Реферат по предмету "Разное"


1797 французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буа- наротти и др

7.5.Политико-правовыевзгляды Гракха Бабефа и других участников «Заговора во имя равенства»Гракх Бабеф (настоящее имя Франсуа Ноэль, 1760— 1797) — французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буа- наротти и др. Руководитель «Заговора во имя равенства» (1796).Эпоха. Якобинский период Французской буржуазной революции завершился переворотом 9 термидора (27 июля 1794 г.). Были отменены законы якобинской диктатуры, ог- раничивающие цены на товары и размер заработной платы. В 1795 г. была принята новая Конституция. Согласно Кон- ституции 1795 г.: • высшим органом исполнительной власти становилась Исполнительная директория (из пяти человек); • вводился имущественный избирательный ценз. В 1796 г. Бабеф и другие заговорщики создали общество «Тайная директория общественного спасения», разработа- ли программу коммунистического преобразования Фран- ции и готовились совершить государственный переворот. Заговорщики были раскрыты, предстали перед судом и приговорены к различным наказаниям. Бабеф и Дарте были гильотинированы. Авторитет Бабефа был столь высок, что участников за- говора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом.Биография. Бабеф происходил из бедной семьи отстав- ного солдата. О себе писал: «Я родился в грязи». Был пис- цом и помощником юриста, служил в поземельном архиве в г. Руа. Принял Французскую буржуазную революцию. Издавал газету «Трибун народа, или защитник прав челове- ка» (с 1794 г.). Руководитель тайного общества.Логическое основание политико-правовых взглядов участников заговора. Идеи «Кодекса природы» Морелли, учет опыта якобинской диктатуры, идеи естественного права были основой политико-правовых взглядов Бабефа и других участников заговора.Основные работы; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».^ 102Содержание политико-правового учения. Критика ин- ститутов буржуазного общества. Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества: • «институт частной собственности есть обман, учинен- ный над множеством простых и добрых людей»; • «собственность является причиной всех бедствий на земле»; • «закон о наследовании в высшей степени несправед- лив. Он создает обездоленных уже со второго поколения».^ Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: ус- тановить в обществе фактическое равенство через введе- ние института общественной собственности. Эта цель оп- равдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами». Средство для перехода к коммунизму — насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть госу- дарственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами. Члены Исполнительной директории должны быть пре- даны суду народа как узурпаторы народного суверенитета.^ Меры, направленные на облегчение положения бедняков. Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков: —> бесплатную раздачу хлеба: «Все булочники будут обя- заны непрерывно печь хлеб, который будет даром раздавать- ся народу; им будет заплачено соответственно требованиям»; —> передачу имущества эмигрантов и других врагов на- рода; —> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.^ Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу ба- бувисты планировали создать революционное правитель- ство. Предполагалось, что это правительство введет: —> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями); -> всеобщее равенство; —> всеобщее вооружение народа; —> всеобщую обязательность труда: «Природа возложи- ла на каждого человека обязанность трудиться».103 Лица, которые не будут заниматься общеполезным фи- зическим трудом, будут объявлены революционным прави- тельством иностранцами и лишены политических прав. Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на «острова Маргариты и Оноре, Гиерские острова, остров Олерон и Ре», которые будут превращены в места исправительного труда. Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собствен- ность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества. Действия революционного правительства приведут к су- щественному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду для ра- боты и отдыха, участвовать в общественных трапезах.^ Стратегия революционного правительства. В «Мани- фесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики: «Необходимо... вернуться к демокра- тическому правлению, единственно подобающему возрож- денным французам, единственно достойной награде за их длительные труды, за их славные республиканские подви- ги, к единственному правлению, которое они всегда стре- мились получить и которого они уже было добились». Бабеф и его сторонники создали революционную орга- низацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью осно- вания коммунистического общества во Франции. В отли- чие от коммунистических проектов Платона, Мора и Мо- релли бабувисты разработали новую стратегию перехода к коммунизму: захват государственной власти группой ре- волюционеров. Поэтому бабувистов можно назвать первы- ми действующими коммунистами, а Бабефа — лидером партии, впервые заявившей об интересах трудящихся.Тема 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ^ В РОССИИ XVIII ВЕКАПервая половина XVIII в. в России ассоциируется с ак- тивной реформаторской деятельностью Петра I. В 1721 г. закончилась Северная война и Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. Эта война имела положи- тельное значение не только для России, но и для Швеции: был положен конец шведской экспансии и связанному с ней распылению человеческих сил. В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта форма правления подра- зумевала такую внутреннюю политику государства, при ко- торой учитывалось мнение только одного лица — абсолют- ного монарха. Петр I проводил реформы, которые были направлены на преодоление отставания России от западных государств. Принималась бесчисленные указы, среди которых были и такие, в которых во всех деталях предписывалось, как се- ять коноплю, убирать хлеб и т.п. Исполнителям этих ука- зов предписывалось использовать методы принуждения в отношении тех, кто не будет их выполнять: «Ибо сами зна- ете, что добро и надобно, но наши люди без принуждения не сделают». При Петре I появились новые институты крепостного права, которые делали положение крестьян еще более тяже- лым (помещики наделялись правом суда над крепостными). Официальной доктриной, ссылками на которую обосно- вывалась абсолютная власть монарха, оставалась доктрина божественной воли, согласно которой власть монарха рас-105 сматривалась как «божественное поручение». Использова- лись ссылки и на «общее благо». Именно в это время, начиная с Ф. Прокоповича и В.Н. Та- тищева, впервые предпринимаются попытки приспособить теории естественного права и договорного происхождения государства для обоснования абсолютной монархии.^ Вторая половина XVIII в. в России ознаменовалась кре- стьянской войной под предводительством Е.И. Пугачева, которая побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность аб- солютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ . Десницкий и А.Н. Радищев, ко- торые опирались в своих произведениях на идеи французс- ких просветителей (Монтескье, Руссо).8.1.Ф.ПрокоповичиВ.Н.Татищев о государстве и праве^ Феофан Прокопович (1681—1736) — русский полити- ческий мыслитель и церковный деятель.Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I: церковная реформа, реформа престолонаследия.Биография. Родился в Киеве в купеческой семье. Про- копович рано остался сиротой, его воспитанием и образо- ванием занимался дядя. Учился в Киево-Могилянской ду- ховной коллегии, в иезуитских школах Львова, Кракова, в римском католическом коллегиуме. Вернувшись в Киев, преподавал поэзию, риторику, богословие и философию в Киево-Могилянской духовной коллегии, переименованной к тому времени в академию. После посещения Киева Пет- ром I был назначен ректором. В 1718 г. переведен в столи- цу, назначен псковским епископом. Сподвижник Петра I. С 1721 по 1736 гг. — вице-президент Синода.^ Логическое основание политико-правовых взглядов. Сочетание теологии и теории естественного права (Гро- ций, Гоббс).Основные работы: «Правда воли монаршей»; «Слово о власти и чести царской».^ Содержание политико-правового учения. Соотноше- ние духовной и светской власти. Прокопович отрицал идею превосходства духовной власти над светской и идею106 неподчинения духовенства и монашества, считая, что эта идея есть: «Жало се змиино, папежский се дух». Прокопович полагал, что в государстве есть разные «чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Священство — это «чин есть в народе, а не иное го- сударство», поэтому оно подчинено государству так же, как и все остальные. Прокопович был сторонником реформы православной церкви, суть которой сводилась к упразднению патриарше- ства и подчинению православной церкви царю с помощью учреждения Духовной коллегии, а затем Синода. Прокопо- вич обосновывал эту реформу ссылками на историю (рим- ские и византийские императоры имели и светскую, и ду- ховную власть), а также ссылками на преимущество не единоличного, а коллегиального управления («известнее взыскуется истина соборным правлением, нежели единым лицом»).^ Происхождение государства. Прокопович впервые в России обратился к договорной теории происхождения го- сударства. Следуя положениям школы естественного права, Прокопович различал: —> состояние первоначальной природной вольности лю- дей, которое ему представлялось как «черное да безмерное беззаконий море»; —> государственное состояние. В государственное состо- яние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли «не без смотрения Божия», заключив согла- шение об отказе от всех своих прав в пользу суверена: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей». Ссылка Прокоповича на волю Божию в рассуждениях о договорном происхождении государства принципиально отличает его теорию от западных теорий общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк и др.).^ Формы правления государства. Прокопович считал, что формы правления государства зависят не только от народ- ного соглашения и воли Бога, но и от размера территории государства. Он полагал, что республики могут быть «раз- ве в малом народе» и на небольшой территории. Прокопович отрицательно относился к республике как форме правления государства. Демократические республи- ки не могут существовать без частых смут, а аристократи-107 ческие республики потрясают разногласия между правящи- ми. Поэтому лучшей формой правления государства Про- коповичу представлялась монархия. Ф. Прокопович различал два вида монархий: наслед- ственную и выборную. Каждая из этих форм имеет досто- инства и недостатки.^ Выборная монархия плоха тем, что во время выборов но- вого монарха могут возникнуть смуты. Однако именно такая форма монархии позволяет сохранить монархическую фор- му правления, если правящая династия прерывается. Недостаток наследственной монархии Прокопович видел в том, что наследник по закону может оказаться недостой- ным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым». Преодолеть этот недостаток можно, если монарх назначит завещанием достойного наследника. В обоснование этого положения Прокопович ссылался на институты частного права: «Как отец может лишить сына наследства, так и госу- дарь — престола». Прокопович ссылался на Ивана III, кото- рый заявлял: «Кому захочу, тому и отдам княжение». Лучшей формой правления для Прокоповича была на- следственная монархия. Он написал специальную работу, чтобы оправдать принятый Петром I в 1722 г. указ, в кото- ром за императором признавалось право назначать наслед- ника престола. Эта работа носила название: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей». Политические взгляды Феофана Прокоповича позволяют судить о соотношении государства и православной церк- ви в России во времена Петра I. B.M. Ключевский оценил работу Прокоповича «Правда воли монаршей» как «крат- кую энциклопедию государственного права».^ Василий Никитич Татищев (1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории ес- тественного права.Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704—1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в его «ученую дружину». Организатор гор- ного дела на Урале. Указом Петра был назначен руководи- телем горных заводов Урала. Был губернатором Астрахани. При Елизавете (1745) попал в опалу. Последние годы жиз-108 ни провел в своем подмосковном имении Болдино, где за- вершил свою работу «История российская с самых древ- нейших времен», а также написал ряд работ по экономике, географии, просвещению и политике.Логическое основание политико-правового учения. Со- четание идей теории естественного права с историческим подходом.Основные работы: «История российская с самых древ- нейших времен», «Разговор о пользе наук и училищ».Содержание политико-правового учения. Происхож- дение государства. Следуя положениям теории естествен- ного права, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек «управляется только естественным законом», обходится без власти и законов государства. Однако свою волю человек может использовать неразумно и вести себя, как младенец. Поэтому, полагал Та- тищев, воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» может быть трех видов. Есть узда «по природе» — родительская власть, а также монархическая власть, которая аналогична родительской. Монарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому. Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает. Холоп, который не мо- жет сам себя обеспечить, заключает договор с господином. Аналогично, считал Татищев, и «общенародия, или рес- публики» основаны на договоре. Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лиша- ют воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего ос- вобождения, так как «рабство противоречит закону христи- анскому»1. Итак, Татищев как историк допускает и договорную те- орию происхождения государства, при помощи которой он объясняет возникновение республик, и патриархальную теорию происхождения государства, когда речь заходит о монархии.1Татищев противоречит себе. Трудно признать, что узда «по принужде- нию» полезна рабу. 109 ^ Классификация форм правления государства. Критерии классификации: 1) географический фактор («малые» или «великие» тер- ритории); 2) наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны соседей.Таблица8.1 Формы правления государства^ Решение вопроса крепостного права. Как историк, В.Н. Татищев считает крепостное право ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян. Он анализирует ситуацию на Западе: там нет крепост- ного права и это полезно государству. Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что: 1) отмена крепостного права не согласуется с системой самодержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезопасно; 2) мужик ленив, и если дать ему волю, то он погибнет. Татищев в работе «Краткие экономические до деревни следующей записки» (1742) приводит перечень из 20 пун-110ктов, в которых содержатся признаки ленивого крестьяни- на: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тарака- ны и т.п. В этой же работе Татищев предлагает дворянству ввести тотальный надзор над крестьянами, строгие меры внеэко- номического принуждения. Татищев внес существенный вклад в отечественную те- орию форм правления государства. Татищев — один из первых русских мыслителей, который стал использовать теорию естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.8.2.Политико-правовоеучение СЕ. Десницкого^ Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789) — первый русский профессор права Московского университета, сторон- ник теории разделения властей и законодательного регулиро- вания крепостного права, сторонник суда присяжных.Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» в России — пери- од правления Екатерины II, которая в 1767 г. созвала Ко- миссию для сочинения проекта нового Уложения (Улажен- ная комиссия).Биография. Происходил из мещан украинского г. Нежи- на. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Академии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761—4767 гг. занимается в уни- верситете г. Глазго (Англия), где слушает лекции Адама Смита. По возвращении из Англии был назначен профес- сором права Московского университета, в котором препо- давал до 1787 г. Читал курс истории и теории русского за- конодательства и «законоискусства».Логическое основание политико-правового учения. На Десницкого оказали большое влияние идеи Адама Смита, Шарля Луи Монтескье, знание английских политико-пра- вовых институтов.Основная работа: «Представление об учреждении за- конодательной, судительной и наказательной власти в Рос- сийской империи» (1768).111 Содержание политико-правового учения. Вслед за Адамом Смитом Десницкий выделял четыре этапа разви- тия человечества в зависимости от источников существова- ния того или иного народа: 1) собирательство; 2) пастушество; 3) хлебопашество; 4) коммерческий этап. Более совершенному этапу развития человечества соот- ветствует более развитое законодательство. Наибольшее раз- витие законодательство получает на коммерческом этапе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 табли- цах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне за- коны в великом совершенстве», только сокращенное изло- жение законов занимает 25 книг.^ Концепция разделения властей. Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российс- кой империи и изложил ее в своем «Представлении об уч- реждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.^ Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов: 600—800 человек), бессословным, выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза. За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.«Судительная» власть. Судьи назначаются монархом. Требования, предъявляемые к судьям: —> должен предварительно сдать экзамен профессорам юридического факультета; —> иметь несколько лет стажа адвокатской практики; —> пройти испытания на «факультете адвокатов»; —> знать латинский, французский, немецкий и английс- кий языки. Десницкий — сторонник суда присяжных и принципа независимости и несменяемости судей.«Наказательная» власть должна осуществляться воево- дами, назначаемыми монархом. Воеводы выполняют поли-112 цейские и фискальные функции, подлежат судебному конт- ролю; виновность воевод определяет Сенат.^ Критика крепостного права: • с точки зрения экономической науки крепостное пра- во — тормоз развития промышленности и земледелия; • с нравственной точки зрения торговля людьми «про- тивна человеколюбию».^ Предложения по законодательному урегулированию: • урегулировать законом обязанности крестьян по отно- шению к помещикам; • закрепить за крепостными право собственности на движимое имущество; • запретить продажу крестьян без земли и без их согласия. СЕ . Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей как средство реформирования российского самодержавия. СЕ . Десницкий — теоретик законности в условиях су- ществования крепостного права.8.3. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве^ Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — рус- ский политический и правовой мыслитель, теоретик рево- люционной демократии.Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Усиление крепостнического гнета. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773—1775).Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закон- чил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпцигского университета. Был управляющим Петербург- ской таможней. По указанию Екатерины II, за оду «Воль- ность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни. Через несколько дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на 10 лет. В 1801 г. Ра- дищев получил разрешение на возвращение в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комис- сии, созданной Александром I. В комиссии выступал с ра- дикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.113 Логическое основание политико-правового учения. Ес- тественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность».Содержание политико-правового учения. Политичес- кие взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал чело- век: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком»1. Государство основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому люди отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что го- сударственная власть будет служить общему благу: «Госу- дарство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан». Радищев признает право народа на сопротивление госу- дарственной власти. Если государь нарушает данный мол- чаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает наро- ду, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками». В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу фран- цузского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» перевел русским словом «самодержавство», сделав приме- чание: «самодержавство есть наипротивнейшее человечес- кому естеству состояние». Самодержавие Радищев рассматривал как произвол са- модержца, который ищет только своей пользы и руковод- ствуется лишь своими прихотями. Монарх, по мнению Ра- дищева, — «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник». Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».1Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — зо- лотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.114 Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петер- бурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит ца- рей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бун- товщиком, хуже Пугачева».Правовые взгляды Радищева. Радищев первым крити- кует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юридической, с экономической, с нравственной. С юридической точки зрения крепостное право проти- воречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свобо- де и после его заключения. Однако положение крепостного крестьянина противоречит общественному договору: «по- рабощение есть преступление». С экономической точки зрения труд крепостного крестья- нина имеет низкую производительность, так как у крестьяни- на нет интереса работать на ниве, которая ему не принадле- жит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан». Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обра- батывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».^ С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и каменном сердце.Политический идеал Радищева. Идеальной формой правления государства для него была республика: «На вече весь течет народ». Радищев приводит исторический аргумент в обоснова- ние возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика. На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик. Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет- воряли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).115 ^ Правовой идеал Радищева. Закон — это «извет общей воли»1. А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее об- рабатывает). Он был также автором первой программы революцион- ной демократии, которая предполагает народную револю- цию и учреждение республики в России.Тема 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ^ В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКАВ конце XVIII — начале XIX в. Германия была полити- чески раздробленной и экономически отсталой страной. Однако именно на это время в Германии приходится рас- цвет поэзии и философии. Наивысшее развитие и завершение рационалистический подход к праву нашел в трудах классиков немецкой фило- софии Канта и Гегеля.9.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве^ Иммануил Кант (1724—1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыс- литель.Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. Германия была политически раздробленной и экономически отсталой страной. Кант — современник политических событий, имевших место в Западной Европе в конце XVIII в. (Вели- кая французская революция, Базельский мирный договор 1795 г.).Биография. Родился в Кенигсберге в семье ремесленни- ка. В возрасте восьми лет был отдан в государственную гимназию («коллегию Фридриха»). Закончил теологичес- кий факультет Кенигсбергского университета. С 1755 г. — приват-доцент, с 1770 г. — ординарный профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета. Кант не вы- езжал дальше Восточной Пруссии, был большим педан- том. По Канту, который выходил на прогулку в одно и то117 же время, горожане сверяли часы. Лишь раз он задержался, когда читал работу Руссо «Об общественном договоре».Логическое основание политико-правового учения. На правовые и политические взгляды Канта большое влияние оказали идеи представителей французского Просвещения (Руссо, Монтескье).Основные работы: «Критика чистого разума», «Крити- ка практического разума», «Критика способности сужде- ний», «Метафизика нравов», «К вечному миру» и др.Содержание правового и политического учения. Пра- вовое учение: категорический императив и право. Кант как представитель эпохи Просвещения рассматри- вал человека как существо со свободной разумной волей. Из такого понимания следовало, что поведение человека зави- сит не только от общества, в котором человек живет, — оно может определяться самим человеком, т.е. автономно. Кант предложил различать императивы (правила) пове- дения, которые индивид создает для себя сам: • гипотетические, т.е. условные императивы; • категорические, т.е. безусловные императивы. Если гипотетический императив — это правило, кото- рое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конк- ретной цели, то категорический императив — это правило должного поведения, которое никак не связано с достижени- ем конкретной цели. Смысл категорического императива — «должен, потому что должен». Человек, который следует категорическому императиву, — моральная личность. Кант — философ морали. Он предложил несколько формулировок категорического императива, т.е. морально- го закона: —>«поступай только согласно такой максиме, руковод- ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; —> «поступай так, чтобы ты всегда относился к челове- честву и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Способность человека быть моральной личностью вос- хищала Канта так же, как и звездное небо. Однако фило- соф понимал, что не каждый человек следует категоричес- кому императиву в своей повседневной жизни. Например,118 такой категорический императив: «все люди как разумные существа должны свидетельствовать правду», — не являет- ся всеобщим правилом. Признав недостаточность категорического императива как регулятора человеческого поведения, Кант обратился к праву. Кант отличает право от законодательства. Он поставил перед собой задачу постигнуть разумом именно право, что- бы «установить основу для возможного положительного законодательства». Кант выработал понятие права, которое имеет ценност- ное измерение (право определяется через свободу, понима- емую как ценность) и может быть использовано любым за- конодателем как руководство к действию: «Право есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со сво- бодой каждого другого, насколько это возможно по всеоб- щему закону...». Понятие права непосредственно связано не только с по- нятием свободы, но и с понятием внешнего принуждения, которое ограничивает возможность нарушения свободы: «Право соединяется с возможностью принуждения в отно- шении того, кто препятствует его осуществлению». Это внешнее принуждение, по Канту, отличает право от нравственного закона, который опирается только на «само- принуждение».^ Политическое учение. Кант — приверженец договорной теории происхождения государства. Как представитель ес- тественной школы права, он априорно допускал, что внача- ле люди жили в естественном состоянии, а затем заключи- ли общественный договор и стали жить в государстве: «Надо выйти из естественного состояния... и объединиться со всеми остальными... с тем, чтобы подчиниться внешне- му, опирающемуся на публичное право, принуждению, т.е. вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью... предоставле- но то, что должно быть признано своим». Кант определил государство следующим образом: «Го- сударство — объединение множества людей, подчиненных правовым законам».1Именно правовые, а не моральные законы объединяют людей в том или ином государстве. Эта идея уже была сформулирована Цицероном. 119 Согласно Канту целью государства является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства «с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Тема 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА (ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ ПУХТА)Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выс- тупили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разу- ма. Исторически сложившееся и применяемое каждым на- родом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходимым признать самоценностью независи- мо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.^ Логическое основание политико-правовых учений представителей исторической школы права во многом сложилось под влиянием идей Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье «законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать ве- личайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой» позволил теоретикам ис- торической школы права сделать вывод о том, что нет пра- ва вообще, а есть исторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать. Густав Гуго (1764—1844) — профессор права Геттин- генского университета, основатель исторической школы права.^ Основные работы. «Учебник по истории римского пра- ва», «Учебник и хрестоматия классического пандектного131 права», «Учебник естественного права, или философия по- зитивного права», «Учебник по курсу цивилистики» ^ Содержание политико-правового учения ГуставаГуго. Источники права. Гуго различает: • право, самобытно развивающееся (обычное право, преторское право, земское право, городское право); • право, создаваемое законодателем. Законодательство, созданное верховной властью, исто- рически никогда не было единственным источником права. Так, в римском праве до Юстиниана отдельные институты права возникали независимо от законодательной власти.^ Историческое развитие права. Право развивается по- добно языку и общественным нравам: «Большая часть пра- вовых норм, действующих у данного народа, возникли сти- хийно, подобно тому как возникли язык и нравы этого народа, или скорее всего, являясь частью того и другого, возникли в результате привычки». Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоя- тельствами.^ Соотношение между самобытно развивающимся пра- вом и законодательством. В массиве правовых норм, действующих у того или иного народа, самобытно развива- ющееся право занимает большую часть. Гуго отдает пред- почтение формам самобытно развивающегося права и кри- тически оценивает законы как источник права. Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и опре- деленность предписаний. В отношении же законов, созданных верховной влас- тью, всегда остается сомнение: насколько они будут приме- няться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене пере- именовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями. Законы могут противоречить друг др


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.