Александр I:начало правления(1801-1815) «дней Александровых прекрасное начало…» (А.С. Пушкин)Александр I = «благославенный» (подчеркивает либеральность начинаний) Вступил на престол в марте 1801 г. Сын Павла I и внук Екатерины II. Советские историки: 1801-1815 – “второй период просвященного абсолютизма”Личность Сложный и противоречивый характер. Воспитан бабушкой (EII), оторван от семьи. Воспитатель – Ла Гарп, швейцарец, умеренный республиканец.^ Юность – републиканец-либерал,Молодость – консерватор,Зрелость – реакционер, религиозный мистик. Не хотел быть «военным императором». Поначалу носил гражданский костюм, а не военную форму; подчеркивал, что он такой же, как все.Внутренняя политика. Реформы. ^ ИIV – кружок единомышленников – “избранная рада” AI – окружил себя своими единомышленниками –1801 г. – «кружок молодых друзей» = негласный комитет Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов Цель: коренные реформы. но р. кружка были поверхностными.1801 г. – разрешение на покупку земли мещанами, купцами и крестьянами (!)1802 г. – коллегии заменялись министерствами. «министерская реф.» Во главе министерства – министр – ответственная за все личность. 8 министерств. В дальнейшем кол-во увеличивалось.^ 1803 г. – «Указ о вольных хлебопашцах» – позволение помещикам отпускать крестьян. Освободилось… 1,5% крестьян. М.М. Сперанский Из семьи священника. 1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.С 1809 г. Сперанский подает Алексаедру проекты государственных преобразований. 1-я главная идея: разделить 3 власти: государственную, исполнительную, судебную 2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума. 3-я главная идея: создание при царе социального органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет. Разделение властей: реализовано частично. ГосДума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.) ГосСовет: реализована (создан в 1810 г.) Госсовет не имел законодательной функции, а имел лишь законосовещательную. После создания ГосСовета против ММС ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие АI (в т.ч. – Аракчеев). Самый сильный удар реформам Сперанского нанес Н.М.Карамзин. Подал АI «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием» «Самодержавие есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья». После Записки АI понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения. АI создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в оставку. В 1812 г. Сперанский сослан.Просвещение. Цель АI: создать повсюду университеты. Университеты старые: Москва, Петербург, Дербт. Университеты: Казань, Харьков. Лицей в Царском Селе (1811 г.).Внешняя политика России в начале XIX г., 1800-1812 гг. Основное противоречие XVIII-XIX вв.: англо-французская борьба за гегемонию. Конец XVIII в.: в России антифранцузские настроения. В 2 антифр. коалициях. Павел спутал все карты: заключил договор с Францией, разорвал отношения с Англией – одна из причин переворота 1801 г. Начало XIX в.: восстановление отношений с Англией. 1803 г. – первые встречи на дипломатическом уровне.^ 1805 г. – Третья Антифранцузская коалиция (Англия+Австрия+Россия)Война, развязанная коалицией против Наполеона, неудачна. ноябрь 1805 г. – поражение под Аустерлицем. (Толстой. «ВиМ») 1806 г. – Четвертая Антифранцузская коалиция (Англия+Пруссия+Россия) Война неудачна. Пруссия не существует как государство. 1807 г. – Тильзитский мир. Договор о континентальной блокаде В то время как Россия вела войны с Францией, на юге и северо-западе развернулось несколько конфликтов.Русско-турецкая война, 1806-1812. Итог: Бухарестский мир. Подтвердил владения России на Черном море. + Бессарабия.Русско-иранская война, 1804-1813.Итог: Гюлистанский мир. Дагестан + Северный Азербайджан входят в состав РоссииРусско-шведская война, 1808-1809.Итог: Фридрихсгамский мир. К России присоединена Финляндия.АI даровал Финляндии автономию.