1) Союзные республики накануне распада СССР. Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы: 1) Многонациональность. С древности русские княжества, в том числе Московское, формировались как славяно-финно-тюркская общность. 2) Веротерпимость. В России присутствовали все мировые религии, при преобладании православия. 3) Территориальная экспансия. Вплоть до 40-х гг. XX в. государство Российское постоянно росло. 4) Высокая степень централизации управления. Россию объединяла мощная авторитарная власть. Россия всегда состояла из территорий, разнородных по уровню социально-экономического и культурного развития, по административному статусу, этнической принадлежности населения. Методы присоединения наложили отпечаток на отношение к русским. Насильственное завоевание заложило традиции русофобии в Польше, на Северном Кавказе, в Прибалтике, Западной Украине, Туркмении и Узбекистане. Традиции благодарности России сложились в Армении. В ст. 4 Конституции СССР 1924г. был заложен принцип самоопределения наций. В СССР существовали, центробежные силы. основу их составляли: 1) этнокультурная разнородность населения; 2) национально-территориальный принцип самоопределения народов; 3) произвол союзных властей в национально-государственном строительстве; 4) историческая память о былой независимости; 5) рост экономического потенциала и самостоятельности республик; 6) процесс формирования национальных политических элит; 7) "замороженные" этнополитические конфликты. Причиной недовольства русского населения служило также непропорциональное формирование и распределение средств союзного бюджета в пользу среднеазиатских и Прибалтийских республик. Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократизация, политика гласности привели к появлению националистических настроений, которые проявились сначала - в виде критики национальной политики КПСС, затем - в образовании республиканских народных фронтов - "Руха" на Украине, "Саюдиса" - в Литве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета "Карабах" в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление независимости. В 1989 - 1990 гг. они пришли в власти в большинстве республик. Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофобией и антисоветизмом. Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о государственном языке, которым были объявлены языки титульных наций. Шагом в сторону распада Союза стал переход на экономическую самостоятельность Прибалтийских республик по союзному закону 27 ноября 1989г. Важным фактором разрушения Союза стал "парад суверенитетов" 1989 - 1990 гг. Начал его Верховный Совет Литвы, приняв 26 мая 1989г. декларацию "О государственном суверенитете Литвы". За ним последовали акты 11 марта 1990г. "О восстановлении Литовского государства" и "О восстановлении конституции 1938г." В Латвии и Эстонии были приняты аналогичные документы. Россия приняла декларацию о суверенитете 12 июня, Молдавия - 23 июня, Украина - 16 июля, Белоруссия - 27 июля 1990г. Армения заявила о восстановлении независимости 23 августа 1990г. О восстановлении суверенитета Грузии объявлено в постановлениях Верховного Совета 9 марта и 20 июня 1990г. Акт о восстановлении независимости Грузии был принят 9 апреля 1991г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа, Таджикистан - 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия - 15 декабря 1990г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Таким образом, к концу 1990г. стало ясно, что нарушены все принципы федерации и союзный договор 1922г. не выполняется. Практически все республики заявили о верховенстве своих законов над союзными на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным порядком начал меняться и единый социально-политический строй жизни. Этнополитические конфликты нарушили территориальное единство Азербайджана, Грузии и Молдавии. Однако существовали мощные силы, препятствовавшие разрушению СССР: 1) желание большинства советского народа жить в союзном государстве (на референдуме 17 марта 1991г. за сохранение СССР как обновленной федерации проголосовали 76 % граждан, участвовавших в голосовании); 2) единство экономики; союзное руководство; 3) КПСС.^ 2) Провал Ново-Огаревского процесса. Встреча в Беловежской пуще лидеров трех союзных республик. Основным противником сохранения СССР были национальные политические элиты Прибалтийских, славянских, Закавказских Республик и Молдавии. То, о чем не решались говорить официальные лица, открыто говорили интеллигенты. Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990г. российское руководство начало борьбу за осуществление суверенитета республики. Были созданы в течение лета 1990г. и в 1991г. необходимые высшие и центральные органы управления - Центральный банк, Пенсионный фонд, Министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства. Необходимость пересмотра союзного договора 1922г. была очевидна. Проекты, подготовленные Верховным Советом СССР, не устраивали республиканских политиков. С 23 апреля 1991г. в резиденции Горбачева в Ново-Огарево начались переговоры делегаций союзных республик и представителей союзного центра по договору о Союзе Суверенных Советских Республик. Новый договор предполагал существенное расширение полномочий республик, в том числе и суверенизацию автономных республик. В исключительном ведении Союза остались бы оборона, внешняя политика и охрана границ, связь, информация, службы космическая, гидрометеорологическая, стандартизации, геодезии и картографии, охрана общественного порядка. Собственность отошла бы к республикам. Договор 20 августа согласились подписать 9 республик из 15: РСФСР, УССР, БССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и Азербайджанская ССР. Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, несмотря на их согласие подписать проект договора, ни консервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19 - 22 августа 1991г. привел к резкому усилению позиций Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия - 21 августа, Украина - 24 августа, Беларусь - 25 августа, Молдова - 27 августа, Азербайджан - 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан - 31 августа, Таджикистан - 9 сентября, Туркмения - 27 октября. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Путч уничтожил коммунистическую партию. Деятельность ее была приостановлена 23 августа и запрещена 6 ноября 1991г. Собравшийся 2 сентября V съезд народных депутатов СССР самораспустился, приняв закон "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период". Вместо правительства действовал Межреспубликанский экономический комитет. Власть президента М.С. Горбачева была ограничена Госсоветом из глав 11 республик. С целью разработки Конституции Союза Суверенных Государств был избран новый Верховный Совет из депутатов съезда по 20 представителей от каждой республики. На съезд были посланы делегаты от 7 республик. Резкую позицию стали занимать руководители некоторых союзных республик. Украина, например, отказалась принять проект конституции ССГ. 8 декабря в Беловежской пуще (Вискули) Шушкевич (Белоруссия), Ельцин (Россия) и Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что СССР как субъект международного права прекращает свое существование, и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содружество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командования стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев задержался в Москве. Б.Н. Ельцин информировал президента США Д. Буша, С. Шушкевич - Горбачева. Горбачев пытался сохранить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. В Белоруссии и на Украине 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о создании СССР.^ 3) Беловежские соглашения 1991г. и их последствия. 8 декабря в резиденции белорусского лидера Вискули руководители трех славянских республик Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содружество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, пауки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командования стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев задержался в Москве. Участники той встречи говорят о спонтанности решения, но текст Соглашения свидетельствует о его продуманности, следовательно, заготовка у авторов была. Кравчук позднее отмечал, что о встрече славянских президентов в Минске договоренность была достигнута в середине ноября. Ельцин высказывал идею подобной договоренности еще в начале 1991г. Понимали они и значение события, и его нелегитимность. По союзной конституции отдельные республики имели право на выход из СССР, а не на его ликвидацию. Ельцин информировал президента США Д. Буша, Шушкевич - президента СССР Горбачева. Даже после Минского соглашения М.С. Горбачев пытался сохранить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. Однако Верховные Советы Белоруссии и Украины уже 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о создании СССР.^ 4) Алма-атинские договоренности 1991г. и их особенности. Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря. Президенты Азербайджанской Республики Муталибов, Республики Армения Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шушкевич, президенты Республики Казахстан Назарбаев, Республики Кыргызстан Акаев, Республики Молдова Снегур, Российской Федерации Ельцин, Республики Таджикистан Набиев, Республики Туркменистан Ниязов, Республики Узбекистан Каримов, Украины Кравчук приняли декларацию об образовании Содружества Независимых Государств, прекращении существования СССР и протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря Беларусью, Россией и Украиной". Алма-Атинская декларация невелика по объему. Независимые государства - Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, заявили о следующем: Взаимодействие участников Содружества должно осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждалась приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. С образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование. Государства – участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации. В Декларации обращает на себя внимание стремление участников Содружества избежать любой формы зависимости или давления со стороны сильнейшего участника Соглашения - Российской Федерации, а также подчеркнутое нежелание иметь какую-либо надгосударственную структуру. Главы стран СНГ сразу же приняли ряд неотложных решений, касающийся взаимных отношений и международного статуса своих стран. Особым решением они поддержали право Российской Федерации на преемственность места СССР в международных организациях и констатировали, что Беларусь, РСФСР и Украина окажут другим государствам Содружества помощь в решении вопросов их членства в ООН и других международных организациях. Тогда же было достигнуто Соглашение о координационных институтах СНГ. Ими стали Совет глав государств и Совет глав правительств.^ 5) Устав и статус СНГ в 1993г. Устав СНГ отразил состояние взаимоотношений стран Содружества в период наибольшего отталкивания, стремления новых независимых государств подчеркнуть обретенную суверенность прав. Устав состоит из преамбулы и девяти разделов. В преамбуле отмечается, что причина объединения стран в СНГ - "историческая общность своих народов и сложившиеся между ними связи", что государства объединяются в соответствии с нормами международного права для того, чтобы обеспечить общими усилиями "экономический и социальный прогресс своих народов". В первом разделе сформулированы цели и принципы Содружества, перечислены сферы деятельности. В ст. 1 подчеркивается суверенное равенство государств-членов Содружества и прямо указывается, что оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ определяется как межгосударственное международно-правовое региональное объединение. Целью Содружества объявлено "осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях" для обеспечения экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства и осуществления прав и свобод человека. Члены СНГ обязались строить взаимоотношения на основе норм международного права, принципов уважения суверенитета, прав народов на самоопределение, нерушимости границ и территориальной целостности, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела, обеспечения прав и основных свобод человека, уважения к культурной самобытности народов. Правовой базой межгосударственных отношений объявлены многосторонние и двусторонние соглашения. Сотрудничество между странами осуществляется в виде связей между государственными органами, общественными объединениями и экономическими структурами. Во втором разделе определяется членство в Содружестве. Различаются государства-учредители, подписавшие и ратифицировавшие минское соглашение 8 декабря 1991г. и алма-атинский протокол к нему от 21 декабря 1991г., и государства-члены, принявшие обязательства по Уставу СНГ в течение года. Членом Содружества могут стать также государства, принявшие обязательства соблюдать Устав и получившие согласие всех членов Содружества. Государства, участвующие в отдельных видах деятельности Содружества, могут присоединиться к нему на правах ассоциированных членов. На заседаниях могут присутствовать в качестве наблюдателей представители других государств. Выйти из Содружества государство-член может при извещении об этом за 12 месяцев. Меры к нарушителям устава применяются в соответствии с международным правом. В третьем разделе зафиксировано, что государства-члены СНГ проводят согласованную политику в сфере безопасности, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и сил по поддержанию мира. Предусмотрены консультации и совместное применение вооруженных сил по решению СГГ. Раздел четвертый предусматривает мирное урегулирование взаимных конфликтов. Раздел пятый рассматривает сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях. Здесь главным является сотрудничество и формировании общего экономического и информационного пространства, совместные проекты в гуманитарной сфере на основе многосторонних и двусторонних договоров. Предусмотрены консультации для решения споров. В шестом разделе определяются органы Содружества. По Уставу высшим органом является Совет глав государств (СГГ), который собирается 2 раза в год и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти, собирается 4 раза в год. Решения СГГ и СГП принимаются на основе общего согласия. СГГ и СГП могут создавать рабочие и вспомогательные органы на постоянной и временной основе из полномочных представителей. Координационно-консультативный комитет (ККК) определен как постоянно действующий исполнительный и координационный орган Содружества и состоит из двух полномочных представителей государств-членов. ККК возглавляется председателем, имеет Секретариат во главе с Координатором ККК – заместителем председателя. ККК должен был обеспечивать организационно-техническую сторону работы СГГ, СГП и других органов Содружества. Местом пребывания органов Содружества, кроме СМО и СКПВ, был определен Минск. Рабочим языком Содружества признан русский. Раздел седьмой определял рамки межпарламентского сотрудничества. Оно проводится Межпарламентской ассамблеей, состоящей из парламентских делегаций. Работу ассамблеи организует Совет. Процедурные вопросы ее регулируются регламентом. Местом пребывания ассамблеи определен Санкт-Петербург. В разделе восьмом предусмотрено долевое финансирование органов Содружества и раздельное финансирование представителей, экспертов и консультантов. Одни статьи Устава устарели еще до его ратификации учредителями Содружества, другие получили наполнение с течением времени. Реальная структура органов Содружества сейчас уже заметно отличается от уставной.^ 7) Формирование руководящих органов СНГ в начале 90-х гг. XX века. Формирование структуры органов СНГ началось в декабре 1991г. В Алма-Ате было заявлено о создании координационных органов - Совета глав государств и Совета глав правительств, а также объединенного командования общего военно-стратегического пространства и передаче решения о применении ядерного оружия президенту РСФСР. Вторым шагом по созданию координационных органов СНГ стало принятие Временного соглашения о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ. Совет глав государств является высшим органом для обсуждения принципиальных вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества. Статья 2 определила равенство государств при решении вопросов взаимодействия и принцип принятия решений - консенсус. Необязательность выполнения решений сразу же превратила СГГ в дискуссионный клуб. Для организации работы СГГ и СГП 16 января 1992г. в Москве был подписан протокол для организационно-технической подготовки и проведения заседаний СГГ и СГП Содружества, а также протокол об утверждении Координатора Рабочей группы. 8 февраля такая группа была создана решением СГП в Москве. Особым соглашением о вооруженных силах и пограничных войсках было подтверждено право государств на создание собственных Вооруженных Сил и постановлено решить вопрос о порядке управления силами общего назначения. Особым соглашением участники Содружества признали необходимость объединенного командования стратегическими силами и определили их состав. Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства предусматривало образование Межгосударственного совета по космосу. В январе - марте были разработаны и заключены соглашения, определяющие органы управления Вооруженными Силами на переходный период до формирования собственных вооруженных сил странами - участниками СНГ. На заседании 14 февраля 1992г. в Минске было достигнуто соглашение о статусе стратегических сил. Они должны были обеспечивать безопасность всех участников Соглашения, находиться в совместной собственности, управляться командующим стратегическими силами, который подчиняется СГГ и Главнокомандующему ОВС СНГ. Туркмения и Молдова не подписали этого документа, а Украина и Азербайджан обозначили конец 1994г. сроком выхода из Соглашения. 20 марта в Киеве был подписан ряд соглашений об управлении, которые определяли, что высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств. Он осуществляет военную политику, определяет концепцию коллективной обороны, принимает военную доктрину и ядерную стратегию, устанавливает состав и структуру Объединенных вооруженных сил, создает Главное командование, назначает Главнокомандующего и т.д. Решения ССГ по вопросам обороны принимаются на основе консенсуса. Помимо Главного командования Объединенных вооруженных сил, для координации военного строительства был образован Совет министров обороны. Соглашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Статус военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, порядок их применения и обеспечения их действия были определены ташкентскими протоколами от 15 мая 1992г. На более тесное сотрудничество в области обороны пошли лишь Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан, подписав в Ташкенте 15 мая 1992г. Договор о коллективной безопасности. Договор предусматривал коллективные действия в случае агрессии против одной из стран его участников. Более широкую поддержку получили договора, направленные на поддержку ядерного щита и системы ПВО. Соглашение от 6 июля 1992г. закрепило сохранение единой системы ПРО, военно-космических сил и единого командования ими. Молдова эти договора не подписала. Украина не вошла в систему ПВО. В течение 1992г. был упорядочен режим охраны границ и созданы соответствующие органы координации. В экономической и информационной сферах в 1992г. сотрудничество стран СНГ было направлено на поддержание прежних хозяйственных связей, на раздел имущества и ответственности. Вместо бывших союзных ведомств создавались межгосударственные координирующие специализированные советы. При всей своей неэффективности они ослабили удар от обвального распада союзных хозяйственных связей. В создании координирующих органов участвовали не все члены Содружества. Определенные усилия были предприняты и в сотрудничестве законотворческих органов стран СНГ. 27 марта 1992г. в Алма-Ате было подписано соглашение о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и наблюдателей от Азербайджана и Молдовы). Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. Основная задача МПА - разработка модельных законов, сближающих законодательство стран. Была также создана Межпарламентская информационно-справочная служба. Результаты институализации отношений между странами СНГ были зафиксированы в Уставе, который был принят СГГ 22 января 1993г.^ 8) Организационная структура СНГ в 1994—2000 гг. СГГ и СГП сохранили свои функции и значение высших политических органов Содружества. Сохранился и сложившийся порядок их работы, закрепленный Правилами процедуры, утвержденными 17 мая 1996г. СГГ. Порядок замещения места председателя СГГ предусматривает смену председателя через год. Однако Россия сохранила место председателя СГГ и после этого решения. СГП по-прежнему не играет самостоятельной роли в руководстве Содружеством, выполняя решения СГГ в части координации сотрудничества органов исполнительной власти в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Возросла роль Межпарламентской ассамблеи, которая признана межгосударственным органом. МПА занимается гармонизацией законодательных актов государств СНГ путем принятия модельных законов, синхронизацией ратификационных процедур, мирным урегулированием конфликтов, для чего образованы комиссии. В составе МПА работает 10 постоянных отраслевых комиссий по подготовке модельных законодательных актов. Техническую сторону работы МПА обеспечивает Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Главой МПА является Председатель Государственной Думы Российской Федерации Г.Н. Селезнев. Из уставных координирующих институтов Содружества функционируют также Экономический Суд, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками. Упразднены Координационно-консультативный комитет, Главное командование Объединенных вооруженных сил. Комиссия по правам человека не имеет статуса координирующего органа. К неуставным координирующим органам сейчас относятся Совет коллективной безопасности, Экономический совет. Исполнительный комитет. Первым из уставных органов Содружества перестал существовать Главкомат ОВС после фактического распада Объединенных вооруженных сил Содружества. Было принято решение о реорганизации Главкомата ОВС в Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ, который стал рабочим органом Совета министров обороны. Реальное военное сотрудничество протекает в рамках Договора о коллективной безопасности, вступившего в силу 20 апреля 1994г. и продленного в 1999г. на новый срок. Фактически это договор об оборонительном союзе. Из Договора вышли в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Другим направлением военного сотрудничества является поддержание мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. Организующим это направление институтом остаются Коллективные силы по поддержанию мира. 24 сентября 1993 г. главами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор об Экономическом союзе государств, предусматривавший поэтапную интеграцию по образцу Европейского союза. В декабре к Экономическому союзу присоединились Туркменистан и вошедшая в СНГ Грузия. В апреле 1994 г. к союзу присоединилась Украина в качестве ассоциированного члена. 21 октября 1994г. было подписано Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК). Одновременно было подписано соглашение о Платежном союзе и создании Валютного комитета. Отсутствие видимого прогресса в экономической интеграции вызвало критику руководства России со стороны других участников СНГ. 2 апреля 1999г. СГГ принял решение упразднить МЭК и Исполнительный секретариат. Вместо них был образован Исполнительный комитет СНГ. Необходимость в специальным органе, координирующем экономическую политику в СНГ, привела к образованию 25 января 2000 г. Экономического совета Экономического союза. Он унаследовал структуру и функции МЭК. Его главной задачей является формирование зоны свободной торговли. Экономический Суд СНГ призван обеспечить единообразие применения договоров и соглашений государств-участников СНГ и предназначен для решения экономических споров. Выросла роль Совета министров иностранных дел. Из совещательного органа он превратился исполнительный орган, принимающий решения в период между заседаниями СГГ и СГП. Кроме политических и координирующих органов, Уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества. Их образовано 70. Наиболее важные из них в промышленности; в сельском хозяйстве; в транспорте и связи; в области научно-технической политики; в финансовой сфере. 21 октября 1994 г. СГП утвердил Общее положение о межгосударственных органах СНГ. Отраслевые органы сотрудничества часто реорганизуются, в 1999г. функции 9 из них были переданы Исполкому СНГ. Структура и функции органов Содружества будут и дальше меняться в зависимости от характера его эволюции.^ 10) Тенденции экономического развития стран СНГ в 90-е гг. XX в. Для стран постсоветскою пространства были характерны единые тенденции развития экономики в первые десять лет обретения независимости: 1) глубокий кризис производства; 2) финансовый кризис, гиперинфляция, девальвация валют; 3) падение жизненного уровня, снижение качества жизни. Ни одна из бывших республик СССР еще не прошла период кризиса. По особенностям экономической ситуации постсоветские государства можно разделить на четыре группы. К первой относятся страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония. Они, еще находясь в составе СССР, начали экономические реформы, связанные с отпуском цен, отказом от государственного регулирования рынка и производства, денационализацией промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятий, сферы услуг. Вместе с тем страны Балтии первыми начали и выход из кризиса. Сейчас их экономика восстановлена на две трети. Ко второй группе можно отнести Белоруссию, Киргизию, Казахстан, Россию, Туркмению, Узбекистан. В этих странах реформы начались позднее, чем в Прибалтике. Россия и Казахстан, после небольшого оживления в 1997г., пережили спад в 1998г., связанный с дефолтом российского рубля, и с 1999г. начали подъем. Наилучшим выглядит положение Узбекистана, практически восстановившего объем производства советского времени. К третьей группе стран относятся бывшие республики СССР, пораженные длительными вооруженными конфликтами, возникшими в 1989 - 1990 гг. В них падение производства к середине 90-х гг. составило до 2/3 советского уровня, а в Грузии - 3/4. До сих пор экономика них государств пребывает в тяжелейшей депрессии. Молдавия и Грузия сохранили только около трети экономического потенциала. Особняком стоит Украина, больнее других переживавшая разрыв хозяйственных связей. Это без серьезных политических потрясений и вооруженных конфликтов привело Украину к тому же экономическому краху, что и воюющие государства СНГ. Характерной чертой падения ВВП стран Содружества и Балтии является в целом более глубокий кризис промышленности. Более других отраслей промышленности были сокращены технически сложные и наукоемкие отрасли производства под влиянием жесткой конкуренции и ограничительной политики на мировых рынках. Финансовый кризис выразился в разрушении единого рублевого пространства, гиперинфляции, девальвации национальных валют, дефиците бюджета, росте внешней и внутренней задолженности всех стран постсоветского пространства. В большинстве стран постсоветского пространства вырос уровень не только абсолютной нищеты, но и относительной. Общей чертой экономического кризиса в странах СНГ является падение жизненного уровня. Падение жизненного уровня привело к снижению качества жизни, падению затрат на товары длительного пользования. Снизились также затраты населения на услуги, потребление электроэнергии. В большинстве стран СНГ и Балтии произошло сокращение продолжительности жизни, рост смертности населения, сокращение рождаемости, во всех странах, за исключением мусульманских, обозначилась депопуляция. Экономический кризис стал главной причиной социально-политической нестабильности стран постсоветского пространства и слабости интеграционных тенденций в экономической сфере.^ 11) Региональные экономические группировки на постсоветском пространстве в 1992— 1999 гг. Хронологически первой региональной организацией на постсоветском пространстве следует считать ^ Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС). 4 января 1993 г. руководители пяти центральноазиатских республик встретились в Ташкенте где было заявлено об общих экономических интересах стран региона. Новая коалиция получила название "Центрально-Азиатское региональное содружество" (ЦАРС). В 1994г. к договору присоединилась Киргизия. В том же году были созданы руководящие органы сообщества - Межгосударственный совет в составе президентов и премьер-министров, его постоянно действующий орган - Межгосударственный исполнительный комитет (МИК), Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны, Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития. В 1996г. были образованы Совет премьер-министров, Ассоциация предпринимателей. Статус наблюдателей в Межгосударственном совете имеют Россия, Грузия, Украина, Турция, Индия. В 1998г. к организации присоединяется Таджикистан, и она получает название "Центрально-Азиатское экономическое сообщество" (ЦАЭС). Реальные результаты деятельности организации невелики и ограничиваются некоторыми успехами в области координации информационной, транспортной сфер и в здравоохранении. Оживила взаимные военно-политические связи в рамках ЦАЭС угроза исламского терроризма. Профиль деятельности организации изменился, отражением чего стало изменение ее названия. В декабре 2001 г. ми встрече в Ташкенте президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приняли решение дать организации название - "Центрально-Азиатское сотрудничество". Вторым по времени образования является ^ Евразийское экономическое сообщество в составе России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Сообщество берет свое начало от Соглашения о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь. Интеграционные институты - Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Председателем Межгосударственного совета стал Назарбаев, штаб-квартира Интеграционного комитета находилась в Алма-Ате. Целью Соглашения о Таможенном союзе и Договора об углублении интеграции было создание единого экономического пространства. Поэтапно предполагалось образовать режим свободной торговли, единое тамож