Реферат по предмету "Разное"


1. роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников 3 1б

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 11. РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 3 1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента образовательного учреждения 9 1в. Вовлечение руководителей в работу с заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами и другими организациями) 14 1г. Содействие руководства процессам улучшения качества подготовки выпускников, обеспечения персоналу помощи, оценка, поддержка, поощрение достижений отдельных преподавателей, сотрудников, студентов, а также групп (ВТК, проектных команд и прочее) 18^ 2. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 22 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 22 2б. Использование информации для разработки политики и стратегии 24 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки выпускников 28 2г. Доведение целей и планов образовательного учреждения до подразделений, персонала и обучающихся и заинтересованных сторон 29^ 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 31 3а. Планирование, управление и совершенствование работы с персоналом и обучающимися. 31 3б. Развитие способностей и повышение квалификации (компетентности) преподавателей и сотрудников. 35 3в. Поощрение и признание инициативы и участия персонала и обучающихся в деятельности по обеспечению качества подготовки выпускников. 37 3г. Организация общения между преподавателями, сотрудниками, руководителями и обучающимися 39 3д. Обеспечение в вузе социальной защиты персонала и обучающихся 40^ 4. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ (МАТЕРИАЛЬНЫХ, ФИНАНСОВЫХ И ЛЮДСКИХ) 42 4а. Управление финансовыми ресурсами 42 4б. Управление информационными ресурсами 44 4в. Взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами 46 4г. Управление материальными ресурсами 48 4д. Управление технологиями обучения и интеллектуальной собственностью 49^ 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 51 5а. Определение процессов управления и обеспечения качества подготовки выпускников, оценка их результативности 51 5б. Организация систематического проектирования и менеджмента процессов 52 5в. Определение целей по совершенствованию процессов 54 5г. Совершенствование процессов на основе нововведений 54 5д. Внесение изменений в процессы и оценка их эффективности 55^ 6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 56 6а. Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников образовательного учреждения 56 6б. Оценка образовательным учреждением удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников 60^ 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТОЙ И УЧЕБОЙ 62 7а. Степень удовлетворенности преподавателей, сотрудников и обучающихся 62 7б. Показатели работы образовательного учреждения по повышению удовлетворенности персонала и обучающихся 63^ 8. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОБЩЕСТВО 66 8а. Уровень восприятия образовательного учреждения обществом 66 8б. Показатели работы образовательного учреждения по повышению удовлетворенности общества. 70 9. Результаты, которых добилось образовательное учреждение в отношении запланиованных целей повышения качества подготовки выпускников 73 9а. Основные финансовые показатели работы образовательного учреждения. Состояние материально-технической базы. 73 9б. Качество подготовки выпускников и другие результаты работы образовательного учреждения. 76^ ПРИЛОЖЕНИЕ А 79 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80 ВВЕДЕНИЕ Уральский государственный университет путей сообщения был создан в июне 1956 г. постановлением Совета Министров СССР как Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (Распоряжение СМ СССР от 23 июня 1956 г. № 3717). Первый учебный год был начат 1 сентября 1956 г. по трем специальностям железнодорожного транспорта. За 54 года деятельности высшего учебного заведения существенно расширился спектр реализуемых образовательных программ, контингент студентов и структура вуза (см. табл.1). Таблица 1 Динамика развития УрГУПС Период Число осн. образоват. программ Контингент студентов Число кафедр Число филиалов Число ППС дневное заочное всего с уч.степ. и зван. УЭМИИТ 1956-1966 6 1100 1300 12 - 120 46 1967-1977 8 2250 1940 18 4 212 92 1978-1988 10 3364 3504 20 7 334 142 1989-1995 11 2950 2736 26 7 360 150 УрГАПС 1995-1997 12 3313 3566 30 6 375 181 УрГУПС 1998-2009 22 8601 7091 34 6 505 304 По итогам государственной аттестации вуза в 1995 г. ему был присвоен статус академии (Приказ Госкомитета РФ по высшему образованию от 07.06.1994 № 554). В 1999 году после анализа достигнутых аттестационных показателей вуз был преобразован в Уральский государственный университет путей сообщения (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 24.05.1999 № 1405, Указание МПС РФ от 22.06.1999 № 194-у). В настоящее время в составе университета действуют 3 института и академия корпоративного образования (АКО). К институтам относятся Челябинский институт путей сообщения ЧИПС, реализующий программы среднего и неполного высшего профессионального образования, Пермский (ПИЖТ) и Курганский КИЖТ) институты железнодорожного транспорта, реализующие программы среднего и неполного высшего профессионального образования. Создание АКО – одно из важнейших изменений в структуре управления университета. Новое образовательное учреждение в результате слияния института дополнительного профессионального образования и заочного факультета повысило статус и конкурентоспособность системы дополнительного профессионального образования, позволило сделать ее более доходной и разрешить многие существующие финансовые и организационные проблемы. АКО предоставляет новые образовательные услуги, например, второе высшее образование по техническим специальностям по очно-заочной форме обучения и профессиональная переподготовка. Это позволяет привлечь к работе больше преподавателей университета, предоставив возможность преподавателям дополнительной заработной платы. Для исполнения своей миссии в университете идет развитие отраслевых железнодорожных специальностей, а для удовлетворения потребностей регионального рынка труда активно развиваются и другие: информационные технологии, экономика и управление, безопасность жизнедеятельности и экология, строительство, сервис, мехатроника и другие. Учитывая особые требования, предъявляемые к специалистам транспортного комплекса, прежде всего в части обеспечения безопасности движения, проблемы качества подготовки специалистов для вуза всегда имели приоритетный характер. Период с 1956 до 1986 г. характеризовался созданием системы предметных учебно-методических комплексов, активным использованием разнообразных форм контроля уровня преподавания, смотров, конкурсов и других видов работ, влияющих на качество образовательной деятельности. С 90-х годов прошлого века в институте, а затем академии и университете получила развитие система стандартизации основных видов учебной деятельности. С 2005 года в университете началась разработка системы менеджмента качества на базе стандартов ISO-9000. С этого момента основной задачей коллектива университета стало изменение философии деятельности всех работающих в вузе и обучаемых в части обеспечения качества процесса подготовки выпускников. Особенности работы предприятий транспорта, наших ведущих заказчиков (большая протяженность объектов; непрерывность функционирования; высокие требования к уровню дисциплины работающих; автономность работы специалистов удаленных предприятий транспорта; высокая степень влияния личностных качеств на результаты работы комплекса, в том числе в части обеспечения безопасности) определяют особенности процесса подготовки специалистов в университете, выраженные в четко выстроенной технологии обучения, оценке качества на всех этапах подготовки специалистов. На железнодорожном транспорте создана система непрерывного образования работающих специалистов и кадров массовых профессий, включающая в себя сеть внутрифирменного повышения квалификации и структурированную многоуровневую организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки. УрГУПС активно участвует в этой системе. Схема организационной структуры университета приведена в Приложении А.^ РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества – В 2004 г. в результате анализа проблемы устойчивого развития университета в период реформирования транспортной отрасли России, изменения условий взаимоотношений с базовыми предприятиями отрасли (Свердловской, Ю-Уральской и Горьковской железными дорогами), являющимися основными потребителями продукции УрГУПС, с учетом их социально-экономических стратегий, руководством вуза была выбрана стратегия динамического роста: внешний рост за счет присоединения к вузу учреждений начального и среднего образования, внутренний рост за счет расширения перечня лицензированных специальностей (см. кр. 9б). В основу стратегических направлений заложена позиция Министерства транспорта РФ, высказанная министром И.Левитиным при посещении им УрГУПС 20 января 2005 г. о возможности создания на базе УрГУПС образовательного холдинга, осуществляющего подготовку специалистов для предприятий транспорта Уральского Федерального округа и Пермского края по направлениям начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. На сегодняшний день ведется работа по лицензированию семи специальностей по подготовке бакалавров. Полным ходом ведется работа по привлечению студентов в магистратуру – ведется рекламная компания через средства массовой информации, проходят встречи с участием ректора Галкина А.Г., первого проректора Азарова Е.Б., проректора по научной работе Бушуева С.В. со студентами старших курсов, вывешены рекламные объявления о преимуществах обучения в магистратуре. Всего в 2009 – 2010 учебном году принято в магистратуру – 48 выпускников специалитета по 4 направлениям (5 программ). Для исполнения своей миссии в университете идет развитие отраслевых железнодорожных специальностей, а для удовлетворения потребностей регионального рынка труда активно развиваются и другие: информационные технологии, экономика и управление, безопасность жизнедеятельности и экология, строительство, сервис, мехатроника и другие. (см. кр. 2а). Под руководством ректора Галкина А.Г., определены приоритеты развития университета как современного транспортного холдинга и принят документ «Концепция стратегического развития до 2010 года», который определил основные направления развития вуза: 1). Создание единого образовательного пространства университета на основе современных информационных технологий (см. кр. 9а). 2). Повышение конкурентной способности университета, его филиалов и представительств на рынке образовательных услуг путем эффективного управления качеством обучения. (см. кр. 6а, 6б). 3). Разработка перспективных моделей специалистов транспорта с учетом требований всех заинтересованных сторон на базе компетентностного подхода. 4). Развитие инфраструктуры университетского комплекса (реконструкция зданий филиалов в г. Н-Тагил, Пермь; оформление имущества и землеотводных документов, связанных с передачей техникумов на баланс университета, завершение строительства здания Института дополнительного профессионального образования (ИДПО), окончание проектных работ и начало строительства по новому учебному корпусу (см. кр. 9а). 5). Совершенствование информационно-аналитического библиотечного комплекса: увеличение количества рабочих мест, оборудованных компьютерами, до 30; увеличение числа единиц хранения до 850 тыс. ед.; доведение объема книговыдач в год до 1,5 млн. экземпляров (см. кр. 9б). 6). Сертификация системы менеджмента качества вуза ( см. кр. 5а). 7). Увеличение доходов от научно-исследовательской деятельности на 50% за счет хоздоговорных НИР и предоставления инжиниринговых услуг (см. кр. 9а). 8). Ежегодное увеличение доходов от внебюджетной деятельности на 30 млн. рублей за счет развития платных образовательных услуг, экономии энергоресурсов, рационального использования инженерных сетей и реализации принципов бюджетного управления. (см. кр.9а) 9). Повышение среднего уровня зарплаты профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников на 50% за счет внебюджетной составляющей и создание условий для внутреннего совместительства по внедрению и развитию СМК вуза и ее подсистем. (см. кр. 7б). Активная позиция ректора Галкина А.Г. при проведении совещаний с проректорами вуза по вопросу определения места УрГУПС в подготовке кадров для транспортной отрасли России и Уральского региона позволило определить миссию и видение университета, которые обсуждались с деканами и заведующими кафедрами. На заседании Ученого совета (протокол от 29 мая 2008 г) рассмотрена и принята Целевая программа развития учебно-производственной базы и социально-бытовой инфраструктуры Уральского государственного университета путей сообщения на 2008 – 2020 годы (далее Программа). Видение руководством роли и положения в обществе УрГУПС в перспективе до 2020 года представлено в кр. 9б. При разработке Руководства по качеству университета главной продукцией университета для внешнего потребителя (работодатель, государство) признан специалист, личностные и профессиональные качества которого в процессе обучения в университете должны быть сформированы в соответствии с разработанной в вузе Моделью специалиста. Для внутреннего потребителя, студента или слушателя курсов дополнительного образования, продукцией является предоставление образовательной услуги. Формирование культуры вуза для удовлетворения потребностей общества в культурных гражданах своей страны является одной из задач руководства (см. кр. 2в.). Приверженность к демократическому стилю управления руководство демонстрирует своим доброжелательным и внимательным отношением к сотрудникам и студентам: налажена система приема ректором, первым и другими проректорами сотрудников по личным вопросам; работает телефон доверия; работает служба психологической поддержки; не реже 1 раза в семестр проводятся встречи ректора со студентами; проводятся «круглые столы» – встречи ректората и студентов (по студенческим общежитиям, открытие спортивно-массовых мероприятий и спартакиад); на сайте университета открыт форум, на котором любой студент или сотрудник может задать вопрос ректору и получить на него ответ; представители ректората и деканатов принимают участие во всех организационных, методических, культурно-массовых мероприятиях со студентами, профессорско-преподавательским составом и сотрудниками (см. кр. 3а, 3г, ); в университете находят поддержку идеи создания общественных организаций, примерами тому служат Профессорское собрание, объединяющее в своем составе всех докторов наук и профессоров (ректор является рядовым членом этого собрания), на повестку дня которого выносятся вопросы жизнедеятельности вуза, в т.ч. вопросы менеджмента качества в образовательной, научной деятельности; Совет студентов-целевиков, основными задачами которого являются воспитание у студентов-целевиков ответственного отношения к труду, потребности постоянно изучать инновационные подходы в образовательной и производственной деятельности, умения применять их на практике, повышение компетентности студентов-целевиков, овладение ими в совершенстве своей специальностью, развитие трудовой активности, инициативы и настойчивости студентов-целевиков в изучении передового опыта и лучшей организации труда. В университете пропагандируется здоровый образ жизни, в стенах университета запрещено табакокурение (Приказ ректора № 118 от 29.06.2005). Студенты университета участвуют в областном рок-фестивале «Начало», посвященном борьбе со СПИДом. В ноябре 2007 г в университете впервые был открыт художественный артпроект «Касается меня, касается каждого», целью которого стало формирование толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным. На открытии выступили: ректор УрГУПС А. Г. Галкин, председатель студенческого профкома Ю. Сорокожердьева, руководитель общественной организации А. Дубровская. В вузе работает музей имени первого ректора И.В. Уткина, который, сохраняя научное, культурное и историческое наследие университета, является центром духовного, социально-нравственного и патриотического воспитания: в музее проводятся плановые беседы, встречи руководства университета со студентами, циклы лекций по воспитанию и культуре. Разработан и принят корпоративный стиль, регламентирующий цвет и композицию в оформлении информационных, выставочных стендов, наглядной агитации, который поддерживается на всех уровнях: от ректората, деканатов до кафедр и отделов. В университете разработан логотип, выпущен значок, футболки, пакеты с логотипом. Вспомогательный персонал вуза (охрана, технические работники и др.) носит рабочую одежду с надписью о принадлежности к вузу. У каждого факультета имеется эмблема, отражающая его специфику, выпущены цветные буклеты о деятельности факультетов, его преподавателях и студентах. На каждой кафедре силами сотрудников кафедры ведется летопись истории ее становления и развития. На внутреннем сайте университета каждая кафедра имеет свою страницу, отражающую историю кафедры, и все виды ее деятельности, научные и другие достижения. К 50-летнему юбилею УрГУПС (2006 г.) учреждена Медаль 1,2,3 степени за заслуги перед УрГУПС. Заложена Капсула времени, на площадке центральной лестницы установлена модель первого паровоза, разработанного Черепановыми. Сотрудниками университета д.т.н., профессором В.Л. Нестеровым – директором центра стратегического развития университета, д.э.н., профессором В.А. Антроповым – заведующим кафедрой управление в социальных и экономических системах в соавторстве с другими сотрудниками университета написана монография «Система управления качеством подготовки специалистов в отраслевом высшем учебном заведении». Во время зачисления и организационных встреч руководства вуза и деканов факультетов с первокурсниками происходит их знакомство с историей, структурой вуза, его традициями. Для духовного воспитания студентов по инициативе начальника управления по внеучебной и воспитательной работе Романовой Е.А. и при поддержке ректора Галкина А.Г. организованы курсы лекций по темам: «Профилактика наркомании и безнравственного образа жизни», «Духовное развитие человека»; «Семья и брак»; «Профилактика табачной зависимости» (см. кр. 7б). Во время проведения ежегодных традиционных методических семинаров ППС, посвященных проблемам вуза, образования, менеджмента качества руководство вуза выступает с докладами, тексты которых затем выставляются на внутреннем сайте университета и публикуются в сборниках докладов. Так, например, в 2005 г. под редакцией президента университета А.В. Ефимова и заведующего кафедрой УСЭС В.А. Антропова выпущен сборник «Система менеджмента качества в вузе», где опубликовано 18 статей, написанных сотрудниками университета. На семинаре в 2009 г «Процессный подход в образовательной деятельности университета» выступил с приветственным словом и докладом первый проректор, проректор по учебной работе Е.Б. Азаров, проректор по научной работе С.В. Бушуев. Ректор университета и первый проректор выступали в телевизионной информационно-публицистической программе «Шестая графа» (см. критерий 8а) по вопросам качества подготовки студентов, стратегии и перспективах развития университетского комплекса. Уполномоченный представитель руководства по качеству, директор центра стратегического развития университета В.Л. Нестеров, координирует деятельность рабочих групп по рейтинговой оценке деятельности студентов и рейтинговой оценке деятельности кафедр, которые являются подсистемами университетской системы квалиметрического мониторинга. Руководителями рабочих групп являются заведующие кафедрами к.п.н. Н.Н. Киселева и д.ф-м.н. Г.А. Тимофеева, которые проводят организационную, методическую и пропагандистскую деятельность, связанную с оценкой качества основных процессов вуза и их результатов. Все проректоры, так же, как и все остальные преподаватели, работают по рейтинговой системе, одной из главных задач которой является повышение качества подготовки специалистов. В целях координации усилий, направленных на обеспечение и совершенствование качества подготовки выпускников по ведущей ж.д. специальности «Автоматика, телемеханика и связь на ж.д. транспорте» с 2005 г. в университете под научным руководством директора центра стратегического развития университета В.Л. Нестерова реализуется инновационный проект «Организация экспериментальной площадки по модернизации системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по образовательной программе. Для реализации проекта сформирован (Приказ № №114 от 13.06.2006) временный творческий коллектив, в который входят декан (Донцов В.К.) и зам. декана (Ракина Н.Л.) факультета, заведующий выпускающей кафедрой (Коваленко В.Н.), начальник УООП (Малыгин Е.А.), начальник учебного отдела (Оськина М.Н.), преподаватели дисциплин, читаемых студентам данной специальности с 1 по 5 курс, и другие сотрудники университета, компетентные в вопросах педагогики и менеджмента качества. Данный коллектив является прообразом Департамента по специальности. В задачи коллектива экспериментальной площадки входит разработка рабочих учебных программ и методик обучения на основе компетентностного подхода, разработка и внедрение интегрированных учебных курсов на основе межпредметных связей, разработка стандарта данной специальности, модернизация системы управления по специальности. Под научным руководством, д.э.н., профессора В.А. Антропова работает лаборатория психологического мониторинга и профессионального становления личности специалиста, целью создания которой является формирование психологических портретов абитуриентов, студентов курсов, специальностей, прогнозирования деловой карьеры выпускников вуза на основе научных исследований и интеграции информации от заинтересованных сторон, получаемой из источников внутри вуза и за его пределами (см. кр. 6б). Руководство вуза принимает активное участие в качестве руководителей секций в проведении ежегодной межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые – транспорту», организуемой под руководством проректора по научной работе к.т.н. С.В. Бушуева. Вхождение в состав университета образовательных учреждений различного уровня и профессиональной направленности (железнодорожные колледжы, железнодорожные медицинские училища, открытие филиалов и представительств в Уральском регионе) потребовали пересмотра подходов к управлению деятельностью вуза. Изменена структура управления университетом, связанная с четким распределением ответственности за определенный вид деятельности за проректорами, которая приведена в Приложении. На основе установленной ответственности (Приказ № 13 от 01.02. 2005 г.) для достижения поставленных целей по разработке, внедрению и совершенствованию СМК при проректорах сформированы Комитеты по качеству (в связи с изменениями в составе руководства комитеты по качеству переназначены приказом №386 от 25 декабря 2008 г.). В составе советов факультетов созданы секции по СМК, при руководителях структурных подразделений созданы Комиссии по качеству, в каждом структурном подразделении назначены ответственные за качество и ведение документации СМК. Для координации деятельности по разработке, внедрению и совершенствованию СМК в 2005г. создан отдел менеджмента качества. Стимулирование сотрудников, участвующих в разработке и внедрении СМК вуза и ее подсистем и документации осуществляется путем единовременных или постоянных денежных выплат, осуществляемых в соответствии с «Положением о стимулировании деятельности работников ГОУ ВПО УрГУПС», премии кафедрам по результатам рейтинга деятельности кафедр, премии ППС за семестр, конкурсы Учебно-методических пособий. В 2007 г под руководством первого проректора В.Л. Нестерова, ответственного за СМК, сформирована рабочая группа, в которую вошли проректор по работе с территориями, начальник Управления организации образовательного процесса, ряд сотрудников отделов, деканатов и кафедр, компетентных в вопросах управления качеством. Этой группой был разработан проект Политики руководства в области качества (см. п. 2в.), который в дальнейшем обсуждался на заседании ректората, был принят и подписан ректором. Распространена практика создания команд, состоящих из сотрудников разных структурных подразделений для написания отчетов на конкурсы инновационных проектов, настоящий конкурс, подготовка документов для прохождения процедуры сертификации университета и другие. Оплата работы рабочих групп осуществляется по смете на внедрение СМК в университете и в соответствие с «Положением о стимулировании деятельности работников ГОУ ВПО УрГУПС». Для обучения руководителей среднего звена всех структурных подразделений в 2007 г., 2008 и в 2009 г в университете под руководством ректора Галкина А.Г. и при его личном участии было проведено обучение руководителей всех структурных подразделений по темам «Система качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении», «Процессный подход в образовательной деятельности». ППС и сотрудники проходят повышение квалификации по современным технологиям в образовательном процессе, по переходу на новые образовательные стандарты (см. кр.4д). В 2005-2006 учебном году ректорат в полном составе прошел курсы обучения по системам менеджмента качества, организованным по инициативе потребителя продукции вуза – Свердловской ж.д. – филиала ОАО «РЖД». Занятия проводились специалистами сертификационно-методического центра «Приоритет» г. Н. Новгорода. Одновременно с ректоратом обучение (там же) прошли деканы факультетов и их заместители, заведующие выпускающих и других кафедр (всего 35 человек). Для организации системы внутреннего аудита, регламентированной стандартом СТВ №1.3.2.-05, 3 человека (уровень заведующих кафедрами) в 2006 году прошли обучение в Уральском филиале Академии стандартизации и сертификации и получили удостоверения государственного образца. В феврале 2007 г. в университете проведены курсы по внутреннему аудиту СМК, после обучения на которых 11 человек, в т.ч. 5 человек сотрудники филиалов, выполнили квалификационные работы и получили удостоверения внутренних аудиторов СМК. В 2009 г прошли обучение 15 сотрудников университета на курсах «Внутренний аудитор системы менеджмента качества», проводимых представителями ООО «TUV Интернациональ РУСС» в рамках подготовки университета к процедуре сертификации. Ежегодно с 2006 г проходят обучение 1-2 сотрудника на курсах повышения квалификации в СПбГЭТУ-ЛЭТИ (всего прошло обучение 6 сотрудников университета). Руководство вуза и его сотрудники принимают активное участие в мероприятиях, посвященных проблемам качества подготовки выпускников, таких как семинары, проводимые МИСИС по конкурсу внутривузовских систем качества (4 человека), семинары и симпозиумы по квалиметрии в образовании, организуемые Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов (ИЦПКПС), конференции в вузах Уральского и других регионов (см. кр. 1в.), в школе качества «ISO 9000 в образовательных учреждениях» принимали участие 5 сотрудников в.ч. первый проректор – проректор по учебной работе Азаров Е.Б. Анализа организации системы обеспечения качества подготовки выпускников регламентирован стандартом СТВ №1.3.4.-05 «Анализ со стороны руководства». Согласно плану (не реже 1 раза в год), на Ученом совете университета заслушиваются отчеты проректоров по направлениям деятельности и реализации стратегических планов. По отчетам принимаются решения и разрабатываются планы устранения замечаний. Анализа руководства системой обеспечения качества на уровне факультетов и кафедр осуществляется комиссиями, создаваемыми по приказам ректора, в которые входят авторитетные сотрудники из числа ППС и других подразделений. По результатам работы комиссий готовится отчет, который заслушивается на Ученых советах и является основой для оценки эффективности управления и его корректировки и выработки мероприятий для включения в Программу развития университета (см. кр. 2а).^ 1б. Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента образовательного учреждения – Реализация принципа процессного подхода потребовала внесения изменений в организационную структуру вуза. Для координации деятельности по созданию университетского комплекса создано управление по работе с территориями, в функцию которого входят вопросы стратегии и тактики развития филиалов и представительств университета. На основании анализа результатов самообследования филиалов, разработана стратегия их устойчивого развития, одобренная и утвержденная Ученым Советом университета (Протокол № 6 от 25.03.2004 г). Для выполнения задачи развития системы интеллектуальных программно-информационных средств поддержки основных процессов университетского комплекса, заявленных в Политике руководства, создано Управление информатизации, курируемое проректором по информатизации, д.ф-м.н., профессором Ю.И. Ялышевым. В составе управления функционирует лаборатория разработки и сопровождения программного обеспечения, отдел сервисного обслуживания. Результаты деятельности этого подразделения приведены в кр. 4б. Создание Академии корпоративного образования (АКО) (протокол заседания Ученого совета №1 от 01.10.2007 г) – одно из важнейших изменений в структуре управления университета. Новое образовательное учреждение в результате слияния института дополнительного профессионального образования (ИДПО) и заочного факультета повысило статус и конкурентоспособность системы дополнительного профессионального образования, позволило сделать ее более доходной и разрешить многие существующие финансовые и организационные проблемы (см. кр. 9а). АКО предоставляет новые образовательные услуги, например, второе высшее образование по техническим специальностям, по очно-заочной форме обучения и профессиональная переподготовка (см. кр. 9б). Это позволяет привлечь к работе больше преподавателей университета, предоставив возможность преподавателям дополнительной заработной платы (от 1 500 руб. до 50 000 руб.). При непосредственном руководстве ректора А.Г. Галкина рабочей группой в составе директора АКО Васильева И.Л., декана Факультета довузовской подготовки Пяткова П.Я., ответственного секретаря приемной комиссии УрГУПС Середы А.Б. разработан проект реинжиниринга приемной комиссии и приемной кампании в университете. Цель реинжиниринга – координация профориентационной работы, организация работы приемной комиссии и подготовительных курсов, обеспечение процесса приема студентов. Решением Ученого совета от 25.02.2010 г протокол №7 принято решение о создании Отдела по организации приема студентов путем реорганизации Факультета довузовской подготовки. С целью развития и поддержки идей интеграции образования и вузовской науки в мировую академическую систему в вузе создан Отдел международной деятельности, курируемый соответствующим проректором (см. кр. 8б). Стратегическая задача по созданию образовательно-воспитательного комплекса реализуется под руководством Управления по внеучебной и воспитательной работе (начальник Е.А. Романова результаты деятельности см.в кр.1а, 3в, 3д). Для координации деятельности по связям с потребителями продукции вуза и поставщикам создан отдел по связям с производством и производственному обучению (начальник- к.т.н., профессор А.А. Пышкин см. кр. 4в, 6а), курирующий вопросы взаимодействия с работодателем и проведения производственной практики. Для разработки и внедрения системы менеджмента процессов сначала осуществлялась ее проработка на теоретическом уровне путем выполнения НИР по теме «Обеспечение безопасности движения на железных дорогах на основе СМК»; затем разработка системы мониторинга, состоящей из рейтинговых систем оценки деятельности студентов и деятельности кафедр, опрос студентов, сотрудников и профессорско-преподавательского состава о степени удовлетворенности качеством организации образовательного процесса (см. кр. 7а); разработка нормативной документации; обучение персонала (см. кр. 3б); разработка процессов, их детализация и разработка документированных процедур, необходимых для осуществления процессов. Порядок проведения работ по планированию качества в университете и механизм развертывания политики и стратегии регламентирован стандартом СТВ№1.3.3–05 «Планирование». Планирование качества производится на долгосрочную (5 и более лет) и краткосрочную (на определенный период) перспективы. Развертывание и актуализация политики и стратегии в области качества по вертикали осуществляется следующим путем: разработана стратегия развития университета до 2010 г, для ее актуализации составлена программа развития университета, ежегодно разрабатываются планы по качеству в каждом структурном подразделении. Так, например, для реализации стратегического направления по разработке, внедрению и совершенствованию вузовской СМК отделом качества составлен и утвержден План разработки документации СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001. Далее после проведения ревизии нормативной документации по направлениям деятельности, исходя из потребностей подразделений, разрабатывались собственные планы по разработке документов СМК. Так, например, в сфере образовательной деятельности на 2006–2009 год запланировано разработать 15 стандартов по управлению учебной и методической деятельностью с указанием ответственных за разработку стандартов. (см. кр. 9б) Развертывание по горизонтали данного направления осуществляется путем дальнейшей детализации процессов и составления планов на уровне конкретного исполнителя. Примером могут служить Планы качества структурных подразделений, разрабатываемых в соответствии со стандартом СТВ№1.3.3–05 «Планирование» и «Индивидуальные планы научно-педагогических работников», составляемые ежегодно по утвержденной в университете форме и в соответствии с принятыми нормами времени, утверждаемые на уровне кафедры, декана и проректора по учебной деятельности. Контроль реализации планов и анализ достигнутых результатов осуществляют руководители подразделений совместно с уполномоченными по качеству в каждом структурном подразделении на заседаниях кафедры и вынесением решений на заседание Ученого совета факультета. Разработаны и утверждены ректором программы по внедрению и совершенствованию СМК во всех сферах образ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Boris Godunov (Борис Годунов)
Реферат Анализ стойкости криптографических систем с использованием искусственного интеллекта
Реферат конструкцию и механизмы амперметров постоянного и переменного тока
Реферат Smoking In Public Places Essay Research Paper
Реферат Chemical Warfare Essay Research Paper Chemical WarfareIn
Реферат Бегство от свободы
Реферат Taming Of The Shrew Inside Essay Research
Реферат Концептуальные модели образовательных систем нового типа и проблемы их внедрения
Реферат Education 2 Essay Research Paper In today
Реферат Life In New England As Opposed To
Реферат Материя, ее свойства и виды
Реферат Microsoft Office Power Point, сигнальні картки, іграшковий мікрофон, відео кліпу «Вогонь сердець» (знятого на честь Декларації прав дитини). Хід урок
Реферат Атом и вещество часть 7 торсионные поля
Реферат Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания
Реферат Twice Gone Twice Returned Essay Research Paper