Реферат по предмету "Прочее"


Технология научного исследования

Оренбургский государственный институт менеджмента. Контрольная работа по предмету Технология научных исследований . На тему Формальный, познавательный и творческий труды. Их специфика . Выполнила студентка Маркова В.В. Проверил преподаватель по предмету ТНИ Оценка г. Оренбург Содержание. Введение 3-4 1.


Познавательный труд .5-2. Формальный рутинный труд 13-3.Творческий труд 14-16 Заключение 17-18 Список литературы 19 Введение Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для


общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.


Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности, которая обусловливает рост научно-технического прогресса и связанные с ним социально-экономические преобразования. Интеграция и дифференциация общественных структур, усложнение производства в ходе общественного развития приводят к разделению труда и росту специализации работников, одновременно определяя все большую зависимость их друг от друга. Это, в свою очередь, требует расширения контактов и общения, в которых планируется


деятельность, происходит обмен её продуктами. В процессе взаимодействия между людьми опыт, накопленный человечеством, передается от предшествующих поколений последующим в виде знаний, способов деятельности, машин и оборудования, инструментов и приспособлений, которые относятся к категории средств труда. Последние очень разнообразны и подразделяются на вещественные и функциональные. Первые включают землю, полезные ископаемые, различные предприятия, средства для осуществления практических


действий - ручных, машинных, автоматизированных станки, машины, инструменты и т.д а так же для получения, передачи и переработки информации компьютер, телефон, телеграф, книги, инструкции и пр Ко вторым - организм человека как субъекта деятельности функции различных органов и систем, участвующих в осуществлении трудовых процессов группы функционирующих в производстве людей, являющихся объектом управлении выразительные средства их поведения и речи и другие .


С трудовой деятельностью прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, через которые опосредуется воздействие человека на предмет труда - сложную систему объектов, явлений, процессов и их взаимоотношений, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на рабочем месте, превращая их в тот или иной продукт. В большинстве профессий массового производства материальных ценностей например, при конвейерных формах работы предметы и продукты труда довольно жестко фиксированы документально.


Некоторые виды трудовой деятельности, включающие ситуации неопределенности, допускают вариативные и эвристические нормы предмета и продукта труда. Например, в профессии водителя пилота, штурмана-судоводителя, шофера и др когда основной целью и результатом деятельности человека является своевременный и безопасный рейс, часто осуществляемый в непредвиденной окружающей обстановке в частности, в постоянно изменяющихся навигационных условиях . Кроме того, в предмете труда, как и в его целях, различают объективный социальный


и субъективный личностной компоненты. И этот второй у мастера своего дела, вносящего в трудовой процесс элементы творчества, может быть по своим признакам богаче, чем в предписаниях, образцах и инструкциях, то есть имеет эвристический характер. Развитие технической мысли привело за последние десятилетия к созданию машин, воспринимающих, хранящих и перерабатывающих информацию. Этим облегчается доступ каждого человека к информационному фонду общества, создаются возможности для


ускорения процесса потребления людьми знаний и тем самым для их умственного развития и совершенствования. Работая с электронно-вычислительными машинами, компьютерной техникой, человек не только расширяет систему знаний, но и приобретает навыки, связанные со сбором информации, с управлением машиной, с логикой организации деятельности. С каждым годом темпы научно-технического прогресса ускоряются, растет количество создаваемых человечеством орудий труда, усложняются способы их использования.


Овладевая знаниями и навыками, необходимыми для успешной и эффективной деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства, оснащенного новыми технологиями, развивается сам человек, открывая перспективы дальнейшего неограниченного прогресса человеческого общества, изменяется содержание самого труда, появляются новые его формы полуавтоматизированные, автоматизированные , растет многообразие профессий. 1. Познавательный труд Понятие производительный труд характеризует деятельность, продукт которой удовлетворяет


определенные потребности или может быть использован для производства новых благ. Трудовая деятельность, не создающая материальных и нематериальных благ или не компенсирующая недостаток в благах по отношению к потребности в них, не может считаться производительной. Труд как целесообразная деятельность должен и качественно, и количественно соответствовать его цели - производству благ, удовлетворяющих общественные потребности.


Эта деятельность может подразделяться на инновационную, приводящую к созданию нового продукта результата или использующую для достижения цели новые средства, и репродуктивную рутинную , постоянно воспроизводящую прежние трудовые процессы и продукты. Инновационная деятельность выступает средством преодоления противоречий, возникающих как между социальным субъектом и внешней средой, формирующей новые общественные потребности, так и в процессе развития собственно общественного производства.


Особого внимания заслуживает инновационная деятельность, направленная на создание новых орудий и средств труда, которые в отличие от предметов потребления не исчезают в процессе их использования и являются основой дальнейшего роста общественного богатства. Общественная потребность нередко служит импульсом к появлению новшества, причем последнее может само порождать новые потребности. В любом случае обнаружение и осознание ее субъектом что предполагает определенные


творческие усилия - повод и стимул к осуществлению инновационной активности. Наш век - это век научно-технической революции, век невиданного усиления общественной роли науки, внедрение ее во все сферы деятельности человека. Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что умственный труд перестал быть прерогативой эксплуататорских классов и их прислужников, и приобрел массовые масштабы. С одной стороны происходит пролетаризация работников умственного труда, то есть они занимают


в социально-классовой структуре общества в отношении к собственности и распределению продукта труда то же положение, что и пролетарий, занимающийся физическим трудом. С другой стороны промышленное материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в непосредственно физический труд элементов труда умственного. Кроме того необходимо отметить, что даже самый грубый,


элементарный физический труд требует определенной, хотя бы минимальной осмысленности, минимального умственного труда. Ниже мы попытаемся разобраться в том, что такое умственный труд во всех его проявлениях от осмысления обслуживающего грубый физический труд до высших форм научного творчества. Начнем с анализа специфики этой деятельности. В чем ее отличие от других видов деятельности, и каково ее положение? Для понимания этого необходимо небольшое отступление.


Энгельс писал Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением материального отношения людей. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д - но речь идет о действительных, действующих


людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и - соответствующим этому развитию - общением, вплоть до его отдаленнейших форм. Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, изд. 2, т.3, с.25 . Здесь чрезвычайно много очень ценных мыслей, однако выделю одну, заключенную в словах производство идей . Энгельс указывает на то, что человек в своей умственной деятельности отражает материальное производство не только с содержательной стороны, но и отражает структуру


и форму производства. Это означает, что структурные звенья, присущие материальному производству, материальной практике можно в отраженном, преобразованном виде найти и в структуре мышления человека, в его познании. Итак попробуем провести параллели между материальным и духовным производством. Центральным звеном материального производства является труд трудовая деятельность . Труд включает в себя следующие простые моменты 1 целесообразную деятельность, или сам труд,


2 предмет труда, 3 средства труда, 4 результат труда. Философский словарь, Москва 1986, стр. 490 . Особо отметим, что Энгельс подчеркивал Труд начинается с изготовления орудий Переводя понятие труда в сферу познания идеального производства можно сказать, что познание мышление человека - это трудовая деятельность, что собственно с обыденной точки зрения как бы вполне естественно


о чем говорит существование и широкое распространение в языке термина умственный труд . Прежде всего, познание, мышление умственный труд определяется как целесообразная человеческая деятельность. И физический труд и познание в дальнейшем для простоты изложения будем использовать термин познание вместо термина умственный труд - процессы сознательные. И то и другое имеет своим результатом некоторый конечный продукт в одном случае - продукт труда в другом


- знание или какой-то другой результат умственного труда . На том, что познание - это орудийная деятельность необходимо остановиться подробнее. Приведем наиболее наглядный пример познавательной трудовой деятельности при решении какой-либо задачи физической или математической исходные данные подставляются в формулу, то есть обрабатываются при помощи этой формулы эта формула может быть взята из справочника или храниться в памяти решающего задачу .


Здесь формула - орудие труда, исходные данные - предмет труда, ответ, результат задачи - продукт труда. Конечно этот пример очень грубый. При решении задач мы используем не одно орудие труда формулу , а несколько и порой на разных уровнях, это могут быть логические и эвристические, языковые и математические орудия познавательного труда. В приведенном примере четко видны не только черты сходства познавательной деятельности с трудом в материальной сфере, но и специфические особенности, присущие исключительно умственному,


познавательному труду. Во-первых, этот процесс происходит скрыто внутри головы человека т.е. выражаясь общепринятым языком он происходит в области идеального, субъективного. Во-вторых, и орудия и предметы познавательного труда должны обязательно также перейти в голову человека, субъективироваться. Однако они при этом субъективны лишь по своему местоположению, по форме, тогда как по содержанию они адекватны насколько конечно позволяет линейность процесса перевода из материальной


в идеальную сферу объективной реальности из которой они взяты. В процессе трудовой познавательной деятельности в это содержание вносится момент субъективного, того нового чего не было ни в орудиях ни в предметах познавательной деятельности. Это и есть таинство возникновения нового знания. Итак результат познавательного действия содержит в себе момент объективного взятого из продуктов и орудий труда и момент субъективного, появившегося в


процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Не надо забывать что, если по содержанию все это и орудие и предмет, и продукт имеют как момент объективного так и момент субъективного, то по форме они все субъективны так как пока не вышли из головы человека. О том как происходит этот выход из головы ниже. Новое знание может не выходя из головы вновь становиться либо орудием либо предметом познания, и как


легко заметить доля субъективного в содержании в ходе этого процесса увеличивается и увеличивается. В-третьих, приложение орудий познания для преобразования предметов познания скрыто не только от окружающих, от внешнего наблюдателя, но зачастую и от самого познающего субъекта. Разве размышляющий о чем-либо осознает как он применяет законы логики для преобразования своих мыслей. Конечно он может вслед за этим проанализировать процесс своего мышления с логической точки зрения,


но при этом логические законы и категории будут уже не в роли орудий а в роли предметов познания. И анализ этот будет в качестве орудий познания проводиться теми же законами логики, но их применение будет опять ускользать от сознания логику можно обрабатывать с помощью логики как молоток можно обрабатывать с помощью молотка . Выше сказанное особенно относится к трудовым умственным процессам, когда в ход пускается большое количество орудий познания. В таких случаях глубинные, общеметодологические, логические и др.


орудия познания не осознаются, тогда как конкретные орудия данной науки формулы, законы могут применяться вполне осознано. В-четвертых, важнейшее значение имеет проблема соотношения познания, как специфической трудовой деятельности с объективной реальностью, с окружающим человека миром, с материальным производством. Эта проблема очень многоплановая, и на ней необходимо остановиться подробнее. Здесь можно наметить несколько направлений исследований 1


Откуда берутся орудия и предметы познавательного труда в голове человека каким образом они переносятся в голову ? 2 Что происходит в дальнейшем с результатами познавательного труда и как они затем объективируются? 3 Проблема возникновения познавательной деятельности. 4 Проблема адекватности знания, полученного в результате процесса познавательного труда, объективной действительности. Проблема истинности знания. Орудия и предметы познавательного труда без сомнения человек


берет из окружающей действительности из материального мира, в процессе его практического освоения и познавательной деятельности. Этот процесс имеет два уровня. Первый уровень познавательной деятельности - это присущие биологическим видам предшествующим человеку формы отражения действительности. Это деятельность по восприятию окружающего мира, ориентировочная деятельность. На этом уровне информация из окружающего мира переводится на язык условных рефлексов.


При этом важно отметить серьезное отличие, заключающееся в том, что любой законченный условно-рефлекторный акт в животном мире или имеет своим результатом внешнее физическое действие, или условный рефлекс подавляется доминирующими в данный момент условиями что делает условно-рефлекторный акт незаконченным, не имеющим результата . Условный рефлекс в человеческом мозгу, кроме описанных выше результатов, присущих животному миру, может иметь своим результатом некоторый внутримозговой результат, который становится одним из


моментов внутреннего субъективного образа внешней действительности, вызывающей данный рефлекторный акт. Способность к образованию условных рефлексов, отражающих элементарные связи и отношения окружающей действительности, явилось биологической предпосылкой мышления и познавательного труда. Но это еще не познавательный труд. Действительно на этом уровне человек бессознательно отражает окружающую действительность. Познавательный труд возникает тогда и это уже второй уровень , когда сформированный


средствами первого уровня субъективный образ реального мира служащий в данном случае предметом умственного труда начинает целенаправленно обрабатываться при помощи приобретенных ранее и запасенных в памяти орудий познавательной деятельности. Орудия и предметы познавательного труда могут образовываться как с помощью средств только первого уровня, так и с помощью средств обоих уровней. Надо сказать что орудия первого уровня, взятые из окружающей действительности могут иметь двоякое происхождение.


Во-первых, это естественные закономерности окружающего мира, которые можно постигнуть и познать в процессе непосредственного восприятия окружающей действительности. Во-вторых, искусственные орудия духовного производства созданные ранее другими людьми и передаваемые посредством материальных носителей книги и пр либо через непосредственный межличностный контакт. Конечно чистое использование средств только первого уровня для образования орудий труда у человека


встречается чрезвычайно редко, в основном это характерно для самого раннего этапа развития человека, до того как он начинает говорить. Язык это одно из самых мощных и универсальных орудий познавательного труда, позволяющее осуществить доступ ко всему богатству умственных орудий созданных человечеством. Поэтому образование новых орудий познавательного труда происходит также в процессе труда, орудие которого как минимум - язык. Производство орудий производства .


Это не надо ни в коей мере понимать так, что для образования орудий труда достаточно одного языка. Нет это означает просто то, что для образования орудий адекватных законам и связям отражаемой окружающей действительности, для того чтобы можно было применить их для обработки познавательных предметов труда их необходимо обрабатывать при помощи логических, языковых средств. И в этот момент они выступают еще не как орудия труда а как предметы.


Из этого следует один важный вывод почти все что переходит из первого уровня во второй является предметом труда. Но из этого не следует обратное предметы труда могут выходить и из второго уровня. Все зависит от того для каких целей будет применено то, что получено средствами второго уровня, для дальнейшего применения в качестве орудий или предметов труда. Конечно и в зрелом возрасте человек может получать орудия умственного труда только средствами первого


уровня однако это происходит все реже и реже. В свете этого можно интерпретировать формирование человека его обучение и воспитание как накопление ими орудий познавательного труда. То есть знания и навыки приобретаемые в ходе деятельности по освоению окружающего мира становятся орудиями для дальнейшего его познания, освоения, преобразования. Конечно приобретенные ранее знания могут выступать в качестве не только орудий труда но и предметов.


Но это в основном в теоретической деятельности вернее на идеальных ее этапах . В практической познавательной и преобразовательной деятельности предметы труда человек постоянно черпает из окружающей действительности из реального мира. К предыдущей проблеме вплотную примыкает вопрос о возникновении такого феномена как познавательный труд. Ф.Энгельс в статье Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека раскрывает предпосылки, диалектику


возникновения и развития трудовой физической деятельности у перволюдей. Он пишет Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. По всей видимости трудиться начали еще обезьяны. То есть тот, кто первым применил и стал постоянно использовать палку для обороны или охоты не был еще человеком.


Эти их действия подчинялись еще пока животному условному рефлексу, который благодаря сильно увеличившемуся и усложнившемуся мозгу высших обезьян стал невероятно сложным рефлекторная цепочка исключительно длинной . Используя понятие двух уровней процесса практического познания все действия обезьяны не выходили за рамки первого уровня. И не смотря на это, то, что делала обезьяна уже было трудом пока еще только физическим целенаправленным воздействием на предметы орудиями труда.


У обезьяны научившейся трудиться и передавать трудовой условный рефлекс из поколения в поколение резко повысилась выживаемость. Но труд это настолько сложная деятельность, что для ее обеспечения едва хватало средств первого уровня животных условных рефлексов . И для развития этого вида деятельности появилась необходимость в качественно новом виде психической мозговой деятельности. Физический труд - это тот стимул заказчик, потребитель , который вынудил возникнуть


второй уровень практическо-познавательной деятельности. Физический труд явился не только стимулом появления мышления, но и деятельностью, структура которой отразилась в мозгу как форма его собственной деятельности как познавательный, умственный труд. Нельзя не сказать о той роли, которую сыграл язык в возникновении второго уровня познавательной деятельности. С возникновением труда и вызванным им усложнением деятельности обезьяны возникла необходимость интенсивного


обмена информацией между особями в стаде во-первых, с целью координации усложнившейся деятельности, и во-вторых, с целью передачи навыка труда. Среди звуков сигнального характера опасность, потребности, эмоции стали появляться звуки знакового характера, то есть обозначающие действия и предметы. Эти-то качественно новые звуки тоже можно причислить к элементарным орудиям, с помощью которых одна обезьяна воздействовала на другую сигналы при этом не орудия они что-то вроде части тела, они отражают


состояние организма психики, а не предметы или действия . Но язык речь - это единственные орудия труда, которые имеют способность быть перенесенными внутрь человека, может возникнуть внутренняя речь. Это один из способов, один из самых мощных, но, по видимому, не единственный, в возникновении средств второго уровня познания. А далее Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции


и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию. И если труд физический породил труд умственный, познавательный, то теперь прежде чем что-нибудь сделать человек подумает, то есть вначале процесс труда произойдет в мозгу, а за тем в практической физической форме. Как возникает познавательный труд из физического труда и практической деятельности мы рассмотрели. Теперь надо рассмотреть особенности обратного процесса.


Каким образом продукты познавательного труда используются в практической деятельности человека? Раньше указывалось, что продукт познавательного труда может выступать либо в форме предмета, либо в форме орудия труда для дальнейшего познавательного труда. То же самое справедливо и для физического труда. Это означает, что продукт познавательного труда является либо орудием либо предметом материального производства.


Но чтобы объективировать продукт познавательной деятельности необходимо превратить его в физическое действие, иного канала воздействия на окружающую действительность человек не имеет химическое воздействие не в счет, оно всегда неосознанно и протекает на элементарном уровне . Как преобразуются процессы являющиеся результатами познавательного труда проходящего в мозгу в осознанную физическую деятельность человека? По всей видимости это тоже разновидность трудовой деятельности, в


которой знание находящееся в мозгу и является предметом этого труда с целью объективации преобразуются с помощью некоторых средств в продукт этого труда, в действующее знание, в деятельность направленную на преобразование внешнего мира. Орудиями такой деятельности являются условно-рефлекторные навыки физической деятельности мы не осознаем как сжимаем или разжимаем руку, как произносим слова . На этом этапе продукт познавательного труда становится предметом труда по объективации знаний, но чем


является продукт этого труда, действующее знание? Может это звучит парадоксально, но оно становится орудием труда, который получен в процессе идеального производства, попытка описания которого сделана выше. Трудности здесь возникают по двум причинам. Первая заключается в том, что тяжело поддается пониманию как могут идеальные орудия труда могут стать орудиями в процессе материального производства, физического труда точнее одними из орудий, так как они действуют совместно с объективными материальными орудиями


. Но рассмотрим один пример скульптор лепит из глины руками произведение. Что это труд или не труд? В обычном понимании - это не труд, так как он не применяет материальных орудий труда. Конечно это не верно, орудия труда у скульптора в голове и реализуются они через физические действия руками. Вторая трудность заключается в том, что действующее знание как орудие труда совпадает с деятельностью, которая выступает в определении труда как одна из его составляющих частей.


Но эта деятельность имеет очень сложную структуру, она включает в себя как целевой, волевой, активно-побуждающий момент деятельности, так наряду с этим, методический момент, то есть способ этой деятельности, второй, если так можно выразиться, технологический момент деятельности, который и является орудием физического труда. Оно обретает свою материальную форму в структуре физических действий человека по преобразованию материальной действительности. Этими, условно их назовем духовными, орудиями труда человек


может воздействовать не только на неживую и живую природу, но и на социальные условия окружающего его мира. Это происходит посредством преобразования духовных орудий в звуковую речь, печатное слово, средства массовой информации, искусство. Духовные орудия производства, так же как и материальные, имеют свойство в процессе общественной практики накапливаться, развиваться, совершенствоваться. Для этого выработались специальные средства материальной культуры - средства записи книги и т.п


Однако для того чтобы зафиксированные в них орудия духовного производства действовали они должны пройти через голову человека, а за тем через его руки. По аналогии с материальным производством можно сказать, что уровень производства идей характеризуется уровнем развития орудий их производства. Еще очень важно отметить, в этой связи, что орудия духовного производства передаются не только средствами духовной культуры, но и через посредство всей окружающей человека действительности, несущей отпечаток


воздействия со стороны общества. Важно выявить взаимосвязь материального и духовного производства. А она вытекает из того, что продукт духовного производства выступает в качестве орудия материального производства. Это означает, что развитие духовного производства стимулируется интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к материальному производству опережающими темпами. Этот вывод подтверждает весь ход НТР. Теперь есть возможность коротко коснуться проблемы адекватности


знания полученного в процессе познавательного труда. Даже при условии соответствия действительности и орудия и предмета познавательного труда нет ни какой гарантии того, что продукт этого труда будет адекватен действительности, правильно ее отразит причин для ошибок множество и на них на всех останавливаться нет возможности . И проверить объективность этого вновь возникшего субъективного содержания, нового знания можно лишь


одним способом объективировав его и применив его в качестве орудия материального производства на практике. 2.Формальный рутинный труд Автоматизация рутинного труда и прогноз социальных изменений. Развитие автоматизации на поточных производственных линиях, особенно в автомобилестроении, состоявшееся в конце 70-х - начале 80-х годов XX века, положило начало формированию нового хозяйственного способа производства, в котором размеры рутинного труда могут быть малы или ничтожны.


При этом работник рутинного труда постепенно замещается специалистом по диагностированию, ремонту, настройке и программированию промышленного оборудования, например, обрабатывающих центров с программным управлением. Квалификация труда рядового работника в промышленности подходит вплотную к квалификации и уровню работника творческого труда. Многократно увеличивается количество работников, связанных с прикладными научными исследованиями и разработкой новых видов продукции, с исследованиями рынка, рекламой и в смежных


областях, связанных с обработкой и переработкой информации, Быстро возрастает роль работников творческого труда в профессиональных сферах, не связанных с управлением. Эта именуемая ранее прослойкой и творческой интеллигенцией профессиональная группа становится основной частью общества и, во всяком случае, поглощает рабочий класс, вытесняет его или сама становится основным рабочим классом. i i Размер этой части общества, вероятно, характеризует состояние его удаления от того


общества, которое именовалось капитализмом или индустриальным обществом и было фактически двухклассовым. Первой трансформацией промышленной иерархии становится ее расширение в средней своей части, в части тех функций, которые в иерархиях рассматривались как штабные функции , поскольку роль функций проектирования, продвижения товара, планирования и анализа производства и сбыта резко возрастает. Возможна ли полная ликвидация рутинного труда? В тридцать лет, когда эта работа писалась, автор был


настроен весьма оптимистически по поводу автоматизации. Через тридцать лет жизни, посвященной непосредственно этой проблеме, приходится стать более сдержанным в прогнозах ее достижения. Иерархии могут сохранить свое значение, если в ходе производства из творческого труда будет постоянно выделяться рутинный компонент, со временем последовательно автоматизируемый, но поддерживающий своим существованием иерархическую форму труда.


В истории только конторского труда, труда служащих и труда, связанного с автоматизацией производства, можно выделить такую закономерность. То, что считается сегодня престижным, чистым и творческим , завтра считается нормальным , а послезавтра скучной рутиной . Немногие помнят, что профессия водителя и машиниста паровоза ценились весьма высоко. А сейчас они на грани автоматизации автопилоты и автоматическое сопровождение поездов метро .


Работа почтового служащего в начале века - письмоноши в середине века - закончится всемирным внедрением Интернета в семейные компьютеры. Существенно, что в области программирования процессы, которые считались творческими в 50-х годах, сейчас в подавляющем большинстве ситуаций просто скрыты от разработчиков работа в машинных кодах или ручное проектирование диалога . Поэтому данный труд, сегодня рассматриваемый как творческий, завтра уже оказывается рутинным.


Но пока он не автоматизирован, его носители имеют шанс считаться рутинными работниками, и соответственно быть кандидатами на низ иерархической структуры, которая получает новый исторический ресурс для своего существования. Этот вывод весьма огорчителен для автора. Но с ним, как с объективным фактором, следует считаться при анализе будущих социальных перспектив. Несомненно, это тема, весьма достойная для тщательного научного исследования.


3. Творческий труд Творческий труд - предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творчество - сложная форма трудовой деятельности, требующая от человека определенных способностей, многолетней предварительной подготовки, высокой профессиональной квалификации и особых условий. К представителям творческих профессий относятся ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы,


артисты, художники и многие другие раотники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие закон, принцип, правило или шедевр искусства. Творчеством является так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы к той или иной проблеме.


И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям. Творческий труд всегда предполагает известную степень неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, отличающимися от обычных ситуациями, требующими от него принятия нестандартных решений. Частным примером таких форм творческой деятельности может служить труд судоводителя-


штурмана, управляющего движением судна в условиях неожиданных воздействий природной стихии, для которых характерна недостаточность информации о предстоящих изменениях метеорологической обстановки. Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения. На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека


в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи. В рассматриваемом нами примере судоводитель, выполняя трудовую операцию швартовки судна, каждый раз в виде определенных образных кар-тин идеально представляет все возможные варианты последствий своих решений и действий, выбирая наиболее оптимальные. При этом важнейшим механизмом творчества является


интуиция - знания, условия получения которых человеком не осознаются. В таких случаях люди обычно говорят Чувствую, что нужно действовать именно так, но объяснить, доказать этого не могу . Интуиция - это один из видов мышления, для которого характерна быстрота иногда моментальность формулирования гипотез и принятия решения при недостаточной осознанности его обоснования. Однако неверно противопоставлять интуицию логике, так как в процессе решения задачи эти стороны интеллекта


образуют единое целое. Прежде чем счастливая мысль озарит ученого, изобретателя, поэта и любого другого представителя творческих профессий, человек, как правило, затрачивает немало трудов на поиск решения, на рассмотрение различных его вариантов. На пути к верному интуитивному решению проблемы происходит предварительное, порой длительное, сознательное её изучение, а так же неосознанное накопление связанных с ней образных представлений, которое осуществляется в процессе практической деятельности и специального


обучения. Любое открытие, любая творческая мысль возникают не на пустом месте, а имеют своей основой профессиональный опыт индивида, общий уровень его развития, его способности, знания. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже на-деленные от природы какой-либо специальной


способностью к музыке, математике и т.д. люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду. Известно, что Т. Эдисон работал ежедневно по 19-20 часов в сутки. В. Гёте, которого считали баловнем судьбы, писал я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырёх недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я всё время тащил в гору камень, который снова и снова скатывался, а нужно было снова тащить его вверх .


Человек рождается не со способностями, а с наследственными их предпосылками - задатками, которые развиваются лишь в процессе практической деятельности учебной, игровой, трудовой . Это относится к любому виду творчества. По словам русского композитора П. И. Чайковского Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых . Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для


управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения. Заключение Хотя труд - разновидность деятельности вообще, он имеет свои специфические характеристики. Что же его отличает? Во-первых, наличие и детерминированность цели деятельности социального субъекта его потребностями, хотя при этом свобода выбора вида труда индивидом или группами лиц ограничена на макроуровне потребностью в определенном количестве благ, что приводит к конкуренции людей или хозяйственных


субъектов, выбирающих данный вид труда, за право им заниматься. Во-вторых, производительный характер труда, проявляющийся в исключительной направленности на создание определенных благ в-третьих, общественный характер труда, который обеспечивается взаимной связью различных видов труда, его специализацией и кооперацией. Понятие производительный труд характеризует деятельность, продукт которой удовлетворяет определенные потребности или может быть использован для производства


новых благ. Трудовая деятельность, не создающая материальных и нематериальных благ или не компенсирующая недостаток в благах по отношению к потребности в них, не может считаться производительной. Труд как целесообразная деятельность должен и качественно, и количественно соответствовать его цели - производству благ, удовлетворяющих общественные потребности. Эта деятельность может подразделяться на инновационную, приводящую к созданию нового продукта результата


или использующую для достижения цели новые средства, и репродуктивную рутинную , постоянно воспроизводящую прежние трудовые процессы и продукты. Инновационная деятельность выступает средством преодоления противоречий, возникающих как между социальным субъектом и внешней средой, формирующей новые общественные потребности, так и в процессе развития собственно общественного производства. Особого внимания заслуживает инновационная деятельность, направленная на создание новых орудий и средств


труда, которые в отличие от предметов потребления не исчезают в процессе их использования и являются основой дальнейшего роста общественного богатства. Общественная потребность нередко служит импульсом к появлению новшества, причем последнее может само порождать новые потребности. В любом случае обнаружение и осознание ее субъектом что предполагает определенные творческие усилия - повод и стимул к осуществлению инновационной активности.


Как инновационная, так и рутинная трудовая деятельность является формой не только индивидуальной, но и общественной активности, в которую вовлекаются различные участники, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Для их нормального взаимодействия нужно управление. Поэтому так важно различать в структуре трудовой деятельности ее составные части или элементы творческие и исполнительские, управляющие и управляемые. Причем, как отмечает


Й.Шумпетер труд по управлению несет в себе нечто творческое . Подлинно творческий характер труда по созданию нового основывается на особенностях взаимодействия субъекта с окружающим миром, когда творческая активность субъекта приводит к изменению внешнего мира прежде всего под влиянием мира внутреннего. И эта активность - результат внутреннего выбора субъекта, хотя в конечном счете на него существенно влияет и окружающая среда.


Творчество в отличие от трудовой деятельности не зависит от физической потребности, для удовлетворения которой предназначен продукт труда. Творческий труд свободен от внешнего или даже внутреннего принуждения. И поэтому приобретение трудом творческого характера связано с глубинными изменениями причин деятельности - вместо удовлетворения потребности в вещах на первый план выходит воплощение в них универсальных возможностей человека как социального субъекта. Творчеству соответствует особый характер развития субъекта, который


предполагает рефлексию личности в том смысле, что для нее решающим мотивом и условием трудовой деятельности становится самооценка. Инновационая деятельность начинается с осознания противоречия в системе субъект - внешняя среда и с формирования цели деятельности, способной его разрешить. Для ее успеха важно, чтобы целеполагание не только содержало описание цели, но и включало критерии, позволяющие оценить результаты инновационной деятельности.


По существу, действию предшествует его идеальная модель. Инновационное мышление по сравнению с научным как форма инновационной деятельности в современной экономике характеризуется интегративностью с практикой, поскольку главный ее субъект изначально ориентируется на коммерчески эффективное решение. Список литературы 1. Управление по результатам, Тимо Санталайнен и др М 1993, 320с.


2. Э. Я. Баталов, Политическая культура современного общества, М 1990. 3. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 3, стр. 34



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бразилия-история, география,экономика,население
Реферат Бой на реке Сестра
Реферат Способы производства и методы модификации резиновой смеси для производства сальника реактивной штанги с целью уменьшения себестоимости и увеличения производительности
Реферат Анализ себестоимости перевозок филиала "Троллейбусный парк № 2"
Реферат Технологический процесс изготовления промежуточной шестерни 60640 коробки передач комбайна СК-4
Реферат Молочное скотоводство в России
Реферат Закономерности развития технологических систем Химико-технологические процессы Литейное производство
Реферат Творческая самореализация школьника в системе интегрированных уроков искусства
Реферат Творчество Людвига Ван Бетховена
Реферат Агроэкологическое обоснование эффективности ландшафтных систем земледелия в центральном черноземье
Реферат Проектирование информационной системы "Библиотека"
Реферат Средневековый фарс и комедия Дель Арта в эпоху Возрождения
Реферат 12 февраля 2011 года на лыжно-спортивном комплексе прошли соревнования по лыжным гонкам в рамках всероссийской акции «Лыжня России 2011»
Реферат Современные взгляды на мышление
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Социально-педагогическая профилактика зависимостей от пав детей и подростков» Цели и задачи дисциплины