1. Педагогика как наука Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса. Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная. Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки: 1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно – следственных связей процесса воспитания; 2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.Прогностическая функция: 1) обеспечение научно – обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания; 2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой. ^ Проективно – конструктивная функция: 1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности; 2) внедрение результатов педагогических исследований в практику; 3) научно – методическое обеспечение управления образовательными структурами. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении. Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества. Уже понятие «формирование». Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер. Соотношение и взаимосвязь основных понятий: обучение образова- воспита- социализа- формиро- развитие ние ние ция вание2.Дидактика как отрасль педагогической науки и ее основные категории ( процесс обучения, принципы обучения, содержание обучения, методы и приемы обучения, навыки, умения).Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования. ^ Объект дидактики - обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предмет дидактики - процесс преподавания-учения (процесс обучения) вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. Задачи дидактики состоят в том, чтобы: 1) описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование. Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении. Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика (преподавание+учение), направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Преподавание - это деятельность учителя по руководству усвоением учащимися содержания образования. Учение - это система интеллектуальных и практических действий школьников, обеспечивающая усвоение ими содержания образования. ^ Процесс обучения - это развивающееся взаимодействие учителя и учащихся, направленное на достижение поставленной дидактической цели и приводящее к намеченному изменению состояния ЗУН учащихся, опыта творческой деятельности. Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, развивающую и воспитательную. ^ Образовательная функция состоит в формировании ЗУН, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Развивающая функция. Обучение ведет за собой развитие. В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности.^ Особенности процесса обучения, которые в своей совокупности отражают его сущность: 1) обучение - вид социальной деятельности, средство передачи и усвоения социального опыта; 2) обучение носит конкретно-исторический характер. Каждой эпохе присущ свой характер обучения (цели, содержание, методика); 3) обучение - целенаправленный, планомерно организуемый процесс; 4) обучение - двусторонний процесс; 5) обучение есть в сущности процесс познания; 6) обучение - диалектически противоречивый процесс, противоречия выступают в качестве его движущих сил (противоречия: а) задачи учебного процесса и наличный уровень подготовленности и развития; б) социальный опыт и наличный объем ЗУН; в) знания, усвоенные, и умения их применять; г) научные понятия, суждения и житейские представления; д) фронтальность изложения материала и индивидуальное восприятие). ^ 3.Классификация методов обучения.Методы обуч- это способы работы в-ля, обеспечивающие усвоение детьми ЗУН, а также развитие их познавательных способностей. Прием- это часть метода. Методы делятся на: наглядные, словесные, практические, игровые. 1 Наглядные-широко исп при сообщении детям новых знаний. К ним относятся демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий(картини иллюстраций0, показ образца, показ способов действия, исп технических средств (диафильмы, кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи). Приемы: наблюдение-это целенаправленное длительное восприятие человеком предметов и явлений окруж мира. Цель- познакомить детей с предметом или явлением также научить замечать изменения в окруж обстановке. Показкартин ииллюстр часто исп в разв речи, ознак с окруж. Картина должна быть большого размера, изображенные предметы-крупными, четкими. Показ образца-исп при обуч изо деят, конструирование. Образцом может быть рисунок, аппликация, сконструированная поделка. Показ способов действия-назанят по разв движений, изо деят, музыкальных. При показе способов действ надо правильно выбрать место для показа, удобно разместить детей. Исп ТСО. 2 Словесный метод- рассказ, беседа, чтение, пояснение. Рассказ- должен иметь четкую логическую структуру, быть содержательным, интересным, эмоциональным. Рассказ- из собственного опыта, из опыта детей, пересказ худ произвед. Чтение- иллюстрированное чтение, если учат стих-е в-ль должен знать его наиз .Должно быть четким выразительным, внятным. Беседа- один из основных методов (приемов), чтобы по теме разговорить детей. Широко исп вопросы к детям. Предварит б-да –с целью выявления имеющ знаний перед тем как давать тему или цикл занятий. Текущая б-да- с целью узнать как реб усваивает материал. Итоговая –контрольная, обобщающая-с целью контроля знаний. Пояснение-четкое, лаконичное, доступное. Объяснение- научным, на профессионально высоком уровне. 3 Практич м-ды-это все то что дети делают своими руками. Мышление, должны думать, шевелить мозгами. (лепка, аппликация, рисование, уп-я в чтении, ручной труд). 4Игровые м-ды- д/и, игры драматизации, п/и. Выбор методов и приемов зависит от содерж материала, от возраста дет и степени их подготовленности. Формы обуч –занятие основная форма. Более мягкаяформа обуч учитывается возрастные особ. Вспомогат-е- экскурсия, викторины, беседы, уелевые прогулки, викторины, исп ТСО, д/и.^ 4.Педагогическая технология и критерии технологичности.Педагогич. техн. – это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения воспитательных средств. Она есть органзационно – методический инструментарий педагогического процесса (авт. Лихачев).^ Педагогич техн – это содержательная техника реализации учебного процесса (авт. Беспалько). Пед. техн- это описание процесса, достижение планируемых результатов обучения. (Волков). Вывод – наука считает, что пед. техн. явл содержательным обобщением, избирает в себя смыслы всех определений различных авторов и пед техн можно представить в 3-х аспектах: научный, процессуально-описательный, процессуально –действенный.^ Критерии: 1- концептуальность. Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим методам (критериям). 1-й критерий- концептуальность – имеет методологическое основание.^ 2-й момент – системность- педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы. 1-й признак системы – логика процесса; 2-й взаимосвязь всех частей; 3-й целостностью.^ 3-й момент – управляемость – управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.^ 4-й момент – эффективность – современные технологии должны существовать в конкретных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам и гарантировать достижения определенных стандартов образования.^ 5 – й критерий – воспроизводимость – подразумевает возможность применения педагогических технологий в ругих однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.^ 5.Классификация педагогических технологий. В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорей всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Поэтому к трем составляющим педагогической технологии – дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую – педагогическое мастерство учителя.^ Технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс. Таблица 1. Образовательные технологии ^ Группа образовательных технологий Образовательная технология Теоретические основы Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) Объяснительно-иллюстративное обучение Дидактические принципы Я.А. Коменского Технология разноуровнего обучения Уровневая дифференциация Технология модульного обучения Системный поход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения Технологии развивающего обучения Технология проблемного обучения А. Осборн Технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанов Технология организации обучения в форме педагогических мастерских П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Технология проектного обучения Дж. и Э.Дьюи, У.Х. Килпат-рик, Э. Коллинз и др. Дальтон-технология Х. Паркхерст Технология развития критического мышления учащихся Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. Технология учебной дискуссии М.В. Кларин Технология учебной деловой игры Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий) Личностно ориен-тированные тех-нологии обучения (авторские системы) А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др. Таблица 2. Педагогические технологии ^ Группа педагогических технологий Педагогическая технология Авторы Традиционные технологии Объяснительно-иллюстративные технологии обучения В основе – дидактические принципы Я.А. Коменского ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества» Педагоги-новаторы Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильин Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Б.П. Никитин Проблемное обучение Дж. Дьюи Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассов Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталов Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенкова Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсов Культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам. И.Н. Закатова Технология индивидуализации обучения И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков Коллективный способ обучения А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко Групповые технологии -- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения -- Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» Л.В. Тарасов «Диалог культур» В.С. Библер, С.Ю. Курганов Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниев Реализация теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин, М.Б. Воло-вич Частнопредметные ТехнологииЧастнопредметныетехнологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцев Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцев Технология обучения математике на основе решения задач Р.Г. Хазанкин ПТ на основе системы эффективных уроков А.А. Окунев Система поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышев Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика Р. Штайнер Технология свободного труда С. Френе Технология вероятностного образования А.М. Лобок Технология мастерских (близкие к ним – студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) -- Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности А.М. Кушнир Технология саморазвития М. Монтессори Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Л. В. Занков Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер Личностно ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманская Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко Технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Модель «Русская школа» М. Щетинин, И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина и др. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский Школа-парк М.А. Балабан Агрошкола А.А. Католиков «Школа завтрашнего дня» Д. Ховард В первой таблице технологии разноуровневого обучения и модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением к группе технологий традиционного обучения, а во второй – к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. Но все попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания образования, так и не получил этого права и с применением технологии разноуровневного или модульного обучения. Но следует отметить, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования – выбор содержания в границах учебных программ.6.Разработчики педагогических технологий.Разработчики в таблице вопроса № 5справа.^ 7.Представители зарубежной педагогики, которые внесли вклад в развитие дошкольной педагогики Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег, Фребель, Дьюи, Монтессори и др.) Ян АмосКоменскийЧешскиймыслитель-гуманист(1592-1670) «Общий совет обисправлении дел человеческих»«Открытая дверь языков всех наук» 1631г.«Великая дидиктика»1633-1638 гг «Материнская школа» 1632г.учебник: «Мир в чувственных картинках»«Пансофическая школа» 1651 г.«Единственно необходимое» 1668 г. Выделение педагогики в самостоятельную науку. Отверг схоластику. Его принцип: природосообразность воспитания (изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий). Сформулировал основные дидактические правила и принципы (некоторые вошли в современную теорию обучения). Организовал школьное обучение, ввел классно-урочную систему. Разработал единую школьную систему: материнская школа, школа родного языка, гимназия, академия (высшая школа). Работал над составлением учебников и методики преподавания языков. Выделял возрастные периоды и ступени образования: детство, отрочество, юность, возмужалость. Оказал влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Джон Локканглийскийфилософ-просветитель(1632-1704) «Некоторые мысли о воспитании» 1693 г. Идея о решающем влиянии среды на воспитание, необходимость учета естественной склонности ребенка, формирование у него здорового духа и тела. Считал, что к учению следует приступать после сформированного характера ребенка (притом в семье). Его программа образования исходила из потребностей делового буржуазного общества (противоположность схоластической). Жан Жак Руссофранцузскийфилософ-просветитель(1712-1778) «Эмиль, или о воспитании» 1762 г. Критиковал все сословно-феодальные системы воспитания. Враг догматизма и схоластики. Идея природного совершенства детей. Воспитание не должно мешать развитию этого совершенства. Педагогические воззрения проникнуты гуманизмом и демократизмом. Особое значение придавал трудовому воспитанию. Педагогические принципы: метод обучения должен способствовать развитию самодеятельности и активности; жизненные знания; направляющая роль воспитания; развитие наблюдательности, активности, самостоятельности с источниками воспитания. Иоганн Генрих Песталоццишвейцарский педагог-демократ(1746-1827) «Лингард и Гертруда» 1781-1787 гг.«Как Гертруда учит своих детей» 1801г. Письмо к другу о пребывании в Станце» 1799 г.«Лебединая песня» 1826 г. Один из основоположников дидактики начального обучения. Предложил прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Цель воспитания – развитие природных способностей человека через упражнения, формирование нравственного облика человека. Теория элементарного развивающего обучения (тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования обеспечивающее гармоничное развитие человека). Сочетал теоретическую и практическую воспитательную деятельность. Мария Монтессори итальянский педагог(1870-1952) «Руководство к моему методу» (1916)«Метод научной педагогики, применяемый к дет.воспитанию в «домах ребенка» (1920)«Самовоспитание и самообучение в начальной школе» (1922) Вела работу с умственно отсталыми детьми. Подвергла критики традиционную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребенка. Считала, что начальная школа должна быть лабораторией, изучающей психическую жизнь ребенка. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в спец. дошкольных учреждениях. Проводила идеи свободного воспитания. Создавала школы, работавшие по ее системе. Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм(1790-1866)немецкий педагог-демократ автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа "Руководство к образованию немецких учителей" (2 тт., 1835). разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дьюи Джон Барлингтон, (1859-1952) американский философ-идеалист "Нигилизм Джона Дьюи" [1955], "Экономические фикции" [1957], "Заметки об иррационализме в совр. амер. мысли" ("Вопр. философии", 1960, No 8), "Традиция антиинтеллектуализма в амер. философии" (там же, 1962, No 6). Цель теории воспитания Д. — формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы «свободного предпринимательства». Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей». развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782 -1852) немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!» написал свои «Материнские песни»; подготовлены первые «детские садовницы». . В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Ф. был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единств, средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка — его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности, предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Ф., представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. ^ 8.Памятники педагогической мысли России XVI века. Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках. В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными русскими княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского государства. В это время происходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, рост городов, культуры и просвещения. Одновременно усиленными темпами идет закрепощение крестьянства. Во главе северо-восточных земель становится Московское княжество, которое объединяет народ на борьбу с монголо-татарским игом. Эта борьба закончилась полной победой русского войска над ханами в 1380 году. Борьба за освобождение страны от иноземных захватчиков и создание единого Русского государства сопровождались образованием единой великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и просвещения. Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в Москве и других княжествах книгохранилищ, переписке книг и открытию школ, заметно оживляется частная педагогическая практика светских «мастеров грамоты». Деятельность некоторых учителей из простого народа отличалась по своему содержанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим свободомыслием, гуманизмом и рационализмом, характерными для еретических движений. В среде таких «вольнодумцев» создаются в это время оппозиционные произведения гуманистического характера. Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор Курицын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте», в котором сформулировал ряд весьма интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Он выступил против слепого подчинения требованиям религиозных догм и выполнения церковных обрядов. Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое изучение знаний. Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не механическое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота есть самовластие». Она результат деятельности свобод ной души, свободной воли, свободного разума. Обладая «самовластием души», человек способен к всестороннему совершенствованию своих нравственных и умственных сил, к познанию окружающего мира и самого бога. Подобные идеи, содержащиеся в еретической литературе, созданной в XIV—XVI веках в Новгороде и Москве, были созвучны тем, которые развивались в это время в гуманистической литературе Западной Европы. Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника «москвитянина», как он себя называл, Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями. Характерен в этом отношении мотив, избранный составителем в качестве заставок к текстам книги. Они графически изображают идею роста, развития растения с листьями, цветами и плодами, символизируя радостный процесс развития и воспитания детей, который должен быть окрашен положительными эмоциями учителей и учеников. Давая во второй части своего учебного пособия, после азбуки и грамматики, тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения, автор помещает не только молитвы и религиозные наставления. Он подбирает различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе». Идеи И. Федорова, его система обучения использовались затем в других русских учебных книгах — букварях и азбуках. К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.) целиком посвящен вопросам воспитания детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).религиозные наставления. Он подбирает различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение дарующе». Идеи И. Федорова, его система обучения использовались затем в других русских учебных книгах — букварях и азбуках. К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.) целиком посвящен вопросам воспитания детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).^ 9.Педагоги и общественные деятели России XVIII века. ФИОмыслителя или деятеля науки Основныепедагогическиетруды Основные педагогическиеидеи, положения иконцепции КонстантинДмитриевич УшинскийПедагог-демократ(1824-1870) «Человек как предмет воспитания»Учебники:«Родное слово»«Детский мир» Основоположник научной педагогики в России. Центральное место в образовании отводил родному языку, развитию патриотизма (идея народного воспитания), проводил идею воспитывающего обучения, разработал принципы отбора учебного материала и методов обучения применительно к возрастным особенностям ребенка. Цели: формирование гармоничного развития ребенка; воспитание нравственности, народность, гуманное отношение к детям; соединение нравственности с религией; гражданские задачи. Николай Федорович БунаковРусский педагог(1837 -1904) «Азбука и уроки чтения», 1871«В школе и дома. Книга для чтения» «Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом», 1872 Последователь К. Д. Ушинского, Отстаивал идею всеобщего обязательного и бесплатного образования, требовал повышения уровня народной школы и приближения ее к потребностям жизни. Разрабатывал методы обучения детей родному языку, которые основывались на сознательном усвоении учащимися знаний и ставили своей целью развитие у детей логического мышления. Моисей Матвеевич Рубинштейн(1878—1953) Редактор серии книг «Великие педагоги». Основной задачей школы Рубинштейн считал «воспитание творца культуры». сформулировал (1915) принцип единства деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждений в союзе с семьей. Вкладом в педагогическую психологию явились проведенные исследования юношеского возраста. Петр Федорович КаптеревРусский педагог-психолог(1849 - 1922) «История русской педагогики» (1910)«Дидактические очерки» (1885)«Педагогический процесс» (1905)«Задачи и основы семейного воспитания» (1898) Один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию. Выступал с требованиями создания единой школьной системы. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Разрабатывал цели и задачи обучения; выбор предметов учебного курса и их распределение; методы обучения. Внес большой вклад в развитие педагогики семейного воспитания. Василий Александрович Сухомлинскийсоветский педагог(1918-1970) «Сердце отдаю детям» (1969)«Воспитание коллективизма у школьников» (1956)«О воспитании» (1975) Разрабатывал вопросы теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах, всестороннего развития личности учащихся, педагогического мастерства. Главный смысл воспитания в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности; личность и коллектив взаимосвязаны. Антон Семенович Макаренко Советский педагог(1888-1939) «Флаги на башнях»«Педагогическая поэма»«Книга для родителей»«Марш 30-го года» Осуществил опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Выдвинул и проверил на практике принцип создания и педагогического руководства ученическим коллективом. Разработал методику трудового обучения. Занимался проблемами формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Николай Иванович Новиков(1744-1818) Журнал «Детское чтение для сердца и разума».Учебные пособия. Впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. У детей нужно воспитывать уважение к труду, добродетельные привычки, сострадание к угнетенным. Принимал активное участие в создании независимых о