Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Для учащихся 5-6 классов.Цитата «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт» (Г.В.Лейбниц)Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команде, умение выслушать одноклассника;Оборудование: презентация с вопросами;табло (перекидной календарь разрезается на две части и на них наклеиваются числа от 0 до 6);конверты с номерами (11 шт) и статуэтка для музыкальной паузы;волчок со стрелкой;призы.Ведущий: Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре двух команд знатоков математики. Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам помогут команды знатоков математики (приветствие и представление команды знатоков).Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команду 5 «А» и 5 «Б» классов. Встречаем команды. ^ (СЛАЙД № 1)Ведущий: Уважаемые знатоки, сегодня с вами играют знаменитые математики всех времён.(СЛАЙД № 2) - основной слайд игры.Перед вами конверты с 11 вопросами от знаменитых математиков всех времен. Вам необходимо выбрать конверт с вопросом и, посовещавшись 1 минуту, в команде выбрать игрока который будет озвучивать ответ. Обсуждение прекращается через 1 минуту. Можно давать досрочный ответ, а сэкономленную минуту использовать на следующем вопросе. Если досрочного ответа не было, то команда дает свою версию по истечении 1 минуты. Если ответ верный, то команде присуждается 1 балл. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа, а вторая команда может дать свой ответ. Счет ведётся до 6 очков (больше половины предложенных). Наше жюри будет следить за игрой команды. По окончанию игры будет выбран самый активный игрок и награжден в номинации «Самый активный игрок игры Что? Где? Когда?»1 КОНВЕРТ: С вами играетЛеонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) (СЛАЙД № 3) Леонтий Филиппович Магницкий — первый учитель математики и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 4) Уважаемые знатоки – сектор «Зеро»: (нажатие ПКМ)1. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. 2. В России есть выражение “тьма народу”. Уважаемые знатоки, сколько это человек?3. Сколько дней в летних каникулах? (нажатие ПКМ) Ответ: Перпендикуляр. 10 000. 922 КОНВЕРТ: С вами играет Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943) (СЛАЙД № 5)Живая, энергичная, она интересно вела занятия. Помимо занятий в учебные часы, Надежда Николаевна проводила много консультаций, вела математические кружки, руководила чтением математической литературы. Внимание вопрос: Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.(нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 6)В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.(нажатие ПКМ)Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?(нажатие ПКМ) Ответ: Лóкоть.3 КОНВЕРТ: С вами играет Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) (СЛАЙД № 7)Чебышев Пафнутий Львович - знаменитый русский математик. Чебышев создал школу русских математиков, из которых многие пользуются в настоящее время большой известностью. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 8)Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.(нажатие ПКМ) Внимание вопрос:Что это за единица длины?Кто эта героиня? (нажатие ПКМ) Ответ: Дюйм. Дюймовочка.Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. 4 КОНВЕРТ: С вами играет Владимир Андреевич Стеклов (1864-1926) (СЛАЙД № 9)Владимир Андреевич Стеклов – русский советский математик, видный организатор советской науки. Стеклов известен также как историк математики, философ и писатель. Его перу принадлежат книги о русских и зарубежных ученых, путевые очерки. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 10)Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « ~ » который писали над буквой.(нажатие ПКМ) Как называли этот знак?(нажатие ПКМ) Ответ: Титло.Интересно, что числа от 11 до 19 записывали так же, как говорили. То есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков.5 КОНВЕРТ: С вами играет Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) (СЛАЙД № 11)Михаил Васильевич Остроградский – русский математик, один из основателей петербургской математической школы. Плодотворно занимался Остроградский теоретической механикой, математическим анализом. Многие его работы имели прикладную направленность. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 12)Этого немецкого ученого называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание у 10 летнего математика был готов ответ.(нажатие ПКМ) О каком немецком математике идет речь?(нажатие ПКМ) Ответ: Карл Гаусс.6 КОНВЕРТ: С вами играет Николай Иванович Лобачевский (1793-1856) (СЛАЙД № 13)Лобачевский, Николай Иванович - великий математик, один из творцов неевклидовой геометрии. Лобачевский читал лекции по самым разнообразным отделам математики, а также по физике и астрономии. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 14)В старину на Руси использовались монеты с такими названиями:3 коп. – алтын5 коп. – пятак 10 коп. – гривенник (нажатие ПКМ) А как называли монету достоинством 1/2 коп.?(нажатие ПКМ) Ответ: Грош7 КОНВЕРТ: С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891) (СЛАЙД № 15)Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 16)“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.(нажатие ПКМ) А как это будет по-русски?(нажатие ПКМ) Ответ: Один, два, много.8 КОНВЕРТ: С вами играет Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) (СЛАЙД № 17)Колмогоров - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик. Изучал теорию функций, математическую логику, дифференциальные уравнения и теорию вероятностей. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 18)Кого из известных женщин математиков прозвали «принцессой науки»?1) Екатерина Нарышкина2) Людмила Келдыш3) Ольга Ладыженская4) Софья Ковалевская(нажатие ПКМ) Ответ: 4) Софья Ковалевская9 КОНВЕРТ: С вами играет Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) (СЛАЙД № 19)Он был крупнейшим математиком, физиком и инженером корабельного дела. Его труды являются образцом соединения высоких математических теорий с вопросами современной научно-теоретической практики. Провёл ряд исследований по истории физико-математических наук. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 20)Уважаемые знатоки - сектор «ЗЕРО»: (нажатие ПКМ)Какой вал изображен на картине Айвазовского?Город, состоящий из 101 имени.Кто был автором первого учебника геометрии?(нажатие ПКМ) Ответ: 9 вал. Севастополь. Евклид.10 КОНВЕРТ: С вами играет Андрей Андреевич Марков (1856-1922) (СЛАЙД № 21)Марков много занимался вопросами практического применения теории вероятностей. Был прогрессивным ученым, смелым борцом против реакционных действий царского правительства, против мракобесия и религиозного дурмана. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 22)Уважаемые знатоки!Кто из математиков былчемпионом олимпийских игр?(нажатие ПКМ) Ответ: Пифагор.У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу 11 КОНВЕРТ: С вами играет Софья Александровна Яновская (1896 - 1966) (СЛАЙД № 23)Яновская провела большую работу по повышению математической культуры в нашей стране. В 1950 году Софья Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И.Лобачевского – орудие борьбы против идеализма в математике”. Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 24)Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик)Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500, С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.(нажатие ПКМ) Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, в каком году этот дом был построен?(нажатие ПКМ) Ответ: 1789.Итог игры: “Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: “Человек – есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству”.Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!Сценарий подготовлен учителем математики: Бессоновой Ж.П.Приложение 1 КОНВЕРТ: С вами играетЛеонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 4) Уважаемые знатоки – сектор «Зеро»: (нажатие ПКМ)1. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. 2. В России есть выражение “тьма народу”. Уважаемые знатоки, сколько это человек?3. Сколько дней в летних каникулах? (нажатие ПКМ) Ответ: Перпендикуляр. 10 000. 92 3 КОНВЕРТ: С вами играет Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 8)Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.(нажатие ПКМ) Внимание вопрос:Что это за единица длины?Кто эта героиня? (нажатие ПКМ) Ответ: Дюйм. Дюймовочка. 2 КОНВЕРТ: С вами играет Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943) Внимание вопрос: Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.(нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 6)В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.(нажатие ПКМ)Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?(нажатие ПКМ) Ответ: Лóкоть. 5 КОНВЕРТ: С вами играет Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 12)Этого немецкого ученого называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание у 10 летнего математика был готов ответ.(нажатие ПКМ) О каком немецком математике идет речь?(нажатие ПКМ) Ответ: Карл Гаусс. 6 КОНВЕРТ: С вами играет Николай Иванович Лобачевский (1793-1856) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 14)В старину на Руси использовались монеты с такими названиями:3 коп. – алтын5 коп. – пятак 10 коп. – гривенник (нажатие ПКМ) А как называли монету достоинством 1/2 коп.?(нажатие ПКМ) Ответ: Грош 7 КОНВЕРТ: С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891) (СЛАЙД № 15)Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 16)“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.(нажатие ПКМ) А как это будет по-русски?(нажатие ПКМ) Ответ: Один, два, много. 8 КОНВЕРТ: С вами играет Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 18)Кого из известных женщин математиков прозвали «принцессой науки»?1) Екатерина Нарышкина2) Людмила Келдыш3) Ольга Ладыженская4) Софья Ковалевская(нажатие ПКМ) Ответ: 4) Софья Ковалевская 9 КОНВЕРТ: С вами играет Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 20)Уважаемые знатоки - сектор «ЗЕРО»: (нажатие ПКМ)Какой вал изображен на картине Айвазовского?Город, состоящий из 101 имени.Кто был автором первого учебника геометрии?(нажатие ПКМ) Ответ: 9 вал. Севастополь. Евклид. 4 КОНВЕРТ: С вами играет Владимир Андреевич Стеклов (1864-1926) (СЛАЙД № 9)Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 10)Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком « ~ » который писали над буквой.(нажатие ПКМ) Как называли этот знак?(нажатие ПКМ) Ответ: Титло.Интересно, что числа от 11 до 19 записывали так же, как говорили. То есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков. 11 КОНВЕРТ: С вами играет Софья Александровна Яновская (1896 - 1966) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 24) Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик) Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500, С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.(нажатие ПКМ) Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, в каком году этот дом был построен?(нажатие ПКМ) Ответ: 1789. 10 КОНВЕРТ: С вами играет Андрей Андреевич Марков (1856-1922) Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 22)Уважаемые знатоки!Кто из математиков былчемпионом олимпийских игр?(нажатие ПКМ) Ответ: Пифагор.