Реферат по предмету "Разное"


2009 год в экономическом отношении являлся наиболее трудным годом для Республики Коми

ШАБАЕВ Ю.П. Коми в 2009 годуЭкономика. Кризис и его социальные последствия 2009 год в экономическом отношении являлся наиболее трудным годом для Республики Коми. В предыдущие годы экономика Республики Коми развивалась умеренными темпами, но относительно стабильно и имела некие перспективы роста. Благополучное развитие РК, которое имело место в период 2003–2007 годов, сопровождалось сохранением важных экономических и социальных диспропорций в местном сообществе. Эти диспропорции не устранялись и не создавалось условий для качественного изменения структуры местной экономики и решения острых социальных проблем. Особенно это касалось ускоренного развития сети автомобильных дорог, создания стимулов для развития малого бизнеса, привлечения инвесторов в горнорудный комплекс и строительство, развитие инновационного бизнеса. Аграрный сектор последовательно деградировал. По сравнению с 1999 г. поголовье крупного рогатого скота в Коми уменьшилось в четыре с половиной раза. Примерно в такой же ситуации оказалось и растениеводство. В 2009 г. всеми хозяйствами региона картофель был высажен на 300 гектарах, а еще несколько лет назад под него отводили 7000 га. Аграрии предрекают, что уже в 2010 г. в Коми аграрные предприятия полностью прекратят выращивание картофеля, который долгие годы был одной из основных сельскохозяйственных культур региона. Как указывает местная пресса: «Сельское хозяйство как отрасль перестанет существовать уже в следующее десятилетии. И мы безвозвратно попадем в абсолютную мясо-молочную зависимость (а следовательно и ценовую) от наших более южных соседей. Сегодня сельскохозяйственные предприятия республики поставляют на рынок продукции меньше, чем когда-то производили совхозы только одного Сыктывдинского района» (район вокруг Сыктывкара — Ю.Ш.).1 Несмотря на государственную поддержку, которая в последние годы увеличивалась, аграрный сектор региональной экономики неэффективен и очевидно проигрывает конкуренцию с производителями из других регионов, а потому сельское хозяйство как отрасль региональной экономики действительно вряд ли выживет. Другой традиционной отраслью хозяйства республики является лесное хозяйство. Несмотря на многолетние призывы специалистов, в относительно благополучные годы не было предпринято серьезных усилий по развитию сети лесовозных дорог. По этому показателю, на сегодняшний день РК отстает от всех регионов СЗФО очень значительно: в среднем на 1000 га лесных угодий приходится 1,5 километра лесовозных дорог. С учетом этого показателя и фактическим прекращением экспорта круглого леса, а также с учетом падения цен и высоких издержек производителей лесная отрасль Коми неизбежно должна была переживать и переживала хронический кризис. Этот кризис начинает усугубляться в результате общего мирового спада, который особенно болезненно отразился на странах и регионах с недиверсифицированной экономикой. В 2008 г. 87% предприятий, занятых в РК лесозаготовками были убыточными. В 2009 г. ситуация не улучшилась. В сфере лесозаготовок действуют около тысячи предприятий и уровень организации труда в них низок. Кроме того, крупные потребители-монополисты типа компании «Монди Сыктывкарский ЛПК» часто диктуют невыгодные условия сбыта малым предприятиям. Но есди прежде при всех сложностях малым предприятиям удавалось сбывать лес, то в 2009 г. это стало серьезной проблемой – возник острый кризис сбыта . Кризис сбыта еще более обострил экономическую ситуацию на селе и некоторые предприниматели даже стали заявлять, что готовы сжечь заготовленный лес, поскольку лесозаготовительные предприятия в массе своей работали себе в убыток и сотни тысяч кубометров уже заготовленного леса не находили потребителей.2 Резко упал спрос и на продукцию лесопереработки, что привело к тому, что за январь-сентябрь 2009 г. производство древесно-стружечных плит составило лишь 69% к аналогичному периоду предыдущего года, древесно-волокнистых плит – 50%. Однако в целом индекс промышленного производства за указанный период сократился в регионе не очень существенно и оставил 96,7% от аналогичного периода 2008 года. Добыча нефти незначительно выросла, а рост продукция нефтепереработки был весьма значительным, что и позволило выйти на общие не слишком обескураживающие показатели. В марте 2009 г. в Сыктывкарском лесном институте прошла межрегиональная конференция «Лесной сектор экономики российских регионов: опыт разработки и реализации мероприятий по смягчению мирового финансово-экономического кризиса», инициатором проведения которой стал Союз лесопромышленников Республики Коми. Участники конференции и специалисты отметили, что как местные, так и федеральные власти не только не создают условий для ведения лесного бизнеса, но фактически препятствуют его нормальному функционированию. Вот только два примера. «Отмена договоров купли-продажи лесных насаждений для коммерческих целей, без обсуждения принятая в марте путем изменения Лесного кодекса, «под корень» рубит малый лесозаготовительный бизнес (а это сотни тысяч рабочих мест) со всеми нехорошими последствиями. Повышение пошлин в прошлом году на вывоз круглого леса за рубеж привело к тому, что в условиях существенного сокращения объемов производства на перерабатывающих предприятиях и сужения рынка сбыта миллионы кубометров заготовленной древесины остались невостребованными внутри страны при невозможности экспорта. В конце 2008 года введение заградительных пошлин отсрочили, но было уже поздно: договоры с зарубежными импортерами нашего леса не были заключены».3 Сложнейшая ситуация в лесном комплексе вынудила представителей лесного бизнеса добиваться созыва всероссийского съезда лесопромышленников с тем, чтобы довести свою консолидированную позицию до правительства. В Коми на селе проживает четверть населения и половина всех коми республики и именно лесной бизнес долгие годы был основным работодателем для селян. Последовательная деградация сельского хозяйства и лесной отрасли и отсутствие реальных экономических альтернатив приводят к тому, что, во-первых, и в условиях экономического кризиса продолжается миграция из села наиболее деятельной части населения, во-вторых, сельские коми и особенно молодежь (даже в районах с высокой долей коми), как показывают наши исследования, все менее склонны отождествлять себя с собственной этнической группой, которая все очевиднее превращается в группу социальных аутсайдеров, ибо кризис сильнее сказался на коми населении республики. Практически все сельские районы — это стагнирующие территории, которые не имеют продуманных планов развития и не имеют реальных возможностей, чтобы обеспечить экономическое и социальное процветание местному населению. Однако социальная и экономическая деградация затронула не только сельское население РК. Уже много лет продолжается реструктуризация предприятий угольной отрасли в монопромышленных городах республики — Инте и Воркуте. Закрыты многие шахты и целый ряд сопутствующих производств, предпринимаются попытки ускорить процесс переселения горожан и прежде всего семей шахтеров в другие регионы страны. Бюджеты угольных городов имеют огромный дефицит, перспективы развития полностью утрачены, причем осознание бесперспективности жизни в северных городах глубоко укоренилось и стало доминирующим общественным настроением в названных городах. В то, что республиканские власти желают и способны исправить ситуацию, в этих городах люди не верят. Главное желание большинства жителей заработать деньги на переезд в более благополучные регионы страны. Поэтому сегодня четырехкомнатная квартира в Воркуте может стоить примерно столько же, сколько один квадратный метр элитного жилья в Москве. И эти квартиры не продать — нет покупателей. Определенные надежды жители Воркуты связывали с тем, что собственником угольных шахт несколько лет назад стала металлургическая компания «Северсталь». Но главный интерес компании заключается в оптимизации поставок коксующегося угля и снижении издержек производства. Поэтому она последовательно сокращает численность работников и избавляется от непрофильных активов, что только усложняет общую ситуацию в городе: имели место митинги, протесты, громкие заявления профсоюзных лидеров. Что касается Инты, где добывают энергетические угли не лучшего качества, то там экономическая и социальная ситуация еще сложнее, чем в Воркуте. После событий в Пикалево и появившихся в прессе сообщений о том, что у правительства есть планы «закрытия» некоторых моногородов, ситуация в Воркуте и Инте стала еще более напряженной. Здесь уже неоднократно имели место акции протеста населения, а планы сократить значительное количество шахтеров в текущем году также привели к росту социальной напряженности. Любые непродуманные действия местных или федеральных властей, связанные с попытками ускоренного решения проблем северных городов могут привести здесь к серьезному социальному взрыву. Стимулы для развития утрачены и у многих других городов. Отказ РУСАЛА от строительства алюминиевого завода в Печоре резко ухудшил ситуацию в этом городе. Неспособность республиканских властей оказать весомую поддержку названной компании в решении проблемы обеспечения газом будущего глиноземного завода привели к полной заморозке мероприятий по подготовке его строительства и изменению инвестиционных планов. Это в свою очередь сказывается на развитии города Сосногорска, власти которого рассчитывали, что новый завод не только даст городу новые рабочие места, но и приведет к развитию малого бизнеса в Сосногорском районе. Кризис также повлиял и на планы других инвесторов. Так, ранее заявленные планы строительства ЦБК в Троицко-Печорском районе были похоронены. Кризис сбыта привел к тому, что на грани банкротства оказался Жешартский фанерный комбинат, обеспечивающий жизнедеятельность крупного промышленного поселка. Та же участь постигла и Княжпогосткий завод ДВП в городе Емве. Наименьшей мере кризис коснулся столицы Сыктывкара, где осуществлялись (а точнее — были продолжены) даже крупные инвестиционные проекты, и Ухты — промышленного центра республики. В целом условия для ведения бизнеса в Коми стали еще менее благоприятными. Не случайно, что Республика Коми по уровню инвестиционного риска далеко отстала от регионов, которые лидируют в этом отношении и, более того, - риски в регионе возрастают. В рейтинге инвестиционной привлекательности в 2008 -2009 гг. республика потеряла 8 позиций и ее потенциал расценивается экспертами крайне невысоко.4 Снижение инвестиционной привлекательности региона означает, что возможности роста его экономики (и особенно возможности модернизации) еще более ограничиваются. Фактически сегодня есть единственный проект общереспубликанского значения, который дает республике некие стимулы для развития — это строительство газотранспортной системы Ямал-Центр, но даже это строительство в 2009 г. было приостановлено. Условия для развития бизнеса в Коми продолжают оставаться сложными и даже в кризисный период отношения власти и бизнеса не улучшились, на что в частности указывалось на конференции «Бизнес и власть: партнеры или соперники», проведенной в конце января 2010 г. Торгово-промышленной палатой республики. Здесь же говорилось о наметившемся оттоке капиталов из республики и о том, что все больше предпринимателей покидают ее. Приходится признать, что бизнес-среда в Коми ухудшается. Хозяйственный комплекс РК был и остается дезинтегрированным и очевидно распадается на отдельные анклавы, не связанные между собой прочными хозяйственными связями. Единственным проектом, который мог решить проблему экономической интеграции и превратить республику в так называемый функциональны регион, гдетерриториальные единицы тесно связаны экономически был проект «Коми алюминий», предполагавший создание в разных районах РК бокситового рудника, глиноземного завода и завода по производству первичного алюминия, но его реализовать не удалось, ибо интересы инвесторов, естественных монополий и государства не совпали, а лоббистские способности региональных властей оказались крайне незначительными. Экономическая и территориальная разобщенность республике сказывается и на социальном облике. Как показывают наши исследования региональная идентичность в Коми очень слаба, а большинство жителей не признают, что жители республики составляют некое единое сообщество, что у них есть какие-то общие интересы, т.е. гражданская солидарность низка, а значит вполне возможно внутреннее противостояние территориальных и этнических групп населения Коми, что отчасти и имеет место. Очевидно, что продолжающаяся экономическая деградация региона приведет к ускорению оттока населения из него, в том числе и квалифицированных специалистов и управленцев. Очевидно также, что в среднесрочной перспективе почти вся территория республики превратится в депрессивную зону, где возможно обострение социальной ситуации. Иными словами кризис обострил старые проблемы республики и привел к резкому росту социальных рисков. В числе таких рисков не только рост социальной напряженности, но и усиление межэтнических противоречий.Демография, миграции Осложняет общую ситуацию в республике характер демографических процессов. На 1 сентября 2009 г. население РК составляло 953,7 тысяч человек и к аналогичному периоду предыдущего года оно сократилось на 14 тыс. человек, а с начала 2009 г. – на 4,9 тысячи или на 0,5% (за январь-август 2008 г. – на 0,7%). Вместе с тем сохранился рост рождаемости, брачности, снизились естественная и миграционная убыли, в городской местности наблюдался естественный прирост. С 1990 г. уровень рождаемости в Республике Коми неуклонно сокращался. С 1988 г. суммарный коэффициент рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. За 2008 г. в республике было зарегистрировано 10715 рождений и 11239 смертей, т.е. превышение смертности над рождаемостью все еще сохранялось и принципиальных изменений по отношению к предыдущему году здесь не произошло, хотя общий показатель естественной убыли составил –0,6 (в 2007 г. –0,8) и был несколько выше показателя предыдущего года. В январе-октябре 2009 г. индекс рождаемости составил 12,5 рождений на 1000 населения (в 2008 г. - 12,2), а смертности — 12,8 (в 2008 г. - 12,8). Рост рождаемости был очевидным, хотя и не являлся значительным. Но естественная убыль населения сократилась вдвое — до -0,3. Росстат прогнозировал рост рождаемости в Республике Коми в 2008, 2009 и 2010 годах. В 2009 году этот прогноз оправдался. Важно заметить, что показатели смертности и рождаемости у городского и сельского населения существенно не разняться, хотя прежде демографические показатели на селе выглядели более драматично. Впрочем, село, как и прежде, продолжает лидировать по доле внебрачных рождений (в некоторых районах их доля составляет 60%), что связано отчасти с возрастающей долей гражданских браков, особенно популярных ныне именно среди сельской молодежи. Показатель брачности в предыдущие годы снижался. В 2008 г. на 1000 человек было зарегистрирована 8,0 браков (в 2007 г. – 8,3). За январь-октябрь 2009 г. показатель брачности составил 8,7, Количество разводов наоборот продолжало увеличиваться: 5,4 развода на 1000 человек было зарегистрировано в 2008 г. против 5,1 – в 2007 году. За январь-октябрь 2009 г. этот показатель составил 5,5. Неизменным остается отрицательным сальдо миграции. В 2009 г. продолжалась активная миграция населения за пределы республики и ее уровень остается неизменной высокой с 1990 года (см. таблицу 1). Таблица 1 Миграционные потоки населения, человек* 1990 1995 2000 2005 2007 2008 Прибыло 66165 38338 20845 14062 15615 12922 Выбыло 69002 50429 27630 20765 20192 21375 * Составлено на основе данных текущей статистики^ При этом в сокращении населения республики внешняя миграция играет решающую роль. Если в 2007 г. отрицательное сальдо миграции составило –5279 человек, то в 2008 г. оно значительно возросло, составив -8453 человека. Основной причиной сокращения численности населения остается именно миграционный отток (89% общего снижения численности населения) на долю естественной убыли пришлось 11% сокращения. В 2009 г. эта тенденция сохранилась. Усиливающийся миграционный отток населения есть не только свидетельство ухудшения демографического качества населения, но симптом, указывающийся на еще более значимую проблему. Многие местные аналитики отмечают, что республику покидают все большее число высококвалифицированных специалистов, управленцев и просто энергичных, предприимчивых людей, которые не видят для себя поля деятельности там, где нет реальных перспектив проявить себя. Очевидно, что демографический кризис в республике не преодолен и в ближайшие годы при сохранении нынешних тенденций ситуация в демографической сфере может резко обостриться. Отток населения за пределы региона сужает возможности для роста экономики в будущем, ибо одновременно с ним на рынке труда нарастает дефицит квалифицированных специалистов. Социальная сфера Помимо демографической ситуации в Коми имеет место и еще ряд серьезных социальных проблем. В условиях кризиса, как правило, обостряется проблема безработицы. Действительно, уровень безработицы в республике вырос, особенно заметные сокращения имели место в угольной отрасли. По данным текущей статистики, он составил 2,7% от экономически активного населения за январь-сентябрь 2009 г. (в 2008 г. - 1,6%). Но официальная статистика не позволяет достаточно адекватно оценить проблему занятости. Как и прежде, велик уровень скрытой безработицы, особенно на селе. И особенно болезненны сокращения в лесной отрасли, которые принимают все более значительные масштабы. Переход на новые технологии заготовки древесины приводит к тому, что в Койгородском, Удорском и ряде других сельских районов республики сокращаются сотни рабочих, трудоустройство которых в условиях кризиса становится неразрешимой проблемой для местных властей. В результате на селе, социальная ситуация еще более обостряется. Фермерство, на которое возлагали надежды в 1990-е годы, так и не получило развития, поскольку было фактически уничтожено высокими налогами и отсутствием системной поддержки. Малый бизнес, на который сегодня возлагают надежды, имеет крайне ограниченные возможности для развития, поскольку на селе низок платежеспособный спрос населения и высоки издержки. Впрочем, представители малого бизнеса постоянно заявляют, что дальше деклараций о его поддержке, власти, как правило, не идут. Получается замкнутый круг, который не позволяет сельским районам не только развиваться, но и ведет к последовательному росту социальной напряженности и деградации сельских поселений. Острой социальной проблемой для республики является высокий уровень бедности. Коми занимает 4 место среди регионов СЗФО по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, более благополучная ситуация только в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях. В 2008 г. эта доля равнялась 14,7% от общей численности населения или 143,7 тыс. человек. При этом в 1995 г. доля данной социальной группы населения составляла 18,4% от общей численности населения РК. Получается, что за 13 лет в потенциально богатой республике и при относительно стабильном развитии региональной экономики общая численность бедных в Коми сократилась менее чем на 4%. Иными словами темпы сокращения бедности даже в благоприятные годы были крайне низкими. Рост безработицы, инфляция и снижение реальных денежных доходов населения (за январь-сентябрь 2009 г. они составили 94,5% от уровня 2008 г.) прервали последовательное снижение уровня бедности в республике, а перспективы экономического развития не позволяют говорить о том, что и в ближайшие годы удастся заметно снизить долю населения с критически низкими доходами. Другой социальной проблемой становится низкий уровень развития социальной сферы и прежде всего на селе. Повсеместно не хватает врачей и молодые специалисты не едут работать в сельские районы, поскольку подъемные отменены, равно как и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а заработная плата невелика. Аналогичная проблема стоит и во многих городах, даже в самом богатом городе - нефтяной «столице» республики Усинске, где укомплектованность медицинских учреждений врачами составляет 56%, а медицинскими сестрами — 66%.5 Главная причина состоит в том, что медики не обеспечиваются жильем, которое в Усинске практически перестали строить, как и в большинстве других городов республики. В сельской местности остро стоит и проблема обеспечения школ учителями-предметниками, ибо их катастрофически не хватает. При этом финансирование школ, больниц и поликлиник остается неудовлетворительным, что отражается на качестве оказания услуг населению. Усложнение социальной ситуации происходит не только потому, что люди столкнулись с последствиями экономического кризиса, но еще и потому, что в республике высок, как показали данные опросов населения, уровень субъективной бедности, т.е. в общем составе населения доля ощущающих себя бедным, отождествляющих себя с представителями данного социального слоя как минимум вдвое выше доли тех, кто имеет среднемесячный душевой доход ниже величины официального прожиточного минимума, который составил к началу 2009 г. 4980 рублей. Вторая причина — это отсутствие веры в собственное будущее, ощущение бесперспективности жизни в данном селе, городе и районе. Наиболее характерны такие настроения в сельских районах. К примеру, опрос 2006 г., проведенный в Усть-Куломском районе, показал, что более половины респондентов не видят реальных перспектив развития района. В Усинске таковых (опрос проведен в том же году) треть. Очевидно, что в условиях кризиса подобные настроения только усиливаются.Люди не верят в будущее своих городов и районов, не верят в способность местных и республиканских властей создать условия для их стабильного экономического роста и для материального благополучия жителей. Именно отсутствие социального оптимизма делает восприятие собственного социального положения более трагичным (чем оно есть на самом деле), вселяет в людей чувство апатии и подталкивает их к антисоциальному поведению, создает в целом крайне неблагоприятный общественный климат.Условием, которое способствует «воспроизводству» бедности в республике является низкая эффективность региональной экономики в целом, продолжающийся аграрный кризис и сложная ситуация в лесном комплексе республики (в прежние годы 80% трудоспособного сельского населения была занята на предприятиях лесной отрасли, а всего в лесном комплексе занята треть трудоспособного населения РК). Другим условием является общая деградация северных территорий, о которой говорят экономисты.6 В Коми эта деградация, как указывалось выше, наиболее очевидно проявляется в северных шахтерских городах – Инте и Воркуте. Аграрный кризис в республике, который длится уже полтора десятилетия, не только не преодолен, но и продолжает углубляться. На селе, где проживает половина коми республики, сегодня нет никаких реальных перспектив для экономического оздоровления ситуации, а происходит резкое ухудшение экономических и социальных условий жизни населения. Это означает, что создается ситуация, когда противостояние титульной этнической группы и доминантного населения РК будет иметь не только культурную, но и экономическую основу. Иными словами, опасность того, что радикалы в коми движении, которые прежде были вытеснены с политической арены, вновь приобретут политический вес.В условиях общего финансового и экономического кризиса проблемы, которые не были решены прежде, только усугубятся, а социальные настроения повсеместно могут приобрести открыто конфронтационный характер. Низкий уровень доверия к местным и региональным властям и их низкий авторитет только усугубят ситуацию и не позволят избрать мобилизационный путь выхода из кризиса.Преступность Стабильно высоким остается в республике и уровень преступности. Тем не менее, по информации Министерства внутренних дел РК, в 2008 г. в республике было зарегистрировано 24585 преступлений, что означало снижение уровня преступности по отношению к 2007 г. на 13%. Причем снижение произошло практически по всем видам преступлений, в том числе по тяжким и особо тяжким. В 2009 г. зарегистрировано 23,5 тыс. преступлений, что на 4 процента меньше, чем в 2008 году, т.е. снижение уровня преступности продолжилось. Снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, грабежей. Возросло число преступлений экономической направленности, особенно мошенничества. Причем в Инте количество таких преступлений возросло вдвое, а в Печоре и Ухте – наполовину, в Сыктывкаре – на 8 процентов. Получается, что между уровнем мошенничества и экономическим положением отдельных городов Коми прослеживается вполне определенная связь. Важно отметить, что среди совершавших противоправные действия более половины не имели постоянного источника дохода. Неким индикатором радикализации настроений в обществе являются преступления, квалифицируемые как экстремизм. В 2009 г. в Коми выявлено 7 и раскрыто 9 преступлений экстремистской направленности.7 Общая раскрываемость преступлений в 2009 г. возросла на 7%. Наивысший уровень раскрываемости, который составлял 79,5% был отмечен в 1998 году, и с тех пор показатели последовательно снижались.8 Пока рано говорить об изменении тенденции, но позитивные сдвиги в деле борьбы с преступностью очевидны. Громких коррупционных дел или дел, связанных со злоупотреблением властью в республике было немного. Всего же следователи направили в суд 100 уголовных дел о коррупции. Но, следуя примеру майора Дымовского, зам. Прокурора Ухты Григорий Чекалин и бывший сотрудник МВД Михаил Евсевьев опубликовали в интернете обращение к президенту, в котором обвинили работников силовых структур РК и региональные власти в коррумпированности, клановости и неэффективности. Прокуратура РК признала обвинения ложными,9 но определенный резонанс они имели, хотя власти совершенно не обеспокоили.. Власть, государство, политика Застой в политической жизни региона, который наступил после окончательно установившаяся в 2007 г. политической монополии «Единой России» привела к тому, что сфера публичной политики резко сузилась. Критической оценки действий местных властей ни одна из действующих в регионе политических сил, кроме коммунистов, не предлагали. И хотя эта оценка прозвучала из уст Президента после пожара в Подъельске, это не помешало лидеру республиканской организации «Единой России» и по совместительству мэру Сыктывкара Роману Зенищеву при опросе, который был проведен в конце 2009 г. газетой «Молодежь Севера» назвать губернатора В.Торлопова «человеком года». По сути, партия сняла с губернатора ответственность за ситуацию в Корткеросском районе, где был расположен названный дом престарелых с губернатора и представила его кандидатуру Президенту в числе трех возможных претендентов на пост Главы РК. Президент, который резко отреагировал в свое время на случай в Подъельске, не согласился ни с лидером республиканской организации единороссов, ни с их оценкой губернатора и предложил в первых числах 2010 г. другую кандидатуру. Очевидно, что власть не может сама себя реформировать. Так, фактически признав после пожара, что в республике власти всех уровней недостаточно эффективны, каких-то далеко идущих выводов местное руководство не сделало. Единственным следствием названных событий стала отставка главы администрации Корткеросского района, где расположен Подъельск. Но не только пожар в Подъельске, а и экономический кризис показал очевидную неэффективность республиканской власти. Действия республиканских властей, направленные на борьбу с кризисом, показали, что власть исходить из желания любыми путями решить текущие проблемы и видение перспективы ею утрачено. В частности необходимость секвестирования бюджета-2009 привела к тому, что первое сокращение бюджетных расходов было практически полностью осуществлено за счет механического урезания бюджета дорожного фонда. Это означало, что строительство и ремонт дорог в 2009 г. в республике прекращаются. Для северной республики, с обширной территорией, слабой связью между населенными пунктами, неинтегрированным хозяйственным комплексом и неразвитой дорожной сетью подобное решение означало серьезный удар по перспективам экономического развития, ибо отдаленные сельские районы единственную надежду на некий экономический рост связывали только с развитием дорожной сети. Для сравнения можно сослаться на пример Карелии, где руководство заявило, что сокращать бюджет дорожного фонда губительно для северной республики и не пошло по этому пути, сокращая расходы бюджета на 2009 год. Таким же образом в СЗФО поступили и власти Санкт-Петербурга, где были только несколько урезаны ассигнования на ремонт дорог. Само дорожное строительство – это не только стимул развития региональной экономики, но это и обеспечение занятости, и один из важнейших методов региональной интеграции. Обострение экономических и социальных проблем в регионе, а также отсутствие эффективного взаимодействия внутри властных институтов привели и к обострению противоречий в системе органов власти на местном уровне. Конфликтные ситуации в 2009 г. имели место в Ухте, в Инте, ушел со своего постав коммерческую структуру глава администрации Усинска... Более того, вместо повышения эффективности власти, которое необходимо именно в условиях кризиса, в ряде районов наблюдался очевидный паралич власти. В немалой степени это связано с тем, что нынешнее положение муниципальной власти таково, что оно не имеет реальных возможностей выполнять властные полномочия, что отмечается многими экспертами. Кардинальное реформирование принципов работы муниципалитетов, их финансового обеспечения, четкое определение их сферы компетенции становится настоятельной необходимостью. Между тем, как показали наши исследования, наблюдается очевидная рутинизация деятельности органов власти и все меньшая ориентация ее на потребности населения. Власть стала превращаться в еще более закрытую корпоративную структуру, о чем свидетельствует характер связи с населением и информационная открытость государственных институтов. Сама по себе подобная ситуация повышает конфликтный потенциал в обществе, ибо возможности оперативного разрешения проблем снижаются. Этнополитическое развитие 2009 год в Коми был объявлен Годом коми языка. Глава РК Владимир Торлопов утвердил план мероприятий, связанных с сохранением, развитием и популяризацией второго государственного языка республики. План мероприятий включал около 60 различных конференций, семинаров, праздников, конкурсов. В марте в Сыктывкаре была проведена научно-практическая конференция «Современные тенденции языкового и этнокультурного образования» и семинар по современным образовательным технологиям в области изучения коми языка для педагогов сельских дошкольных учреждений. А в июне Министерство национальной политики РК и администрация Удорского района провели в селе Кослан конференцию по реализации Закона Республики Коми «О государственных языках». Был также проведен ряд мероприятий, связанных со знаменательными датами в жизни и творчестве известных коми писателей и деятелей культуры. Программа Года коми языка включала выпуск разнообразной печатной и мультимедийной продукции. Так намечалось издать пособия по коми языку и игровые задания для детей дошкольного возраста, электронный альманах «Этноглобус традиционных изделий народов Коми» на русском и коми языках. Однако за парадным фасадом Года коми языка скрывались и более показательные этнополитические явления, которые имеют место в Коми и связаны с попытками придать языку значение идеологии или использовать его как действенный политический инструмент. Наиболее показательны в этом смысле события, которые имели место в Удорском районе республики. В начале года Министерство юстиции РФ отказалось регистрировать устав совета района из-за включения в него пункта, обязывающего муниципальных чиновников владеть коми языком. Такое решение большинством в две трети голосов было принято на заседании совета в октябре 2008 года. Депутат совета района Альберт Логинов следующим образом прокомментировал данный вердикт: «В России коми язык знать не обязательно. Получается, в нашем государстве нет места для коми народа. В этом году в Москве в издательстве «Яуза-пресс» вышла книга «Русская доктрина», в которой говорится, что все население России должно говорить только на русском языке и стать русскими – и никто из лидеров государства и политиков не выступил против этого бреда. А ведь к сепаратизму как раз приводит то, что верховная власть в России не хочет признать права на существование культуры и языка малых народов, - нам лишь разрешают плясать и петь на всевозможных праздниках». Далее А.Логинов заявил, что на очередном заседании совета района в конце января он и его сторонники вновь постараются включить в проект устава положение, обязывающее муниципальных чиновников владеть коми языком. «Мы будем долбить эту тему до тех пор, пока не добьемся успеха», - подчеркнул он10 Личность А.Логинова заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Этот человек отличается огромной энергией и, живя в отдаленной деревне Удорского района, до которой порой крайне сложно добраться, занимается предпринимательством, несмотря на возраст (ему уже более 60) ходит на охоту и рыбалку и при этом всегда занимался активной общественной деятельностью. В последние годы он прославился утверждениями, что этнографическую группу удорцев («удораса») вообще нельзя считать коми, что они самостоятельный народ и потому им надо предоставить статус коренного малочисленного народа Севера и включить в официальный перечень таких народов. Теперь этот вполне здравомыслящий и энергичный общественный деятель решил заняться языковой политикой, ибо другой сферы применения своей активности он не находит, а язык (проблема регионального языка) все очевиднее превращается в идеологию. Очевидно, что знание регионального языка, каковым является коми, не есть обязательная норма даже в том случае, если язык имеет статус государственного в рамках отдельного субъекта РФ. При этом показательно, что в тех странах, где статус государственного имеют несколько языков, как правило, не существует строгих предписаний, требующих знания всех этих языков. К примеру, в Швейцарии (языковую политику которой любят преподносить как образец для подражания этнические предприниматели в России) трудно найти человека, который бы знал все четыре государственных языка и немного тех, кто знает даже три. И в Финляндии, в которой два государственных языка и которая оказывает активную поддержку активистам этнонациональных движений в «финно-угорских регионах» РФ, в последние годы усиливается стремление отказать шведскому языку в статусе государственного. В финской образовательной среде шведский язык считаю навязанным, а потому мотивация к его изучению сегодня низка. И хотя в школе шведский учат все, лишь незначительная часть населения умеет им пользоваться.11 Не случайно, что если прежде шведский и финский премьеры во время официальных визитов друг к другу говорили на шведском, то уже ныне они ведут переговоры на английском. Но этнические активисты, часто наведывающиеся в Финляндию, далеки от того, чтобы вникать в сущность сложных культурных процессов в этой стране и потому на основании формальных критериев записали Финляндию в образец, которому следует подражать. Возвращаясь к удорскому прецеденту необходимо заметить, что сам район весьма специфичен. Долгое время его считали типично сельским коми районом и действительно в 1959 г. коми составляли 85,5% нас


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.