Реферат по предмету "Разное"


Russian mind maps (русские интеллект – карты)

RUSSIAN MIND MAPS (русские интеллект – карты)Знание – сила, ноМышление – могущество!1. Историческая справкаИдея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно недавно эту идею стали изучать и развивать как особый способ мышления. Базовые правила для «Concept mapping» (способа представления и связывания мыслей) разработал в 60-е годы профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Эту идею он почерпнул из теории Дэвида Аусубела, показавшего важность предшествующего опыта для формирования новых концепций. Копирайт на «Concept mapping», как методику создания новых идей, взял предприимчивый британец Тони Бьюзен, который назвал свой метод «Mind Maps» и использовал его для создания ряда компьютерных программ. Впервые теория интеллект – карт, т.е. «Mind Maps» была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой».В России в это же время Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов работали над похожей идеей, получившей свое выражение в теоретических работах по системологии. Методы системного мышления стали широко использоваться Г.П.Щедриковским и его последователями в организационно – деятельностных играх. ^ 2. РАДИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТЫВ основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект – карте расти до бесконечности и постоянно дополняться.^ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ («Умственные карты», «Карты ума», «Карты памяти» или Mind Maps) «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Они дают вашему мозгу возможность лучше «увидеть себя со стороны» и значительно совершенствуют все мыслительные навыки: они повысят вашу компетентность, внесут в вашу жизнь больше радости, упорядоченности и удовольствия». Тони и Барри Бьюзен из книги «Супермышление»^ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ – это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляют собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи. Точно так же, как и любая дорожная карта, ^ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТА даст вам обобщенное представление о какой-либо обширной области или предмете; позволит вам планировать или выбирать маршрут и даст вам знать, куда вы направляетесь и где уже были; собирает воедино большое количество данных и хранит их в одном месте; способствует решению проблемы, позволяя вам увидеть новые пути и творческие подходы; на нее приятно смотреть, читать, размышлять и запоминать». Тони Бьюзен из книги «Суперинтеллект»^ 3. ЗАКОНЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ«MIND MAPS» Тони БьюзенЗаконы содержания и оформления1) Используйте эмфазу (выделение главного) - всегда используйте центральный образ; - как можно чаще используйте графические образы; - для центрального образа используйте три и более цветов; - чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы. - пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально – чувственного восприятия); - варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики; - стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект – карте; - стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект – карты было соответствующим.Ассоциируйте. - используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект – карты; - используйте цвета; - используйте кодирование информации (галочки, крестики, кружочки и т.п.)^ Стремитесь к ясности в выражении мысли. - придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; - используйте печатные буквы; - размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; - следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова; - соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом; - делайте главные линии плавными и более жирными; - отграничивайте блоки важной информации с помощью линий; - следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными; - держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт»; - старайтесь располагать слова горизонтально. ^ 4) Выработайте собственный стиль («правило +1»).Законы структурыСоблюдайте иерархию мыслей. - определитесь с базовыми порядковыми идеями (БПИ); - БПИ представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка, как правило, разбитых на категории («машина» - «Форд»); - конкретная иерархия может стать частью иерархии более высокого уровня «изделие» - «машина» - «Форд».^ Используйте номерную последовательность в изложении мыслей. - пометьте соответствующими порядковыми номерами ветки карты. 4. «^ RUSSIAN MIND MAPS» Екатерины ВасильевойБудущее за теми, кто мыслит!А.Г.Войтов«MIND MAPS» или интеллект – карты были созданы Тони Бьюзеном еще в 1970 году. Они стали популярны в мире, но почему – то не приобрели ту же популярность в России. С чем же это связано?      На наш взгляд, это связано с особенностями русского менталитета. Дело в том, что у нас доминирует левое полушарие мозга, т.е. логическое мышление. А законы и рекомендации по составлению интеллект - карт не содержат четкого алгоритма мыслительных действий. Они призваны, как пишет Тони Бьюзен, «увеличить степень вашей ментальной свободы», что возводит составление интеллект – карт до уровня создания произведения искусства. Необходимый высокий уровень творческих способностей «делает» создание интеллект карт штучным товаром, препятствуя их распространению.     Учитывая особенности русского менталитета, доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Е.Е. создала «RUSSIAN MIND MAPS».^ «RUSSIAN MIND MAPS» - это технология развития эффективного мышления на основе интеллект – карт, гармонично развивающая 1) логическое мышление, 2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить «системно и целостно», запоминать на 100% учебники, анализировать, систематизировать и структурировать большие объемы информации. ^ «RUSSIAN MIND MAPS» применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес – консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании). «^ RUSSIAN MIND MAPS» базируется на следующих технологиях:- «MIND MAPS» Тони Бьюзен; - АВТОРСКИХ СПОСОБАХ развития мышления; - ^ АВТОРСКИХ МЕТОДАХ запоминания текстов и учебников; - «МНЕМОТЕХНИКЕ" или мнемонике (древнем искусстве запоминания); - АВТОРСКИХ ТЕХНИКАХ запоминания точной информации;- ЛОГИКЕ (науке о мышлении);- ^ ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ;- ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач);- НЛП (нейролингвистическом программировании).«RUSSIAN MIND MAPS» Екатерины Васильевой ОТЛИЧАЕТСЯот «MIND MAPS» Тони Бьюзена:1) системой, гармонично соединяющей воедино процессы логики, воображения и зрения; 2) системой оформления; 3) системой выбора ключевых слов; 4) системой иерархии и взаимосвязи ключевых слов; 5) системой направленного воображения; 6) системой мнемотехники; 7) системой символизации и зрительного изображения (рисования); 8) классификацией видов интеллект – карт. «^ RUSSIAN MIND MAPS» включает в себя 8 видов интеллект - карт «КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части): «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений, курсовых и дипломных работ; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.^ «КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу. (« В MIND MAPS» Тони Бьюзена нет ни слова о технологии построения интеллект карт для научно-популярных, учебных и научных текстов!) ^ «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ПРАВИЛА» отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике. ^ «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. «КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. ^ «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.«^ КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. «КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.^ «ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка, техники психологического и бизнес консультирования. «ВОПРОС – КАРТА» применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность. «ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. «ВОПРОС – КАРТА» отображает процесс мышления: «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.^ «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» отображает процесс мышления: категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность – представление - категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность. ^ 5. ПРИМЕНЕНИЕ «RUSSIAN MIND MAPS»в обучении: 1) запоминание, 2) конспектирование, 3) подготовка к экзамену, 4) сдача экзамена, 5) написание рефератов, курсовых, диссертаций, 6) подготовка к лекции (для преподавателя), 7) проведение лекции (для преподавателя), 8) организация учебного процесса (для административных работников);в профессиональной деятельности: 1) систематизация своей работы, т.е. четкое осознание то, что нужно делать, как делать и когда делать (самоорганизация), 2) планирование дел и времени (год, месяц, неделя, день), 3) принятие решений, 4) генерирование новых идей («мозговой штурм»), 5) разработка сложных проектов, 6) подготовка к планеркам и презентациям, 7) проведение планерок и презентаций (для руководителей), 8) проведение коллективных мероприятий («мозговой штурм», «стратегическое развитие компании» и т.п.) (для руководителей), 9) постановка задач перед подчиненным (для руководителей), 10) обучение персонала компании (для руководителей), 11) организация и контроль бизнес – процессов (для руководителей высшего звена управления), 12) стратегическое развитие компании (для владельцев бизнеса);в повседневной жизни: 1) планирование дел и мероприятий (поход в магазин, поездка за границу, встреча с друзьями и т.п.), 2) планирование времени (неделя, день), 3) принятие решений (Купить или нет? Сделать или нет? и т.п.), 4) запоминание фамилий, имен и отчеств людей, их телефонов и т.п., 5) обучение детей, 6) отдых (релаксация);в процессе саморазвития: 1) самоанализ (Я +Я), 2) изменение своей жизни, 3) формирование новых привычек и избавление от старых, 4) формирование уверенности в себе и избавление от страхов, 5) гармонизация своей жизни (баланс жизненных задач), 6) постановка целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных), 7) разработка стратегий и плана достижения целей, 8) формирование ресурсных состояний, 9) анализ отношений с разными людьми (Я + ОНИ), 10) понимание других людей, 11) поиск путей выхода из конфликтных ситуаций, 12) изменение отношений с людьми, 13) подготовка публичных выступлений, 14) проведение публичных выступлений, 15) моделирование поведения и способа мышления своего кумира, 16) поиск своей миссии в этом мире (Я + МИР), 17) поиск путей духовного развития, 18) размышления на религиозные, философские и другие духовные темы, 19) медитация, 20) творчество. «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве». Аврелий Августин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Сны» о Венеции в русской литературе золотого и серебряного веков
Реферат Екологія рідких тварин України
Реферат Анотація до курсу «Паблік рілейшинз», або Зв’язки з громадськістю
Реферат Предпринимательство как фактор динамизма рыночной экономики
Реферат Предпринимательство. Проблемы развития предпринимательства в России
Реферат О сущности российского государства
Реферат Учет затрат калькулирования и бюджетирования в животноводстве
Реферат Разобщение пластов
Реферат Проникающие ранения, тупые травмы, ожоги глаза
Реферат Основные идеи и направления философии Возрождения
Реферат Язычество, как идеология и мировоззрение древних славян
Реферат Крестьянский вопрос во взглядах А.И. Кошелева
Реферат I. Формирование и эволюция основных идей, принципов и методов аргументации
Реферат Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество
Реферат Анализ деятельности социальной службы гоу гимназии №1504 за 2007/2008 учебный год