86. Направления воспитательнойработы В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы. Содержание физического воспитания включает: в совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костнр-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека; в просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; В формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспиатния воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; в разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства ^ развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия. в индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей. Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: в развитие интеллекта посредством развития всех позна-вательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; в умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; в формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; в развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; в развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;профессионального мышления; умствен- ное воспитание осуществляется прежде всего через образова- ние и обучение; Содержание нравственного воспитания составляет: —моральное воспитание - ^формирование сознания, нрав- ственных чувств и навыков нравственного поведения ; —этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; — патриотическое воспитание — формирование чувствалюбви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа; —формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; —политическое воспитание — формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает: —формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе; нравственное просвещение в вопросах морали, этики,политики (мораль представляет собой совокупность правил,норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе,к другим людям, к обществу, критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного); развитие механизмов нравственного самовоспитания,саморегуляции поведения; воспитание чувства личной ответственности за своипоступки и деятельность; формирование не только взглядов и отношений, но иубеждений человека, требующих реализации в поведении ипоступках человека. Содержание трудового и профессионального воспитания: воспитание челс века-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества; формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду; профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права; развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности; профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней; профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся; профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическуюсилу в области трудовых и производственных отношений; Содержание эстетического воспитания: - развитие эстетического восприятия окружающего мираи способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей исклонностей учащихся; - формирование механизма эстетического самообразования, — формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и.1 !риемы воспитания Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции вос-питумого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совместно с Ю.С. Тюнниковым.«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие оа приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель може! постепенно поднимать «планку трудности».«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческогс задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.«Распределениеролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание гадания, установлены правила и формы общений в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функ-'^ ' циями), которые они получили при выполнении заданий. Другой ва-га^т этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы. Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого^ Формы коллективной творческой деятельности Имея в виду большое разнообразие форм воспитательной работы, на наш взгляд, особенно важно овладеть методикой создания и реализации форм коллективной творческой деятельности. К сожалению, часто обычные мероприятия педагоги называют коллективными делами, что связано с искаженным пониманием творческой деятельности, ее идей, логики и принципов организации, которые разработаны И.Т. Ивановым и его последователями1. Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом: 1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению неповторимой. Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант. К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюясетно-ролевыё игры, коллективное планирование, коллективный анализ иНаиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каждой стадии подробно описана в литературе1. Первая стадия— предварительная работа. Педагоги, взрос- ге устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют р ^ личные варианты, которые могут быть предложены ка вы-.-::: нетям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют ;во^ОЖй^^^.М^таъ^М1,Щ1 деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися. Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение поощряя инициативу каждого участника. Подготовка можеч идти по группам.Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то в вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так_как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска. Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты. Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции. Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поде-лились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела. Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зави-симости от содержания:, вида КТ$ф Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.Когда выбор осуществить сложно, используется еще одив прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружающем мире. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками. В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией: доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности; выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей; определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности; создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений; от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставлениеас-:м::~:ностп :-:а.:т:~::•:*/ ьь::т;.ть то. что соответствует его интерн им и желаниям;создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;оценка результатов, анализ коллективной деятельностис точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества. Безусловно, этот поиск направляет педагог. Так, например, в школе-интернате № 11 поселка Константиновский Ярославской области дети придумали игру «Шоу-бизнес».В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес», в которой имитировались бы современные рыночные отношения. Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользоваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разумно их потратить.Достижение цели предусматривает решение ряда задач:ознакомление детей с простейшими функциями таких организаций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическаяконтора и т.д.;включение ребенка в условия конкурентной борьбы;формирование у детей самостоятельности в поступках, уменшнести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уверенности в своих действиях;воспитание уважения к окружающим людям и труду.В игре «Шоу-бизнес* участвовали все дети без ограничения в воз расте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хот^ требовалась длительная предварительная подготовка.За неделю до проведения игры участники определили объекты тру да, службы, которые выполняли основную функцию в ходе игры: бир жа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, милк ция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фо тосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбра ли службы и подготовили их к работе. Были определены следующи правила игры.Всех участников игры можно условно разделить на две группк первая — это те, кто работает в названных службах и получает зарг ботную плату; вторая группа — основное количество — это те, кт пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за вые ранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу есписка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей, Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой имеется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна — название денежной единицы). После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за работу. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор заверяет работу штампом на чековой книжке., Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на биржу труда. Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный товар, чем продается в магазине. Во время игры работает юридическая контора, которая занимается разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и вправе взимать штрафы с нарушителей. В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-центра. Они берут интервью у участников игры^ описывают наиболее яркие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты, вышедший в конце игры. Деятельность рекламного агентства предусматривает предварительную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — выполнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполнения назначается цена. Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов. ; Для младших детей, живущих в интернате, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отгадывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих заданий и т.п. Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окончания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже будут выданы. Размер зарплаты установлен заранее. Участники игры также договорились о следующем: Размер оплаты за один вид работы не должен превышатьбины заработка служащего. Количество служащих в налоговой инспекции должно б* Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколько торговых точек. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать,получая деньги за фотографии.Подготовка игры: 1. Педагоги и дети установили: необходимый список трудовых и творческих заданий; денежную единицу; название служб и количество служащих в них, а также размерих зарплаты, их отличительные особенности; правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф; дату и точное время проведения игры. 2. Был вывешен информационный стенд, на котором отражены: условия игры; список трудовых и творческих заданий и соответственная плата за них; список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой изних; месторасположение служб, организаций и салонов; рекламные плакаты различного характера. Напечатаны деньги и чековые книжки. Подготовлены: а) товар для продажи на аукционе и в магазине;б) различные инструменты для организации работы участников.План проведения: Сбор-старт, на котором объявляются условия игры. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и творческих поручений. Выполнение работы участниками (1—2 часа). Открытие магазина и начало работы салонов. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим. Аукцион. Заключительный сбор для подведения итогов игры. Часто игра создается на основе формы ее проведения. Так, например, подросткам предлагается придумать игру «Экспедиция X». Форма — экспедиция, а куда и как она будет организована — решают дети, определяя ее направление, символы, правила, форму подведения итогов, названия и роли для участников игры. На наш взгляд, формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер,