8. Проблема общения в психологии…Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Коммуникация - обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности. Но информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому коммуникативное сообщение - это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.^ Единство общения и деятельности В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. У Э. Дюркгейма общество выглядело не как динамическая система действующих групп и индивидов, а как совокупность форм общения. Но в этом случае общественный процесс сводился к простому речевому общению. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо”. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, предполагающей, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, “по поводу” неё. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Однако характер этой связи понимается по-разному: 1) деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов) 2) общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть её элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А.Н.Леонтьев) 3) общение можно интерпретировать как особый вид деятельности: а) общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, Лисина) б) общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно неё отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А.Леонтьев). Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания её целей, задач, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников (Леонтьев) благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется “обратное влияние общения на деятельность” (Андреева, Яноушек). Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. В психологии выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка. Поэтому эффективность общения предполагает общий для общающихся язык. Важны также образование, общая культура и культура речи. Речь разделяют на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь, внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую (лекция, доклад) и диалогическую (разговор партнёров, обсуждающих ч-л). Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняется употреблением невербальных средств общения: кинесикой, паралингвистикой, проксемикой, визуальным общением. Кинесика включает в себя жесты, мимику, пантомимику и отображает эмоциональные реакции человека. Паралингвистическая система - это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи. Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения, что имеет важное смысловое значение в коммуникации. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Визуальное общение - это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. ^ Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение "по душам"). ^ Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. ^ Виды общения:"Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.^ Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого. ^ Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. ^ Деловое общение - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. ^ Духовное, межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.^ Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. ^ Светское общение - люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.^ Структура общения включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (коммуникация), интерактивную (интеракция) и перцептивную (социальная перцепция). Коммуникация может быть выражена как интерсубъектный процесс (S-S), в котором происходит не простое движение информации, но и активный обмен ею, совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. У общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Кроме этого, в коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, причинами которых м. б. социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, различия в мировоззрении или же психологические особенности общающихся (застенчивость одного из них (Зимбардо, 1993), скрытность, неприязнь, недоверие и т.п.).Интеракция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Взаимодействие - не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в неё: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других (некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание) 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником (конвейер) 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Перцепция означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Функции социальной перцепции: познание себя познание партнера по общению организация совместной деятельности на основе взаимопонимания установка эмоциональных связей Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и партнером по общению также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960). Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид и от точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: представления о самом себе определяют и представления о другом человеке и чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и построение стратегии взаимодействия. Важными механизмами перцепции являются идентификация (процесс уподобления себя партнёру по общению с целью познать и понять его мысли и представления), эмпатия (постижение эмоциональных состояний партнёра в форме сопереживания) и рефлексия (осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению). Познавая друг друга, люди стремятся выяснить и причины поведения партнёра по общению. Но т.к. часто информации о другом недостаточно, ему начинают приписывать к-л причины поведения - возникает каузальная атрибуция. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, которое может иметь две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви, т.н. аттракцию. В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. С этим эффектом тесно связаны и эффект первичности (при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше) и эффект новизны (более новая информация оказывается наиболее значимой в восприятии знакомого человека). ^ Способы воздействия в процессе общения Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга:Заражение - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние на известие, вызывающее своеобразный шок.Внушение - целенаправленное, неаргументированное вербальное воздействие одного человека на другого или на группу. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.Подражание проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения.Убеждение - воздействие на общее мнение публики с целью принятия к-л взглядов, интересов, отношений и т.д. Мода - фактор психологического воздействия, возникающий под влиянием доминирующих в обществе вкусов и увлечений.^ Индивидуальный стиль общения: Автор теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлин первоначально определил индивидуальный стиль общения как целостную систему операций - способов и средств общения, при помощи которых создаются межличностные отношения. Он выделил следующие операции: фатические, выбор круга общения, эмотивные и конативные. Стиль общения анализируется как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры - мотивационно-смысловая‚ выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей‚ мотивов‚ целей общения), и операциональная‚ представленная устойчивой системой приёмов‚ способов‚ средств коммуникативного поведения. Стиль общения формируется в результате и процессе взаимодействия‚ взаимопознания‚ взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении - выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как к партнёру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения. В настоящее время одной из важнейших детерминант общения называются ценностно-смысловые отношения личности. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Бодалёва, Б.С.Братуся личность активно стремится к общению, отвечающему её жизненным ценностям, и избегает его, если оно идёт с ними вразрез. Авторы считают, что по своему личностному основанию общение может строиться конкретным человеком исходя из признания партнёра безусловной и высшей ценностью, или быть “отчуждённым”, безличным. Именно в этом прежде всего раскрывается личность как субъект общения. Стили взаимодействий: Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой – это стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т. д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше (Петровская, 1983).Императивный стиль - это авторитарная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник - подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.Манипулятивный стиль - это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Гуманистический стиль взаимодействия. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Такие отношения носят название диалогического общения - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.