4.1. Нормативность литературного языка Литературный язык – это язык литературы, публицистики, печати, государственных органов, образования? Язык нормированный, общепринятый, научно обоснованный. Формируясь в письменной сфере, литературный язык оказывает нормализующее воздействие и на стихию устной речи. Немаловажное его свойство – адекватность другим языкам, соотнесенность с ними, что обеспечивает возможность перевода. Литературный язык определяется как наддиалектная форма. Необходимость твердых норм, строгих и обязательных осознана как средство защиты литературного языка от разрушающего влияния диалектов – территориальных и профессиональных, просторечия, жаргонов. В ряде стран мусульманского мира долгие столетия литературным языком служил арабский, в странах Европы, например, во Франции, - латынь. В России русский язык формировался на основе славянского, он признан языком литературы и образования в 18 веке, а так называемый современный литературный язык ведет историю от эпохи А.С. Пушкина. Несмотря на постоянные обновления, литературный язык той эпохи понятен нашим современникам и в основном служит образцом. Становление литературного языка породило понятия и правила нормы: в области произношения, словообразования, словоупотребления, формообразования. Норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. В России нормированный литературный язык не оказался чужд регионам вследствие того, что в основу лег говор Москвы, той территории, где сталкивались северо-русские и южно-русские диалекты. Важный фактор развития литературной нормы – ее отношение к другим языкам: к французскому (18-19 вв), к английскому (20в.), немецкому, древнегреческому, латыни. Каналы взаимодействия языков – прямые контакты, наука, литература. Языковая норма охранительна, но в некоторых случаях – снисходительна: окказиональные слова, в немалом количестве созданные поэтами И. Северянином, В. Маяковским, М. Цветаевой нормой не стали, но и препятствий не встречали. Они доказали возможность создания новых слов. Нормы литературного языка обладают как устойчивостью, так и изменчивостью. «Речевой обычай» (узус) в произношении, манере говорить, начертании букв, выборе слов, сочетаемости позволяет с точностью до 2-3- десятилетий определить возраст документов, рукописей, писем. Особенно чутки к историческим изменениям этикетные слова: приветствия, прощания, извинения, благодарности. В становлении речевой нормы решающая роль принадлежит общему мнению. Орфоэпическая норма – произносительная норма. Человек овладевает ею, по преимуществу, опираясь на языковое чутье, в раннем детстве под влиянием речи, звучащей в семье. Основные фонетические средства усваиваются ребенком до 5 лет, но полная дифференциация звуков может задержаться до 8-9- лет. В условиях билингвизма (способность не только говорить, но и мыслить на двух языках) серьезным нарушением произносительной нормы бывает акцент. Орфоэпия в общем обеспечивает единообразие звукового оформления устной речи. Эталоном до недавнего времени служила сценическая речь, однако в последнее время повышается роль телевидения. В современной орфоэпии выделены следующие разделы: произношение согласных и гласных звуков(оглушение, уподобление согласных, редукция гласных) Глухость-звонкость Твердость-мягкость, Долгота-краткость. Акцентология – норма ударения в слове. Ударение в русском языке разноместно, обладает подвижностью и неподвижностью, в отличие от многих других языков: в польском ударение всегда ставится на предпоследнем слоге, во французском – на последнем, а в английском языке, в основном, – на первом слоге. Акцентологическую норму проверяют только по словарям. Все усваивается в практике аудирования и говорения, достигая автоматизма. Лексическая норма – это точная закрепленность семантики слова, учет исторических процессов в лексике (слова и значения устаревают, появляются новые). Запас языка огромен: судя по словарям, общеупотребительная лексика русского языка насчитывает около 430 тыс. ед., плюс единицы значений за счет многозначности слов, научная терминология, профессиональная лексика, топономика (географические названия), имена, фамилии и др. По очень осторожным подсчетам, в языковой памяти современного образованного человека хранится не менее 200 тыс. лексических единиц (на всех уровнях языка) родного и изучаемых языков. Это с одной стороны способствует выбору слова, адекватного замыслу, а с другой - затрудняет его. Правила лексики: Нужно выбирать точные, оригинальные слова, нельзя повторять одни и те же, хотя именно они становятся активными. По мнению Павлова, их тонус выше. Общий словарь современного человека - около 9 тысяч слов. Пассивный словарь включает не только те слова, которые человек употребляет, но и те, которые он понимает, не используя в речи. Активный словарь современного человека (те слова, которые используются в речи) составляет около 3 тысяч слов. Нужно выбирать уместные слова, на основе коммуникативной целесообразности, учитывать фактор адресата. Нужно учитывать сочетаемость слов. Каждое знаменательное слово обладает способностью соединяться лишь с некоторыми словами, образуя синтаксические пары - словосочетания. Слова обладают разной валентностью. Например, можно сказать высокий, заслуженный авторитет, нельзя сказать – почетный авторитет. Грамматическая норма. Ее требования касаются точного соблюдения систем склонения имен, спряжения глаголов, построения словосочетаний и предложений. Грамматические механизмы усваиваются ребенком практически в возрасте от полутора до пяти лет на основе аналогий форм и значений. Но все отклонения от закономерностей, исключения из правил – все, что выходит за рамки системности дается детям и взрослым с большим трудом. Примеры сложностей грамматической нормы: Двоякие формы мн. числа имен существительных: килограмм баклажан предпочтительнее, чем килограмм баклажанов. Колебания в роде имен существительных: бакенбард или бакенбарда. Колебания в суффиксах образований женского рода: дояр-доярка, преподаватель- преподавательница. Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Таким образом, нормативность литературного языка обеспечивает его стабилизацию, преемственность и богатство. Владение нормами литературного языка – необходимый признак формирования языковой личности современного человека. 4.2. Практические задания к семинару по нормативности литературного языка1. Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы – чистоговорки. Многократное, отчетливое проговаривание чистоговорок позволит улучшить произношение. Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Соньку с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, все – в сугроб! Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки. В Чите течет Читинка.2. Акцентологическая норма является одной из самых сложных. Приведите примеры однокоренных слов с подвижным ударением и неподвижным ударением.3. Проверьте свою акцентологическую грамотность, расставив ударение в следующей группе слов: августовский, агент, алфавит, аристократия, асимметрия; баловать, безудержный, боязнь; вероисповедание, возбуждённый, воспроизведённый, втридорога; давнишний, двоюродный, дефис, диалог, договор, договорённость, донельзя, дремота; каталог, квартал, класть, клала, красивее; маркетинг, мастерски, мельком, менеджмент, мизерный, мышление; откупорить, соболезнование, созыв, сосредоточение, средство, мн. средства; таможня, танцовщица, умерший, усугубить, феномен, ходатайствовать, цемент; экскурс, эксперт, звонишь.4. Дикторский тренинг позволит оценить вашу орфоэпическую и акцентологическую грамотность. Прочитайте вслух тексты, выдерживая паузы, правильно расставляя ударения, используя уместную интонацию. ^ Текст 1: «Новогодние торжества во Вьетнаме»Праздник Нового года — Тэт Нгуен Дан (Праздник первой утренней зари) или Тэт Ка (Самый главный праздник) — для каждого вьетнамца всегда был и остается самым большим праздником года. Уже в самом названии как бы подчеркивается его важность, пер-востепенность в системе календарных праздников годичного цикла. Как утверждают сами вьетнамцы, в Европе нет ни одного аналогичного по значению праздника, который занимал бы такое же место в жизни каждой семьи и всего общества в целом. Являясь самым древним, самым веселым, самым щедрым на краски праздником, Тэт насыщен глубоким философским смыслом. «Тэт первого месяца проводят дома» — так говорят во Вьетнаме, и поэтому праздник Нового года — прежде всего семейный праздник. Согласно обычаю, где бы ни был человек, какого бы он ни был ранга и какой профессии, он мечтает провести Новый год в кругу своей семьи, встретиться с родными и близкими, преклонить колени перед алтарем предков, посетить общинный дом, обновить могилы, поставить перед домом новогодний шест, почистить и подправить колодец, пожить эти несколько дней «на своей земле», в своей деревне, на своей родине. В новогодние дни городские жители устремляются в родную деревню, чтобы их дети познакомились со своими родственниками, ибо вьетнамская пословица гласит: «Пьешь воду — помни об источнике». В душе каждого вьетнамца воспоминания о Тэте — это воспоминания о самом прекрасном, самом счастливом времени его жизни, потому что это воспоминания о детстве».(Из книги «Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии». — М.: Наука, 1993.)Текст 2: Война - это возвращение человечества в первобытное состояниеВсе-таки прав мудрец Лев Толстой: война — это преступление против разума. И если люди приучились именно на войне проявлять свои лучшие качества: мужество, выносливость, товарищество, беззаветное служение Родине и народу, — преступление это двойное. Оно еще и против человечества, человечности, ибо все эти прекрасные сами по себе качества даны человеку Богом и природой совсем для других дел — для любви к ближнему своему, для жизни, созидания на земле, а не для разрушения того, что сотворено и дано человеку Создателем. Два страшных авантюриста, захваченные идеями завоевания мира, вовлекли два великих народа в кровопролитную войну, В результате проиграли и они, и весь мир, жизнь обесценилась еще больше. Земельные ресурсы подорваны, по земле мутной волной катятся обнищание, безверие, жажда сиюминутных благ и удовольствий. Человечество, сбитое войной с нормального пути, слепо, бездумно и весело катится к пропасти. Веселого на войне было мало. А если и было, то это «веселье» примитивного человека, обреченного существовать на грани животного, прячущегося от смерти в земляной норе. Горькое же и страшное вспоминать тяжело, а писать о войне — совсем занятие тяжкое, неблагодарное, работа на износ».(Виктор Астафьев 1996.)5. Подберите общее прилагательное к следующим существительным: место, прием, халат; глаз, меч, язык; башня, душа, гора; идея, почва; подъем, нрав; личность, комната, голова; опыт, плод, лекарство, истина; зависть, кошка, дыра; коридор, рубль; логика, маска, воля; луг, поросенок; древность, борода; характер, деньги; талант, пятно; дуб, почерк; родня, дорога; смех, месяц, окунь.6. Подберите общее прилагательное ко всем данным существительным: Сон, капуста, галстук, фотография; Река, дорога, ход, ветка; Ответ, план, речь, расписание, взаимодействие; Номер, представление, манеж, слон, клоун; Дом, человек, стройка, замысел, план, пир, горе; Взгляд, воззвание, желание, призыв; Вопрос, взгляд, тон, улыбка; Друг, океан, шум, звук, пение, раскат; Мундир, покрой, грузовик, сапог, штаб; Житель, вид, простор, двор, достаток; Хор, одеяние, служба, свеча, календарь.^ 4.3. Лингвопсихологический тест «Оценки коммуникативных умений» Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.^ Тест 1.Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.Варианты ситуаций Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл. Собеседник всегда старается опровергнуть меня. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться, Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 13.Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен. Собеседник делает выводы за меня. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая. 18.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты. Собеседник часто глядит на часы во время разговора. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня. 24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное. 25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом:" Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?"^ Интерпретация результатов Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.70%-100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.40%-70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.10%-40% — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.^ 0%-10% — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.Тест 2:Инструкция: "На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются": "почти всегда" — 2 балла; "в большинстве случаев" — 4 балла; "иногда" — 6 баллов; "редко" — 8 баллов; "почти никогда" — 10 баллов.Список вопросов: Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам? Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению? Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость? Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего? Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом? Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости оттого, кто Ваш собеседник? Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы? Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы? 10.Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?Интерпретация результатов Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.^ 4.4. Лингвистический тестЧто такое литературный язык? Нормированный, общепринятый, научно обоснованный. Язык некоторых литературных произведений. Язык литературы, публицистики, печати, государственных органов, образования.Что такое норма литературного языка? Правила произношения. Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Правила чтения.Каких элементов языка касается орфоэпическая норма? Звуков, Морфем, Слов.Какой особенностью обладает акцентологическая норма русского языка? Неподвижностью Разноместностью ПодвижностьюЧто такое лексическая норма? Точная закрепленность семантики слова Учет исторических процессов в лексике Употребление слова в контексте6. Укажите, в каком ряду все сложные слова ищутся слитно: (выше)названный, (борт)механик, (бюджетно)фннансовый (по)братски., (социально)опасный, (бетоно)мешалка голубо(глазый), (свеже)вскопанный, (фото)камера (себя)любие; (северо)кавказский, (киловатт)час7. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно (не) спрягаемый глагол, знак (неравенства, (не)намерен молчать (не)зрелый плод, скрытая (не)приязнь, афиши (не)расклеены (не)приступная крепость, возможны всякие (не)ожиданности, (не)вдомёк устал с (не)привычки, (не)слышно и шума городского, ничего (не)понимающий8. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно. Смирись Кавказ: идёт Ермолов. Эта дама ленивая и медлительная. Говори не говори, толку не будет. Ни гром, ни молнии, ни ливень: ничто уже не могло испугать мальчика.9. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН. ране...ый, серебря...ый, причеса...ый да...ый, иллюстрнрова...ый, деревя...ый журавли...ый, мужестве...ый, выкраше...ый утре...ий,. несчаст...ый, оловя...ый10. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой. Он не шутя сердился, когда об этом намекали. То и дело легкие тучки похожие на пушистые комки ваты набегали на светлый круг луны и вдруг окрашивались причудливым золотым сиянием. Небо звезды роняет без шума над умолкшей заснеженной чащей.11. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении: Они занимали весь нижний этаж старого и неприглядного деревянного дома в той части Канзас-Сити, что лежит к северу от Бульвара независимости и к западу от Пруст-авеню. мужского, среднего, женского12. В каком ряду все подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы? современные донкихоты, Заполярье ,древняя Русь, в стиле ренессанса,австралийские Альпы, курган Славы,северная Пальмира, марийский государственный педагогический институт.13.Укажите предложение с грамматической ошибкой В Болгарии было создано около двухсот пятидесяти промышленных комплексов. В магазине ДОМО вы можете купить пылесос «Rolsen» мощностью тысячу триста ватт. Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, расположенный на живописной реке, привлекает много туристов.14. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением: прил...пипъ, об...щающий, изв...нение знам...нитый, зв…неть, гал...рея в...ликолепный, м...лькать, през...дент правильный, объед...нение, нач...натъ15.Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН: таинстве...ый, избалова...ый, безветре...ый витри.. .ый, краше... ая (маляром),штопа...ый построе...ый, посажё...ый (отец), медле...ый стари...ый, серебря...й,мужестве... ый16. Укажете неверный вариант записи: (в скобках даны фамилии в Им.п.) Документы для... Андрея Чуткого (Чутких), Марины Радченко (Радченко) , Виктора Долгих (Долгих), Светланы Пугач (Пугач).17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: три девушки, ляг на кровать, сорок граммов, скучаю по вам.18. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов а[б]ревиатура, клар[нэ]т, ти[рэ] а[б]ревиатура, клар[н'] эт, ти[рэ] а[б]ревиатура, клар[н'э]т, ти[р'э] а[бб]ревиатура, клар[н'э]т, ти[рэ]19. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? зубчатый, донельзя, закупорить лубочный, лассо, квашение коклюш, засуха, малец позвонит, удобнее, балуюсь^ 4.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам: Что общего в словах «грамотность», «грамматика» и «гламур»? С чем связано уменьшение грамотности в настоящее время? Можно ли повысить грамотность, если знать историю языка, этимологию слов? Какими словарями надо пользоваться, чтобы проверить свою грамотность? Какую роль в грамотности играет знание иностранных языков? Современные лингвистические словари. Лексический анализ модных слов. Анализ разговорной речи участников теле-шоу с точки зрения нормативности литературного языка. Анализ публицистической речи ведущих информационных телепередач с точки зрения нормативности литературного языка. Анализ научной речи студента, защищающего курсовой проект с точки зрения нормативности литературного языка.