Реферат по предмету "Разное"


6. программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся     - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе­ния, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных со­ставляющих, способствующих познавательному и эмоцио­нальному развитию ребёнка, достижению планируемых ре­зультатов освоения основной образовательной программы на­чального общего образования.         Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования cформирована с учётом факторов, оказывающих су­щественное влияние на состояние здоровья детей:         • неблагоприятные социальные, экономические и эколо­гические условия;         • факторы риска, имеющие место в  школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;         • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей времен­ной разрыв между воздействием и результатом, который мо­жет быть значительным, достигая нескольких лет, и тем са­мым между начальным и существенным проявлением небла­гополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;         • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;         • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хро­ническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состоя­ния болезни главным образом как ограничения свободы (не­обходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспо­собностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.          Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая  учителями, воспитателем, социальными педагогами, психоло­гом,  родителями самостоятельная работа, способству­ющая активной и успешной социализации ребёнка в  школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной ор­ганизации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.         При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте     учитывалась зона актуального развития, так как   формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соот­ветствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспе­чение рациональной организации учебного процесса, эффек­тивной физкультурно-оздоровительной работы, рационально­го питания.         Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совмест­ной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.         Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации   строилась на основе научной обос­нованности, последовательности, возрастной и социокультур­ной адекватности, информационной безопасности и практи­ческой целесообразности.^                 Задачи программы:                • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;                • научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;                               • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;                • сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;                • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе­вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;                • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных иг­рах;                • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгруз­ки (релаксации);                • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;                • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;                • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.^ 6.1. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни                 Первый этап — анализ состояния и планирование рабо­ты образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:                • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;                • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными предста­вителями);                • выделению приоритетов в работе образовательного уч­реждения с учётом результатов проведённого анализа, а так­же возрастных особенностей обучающихся на ступени началь­ного общего образования.                 Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.                1. Просветительско-воспитательная работа с обучающими­ся, направленная на формирование ценности здоровья и здо­рового образа жизни, включает:                • внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направлен­ных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс;                • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;                • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;                • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся стар­ших классов, родителей (законных представителей).                2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний роди­телей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:                • проведение соответствующих лекций, семинаров, круг­лых столов и т. п.;                • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методичес­кой литературы;                • привлечение педагогов и родителей (законных предста­вителей) к совместной работе по проведению оздоровитель­ных мероприятий и спортивных соревнований.^ 6.2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования                  Работа на ступени начального общего образо­вания по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни   представлена в виде пяти взаимо­связанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инф­раструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образова­тельной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и   способствует фор­мированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья  ^ Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни   ^ Направление деятельности Мероприятие Сроки Ответственные Отметка о выполнении 2010 - 2011 2011 - 2012 2012 - 2013 2013 - 2014 Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения Составление акта о приемке образовательного учреждения  август   август      август      август  ДиректорЗам. по АХР    Приобретение оборудования для медицинского кабинета  В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХР   Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок  В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХР   Организация горячего питания      В течение года В течение года В течение года В течение года Заведующая столовой, зам. по ВР ответственный за питание,врач   Заявки на замещение вакантных должностей  В течение года В течение года В течение года В течение года  Директор   Повышение квалификации В течение года В течение года В течение года В течение года Директор   Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Составление расписания уроков, занятий ДО  Сентябрьмай Сентябрьмай Сентябрьмай Сентябрь      май Зам. директора   Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ  В течение года В течение года В течение года В течение года АдминистрацияКлассные руководители   Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья В течение года В течение года В течение года В течение года Администрация Педагог-психологУчитель-логопед   Организация методических семинаров, совещаний:- «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (2 семинара); - «Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога-психолога»; - «Релизация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана»; - «Формирование культуры здоровья»;- «Двигательная         активность детей»       сентябрь январьВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года                  В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года                  В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года                     В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года Зам. директора    Проведение педагогических советов:- «Система работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся»;- «Здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство школы»      март                   март  Администрация    Организацияфизкультурно-оздоровительной работы Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФКПедагоги ДО   Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен   В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы, педагог-организатор,воспитатель ГПД   Организация работы кружков, секций спортивной направленности: -«Баскетбол»; - «Футбол»; -«Народная игра»; -«Ритмика и танец»; - «Каратэ» В течение года В течение года В течение года В течение года Администрация, педагоги ДО, учителя начальной школы,    Дни здоровья    Раз в четверть Раз в четверть Раз в четверть Раз в четверть Администрация, педагоги ДО,учителя ФК     Организация утренней зарядки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Учителя начальной школы   Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др.  В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,врач, медсестра, классные руководители   Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья    В течение года В течение года В течение года В течение года Педагоги ДО, учителя ФК, классные руководители,врач, медсестра,психолог     Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений       В течение года В течение года Учителя начальной школы, врач, медсестра    Рейды:-«Утренняя зарядка»;-«Чистый класс»;-«Внешний вид»  В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. директора по ВР   Встречи со спортсменами, тренерами В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФК, зам. директора по ВР   Организация школьной спартакиады    В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФК,педагоги ДО   Конкурсы:-«Веселые старты»;  -«Папа, мама, я – спортивная семья»; -«Зимние забавы»    ноябрь январь   март декабрь    февраль   ноябрь январь   март декабрь    февраль   ноябрь январь   март декабрь    февраль   ноябрь январь   март декабрь    февраль Учителя ФК, педагоги ДО,учителя начальной школы   Месячники: -«Безопасное движение по пути в школу»; -«Месячник гражданской защиты»; -«Месячник пожарной безопасности»; -«Марафон «Мой выбор»    Сентябрь   сентябрь   октябрь   октябрь -декабрь    Сентябрь   сентябрь   октябрь  октябрь - декабрь   Сентябрь   сентябрь   октябрь  октябрь - декабрь   Сентябрь   сентябрь   октябрь  октябрь - декабрь   Администрация, педагог-организатор ОБЖ    Походы, прогулки, экскурсии В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,воспитатель ГПД   Организация Недель безопасности     Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Администрация, педагог-организатор ОБЖ    День защиты детей  апрель апрель апрель апрель Администрация, педагог-организатор ОБЖ    Реализация дополнительных образовательных программ Создание совета по здоровью сентябрь       Администрация    Реализация программ:-«Школа светофорных наук»;-«Курение и наркотики»  В течение года В течение года В течение года В течение года Педагог ДО, педагог-психолог   Использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы)  В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы   Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций    В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы, учителя ИЗО,Педагоги ДО   Просветительская работа с родителями (законными представителями) Педагогический лекторий: -« Распорядок дня и двигательный режим школьника»; - «Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Использование передвижения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; - «Как преодолеть страхи»     В течение года    В течение года    В течение года    В течение года     Учителя начальной школы,педагог-психолог,социальные педагоги   Индивидуальные консультации      В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,педагог-психолог,учитель-логопед   Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий  В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,зам. директора по ВР, педагоги ДО, учителя ФК   Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей  Раз в месяц Раз в месяц Раз в месяц Раз в месяц Учителя начальной школы, библиотекарь       Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать: правила перехода дороги, перекрёстка; правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации; правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма; меры пожарной безопасности; правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые  могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания; основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни; помнить: - основные  правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии; - рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов; порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны; обладать навыками:           - разводить и гасить костёр;- ориентироваться на местности;- действовать в неблагоприятных погодных условия;- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;- по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении  пищевыми продуктами.                 У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.