1. Общие сведения об организации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска (далее - Центр туризма) является некоммерческой организацией, созданной на основании решения городского Совета народных депутатов №4 от 18.01.1990 года и учреждено как юридическое лицо приказом управления образования Администрации города № 204 от 4 июня 1997 г. для осуществления образовательных функций некоммерческого характера. Центр туризма является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, фирменное наименование, смету доходов и расходов, лицевой счет получателя бюджетных средств, лицевой счет по учету внебюджетных средств, расчетные и иные счета в банках, печать, бланки со своим наименованием. Центр туризма является многопрофильным, многофункциональным образовательным учреждением дополнительного образования детей, подростков, молодежи и членов их семей.^ 2. Нормативно-правовые документы Лицензия № 261387от 9.04.2008г. действительна до 25.12.2011 г.Государственная аккредитация: АА № 125472 от 03.03.2008 г., действительна до 03.03. 2012Учреждение ведет свою деятельность в соответствии с Уставом в новой редакции зарегистрированный 17 марта 2011 года.^ 3. Цель и задачи. Целью деятельности Центра туризма является: формирование мотивации личности к познанию, физическому развитию и творчеству, обеспечение условий для укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей, подростков и молодёжи через реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Задачами деятельности Центра туризма являются:обеспечение условий для личностного, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, а так же организации содержательного досуга детей, подростков, молодёжи в возрасте от 4 лет до 21 года;приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни;воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе и семье;формирование общей культуры личности на основе исторических особенностей региона, приобщение к общекультурным ценностям; реализация образовательных программ дополнительного образования детей туристско-краеведческой, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, эколого-биологической и других направленностей;проведение массовых мероприятий, обеспечивающих диагностирование и развитие туристско-краеведческой деятельности в городе;осуществление консультативной, инструктивно-методической работы, направленной на повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей по туризму и краеведению;оказание помощи образовательным учреждениям города в организации и совершенствовании туристско-краеведческой и экскурсионной работы;педагогическая, материально-техническая и кадровая поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций туристской и волонтерской направленности, а так же общественных туристских клубов;подготовка общественных туристских кадров;подготовка и издание программных и методических материалов, изучение и распространение опыта работы среди учреждений дополнительного образования детей;совершенствование материально-технической базы Центра туризма;совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.^ 4.Организация работы Центра характеризуется следующими особенностями: - массовым, бесконкурсным приемом детей в коллективы, различные объединения Центра на бесплатной основе; - организацией деятельности воспитанников по основным направлениям: физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, социально-педагогическому, культурологическому; - ориентацией учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение, создание условий для выявления способностей воспитанников и их реализации в процессе деятельности, самостоятельного выбора вида деятельности; - практической направленностью сотрудничества со школами, ССУЗами и ВУЗами г. Брянска; - постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса внутри учреждения; - системным подходом к развитию туристско-краеведческой деятельности в городе; - поиском новых направлений деятельности; - реализацией социально значимых проектов для различных категорий населения; - тесное сотрудничество с общественными организациями; - высоким уровнем организации работы по повышению профессионального мастерства педагогов; - использованием в работе новых современных информационных технологий; - функционированием в структуре Центра оздоровительного лагеря; - развитием и совершенствованием комплекса платных образовательных услуг.^ 5. Коммуникативная сеть ЦДиЮТиЭ г.Брянска Муниципальные учреждения образования молодежной политики культуры и спорта Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации и районные 6. Административно- методическая структура ЦДиЮТиЭ г. Брянска Директор Нач. лагеря«Искорка» ^ Зам.директора Зам. директора по УВР Зам. директора по АХЧ Зам. директора по ВР ^ Заведующие отделами:- Методический отдел- Клубный отдел- Информационно-массовый отдел- Спортивный отдел- Экскурсионный отдел Методисты Педагоги -организаторы ^ Педагоги дополнительного образования В структуре Центра туризма входят следующие структурные подразделения:Оздоровительный лагерь «Искорка» (на 180 мест);Туристская база «Юность» (ул.Б.Хмельницкого на 84 места); 3. Туристская база «Лесная» (пос. Снежетский на 14 мест).Отделы Центра туризма .Информационно-массовый отдел.Основные направления деятельности отдела:- организация массовых туристско-оздоровительных, краеведческих мероприятий, каникулярного отдыха уч-ся, молодежи, семей;-информационное освещение деятельности Центра, развитие сайта учреждения;- оказание практической помощи школам в вопросах организации ТКР – Дней здоровья, походов, фестивалей, турслётов и т.д.;- организация семинаров для различных категорий слушателей по вопросам ТКР и программы «Школа безопасности»;- содействие в работе «Содружества музеев образовательных учреждений»;- разработка и реализация программ в рамках социального проектирования;- поддержание контактов с различными общественными организациями, работающими с молодежью и проблемой выбора ЗОЖ в молодежной среде. В 2010-1011 году отделом было проведено 24 мероприятия для различных категорий участников:1. Для воспитанников детских объединений – турнир и фестивали детских объединений.2. Для учащихся школ – дни здоровья, районные фестивали спортивного туризма и ориентирования, районные турслеты школьников, учебный полигон и соревнования по программе «Школа безопасности», турэстафета в рамках ДЮП.3. Для социально-защищенной категории детей – праздник «Мы все так похожи»- для детей инвалидов реабилитационного центра.4. Для семей – спортивный праздник для семей Фокинского, района, городской семейный праздник, открытый фестиваль молодых семей «Стартует семья», старты «Зимние забавы» в рамках антинаркотической акции «Твое время пришло».6. Для педагогов школ – семинар для зам. директоров по воспитательной работе, семинар – совещание для учителей ОБЖ, семинар по подготовке к турслету педагогов, турслёт педагогов.7. Для студентов – туристский фестиваль уч-ся молодёжи и туристской общественности «Под облаками».Охват разных категорий участников различными формами ТК деятельности позволяет говорить о комплексном подходе в развитии ТК работы в учреждениях образования. В качестве ответственных за ТКР в Центре работают основные педагоги:1. Стасишина Н.В. – шк.№352. Новикова Д.Н. – шк.№42,17, 533.Бадукина Н.В.- шк11Педагоги совместители ответственные за ТКР: Советский район Фокинский район Бежицкий район 1. Костина В.А.– шк.№42. Козлова О. – шк.№63. Лебедева О.В. – шк.№44.Фадеева М.А. – шк. №605.Иванюшина Е.О. – шк№62 1. Сорочкин Ю.Б. – шк.№402. Попова Н.А. – шк.№28 1. Карапецкая С.А. – шк.№67, 392.Аникеева Н.В. – шк№ 67 Всего в 13 школах города ТКР осуществляется через основных педагогов и педагогов совместителей.В течение года оказывалась практическая помощь школам в организации Дней здоровья по различным туристско-спортивным программам.Всего за год состоялось 24 дня здоровья – 2769 чел, что на 10 % больше, чем в прошлом году (2505). Дни здоровья были проведены в следующих школах - шк.62, 12,32,18, 4, 58,28,67,55,56,42, 35, кадетский корпус, Всего за год было проведено 51 мероприятие, в которых приняло участие 5503 человек.В информационно- методическом направлении была проделана следующая работа.В марте скорректирована, исходя из новых требований, программа развития туризма в г.Брянске и защищена на методическом совете ГИМЦ.Была проведена и согласованна работа с УО по содержанию нового Устава Центра туризма. Подготовлено информационное письмо в УО об использовании современных инновационных технологий в дополнительном образовании, о проблемах и перспективах развития Центра туризма. В течение учебного года велась работа со СМИ по пропаганде деятельности Центра. Готовилась и направлялась информация до и после проведения мероприятий на сайт Центра, направлялись пресс-релизы в информационный центр Брянской городской администрации, статьи по итогам мероприятий. Статьи по итогам мероприятий писались педагогом Бадукиной Н.В. методистами Кузнецовой Н.В., Куратовым Д.Г. и корректировались зав. отделом Паниной Г.Б. Всего за год было подготовлено 15 статей, из них опубликовано в СМИ 8. Велась работа по пополнению сайта Центра туризма. Разработка сайта в этом учебном году являлась приоритетным для нашей организации, т.к. использование Интернет – ресурсов - неотъемлемая часть современного образовательного процесса и необходимое условие для динамичного развития учреждения. Была скорректирована информация по следующим разделам сайта – о нашей организации, нормативные документы, образовательная деятельность, методическая копилка; размещены ссылки на аналогичные сайты Центров туризма и СЮТур России с целью обмена опытом на всероссийском уровне. Отв. за новостную ленту Панина Г.Б., контролирует пополнение информации и своевременное её размещение. Также все работники отдела ведут темы на форуме Центра. В течении года в соответствующих разделах на форуме ведется активное обсуждение предстоящих мероприятий– заявки, вопросы, консультации, предложения.^ Спортивный отделОсновное направление деятельности отдела - развитие спортивного туризма в городе через организацию соревнований по спортивному туризму, ориентированию, поисково-спасательным работам. Сообразно поставленной цели были определены и задачи спортивного отдела: - проведение комплекса туристско-спортивных, оздоровительных мероприятий для учащихся общеобразовательных учреждений, учащейся молодёжи, воспитанников детских объединений; - помощь образовательным учреждениям в реализации оздоровительно – спортивной работы с учащимися; -информационное обеспечение образовательной деятельности, пропаганда деятельности Центра в СМИ; - участие в соискании грантов для реализации инновационных образовательных программ спортивной направленности; -подготовка методических рекомендаций по организации туристско-спортивно-оздоровительных программ; - участие в организации и проведении мероприятий ( лекционные занятия, семинары, походы и т.д.) по повышению профессионального педагогов дополнительного образования Центра; - взаимодействие с УО, РОО и другими структурами по реализации плана спортивных мероприятий, повышению качества работы с уч-ся, молодёжью. В течение учебного года проводились соревнования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам. Соревнования организовывались для воспитанников детских объединений, учащихся школ города, туристско-спортивной общественности. Отдел оказывал активное содействие в организации областных соревнований по спортивному туризму, проводимыми Брянским областным дворцом детско-юношеского творчества им.Ю.А. Гагарина (отдел туризма). Оказывалась практическая помощь в организации соревнований федерации спортивного ориентирования Брянской области. В период работы согласно плану спортивно-массовых мероприятий все документы готовились заранее: утверждалось положение и готовились условия к соревнованиям, составлялась и утверждалась смета, а по окончанию соревнований писалась отчетная документация. В течение учебного года были разработаны положения и программы по проведению учебно - тренировочных сборов в каникулярное время: осенние, весенние и зимние каникулы. В большей степени воспитанники детских объединений совместно с руководителями приняли участие в сборах, согласно годового планирования. В процессе подготовки соревнований различного уровня на заседаниях отдела распределялись должности в главной судейской коллегии. Назначались ответственные за проведение мероприятий и назначение судей этапов. В течении учебного года оказывалась консультативно-практическая помощь школам в подготовке команд к соревнованиям «Юные спасатели», районным турслётам , турслёту педагогов. В период с декабря месяца в отделе функционирует «тренерский совет» на котором поднимались и обсуждались злободневные вопросы обеспечения тренировочного процесса в объединениях, повышения эффективности работы педагогов дополнительного образования, формировался состав главной судейской коллегии на соревнования. В течение учебного были организованы выезды воспитанников детских объединений на соревнования по спортивному туризму, спортивному ориентированию в г. Москву, Курскую, Орловскую, Смоленскую области, в которых приняло участие 60 воспитанников детских объединений Центра. По итогам работы педагогов с детскими объединениями, работающими по программам физкультурно- спортивной направленности выполнены разряды: ^ КМС- 3 человека (Арсенова Татьяна, Серегин Сергей, Ткачев Андрей. Педагог Шувалов Е.В.),1 разряд – 5 человек (Гусев Александр, Красюн Виктор, Тимошин Артем, Мартышина Марина, Стасишина Виктория. Педагог Шувалов Е.В.),2 разряд – 8 человек (Головина Екатерина, Карева Маргарита, Морозов Владимир, Шуруев Дмитрий, Пальченков Максим, Никуличев Роман, Пугачева Карина, Силин Дмитрий. Педагог Шувалов Е.В.)3 разряд- 6 человек (Потуданская Полина, Шутин Даниил, Касенков Александр, Шакин Владимир, Сидорова Анжелика , Михалев Клнстантин. Педагог Шувалов Е.В.)^ Юношеские разряды - 4 человека: Дьяченко Ольга, Тимошевский Дмитрий (педагог Шувалов Е.В), Грушихина Анна, Солодов Максим (педагог Грушихина С.Л.) В течение 2010-2011 учебного года в МКК было заявлено следующее количество походов различной степени сложности: Однодневные – 163 (всего участников - 1304), Двухдневные – 80 (всего участников - 640), Трехдневные – 3 (всего участников - 42), Первой степени сложности – 3 (всего участников - 47), Первой категории сложности – 1 (всего участников - 37). Спортивным отделом в этом году было проведено 41 мероприятие, в которых приняло участие почти 1578 человек. ^ Методический отдел. Приоритетным направлением работы отдела в этом учебном году остается прежним – методическое обеспечение образовательной деятельности ЦДиЮТиЭ г. Брянска. И соответственно цель деятельности отдела: осуществление организационно-методического руководства образовательной деятельности ЦДиЮТиЭ г. Брянска. Достижение данной цели решалось с помощью следующих задач: - работа по созданию учебных программ, методических рекомендаций, пособий; - формирование базы наглядно-дидактических пособий для реализации учебного процесса в детских объединениях ЦДиЮТиЭ; - увеличение роли краеведения в программном обеспечении объединений; - формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни; - пропаганда среди учащихся школ туртистско - краеведческой деятельности; - проведение аттестации детских объединений; - анализ и обобщение итогов анкетирования, тестирования учащихся объединений и педагогов дополнительного образования; - обобщение опыта работы лучших педагогов ЦДиЮТиЭ г. Брянска.В соответствии с поставленной целью и задачами был спланирован план работы отдела, распределён функционал между методистами отдела, разработан календарь массовых краеведческих мероприятий, спланирована работа по методическому обеспечению образовательной деятельности, участие в соискании грантов, работа по повышению профессионального мастерства педагогов. На начало учебного года проведена работа по составлению КЦП и корректировке нормативных документов Центра. В состав отдела вошли: методисты Кузнецова Н.В., Куратов Д. Г. , А.Н. Демиденко, М.Н. Захарова, Е.И. Артенина, С.И. Луговая, О.А. Жолнеровская. Методическое обеспечение образовательной деятельности нацелено на повышение качества образовательного процесса, уровня проведения массовых, краеведческих и туристских мероприятий.В этом направлении в отделе проводилась следующая работа:- были согласованы и утверждены планы проведения месячников МО, согласованы даты проведения краеведческих мероприятий на 2010-11 уч. год (городской конкурс исследовательских работ по школьному краеведению, краеведческая игра «Город древний, город юный») – с УО, районными отделами образования; также были подготовлены и утверждены положения о данных мероприятий согласно календарного плана, готовилась текущая документация (условия, планы подготовки, приказы, отчеты) по мероприятиям;- составлены планы и отчеты работы методистов, рук. МО на отчетный период;- были подготовлены аналитические записки по итогам городского конкурса исследовательских работ по школьному краеведению, краеведческой игры «Город древний, город юный» для УО;- были выступления на городском совещании зам. директоров школ по воспитательной работе о совместной деятельности Центра и школ по активации туристско-краеведческой деятельности;- подготовлены и сданы отчёты по итогам массовых мероприятий.В этом учебном году над составлением документов по мероприятиям трудились практически все методисты Центра, обсуждались на методических днях, что в целом улучшило качество подготавливаемых положений и условий. Работа по повышению профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра туризма строилась в рамках практических семинаров «Методические четверги».Сентябрь:«Реализация комплексно-целевой программы ЦДиЮТиЭ на учебный год».Судейский семинар по проведению фестивалей спортивного ориентирования и туризма.Инструктаж: по ТБ, поведению в кабинете, противопожарная безопасность, проведению походов, экскурсий.ОктябрьПолигонное занятие по программе «Юные спасатели» (отработка отдельных этапов).Семинар: «Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования».Судейский семинар к открытому личному первенству и Чемпионату г. Брянска по спортивному туризму, (дистанция пешеходная).Судейский семинар к соревнованиям по парковому ориентированию.НоябрьПроблемы и перспективы развития детского, молодёжного туризма или презентации проектов «Шаг в будущее».Учебно-тренировочный полигон по спортивному ориентированию.Тема по самообразованию: «Психологическая подготовка к походу».Тема: «Особенности организации занятия в учреждении дополнительного образования детей».Учебно-тренировочный полигон по спортивно туризму.ДекабрьВыступление пдо: Развитие специальной выносливости при занятиях спортивным туризмом.Выступление пдо: Психологический настрой и развитие волевых качеств в условиях похода.Выступление пдо: Приемы и методы развития и повышения психологической и умственной трудоспособности.Судейский семинар по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму «дистанция – пешеходная - связка»Обсуждение в рабочих группах программы фестиваля зимних видов (Дружная семейка, Зимние забавы).ЯнварьТема по самообразованию: Формирование коммуникативных навыков у младших школьников.Семинар: «Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей».ФевральВыступления п.д.о. : «Использование передового опыта в работе пдо ЦДиЮТиЭ г. Брянска».Обучающий семинар «Отбор видеоматериала».Презентация по теме: «Городские легенды».Открытое занятие на теме: «Лекарственные растения. Возможности их использования».Презентация клуба археологических реконструкций. Выступление сотрудника ЦЖИ «Кветунь».Судейский семинар к Кубку по спортивному туризму (зимняя программа).Открытое занятие по теме: «Командное прохождение дистанции. Вязка узлов».Презентация: «Города Брянской области – путевые заметки». Судейский семинар к Кубку по спортивному туризму (зимняя программа).Март«Игра – вечный спутник детства»- семинарское занятие.Судейский семинар к соревнованиям по спортивному туризму.«Умения и навыки, определяющие квалификацию педагога»- семинарское занятие.Судейский семинар к соревнованиям «Школа выживания».Открытое занятие «Командное прохождение дистанции. Вязка узлов».«Средства развития и формирования творческих способностей младших школьников»- доклад-презентация. Презентация «Города Брянской области - путевые заметки».Осуждение положения «О самом спортивном педагоге ЦДиЮТиЭ.АпрельСеминар: Туристские возможности Брянской области (зарисовки маршрутов, краеведческая информация).Судейский семинар к соревнованиям «Юные спасатели» (Школа безопасности).Семинар: «Подсчет результатов соревнований посредством компьютерных программ».Защита проектов «Молодежное лето».Судейский семинар по подготовке к районным туристским слетам учащихся.^ МайЗащита презентаций детских объединений.Также в рамках повышения профессионального мастерства многие педагоги Центра туризма прошли курсы повышения квалификации и посетили выездные семинары-практикумы по следующим темам:«Пути взаимодействия УДО Брянской области на современном этапе» (на базе о\л «Берёзка»-3 чел.);«Повышение профессиональной компетенции педагога» (БИПКРО, 6 чел.);«Современные требования к организации методической деятельности в УДО» (БИПКРО, 7 чел.);«Современные требования к образовательным программам» (на базе ДДЮТ им. Гагарина с участием з\отделом анализа и экспертизы образовательной деятельности Московский ДДТ Н.П.Харитонова).Повышение профессионального мастерства п.д.о., методистов и административного состава работников Центра проходило и через походную практику. За отчетный период было совершено 4 похода.Системно строилась работа с образовательными учреждениями города, также с другими организациями по согласованию планов проведения туристско-краеведческих мероприятий, по вопросам финансирования, заключения договоров, а также перспектив дальнейшего сотрудничества.Методический отдел Центра туризма регулярно оказывал помощь в организации и проведении соревнований районного, городского и областного уровней. Согласно плану работы Центра был составлен график итоговой аттестации воспитанников детских объединений. Все детские объединения прошли аттестацию в срок.^ Экскурсионный отделВ этом учебном году основной целью работы экскурсионного направления является пропаганда деятельности Центра через реализацию платных образовательных услуг.В начале уч. года был составлен и утверждён план работы на предстоящий год, определены приоритеты и основные направления в работе. Работа велась по нескольким направлениям:- информационное;- методическое;- организационное;- контрольно-диагностическое- участие в массовых мероприятиях.В течение всего полугодия велась агентская работа, которой были охвачены практически все школы города: охват составил 90 %,совместно с другими платными образовательными услугами Центра; были разработаны, розданы стационарные прайс-листы с уточнёнными ценами,проведены беседы с зам. директоров по в\работе, на августовском совещании зам.директоров по ВР нам было предоставлено слово по ЭД. Агентская работа велась и с п.д.о., работающим с объединениями на совмещённой основе, а также ответственными за ТКР в школах. Постоянно в индивидуальном порядке им оказывалась методическая помощь в организации и проведении экскурсионных поездок, они получали необходимые методические рекомендации по выбору маршрута, дате проведения экскурсии, исходя из интересов группы, возрастных особенностей. Всего за год было проведено 94 экскурсии – 54 (первое полугодие), 40 (второе полугодие).Охват определённой категории населения – школьники. Гимн.1, БГТУ, лиц.27, шк.42, корр.школа-сад, 55, БГППК – 2;Шк. 39, 40, 35, 36 – 3;Гимн.5, с/з – 4;Лицей1 – 6;Шк 67 – 9;Шк. 28 – 11;Шк. 53 – 15;Гимн 2, 3, 4, шк. 8, 9, 21, 54, 56, 63, лиц 2, Добруньский лицей, шк.3 г. Сельцо, БГУ, детск.театр. коллектив – по1 поездке. С целью привлечения клиентов со стороны, начиная с сентября месяца по декабрь, в газете «Экспресс-реклама» давался платный блок рекламы, также на некоторые поездки разработаны и розданы рекламные прайсы в магазины, организации. Информация была размещена и на сайт, на форуме ведутся и развиваются несколько тем по следующим маршрутам: Курский аквапарк, Локотской конезавод, Карачевская фабрика елочной игрушки, Брест- Беловежская пуща, по местам святых обителей, Калуга, Тула-город мастеров. На наш взгляд, это важный аспект в работе, т.к. реализацией услуг в сфере туризма (даже внутреннего) занимается большое количество коммерческих структур и конкуренция очень велика, возможности сайта помогают охватить большую аудиторию. На сайт была разработана и подобрана информация по всем предлагаемым нами маршрутам. Была проведена реконструкция блока дополнительных платных услуг, в частности экскурсионная деятельность, на сайте теперь можно найти пакет документов, нужный для оформления поездки, памятки туристам и другую важную информация. Здесь можно найти подробную информацию по всем маршрутам по след. разделам: С любовью к Брянщине, По славным городам России, По странам ближнего зарубежья. Агентская работа экскурсионного отдела была направлена и на комплексную рекламу: программа «Выходные дни с классом», «Выходные дни с семьёй», а также проведение тематических мероприятий на базе ДДЦ «Жар-птица». Э\отдел на протяжении 4-х лет сотрудничает с о\л «Искорка» при реализации программы «Выходные дни с семьёй».За отчётный период экскурсионной работой было охвачено порядка 3730 человек (учащиеся школ, студенты, взрослая категория населения)Самыми востребованными маршрутами стали:- Карачевская фабрика ёлочных игрушек – 13;- Партизанская поляна – 9;- Добрунь –8;- Орловское полесье – 7;- Дятьково, Смоленск – 6;- Обзорная экскурсия по г. Брянску, Орел – 5;- Овстуг – 4;- Москва, Хохлома– 3;- Калуга, Трубчевск, Могилев, Гомель, Красный Рог, Тихонова пустынь - по 2;- по одной поездке большинство маршрутов. Количество поездок по месяцам:- сентябрь – 13/13 - октябрь 20/27; - ноябрь – 7/6; - декабрь – 14/15 - февраль - 1- март - 6- апрель - 4- май - 29 По организации экскурсионных поездок с Центром туризма в разной степени сотрудничают многие школы города: №№ 8,9, 21 ,28,35, 36, 39,40, 42,53, 54, 55,56,63,67,гимн.1, гимн.3, 4., 2, 3, 4, 5, лиц №1, 27, шк.36, 2, БГУ, БГТУ, БГППК, корр. школа-сад, с/з и др.^ Клубный отдел Клубный отдел был создан в Центре туризма для реализации потребностей социума в творческой деятельности, организации содержательно досуга.Цель: создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы, познавательной активности и творческих способностей учащихся.Задачи: - организация учебно-воспитательной деятельности детских объединений; - раскрытие творческих способностей, познавательной активности учащихся; - нравственное, эстетическое воспитание; - приобретение знаний, умений и навыков учащимися на занятиях объединений. - организация тематическо-познавательных программ для уч-ся; - методическое обеспечение образовательного процесса в детских объединениях; - ориентация педагогов на совершенствование образовательной деятельности. В клубном отделе в течение года велась работа по следующим направления: - организация работы детских объединений по различным дополнительным образовательным программам; - продолжил работу проект «Школа полного дня» в содружестве со шк.№28,55. - работа школы раннего развития «Пчёлка»; - организация тематическо-познавательных программ . Педагоги клубного отдела работали по следующим программам: «Школа полного дня», - М.В. Треханина, Т.В. Шураева Т.В., Е.В. Жилина, А.Г. Янченко, С.И. Луговая, Я.В. Рудень, Т.А. Панёвкина, В.В. Булгакова; «Песня под гитару», «Сольное пение» - Малькович Ю.Г.; «Современные танцы»- Гремпель О.А.; «Оператор ПК, секретарь-делопроизводитель» - МихальченкоЖ.В.; «Маска» (2 года) - Джанунц Э.С.; «Восточные практики» - Сафронов А.Ю.; «Ручеек»– Булгакова В.В.; «Основы современного танца» - Треханина М.В.; О.Ю. Гришечкина; Школа раннего развития «Пчелка» – А.Г. Янченко, Н.В. Симонова. В инновационном образовательном проекте «Школа полного дня» для учащихся 1,2 классов, проводимом совместно с уч-ся шк.28,55 работали следующие образовательные блоки: - Основы современного танца; - Изобразительное искусство; - Оригами; - Развивающие игры; - Театральное мастерство; - Основы туризма. Всего по программе «Школы полного дня» прошли обучение 300 уч-ся.Школы раннего развития «Пчёлка» работает по программе подготовке 4-6 летних детей к школе. В программе школы: развитие речи, обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим миром, комплексные занятия по изобразительной деятельности, танцы, английский язык. Занятия проходят в специально оборудованном кабинете, в группах не более 10 человек. Расписание составлено согласно физиологическим и психологическим особенностям данного возраста. Обучения проводят квалифицированные, опытные педагоги со специальным образованием. В этом учебном году обучение в школе прошли 28 человек, из которых 12 детей – 1 год обучения, 8 детей 2 года обучения и 8 детей 3 года обучения. Организация тематическо-познавательных программ в этом году продолжалась по заявкам школ и индивидуальным заявкам. Программы организовывались как силами педагогов Центра, так и при участии студентов Брянского профессионально-педагогического колледжа, с которым на протяжении многих лет Центр плодотворно сотрудничает. Тематическо-познавательные программы, сочетают в себе отдых, развлечения и познание нового. В представленных программах дети получают возможность открыто выражать свои чувства и ощущают эмоциональный подъем. Программы реализуются для детей и подростков в возрасте 6-14 лет с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей возраста, интересов участников, строгим соблюдением требований санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Каждая программа построена в форме интерактивного праздничного действия, в котором дети являются не только зрителями, но и активными участниками. Всего за год было проведено 54 познавательно-тематических мероприятия по программам: «Здравствуй школа!», «Золотая осень», «День именинников», «Скоро, скоро Новый год!», «Праздник мужества и красоты», «День Святого Валентина», «Вечер смеха», «Прощай любимый детский сад», «До свидания школа!», «Приключения Муни и Клуни». В познавательно-тематических программах за 2010-11уч. год приняли участие следующие школы: шк. № 55 – 5; шк. № 28 – 2; гимн. № 3 – 5; шк. № 28 – 2; лиц. № 27 - 4 шк. № 36 – 2; гимн. № 1 – 3; шк. № 62 – 2; гимн. № 4 – 1; гимн. № 7 – 1; шк. № 8 – 1 шк. № 6 – 1; шк. № 9 – 1; шк. № 51 – 1; шк. № 67 - 1^ За 1 полугодие в ДДЦ «Жар – Птица» было проведено 34 познавательно-тематические программы. № п/п Тематика программы Категория участников Кол-во заявок Количество участников 1 Праздник осени 2«Б» шк.№28 1 22 2 День именинника школьники 2 47 3 Скоро, скоро Новый год! школьники 31 796 ^ За 2 полугодие в ДДЦ «Жар – Птица» было проведено 27 познавательно-тематических программ. № п/п Тематика программы Категория участников Кол-во заявок Количество участников 1 День именинника школьники 3 45 2 Выпускные вечера школьники 12 248 3 Праздник мужества и красоты школьники 12 315 Были в гостях школы: №55,62,57,51,гимназии №1,4; детские сады: «Родничок», «Пигвиненок», «Мишутка»; ШРР «Пчелка». В течение всего года велась агентская работа, которой были охвачены практически все школы города: охват составил 90 %,совместно с другими платными образовательными услугами Центра; были разработаны, розданы рекламные прайс-листы, проведены беседы с заместителями директоров по воспитательной работе.^ За 2010-2011 год в ДДЦ «Жар-птица» в тематически-познавательных программах приняло участие 1114 человек..7. Педагогический коллектив, достижения педагогов.^ Кадровое обеспечение учебного процесса. Анализ качественного и количественного состава руководящих и педагогических кадров в 2010-2011 учебном году В ЦДиЮТиЭ 75 педагогов дополнительного образования, из которых 70 имеют высшее образование, 5 - среднее специальное. Имеют нагрудный знак – 3, грамоты МО – 9, отраслевые награды – 14 педагогов. 25 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 16 – первую категорию, 11 - вторую категорию. Педагогические работники имеют стаж: -от 2 до 5 лет – 16 человек, -от 5 до 10 лет - 18 человек, -от 10 до 20 лет -21 человек, -более 20 лет - 9 человек.^ Администрация представлена: -директором (образование высшее, 16 разряд, имеет нагрудный знак, педагогический стаж 27 лет), -заместителем директора по учебно-воспитательной работе (образование высшее, 1 квалификационная категория, общий стаж работы 19 лет), - заместителем директора по АХЧ (образование высшее, общий стаж работы 28 лет), -зав. информационно-массовым отделом (образование высшее, высшая категория, педагогический стаж 20 лет), -зав. мет