СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5 1.1. Понятие планирования и прогнозирования 5 1.2. Виды планирования и прогнозирования 11 1.3. Методы прогнозирования, их взаимосвязь (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное) 19 ^ ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 26 2.1 Организация планирования и прогнозирования в Республике Беларусь 26 ^ 2.2 Опыт разработки и реализации государственных программ социально-экономического развития в Республике Беларусь 41 ^ ГЛАВА 3 СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 65 ^ 3.1 Зарубежный опыт организации планирования и прогнозирования национальной экономики 65 3.2. Анализ основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2006-2010гг. 75 ^ 3.3. Пути совершенствования системы планирования и прогнозирования национальной экономики в Республике Беларусь 90 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99 ВВЕДЕНИЕОжидание будущего для человека зачастую принимает форму прогноза (плана), который выражается мысленно, устно или письменно. Конечно, египетский фараон Хеопс начал возведение своего захоронения, имея план действий; был свой прогноз исхода битвы со спартанским царем Леонидом у персидского царя Ксеркса; существовал прогноз морского путешествия на запад в поисках Индии у Колумба; намечал план строительства столицы своего государства на реке Неве царь Петр. Все это — примеры прогнозов и планов, формы и методы выражения которых адекватны времени и событиям. Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством. В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. повсеместно стала острее осозноваться практическая ценность предсказательной функции научных теорий с целью принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований. Это требует углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем будут в определенной мере способствовать изучение и использование и мирового опыта. Основной целью написания данной дипломной работы является обоснование важности существования системы планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне и выявление направлений ее совершенствования в Республики Беларусь. Задачами проведенного исследования явились: Раскрытие сущности планирования и прогнозирования, их основных принципов, а также их методов; Характеристика отечественной системы планирования и прогнозирования национальной экономики, а также выполнения планов-прогнозов социально-экономического развития; Краткий анализ зарубежного опыта по построению системы планирования и прогнозирования; Выявление направлений совершенствования отечественной системы планирования и прогнозирования национальной экономики. Предметом исследования является система планирования и прогнозирования в управлении народным хозяйством. Объектом исследования выступает система планирования и прогнозирования национальной экономики в Республике Беларусь. В первой главе дипломной работы раскрыты сущность планирования и прогнозирования национальной экономики, их принципов, а также методов их осуществления, охарактеризованы виды планирования, их суть. Во второй главе описана система планирования и прогнозирования национальной экономики Республики Беларусь, раскрыт порядок составления планов-прогнозов на национальном уровне, а также перечислены органы, ответственные за их разработку. В третьей главе кратко описаны основные направления развития планирования и прогнозирования национальной экономики зарубежных стран. И на основе анализа позитивного опыта этих стран предложены пути совершенствования отечественной системы планирования и прогнозирования на макроуровне. При написании дипломной работы его автором использовались следующие научные методы и приемы: метод логической абстракции, диалектический, метод сравнения, анализ и синтез, индукции, дедукции, метод группировки, статистического анализа, балансовый. При написании диплома использовалась литература следующих авторов: Борисевич В.И., Кандауровой Г.А., Ольсевич Ю., Евграшин А., Антоновой Н.Б., Андрианова В., Владимировой Л.П., Герасенко В.П. и др.^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ1.1. Понятие планирования и прогнозированияИстория экономических прогнозов и планов тесно связана с историей прогнозирования вообще, в которой можно выделить три ветви: 1) религиозные представления о будущем, связанные, например, с перевоплощением души, ее реинкарнацией; 2) утопические теории о лучшем будущем (Томаса Мора, Кампанеллы и др.); 3) философско-исторический подход к формированию образа будущего, в том числе экономический прогноз. Еще в древние века человечеством были разработаны определенные представления о будущем общества. С современной точки зрения эти воззрения считаются примитивными, однако сильный философский аспект делает их и сегодня весьма привлекательными. К таким воззрениям можно отнести теории Лао-Цзы, Конфуция, Платона и др. В средние века в представлениях о будущем ощущалось сильное влияние социально-технических утопий (Р. Бекона, Спинозы и др.). Были распространены концепция регресса и теория циклов при признании линии общего прогресса и предсказуемости мира. Прогресс понимался как следствие совершенствования человеческого разума и влияния внешних факторов. Преобладало упрощенное понимание мира, так называемый позитивизм, когда предсказательная функция науки осуществлялась как логический вывод из анализа и диагноза. В России значительный вклад в разработку представлений о будущем внесли такие мыслители как, А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский. Перелом в эволюции утопизма и позитивизма наступил в связи с достижением в мире определенного уровня социально-экономического развития. В Западной Европе это произошло в середине XIX в., в России — в 80-х годах XIX в., в Китае, Индии и других странах Азии — еще позднее. Во все времена наряду с прогнозированием общественного развития существовало прогнозирование хозяйственной жизни. В любую историческую эпоху собственник объекта хозяйствования должен был рассматривать возможные последствия своих решений. Государственное планирование в СССР в значительной мере опиралось на прогнозирование. Так, на основе прогнозов природных ресурсов, научно-технического прогресса, демографических и социальных сдвигов составлялись экономические прогнозы воспроизводства рабочей силы, уровня жизни населения, производственных фондов, темпов экономического роста, структурных изменений в межотраслевых связях, размещения производительных сил и др. Недолгая история государственного директивного планирования в стране засвидетельствовала значительные возможности его кратковременного использования как средства решения задач общественного развития в различные периоды экономической жизни. К достижениям планирования можно также отнести опыт разработки и реализации различных комплексных программ страны (освоения космоса, продовольственную программу, освоения Нечерноземья), встречных планов, установление контрольных цифр и др. [19, с.6]. За прошедшие десятилетия процесс прогнозирования и планирования характеризовался значительными эволюционными изменениями. В настоящее время многие государства активно используют возможности прогнозирования, планирования и программирования, регулируя отдельные социально-экономические вопросы жизнедеятельности, Раскроем сущность планирования и прогнозирования национальной экономики. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно [10, c.9]. План — это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы [10, c.10]. Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения. Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления как между собой, так и с центром. Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики. Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики [1, с.33]. На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатывать прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, государственных операций при формировании госбюджета, социального развития, реальных доходов населения, покупательных фондов и товарных ресурсов и ряд других. В переходный период в условиях развития индикативного планирования и выработки стратегии возникла необходимость в проведении многовариантных расчетов, чтобы из ряда вариантов можно было выбрать наиболее приемлемый, эффективный вариант развития экономики. Стали предъявляться более высокие требования к прогнозам с точки зрения повышения их научного уровня и точности прогнозных оценок. Все это обусловливает необходимость внедрения в практику прогнозирования и планирования прогрессивных методов [5, с.72]. Субъекты прогнозирования и планирования — планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы. Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам. Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы. Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен быть положен наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям. К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования [11, c.9]. Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчиняет деятельность всех подсистем достижению этой цели. В связи с непрерывностью экономического развития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом [11, c.10]. С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, которое базируется на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании. Принцип адекватности целесообразно в большей мере рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения [10, c.13]. Особая значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К основным пропорциям в рамках экономики являются общеэкономические и межотраслевые пропорции. Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. ^ 1.2. Виды планирования и прогнозированияАнализ развития большинства развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста [2, c.22]. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся [5, с.38]:экономический рост; полная занятость;стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. Одним из наиболее важных инструментов в системе государственного регулирования национальной экономики является осуществление планирования и прогнозирования ее основных параметров развития. Наукой и практикой разработаны различные виды планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное [10, с.6]. Более 70 лет настойчиво говорилось о приоритете нашей страны в разработке теории и применения на практике планирования как главнейшего регулятора протекания всех общественных процессов. При этом в качестве базовой была принята директивная форма, которая понималась как единственно возможная и единственно правильная. Между тем, это далеко не так. Мировым сообществом также широко применяются и другие виды планирования и прогнозирования, а именно индикативное и стратегическое. Директивное — т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению. Оно нашло применение только в отношении планирования, поскольку прогноз носит вероятностный характер, а это противоречило принципу директивности. Директивность предполагала применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата. Определенные положительные результаты данной формы планирования позволяют ряду экономистов считать его жизненно важным и наиболее эффективным инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы государственного управления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения (нарушения сроков и других условий при поставках сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий и др.), колебания в функционировании бюджетно-кредитной системы и т.д. К субъективным причисляют резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания. Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени. Между тем, планирование может успешно выполнять возложенные функции и тогда, когда оно вместо жесткого носит более свободный, раскрепощенный характер. Формы такого планирования нашли широкое развитие и применение по существу во всех государствах мира. Наиболее массовыми из них являются стратегическое и индикативное планирование и прогнозирование. Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации[Борисевич, вестник БГЭУ, с.33]. Оно предполагает учет факторов внешней среды [10, c.7]. При стратегическом планировании в отличие от директивного планирования решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. Характер задач зависит от поставленных органом управления стратегических целей развития, которые в решающей степени задают направленность и содержание планирования. В конечном счете цель стратегического планирования заключается в построении модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование. В большинстве случаев разрабатываются несколько альтернативных моделей, из которых выбирается одна более совершенная. Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение — сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но, в первую очередь, с позиций завтрашнего дня. Учитывая относительно длительный период по времени, сложность рассматриваемого объекта и в этой связи неопределенность многих показателей, стратегическое планирование в основном выполняет функции активного прогноза с применением соответствующих методов прогнозирования при его разработке. Как и для долгосрочных прогнозов, период упреждения по времени стратегических планов составляет 20-25 и более лет. Стратегическое планирование особенно характерно для США. В рамках стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы — на каких рынках лучше действовать, какую новейшую технологию осваивать, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет стратегический и выступает в качество практического инструмента в развитии экономики па кратко- и среднесрочный периоды [9, с.6]. Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономическою развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы) части [9, c.7]. В настоящее время индикативное планирование получает все большее признание и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Однако индикативное планирование само по себе не является панацеей в решении всех социально-экономических проблем. Успех его реализации, как свидетельствует мировой опыт, определяется многими факторами. Важнейшими среди них являются: законодательное обеспечение экономического развития; адекватность проводимой руководством страны экономической политики содержанию планов; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственною права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами. В настоящее время индикативное планирование и прогнозирование получает все большее признание и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики, опираясь на набор индикаторов в виде макроэкономических показателей. Носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Например, если стоит задача увеличения производства какого-нибудь вида промышленной или сельскохозяйственной продукции, то государством прогнозируется предоставление товаропроизводителям льготных кредитов для развития материально-технической базы, приоритетное обеспечение ее реализации и т.д. Осуществление планирования невозможно представить без прогнозирования, на основе которого зачастую и происходит обоснование плановых показателей. В настоящее время сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев: 1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный. Этот критерий дает ответ на вопрос: "Для чего разрабатывается прогноз?" Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) — это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция. Нормативный прогноз (или: программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция. 2. ^ По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в том числе демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.) [6, с.24]. 3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные. Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный — от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный — от 1 года до 5 лет; долгосрочный — от 5 до 15 лет; дальнесрочный — на период свыше 15 лет. 4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой, простой, сложный, сверхсложный. Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе — взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1). 5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий, стохастическими, в которых требуется учет случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов [6, с.34]. 6. По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна непериодическая функция времени, циклические, для которых характерна периодическая функция времени. 7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем. 8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трех видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза [9, с.59].^ 1.3. Методы прогнозирования, их взаимосвязь (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное)Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экономическая теория. Рассмотрим важнейшие положения кейнсианской, монетарной и марксистской теорий, на которых базируется методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов. На основе положений кейнсианской и монетаристских теорий выделяются приоритеты, обосновываются соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции. Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования [25, с.71]. По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов [25, с.54]. Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п. Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее р^ ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ2.1 Организация планирования и прогнозирования в Республике БеларусьОрганизация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.^ Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила. В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В централизованном порядке определялись основные направления экономического и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осуществлялась единая государственная политика в области размещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и т.д. Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр. При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система планирования, так и принципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются: • децентрализация и демократизация; • демонополизация; • экономическ