Реферат по предмету "Разное"


3 Ulr яфвпмэ-впкьъърг' ъч

. 3 UlR ЯФвПМЭ-вПКЬЪЪРГ'ъч АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА. и.. ичи.изи.ъК. А. СВАСЬЯНtMUUhPbPh ФИЛОСОФИЯ ^ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА Критический анализ сэ00 ©Q ТЧ 1 Г' - ; A ;C'*;-1F,!3 j -:.м. - '•■•/,.i.Tl.--;.'.'« 1 «ш. . .s Го;-ыг>-■> j г, b,jp jit' «j-зград ЬРЬЧи-i, ииг. q.u 19 89^ ИЗДАТЕЛЬСТВО АН АРМЯНСКОЙ ССРЕРЕВАН 198| ББК .37,3 С 2400302000000 703 (02)—89 ISBN 5-8080 Печатается по решению ученого совета Института философии и права АН Армянской ССР Ответственный редактор ^ В. М. Межуев Книгу рекомендовали к печати рецензенты: доктора философских наук Б. Т. Григорьян, Т. А. Кузьмина, кандидат философских наук А. А. ЯковлевСвасьян К. А. 240 Философия символических форм Э. Кассире-pa: Крит, анализ /[Отв. ред. В. М. Межуев.]; Ан АрмССР. Ин-т философии и права;—Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1989. — 238 с. Монография посвящена одной из наиболее влиятельных в западной философии XX века концепций культурфилосо-фии. В ней впервые в отечественной литературе дается детальный критический анализ трех томов «Философии сим­волических форм» Э. Кассирера. Анализ предваряется ис­торико-философским исследованием истоков и предпосылок теории Кассирера, от античности до XX века. Книга рассчитана на специалистов по истории филосо­фии и философии культуры, а также на широкие круги чи­тателей, интересующихся этой проблематикой. 14—88 ББК 87.3 Издательство АН Армянской ССР, 1989ПРЕДИСЛОВИЕ Тема настоящей работы распадается на две части. Задача первой из них сводится к критическому анали­зу «Философии символических форм»; этот анализ предваряется в свою очередь исследованием «исто­ков и предпосылок» кассиреровской философии как та­ковой, «марбургского периода» ее и по возможности достаточной экспозицией проблемы символа, частным феноменологическим модификациям которой посвящен трехтомный труд философа. В изложении мыслей Кас­сирера мы в максимальной степени придерживались текста оригинала, придпочитая методу фрагментарно­го и произвольного цитирования метод подробнейше­го и интерпретирующего изложения. Вторая часть (две доследние главы) представляет собою самостоятель­ную положительную попытку прояснения проблемы символа и проблемы культуры. А^тор не будет возра­жать, если основной темой работы сочтут анализ имен­но «Философии символических форм» (как, впрочем, это явствует из самого названия настоящей книги). Философия Кассирера достаточно сложна, солидна, актуальна и мало разработана в нашей литературе, чтобы самодостаточное и подробное исследование ее было правомерным, оправданным и—смеем мы ска­зать—необходимым. Но со всем этим автору хотелось бы предложить свой ракурс прочтения, вовсе не навя­зывая его и нисколько не оспаривая вышеуказанный. Основной темой исследования является (для автора) именно проблема философии культуры. Кассирер вы­глядит в таком ракурсе скорее предлогом, поводом, парадигмой к прорыву в подлинное существо пробле-г мы. Блуждая по пространному лабиринту «символиче­ских форм», автор— и да будет позволено ему уже здесь выразиться символически, предваряя свое пони­мание проблемы,—больше всего смотрел на кассире-5ровскую концепцию и меньше всего видел ее, желая видеть другое. Или иначе: всматриваясь в «Философию символических форм», он глядел сквозь нее, т. е. по­ступал как раз вопреки основополагающей тенденции самого Кассирера, остающегося здесь под властью кантианского запрета на сущность. Это «сквозь» нали­чествует во всем тексте исследования; концентрат его —последние две главы (last, but not least). Пострадал ли вследствие такого «антиструктуралистского» метода историко-философский анализ—судить не автору; во всяком случае он попытался выполнить эту двоякую задачу, твердо памятуя, что бытовая значимость по­словицы о «погоне за двумя зайцами» вовсе не рас­пространяется на сферу философии, где, как ему ка­жется, значимо как раз обратное...6 ГЛАВА 1 истоки и предпосылки Обращаясь к «Философии символических форм», исследователь уже на самом пороге анализа сталкива­ется с первой трудностью, осмыслить и осилить кото­рую будет стоить ему немалых усилий. Историко-фило­софская этикетка «неокантианец», приклеенная—и не без оснований—к характеристике Эрнста Кассирера, настолько фрагментарно и в ряде мест даже неверно характеризует его мысль, что скорее запутывает, чем проясняет внимание исследователя. Определить исто­ки и предпосылки философии Кассирера—задача не­легкая, тем более нелегкая, что и в самой этой фило­софии нелегко сочетаются зачастую противоположные тенденции; «неокантианец», стиснутый нетерпимыми предписаниями трех кантовских «Критик», безудерж­но рвется здесь (мы увидим еще) вспять и вперед. Приставка «нео» оказалась в судьбах кантианства центробежной силой; навязчивый лозунг Отто Либма-на «Назад к Канту!», порожденный энтузиазмом фило-* сдфски участившегося пульса, выявил в скором време­ни всю свою опрометчивость, ибо «назад к...» реально обнаружило себя как «назад через...», либо даже как «вперед от...». Оба порыва были зафиксированы в ост­ром тезисе Виндельбанда, гласящем, что «понять Кан­та, значит выйти за его пределы»1; любопытно спро­сить: что, с точки зрения самого Канта, могло бы быть за его пределами? Самый короткий перечень будет здесь достаточен: интеллектуальная (!) интуиция, приз- 7 ^ В. Виндельбанд. Прелюдии, СПб., 1904, стр. VI. нанная Когеном; трансцендентность (!) предмета поз­нания у Риккерта; категориальное (!) переживание (!) сверхчувственного (!), допускаемое Ласком. Серия восклицательных знаков вполне выразительно говорит за себя; эти же знаки в^ определенном ракурсе ста­новятся вопросительными, бросая тень вопроса на са­мо словообразование «неокантианец», которое оказы­вается contradictio in praepositione, противоречивей-шим существом. Отмеченные порывы сполна наличест­вуют и у Кассирера; зачастую столь властно, что он в самых неподходящих случаях странным образом и довольно неубедительно вспоминает (лучше сказать, поминает) вдруг Канта, словно бы заверяя свою вер­ность ему—верность, вряд ли имеющую что-либо об­щее с прославленной deutsche Treue, ибо о какой же верности Канту может идти речь в сплошных реминис­ценциях неоплатонизма! Судьба этих порывов (а иног­да и срывов) рисует нам своеобразную мозаику мыс­лей, провоцирующую умственную леность исследова­теля на шаблон очередной этикетки «эклектик». Но ис­следователь, утрудивший себя чтением и прочтением «Философии символических форм», не удовлетворится подобной оценкой; Кассирер не так прост, чтобы мож­но было попросту регистрировать его sui generis «сло­вечками»; мысль его открыта всему философскому на­следию прошлого и пропитана многими значительны­ми веяниями этого наследия. Следует, впрочем, отме­тить, что перечень этих веяний, каким бы интересным би был ои сам по себе, не должен заслонять их транс­формацию и новый своеобразный вид в преломлении мысли немецкого философа. К Кассиреру в этом отно­шении вряд ли приложима язвительно-меткая харак­теристика Эд. фон Гартмана, назвавшего современную философию «повторным курсом-» именно вследствие не­оригинальности и элегичности ее. «Философия симво­лических форм» если и повторяет уже высказанное, то потому лишь, чтобы энергично напомнить забытое, и для того лишь, чтобы выковать уже высказанному фундаментальную и постолько новую форму. «История науки,—процитируем самого Кассирера,—изобилует подобными примерами, показывая роль, которую игра­ет для решения какой-либо проблемы или комплекса проблем приведение их к четкой и ясной «формуле». Так, большинство вопросов, нашедших решение в нью-8 тоновском понятии флюксий и в лейбницевском алго- ритмe дифференциального исчисления, существовало уже до Лейбница и Ньютона и было исследовано с са­мых различных точек зрения—алгебраического анали­за, геометрии и механики. Но лишь с нахождением единого и всеохватного символического выражения все эти проблемы оказались действительно преодоли­мыми»2. Как бы мы ни оценивали «четкую и ясную формулу» самой «Философии символических форм», что бы мы ни говорили о ней в конце исследования, несомненно одно: по солидности построения, мощно систематическому характеру своему она может тягать-ся со многими, ставшими ныне классическими, концеп­циями прошлого. Исследователь не может не быть пре­дельно ответственным по отношению к этой системе воззрений, заимствующей свои блага у математическо­го метода и никогда не спасающейся от мыслительных головоломок в объятиях «ленивого иррационализма» _: (выражение Гуссерля). Именно на фоне разгула это­го иррационализма, среди «легиона» трескуче модных философий, променявших свое логическое первородст­во на чечевичную похлебку броских и дешево плакат­ных суггестии, попытка Кассирера противопоставлена «героическому пессимизму» многих уверовавших в аб­сурдность философии «философов» как героическая верность большой философии. Возвращаясь к истокам и предпосылкам «Филосо­фии символических форм», следует в первую очередь подчеркнуть общий фон, на котором разыгралось об­ращение к проблеме культуры в эволюции взглядов Кассирера. Общепринятое деление этой эволюции на так называемый «марбургский период» и последовав­ший за ним период уже самостоятельной проблемати• ки вполне отражает реальную суть ситуации. Правда, обращение к этой проблематике не сопровождалось у Кассирера переходом на иные позиции в столь явном и резком виде, как это имело место, скажем, у Нико­лая Гартмана, которому новая «метафизика познания» далась лишь ценою открытого разрыва с его «марбург-3^ Е. Cassirer, Philosophie der symbolischen Formen, Bd ], Ber" Hn, 1923, S. 46. Следующие оба тома датированы 1925 и 1929 гг. В дальнейшем изложении ссылки даются прямо в тексте с ука­занием в скобках тома и страницы. 9 ским» прошлым3. Кассирер с Кантом открыто не поры­вал; Ф. Кауфман утверждает даже, что он в большей степени сохранил верность «первоначальному идеализ­му» Канта, чем Коген и Наторп, его наставники по «марбургской школе»4. Утверждение едва ли коррект­ное; мы увидим еще, какой была эта верность. Но чис­то внешняя ситуация говорит в ее пользу; внешне фи­лософская эволюция Кассирера протекала под знаком расширения кантовского критицизма на все доминио­ны культуры. Если ранний Кассирер, автор «Познания и действительности» (1910), старательно утончал «тансцендентальный метод» Канта на материале есте­ственных наук, то поздний Кассирер, автор «Языка и мифа» (1925) и «Мифа о государстве» (1944), явил ис­торически парадоксальную картину, отвечающую на вопрос: что бы вышло, если бы Кант направил свое внимание на проблематику позднего Шеллинга и за­нялся исследованием, скажем, «Самофракийских бо­жеств», не изменяя при этом собственному «коперни-канскому перевороту»? Но таков внутренний и сущест­венный аспект ситуации; внешне она выглядела есте­ственной и верноподданической. «Канту,—так объяс­нял впоследствии Кассирер свой путь от методологии знания к феноменологии культуры,—удалось осущест­вить свое решение, лишь в исследовании частных наук и в строгом соблюдении их принципов. Он начинает с чистой математики, чтобы перейти к математическому естествознанию; и далее, в «Критике способности суж­дения», распространяет сферу исследования на основ­ные понятия, делающие возможным познание живых явлений. Но он не попытался предпринять структурный анализ «наук о культуре» в том же смысле, как он сделал это для естественных наук. Это, впрочем, ни в коей мере не свидетельствует о наличии имманентной и необходимой границы задач критической философии. Скорее это указывает на чисто историческую и по-столько случайную границу, результирующую сферу3См. его работу „Orundzuge etner Metaphyslk der Erkenntnis*,2 Aufl., Berlin, 1925, в которой марбугский пан-гносеологизм выс­тавлен в свете убийственного парадокса: отстутствия проблемыпознания.4 ^ F. Kaufmann, Cassirer, neokantianism, and phenomenology.In: „The Philosophy of Ernst Cassirer", Illinois, 1949, p. 801. 10 познания в условиях XVIII столетия. С отпадением этой границы, с возникновением—в эпоху романтиз­ма—независимых наук о языке, искусстве и религии, общая теория познания оказалась перед новыми проб­лемами»5. Это значит: не отказ от кантовского крити­цизма, а его расширение. Несомненно, что именно та­ким был замысел Кассирера. Но несомненно и другое: философская атмосфера Европы уже к началу 20-х гг. насыщена явными признаками распада кантианских школ; уже намечается решительная переориентация тенденций «фрейбургской школы» (от Фихте к Плоти­ну) ; уже Пауль Наторп начинает акцентировать в Платоне то, недооценка чего позволила ему когда-то превратить греческого философа в последовательного единомышленника когеновской системы. Впрочем, рас­пад этот далеко не всегда заявлял себя в скандаль­ных формах, как у Н. Гартмана. Напротив, в основном он протекал мирно, незаметно и, так сказать, гомеопа­тически. Незаметно происходило смещение логиче­ского гегемона системы: Кант осторожно вытеснялся Гегелем, Фихте, Лейбницем, Платоном; это вытеснение преподносилось под видом расширения. Случай до­статочно интересный; мы рассмотрим его на примере Кассирера. Куда приводит Кассирера расширение кантовско­го критицизма? Его основные методологические уста­новки, казалось бы, звучат еще в унисон «Критике чис­того разума». Здесь и «метафизическое различие меж­ду субъектом и объектом превращено в методическое различение»6, и «предмет не существует до и вне син­тетической связи, но конституируется именно ею» (2.39), и «основной 'принцип критической мысли— принцип «примата» функции над предметом» (1.10). Разумеется, перенос этих принципов на культуру неиз­бежно связан с их спецификацией. Ведь и у самого Канта наблюдаем мы нечто сходное, переходя от «Кри­тики чистого разума» к «Критике способности сужде­ния», от ориентации на математику и математическую физику к ориентации на биологию. Понятие цели, от-5E. Cassirer, The Logic of the Humanities, Yale Univ. Press,1966, p. 62-6 ^ Э. Кассирер. Познание и действительность, СПб., 1912, стр.352.II сутствующее в системе категорий и основоположений чистого рассудка, становится основным понятием тре­тьей «Критики»; ненужное в сфере неорганического ми­ра, оно необходимо в сфере органики. «Принцип «при­мата» функции над предметом,—так объясняет эту за­кономерность Кассирер,—приобретает в каждой от­дельной области новый вид и требует всякий раз но­вого и самостоятельного обоснования» (1.10). Бесспор­но, но как же быть с тем, если «новый вид» подчас яв­ляет собою странные «сюрпризы» по отношению к об­щему инвариантному принципу, так что эйдетика не уживается с логикой? Ведь и сам Кант, внятно и, каза­лось бы, безоговорочно отграничивший сферу консти­тутивных понятий от сферы понятий регулятивных и признававший интеллектуальное созерцание прерога­тивой высшего рассудка, ибо в человеческом рассудке, оно оборачивается-де рядом диалектических аберра­ций и софистическим престидижитаторством, вынужден был, перейдя к органике, искать для этого принципа «самостоятельное обоснование», которое в скользящих намеках драматического § 77 «Критики способности, суждения», толкующего об одной «особенности челове­ческого рассудка, благодаря которой для нас становит­ся возможным понятие о цели природы», угрожало кри­тике познания возмездием запрещенной интуиции (умо­зрения). Текст Канта гласит: «Наш рассудок имеет то свойство, что в своем познании, например, причины продукта, он должен идти от аналитически общего (от понятий) к особенному (к данному эмпирическому созерцанию); при этом он ничего не определяет в от­ношении многообразия особенного, а должен ожидать этого определения для способности суждения от под­ведения эмпирического созерцания (если предмет есть продукт природы) под понятие. Но мы можем мыслить себе и такой рассудок, который, поскольку он не дис-курсивен подобно нашему, а интуитивен, идет от син­тетически общего (созерцания целого, как такового) к особенному, т. е. от целого к частям... Здесь вовсе нет необходимости доказывать, что такой intellectus arche-typus возможен; мы только утверждаем, что сопостав­ление нашего дискурсивного, нуждающегося в образах рассудка (intellectus ectypus) со случайностью такого свойства ведет нас к этой идее (некоего intellectus archetypus), не содержащей в себе никакого противо-12 в»: ■'J--' ВЫ;,речия»7. Кант вовремя останавливается; «эстетик» ■Ж'рем трезво внемлет предостережениям «гносеолога»— """? помните, как один «джентльмен» у Достоевского («с ретроградною физиономией») в тот единственный день едва не присоединил свой голос к «громовому во­плю восторга серафимов»; была минута—«и вот, кля­нусь же всем, что есть свято, я хотел примкнуть к хору и крикнуть со всеми: «Осанна!» Уже слетало, уже рва­лось из груди... Но здравый смысл—о, самое несчаст­ное свойство моей природы—удержал меня и тут в должных границах, и я пропустил мгновение!»8 Такое мгновение было и у Канта—в третьей «Критике», где регулятивное едва не стало конститутивным; мгновение было упущено; знание осталось в благоразумных гра­ницах... Как бы ни было, этот «новый вид» принципа примата функции над предметом у Канта оказался па­радоксальным местом контрабандных встреч Шеллин­га и Плотина. Сам Кант подобных встреч избежал; наш (человеческий) рассудок, по Канту, остается дис-' курсивным; можно только теоретически мыслить идею интуитивного рассудка, но следует при этом помнить, что «безусловная необходимость суждений не есть аб­солютная необходимость вещей»9; это значит, из мыс-лимости чего-либо не вытекает его бытие, и, стало быть, значимость умо-зрения в системе Канта равнове­лика той сотне мнимых талеров, в которые ему обош­лась искусная критика онтологического доказательства. Эти невыявленные посылки кантовской философии, -от экспликации которых сам Кант, осторожный и без­бурный изобличитель всяческих «бурь и натисков», ис­тово отнекивался, видя в них искусы «трансценденталь­ной иллюзии» (его полемика с Гердером и Фихте была в этом смысле полемикой с самим собою), оказались решительным моментом в дальнейших судьбах кан­тианства'. Если верно приведенное уже нами слово, что «понять Канта значит выйти за его пределы», то оче­видно, что сам Кант так и не понял себя до конца, точ­нее, не понял или не решился понять, что намеки, ну, хо­тя бы того же § 77 «Критики способности суждения» 7И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 5, М., 1966, стр. 436—437, 438.8 Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч. в 30 тт., т. 15, Л., 1976,стр. 82.9 И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 3, М, 1964, стр. 518.13 сулили ему реальный выход из аналитики рассудка в диалектику разума, осмысленную уже не как «логика видимости», и, не поняв этого, обрек все дальнейшее кантианство решать буриданову головоломку: между Кантом и Платоном. Головоломка эта с Шопенгауэра явственно осознана; по Шопенгауэру, «Платон божест­венный и изумительный Кант соединяют свои мощные голоса...»10; чтобы избежать диссонанса, Шопенгауэру достаточно было явить портрет Канта в ореоле неза­будок «трансцендентальной эстетики» и почти засло­нить ею выжженные луга «логики». Традиция эта име­ла продолжение: наиболее выразительные примеры ее можно найти в исследовании П. Дейссена «Веданта и Платон в свете Кантовой философии» и в пространной монографии X. Ст. Чемберлена «Иммануил Кант», си­лящейся представить Платона как философского дето-водителя к Канту («детьми» при этом оказываются: Гете, Леонардо, Декарт, Бруно). С другой стороны, аналогичный—хотя и совершенно иначе разыгранный— процесс замечаем мы в методологических усилиях не­окантианских школ с их трансцендентальным объяс­нением платоновской философии; достаточно упомянуть фундаментальное исследование П. Наторпа «Учение Платона об идеях», которое, по словам А. Ф. Лосева, «раз навсегда забило кол в ту грубейшую метафизику, в свете которой часто излагали учение Платона об идеях»11, и раннюю работу Николая Гартмана о «ло­гике бытия у Платона», изгоняющие из платонизма всяческий мифологизм и изъясняющие его в духе фор-• мального кантовского априоризма. Решительное изме­нение этого ракурса совершилось самими кантианцами; отвергаемое в платоновской философии ранее, истолко­вывалось теперь как ее величайшее достижение, и дис­сонанс, не снятый сведением Платона к Канту, снимал­ся теперь сведением Канта к Платону. Так, Наторп в «Metakritischer Anhang» к новому изданию своей кни­ги (1921) силится дать мифологическую интерпретацию платоновских идей, понимаемых уже не как чисто ло­гические ограничения, но как умные изваяния, как «вы-10А. Шопенгауэр. О четверояком корне закона достаточногооснования, М., 1900, стр. 3.11А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Высокая класси­ка, М., 1974, стр. 337. 14 ражение праконкретного и живого»12. Сильнейшее пла­тоническое влияние просвечивает и сквозь «критиче­скую онтологию» Н. Гартмана: особенно в учении о «слоях бытия». Риккерт, в усилиях преодолеть «люк» между трансцендентным долженствованием и познаю­щим сознанием, вплотную придвигается к неоплатониз­му; любопытно, что, ознакомившись с «Эмблематикой смысла» А. Белого, он заметил по поводу критики в свой адрес, что это—попытка «плотинизировать» его; в дальнейшем оказалось, что «попытка» была лишь точным прогнозом. И то же видим мы у Ласка в его учении о категориях, у Ионаса Кона; сплошная и друж­ная тенденция, позволившая С. Л. Франку сказать о ней верное слово: «Вся «трансцендентальная филосо­фия» есть лишь этап в истории платонизма»13. Возвращаясь с этой точки зрения к Кассиреру, мы видим, что и у него основной принцип критической мыс­ли в ориентации на проблему культуры принял новый и неожиданный «вид». Открытого разрыва с кантианст­вом здесь не было, но це^аснс ela аХХо jboi (пере­ход в другой род) не вызывает никакого сомнения. Кассиреровский функционализм—смещение акцента с «субстанциальных» понятий на «реляционные» («Мы познаем не предметы... но предметно)14—типично кан­тианский в исследовании математического естествозна­ния, утрачивает эту типичность в сфере языка и мифа. Кант здесь оказывается лишь промежуточной вехой между немецким романтизмом и—через английский (кэмбриджский) платонизм—неоплатонизмом. Анало­гии эти, несомненно, могут стать предметом специаль­ного исследования. Мы вкратце остановимся на каж­дой из них—в обратном порядке.Неоплатонизм. — Если учение Плотина, по словам крупнейшего знатока его философии,—«не обычная система эманации, но имматериалистическии энер-гизм», т. е. «субстанции суть энергии; как таковым им12P. Natorp, Platos Ideenlehre, 2. Aufl., Leipzig, 1921, S, 473.Прекрасную по сжатости и насыщенности изложения сводку этой главы книги Наторпа дает А. Ф. Лосев в кн. «Античный кос­мос и современная наука». М., 1927, стр. 518—522.13С. Л. Франк. Предмет знания, Пг., 1915, стр. VII.14^ Э. Кассирер. Познание и действительность, стр. 393. 15 присуще действовать; их действие—порождение в объ­екте действия «подобия» данной энергии»15, то, заме­нив слово «энергия» словом «функция», а «подобие»— «символом», мы получим своеобразный, но довольно точный арегси «Философии символических форм» (ди­намическая активность форм у Кассирера обнаружива­ет поразительное сходство с энергетикой эйдосов у Плотина). Символы здесь суть «свободные образы, строимые познанием, дабы овладеть миром чувствен­ного опыта». «Познание, осуществляемое через язык, миф и искусство, отнюдь не играет роль зеркала, ко­торое попросту и точно отражает образы некоей дан­ности внешнего или внутреннего бытия; оно—не без­различный посредник, а доподлинный источник света, условие видения и начало всякого формирования» (1.26). «Оказывается, Прокл не так уж отстал от на шей современности!»—замечает А. Ф. Лосев по пово­ду этой и ряда других выдержек16. В другом месте он же называет Кассирера первым исследователем, раз­вившим теорию платоновских идей (вне формально-ло­гической метафизики) и оказавшим влияние на все последующее платоноведение17. Очевиднейшие следы этого влияния наличествуют и в «Философии символи­ческих форм», особенно в исследованиях языка и ми­фа. Один типичный пример, думаем мы, будет вполне достаточен. Кассирер анализирует давнишний спор фи­лософов о «природе имен»: даны ли имена «по уста­новлению» (vsoet) или они «природны» (сриззО. Исто­рически наиболее яркое свидетельство этого спора яви­ли софисты и стоики: первые в утверждении чистой субъективности языка, вторые в признании за ним объ­ективной значимости. «Заключен ли язык всецело в круге субъективного представления и мнения, или меж­ду сферой наименований и сферой действительного бы­тия наличествует глубинная связь; имеют ли сами на­именования внутреннюю «объективную» истину и пра­вильность? Софистика отрицает, Стоя утверждает по­добную объективную значимость слова; но как в нега-15 П. П. Блонский. Философия Плотина, М., 1918, стр. 218.16 ^ А. Ф. Лосев. Античный космос и современная наука, стр.332.17 А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Высокая класси­ка, стр. 342. 16. тивном, так и в позитивном решении форма самой по-7" становий вопроса остается одинаковой» (1.132—133). Ответ Кассирера почти полностью совпадает с проклов-ским комментарием к «Кратилу». По Проклу, имя и «установлено», и «природно»; оно—«установлено» в ра-курсе творчества и «природно» в ракурсе парадигма­тики. Тем самым устраняются ограниченности как на­ивного субъективизма, так и наивного объективизма. Эта мысль детально развивается Кассирером в демон­страции абсурдных выводов обеих точек зрения. В от­дельности взятые, софистическая и стоическая концеп­ции порочны в одинаковом смысле; слово и «объектив­но» (xaxa (itjiTjotv), и «субъективно» (iSia тгаут;), но оно впервые становится словом как таковым лишь с приобретением символической значимости, пресущест­вляющей оба момента: символ «субъективен», как мо­дель действительности, но он же и «объективен», как— сказали бы мы сейчас—«порождающая модель». В этом смысле кассиреровская интерпретация платонов­ских идей существенно определила его концепцию сим­вола. Исторически это понятие сближаемо в большей степени с платоновским эйдосом, чем с кантовской фор­мой, хотя и от эйдоса его отличает чересчур подчерк­нутый функционализм.^ Школа Кэмбриджа. —Английскому платонизму Кассирером посвящено специальное исследование18. Мы останавливаемся на нем лишь потому, что он ока­зался вехой, соединяющей «Философию символических форм» в ее неоплатонических истоках с философией не- мецкого романтизма. Основное понятие этого направ­ления, «эстетико-метафизическое», по характеристике Кассирера, понятие «внутренней формы», восходящее к Плотину и играющее столь значительную роль в ро­мантических теориях, должно быть отмечено здесь в первую очередь. Школа Кэмбриджа, возникшая на ру­беже XVII и XVIII веков, определилась внешне как оппозиция эмпирической психологии, сводящей мысли­тельные процессы к чувственным факторам. В центре её внимания оказалась форма этих процессов, мысли­мая в своей изначальной и неразложимой цельности;18^ Е. Cassirer, Die platonische Renaissance In England und die Schule von Cambridge, Leipzig, 1932.17 систематически-философское исследование этой «фор­мы» составляет средоточие воззрений Кэдворта и его последователей; Кассирер отмечает, в частности, Шефтсбери, давшего, по его мнению, совершенное ли­тературное изложение этих воззрений. Суть кэмбридж-ского платонизма вкратце может быть передана сле­дующим образом. Всякое внешнее оформление чувст­венно-данного зиждется' на определенных внутренних мерах (interior numbers), ибо форма не может порож­даться веществом; она есть несотворенное и непрехо­дящее, чисто идеальное единство, придающее множест­ву, в самом миге сотворения с ним, его цельность и об­раз. Именно эти внутренние и духовные меры и вовсе не случайное существование и случайную сотворен-ность эмпирических веществ изображает в своем твор­честве каждый подлинный .художник, являясь тем са­мым как бы вторым творцом. Художник уподобляет­ся здесь самой природе; ему открывается та «внутрен­няя форма», которая присуща не только природным телам, но и человеческому сознанию, «внутренняя фор­ма», чей основной закон гласит: всякое бытие получа­ет целостную форму не от частей, но как оформленная цельность оно суще и действенно до всяческих частей. По Шефтсбери, каждый из нас способен непосредст­венно постичь в собственном «я» индивидуальный принцип формы, оказывающийся собственным «гени­ем», индивидуальные проявления которого при всем их различии все-таки остаются тождественными друг дру­гу в плане некоей формообразующей власти, могущей быть обозначенной как «гений вселенной». Это воззре­ние нашло характерное преломление в книге Гарриса «Гермес, или философское исследование универсальной грамматики» (1751), применяющей метафизику Кэд­ворта к проблемам философии языка. Гаррис выдви­гает идею грамматики, отвлеченной от идиоматики раз­личных языков и сосредоточенной на универсальных принципах, идентичных для всех языков; философским стержнем исследования является провозглашение при­мата чистых интеллигибельных форм над чувственны­ми формами. Книга Гарриса оказала прямое воздейст­вие на становление мысли у Гамана, Гердера, Гум­больдта; инспирации ее, одухотворившие философию романтизма, простираются и в XX век, импульсируя 4-е исследование 2-го тома гуссерлевских «Логических18 исследований», гештальтпсихологию и «Философию символических форм». Не исключено, что генетически мысль Кассирера восходит к платоновской философии через соединительные звенья: философия романтизма—-Гаррис—-Шефтсбери—Кэдворт—Прокл—Плотин. Нам ■ остается рассмотреть еще первое звено в этой цепи.^ Немецкий романтизм. — Необходимо прежде все­го уточнить употребление самого термина в данном контексте. Обычное представление о романтизме огра- ничивает его, как правило, в рамках эстетики и искус­ства. Но реальный смысл этого явления вовсе не уме­щается в партикулярных сферах проявления; роман­тизм—феномен культуры и, как таковой, охватывает все доминионы культуры: науку и философию не в меньшей степени, чем искусство. Возникшее в Герма- нии к концу XVIII века и пережившее невиданный рас­цвет в начальных десятилетиях XIX, это явление пред­ставлено красочной и разнообразнейшей градацией «видов», понять которые мы можем не через школьно-логическое извлечение из них пустого родового абс­тракта, максимально объемного и минимально содер- - жательного, но через конкретное вмысливание в специ­фику каждого «вида», являющегося зависимой пере­менной некоей функции, чья конкретная значимость осуществима не в роде, а в ряде, данном градацией. Романтизм в этом смысле конкретно плюралистичен: можно говорить о романтическом искусстве, романти­ческой науке, романтическом быте, политике даже. Пе­речислим ряд основных признаков его: панэстетизм, или примат художественного мировидения над всяким иным, органицизм и трансформизм, идея игры, филосо­фия тождества (единства человека и космоса), индиви­дуализм (Фридрих Шлегель, следуя принципу Новали-са о выражении множества идей одним ударом, попы­тался охватить перечисленные признаки в одном слове: романтизм он квалифицирует как «антиполицейское>4). С этой точки зрения романтичны историография Гер-дера и лингвистическая философия Гумбольдта, пси­хология Каруса и весь комплекс научных работ Гете: по физике, оптике, анатомии, физиологии, зоологии, бо­танике, минералогии, метеорологии. Не случайно, что именно с романтизмом связано возникновение наук а культуре, то, что Кассирер называет «критикой куль­туры», и именно здесь расширение кантовского крити-19 цизма оказалось преодолением кантианства и проры­вом в мир «идей», «абсолютного», «умопостигаемого». Все, против чего благоразумно предостерегала «транс­цендентальная диалектика» Канта,—поступок саисско-го юноши, нисхождение к «Матерям», «буря и натиск», —стало плотью и кровью романтизма: стыдом его зря­чих пальцев и выпуклою радостью узнавания; да, и чудовищными срывами его («Eine liisterne Redouten-und Halb-Bordellwirtschaft, die nach und nach noch schlimmer werden wird», с необычайною злобой харак­теризует Гете некоторых романтиков в письме к Яко-би), но не следует забывать: срывы были срывами с высоты, т. е. было откуда падать. «Высокие башни,— говорит Кант,—вокруг которых шумит ветер... не для меня»19. Достаточно сравнить с этим «сильным изре­чением Канта», как охарактеризовал его Наторп, пос­леднюю сцену ибсеновского «Строителя Сольнеса» или упоительно-самоубийственный призыв автора «Веселой науки» строить города у Везувия, чтобы сполна осоз­нать и прочувствовать контраст ситуации. Несомненно, что в становлении кассиреровской мысли, ставшей аре­ной столкновения обоих полюсов, Канту удалось в зна­чительной мере остудить романтический радикализм— Кассирера никак нельзя назвать романтиком; он слиш­ком осторожен, осмотрителен и систематичен для этого. Но несомненно и другое: побежденный романтизм ос­тавил в нем достаточно глубокие следы, и здание кан-товского критицизма раздалось в «Философии симво­лических форм» рядом непоправимых трещин, проду­вающих «шумным ветром» запретных высот. Четыре основополагающих принципа проникли сквозь эти тре­щины в «неокантианство» Кассирера, четыре «ереси», легшие в -основание его и подтачивающие весь канти­анский экстерьер. Это, во-первых, смещение акцента с факта математического естествознания как единст­венного и незыблемого ориентира наших знаний о ми­ре. Здесь Кассирер изменяет не только Канту, превра­тившему философию в философию только науки (и тем самым спровоцировавшему властный рост будущего «сциентизма»), но и своему «марбургскому» прошлому. Наука вовсе не единственна; наряду с наукой как фе­номеном культуры существует целый ряд других фено- '19И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 4, ч. I, M., 1965, стр. 199.20 менов столь же самостоятельных, независимых и пра-вомерных: язык, миф, религия, искусство определяют культуру не в меньшей степени, чем наука, и философии должно в равной мере ориентироваться и на них, т.е. перестать быть «служанкой науки» и стать «служанкой культуры». Во-вторых, это чисто романтическая идея «органической формы», противопоставленная еще со времен Гердера «рефлективной форме» рационализма. Фридрих Шлегель был первым, кто со всей определен->; ностью ввел это понятие в лингвистику (в сочинении 1808 года «Uber die Sprache und Weisheit der Indier»). Язык, понятый как организм,—типично романтическая концепция, открывшая новые перспективы в лингвистистике и существенно обусловившая становление современного языкознания,—Кассирер специально предупреждаетег против понимания этой концепции как образной и поэтическиметафорической (1.96). Понятие организма в философии романтизма служит выражением не от­дельных природных явлений, а всеобщего спекулятив­ного принципа, духовного средоточия, стягивающего самые различные проблемы. Уже у Канта в «Критике способности суждения» это понятие играет роль «сред­него термина», соединяющего разъятые члены систе­мы; антиномически противопоставленные миры природы и свободы, бытия и долженствования, «чистого» и «практического» разума как бы примиряются в регуля­тивной идее организма. Эта идея становится в «Натур­философии» и «Системе трансцендентального идеализ­ма» Шеллинга конститутивным принципом объяснения мира. Именно идея органического, по Шеллингу, дает человеку предчувствие единства его собственной сущ­ности, в которой идентифицируются созерцание и поня­тие, форма и предмет, идеальное и реальное. Наконец, наиболее пышные плоды этой идеи являет нам гетев-. ское учение о метаморфозе. Мы увидим еще, какую роль играет понятие «органической формы» в симво­лизме Кассирера. Третий принцип, легший в основание «Философии символических форм»,—отрицаемое Кан-- ?ом и утверждаемое романтизмом «интеллектуальное созерцание». Упомянутый уже нами § 77 «Критики спо­собности суждения» стал для


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Welfare Creating Couch Potatoes Or Employable Cit
Реферат А. М. Бойко, доктор пед наук, проф
Реферат Al Gore Essay Research Paper AL GORE
Реферат Pyotr Ilyich Tchaikovsky Essay Research Paper Pyotr
Реферат One Flew Over The Cuckoos Nest Essay 2
Реферат The Dead Essay Research Paper The DeadGabriel
Реферат Экологическая безопасность производства
Реферат Алгебраические тождества. Арифметический корень. Степени. Логарифмы
Реферат Разработка схемы источника "ПТИ" с использованием стали 45
Реферат Ушинський К Д основоположник педагогічної науки
Реферат Reality Of A Dream Roughing It Essay
Реферат Tacit Knowledge Essay Research Paper To a
Реферат 7. осуществление надзора за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Реферат Four Play Summaries Essay Research Paper Play
Реферат What Is Love Why Are You Asking