3.1. Общая характеристика влияния ГЭС на социально-экономическую сферу Поволжья Сооружение Волжского каскада в составе 8 гидроузлов началось в 1930-е гг. и завершилось в конце 1980-х гг. В связи с тотальным характером реконструкции Волги гидростроительство оказало серьёзное воздействие на все сферы жизни регионов Волжского бассейна, в том числе на социально-экономическое развитие. Поскольку в его основу был положена комплексная концепция, необходимо рассмотреть последствия функционирования каскада для Поволжья и страны с позиции выполнения задач, которые перед ним были поставлены. Показательно, что до сих пор изучение влияния волжских гидроузлов проводилось преимущественно техническими специалистами, которые не учитывали всё многообразие последствий хозяйственного освоения ресурсов Волги и акцентировали внимание на положительных аспектах этого процесса. Исследование поставленной проблемы с точки зрения исторического анализа с привлечением экономических и других показателей не проводилось. Между тем исторический опыт создания материально-технической, в том числе энергетической, базы народного хозяйства имеет сейчас большую значимость в связи с выдвинутой задачей модернизации современной социально-экономической сферы. Итак, гидроузлы Волжского каскада как комплексные объекты должны были решать следующие задачи.Во-первых, компенсировать дефицит электроэнергии в районах Центра, Поволжья и Урала, причём в качестве основных энергопотребителей выступали промышленные предприятия. Анализ среднегодового производства электроэнергии волжскими ГЭС показал, что наибольший вклад в её выработку вносят Волжская (10,9 млрд. кВт/ч), Жигулёвская (10,1 млрд. кВт/ч) и Саратовская (5,2 млрд. кВт/ч) гидроэлектростанции – 26,2 млрд. кВт/ч, или 84,2 % от общего количества электроэнергии каскада (см. таблицу 8). Наименьшее значение в этом плане имеют Иваньковская (0,1 млрд. кВт/ч), Угличская (0,2 млрд. кВт/ч) и Рыбинская (0,9 млрд. кВт/ч) станции. Однако Верхневолжские ГЭС внесли значительный вклад в электроснабжение Московской области в 1941 – 1945 гг. О важном энергетическом значении гидроузлов Волжского каскада свидетельствуют показатели Саратовской и Чебоксарской ГЭС. Так, по данным ОАО «РусГидро», в 2008 г. на территории Саратовской области было выработано 42,6 млрд. кВт/ч электроэнергии, в том числе Саратовской ГЭС – 5,7 млрд. кВт/ч (13,4 %,), или 57,2 % от потребляемой областью энергии, Балаковской АЭС – 31,4 млрд. кВт/ч (73,7 %) и тепловыми электростанциями (ТЭС) – 5 млрд. кВт/ч (12,9 %)1. Чебоксарская ГЭС в среднем вырабатывает 2,1 млрд. кВт/ч в год, то есть 1/3 от всей электроэнергии, ежегодно расходуемой Чувашской Республикой в 2000-е гг. (см. таблицу 8)2. Для выявления тенденций и динамики производства и удельного веса электроэнергии Волжского каскада ГЭС на протяжении 1937 – 2007 гг. обратимся к количественным показателям в таблице 15. В течение 1937 – 1986 гг. среднегодовая выработка энергии постоянно увеличивалась, особенно в 1958 – 1962 гг., когда на полную мощность заработали Куйбышевский (Жигулёвский) и Сталинградский (Волжский) гидроузлы. С 1937 г. до 1958 г. её прирост составил 1,1 млрд. кВт/ч (в 12 раз), с 1958 г. по 1962 г. – 22,6 млрд. кВт/ч (в 18,8 раза по сравнению с 1950 г.), в 1962 г. по 1971 г. – 5,2 млрд. кВт/ч (в 1,2 раза по сравнению с 1962 г.), с 1971 г. по 1986 г. – 2,1 млрд. кВт/ч (в 1,1 раза по сравнению с 1971 г.). Производство электроэнергии на ГЭС интенсивно увеличивалось в 1937 – 1950 гг., достигнув пика в 1958 – 1962 гг. Затем прирост резко снизился и в 1986 г. остановился. С этого времени все волжские ГЭС генерируют в среднем 31,1 млрд. кВт/ч в год. Удельный вес электроэнергии Волжского каскада в общем количестве произведённой в стране гидроэлектроэнергии с 1937 г. по 1962 г. постоянно повышался. В 1942 г. он увеличился до 6,2 % (в 3,1 раза), в 1950 – до 9,5 % (в 1,5 раза), в 1958 г. – до 27,8 % (в 2,9 раза), в 1962 г. – до 33,1 % (в 1,2 раза). Однако в 1971 г. этот показатель снизился до 23 % (в 1,4 раза), а в 1986 г. – до 11,7 % (в 2 раза). После распада СССР суммарное производство электроэнергии, в том числе и на ГЭС, существенно уменьшилось, поэтому доля волжских ГЭС в выработке электроэнергии выросла и в 2007 г. равнялась 17,4 %. В общей генерации электроэнергии в стране удельный вес Волжского каскада до 1962 гг. постоянно повышался, составив в итоге 6,4 %. С 1971 г. он упал до 2,8 % (в 2,3 раза), а в 1986 г. – до 1,9 % (в 1,5 раза). Затем удельный вес увеличился до 3,5 % в 2000 г. (в 1,8 раза), к 2007 г. снизившись до 3,1 %. Здесь отмечаются почти те же тенденции, что и при сравнении аналогичного показателя с суммарной выработкой электроэнергии на ГЭС. Если взять Волжский бассейн, то в начале 2000-х гг. удельный вес электроэнергии каскада составлял 6,2 % от общего количества производимой на этой территории3. Данный показатель был гораздо выше в первые годы после ввода в эксплуатацию гидроузлов. Затем удельный вес неуклонно снижался. Например, Жигулёвская ГЭС начиная с 1958 г. вырабатывала в среднем 10,1 млрд. кВт/ч в год, то есть 206,1 % от общего производства электроэнергии в Поволжье в 1950 г. (6,3 % от такового в РСФСР), 42,8 % от аналогичного показателя в 1958 г. (6,4 % от РСФСР), 21,1 % от выработки энергии в 1963 г. (4,1 % от РСФСР) и 12,5 % – в 1970 г. (2,2 % от РСФСР) (см. таблицы 8 и 16). Такая же ситуация наблюдалась и по отношению к Волжской ГЭС, с 1962 г. производившей в среднем 10,9 млрд. кВт/ч в год. После создания наиболее мощных в каскаде Жигулёвской и Волжской ГЭС в начале 1960-х гг. в Поволжье сосредоточилось 52,5 % установленной мощности гидроэлектростанций РСФСР (34,4 % СССР) и 48,6 % произведённой на ГЭС электроэнергии в республике (31,2 % СССР)4. Однако в связи с вводом в строй новых ГЭС в Поволжье и Сибири к 1970 г. и особенно к 1980 г. приведённые выше цифры резко уменьшились. Удельный вес Жигулёвской ГЭС в суммарной выработке гидроэлектроэнергии в стране снизился с 19,8 % в 1960 г. до 5,6 % в 2007 г., а Волжской ГЭС – от 21,4 % до 6,1 %. Поволжские ТЭС в начале 1960-х гг. производили около 25 % электроэнергии от среднереспубликанских показателей5. В дальнейшем наблюдалась тенденция увеличения доли выработки электроэнергии на ТЭС. В 2007 г. она составляла 66,6 % от общего количества выработанной в России электроэнергии6. Основная часть электроэнергии каскада производится Волжским, Жигулёвским и Саратовским гидроузлами и относится к Поволжскому экономическому району. Поэтому мы рассматривали преимущественно этот регион. Кроме того, 11,9 % электроэнергии вырабатывается Нижегородской и Чебоксарской ГЭС в Волго-Вятском экономическом районе, а 3,9 % – Иваньковской, Рыбинской и Угличской ГЭС в Центральном экономическом районе. Показательно распределение производимой на ГЭС электроэнергии в условиях централизованной административно-командной системы. В Центральном экономическом районе Иваньковская ГЭС снабжала энергией Московскую энергосистему, а Рыбинская и Угличская – Московскую и Ярославскую энергосистемы и г. Череповец Вологодской области7. Находящиеся в Поволжском экономическом районе Жигулёвская и Волжская ГЭС значительную часть электроэнергии передавали в Московскую область, а также Поволжье, Урал и Донбасс. Согласно постановлению правительства от 21 августа 1950 г., основная часть энергии Жигулёвской ГЭС – 6,1 млрд. кВт/ч, или 61 %, должна была поступать в г. Москву для обеспечения машиностроительной, химической, лёгкой промышленности и электрификации железных дорог, и только 39 % – в Поволжье и Урал, преимущественно в гг. Саратов и Куйбышев – 2,4 млрд. кВт/ч, или 24 %, для нужд орошения и нефтяной, машиностроительной, химической, лёгкой промышленности и электрификации железных дорог8. В зону её влияния попали не только Московская область и Поволжье в составе Куйбышевской, Саратовской и Ульяновской энергосистем с частью смежных районов, но и Верхневолжье, связанное с Москвой. Получаемая от Жигулёвской ГЭС электроэнергия для Мосэнерго в 1960 г. должна была составить около 2/3 электропотребления системы в 1954 г., а для Поволжья равна энергопотреблению 1948 г.9 Как показано в таблице 17, к 1960 г. электропотребление в Поволжье по сравнению с 1948 г. должно было вырасти в промышленности в 5,5 раза, в сельском хозяйстве с учётом орошения в 123,3 раза, на транспорте – в 7,5 раза, а всего – в 8,2 раза. Эти прогнозы не оправдались только в отношении ирригации. Аналогичные тенденции прослеживались и в Московской и Верхневолжской энергосистемах, где общие расходы электроэнергии увеличивались соответственно в 2,8 и 2,7 раза. В настоящее время электроэнергия Жигулёвской ГЭС передается по двум высоковольтным линиям (ВЛ) 500 кВ в объединённую энергосистему (ОЭС) Центра и по двум ВЛ 500 кВ в ОЭС Урала и Средней Волги, с напряжением 220 и 110 кВ энергия выдаётся в Самараэнерго, Пензаэнерго, Ульяновскэнерго и Оренбургэнерго10. Волжская ГЭС в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1950 г. при условии производства в среднем 10 млрд. кВт/ч в год должна была передавать 2 млрд. кВт/ч, или 20 %, в г. Москву, 1,2 млрд. кВт/ч, или 12 %, в Центрально-Чернозёмный район, 4,8 млрд. кВт/ч, или 48 %, в районы Сталинградской (ныне – Волгоградской – Е. А. Б.), Саратовской и Астраханской областей, 2 млрд. кВт/ч, или 20 %, на орошение и обводнение земель северной и восточной части Прикаспийской низменности и Заволжья11. В таблице 18 представлены запланированные к 1965 г. площади орошения и потребность в электроэнергии – всего соответственно 1,68 млн. га и 2,04 млрд. кВт/ч. Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС на полную мощность в 1962 г. способствовал ликвидации дефицита электроэнергии, причём она приобрела большое значение в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса. Именно здесь впервые в мировой практике была осуществлена передача электроэнергии на напряжении 500 кВ и её передача постоянным током на линии Волгоград – Донбасс12. В первую очередь Волжская ГЭС покрывала энергопотребности промышленности и орошения Нижнего Поволжья, при этом вытесняя рабочую и резервную мощность ТЭС. Например, в Волгоградской области намечался значительный рост машиностроительных, металлургических и химических предприятий, а в Саратовской – нефтяных, сланцевых, газоперерабатывающих, машиностроительных и химических13. По данным Госплана и министерств планировалось, что энергопотребление в 1951 – 1960 гг. во всех отраслях народного хозяйства Нижнего Поволжья, Центрально-Чернозёмного и Московского районов, а также Верхнего Поволжья, Донбасса и Приднепровья – зонах влияния Волжской ГЭС, будет сильно увеличиваться, составив в 1965 г. в сумме 86,8 млрд. кВт/ч (см. таблицу 12). Так, в промышленности центрального района оно возрастало более чем в 2 раза, в Донбассе – более чем в 3 раза14. Значительно уступала Жигулёвской и Волжской ГЭС по количеству вырабатываемой электроэнергии Саратовская ГЭС, начавшая работать на полную мощность в 1971 г. – в среднем 5,2 млрд. кВт/ч в год. По расчётам 1958 г., примерно 80 % её электроэнергии должно было передаваться по высоковольтным линиям передачи в г. Москву и около 20 % – покрывать потребности Поволжья15. Расположенный на территории Волго-Вятского экономического района Горьковский (ныне Нижегородский – Е. А. Б.) гидроузел поставлял электроэнергию в две крупные объединённые энергосистемы – Верхневолжскую, в том числе в Горьковскую, Ивановскую, Владимирскую, Костромскую и Ярославскую области, и Московскую, что давало возможность не только повысить их электроснабжение в среднем на 1,6 млрд. кВт/ч в год, но и улучшить режим работы Рыбинской ГЭС в навигационный период16. Связь ГЭС с единой энергосистемой осуществляется линиями электропередачи 220 и 110 кВ17. Последний из гидроузлов Волжского каскада по времени строительства, Чебоксарский, был введён в строй при непроектных параметрах в 1989 г. Он снабжает электроэнергией дефицитные по топливу районы Центра и Поволжья18. Основная часть генерируемой ГЭС электроэнергии расходовалась в промышленной сфере вышеперечисленных регионов. В 1960-е гг. данный показатель составлял в среднем около 61 %. Создание на Волге гидроэлектростанций большой мощности в первое время их функционирования существенно превышало возможности энергопотребления местной экономики, поэтому для передачи электроэнергии на дальние расстояния строились высоковольтные линии электропередачи. Эта тенденция проявилась ещё в 1940 г., когда был введён в строй первый агрегат Угличской ГЭС и энергия начала подаваться в г. Москву19. Значительные изменения в этом процессе произошли только в конце 1950 – начале 1960-х гг., после завершения сооружения Куйбышевской, Горьковской и Сталинградской ГЭС. В 1956 г. была введена в эксплуатацию линия электропередачи напряжением 400 кВ «Куйбышевская ГЭС – Москва», а в 1958 г. – ЛЭП «Куйбышевская ГЭС – Бугульма» 400 кВ (в марте 1964 г. переведена на 500 кВ)20. Последняя позволила включить Уруссинскую ГРЭС (ТАССР) в параллельную работу с Куйбышевской гидроэлектростанцией. В нефтяные районы Татарстана стала поступать дополнительная энергия, а также повысилась надёжность энергоснабжения республики. В 1959 г. ЛЭП напряжением 400 кВ «Куйбышевская ГЭС – Бугульма» была продолжена до гг. Челябинска и Свердловска (ныне г. Екатеринбург – Е. А. Б.), соединив энергосистемы ТАССР и Урала21. Тем не менее, потребность ТАССР в электроэнергии удалось удовлетворить только с пуском в 1963 г. Заинской ГРЭС. В начале 1960-х гг. напряжение ЛЭП «Куйбышевская ГЭС – Москва» было поднято до 500 кВ, что позволило увеличить мощность электропередачи на Москву на 40 % и завершить объединение энергосистем Центра и Урала, причём общая длина сети, не имевшей аналогов в мире, достигла 4400 км22. В результате сооружения линий высоковольтных передач произошло объединение главных энергосистем Европейской части СССР в Единую энергетическую систему (ЕЭС), основными связующими звеньями которых стали ГЭС, ГРЭС и ТЭС Поволжья. Гидроэлектростанции Волжского каскада играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергоснабжаемых районах страны. Одними из наиболее крупных в настоящее время являются ЛЭП – 500 переменного тока Тольятти – Москва и Волгоград – Москва. Электроэнергетика стала отраслью рыночной специализации Поволжья. Так, уже в 1960 г. за его пределы было передано 8,1 млрд. кВт/ч электроэнергии (25 % от её производства в регионе), в том числе более половины в Центральный экономический район и около 1/3 на Урал23. Основная часть электроэнергии поступала из Куйбышевской области, где работали крупнейшие ГЭС и ТЭС – Куйбышевская, Безымянская и Новокуйбышевская. Показательно, что если до 1990-х гг. в литературе говорилось только о положительном значении создания ЕЭС и ЛЭП, то потом началась их критика. С. Т. Будьков указывал, что главной причиной увеличивающегося отставания России от США в производстве электроэнергии являются её огромные потери, вызванные несовершенством технологии и техники передачи на дальние расстояния, из-за чего потери электроэнергии доходили до 18 % (в развитых странах – 5 – 6 %)24. По его данным, общая протяжённость ЛЭП в СССР составляла около 5 млн. км (включая распределительные сети), а площадь отчуждённых для них земель равнялась 710 млн. га. Однако сейчас известно, что под высоковольтные линии длиной около 2 млн. км было отчуждено не более 2 млн. га земельных угодий, а отчуждения земель под распределительные сети длиной 3 млн. км являлись минимальными. И. А. Никулин, в 1952 – 1957 гг. главный энергетик Куйбышевской ГЭС, вспоминал, что ещё в конце 1950 – начале 1960-х гг. главный электрик Министерства электростанций И. А. Сыромятников выступал против строительства сверхмощных ГЭС и сверхдальних электропередач, по его мнению, убыточных для государства25. И. А. Никулин отмечал: «Необходимо вернуться к практике формирования региональных энергосистем, устранив таким образом существующие в ЕЭС диспропорции, экономически неоправданные перетоки энергии по дальним электропередачам, сократив огромные потери в электрических сетях, которые сегодня в 3 раза выше, чем в сетях высокоразвитых стран Европы и Азии, и в 2 раза выше, чем в США. Ведь на покрытие потерь без всякой пользы работаю многомиллионные мощности электростанций, в частности, знаменитых гигантских ГЭС. Необходимо восстановить административно-хозяйственную и финансово-экономическую самостоятельность региональных энергосистем»26. Он считал, что объединение энергосистем в развитых странах произошло на соответствующем уровне развития, когда это стало экономически выгодным, в отличие от СССР, где оно стало предпосылкой и самоцелью. В целом динамика развития энергетики в исследуемый период является противоречивой. Если по валовому производству электроэнергии Россия с 1913 по 1980 г. выдвинулась с 8 на 2 место в мире, то по производству на душу населения она переместилась с 15 на 16 место27.^ Во-вторых, улучшить условия судоходства на Волге, создать непрерывный водный путь с гарантированными глубинами 3,6 – 4 м в пределах фарватера. Кроме энергетического все гидроузлы Волжского каскада в большей или меньшей степени имеют воднотранспортное значение. Введённый в эксплуатацию в 1937 г. Иваньковский гидроузел поддерживает судоходные глубины в верхнем бьефе водохранилища, Угличский – на участке Углич – Иваньково и пропускает корабли через шлюз из Рыбинского водохранилища в Угличское и обратно28. Транспортный эффект волжской реконструкции нарастал постепенно, по мере строительства новых ГЭС. Например, после возведения Верхневолжских гидроузлов гарантированные глубины на участке Иваньковское водохранилище – Камское Устье увеличились с 1,6 до 2,6 м29. Огромная ёмкость Рыбинского водохранилища позволяет осуществлять полное внутригодичное регулирование волжского стока, что даёт возможность эффективно удовлетворять нужды водного транспорта и энергетики. В результате эти гидроузлы обеспечили выход современного глубоководного пути от Москвы на Волгу и Волго-Балтийский водный путь. Жигулёвский и Волжский гидроузлы являются наиболее крупными в каскаде, поэтому транспортное освоение волжской магистрали в районе созданных ими водохранилищ необходимо проанализировать подробнее. Как видно из таблицы 20, общий грузооборот на участке будущего Куйбышевского водохранилища вырос с 3 млн. т в 1940 г. до 5,7 млн. т в 1950 г., то есть в 1,9 раза. В перспективе он должен был увеличиться до 10,1 млн. т, или в 1,8 раза (по сравнению с 1950 г.) в 1956 г. и 13 млн. т, или в 1,3 раза (по сравнению с 1956 г.) в 1960 г. Если в 1940 г. и 1950 г. грузооборот важнейших портов и пристаней составлял 46 % всего грузооборота данного участка, то в 1960 г. он должен был достичь 65,2 % от общего. Главным фактором его роста стало значительное развитие промышленности в таких крупных портовых городах, как Казань, Ульяновск и особенно Ставрополь (ныне Тольятти – Е. А. Б.). В связи с образованием Куйбышевского водохранилища с глубинами до 40 м и высотой волн до 3,5 м коренным образом изменились условия судоходства и береговое хозяйство Министерства речного флота30. Были проложены новые судоходные трассы для большегрузных судов в условиях тяжёлого волнового режима – 689 км основных (на 50 км меньше, чем ранее) и 230 км дополнительных, организовано 15 портов – убежищ для укрытия судов во время шторма, возведены порты в гг. Казани, Ульяновске, Ставрополе и пристани для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, реконструированы судоремонтные заводы и т.д.31 Затраты на все мероприятия по водному транспорту в проектном задании определялись в 295,8 млн. рублей (в ценах 1950 г.), или 3,7 % от общей стоимости Куйбышевского гидроузла32. О большом значении участка водного пути Сталинград – Куйбышев свидетельствовал тот факт, что уже в 1949 г. грузооборот его портов превысил 10 млн. т, или 35 % от общего грузооборота по Волге33. К 1960 г. планировалось увеличение оборота грузов в них до 18 млн. т, или в 1,8 раза34. Общий объём перевозок должен был вырасти до 38,5 млн. т, из которых транзит составлял 57,1 % (см. таблицу 21). В качестве основных факторов, определявших увеличение грузоперевозок, указывались: 1) значительный рост промышленности и товарности сельского хозяйства на базе гидроэлектроэнергии; 2) высокая экономичность транзитных транспортировок через водохранилища; 3) введение в эксплуатацию Волго-Донского канала (доставка донецкого угля); 4) реконструкция Мариинской водной системы (прямая связь северо-запада с Волгой); 5) дальнейшее развитие перевозок, особенно хлеба, соли, хлопка, нефти и других товаров35. В процессе транспортного освоения Сталинградского водохранилища были осуществлены большие объёмы работ. Всего проложили 627 км основных и 60 км дополнительных судоходных трасс, создали 16 портов – убежищ, построили порты в гг. Волжском, Камышине, Саратове и 35 пристаней и т.д.36 Фактически на 1 января 1961 г. на транспортное освоение водохранилища было израсходовано 13,7 млн. рублей, или 1,6 % от сметной стоимости гидроузла, хотя по проекту намечалось 22,3 млн. рублей, или 2,5 %37. Куйбышевское и Волгоградское водохранилища являются частью магистрального водного пути, по которому проходит мощный транзитный поток верхневолжского, северного и уральского леса в южные районы и значительный обратный поток нефти, угля, хлопка, хлеба, соли и других грузов38. Кроме того, в прямом и смешанном водно-железнодорожном сообщении они имеют большое значение для транспортировки грузов из районов, тяготеющих к Волге. Сооружение в 1930 – 1980-е гг. гидроузлов Волжского каскада привело к образованию в Европейской части СССР единой водной системы речных путей с гарантированной глубиной 3,65 м почти на всём протяжении водохранилищ общей длиной около 4000 км39. Между тем до этого участок от г. Твери до г. Рыбинска был судоходным только в короткие промежутки времени, а выше Рыбинска транспортное сообщение отсутствовало. Ступенчатые глубины на Волге до зарегулирования составляли в среднем от 1,6 м на участке Иваньково – Горький до 2,5 м на участке Камское Устье – Астрахань40. Увеличение судоходного фарватера и его ширины в результате гидростроительства позволило значительно повысить размеры и тоннаж торгового флота. Так, стали эксплуатироваться суда грузоподъёмностью до 5 тыс. т и секционные теплоходы грузоподъёмностью 15 – 18 тыс. т (ранее тоннаж составлял не более 1 тыс. т), причём отпала необходимость в перевалочных базах41. До 1990-х гг. речной флот пополнялся специальными теплоходами грузоподъемностью до 20 тыс. т42. Канал Москва – Волга, Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы, а также Северо-Двинская система соединили Волгу с Балтийским, Белым, Азовским и Чёрным морями. Суда класса река – море получили возможность выхода в иностранные порты Балтийского, Северного, Средиземного, Чёрного и Каспийского морей. Московский транспортный узел вошёл в единую сеть внутренних речных путей. Планировалось, что суммарный грузооборот по Волге увеличится с 26,2 млн. т в 1940 г. и 21,7 млн. т в 1948 г. до 47,7 млн. т в 1955 г. и 62,2 млн. т в 1960 г., то есть всего в 2,4 раза43. Из представленных в таблице 22 данных следует, что грузопотоки в створах расположенных в Поволжском экономическом районе Куйбышевского, Сталинградского и Саратовского гидроузлов за период с 1962 г. по 1980 г. должны были вырасти соответственно с 23 до 60,9 млн. т (в 2,7 раза), с 23,1 до 49,7 млн. т (в 2,2 раза) и с 25,6 до 66,2 млн. т (в 2,6 раза). Но проектные прогнозы подтверждались далеко не всегда. Например, вместо намеченного грузооборота 13 млн. т в 1960 г. по Куйбышевскому водохранилищу в 1962 г. реально было зафиксировано 23 млн. т, то есть в 1,8 раза больше (см. таблицы 20 и 22). И наоборот, по Сталинградскому водохранилищу аналогичные показатели по тем же годам равнялись соответственно 38,5 млн. т и 23,1 млн. т, или в 1,7 раза меньше запланированного (см. таблицы 21 и 22). В целом в 1950 – 1980-е гг. наблюдалась устойчивая тенденция значительного роста перевозок грузов по волжскому пути. Общий грузооборот увеличился с 21,7 млн. т в 1948 г. до 300 млн. т в 1990 г., то есть в 13,8 раза, а перевозки пассажиров с 1930 г. по 1990 г. – с 19 млн. до 120 млн. человек, или в 6,6 раза44. С начала 1990-х гг. в результате спада производства в стране эти показатели резко сократились. Например, в створе Горьковского гидроузла объём оборота грузов с 1990 г. снизился более чем в 8 раз, а объём перевозок пассажиров сократился с 89,8 млн. человек в 1990 г. до 18,9 млн. человек в 1999 г., или в 4,8 раза, к 2002 г. увеличившись до 30 млн. человек45. Пока волжское судоходство не может успешно конкурировать с автомобильным и железнодорожным транспортом. И всё-таки на Волгу и её притоки по сведениям 1997 г. в среднем приходится около 70 % грузооборота речного транспорта России46. По оценкам энергетиков, удельный вес грузоперевозок по единой глубоководной системе России, в которую входят водохранилища каскада, в общем объёме всех грузов, перевозимых по внутренним водным путям, вырос с 60,1 % в 1988 г. до 65,6 % в 2005 г.47 Вместе с положительными факторами в практике волжского судоходства после образования крупных водохранилищ проявились и отрицательные. Например, П. Д. Буторов, А. М. Баранов, А. А. Лебедев и другие, анализируя опыт 10-летней транспортной эксплуатации Рыбинского моря, наряду с вышеперечисленными достижениями отмечали серьёзные трудности, препятствовавшие плаванию судов старого и нового типов: всплытие со дна порубочных остатков леса, неподготовленность к освоению малых рек, так как не были углублены подходы к их устьям, неизученность экономики района, новых грузопотоков, подъездных путей, отсутствие причальных устройств и т.д.48 Кроме того, озёрный характер новых судоходных условий и увеличившиеся скорость ветра и высота волн потребовали применения кораблей нового типа, а также сооружения портов – убежищ, которых в первое время не было. Аналогичные проблемы возникали и в процессе организации и эксплуатации и других волжских водохранилищ. Например, образование Волгоградского моря вызвало увеличение с 3,2 м до 3,65 м транзитной глубины судового хода, уменьшение скоростей течения с 75 км до 17 км в сутки (в 4,4 раза), появление озёрного характера плавания и волн высотой до 2,5 м и другие последствия, что потребовало коренную перестройку речного хозяйства, в том числе замену прежнего флота на суда большей грузоподъёмности и прочности, организацию портов – убежищ и многие другие мероприятия, повлёкшие большие финансовые расходы. Проектировщики не учли такой серьёзный фактор, как заиление дна водохранилищ, которое приводит к уменьшению гарантированных судоходных глубин и, возможно, в будущем сведёт к минимуму транспортное значение Волжского каскада. По оценке И. П. Мирошникова, толща отложений ила на глубоких участках Куйбышевского водохранилища около г. Ульяновска к 1997 г. достигла 7 – 8 м, и в перспективе глубина фарватера будет продолжать уменьшаться49.В-третьих, на основе электроэнергии ГЭС и больших запасов воды в водохранилищах обеспечить орошение и обводнение значительных площадей засушливых земельных угодий Поволжья. В проектной документации предусматривалось, что Куйбышевское, Сталинградское и Саратовское водохранилища будут являться источниками для крупных оросительно-обводнительных работ в Заволжье, Нижнем Поволжье и Прикаспии, включая районы Западного Казахстана. Куйбышевский гидроузел, полностью завершённый в 1958 г., создал предпосылки ирригации обширных районов Заволжья путём зарегулирования стока для Сталинградского гидроузла, повышения уровня воды и выработки электроэнергии, передаваемой по широкой сети ЛЭП в сельские районы. По оценке проектировщиков, 1,5 млрд. кВт/ч электроэнергии в год позволяли в будущем произвести орошение свыше 1 млн. га сельскохозяйственных земельных угодий, преимущественно в левобережных районах Куйбышевской и Саратовской областей50. Главными задачами этого мероприятия были придание сельскому хозяйству устойчивости против негативных явлений климата, резкое увеличение валовых сборов зерновых и кормовых культур и создание прочной кормовой базы для животноводства и повышение его продуктивности. Наибольшее ирригационное значение придавалось Сталинградскому гидроузлу, вступившему в строй в 1962 г. Дело в том, что Среднее и Нижнее Поволжье являлись крупнейшими зерновыми и животноводческими районами СССР, причём площадь сельскохозяйственных угодий, тяготевших к Сталинградскому водохранилищу, равнялась более 15 млн. га51. В 1950 г. планировалось, что после его образования в начале 1960-х гг. будет орошаться 1,2 млн. га и обводняться 11 млн. га засушливых земель в Поволжье и Прикаспии, причём большая часть приходилась бы на Саратовскую область и правобережную степь на Нижней Волге – соответственно 49,6 % и 54,6 % (см. таблицу 23). Между тем в 1949 г. в Нижнем Поволжье поливалось всего лишь 45 тыс. га52. В начале 1960-х гг. в долгосрочной перспективе предполагалось подвергнуть ирригации 2 млн. га земель в Заволжье, 600 тыс. га в Нижнем Поволжье и обводнить 6 – 7 млн. га в Прикаспии53. Кроме того, создаваемый плотинами ГЭС подпор позволял снизить высоту подкачки воды на орошаемые площади на 18 – 20 м. Гораздо меньшее значение в рассматриваемом аспекте придавалось Саратовскому водохранилищу, образованному в 1967 г. Оно должно было орошать 6,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 3,7 тыс. га пахотных и 3 тыс. га кормовых54. Но даже в 1971 г. строительство сравнительно небольшого количества запланированных оросительных систем не было закончено, что отрицательно сказывалось на восстановлении производства продукции сельского хозяйства, потерянной в результате затопления пойменных земельных угодий. В 1988 г. мощность электродвигателей на стационарных насосных станциях области составляла 700 тыс. кВт, или 51,5 % от средней установленной мощности Саратовской ГЭС55. По оценкам 1960-х гг., Поволжье располагало самым большим в стране фондом потенциальной ирригации – 8,2 млн. га56. Однако его освоение существенно отставало от намеченных планов. Так, в 1961 – 1970 гг. орошаемые площади выросли всего на 96 тыс. га и в итоге составили к 1 января 1971 г. 300 тыс. га, увеличившись по сравнению с 1965 г. на 72 %57. По другим сведениям, в 1968 г. в Поволжье орошалось около 170 тыс. га58. Очевидно, что медленное введение в строй ирригационных систем было обусловлено остаточным принципом финансирования сельского хозяйства в целом. В начале 1990-х гг. общая площадь орошаемых волжской водой земель в Поволжье составляла 2,1 млн. га59. Вместе с тем планы по обводнению так и не были осуществлены. В 2000 г. аналогичный показатель в Волжском бассейне равнялся 1,7 млн. га, в том числе 55,1 % в Среднем Поволжье и 43,4 % – в Нижнем60. В связи с общим экономическим спадом и выходом из строя ирригационных систем в течение 1995 – 2000 гг. площади орошения сельскохозяйственных угодий на этой территории сократились на 15 %, а забор воды в 1,7 раза61. Существенно отличаются от приведённых сведения В. В. Найденко. По его данным, в 2000 г. в республиках Марий Эл, Татарстан и Чувашия, а также Волгоградской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областях орошалось около 1,3 млн. га, или 4,4 % от общей площади сельскохозяйственных угодий, причём 10,2 % из них находилось в неудовлетворительном состоянии62. В конце концов намеченные проектные показатели ирригации, главной целью которой была компенсация продуктивности затопленных земель, не были достигнуты. Более того, выявились масштабные негативные последствия этого процесса. В 1977 г. главный инженер проекта Куйбышевской ГЭС Н. А. Малышев указывал: «При намеченном орошении земель в южных районах Европейской части СССР резко возрастёт отбор воды из водохранилищ каскада в летний период. По расчётам для нужд ирригации потребуется ёмкость большая, чем существует в созданных водохранилищах. Сработку значительного количества воды… в летний период допустить нельзя, так как это резко снизит эффективность гидроэлектростанций каскада»63. В связи с нехваткой водных ресурсов Волги для крупномасштабного орошения, а также целесообразностью стабилизации уровня Каспийского моря в 1950 – 1980-е гг. некоторые проектные организации разрабатывали грандиозный план переброски части стока северных рек в Волгу. Его первая очередь предусматривала перемещение воды рек Вычегды и Печоры в объёме 13 куб. км, а вторая – в размере 32 куб. км64. Однако в конце 1980-х гг. этот проект из-за больших издержек, главными из которых являлись серьёзные экологические проблемы, был заморожен. Из-за некачественного проведения мелиоративных работ и несоблюдения технологии полива значительная часть земельных угодий выведена из сельскохозяйственного оборота. Так, по данным Ф. Я. Шипунова, до 500 – 600 тыс. га орошаемых земель Волжского бассейна в 1988 г. были заболочены и засолены, а остальные потеряли прежнюю плодородность65. В качестве основных причин подобного положения дел учёный называл высокий базисный уровень грунтовых вод, вызванный гидростроительством, а также большой объём подачи воды для ирригации и отсутствие дренажа. Позже появилась другая точка зрения, в соответствии с которой засоление поливных земель не было непосредственно связано с образованием Волжского каскада66. По нашему мнению, одной из главных причин выхода из строя орошаемых сельскохозяйственных угодий, особенно в прибрежных районах, всё-таки являются водохранилища, обусловившие значительное повышение грунтовых вод и в результате подтопление и ухудшение плодородных свойств земель. Например, уже в 1971 г. в результате создания Саратовского водохранилища в гг. Сызрани и Хвалынске в районах подтопления погибли садовые насаждения, а эксплуатация защищённых от затопления дамбами Николаевского и Теликовского сельскохозяйственных массивов без работы дренажа и отвода поверхностного стока привела к подъёму уровня грунтовых вод, что повлекло за собой начало процесса засоления почв и в перспективе их выбывания из хозяйственного оборота67. ^ В-четвёртых, снабжать необходимым количеством воды индустриальные объекты и населённые пункты. Огромные волжские водохранилища с большими запасами пресной воды стали важнейшими источниками водоснабжения как промышленных предприятий, особенно химических, так и населения, в основном быстро растущих городов. Проектировщики отмечали: «О том, что местные источники водоснабжения рано или поздно становятся недостаточными для развивающегося народного хозяйства, свидетельствует история водоснабжения города Москвы… и ряда других районов и объектов. волжские и камские гидроузлы будут мощным государственным резервом для водоснабжения крупных городов и промышленных районов большой территории Европейской части СССР на длительную перспективу. Наличие водохранилищ позволит затем экономить средства, вкладываемые в гидротехнические водоснабжающие сооружения»68. Кроме того, создание волжских гидроузлов, имеющих регулирующих эффект, снижает затраты на борьбу с паводками, а также ущерб от них. Например, максимальный уровень Волги в половодье 1979 г. в створе Куйбышевского гидроузла был снижен на 1,9 м, а в створе Сталинградского – на 1,3 м69. Общий полезный объём 8 волжских водохранилищ равняется 68 км3, что позволяет им обеспечивать питьевой и технической водой население прилегающих территорий, промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Общий ежегодный забор воды из Волги и Камы составляет в среднем 25 км3, из которых 3 – 4 км3 расходуется безвозвратно70. Также они служат бассейнами – охладителями для атомных и тепловых электростанций. Основным иВыводы. Главной задачей Волжского каскада гидроузлов было снабжение большим количеством электроэнергии промышленных районов Центра, Поволжья и Урала. Наибольший вклад в её производство вносят Волжская, Жигулёвская и Саратовская ГЭС (84,2 % от общего количества энергии каскада), находящиеся на территории Поволжского экономического района. В течение 1937 – 1986 гг. среднегодовая выработка энергии постоянно увеличивалась, особенно в 1958 – 1962 гг., когда на полную мощность заработали Куйбышевский (Жигулёвский) и Сталинградский (Волжский) гидроузлы. Производство электроэнергии на ГЭС интенсивно увеличивалось в 1937 – 1950 гг., достигнув пика в 1958 – 1962 гг. В дальнейшем прирост резко снизился и после 1986 г. стабилизировался. В общей генерации электроэнергии в стране удельный вес Волжского каскада до 1962 гг. постоянно повышался, составив в итоге 6,4 %. С 1971 г. он упал до 2,8 %, а в 1986 г. – до 1,9 %. Затем удельный вес увеличился до 3,5 % в 2000 г., к 2007 г. снизившись до 3,1 %. Здесь отмечаются почти те же тенденции, что и при сравнении аналогичного показателя с общей выработкой электроэнергии на ГЭС. Если в 1937 – 1962 гг. наблюд