«Интеграция как условие повышения качестваметодико-математической подготовки студентовпедагогического колледжа»Творческий отчёт Маракиной Раисы Ивановны, преподавателя математических дисциплин высшей квалификационной категорииВ современной педагогической науке всё многообразие профессиональных качеств педагога объединяется понятием профессиональной компетенции. Это не просто совокупность профессиональных знаний и умений, а сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции социально-педагогического опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность педагога к выполнению профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция – это специфическая особенность профессионального облика современного педагога, поэтому, выделяя ключевые компетенции, нельзя не учитывать «интегральность» профессионально-личностной характеристики будущего специалиста и область приложения его профессиональных возможностей. На формирование профессиональной компетенции влияет целый ряд факторов, среди которых можно выделить особенности организации учебного процесса и содержание профессиональных образовательных программ. Принципиально важным этапом развития системы профессионального образования на ближайшие 5-10 лет является разработка нового содержания профессионального образования, обеспечивающего новое качество выпускников. В соответствии с концепцией модернизации образования на современном этапе актуально важным становится проблема подготовки квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Для реализации этих проблем нужны и новые подходы к профессиональной подготовке, которая у многих будущих учителей начальных классов начинается в педагогическом колледже. Важной частью такой подготовки является ее математическая и методико-математическая составляющие. Согласно государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, они должны обеспечиваться курсами «Математика», «Теоретические основы начального курса математики», «Методика преподавания начального курса математики». Я считаю, что обеспечить достаточный уровень готовности выпускников колледжа к обучению младших школьников математике возможно только в том случае, если будет своевременно преодолено ряд противоречий в изучении предметов математического цикла. Это противоречия между необходимостью выпускать грамотных конкурентно-способных учителей начальных классов и недостаточностью отводимого программой профессионального образования времени на изучение предметов математического цикла, а также между необходимостью формирования целостного представления о взаимосвязях между предметами математического цикла и отсутствием этой взаимосвязи в учебных программах. Необходимость преодоления этих противоречий и определила цель моей работы: повышение качества математического образования средствами интеграции предметов математического цикла. Задачи: раскрыть значение математики в общем и профессиональном образовании, психолого-педагогические аспекты усвоения курса, взаимоотношения школьного курса математики с математикой как наукой и важнейшими областями её применения; создать условия для овладения студентами основных математических понятий и фактов, лежащих в основе начального курса математики и научить вводить их разными дидактическими средствами в процессе обучения математике младших школьников; формировать новый интегративный стиль мышления, выражающийся в складывании единой картины математических дисциплин, и содействовать целостному пониманию методики преподавания математики. Анализируя свой большой опыт работы в педагогическом колледже, я пришла к выводу, что создание интегрированного курса математики и разработка содержания профессиональной образовательной программы по предметам математического цикла – один из путей решения данных задач. Актуальность интеграции продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к выпускникам педагогических колледжей. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция как полноправное научное понятие появилось в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. Недостатки узкопредметного подхода к рассмотрению явлений и процессов реального мира – фрагментарность знаний учащихся, их неумение поместить полученную информацию в более широкий смысловой контекст, усмотреть существенные связи и взаимодействия – давно осознавались учителями и методистами в области образования. Поиски выхода из сложившегося противоречия между предметным построением учебного процесса и потребностями целостных, системных знаний учащихся, привели к активному использованию идей интеграции в образовании. Анализ различных подходов к раскрытию сущности понятия «интеграция» показывает, что в самом общем значении – это процесс и результат становления целостности. В современном образовании интеграция используется как дидактический метод организации учебных занятий, но может стать и генетическим принципом для выстраивания образовательного пространства. Интеграция (лат. Inteqratio- восстановление, восполнение) – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.^ Существуют различные определения интеграции. «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение даёт толковый словарь иностранных слов ¹ и «Логический словарь – справочник» Н.И.Кондакова². «Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов». Такое определение даёт «Философcкий словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов» ³. «Интеграция – это результат процесса объединения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». В образовании интеграция рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системности. Она издавна существует и по горизонтали в виде межцикловых связей между разными предметами, и по вертикали, как преемственность и внутрицикловые связи между ступенями образовательной лестницы в пределах какого-либо одного учебного курса. Горизонтальный тематизм. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).Особенности: - включает эпизодически материал других предметов; - сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; - в целом сохраняется программа урока.^ Вертикальный тематизм. Объединение нескольких школьных предметов на основе диалога по заданной теме. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели. ¹ Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1987. С.196 ² Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 595. ³ Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 710 с. Елсуков А.Н., Шульга К.В. Социологический словарь- 2-е изд. Минск.: Университетское, 1991. С.528.Особенности: - тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя; - уделяется различное количество времени: от пяти минут и более; - воплощение на уроке различно: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение. Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции. Сущность этого принципа - понимание условности строгого деления естественно - научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных систем знаний, дающих обучаемым представление о целостной картине мира. Базисной основой концепции интеграции в образовании являются: ^ Принцип взаимодополняемости естественно-научной методической традиции и гуманитарных способов познания.Синергетический подход: общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных макросистем – физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных.Системный подход: интеграция – система систем, результат систематизации более высокого разряда.^ Гносеологический подход: интеграция – это способ и процесс формирования многомерной полифонической картины мира, основанной на сопряжении различных способов и форм постижения действительности; это процесс и результат становления целостности (холизма) – единого качества на основе многих других качеств; принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности.^ Герменевтический подход: интеграция – это принцип, который проявляется в преобразовании всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, обобщения, разработки интегративных образовательных программ, учебных образования и т.д. курсов, уроков, мероприятий, получении интегративных результатов ^ Деятельностный подход: интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создание условий для становления у обучаемого личностно-многомерной картины мира и постижения себя в это мире.^ Информационный подход: интеграция в образовательном пространстве может выступать как принцип, что проявляется в преобразовании всех компонентов общеобразовательных систем: создание школ интегративного типа; разработка интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, специальных дней; получение интегративных результатов образования; средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач; ведущая тенденция обновления содержания образования - большая науковедческая проблема. Главной задачей здесь является интеграция каналов информационного взаимодействия обучаемого с миром в его целостности и многообразии, актуализация природных возможностей многомерного восприятия действительности. Объектами интеграции в учебном познании могут выступать: виды знаний, система научных понятий; законы теории и идеи; модели образовательных процессов. ^ Развивающее обучение. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для: 1) выхода на более высокий уровень осмысления; 2) совершенствования индивидуально – личностного аппарата познания; развития свободы мышления; формирования креативности обучаемого. В российском образовании используются следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:- интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В.Серикова); - генерализация содержания учебных предметов (концепция внутрипредметной интеграции В.И.Загвязинского); - укрупнение дидактических единиц (П.М.Эрдниев);- объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приёмов (концепция дидактических систем Л.А.Артемьева, В.В.Гаврилюк, М.И.Махмутова); - технологии интегрирования учебных предметов (А.И.Гуревич);- соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества В.В.Семёнова); - интегральными являются новые информационные (компьютерные) технологии. В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек-природа» отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня – важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации. Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке. Поскольку интеграция - это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём я его вижу? В повышении уровня знаний по предметам математического цикла, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами. В росте познавательного интереса студентов, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время. Во включении студентов в творческую деятельность, результатом которой может быть овладение общими способами действий, необходимыми учителю в условиях работы в любой методической системе, а не только запоминание названия методических приёмов и техник организации обучения младших школьников тому или иному математическому вопросу в русле какого-либо методического подхода.^ Аналитическая частьОдин из вариантов изменения содержания образования и повышения качества знания по предметам математического цикла представляет собой интеграцию учебного материала курсов «Математика», «Теоретические основы начального курса математики» и «Методика преподавания начального курса математики». Учитывая возможный способ такой интеграции, потребность общества в теоретически и методически грамотных учителях начальных классов и многолетний опыт преподавания в педагогическом колледже трёх тесно связанных между собой предметов, мной составлена программа интегрированного курса ««Математика и методика обучения математике младших школьников», структура содержания, которой может быть представлена в виде схемы (Приложение 1) Программа интегрированного курса составлена на основе собственного опыта, требований к уровню подготовки выпускника педагогического колледжа,а также на основе: Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования; «Математика» - автор профессор Стойлова Л.П. «Основы начального курса математики» - автор профессор Стойлова Л.П. «Методика обучения математике в начальной школе». Развивающее обучение - автор профессор Истомина Н.Б. «Методика обучения математике в начальной школе» автор Белошистая А.В. «Интегрированное изучение некоторых тем математики и методики обучения математике в начальных классах» - автор преподаватель Швецова С.Т. «Математика и методика обучения математике младших школьников» - автор профессор Царёва С.Е. Реализация интегрированной программы (Приложение 2) способствует развитию у студентов способности воспринимать математические и методические знания как единое взаимосвязанное целое. Наличие такой способности позволяет будущему учителю организовать обучение математике младших школьников в соответствии с современными требованиями. Большой опыт педагогической деятельности в педагогическом колледже убеждает, что на начальном этапе изучения интегрированного курса необходимо уделять внимание межличностным отношениям. Можно сказать, что через общение в процессе обучения проявляется, раскрывается и развивается личность студента, а в определённой мере и личность самого преподавателя. Принципиально важным считаю первые занятия по интегрированному курсу, на которых устанавливаются новые отношения между студентом и студентами, преподавателем и студентом, между студентом, математикой и методикой математики. На них, студентам обучающимся на II курсе, предоставляется возможность углубить и расширить представления о математической науке, этапах её развития и способах построения; даётся общее представление об интегрированном курсе, его роли в подготовке учителя начальных классов, обсуждаются вопросы математической и методической культуры учителя, его роли в образовательном процессе; обозначается круг актуальных проблем начального математического образования школьников. Тематика первых занятий следующая. Введение. Математика как наука и учебный предмет. Математическая и методическая культура учителя начальных классов. Некоторые проблемы начального математического образования школьников. Понятия и их роль. Особенности математических понятий. Объём и содержание понятия, их взаимосвязь. Математические понятия в начальном курсе математики и их роль в развитии младших школьников. Важная задача первых занятий – побудить студента задуматься о месте в мире, в котором он живёт, вызвать интерес к учению, предмету, профессии. Условием нормального протекания любой деятельности, в том числе учебной деятельности, является наличие действий контроля и оценки. На занятиях интегрированного курса при изучении каждой темы обсуждаем вопросы: а) зачем вам надо (полезно) это уметь (знать); б) как вы думаете, чему нужно научиться, чтобы уметь раскрыть смысл математических понятий учащимся начальной школы, научить младших школьников решать задачи, ставить перед ними учебные задачи и т.д. …; в) как вы думаете, чему можно научиться, выполняя следующие задания …; г) что нового узнали о …; д) чему мы учились, чему мы научились, какие вопросы остались; е) как проверить, хорошо ли вы научились …; ж) что бы вы сделали, чтобы узнать, знаете ли (научились ли) вы …? На эти вопросы студенты ориентируются при изучении различных тем курса. Такие вопросы позволяют студенту осознать конкретный результат своих действий, уточнить учебные цели. Раздумывая над этими вопросами, студент сам подводит итог выполненным действиям и делает вывод о степени достижения поставленных целей. Данная система вопросов позволяет формировать умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов учебно-педагогической деятельности, что является необходимыми качествами педагогической деятельности. То есть на этом этапе акцент в обучении смещается на приобретение студентами общих способов действий, предметных (специальных и общепрофессиональных) знаний и умений. Здесь межличностные отношения получают своё развитие. Студент ставится в рефлексивную позицию по отношению к предмету общения: учебному материалу, способу действий и контролю результатов, партнёрам по сотрудничеству. Важно, чтобы студент осмысливал: содержание деятельности (Чему учился? Что нового узнал? Что это такое? Зачем это?) организацию и средства познания (Как учился? Как узнал? Что помогло? Почему следовало поступить так? А можно ли иначе?) результат деятельности (Я хотел научиться (овладеть)… Научился (овладел) ли я? Как это проверить? В чём у меня затруднения? Что мне необходимо сделать, чтобы их устранить?) Наиболее распространёнными формами при интегрированном обучения являются диалоговый урок, лекция-беседа, лабораторные и практические занятия; методами обучения – проблемный, словесно- логический, дискуссия, деловая игра, защита проектов, различные виды самостоятельных работ, работа с книгой, экспериментирование и исследовательская деятельность. Преподаватель в данном случае выступает в роли равноправного партнёра по сотрудничеству. Он привлекает студента к планированию учебной деятельности, выбору способов действий для достижения поставленных целей, прогнозированию и оценке результатов, организовывая и поддерживая общение. Отмечу, что интегрированный курс «Математика и методика обучения математике младших школьников» значительно облегчает мотивацию учения, помогает делать содержание курса личностно значимым для студента. Студенты с интересом работают в микрогруппах и индивидуально, с достоинством защищают позиции группы и собственное мнение во время коллективного обсуждения. Некоторые студенты могут дать объективный анализ и оценку результатов деятельности группы и собственной деятельности. Большое внимание на занятиях уделяется умению осуществлять логико-математический анализ учебного материала страницы учебника математики, урока, темы, раздела курса математики, представленного в учебниках, программах и дидактических материалах. Данное умение, в свою очередь, состоит из следующих: выявлять в любом математическом понятии «предметно-действенную основу»; определять, насколько характер и логика представления математических понятий и их свойств в учебниках или пособиях позволяет опираться на опыт младшего школьника; находить в текстах учебников и учебных пособий для школьников явные и косвенные характеристики математических понятий и действий; сравнивать характеристики одних и тех же математических понятий и логику их представления в программах и учебниках для начальной школы, реализующих различные методические подходы; сравнивать этапы формирования понятия или способов действий, предлагаемых различными учебниками математики для 1-4 классов; устанавливать, какие умозаключения (дедукция, неполная индукция, аналогия) будут выполнять учащиеся при изучении того или иного материала; сопоставлять научное содержание математических понятий и фактов с материалом программ, учебников и учебных пособий для начальной школы; переводить общепедагогические установки педагогических и методических работ в конкретные педагогические ситуации и педагогические действия урока математики или внеурочной работы по математике с учащимися. Развитие названных умений происходит на практических занятиях и в самостоятельной внеаудиторной работе с помощью специальных заданий (Приложение 3), при выполнении которых студенты обращают особое внимание на тесную связь изучаемых разделов математики с разделами школьной программы. Анализ учебников математики для начальных классов студенты второго курса начинают с первых занятий. По каждому изучаемому разделу курса математики студентам предлагается выяснить, как эти разделы отражаются в начальном курсе математики, для чего дается ряд заданий по анализу программ и учебников по математике для начальных классов. В результате такой работы студенты не только расширяют свои теоретические знания, но и видят практическую зависимость каждого изучаемого раздела курса математики. Например. Задание 1. ^ В учебнике математики для I класса (I-IV) Н.Б. Истоминой для раскрытия смысла понятия «ноль» предлагается такое задание:Расскажи, что изменяется в каждой паре картинок. Выбери равенства, которыми можно записать эти изменения.5-1=4^ ОООО → ОООООО 4 + 2 = 6 ООООО →ОООО 9-9 = 0 ООООООО → ООООО 4 + 0 = 4 ООООООООО → 7-2 = 5 ОООО → ОООО 7 + 0 = 7 ООООООО →ООООООО 4-0 = 4 7-0=7Можно ли утверждать, что выполнение данного задания способствует формированию представления о нуле как о числе, характеризующем пустое множество? Почему вы так думаете?Задание 2. Проанализируйте задания по теме «Отношения» из учебника «Математика-1» (любой автор). Объясните, на какой основе изучаются в начальной школе понятия больше, меньше, столько же. Почему, прежде чем познакомить учащихся с числами 1 и 2, их знакомят с понятиями больше, меньше, столько же? Как происходит знакомство с числами 1, 2? Задание 3. Сформулируйте те строгие математические определения умножения и деления, на которых основывается их изучение в начальных классах (по двум, на Ваш выбор, образовательных программ). Подтвердите примерами из учебников то, что изучение умножения и деления в начальных классах основывается на сформулированных Вами определениях. И др. (Приложение) Как известно, формирование нового математического понятия проходит следующие стадии: содержательную, формальную и прикладную. На первой содержательной стадии понятия при выполнении упражнений у учащихся формируется представления о свойствах вводимого понятия, хотя явно оно не вводится. На второй формальной стадии проводится систематизация накопленных фактов и вводится само понятие, выявляются его свойства и место в системе других понятий. На третьей, прикладной стадии аппарат введённого понятия используется для решения практических задач. Поэтому я направляю свою работу на то, чтобы не только сформировать необходимые математические понятия у студентов, но и показать, какие из этих понятий формируются в начальных классах и как необходима при этом поэтапность работы. Интеграция содержания учебного материала позволяет не только результативно ставить перед студентами учебно-методические задачи, но и создавать оптимальные условия для реализации других компонентов учебно-педагогической деятельности. На III и VI курсах у студентов появляется больше возможностей проявить свою индивидуальность и самостоятельность (курсовые работы, практика пробных уроков, преддипломная практика, дипломная работа, разработка и проведение интегрированных уроков в начальных классах). Формы организации обучения остаются прежними, но учебные задания становятся значительно сложнее. На занятиях интегрированного курса мы обсуждаем вопросы, возникшие на педагогической практике и после неё: Какие знания и умения, полученные на уроках, помогли вам больше всего в подготовке, планировании и проведении урока математики на практике? Что, на ваш взгляд является самым важным в подготовке урока математики, в его проведении? Как сегодняшнее занятие может помочь вам в подготовке будущего урока (в постановке его целей, выборе содержания урока и т.п.)? Может ли формулируемое вами определение понятия применимо в начальной школе? И т.д. Ядро представляемого интегрированного курса составляют учебно-методические задачи (Приложение 4), решение которых помогает каждому студенту осознать и понять, чему надо будет научиться при изучении каждой темы, как можно научные понятия темы раскрывать школьникам на доступном им языке, а также обеспечивать уровень математического образования и развития младших школьников. С целью оценки глубины знаний студентов, а также умения решать возникшие педагогические задачи мной составлен сборник проверочных работ по интегрированному курсу «Математика с методикой обучения математике младших школьников» (Приложение 4) куда вошли самостоятельные, контрольные и практические работы; различные виды тестов, которые ориентированы на измерение степени и определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков студентов, а также методические задания, направленные на формирование тех психолого-педагогических и методических умений, которые студент сможет применять в своей работе. Изменение направления содержания образования привело к расширенному обновлению образовательных программ начальной школы, активной разработке новых вариативных программ. Переход в иную «культуру» обучения для многих учителей очень непрост, особенно для начинающих учителей. Поэтому, чтобы расширить знакомство выпускников с альтернативными программами, с некоторыми наиболее разработанными формами организации обучения младших школьников, помочь им овладеть общим способом деятельности при подготовке к урокам математики, который имеет развивающую направленность и позволит научиться планировать содержательные, выстроенные в определённой логике уроки математики, мной составлена программа и методическое пособие «Альтернативные программы по математике для начальной школы» (Приложение 5). Программа и пособие являются неотъемлемой частью интегрированного курса, т.к. в основу образовательных систем Л.В.Занкова, «Школа 2000…», «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века» и др. положен личностно-ориентированный подход, который даст возможность студентам реализовать идею интеграции в курсе начальных классов. Использование интеграции учебного материала курсов «Математика», «Теоретические основы начального курса математики» и «Методика обучения математике младших школьников», позволяет сделать вывод о том, что она результативна и создаёт все возможности для успешного усвоения знаний по математическим дисциплинам. Об этом можно судить по итогам государственной аттестации и государственной практике (Приложение 6) Контроль за становлением нового стиля отношения и педагогических позиций осуществляю при помощи наблюдений, бесед со студентами, тестирования, анкет (Приложение7) Студенты, в основном, дают положительную оценку об изучаемом курсе. Работа по интегрированной программе в рамках деятельностного подхода в процессе методико-математической подготовки студентов педагогического училища способствует развитию личности студента и младших школьников, с которыми организована работа при прохождении педагогической практики, повышению профессионального уровня преподавателя, работающего по данной программе. Пятилетний опыт обучения студентов математике и методике обучения математике младших школьников в рамках интегрированного курса позволяет утверждать, что в результате студенты: целостно воспринимают учебный предмет «математика» в начальной школе; более глубоко осознают содержание основ начального курса математики и понимают связь с темами «Методики преподавания начального курса математики»; учатся добывать информацию по математике и методике обучения математике младших школьников, а не получать её в готовом виде; овладевают общими способами действий, необходимыми учителю в условиях работы в любой методической системе, а не только запоминают название методических приёмов и техник организации обучения младших школьников тому или иному математическому вопросу в русле какого-либо методического подхода; понимают и принимают, что путь к профессионализму с окончанием учебного заведения не завершается, а лишь начинается; более рационально и эффективно используют время, отведённое стандартом на освоение методико- математического содержания. Интегрированный курс имеет также и развивающий потенциал. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения (если комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, множественности). Во-вторых, создаёт оптимальные условия для развития мышления (способности к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность. В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности обучаемого. Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока. Само по себе содержание интегрированной программы не может полностью обеспечить выполнение поставленных задач, хотя и является необходимым условием. Только разумное сочетание новых технологий обучения, продуктивных и репродуктивных методов, традиционных и новых форм обеспечит качественное методико-математическое образование. ^ Проектная часть Анализ опыта преподавания рассматриваемого интегрированного курса за последние годы позволяет утверждать, что на сформированность общепрофессиональных педагогических взглядов студентов положительно влияют подход, организация и управление образовательным процессом, в основу которого положен принцип интеграции различных предметов математического цикла, наличие единомышленников-преподавателей, работающих в тех же группах, где студенты изучают интегрированный курс. Критериями сформированности педагогических воззрений студентов могли бы служить качества и умения выпускников, которые явно проявляются в ходе подготовки, планирования, проведении и анализе уроков пробной практики, например, следующие: ^ умение оперировать понятиями (предметными, методическими, психолого-дидактическими, общенаучными) в рамках государственного образовательного стандарта; глубина, вариативность, критичность и независимость мышления (методического, в частности); деловой подход к решению учебно-воспитательных проблем; Изучение и анализ научной литературы психолого-педагогического, методического характера в сопоставлении с результатами преподавания интегрированного курса в условиях личностно-ориентированного подхода привело к выводу: интегрированный курс «Математика с методикой обучения математике младших школьников» окажет позитивное влияние на становление прогрессивных педагогических взглядов выпускников, а именно наличие таких взглядов обеспечит дальнейшее становление профессионального мастерства и профессиональной культуры. Виды предстоящей работы по проблеме преподавания учебных предметов на интегральной основе могут быть следующими: участие в разработке новых учебных программ интегрированных курсов на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего професс ^ Раздел 4 Краткий обзор истории развития методики начального обучения математике Приложение 6 Таблица 1 Итоги государственной аттестации Учебный год Процент успеваем. Качество знаний Средний балл 2004-2005г. 100% 54,6 3,9 б. 2005-2006г. 100% 68,5 3,7 б. 2006-2007г. 100% 60,9% 3,9 б. 2007-2008г. 100% 90% 4,3 б. 2008-2009г. 100% 64,3% 3,9 б. Таблица 2.Итоги государственной практики Учебный год Процент успеваем. Средний балл 2004-2005г. 100% 4,1 б. 2005-2006г. 100% 4,3 б. 2006-2007г. 100% 4,6 б. 2007-2008г. 100% 4,6 б. 2008-2009г. 100% 4,6 б. Приложение 7Анкета«Напишите, что вы можете сказать о курсе «Математика и обучение математике младших школьников» в процессе его изучения».Вот некоторые мнения студентов.Мне нравится, что мы рассматриваем проблемы с разных точек зрения;Такое изучение курса позволяет глубже осмыслить связь математики с программным материалом начальных классов;Каждое задание из школьного учебника я теперь могу теоретиче