финансовый кризис:дайджест независимых мнений и фактов Дата обновления: 10.03.2009 Оглавление Оглавление 2Макроэкономический обзор 4Глава Всемирного Банка: Новым эпицентром кризиса стала Восточная Европа 4Четыре сценария развития мира после кризиса 5Китай скупает мир по дешевке 6Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар: "Доллар не рухнет ни при каких условиях" 8Джордж Сорос: Глобальная антикризисная политика: Создать новые деньги 12PricewaterhouseCoopers: «Послезавтра». Будущее мирового финансового сектора 14Выход России из кризиса будет отличаться от США и Китая - Владимир Мау 17^ Дно кризиса. Мнения экспертов 19Джейми Даймон, J.P.Morgan Chase & Co 19Президент "Альфа-Банка" Петр Авен 19Дмитрий Хазин: Дно кризиса в России наступит в апреле 19Михаил Делягин: «Российское государство обанкротится до конца этого года» 20Борис Кагарлицкий: Россия похожа на тонущий «Титаник»: Стабфонд иссякнет к лету 2009-го, но всех не спасет 22Кризис закончится в этом году: аргументы ЗА и ПРОТИВ 23Герман Греф: Кризис закончится в 2012 году 25Дж. Сорос: Финансовый кризис сравним только с распадом СССР 26Восстановление мировых рынков начнется лишь после их обвала 26Экономический кризис закончится через два квартала 28^ Влияние кризиса на различные отрасли 29Торговля 29Влияние финансового кризиса на взаимодействие розничных сетей и их поставщиков 29Не скупые мы, бережливые... 30Влияние консолидации и кредитного кризиса на рынок розничной торговли и рынок производства товаров широкого потребления 32Импорт продуктов питания значительно сократился. Сумеют ли этим воспользоваться белорусские пищевики? 34Легкая промышленность 37Российский рынок одежды под влиянием кризиса 37Легкая промышленность теряет в весе 38Легкая промышленность несет тяжелые потери 39Услуги бизнесу 41Эксперт: Рекламной паузы в Беларуси не будет 41Рынок грузовых автоперевозок в глубоком кризисе 44Банковская отрасль 46Как кризис повлиял на работу бюро кредитных историй? 46Белорусские банки выдержат кризис? 48Герман Греф о кризисе в банковской сфере 50Мировой финансовый кризис не оказал непосредственного влияния на банковскую систему Азербайджана - Эрнст Велтеке 52Мебельное производство 52Мировой финансовый кризис. Влияние кризиса на мебельное производство. 52В Китае намечается мебельный кризис 53Экономический кризис снизит темпы развития мебельного рынка Украины на треть 54Работаем без потрясений – интервью с топ-менеджерами 55Рынок металла 65Rusal сворачивается 65Японские отгрузки алюминиевых полуфабрикатов достигли 28-летнего минимума 67Автомобилестроение 67Автомобильный рынок США 67Автомобильный рынок Западной Европы 68Рекомендации 70Слияния и поглощения на спаде рынка 70Экономные инвестиции в ИТ 72 ^ Макроэкономический обзор Глава Всемирного Банка: Новым эпицентром кризиса стала Восточная Европа 27 февраля 2009гНа протяжении долгого времени страны Центральной и Восточной Европы воспринимались инвесторам как тихая гавань. Однако в начале этого года ситуация в регионе значительно ухудшилась. В итоге сегодня эти государства можно смело назвать новым эпицентром кризиса. С таким заявлением выступил президент Всемирного банка Роберт Зеллик. Также он призвал власти развитых стран поддержать государства этого региона. Об этом сообщается в распространенном пресс-релизе Всемирного банка (ВБ).По словам главы ВБ, настало время, когда европейские страны должны объединить усилия, чтобы не утратить достижения последних 20 лет из-за финансового кризиса. "Однако нам потребуется помощь правительств европейских стран, поскольку – случайно или нет – проблема отчасти заключается в том, будут ли западноевропейские банки изымать ликвидность из банков стран Центральной и Восточной Европы", - заявил Роберт Зеллик.По оценкам Всемирного банка, рекапитализация банков Центральной и Восточной Европы может потребовать финансовых вливаний на сумму около 120 млрд долл. В рамках помощи странам восточноевропейского региона Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сегодня начали реализацию совместной программы объемом 24,5 млрд евро по кредитованию банков и предприятий. Целью двухлетней программы является предоставление быстрого и масштабного финансирования банкам и предприятиям малого и среднего бизнеса. При этом банки намерены ускорить выдачу жизненно важных кредитов для того, чтобы поддержать реальную экономику стран Центральной, Восточной и Южной Европы, серьезно пострадавших от общемирового финансового кризиса.В рамках программы Всемирный банк предоставит около 7,5 млрд евро, а ЕИБ - 11 млрд евро (из которых 5,7 млрд евро уже готовы для оперативной выплаты, а еще 2,8 млрд евро должны стать доступными к концу апреля с.г.). ЕБРР в 2009-2010гг. предоставит финансовому сектору до 6 млрд евро в форме акционерного капитала и долгового финансирования.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оценивает в 200 млрд долл. возможную потребность банков Восточной Европы в рефинансировании. Об этом сегодня сообщил глава ЕБРР Томас Мирроу в интервью французским СМИ, заметив, что еще около 150 млрд долл. может потребоваться на рекапитализацию. Такие меры, по его мнению, помогут избежать краха банковской системы в регионе. "Если мы возьмем самый худший сценарий, то эти цифры достаточно хорошо описывают такую ситуацию", - заявил Т.Мирроу, подчеркнув, что крах банков в Восточной Европе будет иметь сильный эффект на экономику зоны евро в целом, передает Reuters. ^ Четыре сценария развития мира после кризиса 16 января 2009 После кризиса мир развалится на блоки, а страны отгородятся друг от друга. Либо, наоборот, сплотятся, чтобы вместе изменить экономическую систему. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) разработали четыре сценария долгосрочного развития, пишут в пятницу "Ведомости". Мировой кризис быстро не кончится. Он уже заставил пересмотреть основы функционирования финансовой системы, регулирующих органов, роль правительств в экономике, отмечается в докладе. После более чем 20-летнего стремительного роста глобальной финансовой системы, беспрецедентной кредитной экспансии, сопровождавшейся глобализацией и подъемом всей мировой экономики, началась коррекция возникших дисбалансов, и несколькими годами она не ограничится. В первом сценарии кризис в США и Европе в ближайшие годы углубляется, и развивающиеся страны, чтобы оградить свои экономики, закрываются, отказываясь от западных моделей и идей. Торговые и финансовые потоки идут в основном внутри трех блоков - американского, европейского и восточного; соответственно различаются нормы регулирования, что повышает стоимость капитала для глобальных компаний, сильно поднимаются местные компании. Среднегодовой рост мирового ВВП - 3,2%, в США и Европе - 1,2%, в развивающихся странах - 9%. Азия во главе с Китаем становится экономическим и геополитическим лидером; доллар США и евро теряют статус главных резервных валют. Согласно второму сценарию, рецессия бьет прежде всего по развивающимся странам, и Запад сохраняет главенствующую роль, определяя принципы финансового регулирования, функционирования рынков, реструктуризации компаний. Реформируются международные финансовые институты, создается наднациональный регулирующий орган. Финансовый сектор и развитые экономики снова становятся основным двигателем роста и производительности труда. Но реформы не учитывают в полной мере потребности развивающихся стран и необходимость пересмотра принципов риск-менеджмента, усиливая опасения еще более глубокого кризиса. ВВП развитых стран растет на 3,1% в год, развивающихся - на 6%, мир в целом - на 3,6%. По самому пессимистичному, третьему, сценарию, мир погружается в меж - и внутристрановые конфликты, обостряется борьба за ресурсы, многие страны вводят ограничения на движение капитала и товаров, растут популизм и национализм. Волатильность в финансовом секторе, который становится крайне локализованным, высока. Во многих странах банковские системы национализируются, еврозона разваливается в 2014 года из-за суверенных дефолтов и разногласий между странами-членами. Темпы роста мирового ВВП - всего 2,3% (расшифровки по странам нет). Наконец, четвертый вариант: по мере того как США проходят через череду кризисов, а развивающиеся страны борются со своими проблемами, политики понимают, что скоординированный общемировой подход - единственный выход из кризиса. Признание того, что развивающиеся страны становятся ведущими игроками на мировой арене, помогает сформировать общие принципы риск-менеджмента, увязываемого с макроэкономической политикой, в том числе за счет реформирования международных финансовых институтов. Мировая экономика поначалу растет медленно, на 2,5%, но затем ускоряется до 3,6% в год, прежде всего за счет развивающихся стран; США и ЕС между тем продолжают страдать от дефляции и проводить реструктуризацию, темпы роста развитых стран - 1,8%. Мировая финансовая система остается интегрированной, основную роль в ней играют компании, ориентированные на развивающиеся страны, прежде всего БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). "Конечно, ни один сценарий не реализуется так, как описано, но нам ближе последний, - говорит Роб Карнелл, главный международный экономист ING Financial Markets. - Я бы не очень полагался на оценки темпов роста ВВП: никто не знает, что произойдет в следующем десятилетии".www.newsru.com^ Китай скупает мир по дешевке 16 февраля 2009Благодаря мировому экономическому кризису валютные поступления от внешней торговли в Поднебесной бьют очередные рекорды. Любая другая страна радовалась бы, а китайцы волнуются - они просто не знают, что делать с этими долларами! Беспокойство понятно. Перспективы у американской валюты самые туманные, крупнейшие в мире валютные резервы Китая уже вплотную приблизились к $2 трлн. Чтобы как-то избавиться от ненужных денег, китайцы решили скупать в мире все что есть ценного. "Известия" попытались разобраться, к чему это приведет.Деньги некуда деватьС одной стороны, кризис по Китаю, конечно, прошелся - спрос на китайские товары в мире сокращается. По данным Государственного статистического управления КНР, в январе экспорт из Поднебесной упал на 17,5% по сравнению с январем прошлого года. С другой - ввоз иностранных товаров и вовсе рухнул на 43,1%. Зато итог получился замечательным: продажа китайских товаров за рубеж превысила импорт аж на $39,1 млрд. Не помешал рекорду даже пришедшийся на январь "Праздник весны" - недельные всекитайские каникулы по случаю наступления Нового года по лунному календарю.Результат тем более интересный, если разобраться в его причинах. Как известно, ввозит Китай в основном сырье (руду и металлы) и топливо (нефть и уголь). А именно эти товары и подешевели из-за кризиса в 4-5 раз. Получается, что, даже увеличивая физические объемы покупки нефти, китайские компании в деньгах получали экономию - стоимость нефтяного импорта сократилась на 57% по сравнению с январем 2008 года.Однако такой быстрый приток американской валюты руководство КНР очень смущает. Ведь даже только что представленный новым министром финансов США Тимоти Гайтнером $2-триллионный план спасения экономики США надежности доллару явно не прибавил. И в такой ситуации накапливать их со скоростью почти в полтриллиона "зеленых" в год и покупать новые облигации Казначейства США для Китая слишком рискованно. Вот и думают эксперты в китайском правительстве, что делать.Берем!Но стоит отметить, что выход из этой непростой ситуации китайские товарищи нашли достойный. Если нам тяжело сокращать экспорт, давайте увеличивать импорт - предложили советники правительства. Вопрос в том, что Китай может купить за рубежом? Ведь фактически эта "мировая фабрика" делает большинство потребительских товаров в мире. Не одежду же и памперсы покупать?- Прежде всего они могут купить новые технологии и ноу-хау в США и Европе, - считает руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. - Но те на это не пойдут. Поэтому китайцы будут создавать стратегические запасы сырья и топлива.Это уже происходит. Буквально на днях Китай объявил о том, что уже закачал в хранилища 100 млн баррелей нефти. Кстати, очень дешевой нефти, купленной вовсе не по $100, а всего за $30-40 за баррель. Представляете, какая экономия на падении цен из-за кризиса!Но не обязательно покупать само сырье. Китайская алюминиевая компания Aluminum Corporation of China за $19,5 млрд купила 18% подешевевших за последнее время акций британо-австралийского производителя руды Rio Tinto. Таким образом, Aluminum Corporation of China обеспечивает себя рудой на годы вперед.В настоящее время для увеличения зарубежных закупок министерство коммерции КНР готовит целый ряд делегаций, которые посетят страны ЕС. Они уже скупают газ в Туркмении, Судане, месторождения меди, кобальта, коксующиеся угли - в частности в России.- Не исключаю, что по итогам кризиса Китай перегонит Америку, - говорит Андрей Островский.Впрочем, по словам экспертов, скупку активов Поднебесная проводит бессистемно.- Китай настроен на экспансию. Но в китайском правительстве нет понимания, что сейчас делать. Они несколько десятилетий интегрировались в мировую экономику как его "главная фабрика", но теперь это ведет к безработице. Нужен новый план, а пока у них полумеры, - считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. - У Китая есть большие возможности для маневра, но они сейчас только стараются восстановить прежнюю ситуацию с поставками своего ширпотреба в ЕС и США. Через год ситуация будет еще хуже.Впрочем, Китай все равно окажется в выигрыше. Хотя бы потому, что, вложившись в разработку месторождений нефти в Африке, страна получила долю в мировой нефтедобыче. А пакет акций в компании Rio Tinto - долю в мировом производстве металлов и руды. Даже если они не пригодятся Китаю, их всегда можно будет с выгодой продать на мировом рынке.Бескрайние китайские владенияНе стоит забывать, что Китай сейчас оказался чуть ли не единственной страной в мире, которая старается хоть как-то увеличить объем сильно похудевшей мировой торговли. Кто знает, сколько стоила бы сейчас наша нефть, если бы Поднебесная не скупила лишние 100 млн баррелей. Да и скупаемые китайским бизнесом компании очень рады получить несколько миллиардов долларов на развитие. Времена-то сейчас везде непростые, на банковские кредиты рассчитывать не приходится.В кулуарах Давосского форума экономисты рассуждали о том, что китайская экономика "остывать" будет гораздо медленнее остальных. Зато и для возобновления прежних темпов роста ей понадобится гораздо больше времени.Поэтому сейчас мир должен сказать щедрой Поднебесной большое спасибо за то, что, покупая нефть и сырьевые компании, они не дают мировой экономике совсем "замерзнуть". В первую очередь это хорошо для самых пострадавших от кризиса стран.- Китаю в итоге будет тяжелее всех, - считает Василий Колташов. - А выиграть могут США, Европа, Япония и Россия. Если, конечно, смогут создать новые крупные внутренние рынки потребления.http://fincrisis.ru/2009/02/16/kitajj-skupaet-mir-po-deshevke.html^ Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар: "Доллар не рухнет ни при каких условиях" 11 февраля 2009 Нынешний экономический кризис для россиян уже далеко не первый. Нам есть с чем его сравнивать: в конце 1980-х - перестройка, в начале 1990-х - "шоковая терапия", потом достопамятный август 1998 года. Известный ученый-экономист Егор Гайдар рассказал корреспонденту "Известий" Павлу Арабову о том, когда экономика начнет выходить из кризиса, какая судьба ждет американский доллар и как может выглядеть новая мировая финансовая система."Мир теперь будет другим"вопрос: Cкоро ли российская экономика начнет выходить из кризиса?ответ: Это трудно прогнозировать. Состояние российской экономики сильно зависит от мировой. В первую очередь от цен на сырьевые ресурсы, которые определяют платежный баланс страны. Во вторую - от баланса притока и оттока капитала. Поэтому кризис у нас закончится тогда, когда из него начнет выходить и остальной мир.Базовая гипотеза, которой придерживается значительная часть экспертного сообщества, сводится к тому, что это может произойти между IV кварталом 2009 года и первой половиной 2010-го.в: А ваша точка зрения?о: Эта гипотеза имеет право на существование, но это не более, чем гипотеза. Экономические кризисы случаются в мире раз в 5-10 лет на протяжении по меньшей мере двух веков. Однако состояние мировой экономики постоянно изменяется. Кризисы, происходившие на протяжении 40 лет после окончания Второй мировой войны, были хорошо изучены, ими уже научились управлять. Кризисы последних 15 лет стали другими по своей природе, и для их анализа и прогнозирования не накоплено достаточно сведений.в: То есть лет через пять мы, как к гриппу, привыкнем и к этому новому виду экономических кризисов и будем переносить их гораздо легче?о: Кризисы приходят и уходят, даже такие масштабные, как Великая депрессия (1929-1940-е годы. - "Известия"). Сейчас очевидно, что нынешний кризис стал наиболее жестким с того времени. Им надо управлять. Мир теперь будет уже другим."Мировые финансовые институты оказались слишком слабыми"в: Премьер Владимир Путин в Давосе предложил изменить финансово-экономическую систему мира - этакий "новый Бреттон-Вудс" (в 1944 году в городе Бреттон-Вудс была создана нынешняя основанная на долларе США международная система денежных отношений и торговых расчетов. - "Известия"). Как могла бы выглядеть новая модель?о: Эта тема обсуждалась на протяжении последних лет. Российские власти в дебатах активно участвовали - это некоторые решения по реформе МВФ и Всемирного банка. Эти институты сегодня оказались недостаточно капитализированными и при всем их авторитете не обладали должной степенью доверия в мире. Это привело к тому, что мировые финансовые институты оказались слишком слабыми, чтобы управлять кризисом.Бреттон-вудская система формировалась в момент, когда Соединенные Штаты и Европа доминировали в экономике мира. Под это она и была выстроена. Сейчас ситуация изменилась, соотношение ВВП развитых и развивающихся стран стало иным. Пытаться сохранить систему, сформированную еще в 1944 году, в условиях, когда мир меняется, - это ошибка. Всем придется приспосабливаться к другому миру, в котором правило "США и Европа решают, остальные прислушиваются" не будет работать.в: Созданы уже варианты такой новой системы?о: Это переговорный процесс. Путь достижения компромиссов по таким важным вопросам, как критерии определения правил мировых финансовых институтов, - тема для серьезного обсуждения. Главное - чтобы правила воспринимались всеми ключевыми участниками процесса как понятные и справедливые.Российская позиция по этому поводу была зафиксирована в статье министра финансов Алексея Кудрина в британской деловой газете The Financial Times в сентябре 2007 года. Она же была ответом на статью директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана. С тех пор переговоры продолжались, но достигнутых компромиссных решений оказалось недостаточно. Идти придется дальше.в: К какому моменту, по-вашему, нужно разработать "новый Бреттон-Вудс"?о: Сейчас уже поздно. Лучше было бы договориться весной 2008 года. Но теперь все внимание сосредоточено на решении проблем текущего кризиса. Вернуться к работе над контурами новой мировой финансовой инфраструктуры удастся лишь с началом восстановления роста мировой экономики."Мы к кризису готовы"в: Дайте оценку действиям российского правительства, направленным на помощь экономике. Что, по-вашему, можно сделать еще, а от чего лучше отказаться?о: Действия разумные, хотя есть и ошибки. Главное - мы оказались к кризису готовы. Именно для того, чтобы справляться с такими вызовами, мы и создавали Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, накапливали золотовалютные резервы Центрального банка, которых в таком масштабе никогда не было у Советского Союза. Они и позволяют нам управлять кризисом.Но кризис это и механизм, который разъясняет власти и на уровне государства, и на уровне частных корпораций, что жизнь - штука жесткая. Идея, будто можно остановить реформы в экономике, дорого стоит стране. Здесь я имею в виду усилия по обеспечению права частной собственности, стимулов к инвестициям, прозрачности механизма принятия государственных решений, легитимности судебных решений, отказ от понятных и эффективных процедур контроля над бюджетными расходами. Рассчитывать на то, что цены на сырьевые товары будут высокими всегда, - это ошибка. Надеюсь, что российская власть извлечет в этой связи уроки из кризиса.в: Удержит ли Центробанк стоимость бивалютной корзины на заявленных 41 руб.?о: Можно спорить, в каком режиме проводить снижение рубля. Но оно было необходимо. Стоимость российского экспорта упала. Но это сделало равновесный курс рубля сформированным. Держаться он может и месяц, и полгода, и год. Если посмотреть на количество рублей в стране, то становится очевидным - у Центробанка остается достаточно резервов, чтобы переиграть любого валютного спекулянта. ЦБ вообще в последние годы полностью контролировал курс. Снижаться осенью он начал именно потому, что Банк России принял решение плавно понизить курс рубля."За долларом стоит долгая история финансовой стабильности"в: Какова вероятность, что в нынешней экономической обстановке власти США откажутся от доллара или сильно его девальвируют? Говоря по-другому: когда рухнет доллар?о: Не рухнет ни при каких условиях. Будет колебаться по отношению к другим валютам, расти, снижаться, но США никогда от доллара не откажутся, и никакого его "крушения" не будет.За долларом стоит долгая история финансовой стабильности. Именно это позволяет ему быть мировой резервной валютой. Отказываться от доллара никто не будет. Тем более что и государственный долг США по мировым меркам вовсе не запредельный. Крупный - согласен, но не чересчур. Вспомните, как в начале 2000-х годов активно обсуждалось, что рынок государственных ценных бумаг США вот-вот исчезнет. По этому поводу были написаны сотни интересных статей. Но надо помнить, что изменение экономической конъюнктуры - вещь регулярная, что за периодом слабого роста мировой экономики и низких цен на сырье начнется обратный процесс. Раньше или позже мировая экономика вступит в новую полосу роста. И главным мотором станет ускорение американской, европейской и китайской экономик.в: Если сравнивать нынешний кризис и кризис 1998 года с точки зрения обычного человека, какой выглядит хуже?о: Если бы мы не создали резервные фонды и золотовалютные резервы, то нам теперь было бы хуже. Но они у нас есть. Кризис серьезный, но до августа 1998 года - применительно к развитию событий в России - ему далеко. Когда рубль обесценивается на 30% - это неприятно, а когда в 1998-м он падал в 4 раза, когда у ЦБ практически не было валютных резервов - это было опасно для общества.http://fincrisis.ru/2009/02/11/direktor-instituta-jekonomiki-perekhodnogo.html^ Джордж Сорос: Глобальная антикризисная политика: Создать новые деньги 10.02.2009В течение десятилетий в мировой финансовой системе доминировали США и так называемый «Вашингтонский консенсус» (набор политических рекомендаций, включающих бюджетную дисциплину, приватизацию собственности, дерегуляцию рынков, либерализацию торговли и др., предлагавшихся Всемирным банком и МВФ странам Латинской Америки и другим странам, переживавшим кризисы; термин стал одиозным благодаря, в частности, Соросу. — «Ведомости»). Отнюдь не всем такая ситуация предоставляла равные условия.Периферийным странам навязывалась рыночная дисциплина «Вашингтонского консенсуса», что сделало их уязвимыми перед финансовыми кризисами. США, напротив, были свободны от соблюдения этих правил и поглощали сбережения всего мира, поддерживая свой постоянно растущий дефицит счета текущих операций.Идиллию разрушил лопнувший на рынке недвижимости пузырь. Кризис наглядно показал, насколько несправедлива сложившаяся финансовая система, ведь кризис зародился в США, но большую тяжесть его бремени приходится нести периферийным странам.Урон, нанесенный периферийным странам, настолько свеж, что еще полностью не осознан. Страны, находящиеся в центре мировой экономики, по сути, прогарантировали банковские вклады своих граждан и защитили компании, но периферийным государствам неоткуда взять столь же убедительные гарантии. В итоге капитал бежит с периферии, где трудно рефинансировать кредиты, а экспортные операции страдают от недостатка оборотных средств.Перед международными институтами встает новая задача: защитить периферию от шторма, идущего из центра, а именно из США. Будущее МВФ и Всемирного банка зависит от того, насколько успешно они справятся с этой задачей. Если они не смогут оказать существенную поддержку, то практически потеряют значение.Помощь необходима, чтобы защитить финансовые системы периферийных стран и дать возможность их правительствам пустить в ход антициклические бюджетные меры. Первое требует возможности в кратчайшие сроки передавать в распоряжение стран существенные денежные средства на короткие промежутки времени. Для второго необходим доступ к долгосрочному финансированию. Между тем средств, которыми располагает сейчас МВФ, а это около $200 млрд, совершенно недостаточно для подобной системной и значимой помощи. Что же делать?Простейшее решение — создать деньги. Уже существует механизм специальных прав заимствования (Special Drawing Rights — SDR — производная денежная единица, созданная еще в 1969 г. и используемая МВФ для межгосударственных расчетов). Все, что нужно для его активации, — одобрение 85% членов МВФ. В прошлом США всегда были противником широкого использования SDR. Создание дополнительной денежной массы — лучший ответ на обвал кредитного рынка. США делают это внутри страны. Почему бы не распространить практику на весь мир?SDR не окажут особого влияния на краткосрочную ликвидность, но будут весьма полезны периферийным странам для проведения антициклической фискальной политики, если богатые страны ссудят или пожертвуют свои лимиты на SDR бедным государствам.Международные институты будут контролировать целевое использование этих средств. Если применение SDR получит широкий размах — скажем, $1 трлн, — то бескорыстный поступок богатых стран на самом деле послужит и их интересам, простимулировав мировую экономику и поддержав их экспортные рынки.В дополнение к пожертвованию своих лимитов на SDR ведущие развитые страны должны предоставить гарантии в рамках согласованных лимитов на долгосрочные гособязательства периферийных стран. Кроме того, богатые развивающиеся страны могут вложить часть своих валютных резервов или средств суверенных фондов в долгосрочные гособязательства менее развитых стран.Поскольку SDR не очень помогут в обеспечении пострадавших краткосрочной ликвидностью, этот вопрос необходимо решить другими средствами. Страны с постоянным профицитом в дополнение к инвестированию в долгосрочные гособязательства других стран могут профинансировать новую программу оперативной финансовой помощи МВФ (Short Term Liquidity facility — STL), в рамках которой страны при заимствованиях на три месяца могут в пять раз превышать свои квоты. Сейчас по программе STL Бразилия, например, может занять всего $23,4 млрд, хотя ее собственные резервы составляют около $200 млрд. Более гибкий новый фонд сможет предоставлять более существенную поддержку.Также центробанки развитого и развивающегося мира должны заключить дополнительные соглашения о свопах (соглашение между центробанками о получении в целях валютных интервенций иностранной валюты на короткий срок в обмен на национальную). Кроме того, они должны принимать активы, номинированные в местных валютах, чтобы придать им дополнительный вес. МВФ сможет внести свой вклад, прогарантировав стоимость активов, номинированных в местных валютах.В долгосрочной перспективе международное банковское регулирование должно облегчить прохождение кредитных потоков в периферийные страны. В краткосрочной перспективе центробанки развитых стран должны оказать давление на коммерческие банки для расширения кредитных линий. Эта деятельность может координироваться, например, Банком международных расчетов.Мало какая из этих мер возможна без решения болезненного вопроса о перераспределении квот. Уступки со стороны США и Европы в конце концов пойдут им на пользу, ведь пока они частично не откажутся от своего права голоса, недавно разбогатевшие страны предпочтут сотрудничеству с МВФ меры двусторонней или региональной поддержки. Эту проблему необходимо будет решить в любом случае, хотя поиски компромисса займут немало времени.Оптимальным образом действий была бы активизация схемы масштабного применения SDR. Новая администрация США оправдает надежды всего мира, если станет первопроходцем на этом пути.Перевел Антон ОсиповАвтор — председатель совета директоров Soros Fund Management. Печатается с разрешения Project Syndicatehttp://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/02/10/180897^ PricewaterhouseCoopers: «Послезавтра». Будущее мирового финансового сектора 10 февраля 2009 года — Мировой рынок финансовых услуг претерпел существенные изменения. Об этом говорится в публикации PricewaterhouseCoopers под названием «Послезавтра» (The Day After Tomorrow), которая дает анализ новых тенденций и моделей, развивающихся на фоне последствий кредитного кризиса и попыток компаний сектора финансовых услуг подстроиться под новые условия ведения бизнеса. По данным публикации PwC, отличительной чертой сложившейся ситуации является ускорение процесса перераспределения сил в мировой экономике в сторону Востока; повышение прозрачности банковского бизнеса на основе приближенной к классической модели банковской деятельности; «обособленность» правительств, приводящая к существенному конфликту интересов; более четкая структура управления, в основе которой лежат национальные и международные регулятивные требования, и необходимость в использовании устойчивых бизнес-моделей, способствующих переходу от стратегий выживания к более долгосрочным стратегиям. Комментируя новый мировой порядок, Гордон Латимир, партнер, руководитель отдела по оказанию услуг финансовым институтам PricewaterhouseCoopers в России, подчеркнул: «Подобная трансформация финансовой системы не имеет прецедентов. По мере углубления финансового кризиса можно ожидать непредвиденного. Возникают ситуации, при которых старые методы ведения деятельности больше не работают, поэтому можно предположить, что в рамках всего сектора произойдут крупномасштабные преобразования. Учитывая взаимозависимость мировых рынков и наличие широкого круга заинтересованных сторон – правительств, регуляторов, руководителей компаний и акционеров, заинтересованных в возврате к более стабильным временам, потребность в принятии мер по борьбе с неопределенностью становится насущной».Основные выводы:Перераспределение мировых сил в сторону ВостокаУскоренными темпами идет перераспределение финансовых сил с Запада на Восток. В результате кредитного кризиса лопнул «мыльный пузырь», в основе которого лежали инвестиционные потоки, создаваемые за счет наличия макроэкономической несбалансированности в глобальной экономике, ориентированной на США. Новые пути мировой торговли и инвестиций, развивающиеся под воздействием такого смещения баланса фундаментальных сил, будут радикально отличаться от тех, которые существовали в системе, ориентированной на США. Подъем модели банковской деятельности в стиле «Новая классика»Основными чертами нового банковского ландшафта станут сокращение масштабов банковской системы с одновременным ужесточением регулирования и выход на первый план универсальной модели банковского бизнеса. Теневая банковская система по большей части будет ликвидирована. Банки, которые сильно зависели от рынков капитала для поддержки своей ликвидности и которые были скорее специализированными, чем универсальными, должны будут перестроить свою работу. Гордон Латимир отмечает: «Новая классика» — банковская модель послекризисного мира будет более упрощенной, более ориентированной на предотвращение рисков и более прозрачной. Прибыль уменьшится, но доходность, скорректированная с учетом рисков, не упадет так сильно, потому что уровень рисков в структуре бизнеса также станет ниже. На банки будет возложена бóльшая ответственность за проведение анализа финансового состояния, необходимого для обеспечения качества кредитного портфеля». «Обособленность» правительствОт правительств ожидается более серьезное вмешательство в порядок функционирования финансовой системы для стимулирования экономического развития по всему миру. Такое вмешательство уже имеет место в некоторых странах мира, где банки, которым предоставляется государственная поддержка, подвергаются давлению в таких вопросах, как изъятие недвижимости за долги по ипотеке, обращение взыскания на заложенную недвижимость и кредитование малого и среднего бизнеса. Можно ожидать усиления конфликтов по мере того, как правительства, чтобы учесть пожелания общества, начнут оказывать влияние на такие аспекты работы банков, как система управления, налогообложение, дивидендная политика и система оплаты труда. После реализации такого крупномасштабного плана спасения банковской системы общество ожидает, что банки внесут коррективы в свои методы работы с учетом интересов более широких слоев населения, а не только интересов акционеров. Введение регулирования, направленного на обеспечение нулевого уровня рисковОбнажились коренные недостатки режима регулирования, которому предстоит подвергнуться существенным изменениям. Общепризнанным является тот факт, что с несовершенством нормативно-правой системы нельзя бороться исключительно на уровне отдельных стран. Страны, входящие в состав «большой двадцатки», уже наметили план действий по реформированию систем регулирования и контроля. В то же время, поскольку создание одного единственного института регулирования может быть сопряжено с риском конфликта интересов, этот подход рекомендуется тщательно проанализировать. Возрастет количество областей, в которых банковские операции на внутреннем рынке станут более регулируемыми. В целом, вопросы финансовой стабильности будут занимать центральное место в повестке дня, и все то, что может привести к ее нарушению, будет в той или иной форме подлежать регулированию. Такие меры будут скоординированы с усилением влияния со стороны государства на стратегии банков, получающих государственную поддержку. Усиление налогового давленияЗападные государства окажутся перед лицом тяжелых налоговых последствий и подвергнутся сильному налоговому давлению по мере того, как рецессия и снижение стоимости активов начнут приводить к сокращению налоговых поступлений. Банки получат временную передышку, но в долгосрочной перспективе налоги придется повысить. Принимая во внимание важность сектора финансовых услуг для экономик развитых стран, правительства, естественно, будут стремиться повысить налоговую нагрузку на сектор. От режима выживания к стратегии устойчивого развитияФинансовым институтам не следует полностью концентрироваться на решении сег