Реферат по предмету "Литература"


Теория и методология Азербайджанской лингвистической школы

Руфат Гасанов
(канд.филол.наук)

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА


Оглавление
 TOC o «1-3» h z u Основные деятели:PAGEREF _Toc199804400 h 1
Главные особенности. PAGEREF _Toc199804401 h 1
Методология. PAGEREF _Toc199804402 h 2
Основной вклад (значимость). PAGEREF _Toc199804403 h 2
Отношение к разным лингвистическим школам… PAGEREF _Toc199804404 h 2
Отношение к «Структурной лингвистике». PAGEREF _Toc199804405 h 2
Отношение к «Лингвистическому логицизму»:PAGEREF _Toc199804406 h 2
Взгляды на ряд других вопросов лингвистики, онтологии и гнесеологии. PAGEREF _Toc199804407 h 2
Отношение к происхождению языка:PAGEREF _Toc199804408 h 2
Для концепции «Функциональной асимметрии полушарий головного мозга»:PAGEREF _Toc199804409 h 2
Для философии. PAGEREF _Toc199804410 h 2
ССЫЛКИ… PAGEREF _Toc199804411 h 2
Основныедеятели:
·       Мамедов Джаббар Манаф оглы. (проф.) — основатель школы
·       Мамедов Мусеиб (проф.)
·       Казимов Газанфар (проф.)
·       Гасан Мирзоев (проф.)
·       Ахундов Агамуса (проф.)
·       Джафаров Низами (проф.)
·       Абасов Али (проф.)
·       ...Главные особенности
        Выделяютв языкесодержательный и выразительный план.
        Содержательный план языкасчитают статичным, неизменяемым со временем, то есть находящимся вне континуумапространства и времени, вне диахрониии синхронии;одинаковым у всех, то есть общим для всего человечества, инвариантным, то естьне зависимым от национальных и родовых различий; связанным со структуроймышления человечества, потенциально существующим в сознании каждогоиндивидуума. Национальныеязыки выстроились из этого общего корня, каждыйпо-своему решив некоторые грамматические, морфологические, лексические проблемывыражения (на бессознательном уровне). В зависимости от истории,географических особенностей, быта, потребностей и т. д. каждой нации, в планевыражения проявляются разные части этого содержательного плана, в каждом национальном языке большеразвиваются отдельные его части.
        Выразительную же частьсчитают просто оболочкой этого содержательного плана, проекцией закономерностейдеятельности мозга в социальной сфере. Развивается и изменяется полностью несам язык,а именно эта его часть. Несмотря на то, что языкдетерминирован схемами мышления мозга, его проявленная часть, то естьвыразительный план, подвергается сильному воздействию социальных факторов ирегламентируется ими: со временем в языквливается (вкрапливается) вся история, мировоззрение, быт, традиции, и т. д.народа-носителя, добавляя к этому скелету многочисленные штрихи и, такимобразом, формируются отдельно взятые национальные языки и получается такая палитрамировых языков,каждый из который обладает свей уникальной морфологией. Содержательный же план языка при всем этомостаётся неизменным у всех народов мира.
        Принятие синтаксиса не втрадиционном смысле, когда он определяется, как область грамматики,изучающая предложение,а вслед за рядом лингвистов XIX—XX веков, — как раздел грамматики, изучающийсодержательный план языка,и противопоставленный морфологиии фонетике,изучающим выразительный план языка.
        Разделение части речи на:синтаксические и несинтаксические. К первой группе относят независимые, ако второй — все остальные части речи.После этого, исключают из ряда независимых частейречи местоимениеи наречие,исходя из следующих соображений:
·       Отрицается независимостьместоимение, полагая, что отношения местоимения с другими частями речи не являютсяравноправными и взаимоисключающими, поскольку свойства местоимения пересекаются сдругими частями речи,являясь их подмножеством. А эта противоречить законам деления логики. Расчленение всехосновных частей речисначала на общие и частные, а затем на абстрактно-конкретные виды показывает,что место абстрактно-общего вида каждой частиречи остается пустым. Делает вывод, что как раз, этои есть местоимение,которое наука традиционно (по исторической инерции или под влияниемавторитета античных школ) выделив из состава других частей речи, объединила водном классе, назвав его местоимением.Исходя из данной логики, эта школа считает целесообразным распределять ее подругим частям речи.
·       Наречие же считают простопроизводным, точнее адвербиализированнымвариантом других частей речи.Точнее, считают, что оно получается из других частей речи, привыступлении их в качестве средств выражения обстоятельства.В этом случае оно автоматически трансформируется в наречие. Поэтомусчитают целесообразным заменить ее адвербализированнымивариантами других частей речи.
        Итого,за независимые (главные) принимают всего лишь 4 части речи: имя существительное,имя прилагательное,имя числительное,глагол.
        Возражают противизолирования членов предложений от частей речи: Считают, что не существуетизолированных, вне связи друг с другом частейречи и членовпредложения — эти четыре части речи выступаюттолько в роли средств выражения членовпредложения, а членыпредложений выражаются только частями речи.
        Конверсия: Считают конверсию не актомвзаимовыступления частей речи,а выступлением их в качестве средств выражения членов предложений.Методология
        Прианализе языкаданная школа использует инструменты следующих областей знаний:
 Изпсихологии– берёт «Функциональнаяасимметрия полушарий головного мозга»;
 Излогики– берёт Законыделения;
 Изфилософии– берёт тот факт, что принятые в этой школе четыре основные части речи являютсялингвистическими эквивалентами категорий онтологии,таких как материя( = существительное),движение( = глагол),качество( = прилагательное)и количество( = числительное).И философ, и лингвист наблюдают одни и те же объекты. Но каждый из них называетих по-своему.Основнойвклад (значимость)
        Врезультате такого анализа получают некую систему содержательного плана языка (см. shema 1.gif)
        Какизвестно, основной целью СтруктурнойЛингвистики и всех её подшкол было нахождение системы языка. Некоторые специалисты (см. http://www.google.com/search?hl=ru&lr=&inlang=ru&q=%22%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%22+%22%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%22&start=90&sa=N&filter=0) полагают, чтополученная система и есть именнота, которую искали и ищут по сей день структуралистыи представители других лингвистических и философских школ, или же, по крайнеймере, какая-то часть этой системы.
Отношениек разным лингвистическим школамОтношение к«Структурной лингвистике»
        Вотличие от классиков структурнойлингвистики эта школа не считает язык некой условнойи произвольной системой, зависимой от речи, от существования социальной жизни,от категории времени и воли говорящих, и т.п. Она считает, что коренная часть языка есть некаястатичная система, находящаяся вне категории времени и специфики национального,и является производной от закономерностей деятельности мозга. Коренная егочасть остается у всех одной и той же – вне континуума диахронии и синхронии. Развивается иизменяется не сам язык,а форма его проявления, то есть, та часть, которая составляет выразительныйплан. Выразительную часть языка,рассматривает просто, как оболочку языка,проекцию закономерностей деятельности мозга в социальной сфере. Несмотря на то,что языкдетерминирован схемами мышления мозга, его проявленная часть, то есть,выразительный план, подвергается значительному социальному влиянию ирегламентируется им: как мы уже отмечали ранее, со временем в язык вкрапливаетсяистория, мировоззрение, быт, традиции, и т.д. народа-носителя языка, адобавления, к этому скелету разнообразных штрихов формирует отдельно взятые национальные языки. Получаетсятакая палитрамировых языков, каждый из которых имеет свою уникальнуюморфологию. Поэтому, в отличие от структурнойлингвистики, эта школа выводит коренную часть языка из континуума диахронии и синхронии.
        Кроме этого полагает, что язык и речь (звучание)не являются разными сторонами одной медали (или листа), или жеобусловливающими существование друг друга. Речьне предшествует языкуи не является единственным орудием осуществление языка. Язык не всегдаимеет звуковое оформление и звуковую расшифровку. Он может существовать и вне речи, и в ролиоболочки языка(т.е. в роли средства его осуществления) может выступать все, что можетнести информацию, в том числе всевозможные невербальныесредства коммуникации.
Отношение к«Лингвистическому логицизму»:
        Вотличие от сторонников логицизма,эта школа принимает, что проблемы "истинность-ложь", "умозаключение", "доказательство"-"опровержение" и т.п.относятся исключительно к логике;а формы слови предложений,склонение,родовидовые атрибуты, типологияязыков, психологические и коммуникативные аспекты языка, проблемы,связанные с морфологией,способы выражения синтаксических отношений, отражения в структуре предложения внеязыковыхданностей и т.п. являются исключительно предметом лингвистики (в томчисле, совместно с другими дисциплинами). В отличие от них здесь неидентифицируется понятие– со словом,логическое и лингвистическое подлежащее-сказуемое друг с другом.То есть, не утверждается строгий параллелизм между словом и понятием, предложением и суждением. Допускаютсяобозначения в выразительном плане одного и того же понятия или же суждения – отдельными словами, словосочетаниями, целыми предложениями, или жегруппами символов невербальной сферы; Или же наоборот – допускается, что одно ито же


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.