6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; • факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитывалась зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.^ Задачи программы: • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.^ 6.1. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по: • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения. 1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: • внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс; • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей). 2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает: • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.^ 6.2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования Работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья ^ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ^ Направление деятельности Мероприятие Сроки Ответственные Отметка о выполнении 2010 - 2011 2011 - 2012 2012 - 2013 2013 - 2014 Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения Составление акта о приемке образовательного учреждения август август август август ДиректорЗам. по АХР Приобретение оборудования для медицинского кабинета В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХР Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. по АХР Организация горячего питания В течение года В течение года В течение года В течение года Заведующая столовой, зам. по ВР ответственный за питание,врач Заявки на замещение вакантных должностей В течение года В течение года В течение года В течение года Директор Повышение квалификации В течение года В течение года В течение года В течение года Директор Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Составление расписания уроков, занятий ДО Сентябрьмай Сентябрьмай Сентябрьмай Сентябрь май Зам. директора Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ В течение года В течение года В течение года В течение года АдминистрацияКлассные руководители Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья В течение года В течение года В течение года В течение года Администрация Педагог-психологУчитель-логопед Организация методических семинаров, совещаний:- «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (2 семинара); - «Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога-психолога»; - «Релизация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана»; - «Формирование культуры здоровья»;- «Двигательная активность детей» сентябрь январьВ течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года В течение годаВ течение годаВ течение годаВ течение года Зам. директора Проведение педагогических советов:- «Система работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся»;- «Здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство школы» март март Администрация Организацияфизкультурно-оздоровительной работы Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФКПедагоги ДО Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы, педагог-организатор,воспитатель ГПД Организация работы кружков, секций спортивной направленности: -«Баскетбол»; - «Футбол»; -«Народная игра»; -«Ритмика и танец»; - «Каратэ» В течение года В течение года В течение года В течение года Администрация, педагоги ДО, учителя начальной школы, Дни здоровья Раз в четверть Раз в четверть Раз в четверть Раз в четверть Администрация, педагоги ДО,учителя ФК Организация утренней зарядки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Учителя начальной школы Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др. В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,врач, медсестра, классные руководители Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья В течение года В течение года В течение года В течение года Педагоги ДО, учителя ФК, классные руководители,врач, медсестра,психолог Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений В течение года В течение года Учителя начальной школы, врач, медсестра Рейды:-«Утренняя зарядка»;-«Чистый класс»;-«Внешний вид» В течение года В течение года В течение года В течение года Зам. директора по ВР Встречи со спортсменами, тренерами В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФК, зам. директора по ВР Организация школьной спартакиады В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя ФК,педагоги ДО Конкурсы:-«Веселые старты»; -«Папа, мама, я – спортивная семья»; -«Зимние забавы» ноябрь январь март декабрь февраль ноябрь январь март декабрь февраль ноябрь январь март декабрь февраль ноябрь январь март декабрь февраль Учителя ФК, педагоги ДО,учителя начальной школы Месячники: -«Безопасное движение по пути в школу»; -«Месячник гражданской защиты»; -«Месячник пожарной безопасности»; -«Марафон «Мой выбор» Сентябрь сентябрь октябрь октябрь -декабрь Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь Сентябрь сентябрь октябрь октябрь - декабрь Администрация, педагог-организатор ОБЖ Походы, прогулки, экскурсии В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,воспитатель ГПД Организация Недель безопасности Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Октябрь декабрь мартмай Администрация, педагог-организатор ОБЖ День защиты детей апрель апрель апрель апрель Администрация, педагог-организатор ОБЖ Реализация дополнительных образовательных программ Создание совета по здоровью сентябрь Администрация Реализация программ:-«Школа светофорных наук»;-«Курение и наркотики» В течение года В течение года В течение года В течение года Педагог ДО, педагог-психолог Использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы) В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы, учителя ИЗО,Педагоги ДО Просветительская работа с родителями (законными представителями) Педагогический лекторий: -« Распорядок дня и двигательный режим школьника»; - «Личная гигиена школьника»; - «Воспитание правильной осанки у детей»; - «Использование передвижения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»; - «Организация правильного питания ребенка в семье»; - «Семейная профилактика проявления негативных привычек»; - «Как преодолеть страхи» В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,педагог-психолог,социальные педагоги Индивидуальные консультации В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,педагог-психолог,учитель-логопед Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий В течение года В течение года В течение года В течение года Учителя начальной школы,зам. директора по ВР, педагоги ДО, учителя ФК Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей Раз в месяц Раз в месяц Раз в месяц Раз в месяц Учителя начальной школы, библиотекарь Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать: правила перехода дороги, перекрёстка; правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации; правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма; меры пожарной безопасности; правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания; основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни; помнить: - основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии; - рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов; порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны; обладать навыками: - разводить и гасить костёр;- ориентироваться на местности;- действовать в неблагоприятных погодных условия;- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;- по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами. У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.