Реферат по предмету "Экономика"


Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения

Федеральное агентство по образованию Удмуртский государственный университет Институт права, социального управления и безопасности Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения» ( на примере


ОАО «Удмуртская птицефабрика»). Выполнил: Е. Л. Назарова студент 3курса гр. 061 Проверил: кандидат исторических наук, доктор юридических наук, профессор Войтович Валерий Юрьевич Ижевск 2008 Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты оценки финансового состояния 1. Финансовое состояние: сущность, показатели 2.Факторы, влияющие на изменение финансового состояния


предприятия Глава 2. Современное финансовое состояние предприятия 1.Краткая историческая справка 2.Правовое регулирование деятельности предприятия 3. Динамика основных показателей ОАО «УПФ» Глава 3. Оценка финансового состояния предприятия 3.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соот-ношения собственного и заемного капитала 2. Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия 3.3


Прогнозирование финансовой устойчивости (зоны безубыточности) предприятия Заключение Список используемой литературы Введение Актуальность темы: Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической дея-тельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед дру-гими предприятиями


того же профиля в привлечении инвестиций, в получе-нии кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кад-ров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, т. к. выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату — рабочим и служащим, дивиденды — акционерам, а бан-кам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним. Чем выше ус-тойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изме-нения рыночной конъюнктуры


и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства. Цель исследования является анализ и структура финансового состоя-ния предприятия, а также пути его улучшения на примере ОАО « Удмуртская птицефабрика». Задача работы заключаются в следующем: а) изучить теоретические основы; б) дать характеристику предприятию; в) определить эффективность его работы; г) разработать мероприятия по улучшению финансового состоя-


ния предприятия. Объектом исследования является общественные отношения Открыто-го акционерного общества «Удмуртская птицефабрика». Предметом изучения данной работы явилось финансового состояния предприятия ОАО «Удмуртская птицефабрика». Методологическое исследование: - всеобщий диалектико-материалистический метод – распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы, стадии процесса по-знания,


с помощью этого метода определяются и теоретически отражаются реальные процессы, которые протекают в сфере управления; - общенаучные методы, такие как: а) системный - представляет собой комплексное изучение исследуемо-го объекта как единого целого с позиций системного анализа; б) анализ и синтез – соединяющий начальное расчленение явления на отдельные части с последующим рассмотрением каждой из них и составле-нием разных элементов в цельную систему; в) индукция – позволяет делать общие выводы после нахождения


зако-номерностей черт частного; г) дедукция – сначала предоставляет общий алгоритм, а частичные вы-воды являются лишь частными случаями исходного положения; Информацией послужили: годовые отчёты ОАО «Удмуртская птице-фабрика» за последние три года, устав фабрики, законодательные и норма-тивные акты Р.Ф публикации. Теоретической основой исследования являются работы авторов:


Савицкая Г.В Ковалев В.В Волкова О.Н Васильева Л.С Любушин Н.П Чечерицына Л.Н Чуев И.Н. Проделав данную работу, будут выполнены такие функции теории управления как: познавательная, оценочная, прикладная, прогностическая. Глава 1. Теоретические аспекты оценки финансового состояния 1. Финансовое состояние: сущность, показатели Финансовое состояние предприятия (ФСП) - это экономическая


катего-рия, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способ-ность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, из-меняются структура средств и источников их формирования, наличие и по-требность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособ-ность.


Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (пред-кризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно произво-дить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, пе-реносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособ-ность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обла-дать гибкой структурой капитала, уметь


организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспро-изводства. Следовательно, финансовая устойчивость предприятия - это способ-ность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого


уровня риска. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выпол-няются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализа-ции продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение вы-ручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение


финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финан-совое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положи-тельное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.


Поэтому финансовая деятель-ность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направ-лена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегиче-ской задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно посто-янно поддерживать платежеспособность и рентабельность,


а также опти-мальную структуру актива и пассива баланса. Основные задачи анализа. 1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предпри-ятия и его платежеспособности. 2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономиче-ской рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельно-сти и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финан-


сового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. 1. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансово-го состояния предприятия. Комплексное изучение экономики предприятия предусматривает сис-тематизацию показателей 1. К ним относится: 1) показатели исходных условий деятельности предприятия характе-ризуют: а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования


предприятия и выполнения его производст-венной программы; б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. производственную структуру предприятия, структуру управления, уро-вень концентрации и специализации производства, продолжительность про-изводственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.; в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, её конкурентоспособность, рынков сбыта,


организации тор-говли, рекламы и т.д. Показатели приведенной подсистемы оказывают влия-ние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объ-ем производства и реализацию продукции, её качество, на степень использо-вания производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу, себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.). 2) показатели использования средств производства – это фондорента-бельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства,


амортизация. 3) показатели использования предметов труда – являются материало-емкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсис-тем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход про-дукции, себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия.


4) показатели использования трудовых ресурсов включают в себя по-казатели обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, полноту ис-пользования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль зара-ботной платы и др. 5) показатели производства и сбыта продукции: объем валовой, то-варной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, её качество, ритмичность


производства, объема отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. 6) показатели себестоимости продукции - это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции. 7) показатели прибыли и рентабельности. 8) показатели финансового состояния предприятия Для оценки ФСП, его устойчивости используется целая система пока-зателей, характеризующих: а)наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования; б)оптимальность структуры пассивов


предприятия, его финансовую не-зависимость и степень финансового риска; в)оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска; г)оптимальность структуры источников формирования оборотных ак-тивов; д)платежеспособность и инвестиционную привлекательность предпри-ятия; е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования; ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж). Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показа-телях, так как абсолютные


показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализи-руемого предприятия можно сравнивать: с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства; с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения


ФСП. Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки — для оцен-ки условий кредитования и определения степени риска, поставщики — для своевременного получения платежей, налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.


Внутренний анализ проводится службами предприятия и его резуль-таты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и размес-тить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства. Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками матери-альных и финансовых ресурсов, контролирующими


органами на основе пуб-ликуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Основными источниками информации для анализа финансового со-стояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о при-былях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и дру-гие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют


отдельные статьи баланса. 1.2.Факторы, влияющие на изменение финансового состояния предприятия Любое предприятие является открытой системой. В процессе получе-ния ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю сре-ду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия .


Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предпри-ятия. В их число можно включить: • внешние экономические факторы - многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колеба-ния, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественно-го труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. • внешние политические условия включают государственное


устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промыш-ленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, цено-вую, кредитную, таможенную и др.; • внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок


правовых норм и др. • внешние научные и технические факторы способствуют предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, ши-роком внедрении инноваций. • коммуникационные внешние условия - уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, инфор-мационного обмена и телекоммуникаций. • природно-климатические


факторы рельеф местности, площадь тер-ритории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влаж-ность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состоя-ние экологии и др. Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предпри-ятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результатив-ность его деятельности.


Не меньшее влияние на деятельность предприятия оказывают и состав-ляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать сле-дующим образом : • производственно-технические факторы - включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, мате-риалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции. • социальные условия и составляющие - отношений между людьми, ра-ботающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, моти-вации, поведения во многом зависят


результаты работы предприятий. • экономические факторы - представляет собой совокупность экономи-ческих процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних сле-дует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов. • информационная составляющая - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответ-ствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. • маркетинговый


фактор - предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях уве-личения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж. • фактор деловых отношений и поведения сотрудников - установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения,


выход из контакта. Задача делового общения — не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении. Важное значение для деятельности предпринимательской организации имеет также поставщики, конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги. Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура.


Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консульта-ционные фирмы, различные транспортные организации и др оказывает предприятию широкий спектр услуг. Глава 2. Современное финансовое состояние предприятия 2.1.Краткая историческая справка 1971 г начало строительства птицефабрики "Удмуртская". В 1980 году появилась первая продукция предприятия - мясо птицы.


В 1986 году ди-ректором ПТФ "Удмуртская" был назначен Александр Дмитриевич Ушаков. Уход А.Д.Ушакова из жизни в 1990 году совпал с началом ухудшения эко-номического положения в стране. Пришедший на его место директор не смог найти эффективных механизмов управления работой птицефабрики в новых условиях. В результате к 1997 году предприятие оказалось на грани банкрот-ства, производство продукции было прекращено. Преодолеть тяжелейший кризис предстояло новому директору


- Вален-тине Павловне Ушаковой. Менее чем за два года ей удалось восстановить производственный цикл и спасти предприятие от гибели. В 1998 году получено свидетельство о государственной регистрации птицефабрики "Удмуртская" как открытого акционерного общества . От-крытое акционерное общество «Удмуртская птицефабрика» создано на осно-вании Федерального закона «Об акционерных обществах» от 24.11.94


Гра-жданского кодекса РФ от 21.10.1994 г. и иным действующим законодатель-ством. Зарегистрировано общество 08.05.2002 года администрацией г. Глазо-ва. ОАО «УПФ» является юридическим лицом, имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов дея-тельности, не запрещённых федеральным законом и настоящим уставом. Имеет расчетный счет в банке, печать, фирменное название и может высту-пать истом и ответчиком в арбитражном


суде. Место нахождения: 427630, г. Глазов, ул. 70 лет Октября, 13А. Основной вид хозяйственной деятельности предприятия ОАО «УПФ» - производство и сбыт продукции мяса бройлеров, племенного яйца, торфо-племенного компоста. С 1 августа 2005 года ОАО "Удмуртская птицефабрика" вошла в со-став "Удмуртского птицеводческого холдинга". Предприятие стабильно наращивает производство.


Новаторские тех-нологии по переработке продукции, современное оборудование, а также бо-гатый и разнообразный ассортимент позволяют птицефабрике лидировать не только на продовольственном рынке Удмуртии, но и сотрудничать с сосед-ними российскими регионами. Постоянными партнерами ОАО "Удмуртская птицефабрика" стали предприятия Удмуртской республики, Нижегородской, Пермской областей.


Качество выпускаемой продукции было не раз оценено на международных выставках, ярмарках: 1.Участие в работе международного Форума "Куриный король", г. Мо-сква - 4 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовая медали. 2. Неоднократное участие во Всероссийской специализированной вы-ставке "Продиндустрия", г. Ижевск - 4 золотых, 3 серебряных,


3 бронзовых медали, диплом первой степени и т. д. Структура управления предприятием Высшим руководящим органом является общее собрание акционеров. Между собраниями Обществом руководит Совет директоров, в компетенцию которого входит решение стратегических проблем. Оперативное руководство осуществляет управляющий ОАО «Удмуртская птицефабрика» Семенова Га-лина Петровна.


Она занимается решением тактических проблем, анализом выполнения планов, контролирует текущую деятельность предприятия. Главный инженер занимается технической политикой на фабрике, за-нимается внедрением нового оборудования совместно с технологическими службами, следит за проведением ремонтных и строительных работ. Заместитель ген.директора по экономике и финансам отвечает за со-стояние планирования, за разработку планов производства и контроль над их выполне_нием, а также следит за состоянием финансового плана и


анализом хозяйст-венной деятельности в целом по фабрике, так как финансовое состояние предприятия осуществляет связь с банками, отвечает за организацию труда и заработной платы. Главный бухгалтер занимается ведением текущего бухгалтерского уче-та всех видов деятельности, контролем над расходованием денежных и мате-риальных средств, соблюдением финансовой дисциплины, начислением за-работной платы, а также учетом издержек производства и обращения.


В обязанности отдела кадров входит работа по подбору квалифициро-ванных работников для предприятия, их увольнение, ведение кадрового уче-та на предприятии. Начальник охраны - (руководитель контрольно-пропускного пункта) отвечает за сохранность имущества предприятия и за соблюдение порядка контрольно-пропускного режима. Юрисконсульт - следит за правильным составлением договоров, ре-шает спорные вопросы, связанные с составлением


договоров, представляет интересы предприятия в суде. Также консультирует работников предприятия по юридическим вопросам. Ни один документ (приказ) не вступает в дейст-вие без его подписи. Начальник цеха – решает оперативные вопросы управления и произ-водства. Принимает участие в подборе работников для своего подразделения.


Мастера цехов – ведут первичную документацию, осуществляют кон-троль за выполнением суточного задания, выдают суточное задание на места. Структуру управления ОАО покажем в виде схемы 2.2.Правовое регулирование деятельности предприятия Правовая деятельность предприятия осуществляется в соответствии с Федеральными законами: 1. Трудовой Кодекс от 30.12.2001г № 197-


ФЗ Целью трудового законодательства является установление государст-венных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей; 2. Налоговый Кодекс часть 1-2 от 31.07.1998г № 146- ФЗ; от 50.08.2000г №117-ФЗ Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации; 3.


Гражданский Кодекс от 30.11.1994г № 51- ФЗ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственно-сти, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судеб-ной защите. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учёте» № 129


ФЗ от 21.11.96 г. ответственность за организацию бухгалтерского учё-та в ОАО «УПФ», соблюдения законодательства при выполнении хозяйст-венных операций несёт генеральный директор общества. Генеральный ди-ректор учредил бухгалтерскую службу как структурное подразделение, воз-главляемое главным бухгалтером. 2.3. Динамика основных показателей ОАО «УПФ» Таблица 2.1 Наименование показателей 2005 год 2006 год


Тр 1,% 2007 год % Тр 2, Объем товары, продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб. 577141,6 699203,88 1.2 804117 1.15 Объем реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб. 568783,6 687186,72 1.2 795439 1.15 Себестоимость реализованной продук-ции, тыс. руб. 516332,6 555689,1 1.07 571488 1.02 Затраты на 1 рубль реализованной продукции, тыс. руб. 1,27 0,88 0.7 0,86 0.98 Чистая прибыль (ЧП) 48718,6 62173,44 1.28 87177 1.4


Сумма оборотных средств, тыс.руб. 131464.2 157394,9 1.2 228410 1.45 Сумма основных средств, тыс.руб. 270058,6 182968,2 0.68 247396 1.35 Сумма хозяйственных средств, в распоряже-нии организации 417377,8 360494,3 0,9 499448 1.38 Доля основных средств в активах 0,65 0,51 0.78 0,5 0.98 Доля активной части основных средств 0,35 0,44 1.26 0,54 1.23


Фондоотдача (ФО) 2,1 3,6 1.7 3,2 0.89 Фондоемкость, руб. (ФЕ) 2,2 0,8 0,4 0,8 1,0 Фондовооруженность, тыс. руб./чел 264 165 0,6 197 1,19 Среднесписочная численность персонала, чел. 1023 1106 1.08 1256 1.14 Производительность труда по выработке. (ПТ, руб./чел) 556 621,3 1.12 633,3 1.02 Выручка от реализации продукции, тыс. руб. (В) 636284 795439 1,25 888067 1,12


Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. (ПР) 48718 62173 1,28 87177 1,40 Прибыль на 1 работника, тыс. руб. 47,6 56,2 1,18 69,4 1,23 Уровень рентабельности, % 9,5 11,2 1,18 15,2 1,36 Вывод: проанализировав таблицу видим, что значительно увеличился выпуска продукции и объем реализации, при этом затраты снизились, а чис-тая прибыль выросла. Увеличение суммы стоимости основных средств про-изводства можно объяснить приобретением нового оборудования.


К сожале-нию, снизилась фондоотдача и производительность труда. Для расчета и анализа основных экономических показателей я исполь-зовала следующие формулы: где ФО – фондоотдача есть обобщающий стои-мостной показатель использования всей совокупности основных фондов предприятия. СВП – стоимость валовой или СТП (товарной) продукции; СОПФ – стоимость основных производственных фондов. где


ФЕ – фондоемкость где Фв – фондовооруженность; , СЧР – среднегодовая численность рабочих. где П – производительность труда; , Т – затраты труда на производство продукции, чел.час. где Ур – уровень рентабельности , П – прибыль от реализации продукции; С – себестоимость реализованной продукции Расчет показателей рентабильности предприятия Таблица 2.2 Показатель Формула для расче-та Комментарии


Рентабельность продаж (Rп) Rп = Рр / V Показывает доходность реализации, т.е на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 руб. Прибы-ли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продук-ции, уровнем затрат на производство Рентабельность основной деятельности (Rод) Rод = Рр / З Показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции.


Дополняет показатель рентабельности продаж. Динамика коэфициента может свидетельствовать о необходи-мости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимо-стью реализованной продукции Рентабельность всего капи-тала предприятия (Rк) Rк = Рч / Вср Определяет эффективность всего имущества предприятия При сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной ставки по банковскому


кредиту мож-но сделать вывод либо о неоправданном завышении кредит-ной ставки, либо о неудовлетворительном использовании ка-питала предприятия Рентабельность внеоборот-ных активов(Rf) Rf = Рч / Fср Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на едини-цу стоимости внеоборотных активов Рентабельность собственного капитала (Rск) Rск = Рч / Ис.ср Отражаер эффективность использования средств, принадле-жащих собственникам предприятия


Основной критерий при оценке уровня котировки акций на бирже Условные обозначения: Рр - прибыль от реализации продукции (ф. № 2, стр.050) З - себестоимость реализации продукции (ф. № 2, стр. 020) Рч - чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль (ф. № 2, стр 160 = стр 140 - стр. 150) Оценка рентабельности Таблица 2.3 Наименование показателей 2005 год 2006 год


Тр 1,% 2007 год % Тр 2, % Рентабельность продаж 0,09 0,2 2,2 0,14 0,7 Рентабельность активов 0,12 0,17 1,4 0,17 1 Рентабельность собственного капитала 0,14 0,2 1,4 0,23 1,15 Рентабельность продукции 0,1 0,23 2,3 0,2 0,9 Рентабельность основной деятельности 0,1 0,23 2,3 0,17 0,7 Вывод: Оценка рентабельности - совокупность коэффициентов, харак-теризующих эффективность деятельности предприятия относительно соот-ношения прибыли и затрат.


Рентабельность продаж в 2006 году выросла до 0,2 и снизилась в 2007 году до 0,14 рубля с 1 рубля выручки от реализа-ции. Рентабельность активов ОАО «УПФ» выросла до 0,17 руб. Рентабель-ность собственного капитала ОАО «УПФ» выросла до 0,2 руб.(2006г.), до 0,23 руб.(2007году). Рентабельность продукции ОАО «УПФ» выросла почти в два раза к 2007 году. Анализ деловой активности ОАО Удмуртская птицефабрика.


Таблица 2.4 Наименование показателей 2005 2006 Тр 1,% 2007 Тр 2, % 1.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) (в оборотах) 75.6 38.9 0,5 48.6 1,2 2. Длительность оборота ДЗ в днях 4.8 9.3 1,9 7.4 0,8 3. Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах) 4.4 5.1 1,16 4.7 0,9 4. Длительность оборота запасов (в днях) 82.2 71.0 0,86 76.7 1,08 5.


Коэффициент оборачиваемости активов ( в оборотах) 1.4 1.9 1,35 1.6 0,8 6. Длительность оборота активов (в днях) 264.2 188.9 0,7 226.0 1,2 7. Оборачиваемость кредиторской задолженно-сти (КЗ) (в оборотах) 21.1 23.8 1,1 20.1 0,8 8. Длительность оборота (КЗ) (в днях) 17.1 15.1 0,9 17.9 1,2 9. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (СК) (в оборотах) 1.7 2.2 1,3 2.1 0,95 10.


Длительность оборота (СК) (в днях) 211.8 163.6 0,8 171.4 1,04 11. Продолжительность операционного цикла (в днях) 87 80.3 0,9 84.1 1,04 12. Продолжительность финансового цикла 69.9 65.2 0,9 66.2 1,01 Как мы видим из таблицы, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности существенно снизился за три года, следовательно, увеличи-лась длительность оборота


ДЗ. Снизились коэффициенты оборачиваемости и других элементов (кредиторской задолженности, запасов, собственного ка-питала, активов), увеличилась длительность их оборота, значит, средства предприятия используются недостаточно эффективно. Выход из сложившейся ситуации: Увеличить выручку реализованной продукции, т. е. увеличить объемы производства и снизить себестоимость продукции, путем внедрения в производство современного оборудования.


Глава 3. Оценка финансового состояния предприятия 3.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе ана-лиза соотношения собственного и заемного капитала Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотно-шения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры акти-вов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.


В связи с этим важными показателями, характеризующими финансо-вую устойчивость предприятия, являются: 1. коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме; 2. коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса); 3. плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (от-ношение заемного капитала к собственному) . Структура источников капитала Таблица 3.1 Показатели 2005 2006 2007


Собственный капитал, тыс. руб. 245862 294603 377215 Заемный капитал, тыс. руб. 52265 39188 122233 долгосрочные обязательства, тыс. руб. 14354 16578 79570 краткосрочного обязательства, тыс. руб. 37911 22610 42663 Баланс, тыс. руб. 298127 333791 499448 Анализ структуры пассивов предприятия Таблица 3.2 Показатели


Уровень показателя 2005 2006 изменения 2007 изменения Коэффициент финансовой автономии предприятия, % 121,2 113,3 - 7,9 132,4 +19,1 Коэффициент финансовой зависимо-сти В том числе: 17,5 11,8 -5,7 24,5 +12,7 долгосрочного 4,8 5,0 +0,2 16,0 +11,0 краткосрочного 12,7 6,8 -5,9 8,5 +1,7 Доля долгосрочных обязательств во внеоборотных активах 7,0 8,8 +1,8 29,3 + 20,5


Коэффициент финансового риска (плечо финансового рычага) 0,21 0,13 -0,08 0,32 +0,19 Вывод: в разрезе трех лет на ОАО «УПФ» наблюдается увеличение финансовой зависимости, то есть произошло увеличение доли заемного ка-питала. Такой же вывод можно сделать после наблюдения динамики коэф-фициента концентрации заемных средств. Коэффициент финансового рычага вырос почти в два раза, что также свидетельствует о повышении зависимости предприятия от внешних источников финансирования и снижении ликвидно-сти.


Предприятия, как правило, заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам: 1) проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налооблагаемую прибыль; 2) расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала. Размещение средств предприятия также имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении


ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находит-ся в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, на-сколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты произ-водственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое ус-тойчивость предприятия Анализ структуры активов предприятия Таблица 3.3 Показатели 2005 2006 изменения 2007 изменения


Общая сумма активов, млн. руб. В том числе: Основной капитал Оборотный капитал 298127 333791 +35664 499448 +165657 204224 188055 -16169 271038 +82983 93903 145736 +51833 228410 +82674 Удельный вес в общей сумме, % : Основного капитала 68,5 56,3 -12,2 54,3 -2,0 Оборотного капитала 31,5 43,7 +12,2 45,7 +2,0 Приходится оборотного капитала на рубль основного капитала, руб.


0,45 0,77 +0,32 0,84 +0,07 Данные таблицы позволяют сделать вывод, что за отчетные года 2006, 2007 произошли изменения в размещении капитала: увеличилась доля обо-ротного капитала на 2,0 %, а основного уменьшилась. Если в 2006 году на рубль основного капитала приходилось 0,77 руб. оборотного, то уже в 2007 году – 0,84 руб что будет способствовать ускорению оборачиваемости и бо-лее эффективному его использованию. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования.


Таблица 3.4 Показатели 2005 2006 2007 Общая сумма перманентного капита-ла 260216 311181 456785 Общая сумма внеоборотные активы 204224 188055 271038 Сумма собственных оборотных средств 55992 123126 185747 Общая сумма текущих активов 93903 145736 228410 Общая сумма краткосрочных долгов предприятия 37911 22610 42663 Доля в сумме текущих активов, %: Собственного капитала 40 84,5 81,3


Заемного капитала 60 15,5 18,7 Вывод: приведенные данные показывают, что в 2005 году текущие ак-тивы были на 60 % сформированы за счет заемных средств, а собственных – 40 %. Это свидетельствует о повышении финансовой зависимости предпри-ятия от внешних инвесторов. Но ситуация в 2006 и 2007 годах изменилась в лучшую сторону. Доля заемных средств в формировании текущих активов составила 18,7 %, а собственных – 81,3 %, что свидетельствует


о высокой финансовой устойчивости предприятия. Структура распределения собственного капитала Таблица 3.5 Показатели 2005 2006 изменения 2007 изменения Сумма собственных оборотных средств 55992 123126 +67134 185747 +62621 Общая сумма собственного капи-тала 245862 294603 +48741 377215 +82612 Коэффициент маневренности соб-ственного капитала 0,228 0,418 +0,190 0,492 +0,74


Вывод: на анализируемом предприятии по состоянию к 2007 году доля собственного капитала, находящаяся в обороте, возросла на 7 % , что следует оценивать положительно. Структура обеспеченности материальных оборотных активов пла-новыми источниками финансирования Таблица 3.6 Показатели 2005 2006 2007 Сумма материальных оборотных активов 89585 104530 134959 Плановые источники их формиро-вания: Сумма собственного оборотного капитала 55992 123126 185747


Краткосрочные кредиты банка под товарно-материальные ценности 20385 1000 13975 Задолженность поставщикам, за-чтенная банком при кредитовании 16200 730 10400 Авансы, полученные от покупате-лей _ _ _ Итого плановых источников 92577 124856 210122 Уровень обеспеченности, % 103 119 156 Вывод: анализируемое предприятие, как показывают приведенные вы-ше данные, относится к абсолютному типу устойчивости, т.к. запасы и затра-ты намного меньше плановых


источников, предназначенных для их финан-сирования. Темпы роста собственного капитала Для расчета влияния данных факторов на изменение темпов роста соб-ственного капитала предложена следующая модель: где ТСК - темп прироста собственного капитала; Пр - реинвестированная прибыль; СК - собственный капитал; ЧП - чистая прибыль; В - выручка;


КL - общая сумма капитала. Исходные данные для факторного анализа темпов роста собствен-ного капитала Таблица 3.7 Показатель 2005 г. 2006 г. 2007г. Темп роста собственного капитала за счет прибыли (ТРСК), % 29,0 58,0 66,0 Рентабельность продаж (Rрп), % 8,0 8,0 10,0 Оборачиваемость капитала (Коб), обороты 2,13 2,38 1,78 Структура капитала (Кз) 1,21 1,13 1,32 Доля реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли (Дотм) 1,47 2,74 2,85


Расчет произведем за 2006 и 2007 года методом цепной подстановки: ТРСКо= 8,0 х 2,38 х 1,13 х 2,47 =53,1%; ТРСКусл1= 10,0 х 2,38 х 1,13 х 2,47 =66,4%; ТРСКусл2= 10,0 х 1,78 х 1,13 х 2,47 =49,7%; ТРСКусл3= 10,0 х 1,78 х 1,32 х 2,47 =58%; ТРСК1= 10,0 х 1,78 х 1,32 х 2,85 =66,9%. Общее изменение темпов роста собственного капитала составляет ТРСКобщ= 66,9 – 53,1 = + 13,8% В том числе за счет изменения: а) рентабельности продаж 66,4 – 53,1 =


+ 13,3 %; б) оборачиваемости капитала 49,7 – 66,4 = - 16,7 %; в) структуры капитала 58 - 49,7 = + 8,3 %; г) доли реинвестированной прибыли в общей сумме чистой прибыли 66,9 – 58 = + 8,9 %; Вывод: Приведенные данные показывают, что правильно выбрана це-новая политика, расширение рынков сбыта привела к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала.


3.2. Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия Для оценки платежеспособности в краткосрочном периоде рассчиты-ваются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффи-циент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности. Дан-ные показатели представляют интерес не только для руководства предпри-ятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной лик-видности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов,


коэф-фициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвид-ности– для инвесторов. Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих акти-вов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (те-кущих обязательств): Kтл = Оборотные средства Краткосрочные пассивы. Коэффициент быстрой ликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущей


ликвидности, однако исчис-ляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключе-на наименее ликвидная их часть - производственные запасы: Кбл = Деб. Задолж. + ден. ср-ва + Кр. Фин. Влож. Краткосрочные пассивы Деб. Задолж- дебиторская задолженность; ден. ср-ва- денежные средст-ва; Кр. Фин. Влож- краткосрочные финансовые вложения.


Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств: Кал = Ден. ср-ва + Кр. Фин. Влож. Краткосрочные пассивы Ден. ср-ва- денежные средства; Кр. Фин. Влож- краткосрочные финан-совые вложения.


Оценка ликвидности Таблица 3.8 Наименование показателей 2005 2006 Тр 1,% 2007 Тр 2, % Коэф. текущей ликвидности (>=2) 2,48 6,45 2,6 5,35 0,8 Коэф. быстрой ликвидности (>=1) 0,26 1,96 7,5 2,5 1,28 Коэф. абсолютной ликвидности(>=0,25) 0,11 1,23 11,18 0,02 0,02 Чистый оборотный капитал(>0) 78388 132976 1,7 185747 1,4


Маневренность собственных оборотных средств средств 0.08 0,23 2,9 0.01 0,04 Доля оборотных средств в активах 0,31 0,44 1,42 0.46 1,05 Доля собственных оборотных средств в оборот-ных активах 0,6 0,84 1,4 0,81 0,96 Доля запасов в оборотных активах 0,9 0,7 0,8 0,53 0,75 Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов 0,66 1,21 1,83 1,5 1,23


Так, в 2005 году быстрая ликвидность была ниже критического уровня, однако, уже в 2006 году ситуация существенно улучшилась. Абсолютная ли-квидность намного ниже критического уровня, значит, предприятие не смо-жет ответить по обязательствам немедленно. Доля запасов в оборотных акти-вах превышает долю оборотных средств, а запасы - это наиболее трудно реа-лизуемая часть оборотных средств. Доля собственных оборотных средств в 2006 году составляет 0,83, что означает невысокую зависимость


предприятия от внешних краткосрочных источников финансирования. 3.3 Прогнозирование финансовой устойчивости (зоны безубыточ-ности) предприятия При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безубыточности). С этой целью все затраты предприятия в зависимости от объема производства и реализации продукции следует предварительно разбить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального


дохода и его долю в выручке от реализации продукции. Затем рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности), т.е. ту сумму выручки, которая необходима для возмещения по-стоянных расходов предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю. Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изме-нения выручки и безубыточного объема


продаж. Выручка в свою очередь может измениться за счет количества реализованной продукции, ее структу-ры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Расчет порога предприятия рентабельности и запаса финансовой устойчивости Наименование показателя 2005 2006 2007 Выручка от реализации продукции без


НДС 636284 795439 888067 Прибыль, млн. руб. 48718,6 62173,4 87177 Полная себестоимость реализованной про-дукции, млн. руб. 516332,6 555689,1 571488 Сумма переменных затрат, млн. руб. 309475 345354 357861 Сумма постоянных затрат, млн. руб. 206857,6 210335,1 213627 Сумма маржинального дохода, млн. руб.


326809 450085 530206 Доля маржинального дохода в выручке, % 51,36 56,58 59,70 Порог рентабельности, млн. руб. 402759,1 371748,1 357834,1 Запас финансовой устойчивости, млн. руб. % 233524,9 423690,9 530232,9 36,70 53,26 59,70 Вывод: как показывает расчет в 2007 году нужно было реализовать продукции на сумму 357834,1млн. руб чтобы покрыть все затраты. При та-кой выручке рентабельность равна нулю.


Фактически выручка составила 888067 млн. руб что выше пороговой на 530232,9 млн. руб или на 59,7 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности пред приятия. Из таблицы видно, что запас финансовой устойчивости с каждым последующим годом растет. Данные для проведения факторного анализа Таблица 3.10 Наименование показателя Единицы изме-рения План 2007 года


Факт 2007года Объемы реализуемой продукции: мясо и мясопродукты яйца цн ж. м тыс. шт 705431 12032 795439 13143 Наименование показателя Единицы изме-рения План 2007 года Факт 2007года Себестоимость реализуемой продукции: 1 цн мяса и мясопродуктов 1000 шт.яйца руб. руб. 6147 2864 5772 3892 Цена реализации: 1 цн мяса и мясопродуктов 1000 шт.яйца руб. руб. 6856 3850 6731 3984 На основании данных рассчитаем плановую и фактическую прибыль от реализации продукции


в 2007 году ОАО «Птицефабрика «Удмуртская». Прплан=(705431х(6856-6147))/1000+(12032х (3850-2864))/1000=512014,13 т. р. Прфакт=(795439х(6731-5772))/1000+(13143х (3984-3892))/1000=764035,16 т. р. Определим разность между плановым и фактическим значением при-были от реализации основной продукции. ∆Пр=Прфакт-прплан=764035,16 -512014,13 =252021,03 т. р. Определим какой из факторов, составляющих прибыль от реализации продукции, имеет наибольшее значение.


Для этого будем последовательно подставлять в расчет прибыли от реализации продукции плановой фактиче-ские данные, сначала это будут количественные показатели, затем цена и в последнюю очередь себестоимость, только по каждому виду в порядке оче-редности. Прусловие1=(795439х(6856-6147))/1000+(12 032х(3850-2864))/1000=575829,8 т. р. Прусловие2=(795439х(6856-6147))/1000+(13 143х(3850-2864))/1000=576925,25 т. р. Прусловие3=(795439х (6731-6147))/1000+(13143х(3850-2864))/10 00=477495,38 т. р.


Прусловие4=(795439х(6731-6147))/1000+(13 143х(3984-2864))/1000=479256,54 т. р. Прусловие5=(795439х(6731-5772))/1000+(13 143х(3984-2864))/1000=777546,16 т. р. Определим изменение каждого из составляющих прибыли о реализа-ции, в нашем случае основной продукции ОАО «Птицефабрика «Удмурт-ская». ∆ПрВП мяса и мясопродуктов =Прусловие1-Прплан= 575829,8-512014,13 =63815,7 т. р. ∆ПрВП яиц =Прусловие2-Прусловие1= 576925,25 -575829,8= 1095,4 т. р. ∆ПрЦ


мяса и мясопродуктов =Прусловие3-Прусловие2= 477495,38-576925,25 = -99429,9 т. р. ∆ПрЦ яиц =Прусловие4-Прусловие3= 479256,54 -477495,38 =1761,2 т. р. ∆ПрС/с мяса и мясопродуктов =Прусловие5-Прусловие4= 777546,16 -479256,54 = 298289,6 т. р. ∆ПрС/с яиц =Прусловие факт-Прусловие5=764035,16 -777546,16 =-13511 т. р. Произведем проверку правильности расчета: ∆Пр=∆ПрВП мяса и ясопродуктов +∆ПрВП яиц +∆ПрЦ мяса и мясопродуктов +∆ПрЦ


яиц +∆ПрС/с мяса и мясопродуктов +∆ПрС/с яиц =63815,7 +1095,4 -99429,9 +1761,2 +298289,6 -13511 =252021 По данным факторного анализа можно сделать вывод о том, что наи-большее влияние на прибыль от реализации продукции оказывает объем реа-лизации мяса и мясопродуктов, т.к. это первостепенный продукт предпри-ятия, на котором оно непосредственно специализируется, затем цена реали-зации яиц и себестоимость их. Яицо имеют второстепенное значение, в неко-торых случаях даная продукция является даже убыточной.


Способность предприятия выполнять свои обязанности анализи-руется и через структуру собственного капитала. Таблица 3.11 Показатель На начало года На конец года Валюта баланса 521846 770486 Собственный капитал 294603 377215 Собственный капитал, % к валюте баланса 88,3 75,5 Основной капитал 188055 271038 Основной капитал, % к валюте баланса 36,0 35,2 Вложение собственного капитала в оборотные средства


Оборотные активы 333791 499448 Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (КОСС) 0,3 0,2 Вывод: как видно по таблице собственный капитал рассматриваемого предприятия не только полностью покрывает фактическую стоимость вне-оборотных активов, но и направлен на формирование оборотных средств, т. е. предприятие располагает оборотными средствами. Коэффициент обеспе-ченности собственными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчиво-


сти. По данному показателю предприятие вполне укладывается в установ-ленный норматив, равный 0,1. Устойчивость финансового результата может быть восстановлена пу-тем: 1) ускорение оборачиваемости капитала в текущих активах, в ре-зультате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарообо-рота; 2) обоснованное уменьшение запасов и затрат (до норматива) 3) пополнения собственного оборотного капитала за счет внутрен-них и внешних источников.


Заключение Таким образом, в ходе проведенного исследования все поставленные в начале работы задачи были решены и цель достигнута. Подведем итоги. 1. Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечи-вают в условиях допустимого риска бесперебойное функционирование, дос-таточную рентабельность и возможность рассчитаться по обязательствам в установленные сроки. Общая устойчивость предприятия достигается при та-кой организации движения денежных


потоков, которая обеспечивает посто-янное превышение поступления денежных средств над их расходованием. Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения до-ходов над расходами. 2. Экономическая сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансо-вых ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособ-ности в условиях допустимого риска.


3. На протяжении рассматриваемого периода на предприятии ОАО «Удмуртская птицефабрика» наблюдался устойчивый рост объемов реализа-ции продукции, что обусловлено ростом спроса на данную продукцию: в 2005г. выручка составила 636284 млн. руб в 2006 г. данный показатель вы-рос на 25% и составил 795439 млн. руб аналогичный показатель в 2007 г. составил 888067 млн. руб что превысило показатель 2006 г. на 12% . 4. При этом затраты снизились, а чистая прибыль выросла.


Увеличение суммы стоимости основных средств производства можно объяснить приоб-ретением нового оборудования. К сожалению, снизилась фондоотдача и про-изводительность труда. 5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности сущест-венно снизился за три года, следовательно, увеличилась длительность оборо-та ДЗ. Снизились коэффициенты оборачиваемости и других элементов (кре-диторской задолженности, запасов, собственного капитала, активов), увели-чилась длительность их оборота,


значит, средства предприятия используются недостаточно эффективно. 6. как показывает расчет в 2007 году нужно было реализовать продук-ции на сумму 357834,1млн. руб чтобы покрыть все затраты. При такой вы-ручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила 888067 млн. руб что выше пороговой на 530232,9 млн. руб или на 59,7 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности пред приятия.


Из таблицы видно, что запас финансовой устойчивости с каждым последую-щим годом растет. По результатам полученных выводов предлагается пред-приятию 1. Постоянно определять уровень запаса финансовой устойчивости, отслеживать его изменение в динамике, что позволит своевременно выявить недостатки в работе предприятия. 2. Продолжить проводить работу по снижению себестоимости про-дукции, в т.ч. за счет дальнейшего повышения


производительности труда. Снижение себестоимости позволит увеличить прибыль от продаж. 3. Необходимо принимать меры по предотвращению снижения суммы собственного капитала. Для этого нужно постоянно следить за эффек-тивностью использования заемных источников, задействованных в обороте предприятия, так как от этого во многом зависит изменение величины собст-венных средств предприятия. 4. Привлечение дополнительных долгосрочных источников финан-сирования положительно сказывается на повышении


ликвидности и финан-совой устойчивости предприятия. Направление чистой прибыли на развитие предприятия, а также пополнение уставного капитала за счет дополнитель-ных вкладов собственников поможет увеличить собственные средства ком-пании, что также повысит ее ликвидность. Список используемой литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Части I, II, III)- Официаль-ный текст. –


М.; «Издательство ЭЛИТ», 2003. 2. Горфинкель В.Я, Швандар В.А. Экономика предприятия / учебник для вузов: 4-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 53 с 3. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности пред-приятия. Учебник М.: ООО «ТК Велби», 2002 424с. 4. Васильева


Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятий: Учебник М.: Издательство «Экзамен», 2008 319с. 5. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной дея-тельности: Учебное пособие 2-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 448с. 6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:


Учеб-ник – 2-е изд исправ. и доп. – М.: ИНФРА-М 2003. – 636с. 7. Чечерицына Л.Н Чуев И.Н. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб-ник 6-е изд перераб. и доп М.: Издательско-торговая корпорация «Даш-ков и К», 2006 352с. 8. Шеремет А.Д Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА- М, 2003 с. 118.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.