Содержание: Введение 3 1. Интеграция – высшая форма развития мирового воспроизводственного процесса : 1.1. Международная экономическая интеграция. 4 1.2. Предпосылки интеграции. 5 1.3. Содержание и формы международной экономической интеграции. 6 1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. 8 1.5. Цели международной экономической интеграции. 9 1.6. Этапы международной экономической интеграции. 11 1.7. Международные интеграционные объединения. 13 1.8. Главные интеграционные группировки мира. 17 2. Государственное регулирование процесса интеграции : 2.1. Роль государства в осуществлении процесса интеграции. 21 2.2. Методы регулирования внешнеэкономических связей. 22 2.3. О выборе модели развития внешнеэкономических связей (ВЭС) России. 24 3. Внешнеэкономические связи Российской Федерации : 3.1.Место России в мировом хозяйстве. 27 3.2. Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья. 33 3.3. Экономическая зависимость России от стран СНГ. 34 3.4. Современные тенденции международных экономических отношений. 35 Заключение 37 Список использованной литературы 39Введение Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и международных экономических отношений в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора, то есть происходит интернационализация хозяйственной жизни. Для неё характерны следующие этапы: поначалу она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением её в мировую (ХУ111-ХХ вв.). С конца ХХ века международное движение капиталов уверенно вступает в международные экономические отношения и в настоящий момент занимает в них 1-е место. Постепенно центр тяжести международных экономических отношений перемещается в сферу производства и научно-технической деятельности, знаменуя переход к международной экономической интеграции. ^ I. Интеграция – высшая форма развития мировоговоспроизводственного процессаИнтеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.(15;72) Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.(15;72) Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных сил, уже переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывается таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.(15;72)^ 1.1. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.(8;75) Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития международной экономики, только если группа интегрирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.(3;558)^ Предпосылки интеграции• Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве. торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.(17;361)• ^ Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке (рис.12.1). К изначальной группе стран — интеграционному ядру, — ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.(17;361)• ^ Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования. регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.(17;361)• ^ Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.(17;361)• «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.(17;362)^ Содержание и формы международной экономической интеграции.Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.(3;558) Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами - участницами и прежде всего таможенные пошлины.(3;559) Другая форма - таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.(3;559) В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лиц сферы/обмена, с тем чтобы обеспечить для стран - участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовые расчетов.(3;560) Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.(3;560) Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.(3;560) Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.(3;560)Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.(9;66) Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран—участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.(9;66)В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.(9;66) Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных региона. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.(9;66)^ 1.4. Факторы, определяющие интеграционные процессы. Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:- возросшая интернационализация хозяйственной жизни;- углубление международного разделения труда;- общемировая по своему характеру научно-техническая революция;- повышение степени открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.(9;67)Интернационализация: представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).(9;68) Всего в мире, по данным ЮНКТАД, действует 39 тыс. транснациональных корпораций и 270 тыс. их филиалов с общей суммой активов 2,7 трлн. долл.(9;68) ^ Международное разделение труда: другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда (происходящие прежде всего под влиянием НТР). Сам термин "международное разделение труда", с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриотраслевая специализация.(9;68)^ Научно-техническая революция: современный этап научно-технической революции выводит интернационализацию как рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР выступает самостоятельным фактором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Не может быть успешным развитие науки и техники в той или иной стране в изоляции от других государств.(9;68)^ Открытость национальиых экономик: интенсивное развитие в последние годы кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные границы и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Открытая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи.(9;69) Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия государств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой основы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, технологий, квалифицированных кадров.(9;69)^ Цели международной экономической интеграции.Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.(17;363) • ^ Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.(17;363) • ^ Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.(17;363) • ^ Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.(17;363) • ^ Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного-курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.(17;364) • ^ Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.(17;364) Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.(17;364)^ 1.6. Этапы международной экономической интеграции.Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине XX века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.(17;364)^ На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.(17;364)^ На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.(17;365)Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ГС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.(17;365)Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств. Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.(17;365)Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом, принимать решения по вопросам, касающимся организации; без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.(17;365)Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС}, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.(17;365) ^ 1.7. Международные интеграционные объединения.Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.(17;367) Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают.(17;367) Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса (табл. 1.1). Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации Восточно-Карибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода, длительностью в 34 года начиная с 1994 года.(17;368) Как показывает исторический опыт, наиболее, просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь. Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, безусловно, является Европейский союз.(17;368)ТАБЛИЦА 1.1:^ Уровень развития интеграционных объединений Уровень интеграции (поставленные цели) Название, год создания Страны-члены и организации Соглашения об экономическом и торговом сотрудничества Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР — EU — FSU (Co-operation and Partnership Agreements), 1994 ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина Соглашения об ассоциации с ЕС (EU Association Agreements). 1991-1995 Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения Инициатива «Предприятие для всей Америки» (Enterprise for the American Initiative — EAI), 1990 США, большинство латиноамериканских и центральноамериканских государств Зоны свободной торговли (ЗСТ) Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ (European Free Trade Association — EFTA), 1960 Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция Европейская экономическая зона (European Economic Area — EEA), 1994 Страны Европейского союза, Исландия. Лихтенштейн Балтийская ЗСТ (Baltic FTA), 1993 Эстония, Латвия, Литва Центральноевропейская ЗСТ (Central European FTA). 1992 Чехия, Венгрия, Польша, Словакия Североамериканская ЗСТ (North American Free Trade Agreement — NAFTA), 1994 Канада, Мексика, США Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН (ASEAN Free Trade Agreement — AFTA). 1992 Бруней, Индонезия. Малайзия. Филиппины, Сингапур, Таиланд Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (Australia — New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement — ANZCERTA). 1983 Австралия, Новая Зеландия Бангкокские соглашение (Bangkog Agreement), 1993 Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка Таможенные союзы (ТС) Ассоциация ЕС с Турцией (Turkey Association Agreement — EU), 1963 ЕС, Турция Арабский общий рынок (Arab Common Market — ACM), 1964 Египет, Ирак. Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен Центральноамериканский общий рынок (Centra] American Common Market — CACM), 1961 Коста-Рика. Сальвадор, Гватемала. Гондурас, Никарагуа ЗСТ между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой (Colombia, Ecuador, Venezuela — FTA), 1992 Колумбия. Эквадор, Венесуэла Организация восточно-карибских государств (Otganitation of East Caribbean Slates). 1991 Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтссррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины Общий рынок (ОР) Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (The Gulf Cooperation Council), 1981 Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ Андский общий рынок (Andean Corn-топ Market, Andean Pact), 1990 Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла Латиноамериканская интеграционная ассоциация — ЛАИА (Latin American Integration Association — LAIA), 1960 Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла Общий рынок южного конуса — МЕРКОСУР (Southern Cone Common Market — MERCOSUR), 1991 Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай Карибское сообщество и Карибский общий рынок — КАРИКОМ (Саг-ribean Community and Common Market — CARICOM), 1973 Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтссррат, Сент-Кятс и Невис, Сент-Люсия, Сеит-Виисснт и Гренадины, Тринидад и Тобаго Экономические союзы (ЭС) Европейские сообщества (European Communities — EC), 1957, позже Европейский союз — ЕС (European Union — EU), 1993 Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франти. Швеция Экономический союз — Бенилюкс (Belgium, Netherlands, Luxemburg Economic Union — BENILUX), 1948 Бельгия, Нидерланды, Люксембург Содружество независимых государств (Commonwealth of Independent States), 1992 Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан Союз арабского Магриба (Arab Maghreb Union), 1989 Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис Межстрановая инициатива (Cross-Border Initiative), 1993 Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве Лагосский план действий (Lagos Plan of Action), 1973 Все страны Африки к югу от Сахары Союз реки Many (Manu River Union), 1973 Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне Западноафриканский зкономичесхий и валютный союз (West African Economic and Monetary Union), 1994 Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того ^ 1.8. Главные интеграционныегруппировки мира.Объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.(9;73) Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе — ЕС и EACT (EAFT)1, в Северной Америке — НАФТА (NAFTA)2, в Азиатско-тихоокеанском регионе — Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).(9;73) Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.(9;73)^ ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка: официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций: Европейского объединения угля и стали — ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.; Европейского экономического сообщества — ЕЭС (EEC)3; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.; Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958г.(9;73) Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.(9;73)Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран - участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности.(9;74)Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка "как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц", что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы.(9;74) В декабре 1991 г. и феврале 1992 г. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего к концу века в ЕС будет единая денежная единица и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики — Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США.(9;74) Реализация Единого европейского акта привела к созданию Европейского союза, имеющего структуру федеративного типа.(9;74) С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки — Европейский союз. В ЕС — как полноправные члены Союза входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания. Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.(9;74)^ ЕАСТ и формирование европей