Реферат по предмету "Финансы"


Особенности внебюджетных фондов

--PAGE_BREAK--
К числу основных социальных  рисков относятся:

— риски утраты трудоспособности с возрастом;

— риски утраты трудоспособности по инвалидности;

— риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды; болезнь детей и т.п.);

— риски потери  работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

— риски заболеваний и  ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работ­ника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств су­ществования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государ­ство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступле­нии страхового случая. [5]

Задачи социальных вне­бюджетных фондов

С помощью государственных социальных вне­бюджетных фондов можно решать ряд задач:

— оказывать социальную помощь и услуги населению пу­тем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;

— обеспечивать восстановление и сохранение трудоспо­собности человека;

— оказывать социальные услуги населению путем финан­сирования учреждений социальной инфраструктуры;

— финансировать пенсионное обеспечение.[5]

         В большинстве развитых стран к числу социальных внебюджетных фондов относятся пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования. Создавая эти фонды, государство тем самым выстраивает целую систему пра­вовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения матери­ального или социального положения работника вследствие при знания их безработными, трудового увечья или профессиональ­ного заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременнос­ти, родов, потери кормильца, а также наступления старости, не­обходимости получения медицинской помощи, санаторно-курорт­ного лечения и т.п.

В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» с  1991 г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась цель «разгрузить» бюджет от существенной доли со­циальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001 г. один из соци­альных внебюджетных фондов — Государственный фонд занято­сти населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существо­вать в качестве  самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом. [11]

Общие черты социальных внебюджетных фондов

Каждый из социальных внебюджетных фондов имеет свои осо­бенности как при формировании, так и при использовании средств, сосредоточенных в них. Однако всем этим фондам при­сущи следующие общие черты:

1) государственное регулирование системы обязательного со­циального страхования;

2) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от фи­нансового положения страховщика;

3) государственные социальные внебюджетные фонды являют­ся общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

4) для всех фондов характерен единый механизм их формиро­вания, который предусматривает получение доходов от относи­тельно надежной облагаемой базы — фонда оплаты труда. Это не только обеспечивает привлечение необходимых финансовых ре­сурсов, но и создает надежный механизм самоиндексации дохо­дов фондов. Такой механизм особенно эффективен в условиях нестабильной экономики и высокой инфляции;

5) отчисления осуществляют работодатели от всех сумм опла­ты труда, выплаченной работникам. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их;

6) все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные суммы страховых взносов являются возратными. Правда, при ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не воз­ращаются (как это бывает часто при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в кон­кретной социальной помощи. [14]

Принципы функционирования социальных внебюджетных

К основным принципам функционирования социальных внебюджетных фондов относится:

1. всеобщность, так как охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности и места проживания;

2. необлагаемость налогами;

3. общедоступность;

4. гластность. [12]

Социальные внебюджетные  фонды — ресурсы, предназначенные для оказа­ния социальных услуг населению. Рост численности лиц наем­ного труда в результате развития производства, увеличение раз­рыва в интересах различных социальных групп общества, вы­званное НТР, общее постарение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального стра­хования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в пять-шесть раз. Рост объема социальных фондов дает возмож­ность повысить социальные выплаты.

Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Став­ка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в про­центах независимо от величины дохода. При этом предусматри­вается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В одних стра­нax (ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков в других (Великобритания, Франция) — разные. В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей — в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максималь­ной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифици­рованных работников в компании, чем выше их заработная пла­та, тем меньше отчислений производят они в социальные фон­ды. Крупные компании платят относительно меньше в социаль­ные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к из­держкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен нa товары. В странах действует либо один взнос по всем видам страхования (Великобритания), либо несколько (ФРГ), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг.

В США, к примеру, предприниматели и застрахованные уп­лачивают страховые взносы по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% — на бесплат­ную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка предпринимате­лей равна 8,45% при максимальном облагаемом доходе около 45 тыс. долл., тогда как для застрахованных она — 7,65%.

В Германии предприниматели и работающие по найму также уплачивают одинаковые ставки взносов в социальные фонды. Однако самостоятельные ставки действуют для фонда пенсион­ного страхования, фонда страхования по болезни, фонда страхо­вания от несчастных случаев. Так, ставка взносов в фонд пенсионного страхования установлена для застрахованных и предпринимателей в размере 9,5% к фонду зарплаты. [6]

До 1 января 2001 г. государственные социальные внебюджет­ные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, а их взиманием занимался каждый отдельный фонд. Считалось, что такая система имеет свои недостатки.

Прежде всего полагали, что наличие большого количества фон­дов создает неудобства для плательщиков взносов. С точки зре­ния интересов плательщиков, было бы целесообразно зачислять средства на единый счет, с которого потом осуществлялись бы расчеты с фондами по установленным для них нормативам.

Для прежней системы государственных социальных фондов характерна была также распыленность контроля за правильностью расчетов по платежам. В связи с этим было высказано предложе­ние о сосредоточении функций по сбору и контролю платежей в системе налоговых органов. [9]
Единый социальный налог (ЕСН)

Учитывая приведенные аргументы, начиная с 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос). Идея единого соци­ального налога возникла еще в 1998 г., когда МНС России пред­ложило ввести для фондов единую налогооблагаемую базу и пе­редать функции учета и контроля одному ведомству, сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными и были ре­ализованы только в 2001 г.

С введением единого социального налога государственные вне­бюджетные фонды сохранились. Сегодня этот налог отчисляется в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обя­зательного медицинского страхования. Был ликвидирован лишь Фонд занятости (средства в этот фонд поступают за счет отчисле­ний от налога на доходы физических лиц). Для всех фондов была установлена единая налогооблагаемая база. Тариф страховых взно­сов 26%, сократилась отчетность, был вве­ден единый порядок применения финансовых санкций.

С 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ Налоговые органы:

— проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия нало­гового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов по платежам в государственные социальные внебюджет­ные фонды;

— осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм еди­ного социального налога;

— взыскивают суммы недоимки, пеней, штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовав­шиеся на 1 января 2001 г.

Плательщиками налога признаются:

1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам;

2) индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермер­ские) хозяйства, адвокаты.

Не являются налогоплательщиками организации и индивиду­альные предприниматели, переведенные на уплату налога на вме­ненный доход для определенных видов деятельности, в части до­ходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Объект налога, а также налогооблагаемая база определяются по­ -разному, в зависимости от вида плательщика. Однако в целом объек­том налогообложения выступают все выплаты, начисляемые рабо­тодателем в пользу работника, включая выплаты в натуральной форме; в виде материальной помощи, материальной выгоды и т.п.

Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложе­нию:

1)государственные пособия, выплачиваемые по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам;

 2) все виды компенсационных выплат, предусмотренных зако­нодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья; бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг; оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, обо­рудования и т.п.; компенсации за неиспользованный отпуск; рас­ходы по повышению профессионального уровня работника; тру­доустройство работника в связи реорганизацией или ликвидаци­ей организации и др.);

3)суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателям работникам в связи со стихийными бедствиями, пострадавшим от террористических актов; членам семьи умершего работника;

4) суммы полной или частичной компенсации стоимости пу­тевок в расположенные на территории  РФ  санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые работодателями своим работникам и членам их семей, за счет средств, оставших­ся после уплаты налогов на доходы организаций;

5) суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые работникам, направленным на работу за границу;

6) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, по­лучаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сель­скохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в те­чение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

7) суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования своих работников (пенси­онное, социальное, медицинское и т.п.) за счет средств, оставших­ся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организа­ции;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательны­ми комиссиями;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдавае­мых работникам бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

10) суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садовод­ческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно­-строительных кооперативов лицам, выполняющим работы для указанных организаций;

11) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем ли­цам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза при условии, что они про­изводятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

14) доходы, не превышающие 2000 руб., направляемые на вып­лату работникам материальной помощи, уволившимся в связи с выходом на пенсию, или оплату медикаментов.

В ст. 239 части второй Налогового кодекса РФ определен так­же круг организаций, которые освобождаются от уплаты единого социального налога. В основном это организации инвалидов.

         Ставка единого социального налога является регрессивной, т.е. она уменьшается по мере того, как возрастает налогооблагаемая база. Выделяют четыре налоговых базы — до 100 000 руб. на каж­дого работника нарастающим итогом с начала года; от 100 001 руб. до 300 000 руб.; от 300 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. Для каждого из социальных внебюджетных фондов определяют­ся своя ставка и своя степень регрессии. Ставки единого социаль­ного налога зависят также от вида плательщика — работодатели; крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства малочисленных народов Севера; индивидуальные предприниматели, адвокаты.           

        В целом создание самостоятельных социальных внебюджетных фондов в России в 90-е гг. сыграло положительную роль, посколь­ку это позволило в первую очередь снять зависимость обеспече­ния социальной сферы от бюджета, дефицит которого негативно сказывался на отраслях, финансируемых в сметном порядке. Был фактически сведен к минимуму остаточный принцип финансиро­вания социальной сферы. Однако выделение средств в самостоя­тельные внебюджетные фонды не решило всех проблем. Сегодня средств для социальных программ все также не хватает.

В связи с этим выделение в качестве самостоятельных государ­ственных социальных внебюджетных фондов не получило одно­значной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных соци­альных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджет­ной. В связи с этим было бы достаточно принять законодатель­ные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать це­левые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось бы создавать автономные фонды.

Сторонниками консолидации внебюджетных фондов в систе­ме бюджетов выступают преимущественно представители прави­тельственных, в частности финансовых и налоговых структур, которые исходят прежде всего из соображений фискального по­рядка. Согласно их точке зрения, преимущественно консолидации средств внебюджетных фондов в бюджетной системе страны зак­лючаются в предотвращении образования в одних фондах излиш­них средств наряду с нехваткой их в других. Значительно упрос­тилась бы и процедура централизации избыточных средств этих фондов, образовавшихся в отдельных регионах.

Противники консолидации, напротив, считают, что ни в коем случае нельзя объединять внебюджетные фонды с бюджетом. По их мнению, при устойчивом дефиците федерального бюджета со­храняется реальная опасность нецелевого использования средств социальных внебюджетных фондов, неполного осуществления со­циальных платежей, гарантируемых государством. Еще одной причиной возражений против бюджетной консолидации является то, что в составе бюджета у социальных фондов не будет воз­можности получать проценты от размещения временно свободных средств, ценных бумаг. А это усилит зависимость от общеэконо­мической конъюнктуры. Наконец, полная  централизация средств фондов в федеральном бюджете приведет к ослаблению функций региональных органов управления в социальной сфере, усложнит их работу.

Наличие разных мнений свидетельствует о том, что внебюджет­ные социальные фонды как экономический субъект государствен­ной финансовой системы не являются однородными и не обла­дают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недо­статками по сравнению с бюджетной формой ее существования. [14]

Особенности функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации

Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд российской Федера­ции (ПФРФ). На его долю в настоящее время приходится более 80,6% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды. Исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ в 2007 г. пока­зало, что его доходы составили более 1,9 триллиона рублей, предполагается, что доходная часть бюджета ПФР на 2008 год утверждается в сумме 2,6 трлн рублей (сейчас — 2,55 трлн рублей), на 2009 год — 2,91 трлн рублей (сейчас 2,8 триллиона рублей); на 2010 год — 3,5 триллиона рублей (сейчас 3,36 трлн рублей). За счет этих средств в России получают государственные пенсии более 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.[1]

Цели и задачи фонда

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постанов­лением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях госу­дарственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-­кредитным учреждением, наделенным статусом юридического лица, подотчетен Правительству РФ и осуществляет деятельность на основе и в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, оп­ределяющим задачи и функции фонда, а также регламентирующим его оперативную деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ.

ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке установленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности.

Управление финансами государственного пенсионного обеспече­ния предусматривает:

—  целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также фи­нансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим зако­нодательством о пенсионном обеспечении в РФ;

—  организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граж­дан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие тру­дового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;

—  капитализацию средств ПФРФ, а также привлечение в него добровольных взносов;

—  контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФРФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

—  организацию государственного банка данных по всем категори­ям плательщиков страховых взносов ПФРФ;

—  изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законода­тельные органы власти предложений по ее совершенствованию;

—  проведение научно-исследовательской работы в области госу­дарственного пенсионного страхования;

—  разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФРФ.

Пенсионный фонд России может принимать участие в финанси­ровании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

В соответствии с действующим законодательством доходы Пенси­онного фонда Российской Федерации формируются за счет:

— части единого социального налога (20%);

—  ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан их семей; 

— средств, возмещаемых ПФРФ Государственным фондом заня­тости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безра­ботным;

— средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

— добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений. [11]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.