Реферат по предмету "Разное"


12. финансовое обеспечение программы

12. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫДинамичное развитие АПК Самарской области и достижение целей, предусмотренных настоящей Программой, возможно только при условии финансирования программных мероприятий в установленных объемах. Внедрение в аграрное производство передовых технологий и инноваций невозможно без привлечения финансовых средств из всех возможных источников, без создания условий для долгосрочного и среднесрочного кредитования сельскохозяйственных организаций. Для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящей Программой, планируется использовать финансовые ресурсы из 5 источников: средства федерального бюджета (2751,5 млн. рублей); средства областного бюджета (9126,708 млн. рублей); средства местных бюджетов (511,76 млн. рублей); собственные средства организаций АПК и населения (4525,65 млн. рублей); кредиты коммерческих банков и инвестиции (6142,77 млн. рублей) согласно приложению № 22. Общая потребность в средствах в 2004 –2006 годах составляет 23058,388 млн. рублей. Структура финансирования в рамках Программы выглядит следующим образом:Рис. 3. Общая структура финансирования ПрограммыНаибольший удельный вес в структуре финансирования Программы занимают средства областного бюджета. Их удельный вес составляет 39% от общего объема финансирования. Таким образом, реализуемость программных мероприятий во многом будет определяться состоянием областного бюджета и приоритетами его распределения. Каждый из представленных источников финансирования Программы служит для выполнения конкретных задач, имеет разные стратегические направления и его роль существенно изменяется в зависимости от этапов реализации Программы. При утверждении бюджета на каждый последующий год объемы финансирования Программы корректируются в соответствии с утвержденным бюджетом.Финансирование за счет федерального бюджетаДля привлечения финансовых ресурсов федерального бюджета в объемах, предусмотренных Программой, ежегодно в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации будут направляться соответствующие заявки. Привлечение средств из федерального бюджета будет осуществляться в рамках реализации ФЦП. Общий объем средств, который планируется привлечь из федерального бюджета на развитие АПК области в 2004– 2006 годах, составляет 2751,5 млн. рублей (приложение № 24). Финансовые ресурсы будут направляться на: развитие растениеводства – 850,72 млн. рублей, в том числе: на мелиорацию – 419,2 млн. рублей; на приобретение минеральных удобрений – 180,0 млн. рублей; на приобретение средств защиты растений – 120,0 млн. рублей; на развитие садоводства – 14,5 млн. рублей; на семеноводство и гибридизацию – 4,7 млн. рублей; на повышение плодородия почв – 2,1 млн. рублей; на финансирование НИОКР в растениеводстве – 110,22 млн. рублей; развитие животноводства – 75,7 млн. рублей, в том числе: на приобретение племенного скота – 45,0 млн. рублей; на поддержку овцеводства – 4,2 млн. рублей; на поддержку племенного дела – 15,0 млн. рублей; на поддержку рыбоводства – 11,5 млн. рублей; материально-техническое обеспечение – 885,0 млн. рублей; возмещение части расходов по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях – 123,3 млн. рублей; страхование объектов сельского хозяйства – 4,2 млн. рублей; противоэпизоотические мероприятия – 18,0 млн. рублей; субсидии ветсанутильзаводам -12,0 млн. рублей; социальное развитие села – 782,58 млн. рублей. Динамика привлечения средств федерального бюджета выглядит следующим образом (рис. 4.):Рис.4. Привлечение средств федерального бюджета, млн. рублей В рамках Программы предусматривается увеличение объемов финансирования за счет федерального бюджета, а также более активное участие организаций АПК Самарской области в реализации ФЦП. В настоящий момент сельскохозяйственные организации Самарской области участвуют в ФЦП «Повышение плодородия почв России на 2002 – 2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 № 780. В ее рамках организации АПК получили в 2002 году 70,2 млн. рублей, которые были направлены на приобретение минеральных удобрений и финансирование мелиоративных мероприятий. В течение 2004 – 2006 годов планируется вовлечение сельскохозяйственных организаций области в ФЦП «Энергоэффективная экономика» на 2002 – 2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 780, одним из координаторов которой является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основанием для участия сельскохозяйственных организаций Самарской области в данной ФЦП является широкое применение в АПК новых энерго- и влагосберегающих технологий, позволяющих значительно снизить удельные затраты ресурсов в расчете на единицу продукции. Финансирование за счет областного бюджетаПервоочередными задачами финансовой поддержки АПК области на ближайшие годы должны стать повышение инвестиционной привлекательности аграрной сферы, совершенствование инвестпроводящей системы АПК, активизация инвестиционной деятельности аграрных формирований, создание условий для технического и технологического переоснащения отрасли. Поэтому в качестве приоритетных направлений государственной поддержки и регулирования АПК в современных условиях можно принять: оптимизацию бюджетного финансирования; совершенствование методов поддержки лизинга; кредитное регулирование и использование механизма государственных гарантий; укрепление финансовой дисциплины; развитие конкурентной среды и антимонопольное регулирование. В рамках Программы предусмотрено гибкое регулирование и дифференцированная поддержка отраслей АПК. Так, например, перерабатывающие организации Самарской области производят востребованную на рынке продукцию и самостоятельно могут привлекать инвестиции для своего развития без привлечения средств из областного бюджета. В то же время, сельскохозяйственные организации для закрепления положительной динамики развития, достигнутой в 1999 – 2002 годах, а также для ликвидации технического и технологического отставания в развитии, повышения инвестиционной привлекательности аграрного производства нуждаются в поддержке за счет средств областного бюджета. Средства областного бюджета будут направляться в АПК на основе принципа программно-целевого подхода. Достижение запланированного уровня развития АПК региона возможно осуществить на основе развития отраслей, обеспечивающих комплексное решение поставленных задач. Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, способствующих наращиванию объемов производства и повышению его экономической эффективности в средне- и долгосрочной перспективе, а не на решение узких, локальных проблем. Из средств областного бюджета в 2004 – 2006 годах планируется выделить на реализацию Программы 9126,708 млн. рублей (приложение №23), в том числе по следующим статьям бюджетных расходов:0801 «Сельскохозяйственное производство» – 6692,24 млн. рублей (73,3%); 0802 «Земельные ресурсы» - 633,6 млн. рублей (7,0%); 0803 «Заготовка и хранение сельскохозяйственной продукции» - 300,0 млн. рублей (3,3%); 0805 «Прочие мероприятия в области сельского хозяйства» - 338,933 млн. рублей (3,7%); «Социальное развитие села» -1152,42 млн. рублей (12,6%); «Переподготовка и повышение кадров» - 9,515 млн. рублей (0,1%). Основными направлениями финансирования из областного бюджета непосредственно на сельскохозяйственное производство являются: реализация договоров лизинга – 3758,682 млн. рублей; поддержка приоритетных направлений развития АПК – 2471,4 млн. рублей; компенсация расходов по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях – 238,0 млн. рублей; страхование объектов сельского хозяйства – 77,0 млн. рублей; развитие сельской кредитной кооперации – 37,0 млн. рублей; развитие фермерских хозяйств – 50,1 млн. рублей; развитие ЛПХ – 20,5 млн. рублей; субсидии для стимулирования внедрения в производство ресурсо-, энерго- и влагосберегающих технологий производства – 38,0 млн. рублей; содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций – 1,6 млн. рублей; социальное развитие села – 1152,42 млн. рублей. В 2004 – 2006 годах в области планируется кардинально обновить и значительно укрепить материально-техническую базу сельскохозяйственного производства. Эта цель будет достигнута, прежде всего, за счет реализации договоров лизинга в сельском хозяйстве. На средства областного бюджета предполагается приобрести следующие основные средства производства: техника для внедрения ресурсо- и влагосберегающих технологий производства зерна - 574,3 млн. рублей; техника для производства сахарной свеклы – 219,0 млн. рублей; мелиоративная техника – 162,3 млн. рублей; техника для овощеводства – 34,0 млн. рублей; приобретение племенного скота – 49,0 млн. рублей; покупка прочей техники и оборудования – 2720,082 млн. рублей. Для поддержки приоритетных направлений развития АПК области Программой предусмотрено выделение из областного бюджета в 2004 – 2006 годы 2471,4 млн. рублей. Часть средств (123,8 млн. рублей или 5,0%) будет выделена безвозмездно, а часть (2346,558 млн. рублей или 95,0 %) - на возвратной основе. В стратегической перспективе планируется увеличивать долю субсидий и уменьшать удельный вес кредитов из областного бюджета. Органы власти должны постепенно дистанционироваться от выполнения ими кредиторских функций, действий по возврату выданных кредитов. Оптимальной формой прямой государственной поддержки аграрного сектора являются субсидии и дотации, предоставляемые сельскохозяйственным организациям, товарные и закупочные интервенции на продовольственном рынке, а также развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства и аграрного рынка. На безвозмездной основе в 2004 – 2006 годах средства областного бюджета будут направляться на: внедрение ресурсо- и влагосберегающих технологий производства зерна - 11,0 млн. рублей; поощрение победителей производственных соревнований – 84,0 млн. рублей; научно-информационное и техническое обеспечение АПК – 10,7 млн. рублей; оснащение ГУП «Информационный центр по молочному животноводству» и классов практического обучения в с. Хрящевка и с. Новокуровка – 3,1 млн. рублей; развитие селекции и племенного дела – 13,0 млн. рублей; субсидии на поддержку овцеводства –2,0 млн. рублей. Основными приоритетами в сельском хозяйстве для кредитования за счет средств областного бюджета в 2004 - 2006 годах будут являться следующие направления: агрохимическое обеспечение АПК – 743,8 млн. рублей; строительство и реконструкция животноводческих ферм – 1024,5 млн. рублей; внедрение передовых технологий в растениеводстве (картофель, садоводство, овощеводство) – 241,6 млн. рублей; создание страхового фонда семян, селекция и семеноводство – 184,158 млн. рублей; мелиорация – 137,2 млн. рублей; развитие рыбоводства, пчеловодства и производство кумыса – 16,3 млн. рублей. Первостепенное внимание в Программе уделяется финансированию комплексной химизации растениеводства. Эти средства способны на современном этапе дать максимальную отдачу, так как за счет их применения можно повысить качество и объемы производства продукции. В качестве приоритетных направлений в Программе выделены не только производственные направления и объекты, но и развитие инфраструктуры аграрного производства, поддержка новых форм хозяйствования в АПК. Реализация этих мероприятий позволит повысить устойчивость сельскохозяйственного производства, создать действенный механизм минимизации потерь от природных катаклизмов. В 2004 – 2006 годах за счет средств областного бюджета планируется провести большую работу по учету и повышению плодородия земельных ресурсов. На обследование земель сельскохозяйственного назначения, составление земельного кадастра и проведения мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий предусмотрено выделение 325,85 млн. рублей. Эти средства практически выделяются на формирование информационной базы земельного рынка региона, которая затем будет использоваться при осуществлении сделок купли-продажи земельных участков и залоговых операций с землей для определения нормативной цены земли. На повышение плодородия почв предусматривается выделить из областного бюджета 307,75 млн. рублей, которые будут направлены в основном на приобретение и внесение минеральных удобрений. По разделу «Прочие мероприятия сельского хозяйства» средства будут выделяться на развитие учреждений по обеспечению противоэпизоотических мероприятий, на поддержку научных исследований и информационное обеспечение в АПК. Содержание ветеринарной сети Самарской области и проведение работ по профилактике заболеваний сельскохозяйственных животных и уничтожению карантинных сорняков потребует, по расчетам специалистов, 338,933 млн. рублей. Отдельной строкой будет прописано выделение средств на содержание областной лаборатории по диагностике и контролю качества картофеля (1,4 млн. рублей). На научные исследования, анализ почв Самарской области, контроль качества кормов, выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, НИОКР, прогнозирование природно-климатических явлений и процессов предусмотрено выделение из областного бюджета 50,28 млн. рублей. Большое внимание в Программе уделено подготовке высококвалифицированных кадров для АПК. На поддержку образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля планируется израсходовать 2,7 млн. рублей. Таким образом, за счет средств областного бюджета Программой предусмотрено, прежде всего, укрепление материально-технической базы производства, создание предпосылок для перевода АПК на новый технологический уклад, превращения сельского хозяйства в конкурентоспособную отрасль экономики, привлечение внебюджетных средств, рост доходов и качества жизни сельского населения. Значительный объем инвестиций будет направлен на повышение качества земельных ресурсов – основного средства производства в сельском хозяйстве, а также формирование земельного рынка региона. В 2004 – 2006 годы планируется активно развивать интеграцию аграрной науки и сельскохозяйственного производства. В области будут профинансированы перспективные исследования и разработки, необходимые для интенсификации аграрного производства, увеличения потенциальных возможностей АПК области. Для более быстрого внедрения в производство достижений НТП большое внимание будет уделено системе информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных организаций.Финансирование за счет местных бюджетовНаполняемость бюджетов многих муниципальных образований Самарской области зависит от экономических результатов, полученных сельскохозяйственными организациями. Многие из них имеют большую задолженность перед бюджетами всех уровней, в том числе и местными. В Программе предусмотрено участие местных бюджетов в финансировании ряда мероприятий по развитию сельскохозяйственных организаций, прежде всего, по улучшению обеспечения их материально-техническими ресурсами. Общая запланированная сумма финансирования из местных бюджетов составляет в 2004 – 2006 годах 511,76 млн. рублей (приложение № 25). Эти средства будут направляться на: применение минеральных удобрений – 98,8 млн. рублей; применение средств защиты растений – 38,8 млн. рублей; повышение плодородия почв – 15,9 млн. рублей; мелиорацию земель и повышение почвенного плодородия– 33,7 млн. рублей; приобретение новой техники – 10,8 млн. рублей; создание МТС – 77,6 млн. рублей; развитие фермерских хозяйств – 6,2 млн. рублей; финансирование НИОКР в растениеводстве –1,5 млн. рублей; социальное развитие села – 228,46 млн. рублей. Поддержка сельскохозяйственного производства не является прямой обязанностью местных бюджетов, но на настоящий момент времени финансирования из других источников недостаточно для осуществления всех запланированных мероприятий.Собственные средства организаций и населенияОбъемы собственных средств сельскохозяйственных организаций без учета привлекаемых кредитов и инвестиций на реализацию Программы рассчитаны исходя из их текущего финансового состояния и требований обеспечения достижения программных показателей. Часть организаций АПК Самарской области пока не в состоянии самостоятельно осуществлять не только капитальные вложения, но и финансировать текущую производственную деятельность. Повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций приведет к тому, что значительная часть прибыли будет направляться на погашение имеющейся кредиторской задолженности. Производственные инвестиции составят 4525,65 млн. рублей (приложение № 26). Динамика вложений собственных средств в осуществление программных мероприятий выглядит следующим образом: Рис. 5 Финансирование Программы за счет собственных средствНаибольший удельный вес в структуре собственных средств занимают расходы на приобретение минеральных удобрений и применение средств защиты растений (27,2%) в растениеводстве и техническое перевооружение отрасли птицеводства (11,8%), реконструкция и техническое перевооружение ферм КРС (3,7%). Планируется, что значительные ресурсы будут направлены сельскохозяйственными организациями на приобретение сельскохозяйственной техники, в том числе и с использованием механизмов лизинга – 652,4 млн. рублей (14,4%); 280,7 млн. рублей (6,2%) будет направлено на развитие собственной переработки. На социальное развитие села будет направлено 636,0 млн. рублей (14%).Кредиты банков и инвестицииВ рамках Программы на развитие АПК Самарской области планируется привлечь 6142,77 млн. рублей за счет кредитов банков и инвестиций (приложение № 27). Банки кредитуют в АПК только те проекты, по которым имеется достаточная величина залога или других гарантий. В связи с этим активно кредитуются перерабатывающие организации области. Сельскохозяйственная продукция и средства производства в силу своей специфики, чаще всего не являются для банка достаточным основанием для выделения кредита, поэтому в сельское хозяйство средств из банковского сектора поступает крайне мало. В то же время, многие кредитные организации активно занимаются кредитованием сезонных работ в АПК, прежде всего в растениеводстве. В животноводстве наибольшей инвестиционной привлекательностью обладают интенсивно развивающиеся отрасли: свиноводство и птицеводство. Инвесторы охотно выделяют средства на развитие этих направлений. В среднесрочной перспективе банки и другие инвесторы также будут выделять основную часть средств (50% от общей суммы) на краткосрочное кредитование АПК, в том числе: применение минеральных удобрений – 1930,1 млн. рублей; применение средств защиты растений – 853,7 млн. рублей. В 2004 – 2006 годах за счет создания более эффективной инвестпроводящей системы возрастут объемы долгосрочных кредитов, привлекаемых на укрепление материально-технической базы производства и реализацию целевых программ. На реконструкцию животноводческих ферм планируется выделить 772,4 млн. рублей, создание МТС – 32,2 млн. рублей. За счет кредитов банков и инвестиций предполагается финансирование следующих направлений деятельности: развитие овощеводства – 291,0 млн. рублей; внедрение ресурсосберегающих технологий производства зерна – 124,7 млн. рублей; внедрение ресурсосберегающих технологий возделывания сахарной свеклы – 251,3 млн. рублей; развитие фермерских хозяйств – 196,7 млн. рублей; социальное развитие села – 558,5 млн. рублей. Важнейшей целью, установленной Программой на среднесрочную перспективу и в стратегическом плане, является рост инвестиционной активности в АПК, привлечение свободных средств из других отраслей экономики региона. Привлечение инвестиционных ресурсов в АПК Самарской области будет осуществляться более эффективно с учетом инвестиционной привлекательности сельских районов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.