Реферат по предмету "Разное"


28. Общение. Ошибки восприятия

План28. Общение. Ошибки восприятия28.1. Общение: понятие, структура, виды, средства, функции28.2. Трансактный анализ общения (Э. Берн)28.3. Структура общения28.3.1. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия28.3.2. Коммуникативная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация.Трудности межличностного общения28.3.3.Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группе=====================================================================^ 28. Общение. Ошибки восприятияТалантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие. Лабрюйер^ 28.1. Общение: понятие, структура, виды, средства, функцииЧеловек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Изучением того, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, как социальные условия влияют на поведение людей, занимается социальная психология. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией по­знавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе ко­торого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (что составляет структуру общения): перцептивная сторона общения включает процесс восприятия, познания и понимания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе определенных межличностных отношений, взаимопонимания; коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств; интерактивная сторона заключается в обмене действиями, т.е. в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника). Т.е. происходит восприятие – коммуникация – взаимодействие. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практическим психологическим умом», «коммуникабельностью».Виды общения: 1. «Контакт масок». 2. Примитивное общение. 3. Формально-ролевое общение. 4. Деловое общение. 5. Духовное (межличностное общение друзей). 6. Манипулятивное общение. 7. Светское общение.Д/з: Столяренко, стр. 395-396.Следует различать стратегии общения, тактику общения и технику общения. Стратегия общения – способ достижения сложных целей, дает знания коммуникативного поведения в тех или иных ситуациях (стратегии открытого-закрытого общения, монологического-диалогического общения, ролевого-личностного общения).^ Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками, приемами и на основе знания правил общения.^ Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений (говорить, слушать) и средств.При исследовании общения в нем выделяют также содержание, цель, средства, функции.Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человечес­кое общение многопредметно и носит самый разнообразный ха­рактер, по своему содержанию оно может быть представлено как: • материальное — обмен продуктами и предметами деятель­ности; • когнитивное — обмен знаниями; • деятельное — обмен действиями, операциями, умениями; • кондиционное — обмен психологическими или физиологиче­скими состояниями; • мотивационное — обмен побуждениями, целями, интереса­ми, мотивами, потребностями. Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид ак­тивности. Цели общения могут быть самыми разнообразными. Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении. Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим спо­собом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека. Исчерпывающую классификацию по целям общения дать слож­но, учитывая все многообразие потребностей человека (соци­альных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди всту­пают в общение. Средства общения — это способы кодирования, передачи, перера­ботки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представ­ленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикос­новениями и т.д. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнеде­ятельности и духовных устремлений. В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникатив­ная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.^ Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в осно­ве которой лежит восприятие и понимание другого человека, парт­нера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфичес­ки человеческих эмоций возникает и развивается в условиях об­щения людей — происходит либо сближение эмоциональных со­стояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослаб­ление.^ Информационно-коммуникативная функци^ Психологические механизмы восприятия и пониманияВ постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоцио­нального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь вос­приятие и понимание партнера происходят на другой основе.^ Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являютс^ Вербальная коммуникацияВербальная коммуникация осуществляется посредством речи, или языка. Язык можно определить как систему знаков, имеющих смысл. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков (слов), включающих два принципа — лек­сический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл сообщения. Речь прежде всего подразделяется на внутреннюю, т.е. разговор человека мысленно с самим собой, через который осознаются мо­тивы его поведения, планируется и управляется деятельность и т.д., и внешнюю, направленную на партнера по общению (рис. 2).Рис. 2. Виды речиВнешняя речь существует на основе внутренней. Перевод со­держания внутренней речи во внешний план связан с возникно­вением трудностей проговаривания вслух (вспомним устные ответы студентов, где наглядно видны эти трудности). Внешняя речь представлена в двух формах: устной и письменной.^ Устная речь: • это речь звучащая, в ней используются система фонетиче­ских и просодических7 средств выражения; • она создается в процессе говорения; • для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, повторы, незаконченность выражения мысли).^ Письменная речь: • это речь, графически закрепленная; • она может быть заранее обдумана и исправлена; • для нее характерны некоторые языковые особенности (пре­обладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных пред­ложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов). Устная речь отличается от письменной, что нужно учитывать в процессе общения. Отличие заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее чи­тает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают — все это может по­влиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой ре­акции. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возмож­ность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его. Различен характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во вре­мя чтения всегда есть возможность перечитать непонятное мес­то, проверить правильность понимания. Поскольку устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена и органи­зована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Различия между письменной и устой речью заключаются так­же и в том, что произнесенное, сказанное недолговечно, сохра­няется в памяти лишь частично, а написанное может долго сохра­няться, о чем говорят пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»; «Что написано пером — не вырубишь топором». Культура речевого общения включает в себя прежде всего свобод­ное владение языком: умение четко и ясно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Речевая культура в общении выражается также в оценке уров­ня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, что­бы обращаться к собеседнику на понятном для него языке, ори­ентироваться на собеседника. В книге В. Зигерта и Л. Ланг «Руководить без конфликтов» выделяются типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые не позволяют донести свою мысль до собеседника. Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседни­ка, то мы: • не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем а говорим спонтанно, надеясь, точнее, требуя, чтобы другие поняли нас; • из-за небрежности или неуверенности не выражаем своих мыслей точно, поэтому они приобретают двусмысленность; • говорим слишком длинно, так что к концу нашего высказывания собеседник уже не помнит, что было в начале; • продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.^ Потеря и искажение смысла информации. В процессе вербаль­ной коммуникации даже при условии ориентации на партнера по общению неизбежно происходит частичное искажение информа­ции, частичная ее потеря. Очевидно, что сам процесс словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождают деформацию смыс­ла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем8 (рис. 3). При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. На каждом этапе происходят потери информации и ее искаже­ние. Величина этих потерь определяется и общим несовершен­ством человеческой речи, невозможностью полно и точно вопло­тить мысли в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь», и наличием или от­сутствием доверия к собеседнику, и личными целями, устремле­ниями (когда желаемое принимается за действительное), и совпа­дением или несовпадением словарного запаса, и многим другим. Предел воображения Активный языковой фильтр Языковой Объем барьер словарныхзапасов Фильтрвоображения, Задумано100 % Приобрелословесные внимания изапоминания формы Высказано 80% Услышано 70% Понято Осталось 60% в памяти 24% ^ Рис. 3. Потери информации при сообщенииМаксимальное сближение между передающим и воспринимающим информацию существует тогда, когда отправителю информации подаются сигналы об уровне понимания и он может узнать что получатель информации действительно воспринял. Необходимы обратные связи между отправителем и получателем информа­ции. Отправителю информации недостаточно спросить «Вы меня поняли?». Получатель информации будет считать, что он понял, на самом деле, возможно, что не совсем так понял. Поэтому от­правителю информации нужно удостовериться в том, что содер­жание информации действительно понято, а получателю по ходу поступления информации уточнять: «Я правильно понял, что ....», «Вы, значит, думаете, что...... Такими фразами получатель инфор­мации сигнализирует, что старается понять собеседника и дает ему возможность еще яснее и более четко сформулировать свои мысли.^ Невербальная коммуникация Невербальное поведение человека неразрывно связано с его пси­хическими состояниями и служит средством их выражения. В про­цессе общения невербальное поведение выступает объектом ис­толкования не само по себе, а как показатель скрытых для не­посредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На осно­ве невербального поведения раскрывается внутренний мир лич­ности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро при­спосабливают свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным, что свя­зано с тем, что, пока мы живы, душа и тело едины, образуя целост­ную психосоматику. У человека нет отдельно тела и отдельно души: тело человека влияет на его психику, а психика очень интенсивно влияет на тело. Душу человека видеть нельзя; но его тело разговаривает языком души, отражая его внутренний мир и пред­ставляя на невербальном уровне. Причины поведения тела возникают в психике человека. На­пример, пока мысли человека настроены на дружеский лад, вы­ражение лица у него дружелюбное, и наоборот. Язык может лгать, тело — нет. 3. Фрейд придавал большое зна­чение невербальному языку своих пациентов. Его клинические отчеты представляют собой подробное описание особенностей их невербального поведения. Характеризуя невербальное выражение внутреннего состояния человека, он писал: «Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тай­ны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев, из всех пор его рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его»9. Знание невербального языка поможет лучше понять, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, как он относится к нам. Язык тела — это универсальный язык человечества. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голо­са, тактильное воздействие, пространственную организацию об­щения. Кинесика Просодика и экстралингвистика Такесика Проксемика Экспрессивно-выразительные движения Визуальный контакт (взгляд) Интонация Рукопожатие Ориентация Громкость Поцелуй Дистанция Тембр Похлопывания Пауза Поза Длина паузы Вздох Жест Смех Мимика Плач Походка Кашель Частота визуального контакта ^ Рис. 4 . Невербальные средства общения Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства — кинесические сред­ства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, вы­полняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в ми­мике, позе, жесте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике — дви­жениям мышц лица, поскольку ни один человек не может сделать так, чтобы на протяжении длительного времени его лицо не от­ражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности че­ловека. Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «уп­рямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д., то подразумевают не анатомические особенности, а выражение в мимике психологических особенностей данного человека. Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном лице в процессе общения теряется до 10—15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и ди­намичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, стра­дания, удивления и отвращения) все движения мышц лица ско­ординированы. С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и труд­ностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят реже, когда трудность преодолевается — чаще. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинте­ресованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говоря­щего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Такое распределение взглядов объясняется тем, что говорит, тот, кто активен, а кто слушает — тот пассивен, расположен к вос­приятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать сво­им словам больше выразительности и убедительности. Когда го­ворит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в еди­ноборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нуж­но концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушание еще не означает позволение оказывать влияние. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если глаза собеседника в процессе общения встречаются с ва­шим взглядом редко, значит, он к вам или к содержанию вашего сообщения относится негативно. Когда же взгляд собеседника об­ращен на вас чаще, это может означать, что: • он считает вас очень интересным и привлекательным, при этом зрачки его глаз будут расширены; • его очень интересует предмет беседы — зрачки глаз также будут расширены; • он настроен враждебно по отношению к вам и невербально посылает вызов, в этом случае зрачки его глаз будут сужены. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрач­ки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден, заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Глаза называют зеркалом души человека, поскольку они явля­ются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излу­чать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение проходит через глаза. Беспокойные глаза указывают на внутреннее волнение, а взгляд демонстрирует, что он ни на чем не может фиксировать свое внимание. Спокойный же взгляд озна­чает внутреннее спокойствие человека, которое передается парт­неру по общению через взгляд. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во мно­гих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, по­скольку мимические выражения лица сознательно контролируют­ся во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чув­ства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информа­цию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.^ Поза — это положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около тысячи. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запреща­ются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к ста­тусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении ин­дивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размеще­ние свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пыта­ется закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещен­ные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодей­ствия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического ком­форта. Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мысли­теля), позы критической оценки (рука под подбородком, указа­тельный палец вытянут к виску). Известно, что если человек за­интересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наобо­рот, отклоняться в сторону и откидываться назад. Человек, жела­ющий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в на­пряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, ко­торому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. При восприятии позы человека нужно особое внимание обра­щать на его ноги. Согласно М. Биркенбилю10, ноги человека го­ворят нам о том, какую «опору» имеет собеседник. Многие люди стараются следить за выражением лица, но их выдают ноги. Ноги — это наши корни, наше подсознание, они выражают: горит ли у нас земля под ногами? перескакиваем ли мы с одной точки зрения на другую? или мы непреклонны? стабильно ли наше положение? и т.д. Человек, неуверенный в себе или в своем сообщении, будет переминаться с ноги на ногу. Человек, который имеет свою пози­цию, должен показать это и с помощью своих ног, продемонстри­ровать, что он уверен в себе и непреклонен. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл ко­торых понятен для общающихся сторон. Об информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде с возрастанием эмоци­ональной возбужденности человека, его взволнованности, растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно поче­му-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных куль­турах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди кото­рых можно выделить: • коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привле­чения внимания, запретов, утвердительные, отрицательные, воп­росительные и т.д.; • модальные — выражают оценку и отношение (жесты одобре­ния и неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.); • описательные — жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания. В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказыва­ния и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противо­речие между жестами и смыслом высказываний является сигна­лом лжи. И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по ко­торой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точно­стью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гор­дость, счастье. Причем оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при гордости. С попытками найти связь между походкой и качествами лич­ности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характе­ристик походки и качеств личности, выявленных с помощью те­стов. Следующие виды невербальных средств общения связаны с го­лосом, характеристики которого создают образ человека, способ­ствуют распознанию его состояний, выявлению психической ин­дивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и экстралинг­вистическим средствам общения. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.^ Экстралингвистическая система 28.3.3. Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группеОбщение и деятельность неразрывно связаны: деятельность невозможна вне общения, а общение наряду с восприятием и ком­муникацией включает в себя и взаимодействие партнеров в той или иной форме. Взаимодействие (или интеракция) является совокупностью свя­зей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности. В психологическом плане главное содержание общения — это воздействие на партнера. При описании его чаще всего использу­ются термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д. В общении происходит постоянная реакция на действия дру­гого, которые проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия другого проявляется в просьбах, предложе­ниях, указаниях, выражении мнения, выдачи информации. Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его дей­ствия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом — что наши действия «заодно», в тре­тьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия и, общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?» — и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии: • сотрудничество — такая форма взаимодействия, когда оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении ин­дивидуальных и общих целей совместной деятельности; • противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера; • компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу; • уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого; • контрастное взаимодействие — один из партнеров старает­ся содействовать другому, а тот активно противодействует ему; • однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей дру­гого, который уклоняется от сотрудничества. В западной психологии и социологии разработано несколько концепций, объясняющих межличностные взаимодействия. К ним относятся: концепции обмена Дж. Мида и Г. Блумера, концепция управления впечатлениями Э. Гофмана и трансактный анализ Э. Берна. Согласно концепции обмена, каждый из нас стремится урав­новесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимо­действие устойчивым и приятным. Поведение человека в настоя­щий момент общения определяется тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно. Теория обмена соответствует американскому менталитету и получила определенное признание. С ее позиций написана работа Р. Хьюсмана «Принцип справед­ливости», где отношения между людьми рассматриваются через призму вклада и отдачи. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерыв­ный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Центральная идея дан­ной концепции — личности формируются во взаимодействии с дру­гими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлени­ями о ней, которые складываются у окружающих. Для практики общения наибольший интерес представляет трансактный анализ американского психолога Э. Берна, который разрабатывался первоначально для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение. Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняют­ся в различных ситуациях: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Измене­ние поведения сопровождается изменением эмоционального со­стояния. Существует прямая связь между схемой поведения чело­века и состоянием его психики, что позволило Берну выделить типичные состояния сознания. Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражаю­щаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории12: 1) состояния «Я», сходные с образами родителей или с образа­ми значимых для человека людей, заменявших родителей. Чело­век хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний «Я» его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах. На основе идентификации человек сначала перенимает у ро­дителей или у других, значимых для него людей, систему ценностей, состоящую из этических категорий, которые становятся ос­новой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского «Я» (формируемом также благодаря школе, сред­ством массовой информации), сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки, В родительском «Я» заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести; 2) состояния «Я», направленные на объективную оценку реаль­ности, — все нормальные люди способны на объективную пере­работку информации при активизации соответствующих состоя­ний их «Я»; 3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фикса­ции в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатле­ния своего детства, активизируемые при определенных условиях. В терминологии трансактного анализа эти состояния «Я» именуются как состояние «Я» Родителя, или Родитель, состояние «Я» Взрослого, или Взрослый, состояние «Я» Детское, или Дитя (табл.).Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка Родитель Взрослый Ребенок Характерныесловаи выражения Все знают, что ... Ты не должен никогда... Ты всегда должен... Я не понимаю, как это допускают... и т.д. Как? Что? Когда? Почему? Возмож­но... Вероятно... Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично!Отвратительно! Интонация Обвиняющая, снисходи­тельная, критическая Связанная с реаль­ностью Очень эмоциональная Состояние Надменное, сверхпра­вильное, очень при­личное Внимательное, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетен­ное, игривое Выражение лица Нахмуренное, неудов­летворенное, обеспо­коенное Спокойное, макси­мум внимания Угнетенное, удив­ленное Позы Руки на бедрах, указы­вающий перст, руки сложены на груди Наклон к собесед­нику и ориентация на него Спонтанная под­вижность (ходьба, сжатие кулаков) Трансакция, по определению Э. Берна, представляет собой еди­ницу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между дву­мя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции со­провождается невербальным, выражающимся во взгляде, интона­ции, рукопожатии и т.д. Э. Бер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Vi международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов
Реферат Преподавание искусства
Реферат История России шпаргалка 2
Реферат 7.Статистическое изучение вариации социально-экономических явлений
Реферат OLAP-технолрогии в менеджменте
Реферат Страхование как возмещение ущерба
Реферат Автореферат разослан «30» августа 2011 г
Реферат Анализ рентабельности предприятия трикотажной фирмы Виктория и ее влияние на конкурентноспособность 7
Реферат "Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения"
Реферат Shakespeare To Be Or Not To Be
Реферат Алексей Николаевич Анохин
Реферат Уильям Джемс о предмете философии, ее методе и отношении к науке и религии
Реферат Социальная реклама на примерах рекламы государственных институтов
Реферат Sun Also Rises And Adventures Of Huckleberry
Реферат Внедрение системы Oracle JD Edwards EnterpriseOne в деятельность пищевого холдинга Пивов