Реферат по предмету "Медицина"


Методология определения стоимости медицинской услуги

Рынок штурмует социум! Сегодня нет ни од­ной сферы производства, распределения, обме­на, потребления, нет ни одной структуры жизне­обеспечения отдельной личности и общества в целом, которые не испытывали бы не только воздействие, но и явственный результат бездум­но насаждаемой рыночной эйфории. Волна рыночных отношений, накрыв науку, образова­ние, культуру, здравоохранение, больно ударила по их внутренней общегуманистической, общо-социальной сути. Высветив перспективу их рыночной мутации в сторону от интересов чело­века и общества, дикий рынок непроизвольно, вопреки своим желаниям, активно будит мента­литет профессиональной совести, чести и досто­инства врача, ученого, педагога, писателя и др., будит ответственность и заставляет сопротив­ляться безоглядной коммерциализации всех сфер общественной деятельности.
Однако реальность такова, что некоммерчес­кая суть фундаментальной науки, культуры, об­разования, здравоохранения должна реализовать­ся в рыночном пространстве. Поэтому, занимая нерыночные позиции при рыночной организа­ции общественного производства, работая на обеспечение функциональной жизнеспособности общественного организма, они должны опреде­литься с решением сложной проблемы: как сбалансированно строить отношения с обществом и отдельной личностью в условиях рынка, чтобы в обмен на оказываемые услуги, т. е. на результаты своей производственной деятельности, получить возможность не только окупить затраты своего труда, не только обеспечить простое, но и рас­ширенное воспроизводство своей деятельности опять-таки во имя удовлетворения не только своих собственных интересов, но и интересов общества и отдельного человека. Причем надо найти такие формы, которые сводили бы воеди­но профессиональные и социально-экономичес­кие интересы производителей социально-значи­мых услуг с интересами общества и личности, не наступая, а соблюдая законы товарного произ­водства, что возможно лишь при целенаправлен­ной корреляции различных форм взаимодей­ствий между ними на некоммерческую суть об­щесоциальных услуг. Говоря иначе, необходим баланс некоммерческих интересов данных сфер деятельности с рыночной системой организации общественного производства. Попробуем опре­делиться с поиском механизма данного баланса между медициной, обществом и пациентом. Корневой, исходной методологической точкой отсчета выявления возможности или невозмож­ности, полной или частичной возможности пере­вода здравоохранения на рыночные рельсы явля­ется ответ на вопросы: что собой представляет стоимость медицинской услуги? В чем особен­ность содержания стоимости, себестоимости и цены медицинской услуги? Каков механизм це­нообразования товар — медицинская услуга? В какой степени и при каких условиях данные кате­гории товарного производства могут работать на целевую установку медицинской деятельности -обеспечение здоровья общества и отдельной лич­ности, а когда — нет? Поиск решения данных проблем экономики здравоохранения не может проходить в стороне от столбовой дороги нара­боток экономической теории, ее фундаменталь­ных положений. Он может быть успешным лишь в тесной связи с фундаментальной экономичес­кой наукой, при опоре на все то позитивное, что накопила экономическая теория на протяжении более 300 лет своего существования. И это законо­мерно, объективно обусловлено, так как эконо­мические отношения в здравоохранении являются органической частью целостной системы произ­водственно-экономических отношений, явля­ющихся предметом исследования экономической теории. Поэтому нам предстоит, решая вышеназ­ванную задачу, вспомнить, как решаются в об­щетеоретическом плане интересующие нас проб­лемы и в какой степени их решение приемлемо для медицины. Вопрос о том, что собой представляет сто­имость товара, что лежит в основе механизма це­нообразования, с давних времен волнует и про­давцов, и покупателей независимо от того, явля­ются ли они мелкими товаропроизводителями или крупными предпринимателями. Ведь уро­вень их доходов и соответственно уровень их благосостояния зависят от цен и их колебаний на рынке. В экономической теории в подходе к пробле­мам ценообразования к сегодняшнему дню четко обозначились следующие основные направления: теория спроса и предложения, теория полезнос­ти, теория трудовой стоимости, теория издержек производства, теория предельной полезности и др. Экономическая мысль постепенно двигалась в поисках закона цен от поверхности явлений к их сущности — от теории спроса и предложения и теории полезности к теории трудовой стоимос­ти. Затем, испугавшись сущности, метнулась в сторону теории издержек производства и теории предельной полезности. Каждая из вышеназван­ных теорий по своему объясняет механизм цено­образования. Учеными и практиками экономи­ки, организации и управления здравоохранением в вопросах ценообразования медицинских услуг используются в той или иной степени три из пяти сложившихся направлений: теория спроса и предложения, теория трудовой стоимости, те­ория издержек производства. Теория полезности и ее современные варианты предельной полез­ности медициной отбрасываются с порога. Оста­новимся на этом подробнее. Изучая процессы ценообразования, каждый из нас сталкивается прежде всего с тем, что цены товаров находятся в зависимости от спроса и предложения. Еще в XVII веке экономистами был сформулирован закон спроса и предложе­ния, суть которого выражается в следующем: цена товаров прямо пропорциональна спросу на данный товар и обратно пропорциональна его количеству. В другой редакции закон звучал так: цена товаров прямо пропорциональна количес­тву покупателей и обратно пропорциональна ко­личеству продавцов. Не видя различий между це­ной и стоимостью, сторонники этой теории ут­верждали, что товар стоит ровно столько, сколько за него дают денег или других товаров при данном соотношении спроса и предложения, что, дескать, движение цен всецело зависит от соотношения спроса и предложения. Однако эта теория заходила в тупик, когда надо было отве­тить на центральный вопрос: чем определяются цены при равенстве спроса и предложения? Нес­пособность теории спроса и предложения отве­тить на этот вопрос заставило многих экономис­тов квалифицировать данную теорию как несос­тоятельную и продолжить поиск закона цен. Ведь не был определен центр, вокруг которого происходит колебание цен. Насколько же механизм ценообразования, вы­текающий из закона спроса и предложения, при­меним к ценообразованию медицинских услуг, даже если отвлечься от того, что не определен центр колебания цен? Вдумчивое отношение к данному вопросу очень быстро обнаруживает не­суразность его постановки для здравоохранения. Ведь в соответствии с логикой теории спроса и предложения чем выше заболеваемость, тем бо­лее высокой должна была бы быть цена меди­цинской услуги. Осрбенно взлет цен должен был бы наблюдаться при эпидемиях, когда спрос на медицинские услуги значительно опережает предложение. Что будет с обществом, если балом в ценообразовании медицинских услуг станет править закон спроса и предложения и уровень дохода врачевателей будет привязан к уровню за­болеваемости и зависеть от перепадов потреб­ности во врачевании? Если доходы врачевателей будут снижаться с сокращением спроса на меди­цинские услуги, что грозит нанесением ущерба их социально-экономическому благополучию, то они объективно .окажутся в положении эконо­мического принуждения поддержания высокой планки заболеваемости. Далее, по законам мар­кетинга для социально-экономической самоза­щиты своих интересов медики должны были бы предпринимать меры: работать на опережение возможной неблагоприятной для них рыночной ситуации и заранее моделировать желаемую им рыночную конъюнктуру. А это означает, что они должны были бы приветствовать появление и рост заболеваемости (язык не поворачивается го­ворить: "насаждать заболеваемость"), так как это позволило бы стабильно заполнять приемные па­циентами. Но такое возбуждение экономическо­го интереса у производителей медицинских услуг перечеркивает на корню гуманную суть, професси­ональное предназначение функций врачевателей, поэтому несовместимо с медициной, отторгает­ся медициной. Но и общество со своей стороны не должно подталкивать медиков, принуждать их к насилию над своей профессиональной со­вестью. Общество в целях ограждения себя и своего врачевателя от рыночного диктата закона спроса и предложения, опасного для социума по своим медико-социальным последствиям, поставлено перед двоякой объективной необходимо­стью: во-первых, вывода медицинской деятельнос­ти из орбиты рыночной зависимости; во-вторых, возложения на себя обязательств по созданию вра-чевателям профессиональных общественно нор­мальных условий производства и воспроизводства медицинской деятельности, а также общественно нормального жизненного обустройства медицин­ских работников. Врач во всех общественно-эко­номических системах — фигура социальная, внеры­ночная. Врачам надо платить в первую очередь за то, чтобы люди не болели, т.е. за профилактику. А затем лишь за лечение. Почетен тот врач, у ко­торого подопечные здоровы и не болеют. Это требует соответствующей квалификации и об­щественного признания затрат врачебных уси­лий, что на весах закона спроса и предложения не выверишь, не измеришь.
Итак, теория спроса и предложения не смогла объяснить закономерности ценообразования по отношению к обычным товарам. Тем более она бессильна раскрыть закон движения цен на та­кой специфический товар, каковым является ме­дицинская услуга, и не в состоянии определить стоимостные пропорции взаимного обмена ме­дицинской деятельностью между различными структурными звеньями самой медицины, ее органическими элементами единой медико-тех­нологической цепочки — поликлиникой, стаци­онаром, скорой помощью, клинике-диагности­ческим центром, аптекой и т.д.
Невозможность объяснить формирование цен на основе теории спроса и предложения побуди­ла экономистов начать поиск объективной осно­вы цен, т. е. центра, к которому они тяготеют, непосредственно в свойствах самого товара. Как известно, товары являются, с одной стороны, полезными вещами, полезными услугами, а с другой — продуктами производства, изготовление которых требует определенного количества труда. Одни экономисты стали искать объектив­ную основу цен в полезности вещей, другие — в количестве труда, затрачиваемого на их произ­водство. Развитие первой точки зрения привело к теории полезности, а развитие второй — к те­ории трудовой стоимости. Сторонники данной теории считают, что чем полезнее продукт для человека, тем выше дол­жны быть его стоимость и цена. Согласно сос­тавленной ими шкале потребностей, самую вы­сокую стоимость должны были бы иметь пище­вые продукты, а низкую — предметы роскоши: алмазы, бриллианты и др. Между тем реальная действительность свидетельствовала об обрат­ном. Ввиду явного несоответствия теории полез­ности общеизвестным фактам многие экономис­ты пришли к выводу, что полезность вещей и ус­луг не может быть тем общим, что делает товары соизмеримыми и определяет закон движения цен. На этом основании теория полезности была объявлена несостоятельной. Абсурдность дан­ной теории наиболее четко высвечивается в ме­дицине. Нельзя объяснить более высокую цену за операцию желудка тем, что она полезнее, чем лечение зуба. И не надо долго разъяснять окру­жающим, что медицинские услуги качественно разнородны, несоизмеримы и невзаимозаменя­емы и то, что полезно для одного пациента, мо­жет быть жизнеопасным для другого. Итак, на основе теории полезности открыть закон движения цен не удалось ни для обычных товаров, ни для специфических общесоциаль­ных, к которым относятся медицинские услуги. Проникнуть в глубину содержания товарно-денежных отношений, открыть внутренние вза­имосвязи рыночной организации общественно­го производства, его закономерности, выстроить отражающую их объективную систему экономи­ческих категорий, соотнести их сущность с кон­кретными формами проявления в повседневной хозяйственной действительности, определить ха­рактер эволюции рыночных отношений и их мо­дификацию удалось лишь теории трудовой сто­имости. Остановимся на некоторых ее положе­ниях, имеющих непосредственное отношение к методологическим подходам исследования сто­имости и цены медицинской услуги, ее научным инструментариям. Необходимо прежде всего от­метить, что теория трудовой стоимости четко выстраивает субординацию экономических кате­горий: общественно необходимые затраты, сто­имость, цена, издержки производства, рыночная стоимость, рыночная цена и т. д. Согласно науч­но выверенным постулатам, стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. Цена является денежным выражением стоимости. Чем больше труда требу­ется для изготовления того или иного товара, тем выше его стоимость и наоборот. Изменение сто­имости товаров в свою очередь вызывает измене­ние цен. А не наоборот, т.е. изменение цен на рынке, не подкрепленное изменениями затрат общественно необходимого труда, не меняет сто­имостного содержания товара. Цены двигают об­мен товаров, перемещая стоимость из одних рук в другие. Стоимость и цена соотносятся между собой как сущность и явление. Сущность может оставаться стабильной и иметь при этом различ­ные формы своего проявления. К научным инструментариям исследования рыночных отношений следует также добавить и более дробные понятия вышеназванных катего­рий, расчленение которых обусловлено необхо­димостью соотнесения индивидуального уровня их формирования с возможностью их общес­твенного признания. Например, происходит дифференциация понятий: стоимости на общес­твенную стоимость и индивидуальную; издержек производства на общественные издержки и ин­дивидуальные, или то же самое, разделение се­бестоимости на общественную себестоимость и индивидуальную. Четкая опора на трудовые затраты как един­ственно объективную основу социально справед­ливых обменных процессов между различными видами и носителями общественно-производ­ственной деятельности позволила теории трудо­вой стоимости открыть закон движения цен, а именно закон стоимости. Суть его заключается в том, что обмен товаров должен совершаться в соответствии с количеством общественно необ­ходимого труда, затраченного на их производство. Закон стоимости требует, во-первых, чтобы на производство товаров затрачивалось не более общественно необходимого времени; во-вторых, эквивалентного обмена товаров в среднем; в-третьих, чтобы сумма цен, являющихся денеж­ным выражением стоимости, была равна сумме стоимостей; требуют развивать наиболее рента­бельные предприятия. На рынке совпадение в обменных процессах стоимости и. цены (сущности и явления) — факт довольно редкий. Цены на рынке обычно не сов­падают со стоимостью, отклоняются от стоимос­ти, колеблются вокруг стоимости в зависимости от соотношения спроса и предложения. Радиус отклонения цен от стоимости в ту или иную сто­рону ограничен родством цены со стоимостью. Если цены выходят за пределы, предписываемые им законом стоимости, разрывают свою пупови­ну со стоимостью, то общий баланс стоимостных пропорций в обществе нарушается, обществен­ное производство, распределение, обмен, пот­ребление расстраиваются. Порядок восстанавли­вается лишь тогда, когда цены входят в берега закона стоимости и обеспечивают в среднем эквивалентный обмен товаров. Цены, складыва­ясь под давлением рынка, приобретают конъюнктурно-рыночную характеристику и начинают соответственно выступать как цены рынка или, иначе говоря, как рыночные цены. Стоимость же товара — это сущностная основа цены также в свою очередь испытывает воздей­ствие рынка, диктат производству рыночного платежеспособного спроса через рыночное действие механизма ценообразования. Механизм рыночного ценообразования требует коррекции производства товаров в соответствии с рыночной потребностью, т. е. сигнализирует производству, что необходимо рынку, а что нет, какие нужно производить затраты, а какие нет. В результате стоимость также приобретает характеристику "рыночности" и выступает как рыночная сто­имость, обогащая содержание стоимости рыноч-ностью. Итак, во всей полноте своих характеристик стоимость товара определяется общественно не­обходимыми затратами для производства и вос­производства товара, общественная значимость затрат которых складывается под воздействием рыночного спроса и предложения.
Вместе с развитием товарной формы произ­водства развивается и ценообразование, меняют­ся его практика, его формы. Стоимость товара преобразуется в цену производства. Рыночные цены начинают выступая” как рыночные цены производства. Появляются монопольные цены, государственные социально-регулируемые цены. Но при всех их многообразимх формах в каждой из них остается зависимость от своей внутренней основы — стоимости. Говоря иначе, цена про­должает оставаться явлением, а стоимость — ее сущностью, т.е. модификация цен не отменяет закона стоимости и его требований. Если при модифицированном ценообразовании закон спроса и предложения начинает действовать сам по себе, не считаясь с законом стоимости, то последний опять-таки через расстройство экономики, через экономические кризисы с неумоли­мой жесткостью, насильственно, восстанавлива­ет ценовые пропорции, приводит их в соответ­ствие со своими требованиями и тем самым напоминает обществу о первородстве стоимости над ценой, закона стоимости над законом спроса и предложения.
В какой же степени теория трудовой стоимости схватывает сущностные черты построения соци­ально-справедливых экономических взаимосвя­зей между медициной и обществом и личностью? В какой мере она способна синхронизировать их интересы в рыночной среде? Как с ее позиции раскрывается содержание стоимости и цены ме­дицинской услуги? Попытаемся дать свое виде­ние некоторых из вышеназванных проблем. Приступая к исследованию сущности содержа­ния стоимости и цены медицинской услуги, мы сразу же наталкиваемся на неординарность фор­мирования в экономике здравоохранения катего­рий товарного производства, констатируем осо­бое место, которое занимает медицинская услуга {ув мире обычных товаров. Неординарность кате­горий стоимости и цены медицинской услуги сразу же выявляется при анализе исходных мо­ментов их формирования и построении их внут­ренне сущностных субординационных связей. Вспомним, как трактует теория трудовой сто­имости стоимость товаров. Она исходит из того, что стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами для производства и воспроизводства товаров, общественное призна­ние необходимости затрат которых складывается под воздействием рыночного спроса и предложе­ния. Стыкуя это понимание содержания сто­имости, его факторобразующие элементы с про­цессом формирования стоимости медицинских услуг, мы отмечаем следующее. Во-первых, зат­раты труда и в сфере здравоохранения должны быть общественно необходимыми, обществом признаваемыми. Во-вторых, общественная приз-наваемость должна выражаться в согласии об­щества обеспечить в обмен на предоставляемые обществу и личности медицинские услуги воз­можность нормального производства и воспро­изводства на общественно нормальном уровне. Однако, в-третьих, обнаруживаем, что рынок не может быть мерилом потребности общества в медицинской помощи и, следовательно, регули­ровать функционирование медицинского произ­водства. Одно из объяснений состоит в том, что рынок имеет дело только с платежеспособным покупателем. Неплатежеспособных он просто выталкивает из рыночного потребления. Поэто­му рыночный спрос не отражает полного, истин­ного спроса общества на те или иные товары и услуги. На какой же спрос должны ориентироваться здравоохранение и медицина? На платежеспо­собный или истинный? Сбрасывание с медицин­ского производства неплатежеспособных покупа­телей медицинских услуг чревато опасными ме­дико-социальными последствиями не только для неплатежеспособных, но и платежеспособных. То есть платежеспособные вынуждены считаться с неплатежеспособными и ради собственного здоровья и обеспечения производства здоровой работоспособной производительной силой допус­кать их к медицине. Причем, не только в форме гуманитарной помощи и иных дискретных пода­чек в целях саморекламы, но и в организации общесоциальных структур по охране здоровья, не укладывающихся в рыночные закономерности. Медицинское производство — это общесоциаль­ный элемент жизнеобеспечения любого социума. Оно вне политики, но быть вне экономики не может. Но в экономике оно стоит выше рынка, над рынком. Связь между общественным произ­водством и потреблением медицинских благ мо­жет быть только прямой, а не косвенной и уста­навливаться должна без рыночного опосредования, без рыночного регулирования. Поэтому при общей рыночной организации производства в целях самосохранения нации медицина на объ­ективном основании должна быть выведена из системы коммерческих интересов. В соответ­ствии с этой объективной предопределенностью от экономических категорий товарного произ­водства в сфере экономики здравоохранения так­же объективно отпадают рыночные характерис­тики стоимости, цены, цены производства и т.д. Для экономики здравоохранения нет понятий: рыночная стоимость, рыночная цена, рыночная цена производства медицинской услуги. Есть просто понятия: стоимость, цена, цена производ­ства. Поэтому использование "рыночности" дан­ных категорий в теории и практике экономики здравоохранения некорректно. Итак, общество отторгает в стоимости, цене медицинской услуги жесткую привязку к рынку, формирование их содержания не может происхо­дить под воздействием рыночного платежеспособ­ного спроса. Это ведет к тому, что из фактороб-разующих компонентов стоимости выключается рыночное воздействие. И стоимость медицин­ской услуги определяется общественно необхо­димыми затратами для производства и воспроиз­водства медицинской помощи на общественно нормальном для общества уровне, без опосредо-вания в признании их общественной полезности рынком. Место рыночного фактора, воздейству-ющего на формирование стоимости обычных то­варов, занимает фактор социальности — фактор, отражающий общесоциальную, объективно де­терминированную потребность общества в необ­ходимости поддержания здоровья всех членов общества независимо от материальных источни­ков их существования. Это не укладывается в требования рыночных закономерностей. Но со­ответствует внутренней потребности жизнеобес­печения общества. В противном случае — при прекращении жизни нации — все проблемы рыночной организации общества просто-напросто отпадают. "Рыночная организация" — прилагатель­ное к существительному "Жизнь человека . Жизнь социума .". Существительное — первично, при­лагательное — вторично. Поэтому общество обяза­но, соблюдая требования объективной необходи­мости по жизнеобеспечению социума, взять, осо­бенно в условиях форсированного перехода к рыночной экономике, весь процесс, все фазы движения медицинского производства и воспроизводства под государственную опеку и оградить здравоохранение, его организаций и функци­онирование от жесткости и агрессивности рыночных отношений. Между прочим, в том числе и в интересах самих рыночных отношений. Вышеизложенным далеко не исчерпывается характер неординарности категорий обществен­но необходимых затрат врачевания, стоимости и цены медицинской услуги. Всесторонний соци­ально-экономический анализ их особенностей выходит за рамки представленной статьи.
Теория издержек производства и основанный на ней затратный принцип ценообразования ме­дицинских услуг являются предметом особого рассмотрения. Тем более что официальные раз­работки, подготовленные высшими государ­ственными структурами, ориентируют ценообра­зование именно на затратную методологию. Сви­детельством этого являются рекомендации по расчетам тарифов на медицинские услуги в сис­теме обязательного медицинского страхования приказом № 16 от 14 апреля 1994 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рамануджан и число π
Реферат Особливості спілкування соціальних працівників і клієнтів
Реферат Мониторинг природных вод с использованием ИСЭ
Реферат Адылжан Шамшиев (А. Ш.)
Реферат Государственное устройство Древнерусского государства
Реферат Микробиология плодов и овощей
Реферат Трансформаторы и асинхронные двигатели
Реферат Девиантное поведение в молодежной среде
Реферат Активные формы и методы обучения. Обучение в сотрудничестве. Н овикова О. И., преподаватель дисциплины «Психология»
Реферат Механизированная заготовка сена в фх Веенка с модернизацией ротационной косилки
Реферат Особенности познания индивидуальности психологом
Реферат 16 февраля, Пушкинская гостиная ауд
Реферат Robinson Crusoe And Friday Essay Research Paper
Реферат Типы темперамента исторических личностей.
Реферат Обоснование системы мероприятий по защите озимой пшеницы от пшеничного трипса хлебной жуженицы