сосл-ий и возрастов. 1-й дет журнал «Дет чтен д/сердца и разума». В кажд № помещ пр-ия разн жанров: повести, рассказы, ск-ки, ист-ии, шутки, пьеся и т.п. В центре вним-я журнала б проблемы гумм-ма, уваж-я к чел дост-ву. Яз б лёгкий, своб от славянизмов, вполне дост детям даже наш вр.^ 14. Зарожд-е теории и критики ДЛ. Белинский. 1-й, кто чётко определил важн треб-я к дет книге, сформул-л осн принципы ДЛ. Опри-ся на опыт предшеств-ков (Новиков). Б-м даны оценки худ, уч, науч-попул дет книг. В его статьях пост-ны теорет ??, связ со спецификой ДЛ, с опред-м круга дет чтен, с ролью л-ры в воспит-ии детей. Треб-е воспитывать гумм-зм в мол покол-ии сред-ми худ и науч-познават л-ры д/детей. Призыв правдиво изобр-ть жизнь, не скрывать её суров п/воречий и соц конфликтов. Тесно связ пед задачи с созд-ем ДЛ. Выст-т п/в реакц теории, утв-й, ч в детях прежде всего необх-мо воспит послуш-е, боролся п/в «молчалинской» морали дет книг. Резко Крит-л лживость и сентим-ть книг реакц дет пис-лей Фёдорова, Бурьянова и др. Счит необх-м ч/з книги знакомить детей с действит-тью, расширяя круг дет чтен пр-ми луч рус и заруб пис-лей (Свифт, Гюго, Скотт, Санд, Крылов, Пушкин, Гоголь и др). В 1-ю очередь – пр-ия УНТ.принципы худ-ти в ДЛ д б не ^ 9. ДЛ ½ 19в. Стих лит ск-ка нач 19в. Жуковский. Война 1812г. пробудила усил вним-е к ист тематике, к героич личн-м и созн-е необх-ти создать нац ДЛ. Книги воспит любовь к родн стране, ненависть и презр-е к захв-кам-фр-м. ?? воспит-я детей, проблемы теории пед-ки, заним-ие Жук-го в теч-е всей его жизни, нашли св отр-е и в его лит Дея-ти. Забот-я о том, ч/бы его переводы знало подр-ее покол-е. Им б создана пед поэма – книга, включ азбуку и арифметику, и напис собств-но худ пр-ия, ставшие св рода классикой в ДЛ. Это «Стих-я, посвящ-е Павлу Вас-чу и Ал-дре Вас-не Жук-ким» - детям поэта. Кажд стих-е в этом небольш цикле облад худ и пед дост-ми. Переводит ск-ки бр Гримм, Перро «Кот в сапогах»; «Ск-ка о царе Берендее», «Спящ царевна», «Война мышей и ляг-к». Своеобр-е: объед-е трад-ий рус фолькл и фолькл др народов. Героям ск-ок прид-ся несвой-ая им утонч-ть, а выразит ср-ва нередко по-книжному сложны и далеки от фолькл-х. ^ 10. АСП и ДЛ. «Руслан и Людмила». Не пис спец д/детей. Вним-но следил за развитием ДЛ, выск-ет резко «-» отн-е к огранич-ю дет чтен назидат-ми, верноподданническими пр-ми. Воспит знач-е поэзии АСП огромно. ^ 11. Ск-ки АСП в дет чтен. Ск-ки появ-сь в период наивысш расцвета его тв-ва. Созд-т св ск-ки на фолькл мат-ле. Ск-ку рассм-ет как больш эпич жанр л-ры.созд-я ск-ки, обращ не к 1-му сюжету, а собир и обраб наиб яркие вар-ты и мотивы рус и заруб фольклора. В них пок-н резкий конфликт м/у светл и тёмн миром. «Ск-ка о царе Салтане» - 1-ая ск-ка. Это пр-ие не подраж-е и не перелож-е нар ск-ки, а прям её наследник не только по внешн признакам, но и по реалистич основе и глуб соц сод-ю. тонк сат сниж-е образа царя. Отр-ны многообр оттенки чел чув-в и раскрыв-ся сложн взаимоотн-я м/у людьми. Дей-е развёрт-ся динамично, б/длин опис-ий. Стих подвижен, передаёт ритм движ-я и напряж-ть событий. Пейзажн картины, звук орг-ия стиха. «Ск-ка о попе…» - сатира на обманывающих народ служителей правосл церкви. Высм-ся жадность, глупость и лицемерие. В «Ск-ке о рыб и рыбке» отраз-сь мотивы, бытующие не только в рус, но и в заруб фолькл. Сатира на самодержавие и крепостнич-во. В образе старика олиц-ся нар нач ск-ки. В «Ск-ке о мёртв царевне» отраз-сь гуманистич напр-ть пушк ск-ок. «+» персонажи наделены такими чертами хар-ра, кот ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбр-ю,пред-тью в дружбе. Образ Елисея дан в былин тонах. Ск-ки помогли поэту обогатить рус л-ру нов поэт жанром, развить идеи народности и демократизма, создать в сказ персонажах и конфликтах образцы глубоко нар соц сатиры. Чертами нар-ти отмечена поэт речь в ск-ках. Нар пог-ки, посл-цы, разг слова, просторечн; ср-ва нар поэзии: сравн-я, мет-ры, гиперболы, пост эпитеты.^ 12. Ск-ка «Конёк-горбунок» Ершова. Острая сат напр-ть ск-ки, выр-ая в ней вера в победу справ-ти, живость фант вымысла, бойкость и выразит-ть слога – все эти дост-ва «КГ», вынес-ые из крест ск-ок, сделали пр-ие Ершова крупн явлением демокр л-ры 19в. Ершов не б прост пересказчиком – он автор ск-ки, хотя сюжет и заимств-н из фолькл. Поэт вернул ск-ку народу знач-но обогащённой, творчески видоизм-ой, дополн-ой выдумкой, какой не б в тех ск-ках, на кот похож «КГ». Дей-е в ск-ке движ-ся стрем-но, 1 картина смен-т др. крест разг-сказ стиль достиг полн выр-я в многочисл диалогах, в великолепных реч самохар-ках персонажей. Жив нар речь. Это выс образец лит работы. Поэтич маст-во Ершова, глубина и тонкость худ постиж-я им нар ск-ки выше всяк похвал. Комп-я: соед-е разн сказ сюжетов в един органический сплав. Судьба автора: Верн-ся на родину в Сибирь, уч-ль, директор гимн-ии, ведал всеми учил-ми губ-ии.^ 13. Рус прозаич ск-ка 19в. Погорельский – автор 1-й волш-фант повести д/детей младш возр-та «Чёрн курица, или подз жители». Построена доступно д/дет восприятия. Все сцены в повести даются конкретно. Впервые в ДЛ появ-ся наст, жив образ мальчика.дей-е разв-ся динамично и захватывающе. Пов-е часто развив-ся как реалисти, полное быт подр-тей, а порою это ром-таинств рас-з о волш превр-ях. Сюжет развив-ся в гармоничн соед-ии реальн и фант планов пов-я. Одоевский серьёзно интер-ся ?? воспит-я детей. Пед взгляды не совпали с офиц пед-кой его вр. След-л принципам Белинского. «Городок в табакерке», «Дет ск-ки дедушки Иринея». Умело сочет-т реальн и фант соб-я. созд-л научно-фант ск-ки, волш ск-ки, рассказы. Хар-ны естеств-ть и научн-ть сод-я, увлекат-ть и драм-зм пов-я. «Городок в таб-кке». Находит понятн реб-ку сравн-я. с пом-ю сказ образов пис-ль стрем-ся популярно рассказать детям о законах механики. Кажд персонаж наделён инд-ми чертами, кот прояв-ся и во внешн облике, и в повед-ии, и в речи. Речь сказ персонажей отр-ет их хар-ры. Сказ пов-е о городке в табакерке закл-но в реалистич рамку. ^ 15. РДЛ 2/2 19в. Поэзия Некрасова. Созд больш цикл стихов д/детей, отразив в нём идеи и треб-я совр ему демокр пед-ки и рев-демокр напр-я в реалистич л-ре того вр. Адресовал крест детям.форма, близк к разг крест речи, ввёл выразит нар яз. «Дедушка Мазай и зайцы» - раскр-ет поэзию крест жизни, внуш любовь и уваж-е к прост народу, пок-я душ щедрость таких самобытн натур, как дед Мазай. Эта поэт ист-я изобилует подр-тями почти невероятн, но тем не менее правдив случая. «Генерал Топтыгин». Смотритель почт станции принял медведя за генерала, но анекдотичность быт случая перерастает в соц облич-е. «Крест дети» - о том, как рано у крест детей конч-ся дет-во.^ 16. Л. Толстой и ДЛ. Пед взгляды не отлич строг послед-тью. В них б те же п/воречия, кот хар-ны д/его мировоззрения. В «Азбуке» отраз-ся многолетн опыт работы Т-го в Яснополянск шк и напряж творч труд пис-ля. Вводил мат-л УНТ: лучшие из ск-ок, басен, былин, посл-ц и пог-к. простота и образность яз. В «Нов азбуке» Т-й сюж обраб-ет нар посл-цы, оформляя их как рас-зы-миниатюры или басни. Комп-я учит возр особ-ти детей. Внач даются небольш рас-зы. Постеп сод-е пр-ий расшир-ся, попер-но даются то научно-познават рас-з, то басня, то ск-ки, то быль. Решала важн пед задачи: обуч родн яз, развив худ вкус, знак-ла с бытом людей, жизнью природы, пом нравств воспит-ю. «3 медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филиппок» и др. св басни Т-й созд-л на осн эзоповских, но они восприн-ся как ориг пр-ия, т.к. макс приближены к дет восприятию, сод-т цепь динамичных худ картин, изложены лаконично и просто. Мораль доступна детям. Басни воспит трудолюбие, честность, смелость, доброту. Впервые сближ стиль науч-попул и худ пр-ий в учебн книгах д/детей. Науч-ть гармонично соед-ся с поэтичностью, образностью.^ 17. Тв-во Чехова. В изобр-ии мира дет-ва Ч-в прод трад-ии Толстого, связ с проникн-ем в псих-ю реб-ка. Восприятию детей дошк возраста особ-но близки рас-зы и повести о жив-ых. В рас-зе «Каштанка» Ч-в исп-ет широко распр-ый в фольклоре и л-ре приём очеловечив-я жив-ых. Но у пис-ля внутр мир собаки воспроизвод-ся подробно, кажд её поступок мотивир-ся. Образ Каш-ки многогранен, психологически разработан. Этот приём помог пок-ть хар-р Каш-ки и в юмористич плане. Неожид совмещ-е собачьих повадок и чел эмоций производит комич эффект. Комич в рас-зе соседствует со сказ-м. Ч-в ориентир-ся на логику дет мышл-я, созд-я мир эмоц и психол пережив-ий Каш-ки. Образы людей в «Каш-ке» предельно индивидуализир-ны. Ломоносов.Ода 1747г. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.^ Случились вместе 2 астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, вкруг солнца ходит. Другой, что солнце все с собой планеты водит. Один Коперник был, другой слыл Птоломей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?» Скажи, как ты о сём сомненья рассуждаешь Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?^ Бернс.Честная бедность. Кто честной бедности своей Стыдится и всё прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее. При всём при том, (2р.) Пускай бедны мы с вами, Богатство – штамп на золотом, А золотой – мы сами! Мы хлеб едим и воду пьём, Мы укрываемся тряпьём И всё такое прочее, А между тем дурак и плут Одеты в шёлк и вина пьют И всё такое прочее. При всём при том, (2р.) Судите не по платью. Кто честным кормится трудом, - Таких зову я знатью. Вот этот шут – природный лорд, Ему должны мы кланяться. Но пусть он чопорен и горд, Бревно бревном останется! При всём при том, (2р.) Хоть весь он в позументах, - Бревно останется бревном И в орденах и в лентах! Король лакея своего Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым. При всём при том, (2р.) Награды, лесть и прочее Не заменяют ум и честь И всё такое прочее! Настанет день, и час пробьёт, Когда уму и чести На всей земле придёт черёд Стоять на первом месте. При всём при том, (2р.) Могу вам предсказать я, Что будет день, когда кругом Все люди станут братья!Мережковский.Мать. С ещё бессильными крылами Я видел птенчика во ржи, Меж голубыми васильками, У непротоптанной межи. Над ним и надо мной витала, Боялась мать – не за себя, И от него не улетала, Тоскуя, плача и любя. Пред этим маленьким твореньем Я понял благость Вышних сил, И в сердце, с тихим умиленьем, Тебя, любовь, благословил.Природа. Ни злом, ни враждою кровавой Доныне затмить не могли Мы неба чертог величавый И прелесть цветущей земли. Нас прежнею лаской встречают Долины, цветы и ручьи, И звёзды всё так же сияют О том же поют соловьи. Не ведает нашей кручины Могучий, таинственный лес, И нет ни единой морщины На ясной лазури небес.Вяземский.Степь. Бесконечная Россия, Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь Дни и вёрсты ни по чём! Тонут время и пространство В необъятности твоей Степь широко на просторе Поперёк и вдоль лежит Словно огненное море Зноем пышет и палит. Цепенеет воздух сжатый, Не пахнёт на душный день С неба ветерок крылатый, Ни прохладной тучки тень. Небеса, как купол медный, Раскалились. Степь гола. Кое-где пред хатой бедной Сохнет бедная ветла. С кровли аист долгоногой Смотрит, верный домосед, Добрый друг семьи убогой Он хранит её от бед. Шагом с важностью спокойной Тащут тяжести волы, Пыль метёт метелью знатной Вьюгой огненной зари. Как разбитые палатки На распутии племён, - Вот курганы вот загадки Неразгаданных времён. Пусто всё, однообразно, Словно замер жизни дух, Мысль и чувство дремлют праздно Голодают взор и слух. Грустно! Но ты грусти этой Не порочь и не злословь. От неё в душе согретой Свято теплится любовь. Степи голые, немые Всё же вам и песнь, и честь Все вы матушка Россия Какова она ни есть.^ Бунин.Детство Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок как шёлк… Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только 10 лет, А ствол-гигант тяжёлый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна. Но так тепла, так солнцем вся согрета, И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.Сказка И снилось мне, что мы как в сказке, Шли вдоль пустынных берегов, Над диким синим лукоморьем, В глухом бору среди песков. Был летний светозарный полдень, Был жаркий день и озарён Весь лес был солнцем и от солнца Весёлым блеском напоён. Узорами ложились тени, На тёплый розовый песок. И синий небосклон над бором Был чист и радостно высок. Играл зеркальный отблеск моря В вершинах сосен, и текла Вдоль по коре сухой и жёсткой Смола, прозрачнее стекла… Мне снилось северное море, Лесов пустынные края… Мне снилась даль, мне снилась сказка – Мне снилась молодость моя.Кольцов.Косарь. Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньёй, коса, Засверкай, кругом! Зашуми, трава, Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле! Наряду с травой Вы засохните, Как по Груне я Сохну, молодец! Нагребу копён, Намечу стогов; Даст казачка мне Денег пригоршни. Я зашью казну, Сберегу казну; Ворочусь в село – Прямо к старосте; Не разжалобил Его бедностью – Так разжалоблю Золотой казной!Ахматова.Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И тёплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаёшь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волненьем поёшь.Клятва. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянёмся, клянёмся могилой, Что нас покориться никто не заставит.Мужество. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не страшно остаться без крова, - Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём.Бальмонт.У чудищ. Я был в избушке на курьих ножках. Там всё как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке, Стянул у старой две нитки бус, Разгневал ведьму и скрылся в дымке И вот со смехом кручу свой ус. Пойду, пожалуй, теперь к Кащею, Найду для песен там жемчугов, До самой пасти приближусь к змею, Узнаю тайны, и был таков.Осень. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море, Все деревья блистают, В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, нет в цветах благовонья, Скоро осень проснётся И заплачет спросонья.^ Как я пишу стихи. Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся, набегая, И пятая, и после, и потом, Откуда столько, я и сам не знаю. Но я не размышляю над стихом, И, право, никогда не сочиняю.^ Блок.Летний вечер. Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава нескошенной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны. И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забуть заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне!^ О, как безумно за окном! Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождём, И ветер воет, замирая! Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишённых крова, И сожаленье гонит прочь В объятья холода сырого! Бороться с мраком и дождём Страдальцев участь разделяя… О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая.^ Байрон.Ты кончил жизни путь, герой! Теперь твоя начнётся слава, И в песнях родины святой Жить будет образ величавый, Жить будет мужество твоё, Освободившее её. Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах. Ты пал! Но кровь твоя течёт Не по земле, а в наших жилах; Отвагу мощную вдохнуть Твой подвиг должен в нашу грудь. Врага заставим мы бледнеть, Коль назовём тебя средь боя; Дев наших хоры станут петь О смерти доблестной героя; Но слёз не будет на очах: Плач оскорбил бы славный прах.Джалиль.Платочек. Простились мы, и с вышитой каймою Платок родные руки дали мне. Подарок милой! Он всегда со мною, Ведь им закрыл я рану на войне. Окрасился платочек тёплой кровью, Поведав мне о чём-то о родном. Как будто наклонилась к изголовью Моя подруга в поле под огнём. Перед врагом колен не преклонял я, Не отступил в сраженьях ни на пядь, О том, как наше счастье отстоял я, Платочек этот вправе рассказать.^ Козлов.Сон ратника. Подковы взорваны – и башни вековые С их дерзкою луной погибель облекла; Пересекла в ужасе удары боевые Осенней ночи мгла. И в поле тишина меж русскими полками, У ружей сомкнутых дымилися костры, Во тьме бросая блеск багровыми струями На белые шатры. В раздумье я смотрел на пламень красноватый, Мне раненых вдали был слышен тяжкий стон; Но битвой утомляясь, под буркою косматой Уснул и вижу сон. Мне снилось, что простясь с военной тревогой, От тех кровавых мест, где буйство протекло, Поспешно я иду знакомою дорогой В родимое село. Мне церковь сельская видна с горы высокой – М Клязьмы светлой в тени ракит густых; И слышу песнь жнецов, и в стаде лай далёкой Собак сторожевых. Я к хижине сходил холмов с крутого ската, Разлуки тайный страх надеждой веселя, И дряхлый мой отец, тотчас узнав солдата, Вскочил без костыля. В слезах моя жена мне кинулась на шею, Мила, как в день венца, и сердцу и очам, Малютки резвые бегут ко мне за нею, Сосед пришёл к друзьям. Клянусь, я говорил, склонён над родными, Теперь я к вам пришёл на долгое житьё! И дети обвили цветками полевыми И штык мой и ружьё. Я милых обнимал… но пушка вестовая Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь! И к Варне понеслась дружина удалая… Иль там мне умереть.Северянин.Что шепчет парк. О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично-больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи… Он был когда-то леса гуще, И в зеркалах осенних луж Он отражался исполином… Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнёс свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гуду Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду… Но я ведь жил – была пора…»^ В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка, У хорошенькой ласточки Переломана лапочка, - Я возьму птицу бедную И в платочек укутаю…» И отец призадумался, Потрясённый минутою, И простил всё грядущее И капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, Зарыдавшей от жалости.^ Есенин.Пороша. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Покачнулась, как старушка, Оперлася на клюку. А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.^ Нивы сжаты, рощи голы. От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане Рыжий месяц жеребёнком Запрягался а наши сани.^ Мелколесье, степь и дали, Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани, что за сани Звоны мёрзлые осин. У меня отец – крестьянин, Ну а я – крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать. Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень. Эх, гармошка, смерть – отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой.Толстой.Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать. Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло. Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно – Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно.^ Языков.Конь. Жадно, весело он дышит Свежим воздухом полей, Сизый пар кипит и пышет Из пылающих ноздрей; Полон сил, удал на воле, Громким голосом заржал, Встрепенулся конь – и в поле Бурноногий поскакал! Скачет, блещущий глазами, Дико голову склонил; Вдоль по ветру он волнами Чёрну гриву распустил. Сам как ветер: круть ли встанет На пути? Отважный прянет – И на ней уж! Ляжет ров И поток клубится? – Мигом Он широким перепрыгом Через них – и был таков! Веселися, конь ретивый! Щеголяй избытком сил! Ненадолго волны гривы вдоль по ветру ты пустил! Ненадолго жизнь и воля Разом бурному даны, И холодный воздух поля, И отважны крутизны, И стремнины роковые, - Скоро, скоро под замок! Тешь копыта удалые, Свой могучий бег и скок! Снова в дело, конь ретивый! В сбруе лёгкой и красивой, И блистающий седлом, И бренчащий поводами, Стройно-верными шагами Ты пойдёшь под седоком.Буря. Громадные тучи нависли широко Над морем и скрыли блистательный день. И в синюю бездну спустилась глубоко И в ней улеглася тяжёлая тень; Но бездна морская уже негодует, Ей хочется света и ропщет она, И скоро, могучая, встанет грозна, Пространно и громко она забушует. Великую силу уже подымая, Полки она строит из водных громад, И вал-великан, головою качая, Становится в ряд, и ряды говорят; И вот, свои смуглые лица нахмуря И белые гребни колебля, они Идут. В чёрных тучах блеснули огни,И гром загудел. Начинается буря. Смеляков.Хорошая девочка Лида. Вдоль маленьких домиков белых Акация душно цветёт. Хорошая девочка Лида На улице южной живёт. Её золотые косицы Затянуты, будто жгуты. По платью, по синему ситцу, Как в поле, мелькают цветы. И вовсе, представьте, неплохо, Что рыжий пройдоха апрель Бесшумной пыльцою веснушек Засыпал ей утром постель. Не зря с одобреньем весёлым Соседи глядят из окна, Когда на занятия в школу С портфелем проходит она. В оконном стекле отражаясь, По миру идёт не спеша Хорошая девочка Лида. Да чем же она хороша? Спросите об этом мальчишку, Что в доме напротив живёт. Он с именем этим ложиться И с именем этим встаёт. Недаром на каменных плитах, Где милый ботинок ступал, «Хорошая девочка Лида», - В отчаянье он написал. Не может людей не растрогать Мальчишки упрямого пыл. Так Пушкин влюблялся, должно быть, Так Гейне, наверно, любил. Он вырастет, станет известным, Покинет пенаты свои. Окажется улица тесной Для этой огромной любви. Преграды влюблённому нету: Смущенье и робость – враньё! На всех перекрёстках планеты Напишет он имя её. На полюсе Южном – огнями, Пшеницей – в кубанских степях, На русских полянах – цветами И пеной морской – на морях. Он в небо залезет ночное, Все пальцы себе обожжёт, Но вскоре над тихой Землёю Созвездие Лиды взойдёт. Пусть будут ночами светиться Над снами твоими, Москва, На синих небесных страницах Красивые эти слова.^ Брюсов.Хвала человеку. Молодой моряк вселенной Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, человек! По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети, Торжествуешь над врагом! Камни, ветер, воду, пламя Ты сми


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.