Курт Е. КохМузыка под лупойBibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e. V.D- 73527 SchwSbisch Gmünd (Lindach) OsterlangstraBe 47Предисловие к русскому изданию Влияние звукового мира на развитие всего живого неизмеримо и неоспоримо. Что касается человека, влияние музыки на формирование его эмоционального мира может только приводить в изумление. Однако то, как различно влияет музыка на разных людей, является поистине феноменальным. Мелодия, доставившая несколько приятных минут одному человеку, может навести уныние и депрессию на другого. Музыка, раздражающая одного, может стимулировать в другом необыкновенный всплеск эмоций. И этому есть несколько объяснений. Одной из причин такого разного влияния музыки является разница в эмоциональной настройке наших душевных струн. Каждый из нас - индивидуум. И поэтому люди, одаренные особой чувствительностью к музыке, или, тем более, как сказал автор, одержимые музыкой, реагируют на нее совсем не так, как музыкально неодаренные. Естественным следствием этого является тот факт, что музыка, безобидная для одного человека, может стать опасной ловушкой для другого, над которым она имеет больше власти. И нам представляется чрезвычайно важным, не упускать из виду этот факт во время чтения книги. Работая над переводом этой книги, мы отдавали себе полный отчет, какую волну критики вызовет прямой и бескомпромиссный стиль автора. Однако опасность, таящаяся в неосторожном отношении к музыке настолько реальна и серьезна, что говорить о ней вскользь или же «сглаживая углы» было бы преступным равнодушием с нашей стороны по отношению к братьям и сестрам во Христе, имеющим проблемы в этой области. Тот, кто на себе убедился в силе и власти музыки, лучше стерпит несколько прямых и резких слов, если они помогут другому, чем будет воевать с ними ради собственного покоя и удобства. Учитывая, что книга была написана в 80-х годах и, разумеется, опирается на музыку своего времени, мы чувствуем особую ответственность перед читателем за освещение проблемы во всей ее остроте и неоднозначности. Причина, думаем, ясна: за эти 20 лет направления и тенденции в музыке претерпели огромные изменения и, к сожалению, не в лучшую сторону. Дьявол не только сводит молодежь на уровень духовной деградации, подсовывая ей песни, поражающие своей примитивностью, а порой и открытой тенденцией к деградации. Его почерк давно уже виден и в церквях, откуда все чаще и чаще под маской «прославления» раздаются пустые «хиты», далекие от Бога, как небо от земли. Самое страшное, что это лишь первая ступень на пути к духовному Вавилону; христианин, не имеющий дара различения, ступивши однажды на него, спускается все глубже и глубже, сам того не замечая. Не осуждение, а любовь к этим душам дала толчок к появлению этой книги. «А кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притчи 15:5). Чем же опасна музыка? Какая музыка? Насколько опасна? Для всех ли в равной мере? На все эти и другие вопросы мы ответим вместе с автором книги: «Пусть каждый сам для себя ответит и примет соответствующее решение». Ибо мы к свободе призваны. Всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).Издатели„Музыка возбуждает сильнее, чем секс "Существуют вещи, которые могут возбудить человека настолько, что его пульс учащается, льются слёзы, и по спине бегут мурашки от приятного волнения: первое место среди этих вещей занимает — не угадали, не секс, а музыка. Так, во всяком случае, утверждают американские психологи, опросившие 250 студентов доцентов и персонал университета Стенфорт в городе Пэло Эльто (штат Калифорния). Исследования, о которых сообщается в декабрьском выпуске журнала „Психология сегодня" („Рsуспо1оgу Тodау"), показали следующее: из тех опрошенных, которые оказались способными на подобные всплески чувств (а таковыми являлись лишь половина исследуемых) 96% назвали музыку фактором наибольшего возбуждения. На втором месте были названы особенно трогательные сцены из фильмов, театральных пьес и книг, на третьем — красоты природы и искусства. Сексуальная активность — лишь на шестом месте.^ Немецкое информационное агентство (dра) (Газета "Рейн - Некар"27ноября 1985г.)Великое множество молодых людей находятся сегодня в плену такой музыки, которая вызывает неудержимый всплеск тёмных неуправляемых инстинктов и страстей, засасывающих в бездну пороков. Поэтому данная тема будет освещена широко и наглядно. Для объективности необходимо также рассмотреть опасные стороны классической музыки. Кроме того, будут включены и положительные, библейскиориентированные примеры, дабы представленный негативный материал не воздействовал угнетающе. В моей книге « Азбука против оккультизма» («Okkultes АВС»), в которую уходит корнями данная книга, было бы, конечно, вполне обоснованно подавать только негативный материал. Однако это могло бы привести к поспешному и неправильному выводу, что решающее слово в наше время принадлежит сатане, а Христос отстранён от дел. Библейски ориентированные истории служат ободрением, напоминая, что наши взоры должны быть всегда устремлены на Христа. Как бы ни бушевал сатана, Иисус не выпускает бразды мирового правления из рук. Для начала мы вступим в область классики, а затем — на территорию современной крикливой музыки.^ Встреча по воле Божьей В ноябре 1980 года меня посетили супруги Шмидт из Берлина. Наша беседа побудила меня взяться за чтение книг о великих музыкантах. За короткое время я исследовал в общей сложности 17 книг и сделал при этом удивительные открытия, которые хочу описать в отдельной главе. В данной же главе мне хотелось бы представить музыкантов Ингрид и Вольфганга Шмидт. Ингрид Шмидт, урождённая Ширмер, является дочерью профессора Карла-Августа Ширмера, доцента Фрайбургской консерватории. Ширмер был учеником выдающегося музыканта Эдвина Фишера, известного исполнителя произведений Баха и Бетховена. Ингрид переняла исполнительское дарование своего отца. Но не будем предварять того, что она сама расскажет. Я лишь попросил супругов прислать мне кое-что из критики раннего периода их творчества. После чего я получил от госпожи Шмидт множество ксерокопий, из которых приведу лишь небольшую часть. Из них ясно видно, что её незаурядное музыкальное дарование было признано не только публикой, но и компетентными музыкантами и музыкальными критиками. Всемирно известный пианист Клаудио Аррау писал о ней: „У меня была возможность послушать Ингрид Ширмер (под псевдонимом Сильвия Петри) и убедиться в её большом музыкальном и исполнительском таланте". После концерта Ингрид Ширмер и её отца, где они исполняли «Девять вариаций на тему Юлиуса Вайзмана», один музыкальный критик в «Баденской газете» («Ваdischе Zeitung») от 21 декабря 1960 г. писал следующее: „Карл-Август Ширмер и Сильвия Петри из Берлина блистательно исполнили это сложное произведение". Много положительных отзывов получила она от берлинских музыкальных критиков и экспертов. Цитировать их всех было бы излишним. Мы приведём лишь одну цитату: „В Бритиш Центре новоиспечённое трио Сильвия Петри, Ирмгард Плак и Гудрун Экле привело в восторг публику исполнением трио „Думки" Дворжака. Сильвия Петри по-прежнему является костяком этого трио". Достойный внимания отзыв мы находим в письме госпожи Хенни Анда из Цюриха, где она характеризует Сильвию Петри как преемницу Элли Ней1.1 Элли Ней — немецкая пианистка и педагог. Лучшая исполнительница произведений Бетховена Её муж Вольфганг Шмидт принимал участие во многих концертах, выступая с сольными номерами. Во время постановки в Берлине „Страстей по Иоанну" Баха2 Вольфганг Шмидт исполнял партию Христа.2«Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» Баха — вокально-инструментальные произведения о страданиях и смерти Иисуса Христа по Евангелиям от Иоанна и Матфея. Однако теперь дело приняло иной оборот. Оба они решили посвятить свою жизнь Иисусу и с тех пор сверяют с Ним все свои шаги. Слова „Безумствует всякий человек в своём знании", которыми госпожа Шмидт озаглавила своё свидетельство, побудили меня спросить, как она относится к музыке сегодня. Она рассказала мне, что прежде была просто одержима музыкой. Если там, куда она уезжала в отпуск, не было пианино, то это было выше её сил. Она выдержала не более трёх дней, после чего прерывала отпуск, чтобы дома поскорее добраться до инструмента. Те, кто освободился одержимости музыкой, относятся к ней, разумеется, совсем не так, как музыкально неодарённые люди. Госпожа Шмидт привела и второй аргумент, указав на то, что наши великие художники и композиторы черпают из источников египетского и греческого язычества. Духовно и душевно они также живут в языческом окружении, даже если и используют библейские тексты для своих произведений. Подтверждение тому мы увидим в дальнейшем наглядном материале. Посещение супругов Шмидт было для меня благословением и дало мне импульс заглянуть поглубже в мир искусства. Этого мне ещё никогда не приходилось делать.^ Безумствует всякий человек в своём знании (Иеремия 10:14а) Так и я по меньшей мере 38 лет была безумцем в своём знании, ибо музыка была моим путём, была тем. что я принимала за некую небесную истину, и была моей жизнью, пока я не встретила Иисуса Христа, единственного, Кто есть путь и истина и жизнь (Иоан 14;6) Прежде чем Бог по милости Своей привёл меня через покаяние к обращению, прежде чем я предала в Его руки и посвятила Ему свою жизнь, я была одержима музыкой. Жизнь бросала меня из стороны в сторону Будучи родом из музыкальной, а также религиозной семьи, я начала рано играть на пианино и сочинять музыку Когда у моих родителей были гости, я должна была постоянно демонстрировать своё умение. Однажды, когда у меня не было к этому вообще никакого желания, мне сказали, что у одной пожилой дамы сильные боли, и если бы я сыграла, это принесло бы ей облегчение. Это был призыв, который на меня подействовал. Я немедленно начала играть, и, как мне сказали, даме стало лучше Небезынтересно знать, что в эллинизме (древнегреческой культуре) Аполлон считался богом мудрости. В Дельфах, знаменитейшем месте его почитания, он делал предсказания через свою жрицу Пифию всем, кто искал его совета, ясновидящие получали от него дар пророчества. Другие — дар пения и музыки, искусства, в котором он сам являлся мастером. Позднее, будучи предводителем девяти муз, он стал богом пения, стихотворчества и хороводов. Кроме этого он считался также богом-целителем, его сын Асклепий был богом врачей (цитата из книги Лучшие легенды классической древности" —" Die schonsten Sagen des klassischen Altertums" Густав Шваб, издательство Kаrl Uberreuter). Отсюда мы видим, что все это представляет собой резкую противоположность Богу Израиля, сотворившему небо и землю. Во всей Библии мы ни разу не встречаем слово „музыка", что в переводе означает „искусство муз"! В псалме 95:5 стоит: „Все боги народов — идолы". С детства я верила в Бога. Никто и ничто не могло отнять у меня этой веры. Хотя, в 1974 году я должна была прийти к заключению, что моя вера не являлась той верой, о которой говорит Библия. Во время конфирмации1 слово Божье захватило меня сильнее, чем пианино.1 Конфирмация — (в протестантских церквях) праздничный приём молодых людей в состав церкви, а так же время, предшествующее этому событию, когда проводится изучение слова Божьего. Интерпретации давались мне прямо-таки с трудом. У меня не было больше ощущения, что я ухожу с головой в средоточие музыки, одурманивающей меня, теперь я всего лишь находилась рядом с ней. В то время мне казалось, что я должна стать монахиней или диакониссой2. Однако ещё больше меня привлекала мысль стать чем-то особенным и знаменитым в рамках искусства.^ 2 Диаконисса — сестра милосердия в лютеранстве. Острейшим орудием врага, который часто подходит с раскрытой Библией, была следующая мысль: „Таланты, доверенные тебе Богом, ты должна реализовать и преумножить". Это придало мне рвения к занятиям и учёбе. В 12 лет я начала концертировать с моим отцом, известным пианистом, исполняя произведения в четыре руки. Школьное образование я получила во Фрайе Вальдорфшуле^ 1 во Фрайбурге (Брайсгау), где я столкнулась с учением антропософов2, которое принесло мне внутреннее беспокойство и душевный разлад. Следующим моим шагом было поступление в Берлинскую консерваторию.1 Вальдорфшуле — частная школа, обучение которой проходит по антропософскому (мистическому) принципу; особый упор делается на раскрытие и развитие творческих способностей учеников.2 Антропософия — оккультное учение, согласно которому человек может развить высшие духовные способности, посредством которых приобретаются сверхъестественные познания Кроме занятий по фортепьяно я брала попутно уроки пения у двух преподавательниц. В их доме, как я позже узнала, спиритизм был обычным явлением. Например, практиковалось столоверчение, которое, помогает выйти на связь с умершими. Мои наставницы, а также их родственники, которые в большинстве своём были людьми искусства, часто принимали участие в подобных спиритических сеансах. Им также являлись умершие, являлась „Мария" и даже „Иисус". Отец моих учительниц был очень известной личностью в мире музыки. После его смерти, незадолго до погребения, дети видели сияние вокруг его головы. Была ли это спиритическая аура? Отец поручил дочерям молиться за него в Вальхалле (памятное сооружение в честь павших в битве германских богов, где выставлены бюсты знаменитых немцев, черпавших вдохновение у этих „богов"). Часто мои наставницы даже узнавали заранее о приближающейся смерти некоторых родственников или знакомых. Это явление называется спиритической некроскопией. В начале обучения я испытывала некоторый страх перед нравом обеих женщин. Однако скоро он перешёл в почитание, доходящее прямо-таки до обоготворения. Учёба успешно продвигалась вперёд, так что вскоре я уже делала записи на радиостанциях под псевдонимом Сильвия Петри и выступала в составе фортепьянного трио, которое, по отзывам прессы, имело огромный успех. Что касается моей сольной карьеры как пианистки, то, согласно компетентной стороне музыкального мира, я вступила во владение музыкальным наследством Элли Ней, которая утверждала, что является «духовной вдовой» Бетховена. Она чувствовала необыкновенно тесную связь с духом Бетховена, что отражалось и на ее интерпретациях. Затем моим наставником стал один из крупнейших мастеров искусства профессор Герхард Ташнер, скрипач, который учил меня высшему мастерству и таким образом ввёл меня в сферу духовно-душевного исполнительского искусства. Благодаря этому я достигла однажды настоящего „высотного полёта" и могла пребывать в такой сфере музыкальных событий, где неё свершается легко — не я играла, хотя техникой игры я владела, а нечто играло Как будто некий опьяняющий дух входил в меня. Это событие было чем-то вроде душевного возрождения (не путать с духовным), рождением свыше в духе музыки. Музицирование в этом состоянии является, с одной стороны, дионическим (от „Дионис"), т.е. одурманивающим, экстатическим, с другой стороны оно аполлиническое (от "Аполлон") - ушедшее в себя, замкнутое, самосозерцательное и приятное. После такого музицирование я была как с цепи сорвавшаяся, дикая, к тому же часто злая, не имея на то причин или не видя их. Когда это восторженное настроение уходило, то не оставалось больше ничего. Тогда я была просто выжатой, изнурённой, сердитой и смертельно скучающей. Мне необходимо было отвлечься Для этого я часто шла в кино и смотрела один за другим несколько фильмов подряд, и даже после этого далеко не всегда могла снова обрести покой. Самой большой трагедией в мире для меня было то, что всё всегда подходило к концу, перед которым я испытывала постоянный страх. Часто ещё до начала „высотного полёта" в музицировании я уже страшилась конца, горького осадка. Сегодня я, разумеется, счастливый человек, поскольку я приняла Иисуса Христа в свою жизнь. С тех пор всё то, что являлось раньше моим идолом, стало ничем — обесценилось, поблекло. Лишь после моего обращения к Иисусу Христу смогла я понять, что же я видела и делала в своей артистической жизни, — на сцене и за кулисами. Безбожные нравы, грязные страсти, алкоголь, наркотики, половые извращения, блуд, шизофрения и безграничное высокомерие были здесь обычным, каждодневным явлением. Эти разнообразные бедствия я видела и даже испытала. Так же и то, что наилучшие творческие моменты приходили либо во время сильных депрессий, либо в экстатическом возвышенном настроении. Депрессии — это взятие души в плен ночи, состояние, которое противник Бога явно использует и даёт своё вдохновение. То восторженное, возвышенное настроение, о котором я писала выше, тоже служит вдохновением, однако оно не имеет ничего общего с радостью в Господе. Это то, о чём говорит Ст. Б. Стентон (St. B. Stanton) в одном из своих произведений: „Разбуди радость, и ты разбудишь Олимп и богов творчества". Раньше я сочиняла музыку лишь в особо подавленном или же в необыкновенно приподнятом настроении. Сегодня же Господь по милости Своей открывает мне, когда я могу сочинить песню в Его честь. Я достаю текст, нотную тетрадь и т. п., и тогда начавшаяся уже музыка льётся до конца. Когда я рассказала своему последнему учителю, Гергарду Ташнеру, о своих депрессиях, он посоветовал мне какое-то время не играть произведений Роберта Щумана, который был спиритистом высшей степени и, общаясь с шестью духами, получал непосредственно от них свои сочинения. Эта тайна была известна и профессору Ташнеру. Я последовала его совету и обнаружила улучшения в своём душевном состоянии. Этот отказ был болезненным для меня, поскольку я чувствовала необыкновенную тягу к произведениям Роберта Шумана. Да и, по мнению компетентной части музыкального мира, именно шумановские произведения я исполняла так, как никто другой. То есть, налицо была особая восприимчивость к духу этих сочинений! Однажды часы одиночества я даже вызывала дух Шумана, что несомненно тоже имеет отношение к моим оккультно обременённым предкам. Однако этот эксперимент не имел видимого или слышимого успеха, и подобные опыты я больше не повторяла. Перед концертными выступлениями наряду с молитвами о своих чисто личных нуждах я всегда читала „Отче наш". Религиозная маскировка в искусстве, посреди греха — это и есть коварство и злоба древнего змея. Благословенный проповедник Евангелия Эрло Штеген, работающий на миссии, где более тридцати лет назад началось пробуждение, беседовал как-то со студентами, изучающими богословие. На вопрос одного из них, существуют ли в Европе демоны и другие злые духи, этот муж Божий ответил: „ В Южной Африке дьявол является во всём безобразии, с лошадиным копытом, в Европе же он приходит в виде „ангела света". Так называемой „концертной лихорадкой" я не страдала, а тем, кого это удивляло, объясняла это так: „Я молюсь Богу!" Однако своей греховной жизнью я отрицала Его. Сдавая экзамен по специальности, я также взывала к Богу о помощи, а получив подходящие вопросы, восприняла это как ответ на мою молитву. Конечно, у каждого артиста есть нечто, что помогает ему подготовиться к выступлению. Пианист Альфред Корто всегда принимал для этого наркотики, другие нуждались в алкоголе. Один из выдающихся дирижёров перед выступлением для стимуляции принимал в своей артистической уборной женщин. Великий композитор Антон Брукнер, посвятивший свою последнюю симфонию Богу, переживал моменты наивысшего вдохновения, наблюдая, как люди умирают на эшафоте. Параллельно с тем, как растёт отождествление с духом музыки, происходит и рост чувственности, которая, по меркам Библии, является нецеломудренной, развратной и т.п. Разумеется, можно установить и обратную зависимость: чем чувственнее предрасположен человек (оккультная обременённость может тоже быть тому причиной), тем поразительней его исполнительское мастерство. Для так называемых „ вундеркиндов" характерно преждевременное половое созревание, без которого многие вещи в музыке невозможно воспринять, а тем более — выразить. Люди искусства — неважно, являются ли они музыкантами, поэтами, художниками или скульпторами — говорят о своём гении (лат. Genius — дух-защитник). Они говорят о наследии греческо — римского искусства и восхваляют его на все лады. Богу Израиля там слова не дают. После экзамена на учителя музыки в Берлинской консерватории я продолжала изучать пение в Оперной хоровой школе, причём вскоре я уже участвовала во многих спектаклях и пела в качестве дублёра в оперном хоре Берлинской Немецкой оперы. (На оперной сцене чрезвычайно сильно распространены суеверия.) В силу личных обстоятельств я вскоре ушла оттуда и начала работать в консерватории в качестве пианиста — аккомпаниатора в двух певческих классах, которыми руководили певицы Элизабет Грюммер и Гунтхильд Вебер. А также ассистировала в классе скрипки у профессора Г. Ташнера. В одном из певческих классов я познакомилась с моим будущим мужем Вольфгангом Шмидтом, чей баритон необыкновенно красивого тембра привлёк моё внимание. К тому времени я самостоятельно изучила и освоила педагогику пения - и, таким образом, В. Шмидт стал вскоре моим учеником. Моё честолюбие побуждало меня сделать из него нечто большое — я разглядела его незаурядное музыкальное дарование и чувствительность, которые, как я поняла гораздо позже, объясняются также оккультной обременённостью через его предков. Благодаря вышеупомянутому „рождению свыше в духе музыки", я обладала способностью распознавать особенные дарования даже тогда, когда сам одарённый не знал о них. Поэтому моё честолюбие требовало „вытащить наверх" такой талант. Помимо карьеры пианистки в поле моей деятельности входило также преподавание пения. По окончании учёбы претерпела изменения и моя личная жизнь. К этому времени между мной и моим будущим мужем завязались близкие отношения, и мы начали совместно концертировать. В основном это были музыкальные вечера фортепьянной музыки и пения. Мой муж также исполнял оратории. Кроме того, мы выпустили совместную пластинку. Разумеется, окончание моим мужем консерватории не являлось для меня конечной целью. Мои дальнейшие планы касались оперы. А потому, наряду с концертами я усиленно тренировала его в этом направлении. Так несколько лет нашей жизни мы прожили под девизом: „Моя жизнь принадлежит музыке". Однако в начале 1973 года Господь дал нам импульс читать Его слово, Библию, хотя мы и не ходили ни в какую церковь или общину. Мы последовали этому побуждению и начали вместе читать Библию с возрастающей жаждой, начиная с первой книги Моисея (Бытие), вплоть до последней главы Откровения. Во время этого года чтения Библии мы пытались также молиться библейскому Богу самым незамысловатым способом и делали это с возрастающей радостью. В апреле 1974 года произошёл решающий поворот. Хотя мы всё ещё не имели контактов с верующими, Бог через Своё Слово показал нам к этому времени, что мы навеки потеряны, но у нас есть альтернатива — жить вечно если мы посвятим свою жизнь Ему. Так, обличаемые Святым Духом, не выходя из квартиры, мы в слезах раскаяния передали всю нашу жизнь в руки Иисуса Христа. В последующие два года нам предстояло дать довольно много концертов, однако с этого часа наш взгляд на музыку всё больше и больше менялся. Мы всё яснее осознавали оккультную подоплеку и богопротивные тенденции в музыкальных сочинениях. Так, шаг за шагом, мы постепенно отмежевывались от самых различных форм классической музыки. Перед нашими глазами стояли слова Священного Писания: „ Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает " (Лук. 11: 23). И ещё одно: „И всё, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа" (Кол.3.17). Мы начали искать волю Божью в отношении нашей жизни. В этих поисках среди всего прочего нам встретились книги доктора Курта Коха, через которые Господь нас обильно благословил. Сначала мы отчётливо увидели, что оперная литература построена исключительно на мифах о различных „богах". Рихард Вагнер, к примеру, обращается к древнегерманским богам, Вольфганг Амадей Моцарт — к египетским и греческим божествам, Рихард Штраус - к греческим богам и т. д. и т. п. Если на переднем плане стояли не сцены с богами, тогда это был гуманизм с его „самоспасением". Таким образом, мы вынуждены были ограничиться лишь исполнением песенных циклов. Однако и здесь шаг за шагом мы начали видеть содержание песен новыми глазами и вскоре заметили, что в большинстве текстов подразумевается только гуманизм с его тоской по самоспасению. Так поле нашей артистической деятельности сужалось до тех пор, пока нам не стало абсолютно понятно, что если мы, согласно слову Божьему, хотим собирать, а не расточать (Лук. 23:11), то нам нужно петь исключительно такие песни, которые прославляют Иисуса Христа. Эта абсолютная ясность в вопросе музыки, которую мы получили весной 1976 года, помогла нам понять, что предстоящий концерт в мае этого же года будет последним. Поскольку отменить концерт не было никакой возможности, мы просили у Господа милости и помощи, чтобы этим концертом мы смогли действительно поставить точку на нашей карьере в области классической музыки. Господь услышал эту молитву и напомнил нам о нашей просьбе (разумеется, очень ласковым предупреждением) во время этого последнего концерта. Дело в том, что в самом разгаре программы, в организацию которой мы как всегда вложили весь наш артистический опыт, к нам подошёл взволнованный организатор концерта и сообщил, что по полученной им информации в этом здании заложена бомба, которая может взорваться в любой момент. С обеспокоенным лицом он спросил нас, не лучше ли будет прервать концерт. Однако мы увидели в этом знак от Бога, чтобы любовь к подобным музыкальным выступлениям не овладела нами вновь и чтобы мы не отказались от мыслей о "последнем концерте ". Мы успокоили организатора, сказав, что это лишь сигнал для нас и что мы можем спокойно довести концерт до конца. Он, конечно, не мог этого понять, но после некоторого колебания всё же согласился. Бомба не взорвалась. Так мы смогли довести до конца последний концерт на мирской сцене. С этого момента мы могли всё больше трудиться для нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. В 1975 году в поисках общения с верующими мы попали на библейскую конференцию, проводимую миссионерской организацией „Призыв в полночь" („Мitternachtsruf) в Берлине. Там мы вошли в контакт с обществом „Убеждённое христианство" („Entschiedenes Сhristentum"), которое было тесно связано с этой миссионерской организацией, так как руководитель этого общества является первым председателем немецкого филиала „Призыва в полночь". После того, как прекратили занятия мои последние ученики, которым я давала уроки пения и игры на фортепьяно, мы остались ни с чем, потому что я была вынуждена ставить своих учеников перед выбором: либо реализовать свою учёбу на сцене духовной литературы, либо подыскать себе другого учителя. Мы верили слову Божию, которое говорит: „Никто не может служить двум господам... Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?" (Матф. 6:24-25). По милости Божией мы могли пережить на практике слова из Евангелия от Матфея (6:33): „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам". Вплоть до сегодняшнего дня нам ни разу не довелось испытать в чём-то недостатка, скорее наоборот. В этом „искании Царства Божия" незаметно вырисовались под действием Божьим дары, которыми Господь наградил моего мужа. Сегодня он проповедует Царство Божие, ведёт работу с молодёжью и занимается душепопечительством. Кроме того, мы всё больше можем играть и петь о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе и для Него. После нашего ухода от идолов к живому Богу мы очень скоро смогли испытать на себе, что во имя Иисуса Христа Господь может послать нам исцеления знамения и чудеса. „Ибо Царство Божие не в слове, а в силе" (1 Кор. 4:20). Этому Господу, Богу Израилеву, мы хотим служить, и чем дольше, тем лучше, до Его второго пришествия.^ Ингрид Шмидт, Берлин.Влеки меня... После свидетельства пианистки Ингрид Шмидт предоставим слово также и её муж Вольфгангу. В качестве заглавия он выбрал Песню Песней 1:3а.: „Влеки меня, мы побежим за тобой". Послушаем его рассказ. По милости Божией я родился 7 ноября 1946 года в Альтенбурге (Тюринген) вторым из пяти детей. Я рос в семье верующих и много слышал об Иисусе. Однако на слушании всё и оставалось. Тяга к пению рано обратила на себя внимание. В 10 лет я был принят в Берлинский государственный и соборный хор, где я вволю мог развивать свой детский голос. Вскоре началась ломка голоса, и на какое-то время моё пение прекратилось. Конечно, я надеялся позднее продолжить его. По мнению моих родителей, я должен был приобрести порядочную профессию. Выбор был трудным. Меня устраивала только профессия, связанная с электротехникой. Для этого я успешно завершил практику для поступления в инженерный ВУЗ1.^ 1Система образования в Германии предполагает прохождение практики перед поступлением в некоторые вузы Во время учебы, несмотря на увещевание Слова Божьего, напряжение между моими родителями и мною возросло. Произошёл взрыв, после которого я, закончив практику, покинул родительский дом, чтобы получить самостоятельность. Сегодня я сожалею от всего сердца, что так огорчил своих родителей и, в первую очередь, Господа. Тем больше я каждый день благодарю Его за Его милость и сострадание. Я ушёл из родительского дома и воспользовался этой возможностью, чтобы изменить профессию и стать певцом. Поначалу я учился на факультете хорового пения в Берлинской консерватории, а затем перешёл на сольное отделение. Все эти годы мне казалось, что дела мои идут в гору, в действительности же сатана вёл меня в самую глубину. Господь не раз пытался через самых различных людей привлечь меня к Себе. Но я ещё не был готов. Поэтому Господь позволил мне зайти ещё глубже. При этом, кроме всего прочего, разрушилась моя помолвка. Она закончилась тем, что я потерял свою девятнадцатилетнюю невесту в автомобильной катастрофе. Это событие потрясло меня так, что я опустился ещё ниже. В этот критический момент я взывал к Богу, однако вскоре прекратил это мои грехи так сильно обвиняли меня, что я не смел предстать пред Ликом Божиим. Вскоре после этого Господь пришёл ко мне на помощь совершенно неожиданным образом. К этому времени я был уже несколько лет знаком с Ингрид, так как она преподавала мне пение. Она находилась в такой же трудной жизненной ситуации и сознавала, что в её жизни должен наступить решающий перелом. Несмотря на мою неясную позицию по отношению к Богу, Он использовал меня в качестве Своего орудия, чтобы я, сам того не сознавая, своими словами и поступками помог ей изменить направление. Вследствие этого мы сблизились и обнаружили обоюдную симпатию. Всё больше росла уверенность, что мы нуждаемся друг в друге и созданы друг для друга. Вспоминая детство, мы могли сказать, что Иисус был нам тогда близок. Желание отдать себя Ему полностью росло в нас с каждым днём. Когда мы находились в безвыходном положении, Господь чудесным образом подарил нам дешёвую квартиру. Да и мебель мы получили с разных сторон, причём настолько подходящую, что мы были убеждены — здесь задействован Бог. Проблемы в работе тоже решились сами собой. Мы снова спрашивали себя о нашей позиции по отношению к Богу, так как чувствовали себя пристыженными из-за Его помощи и даров. Мы пытались благодарить Господа и начали молиться и читать Библию, начиная с книги „Бытие". Мы практиковали это на протяжении целого года, пока, наконец, не дошли до Откровения Иоанна Богослова. Это было 18 апреля 1974 года, день, когда в нашей жизни произошёл решающий перелом. Нас объял ужас, когда мы со всей ясностью осознали, как выглядели мы в глазах Божьих и, как милостив был Он, что до сих пор не стёр нас с лица земли. Мы упали на колени, исповедуя наши грехи и благодаря Бога за примиряющую кровь Иисуса Христа. И были невыразимо счастливы, что Господь принял нас как своих детей, которые отныне могли взывать: „Авва, Отче! Отец дорогой!" Последствия этого шага сказались на нашей повседневной жизни, например, на отношении к телевизору, на стиле нашей жизни, организации досуга, использовании наших денег. Мы начали также вполне сознательно контролировать свою речь. Со дня нашего обращения явно ощущалось благословение Господа Иисуса Христа во всех ситуациях. Нашим семьям, друзьям и знакомым тоже бросилась в глаза эта перемена. В то время, я помню, мы слушали пластинки с проповедями евангелиста Вима Мальго. Эти послания мы, глубоко потрясённые, приняли в свои сердца. Наша личная встреча с ним произошла год спустя в Берлине во время библейской конференции. В те дни Господь обильно благословил нас и даровал нам обетование из Псалма 36:4: „Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего". В то время мы лелеяли заветную мечту когда-нибудь посетить Израиль. Как же мы были удивлены и глубоко тронуты, когда одна почти незнакомая нам женщина передала нам в конверте 2000 немецких марок с пометкой „Стартовый капитал для поездки: в Израиль". Хвала Господу за это! Отныне нами владело только одно желание: поставить наши дарования на службу Господу. Моя жена — пианистка, композитор и педагог. До сих пор мы давали песенные вечера, церковные и другие концерты. Была также записана пластинка, где мы пели и играли. Кроме того, моя жена записывалась на радио и телевидении. Во время поездки в Израиль Господь всё повернул так, что я получил приглашение спеть и нашёл благодарных слушателей. На этом месте мне хотелось бы попросить тех, кто всем сердцем любит Господа, по возможности посетить Израиль и выразить свою солидарность с избранным народом. Господь устроил так, что на следующий год я мог петь во время библейской конференции, проводимой в Берлине с Вимом Мальго. После неё я был приглашён в Цюрих на пасхальную конференцию с последующими записями в музыкальной студии миссии „Призыв в полночь". За это время вышло уже несколько наших кассет с евангелизационными песнями во славу Господа. Мы с женой были этому очень рады и одновременно смущены безграничной добротой нашего Господа. Мы хотим и в будущем доверяться Господу и Ему одному служить.^ Вольфганг Шмидт, Берлин.Карл Барт и Моцарт Я был ещё школьником, когда Карл Барт впервые попал в поле моего зрения. Это было в 20-е годы. Викарий Кербергер, наш учитель религии, смог быстро завоевать доверие учеников. Как-то раз он принёс в класс книгу Карла Барта „Комментарии к Посланию к Римлянам" и восторженно отзывался о ней. Моё первое впечатление об этом богослове, которого многие священники называют виднейшим догматиком 20-го столетия, было абсолютно положительным. Это было одной из причин того, что при ежедневном изучении Библии я читал „Послание к Римлянам" новыми глазами. Однажды Кербергер неожиданно спросил меня: „Понимаешь ли ты смысл этого Послания?" Я со спокойной совестью ответил утвердительно, так как в то время я ещё не осознавал степени трудности этого послания Павла. Мои мысли были настолько переполнены этим письмом, что я даже написал сочинение о „Послании к Римлянам", когда учитель немецкого языка дал нам работу на свободную тему. Когда же он вернул нам проверенные сочинения, в моей тетради хотя и стояла хорошая оценка, но на полях красными чернилами была сделана приписка: „Чересчур мечтательно". Второе столкновение с Карлом Бартом было уже намного проблематичней. В ту пору, когда я был студентом богословия, он читал у нас лекции. Я хорошо помню его лекцию об источниках вдохновения Священного Писания. Со смешанными чувствами слушал я его объяснения. То, что этот корифей богословия говорил на лекциях, нашло отражение и в его догматике. В первом томе гл. 2 стр. 563 говорится следующее: „Пророки и апостолы были тоже способны на заблуждения в своих высказываниях и записях. Они действит