Реферат по предмету "Разное"


1. Технические факторы прогресса французской периодической печати в начале 20 века. Пресса Франции в годы Первой мировой войны

1.Технические факторы прогресса французской периодической печати в начале 20 века. Пресса Франции в годы Первой мировой войныБыл положен конец бурным количественным и качественным изменениям во французской печати — увеличению объема изданий, расширению содержания, прогрессу иллюстрации, обновлению типов презентации и стиля журнализма, в то время как в англосаксонских странах вследствие прежде всего общественного любопытства, которое вызвали грандиозные события, война вызвала развитие прессы и ускорила ее эволюцию.Уже 3 августа 1914 г. была поставлена под строжайший контроль публикация любой информации, относящейся к войне, содержащая сведения любого военного характера. В тот же день большинство французских ежедневных газет уменьшили свой объем до двух полос, кроме «Эко де Пари», которая сохраняла 4. По образу и подобию страны все газеты независимо от их политических тенденций (включая «Юманите») присоединились к лозунгу священного единения, во имя которого, например, монархистская «Аксьон франсез» отказалась от критики республиканского строя.В общей панораме французской журналистики 1914-1918 гг. явственно различимы две тенденции: шовинистическая и пацифистско-социалистическая.На фоне резкого уменьшения числа ежедневных газет в Париже (их стало на 30 меньше уже в начале войны) и невиданных материальных трудностей, которые переживала печать, происходила концентрация предприятий прессы, чему благоприятствовала создавшаяся обстановка (соглашение между пятью ведущими газетами Парижа и т.п.). Так или иначе, в 1917 г. газета «Пети Паризьен» издавалась двухмиллионным тиражом (ее номер от 9 ноября 1918 г., посвященный перемирию, имел более 3 млн. экз.), а «Матен» полуторамиллионным. Особенный успех сопутствовал в периодвойны изданиям иллюстрированной печати.С окончанием первой мировой войны перестали выходить многие парижские газеты: «Жюстис» («Справедливостьサ), «Демокраси», «Верите», «Батай», «Лантерн», «Петит Репюблик», «Франс либр». У власти оказывается коалиция правых партий — «национальный блок», главными рупорами которого становятся газеты «Эко де Пари» и «Пети Паризьен». При этом в условиях резкого обострения социально-политической обстановки в стране получает развитие социалистическая печать.^ 2.Два рынка прессы во Франции после Первой мировой войны: ежедневная информационная пресса и журнальная политическая периодикаВ межвоенное двадцатилетие большим успехом пользовались политические еженедельники, выходившие до 1914г. малыми тиражами, но в условиях упадка ежедневной «прессы общественного мнения» после первой мировой войны заявившившие о себе с новой силой. Умножившиеся политические еженедельники: «Жён Репюблик», «Тан презан» («Наше время»), «Же сюи парту», «Регар» — больше связывали себя с определенными политическими тенденциями, чем с отдельными политическими партиями.Положение в ежедневной прессе межвоенного двадцатилетия характеризовалось уменьшением общего числа ежедневных газет и в Париже (с 40 до 32), и в провинции (с 220 до 175) и повышением продажной газетной цены.В обстановке всеобщей и чрезвычайно острой политизации, охватившей всю систему французской журналистики рассматриваемого периода, ежедневные газеты в своем подавляющем большинстве были политически четко ангажированными вправо либо влево. Из ведущих газет, связанных с некоммунистическими левыми, необходимо назвать крупнейший орган левой прессы газету «Котидьен» («Ежедневная газета»), 1923; основным читательским адресатом этой «честной газеты для честных людей» были учительство, мелкая буржуазия радикал-социалистской и социалистической ориентации (350 тыс.экз). Важнейшими органами радикализма и радикал-социализма являлись ォЭврサ (ォТворчествоサ) Гюстава Тери, также имевшая 350-тысячный тираж, тесно связанная с Эдуардом Эррио ォЭр нувельサ (ォНовая эраサ) и ォРепюбликサ, за которой стоял Эдуард Даладье. Радикалы и радикал-социалисты могли также рассчитывать на влиятельныетулузскую ォДепешサ, бордоскую ォФрансサ и ォПрогре де Лионサ (ォПрогресс Лионаサ).Однако связываемый с 1930-ми годами ォРенессанс французской прессы соотносят прежде всего с вечерней парижской газетой «Пари-суар» Жана Пруво (ォПарижский вечерサ), которой французская пресса обязана глубоким качественным преобразованием самого типа ежедневного печатного издания. Первый номер ォПари-суарサ вышел в свет 2 мая 1931 г. С подзаголовком «Большая ежедневная газета иллюстрированной информации». В нем поражали количество и разнообразие шрифтов, огромные шапки и аншлаги, множество иллюстраций (лишь на одной первой полосе было помещено 9 фотоснимков). В редакции ォПари-суарサ работали знаменитые тогда репортеры Жером и Жан Таро, Раймон Маневи, Пьер Лазарев, Жорж Сименон, среди сотрудников этой газеты были А.де Сент-Экзюпери, А. Моруа, М.Прево.В собственности Пруво были наряду с ォПари-суарサ с ее двумя еженедельными приложениями ежедневная газета ォПари мидиサ (ォПарижский полденьサ), иллюстрированные журналы ォМари-Клерサ (1 млн экз. в 1938 г.), ォМатчサ и ォПур вуサ (ォДля васサ), а. также радиостанция и пять залов специализированной кинохроники.В 1935 г. Национальный союз журналистов Франции, основанный в 1918 г., добился принятия парламентом страны закона о статусе профессиональных журналистов. ^ 3.Становление французского радиовещанияВажнейшим событием в истории французских средств массовой информации межвоенного двадцатилетия, несомненно, стало возникновение радиовещания. Первая радиогазета была передана во Франции в 1925 г., а уже в 1939 г. во Франции насчитывалось 5,2 млн. радиоприемников. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» здесь, как и в других западных странах, не сразу получили нужные возможности для беспрепятственного развития. Хозяева французской периодической печати, сразу же увидевшие в радио опаснейшего конкурента прессы, предпринимали попытки если не запретить вообще «разговорную прессу», то, по крайней мере, затормозить ее развитие. И это им частично удавалось: давление со стороны печати временно ограничивало эффективность радиовещания. Появлялись одни за другим иллюстрированные журналы радиопрограмм, которые имели большой успех.В то же самое время взлет кинематографа в 1930-е годы вызывает к жизни новую иллюстрированную прессу, пережившую в эти годы необычайный расцвет, начиная с выхода в 1919 г. первого профессионального кинематографического журнала ォСинематографи франсэзサ (ォФранцузское киноサ). За ним следуют ォЛосье дю синемаサ (ォДосье киноサ), ォСине-минуарサ (ォКинозеркалоサ), ォСинемондサ (ォМир киноサ)^ 4.Пресса Франции в годы Второй мировой войныОбъявлению Францией войны Германии 3 сентября 1939 г. предшествовал ряд репрессивных мер против печати (запрещение коммунистической прессы 26 августа 1939 г., введение цензуры 28 августа и т.д.). Руководство правительственными службами информации, пропаганды и цензуры последовательно осуществляли Ж. Жироду, Л. О. Фроссар и Ж. Пруво.Во-первых, перестали существовать многочисленные газеты в Париже и в провинции (ォЭнтрансижанサ, ォОбサ, ォЭпокサ (ォЭпохаサ) и др.). Во-вторых, эмигрировали за границу видные довоенные журналисты (Э. Бюре, А. Жеро (Пертинакс), А. де Кериллис, Ж. Кессель, Ф. Варрес, П.Лазарев, Ж. Р. Блок и др.). В-третьих, произошла резкая и глубокая поляризация внутри самой системы французской журналистики.По условиям «перемирия» Франция была поделена на две зоны— «северную», оккупированную, и «южную», на территории которой разместилось марионеточное «Французское государство» со столицей Виши. Такое положение существовало до конца ноября 1942 г., когда «южная половина» Франции также была оккупирована германской армией.ォМатенサ, прервавшая выход 11 июня 1940 г. и возобновившая свое издание 17 июня, поставила себя на службу оккупантам, став первым органом ォоккупированнойサ прессы. Если довоенная ォПари-суарサ переселилась в ォюжнуюサ зону, то в оккупированном Париже издавалась ォПари-суарサ №2, которой за период с 22 июня 1940 г. до 17 августа 1944 г. было опубликовано 1332 номера, причем тираж отдельных из них превышал 800 тыс. экз. ォПари-суарサ восхваляла ォвеликого Петенаサ и откровенно лебезила перед захватчиками.17 июня 1940 г. в Париже начала выходить газета ォВиктуарサ Г. Эрве, который умолял парижан не называть немцев оскорбительной для них кличкой ォбошиサ. Почти одновременно появились созданные по инициативе оккупантов новые газеты ォДерньер нувелль де Париサ (ォПоследние парижские новостиサ) и ォФранс о травайサ (ォФранция в трудеサ).Следует отметить, что всю систему периодической печати оккупированного Парижа обслуживало более тысячи профессиональных французских журналистов. «Оккупированная пресса» и «оккупированная литература» представляли собой единое целое как по своим положению и назначению, так и по социально-политическим функциям, дополняли и развивали друг друга в важнейших отношениях. Международные новости им было ォрекомендованоサ освещать, как в ォФёлькишер беобахтерサ, официозе нацистской Германии, и в соответствии с инструкциями пропагандистской службы оккупационных властей ォПропаганда-Штаффельサ. Шарль Моррас через свою ォАксьон франсезサ призывал французов к единению вокруг ォотца нацииサ Петена. Среди наиболее рьяных вишистов был Пруво, назначенный Петеном на долность Верховного комиссара по делам пропаганды вишиского правительства, на которой он находился в 2940-1941 гг. Один из наиболее истовых сторонников маршала, Пруво продолжал издавать ォПари-суарサ (ォфранцузскуюサ, в отличие от ォпарижскойサ), сначала в Нанте и Бордо, а с октября 1940 г. — в Лионе. Издания фишистско-коллаборационистской журналистики противостояли изданиям периодической печати французского Сопротивления, с которым связывают газеты и журналы более 1000 названий. Одним из важнейших органов подпольной прессы Сопротивления являлась коммунистическая газета ォЮманитеサ, запрещенная правительством Даладье еще в августе 1939 г. и выходившая в труднейших условиях подполья с 26 октября 1939 г. до 18 августа 1944 г. Самым представительным подпольным издательством литературы Сопротивления явилось ォЭдисьон де минюиサ (ォПолунощное издательствоサ), благодаря которому увидели свет произведения Мориака, Элюара, Арагона, Веркора и ряда других французских и иностранных литераторов-антифашистов. Подлинным памятником этому издательству явились выпущенные им в те годы два тома антифашистской поэтической антологии ォЧесть поэтовサ.^ 5.Французская печать периода освобождения: конец либеральной эпохи.Период Освобождения (1944-1946) принес глубокие перемены в социально-политическую жизнь Франции. В эти дни слово «революция» буквально носилось в воздухе. К власти в стране пришли партии и силы, сыгравшие решающую роль в движении Сопротивления и в ходе освобождения страны от гитлеровской оккупации, — коммунисты, социалисты и католики. На парламентских выборах 1945 г. коммунисты получили в Палате депутатов 152 места, социалисты—133, а католики—140.В 1945 г. коммунисты издавали 52 ежедневные газеты (перед второй мировой войной — 5), социалисты—34 (6), демохристиане — 27 (3).Поддержанный всеми левыми силами президент Национальной Федерации французской прессы, радикал Альбер Байе добился национализации радио и ликвидации на территории страны рекламных передатчиков (между прочим, Байе настаивал даже на запрещении законом публикации платной рекламы в прессе вообще).Участники трехпартийной коалиции настояли на преследовании пособников оккупантов и их печати. В результате проведенной в 1944-1946 гг. ォчисткиサ в системе журналистики наряду с конфискацией типографий периодических изданий, запятнавших себя коллаборационизмом, были расстреляны Жорж Сюарез, директор газеты ォОжурдюиサ (ォСегодняサ), и .Робер Бразийак из ォЖе сюи партуサ. Были закрыты ォАксьон франсезサ, ォТанサ, ォЭко де Париサ, ォПари суарサ, ォМатенサ, ォЖурнальサ, ォЖурналь де дебаサ и ォПети Паризьенサ. Законодательно было запрещено дальнейшее использование названий газет и журналов, выходивших во время оккупации (исключения были сделаны лишь для двух газет — ォФигароサ и ォКруаサ, которым покровительствовали демохристиане из партии Народно-республиканское движение, участвовавшие в Сопротивлении). Были поставлены вне закона даже литературные журналы кол-лаборационистской ориентации «Нувель ревю франсез», «Ревю де дё монд», «Ревю юниверсель».Первейшим стремлением демократов было также покончить с тенденцией к чрезмерной монополии в области информациии индустрии печати и ослабить давление на них частных интересов. В соответствии с ордонансом де Го л ля 1944 г. одинсобственник не мог владеть более чем двумя газетами. Зато уже при Временном режиме (1944-1946 гг.) было разрешено издание всех газет и журналов, появившихся в Сопротивлении и основанных его участниками уже после войны, которым отдавался несомненный приоритет. Появляется множество новых газет и журналов, чаще всего эфемерных. Только в 1946 г. в столице Франции заявляют о себе 28 новых ежедневных газет, а в провинции—175. Всего в Париже возникло 68 новых газет, совокупность которых позже получила название «новой» прессы (в противоположность довоенной, именовавшейся «бывшей» либо «старой»).В 1945-1955 гг. число ежедневных газет в столице Франции уменьшилось почти втрое (11 вместо 30), а глобальный разовый тираж парижской прессы сократился с 18 до 9,6 млн. экз. Одновременно с резким сокращением количества ежедневных периодических изданий заметно ухудшалось их качество.Одновременно с возобновившимся и заметно усилившимся процессом коммерциализации прессы ощутимо происходила американизация журналистских методов и форм. Объем газет увеличивался, главным образом, за счетвозрастания места «нередакционной площади» в контексте общей печатной площади газеты. Верх окончательно одержала «информационная пресса». Двумя главными элементами такой газеты являлись информация в графической форме, т.е. как фотоновость по преимуществу, и рекламное объявление. Существовали также весьма жесткие ограничения с бумагой. В ходе обратного процесса — сокращения количества периодических изданий в первую очередь исчезали нерентабельные газеты, лишь в первом квартале 1948 г. перестала выходить каждая седьмая из них, во многом вследствие поглощения более слабых более сильными, ужесточения монополизации. Стабильный читательский интерес к «Монд» — это с самого начала и прежде всего интерес к ней как к независимому экономическии партийно-политически изданию. Многие ведущие парижские газеты к концу 1950-х годов достигли апогея тиражности. ォФигароサ, ォПаризьен либереサ и ォОрорサ добились полумиллионного тиража, а тираж ォФранс-суарサ, имевшей в 1952 г. 750 тыс. экз., перевалил за 1 млн. экз. в 1957 г., и она стала рекордсменом Франции в этой сфере.Если правоконсервативная ォФигароサ распространялась в основном по подписке, а большую часть тиража поглощалапровинция (ее традиционная читательская аудитория —промышленники, префекты, рантье, учительство, чиновники), то ォФранс-суарサ распространялась, главным образом, в розницу, а тираж ее реализовывался преимущественно в столице страны и ее пригородах, что делало из нее издание скорее городское, нежели национальное.Сходной во всех главных отношениях концепцией газетного журнализма руководствовалась другая крупная утренняя газета ォОрорサ, имевшая также правоконсервативную ориентацию, тираж которой в 1950-е годы составлял 400-500 тыс. экз. В начале 1960-х годов ォОрорサ наряду с ォПаризьен либереサ относилась к числу самых воинствующих рупоров террористической Организации секретной армии (ОАС) во всей французской ежедневной прессе.Весьма заметное место в системе парижской ежедневной прессы периода IV Республики занимала газета ォЛиберасьонサ (ォОсвобождениеサ), несомненно являвшаяся одной из лучших газет страны. В этой газете, основанной в Сопротивлении видным сподвижником де Голля Эмманюэлем д'Астье де ла Вижери и сделавшейся органом широкой ォнекоммунистической левойサ (хотя в составе ее редакции были и коммунисты), сотрудничали видные деятели эпохи Р. Лакост, Л. Мартен-Шоффье, М.Шуман, Р. Маневи. Имевшая сразу после Освобождения тиражоколо 200 тыс. экз., ォЛиберасьонサ в дальнейшем не переставала терять своих читателей, вплоть до своей гибели от финансового удушья осенью 1964 г. К концу 1950-х годов во Франции в своих главных контурах сложилась современная система журнальной периодики. Она уже отличалась чрезвычайным разнообразием и многотипностью периодических публикаций. Рассчитанная на множество читательских адресатов, она распадалась, с одной стороны, на издания ォсмешанного содержанияサ, или ォобщего интересаサ, и, с другой — на специализированные журналы. Причем ее положение характеризовалось все большим возрастанием места и роли в ее системе специализированной периодики. Тон среди изданий журнального типа задавали публикации, открещивавшиеся от политики и, по сути, являвшиеся журнальным аналогом изданий газетной, так называемой ォинформационнойサ прессы.Важную роль, и не только в культурной, но и в политической жизни IV Республики играли общественно-литературные издания. Среди них выделялись как по содержательности, так и по широте охвата читательской аудитории еженедельники ォНувелль литтерерサ(ォЛитературные новостиサ), ォЛеттр франсезサ и ォФигаро литтерерサ. постоянно удерживали внимание широких кругов общественности ежемесячные журналы: ォНувель ревю франсезサ, издание которого возобновилось в 1953 г., персоналистский орган ォЭсприサ (ォДухサ), экзистенциалистский журнал ォТан модернサ (ォНынешние временаサ), который оказывал наибольшее влияние на интеллигенцию и молодежь, выдержанный в духе академических традиций ォРевю де Париサ и созданный в 1948 г. Франсуа Мориаком ежемесячник ォТабль рондサ (ォКруглый столサ).^ 6.СМИ Франции в годы Пятой республикиКонституирование во Франции в 1958 r.V Республики совпало по времени с ухудшением положения французской прессы, наступившим вслед за ее несомненным подъемом, приведшим к ее временному выздоровлению после кризиса 1947-1953 гг. Ей предстояло пережить десятилетний период стагнации (1958- 1967 гг.). Ухудшение экономического положения периодической печати во многом обусловливалось резко возросшей стоимостью производства газет и журналов, типографских расходов и бумаги. Невиданное прежде развитие офсетной печати, казалось, поставило под вопрос само полутысячелетнее существование типографии.В 1962 г. медленно угасла и умерла ежедневная социалистическая ォПопюлерサ. В 1965 г. только пять парижскихгазет издавались с прибылью (ォОрорサ, ォФигароサ, ォФранс-суарサ, ォПаризьен либереサ, ォМандサ), а пять выходили с убыт-ком (ォКомбаサ,ォНасьонサ,ォПари-журサ, ォКруаサ и ォЮманитеサ). В 1966 г. во Франции перестали выходить сразу 6 ежедневных газет, в том числе парижская ォПари-пресс энтрансижанサ. Чтобы газета сводила концы с концами, необходимо было, чтобы более половины всех ее доходов составляла выручка от рекламы. Снижались тиражи даже крупнейших французских газет, росли цены (газетная цена поднялась с 15 сантимов в 1957 г.- до 30 в 1961 г. и до 40 сантимов в 1967 г.). Попытки последовать англосаксонскому примеру, переводя ежедневные газеты на половинный, ォтаблоидныйサ формат (ォПари-журサ в 1958 г., ォПаризьен либереサ—в 1965 г.), успеха не имели, не были приняты обществом.В период колониальной войны в Алжире (1954-1962) власти систематически конфисковывали французские газеты и журналы, даже без предъявления обвинений и судебных разбирательств. В 1958-1962 гг. французская полиция 150 раз назначала следствие против газет в связи с алжирскими событиями. Газетам чаще всего ставилось в вину ォразглашение военной тайныサ, ォпокушение на мораль армииサ, ォоскорбление президентаサ. Статья 30 уголовно процессуального кодекса V Республики, дающая право префектам полиции прибегать к любым действиям для пресечения и наказания лиц, покушающихся на государственную безопасность, служила юридической основой для штрафов и конфискаций и применялась гораздо чаще, Чем вызов в суд.Необходимо подчеркнуть, что развитие всей системы французских масс медиа во второй половине XX в. происходило и происходит поныне прежде всего под знаком неуклонного расширения информационного поля СМИ, что является прямым или косвенным результатом как нарастающего усложнения современного мира и его проблем, так и соответствующего не прекращающегося расширения интересов и запросов потребителей масс медиа. Другая общая и принципиальная особенность развития французской периодической печати в послевоенную эпоху выражается в относительном уменьшении места ежедневной прессы в общей системе периодической печати, с одной стороны, и места и значимости периодической печати как таковой в массовой коммуникации—с другой. Эти имеющие фундаментальный, характер изменения в сфере средств массовой коммуникации (СМК), несомненно, обусловлены прямо либо косвенно наступлением ォэры Маклюэнаサ, приход которой знаменовал собой конец более чем трехвековой монополии печатной журналистики— возникновением и мощным, чрезвычайно бурным развитием телевидения как важнейшего и самого современного рода масс медиа.Уже в '1960-х годах во Франции не было недостатка в самых мрачных пророчествах насчет печального удела периодической печати (ォгазета—обреченный товарサ, ォэпидемия газетной смертиサ и т.п.).В условиях господства в сфере масс медиа аудиовизуальных средств наиболее жизнеспособными оказались издания ォкачественнойサ прессы, как раз и поставившие во главу угла своей деятельности по освещению действительности, а не сообщение их, и органы специализированной информации, а также местных новостей, которым радио и телевидение не могут уделять необходимое место.Дальнейшая адаптация ежедневной прессы к условиям телевизионной эры выразилась в создании еженедельных приложений, причем все больше журнального типа,, в ежедневных газет, могущих составить конкуренцию особенно популярным в последние десятилетия еженедельникам телевизионных программ (ォТВ-Фр_анс-суарサ. 1986, ォТВ-Фигароサ, 1987, и др.), стали практиковать выпуск соответствующих приложений, вроде ォЛион-Фигароサ и ォЛион-Либерасьонサ (1986), важнейшей целью которых является привлечение местных рекламодателей региона,второго во Франции по экономической значимости.За 1945-1985 гг. население Франции увеличилось более чем на одну треть, а число газет за это время уменьшилось в Париже почти втрое и более чем вдвое в провинции.В системе французской ежедневной прессы произошло и еще одно чрезвычайно важное симптоматическое изменение. Применяемое ныне к газете прилагательное ォнациональнаяサ теперь относится фактически лишь к основному содержанию и читательскому адресу газеты, а не к ее распространению. Считают, что эпоха превосходства парижской прессы над провинциальной закончилась в 1944 году. Приблизительнос этого времени местная пресса уже не рассматривалась как дополнение к парижской, а парижские газеты стали находить довольно ограниченное распространение уже в какой-нибудь сотне километров от Парижа.В 1981году в первую десятку наиболее читаемых во Франции газет вошли лишь четыре парижские Франс-суарサ; ォФигароサ, Паризьен либереサ и ォМондサ) и шесть провинциальных. В 1970-1986 годах цена на газетную бумагу выросла в 4 раза. ォУязвимостьサ французской газетной прессы и ее медленный ォдрейфサ объясняют рядом причин, важнейшими из которых являются не по дням, а по часам возрастающая дороговизна газетного производства, рост типографских и редакционных расходов, излишняя централизованность и, по сути, монополизация системы распространения в руках ォНувель мессажери де ла пресс паризьенサ (НМПП), уникальной в своем роде организации, доставляющей печатную продукцию торговцам в 36 тыс. точек по всей территории Франции, и — недостаточное предложение рекламы.^ 7.Развитие газетно-журнального дела на стыке XIX – XX вв. «Прогрессивное десятилетие»На рубеже XIX и XX веков именно информацию стали считать движителем прогресса. Активность средств массовой информации в «прогрессивное десятилетие» помогала бороться с коррупцией в политической и экономической сферах. Но не только коррупция привлекала внимание журналистов. Им искренне хотелось искоренить из жизни все существовавшие тогда негативные явления. «Прогрессивисты» имели много общего с «популистами». Во главу угла популисты ставили интересы отдельного человека, его нужды и устремления. В частности, они активно выступали против всемогущества монополистических объединений. Прогрессивисты же воспринимали монополии как данность и стремились улучшить жизнь не индивидуума, а общества в целом. Они считали, что сильная и цивилизованная центральная власть в состоянии сделать всех жителей страны богатыми и счастливыми.Главой и основным органом американского «прогрессивизма» считают еженедельник «Сатердей ивнинг пост» («Субботняя вечерняя почта»). Важнейшим и особенным в этом журнале в рассматриваемый период были статьи о жизни американского среднего класса и его проблемах.Резкие статьи о трестах, финансовой элите, недоброкачественных продуктах и злоупотреблениях железнодорожных компаний появлялись в ежедневных газетах и массовых журналах, таких как «Макклюрс» и «Колльерс». «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, ставивших своей задачей привлечь внимание американского общества к различного рода злоупотреблениям и коррупции во всех сферах общественной жизни США и ратовавших за проведение ряда демократических реформ». Помимо уже упоминавшегося «Сатердей ивнинг пост», трибуной для прогрессивистов были «Нью-Йорк уорлд», «Космополитэн», «Мэнсиз», «Макклюр» и другие.Среди активных журналистов-макрекеров, активно поддержавших прогрессивизм, нужно назвать Джэкоба Риса (1849–1914), Хелен Кэмпбелл (1839–1918), Иду Тарбелл (1857–1944), Линкольна Стеффенса (1866–1936), Дэвида Филлипса (1867–1911) и многих других.«Прогрессивное десятилетие» характерно, кроме всего прочего, и тем, что в фотографии стали преобладать реалистические сюжеты. В то время фотография, сравнительно диковинная для обывателей новинка, уже активно использовалась как иллюстративный материал для средств массовой информации.«Нэшнл джиогрэфик мэгэзин» этот журнал, учрежденный Национальным географическим обществом США в 1888 году, сегодня занимает особое место в научно-популярной периодике Соединенных Штатов. По тиражу (10,6 млн. экземпляров) он значительно обогнал такие издания, как, например, «Сайентифик америкэн», «Сайенс», «Нейчур», прочно вошел в число первых десяти самых популярных коммерческих изданий. Журнал выделяется на рынке американской печати занимательностью материала и безукоризненностью полиграфического исполнения, высокой степенью политического, идеологического и социально-психологического воздействия на читателя.Надо сказать, что перед Первой мировой войной в США наблюдалось явное усиление социалистических идей (а численность СП Америки возросла за 1909–1912 годы с 41 до 150 тыс. человек). Если у американских социалистов было в 1904 году примерно 40 газет и журналов, то к 1912 году их общее количество возросло до 320 изданий газетного и журнального типа на английском и других языках.^ 8.Американская журналистика в годы Первой мировой войны и в межвоенный период. Новшества в газетно-журнальном деле. Г. Люс, Д. Уоллес и другие новаторыНужно было вырабатывать более скрытые рычаги управления информационными потоками. Пример тому (правда, не самый показательный) – отношения президента Теодора Рузвельта с прессой. Грубые способы, формы и методы управления информационными потоками все больше заменялись инспирацией выгодных властям публикаций.В начале Первой мировой войны 240 ежедневных газет США занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую позицию. Изоляционистскую позицию занимали «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лос-Анджелес тайме», «Сан-Франциско кроникл». Откровенно прогерманской ориентации придерживалась херстовская «Нью-Йорк джорнел», занимавшаяся непосредственной пропагандой в пользу Германии.С вступлением Соединенных Штатов в мировую войну на стороне Антанты (апрель 1917 года) резко усилилась антигерманская пропагандистская деятельность американского правительства. Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США (его возглавил личный друг президента Вудро Вильсона, Дж. Криль, что само по себе говорит о многом) с мая 1917 года публиковал правительственный орган информации «Оффишиэл буллетин», тираж которого к концу войны составлял 118 тыс. экземпляров.В условиях мировой войны в США были задействованы «Закон о шпионаже» от 15 июня 1917 года, предусматривавший привлечение к уголовной ответственности за «подрыв правительственных кампаний», и принятый в мае 1918 года «Закон о подстрекательстве к мятежу». Тогда же была введена цензура зарубежной почты. Осенью 1917 года был лишен почтовых привилегий и, по сути, закрыт левый общественно-литературный журнал «Мэссиз» («Массы»).По тиражности первые места среди газет США занимали: «Нью-Йорк дейли ньюс» (1,224 млн. экземпляров), «Чикаго трибюн» (810 тыс. экземпляров), «Чикаго америкен» (540 тыс. экземпляров); воскресные издания «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн» и «Чикаго америкен» имели тираж по 1,1–1,5 млн. экземпляров.Нарастали концентрация и монополизация периодической печати. Уже в 1910 году в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 году их стало уже 55 и под их контролем находилось 328 газет. К началу 1930 годов крупные газеты в большинстве своем принадлежали «трестам».Наибольшее количество газет было скуплено группой Скриппс-Говарда, владевшей тогда 26 ежедневными и 10 воскресными газетными изданиями, совокупный тираж которых составлял около 2 млн. экземпляров. Начав со скупки провинциальных газет, Скриппс и Говард, когда-то уличные продавцы газет, к концу 1920 годов стали приобретать газеты в крупных центрах – Вашингтоне, Балтиморе, Сан-Франциско и, наконец, в Нью-Йорке («Нью-Йорк телеграмм энд сан»). Одной из наиболее ярких и влиятельных фигур американского газетно-издательского мира оставался У.Р. Херст, трест которого занимал второе место по количеству ежедневных газет, а по их суммарной тиражности – даже первое (15% тиража всей американской газетной прессы!). Около 30% всех рекламных расходов в США попадало в газеты Херста, таким образом, вдвое превышая процент тиражности по этому показателю.Американская ежедневная пресса получила новый импульс к своему дальнейшему развитию в 1919 году вместе с рождением «таблоида» – нового типа дешевой прессы – издания половинного формата и уменьшенного объема. Первым из них стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс».Регулярно совершенствовались ротационные машины и линотипы. Высокая печать оставалась повсеместно используемой формой, но уже в этот период в области иллюстрированной журнальной периодики делали быстрые успехи гелиогравюра и офсет. Развитие гелиогравюры еще более углубило различие между газетной и журнальной печатью. Отныне каждая типография располагала специализированными ателье фотогравюры, и место иллюстративного материала в газете не переставало возрастать.Подлинным нововведением стало появление принципиально нового типа издания – «журнала новостей» («ньюс мэгэзин»). Пионером стал еженедельник «Тайм» («Время»), первый номер которого объемом 70 страниц и ценой 20 центов вышел в Нью-Йорке 3 марта 1923 года. Номер был подготовлен двумя молодыми людьми, недавними выпускниками колледжа, Генри Люсом и Бритоном Хадденом. Люс и Хадден были глубоко неудовлетворенны существующим журнализмом, полагали, что американские газеты представляют материал новостей слишком беспорядочно, а из журналов страны, по их мнению, даже лучшие были неспособны обеспечить адекватное освещение событий в мире.В 1933 году Г. Люс купил за 25 тыс. долларов журнал «Лайф», основанный еще в 1883 году, и превратил его в издание другого типа – иллюстрированный журнал смешанного содержания («мисэлэни»), одной из главных целей которого было воспитательное воздействие на американскую публику в избранном Люсом духе. «Лайф» сразу же заявил о своем намерении так же хорошо образовывать, как и привлекать, развлекать, забавлять. Основное содержание «Лайфа» составляли иллюстрированные новости.Интересно, что Рузвельт, высоко оценивавший возможности прессы и прилагавший все силы к тому, чтобы заручиться ее поддержкой, мог рассчитывать на поддержку лишь 40%, затем 36 и 23% американских ежедневных газет в ходе своих президентских кампаний. В 1944 году он был поддержан только 16,6% ежедневных газет, что не помешало ему получить на выборах 51,9 % голосов, – результат, лучше всего говорящий о большом разрыве между общественным мнением как мнением большинства народа и общественным мнением как мнением прессы. Являвшийся действительно моральным символом нации, Рузвельт считал, что президент должен не только руководить страной, но и убеждать народ в правильности такого руководства, быть учителем народа. При его президентстве широкое развитие получили пресс-конференции, которых он провел 998.А в январе 1943 года в Нью-Йорке было открыто Армейское агентство новостей – Эй-эн-эс, главной целью которого было снабжение военной информацией сотен газет по всей стране, включая самые разные в жанровом отношении материалы по этой тематике (новостные сообщения, статейные материалы, «колонки», шедшие тогда без авторских подписей, различные иллюстрации).^ 9.Возникновение и развитие «электронных» СМИ СШАКонечно, межвоенный период связан, прежде всего, с бурным развитием радиовещания и появлением телевидения. Первые пробные широковещательные радиостанции появились в США перед Первой мировой войной. Регулярные радиопередачи средневолнового радиовещания с выходом в эфир сразу нескольких станций, владельцами которых были ведущие производители электротехники Дженерал электрик, Вестинхауз и Рэйдиоу корпо-рейшн оф Америка – Ар-си-эй, относятся к концу 1920 года. И сразу же американское радиовещание начало бурно развиваться. Достаточно сказать в связи с этим, что количество радиостанций в Америке возросло с 30 в январе 1922 года (а в этом году была основана Ар-си-эй) до 556 в марте 1923 года, одновременно число радиоприемников у американцев поднялось с 50 тысяч в 1921 году до 600 тысяч в 1922 году. В 1927 году американский конгресс в целях регулирования работы станций впервые установил систему лицензирования.В 1926–1928 годах возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые быстро создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, который характерен для системы электронных СМИ в Америке и поныне. В 1926 году Эн-би-си вела передачу с бала в «Уолдорф-Астории». Си-би-эс 1 января 1927 года впервые транслировала по американскому радио футбольный матч.В 1927 году 15% всех американских радиопередач по своей тематике были религиозными и образовательными, остальное время было занято различной информацией, музыкой и художественно-драматическими передачами. В десятилетие с 1926 по 1935 год уже каждая американская семья имела один радиоприемник. Надо сказать, что появление и параллельное существование радиовещания, стремительно развивавшегося, нисколько не замедлило роста периодической печати в 1920–1930 годы. Его влияние на газетную прессу сказалось больше всего, пожалуй, в том, что американские газеты оказывали все большее внимание радиопередачам. Например, газета «Нью-Йорк таймс» отвела в июне 1922 года 40 колонок для ежедневной радиоинформации.Качественно новый этап в развитии телевидения наступил в конце 30-х годов в связи с переходом от малострочного механического телевидения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.