Петрова Тамара Николаевна с. Кухаривка СОШ №9 Ейский районНравственный облик Наташи Ростовой, Марии Болконской и Элен Курагиной( по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») Форма проведения: групповая Цели: 1) обучение анализу художественного образа; 2) развитие аналитического мышления учащихся, умения анализировать эпизод художественного произведения; 3) воспитание в учениках лучших человеческих качеств на примере героев романа « Война и мир».Задачи: 1) дать сравнительную характеристику женских образов романа «Война и мир»; 2) воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни. Оборудование: компьютер, проектор, карточки.Эпиграф: … что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором красота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.А. Заболоцкий^ ХОД УРОКА1Вступительное слово учителя.Прочитав роман, вновь и вновь листаем мы страницы « Войны и мира», перечитываем сцены, которые навсегда остались в памяти и вызвали к жизни немало поэтических строк. Поговорим о персонажах романа Л.Н.Толстого, чьи судьбы , по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героини сегодняшнего урока – Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина. Поговорим о нравственном облике женских образов романа « Война и мир». Эпиграфом нашего урока стали слова Николая Заболоцкого ( чтение эпиграфа на экране).Учитель: Так что такое красота в женщине? И должна ли быть красивой её душа? Каков идеал женщины у А.С. Пушкина? ( ^ Ответ ученика: « русская душой», « сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина).Учитель: Какой представлял идеальную женщину И.С. Тургенев? ( ^ Ответ ученика : И.С. Тургенев представлял в своих произведениях женщину свободной, стремящейся стать соратницей своего мужа, способной на самопожертвование) .Учитель: А каким был идеал женщины у Л.Н.Толстого?Вспомним некоторые положения, отражающие воззрения автора.^ Ответы учеников: Лев Толстой был глубоко убеждён, что человеку при рождении даётся в дар своеобразный сосуд-душа, чистая и незапятнанная. Чем дольше человек связан с природой, трудом, землёй, тем дольше этот сосуд остаётся чистым. Соприкасаясь с важными моментами жизни, загрязненная душа очищается. Человек жизнь свою прежде всего должен расходовать на самоусовершенствование. И смысл жизни заключён: 1)во всепрощении; 2)в жизни для других; 3)в полном самопожертвовании. Женщина должна выполнять своё самое важное предначертание: быть женой и матерью. Если она их не осуществляет, она - пустоцвет.Учитель. Исходя из этих взглядов Толстого, проанализируем женские образы романа, а вы, ребята, на протяжении урока попытайтесь найти ответ на вопрос ( он на экране): « Чем привлекает современного читателя нравственный облик положительных героинь романа? Класс разделён на три группы: 1-я готовит материал по характеристике Наташи, 2-я – Марьи, 3-я – Элен, на столах таблички с именами героинь.Учитель. Ребята, дома вы анализировали эпизоды романа, а теперь поделитесь своими впечатлениями о героинях. (представитель каждой группы читает свою работу; дома пишут все).Учитель. Это первые впечатления, сегодня мы больше узнаем о женских образах романа. Вспомним план, характеристики героя эпического произведения. (Высвечивается на экране):ПЛАН Имя. Портрет. Речь Жизненные идеалы, поступки. Испытание любовью. Отношение к герою действующих лиц произведения. Позиция автора. Позиция читателя.Учитель: Какое значение имеет имя толстовских героинь?Ответ учеников: Наталья - русское имя, что подчёркивает простоту Натальи, близость её к народным традициям. Имя Марьи – Марии, тоже русское, оно встречается в народных сказках ( например, Марья Моревна), а также оно ассоциируется с именем святой. И в характере княжны Марьи подчёркнута вера в Бога, милосердие. Элен - имя Елена, произнесённое на французский манер, что говорит об отдалённости её от традиций русского народа. Учитель. Как с помощью портрета Толстой характеризует своих героинь? Представители команд зачитывают эпизоды, где есть портретная характеристика героинь. Натальи – « Именины» с. 38 т.1 Марьи – « Лысые горы» с.85.т.1 Элен – « Салон Шерер» с.13.т.1Учитель. Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды ( раздаются карточки с указанными страницами). Наташа ( именины, бал, святки с.64 т.1 вверху, с.148 т.2, с.217 т.2.Вывод команды № 1: Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой ( «душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что говорит о её добром нраве, простоте. О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения ( «Весело!», «Я рада!»).Речь Марьи( т.4 Эпилог гл.8, ч.1с.195, 99 т.1, гл.25, ч.1)Вывод команды №2: Марья очень любит своих близких. К брату она обращается ласково «Андрюша», в её речи много положительно окрашенных слов ( «совершенный ребёнок», «такой милый»). Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере. Речь Элен (т.1с.191 ч.3, гл.1.; с.212 .т.3.ч.3. гл.6).Вывод команды №3: Речь Элен выдаёт её интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа. Её речь отражает её любования собой, пустую душу (« как я красива»), привязанность к светскому обществу.Учитель. Чем живут наши героини, каковы их интересы, идеалы? (Чтение по ролям, выразительное чтение, подготовленное дома). 1-я команда – « Ночь в Отрадном» с.118-119 т.2. 2-я команда – « Размышления о жизни» с.204-205 т.1 3-я команда – « Сватовство Пьера» с.198 т.1, с.191 т.1.Выводы. Команда №1: Наташа близка к природе, земле. Она тонко чувствует красоту окружающего мира, радуется любому проявлению жизни и передаёт эту радость окружающим. Команда №2: Княжна Марья очень любит брата, отца и племянника. Она готова пожертвовать своим личным счастьем во имя счастья своих близких. Команда № 3: Элен думает только о своей красоте и о выгоде. Автор не изображает её на фоне природы, потому что она очень далека от неё, т.е., по Толстому, душа её очень загрязнена.Учитель. Роман «Война и мир» посвящён участию русского народа в войне 1812 года. Как проявляют свой патриотизм героини произведения? ( Наташа- эпизод «Наташа и раненые» /пересказ/).Вывод команды №1: Наташа отдала часть подвод раненым, потому что наделена душевной чуткостью, сопереживая чужую боль. Она осознала, что жизнь солдат, пострадавших в бою за Родину, безусловно, важнее домашнего скарба. Все родные согласились с Наташей.^ Марья. «Сцена бунта в Богучарово» (пересказ).Вывод команды №2: Всегда спокойная и, казалось, замкнутая в себе, княжна Марья была глубоко оскорблена предложением мадемуазель Бурьен пойти к французам и попросить у них помощи и убежища, спасаясь бунта крестьян. « Русская княжна не будет просить помощи у французов», - сказала княжна Марья. Толстой умышленно подчеркивает слово «русская», противопоставляя его слову «французы». Антитеза является способом характеристики героини, одной из главных черт которой является любовь к Родине.^ Элен. Эпизод «Салон Элен» (пересказ)Вывод команды №3: После подписания мира с французами в 1807 году в салоне Шерер осуждали Наполеона за « стремление захватить весь мир», а в салоне Элен восхищались Бонапартом, видели в нём настоящего героя. Так не могла думать патриотка своей страны. Элен не интересовала судьба России.^ Минутка релаксации.Учитель: Ребята, а сейчас немного отдохните, расслабьтесь, послушайте прекрасную классическую музыку и полюбуйтесь удивительными произведениями мировых художников, отражающими женскую красоту. (Звучит музыка, на экран проецируются слайды с репродукциями картин).Учитель. Способны ли наши героини глубоко и искренне любить? Наташа. Эпизод «Записка кн.Марье» т.3.с.56,Ответ команды №1: Да, Наташа способна на глубокое чувство. Она искренне любит Андрея. Поддавшись временному порыву, героиня совершает ошибку, после сватовства князя Андрея и его отъезда за границу, она влюбляется в Анатоля Курагина, бесчестного и легкомысленного человека. Наташа понимает, что поступает дурно, но ничего не может с собой поделать. Поэтому пишет записку Марье, где просит Андрея простить её. Она даже заболевает от своих страданий.А вот Наташа у постели князя Андрея (с.291 т.3 ч.3 гл.32, чтение). Она очень меняется, когда ухаживает за князем Андреем, и никто не мог так ухаживать за ним, как Наташа, потому что любовь её искренна и всеобъемлюща. ^ Марья. Эпизод «Мысли о племяннике».т.4 в гл.1-й абзац с.17. Ответ команды № 2: Княжна Марья всю жизнь отдаёт близким людям. Она способна на искреннее чувство. Вот героиня встречается с Николаем Ростовым( Т.4 с.18, чтение). ^ Лицо Марьи необыкновенно меняется. Её глаза опять « лучатся», т.е. излучают доброе человеческое тепло и заботу. Элен. Т.1с.3, гл.2.с.198. Ответ команды №3: Элен не способна любить вообще. У неё было очень много увлечений, романов, но она никого не любила. Даже во время объяснения с Пьером она ведёт себя нелепо(чтение). ^ Учитель. Выполнили ли героини своё главное предназначение- стать жёнами и матерями? Ответ команды №1: Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья. ^ Ответ команды №2:Марья тоже выполнила своё предначертание: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым. Ответ команды №3: Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа. Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно. ^ Учитель. Сейчас я прочитаю отрывки из текста, а вам предстоит узнать, о ком идёт речь. 1) с.201 т.4,с.202,203 т.4 – Наташа; 2) с.189 т.4,с.200,гл.6 –Марья; 3) с.193 т.1, т.4,с.7 –Элен. Учитель: Ответьте письменно на вопрос: «Какую героиню вы назвали бы идеалом Толстого?» (Зачитывается по одной работе от команды).Учитель: Согласно мировоззрению Толстого Наташу и княжну Марью можно назвать его любимыми героинями.Они прошли сложный путь испытаний и стали богаче духовно. Так что же привлекает современного читателя в этих образах? Ответы учеников: В образах Наташи Ростовой и княжны Марьи подчёркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.Учитель: Многие поколения будут учиться у Наташи и Марьи их умению делать добро, способности любить, жить, чувствовать красоту окружающего мира, растить достойных сынов и дочерей Отчизны. Чтение эпиграфа: «… что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Ребята отвечают на вопрос: Красота – это доброта, искренность, милосердие, правдивость. Это огонь человеческого сердца, согревающий окружающих людей.Учитель: Наташа и Марья стали воплощением одной из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».^ Используемая литература 1. Архангельский А.Н. Русская литература Х1Х века. М., Дрофа, 2003. 2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого « Война и мир». М., 1978. 3.Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. М., 1987. 4.Толстой Л.Н. Война и мир (в четырёх томах). М., Просвещение, 1981.Репродукции 1.Боровиковский В. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 2.Брюллов К. Всадница. 3.Донген ван (Кес) Дама в чёрной шляпе. 4.Крамской И. Неизвестная. 5.Моне Клод Оскар Дама в саду. 6.Ренуар Пьер Огюст Девушка с веером. 7.Ренуар Пьер Огюст Портрет актрисы Жанны Самари. 8.Фрагонар Жан Оноре Поцелуй украдкой.