1.1. Сущность и функции финансов. Взаимосвязь финансов с др. экономическими категориями: деньгами, кредитом.Финансы - это категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств (денег). Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода; орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Назначение финансов: путем образования денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и предприятия в денежных средствах, контроль за расходом финансовых ресурсов . ^ Сущность финансов в их функциях: 1) Распределительная (перераспределительная) – проявляется при распределении нац.дохода. Связана с распределением стоимости произведенного общ. продукта, формированием у субъектов экон.отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. 2) Контрольная – проявляется в контроле за распред-ем ВВП по соответ-м фондам и расходованием их по целевому назначению. Задачи: проверка соблюдения закон-ва по фин. вопросам; своевременности и полноты выполнения фин. обяз-в перед бюджетной сис-ой, нал. службой, банками, а так же взаимодействие обязательств предпр-й и орг-ций. 3) Оперативная - обеспечение полноты, своеврем-ти образ-я и использ-я фондов. Явл-ся системой управления фин. ресурсами предпр-я, сочетающую в себе фин. политику, различные методы, инструменты, а так же людей, принимающих управлен. решения и применяющие их на практике с целью достиж-я и обеспеч-я фин. стабильности и роста. Реализ-ся в сфере фин.менедж-та.^ 4) Стимулирующая – стимул-ет эфф-ть исполнения производ-х фондов, обеспечивает непрерывность кругооборота активов предпр-я. Связана с отношениями м/у гос-ом и предпринимательской сферой. Основные рычаги: 1)налоги; 2)цены и тарифы; 3)бюджет; 4)экспортные – импортные пошлины. Эти ф-ции осущ-ся финансами одновременно. Финансовый рынок – это рынок, где обращается капитал. Это совок-ть рын-ых институтов, направляющих поток денежных средств от собственных сбережений к заемщикам. Сектора фин. рынка: рынок кредита, ц/б, валюты, прямых инвестиций.^ Финансы и деньги Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому из роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использования фондов денежных средств. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и из распределении. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны. ^ Финансы и кредит Общим является то, что они участвуют в кругообороте денежных фондов на расширенной основе. Различия- 1) кредит функционирует на возвратной основе, а ф.- на безвозвратной 2) кредитные ресурсы формируются за счет временно свободных денежных средств, а фин. рес. – из доходов и накоплений на стадии первичного распределения 3) кредит. рес. предост-ся на срок и платно, а фин. рес-сы бессрочно и бесплатно и т.д. ^ 2.1. Финансовая система: ее структура и взаимодействие элементов. Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуется и используются фонды денежных средств. Финансовая система - система форм и методов образования , распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятия. Сферы: 1- ^ Централиз-е финансы: федеральные (бюджет, ВБФ); региональные (субъект федерации, местный бюджет, терр.программы); финансы общ. орг-ций (партии, религ.орг-ции, благотв.фонды, союзы); 2- Децентрализ-е финансы: предприн-кие (отраслей экон-ки, ПБОЮЛ); финансы населения. ФС РФ вкл-ет звенья фин.отн-ий: 1) гос.бюдж.сис-му (фед.бюджет, республ-кие, краевые, областные бюджеты, бюджеты автон.областей, округов и город.бюджеты, местные бюджеты) 2) внебюдж.спец. фонды 3) гос.кредит (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ) 4) фонды страх-я 5) фин-сы предп-ий разл.форм собст-ти (формир-ся преоблад-щая часть фин.ресурсов), ФС – это также сис-ма фин.учреждений. Совок-ть фин.ведомств - это аппарат управ-я ФС, включает: 1. Общегос.уровень (Минфин – исполнение бюджета, ФНС – испол-е нал.закон-ва, ЦБ – проведение ДКП, ФСФР – регистрация и контроль за эмиссией ц/б ), 2. Уровень субъектов, 3. Ур-нь хоз.субъектов (фин.службы предприятий, депар-ты). В совок-ти они осущ-ют: планирование, операт.управ-е фин.фондами и фин.контроль, реализуя тем самым фин.политику. ^ 3.1 Федеральный бюджет: понятие, роль в экономике страны, современные параметры.Бюджет - это централиз-ый фонд ден.средств, создаваемый и используемый органами гос. власти всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный) для выполнения своих функций.. Регулир-ся законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». Задачи: 1. Перераспр-е ВВП; 2. гос.регул-е экономики; 3. фин.обеспеч-е гос-ой соц.политики; 4. Контроль за образ-ем и использ-ем централ-х фондов ден.ср-в. Бюджетная система РФ трехур-вая: 1) фед.бюджет и ВБФ; 2) терр.бюджет и местные ВБФ; 3) местные бюджеты (городов, районов, сельские). Гос.бюджет – это сводный фин. план сбора доходов гос-ва и использования получ. средств на покрытие всех видов гос.расходов. ^ Бюджет включает: доходы, расходы, целевые бюджетные фонды стабилизациооный фонд РФ. Доходы: текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные (единично – приватизация), гранты. Налоговые: налоги и сборы, таможенные пошлины и платежи;. неналоговые – от исп-ния и продажи имущ-ва в гос.собст-ти, прибыль ЦБ, доходы от ВЭД, штрафы. Расходы - приорит. часть, примен-но к ней формир-ся доходная часть: затраты на фин-ние нар. хоз-ва, соц-культ.меропр-ий (образ., здравоохр., соц.обесп-е); оборону страны; содержание органов упр-я и правоохран.органов; затраты на оказание фин. поддержки территориям и др. Роль состоит в том, что ФБ является основным механизмом, позволяющем проводить государству экономическую и социальную политику. Непосредственно роль ФБ можно определить в объеме ВВП, который через него перераспределяется. В 2006г. по исполнению расходы составляют 15,5% ВВП. В 2007г. запланированны дохлды 22,3 % к ВВП, а расхоы 17,5% ВВП. ^ 4.1 Региональные бюджет: понятие, состав, функции. Консолидированный бюджет.Региональные бюджеты – представляют собой основной элемент централизованных региональных финансов. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти, субъектов РФ. Регион.Ф - это совок-ть ден.отн-ий, в процессе кот. осущ-ся формир-е и использование ден. фондов админ-терр. единиц, использ-х на экон. и соц. развитие территорий. Отличие от гос.финансов: выполн-ет функции лишь для части общ-ва; более эфф-е использ-е ден.фондов (тк. приближены к потреб-тям конкр. региона). Функции:1. С их помощью государство выравнивает уровни экономического и социального развития территории.2. С их помощью происходит распределение и регулирование доходов.3. Обеспечивается финансовая база функционирования региональных органов власти. Специфика региональных бюджетов в том, что они имеют закрепленные доходы от региональных налогов ( налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы), а также в эти бютжеты поступают отчисления от федеральных налогов и сборов.Консолид. бюджет – сводный бюджет, вкл-щий ряд б-тов разных уровней. Виды: 1)конс. бюджет субъекта федерации (самого субъекта (области) и все бюджеты муниц.образ-й, распол-х на территории этого субъекта); 2) конс. бюджет РФ (фед.+ все конс. бюджеты субъектов федерации; это общий бюджет по всей стране). Консолид. бюджеты не имеют законодат хар-ра, а только статис. и аналит. значение. ^ 5.1 Налоговая система: ее структура и функции. Налоговая политика.Нал. Система – это основной инструмент реализации бюджетной политики.. Налоговая система – основана на определенных принципах, система общественных отношений, урегулируемых нормами права, складывающихся в сфере налогообложения. Налоговые системы в разных странах существенно отличаются по набору налогов, структуре и полномочиями органов государственной власти.Структура: ^ 1. Системы налогов и сборов. Налоги: Фед. налоги (устанав-ся НК и обязательны к оплате на всей территории РФ – НДС-18%, акцизы, НДФЛ, ЕСН-26%, на прибыль орг-ий и др.); Налоги субъектов РФ – регион. (устан-ся НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соотв. субъектов РФ – на имущество организаций, на игорн. бизнес, транспортный), местные налоги (представ-ми орг-ми муниц.образований – земельный, на имущ. ф/л.). 2. системы налоговых отношений. Налоговые механизмы – организационно-правовые процедуры и методы упр-я налогообл-ем, кот. гос-вом придана юрид.форма посредством нал.закон-ва. Налоговые органы:(МНС, тамож.ор-ны, МВД; Минфин)3. нормативно-правовой базы налогообложения. ^ Налоговое законодательство – закон-е и подзаконные акты, метод. документы, регул-ие налогообложение.4. системы информационного обеспечения.Функции: 1)Фискальная функция – формир-е доходов бюджета через изъятие у предпр-й и населения части их доходов в пользу гос-ва. 2) Экономическая (регулирующая) функция – возм-ть устан-я разных условий налогообл-я для разных субъектов экономики и ф/л, тем самым влияя на их экон.активность.. ^ Налоговая политика предс-ет собой сис-му нал. мероп-ий, осущ-х гос-ом при формир-нии доходов гос-ва и регулир-и экономики. Содержание и цели нал.политики обусл-ны задачами гос-ва на каждом этапе развития страны. Виды: 1.Фискальная политика: а) дискреционная (стимулир-щая-снижение налогов). При экон. спаде приводит к бюдж. дефициту, но обесп-ет сокращение темпов роста падения произ-ва. б) сдерживающая – хар-на в усл-х инфляции, вызванной избыт.спросом (уменьшение величины гос. расходов и увеличения налогов. Формируется положительное сальдо бюджета). 2.Политика встроенных стабилизаторов (автом-ки реагирует на изм-е экон.ситуации; в период роста ВВП происходит увелич. нал. поступ-й, что обеспечивает уменьш-е покуп. способности населения и сдерж-е экон. роста, если нал.ставка прогрессивная). Разрабатывая напр-я нал.политики гос-во должно обесп-ть решение: экон. задач; соц.задач; задачи оптимизации нал.изъятий, т.е. достиж-я паритета между общ-ми, корпор. и личными интересами в области налогообложения. Основные направления налоговой политики:1. достижение стабильности и определенности налоговой системы. 2. активизация стимулирующей функции налогообложения. 3. повышение собираемости налогов. ^ 6.1 Финансы общественных организаций: понятие, роль и функции. Орг-ции, для кот. извлеч-е прибыли не является осн. целью деят-ти, особенность – целевая (соц.) установка, кот. является основой для распред-я ден. потоков. Финансы ОО – замкнутые перераспр-ные ден. отнош-я между их членами, направленные на достижение уставных целей ор-ции; их взаимоотн-я с бюджетами разных уровней и инвестиц.деят-ть. Фонды; ассоциации; союзы; некомм. партнерства; общ., полит., религ., благотв-е орг-ции; гос.корпорации. Роль – создание доп. источника финан-я для удовл-ия нужд и потреб-тей общества (соц., частных). Осн. параметр общ. ор-ций – благотворительность – формирует все спец-е для общ. ор-ций денежные потоки.Доходы: вклады учредителей; членские взносы; добров.пожерт-я и благотв. гранты; поступ-я из бюджета и ВБФ; доходы от предпр-ой деят-ти (должна быть ориент-на на цели ор-ции); бесплат. труд работников и добровольцев ор-ций; доходы от спец. массовых мероприятий, провод-х организацией. Расходы: расходы по выпол-ю целевых (благотв.) программ; обеспечение содержания благот. ор-ции; расходы, связанные с предприн. деятельностью; средства, направленные на внутрихоз. расчеты; потери и списания. Не менее 80% сконцентрированных ор-ции средств должны быть направлены на выполнение целевых (благот.) программ. Целевые пожертвования, направ-е на реализацию благот. программы, должны быть использованы в соот-вии с пожеланиями жертвователя. Поступления из бюджета и гос.ВБФ должны быть израсходованы на благот. цели полностью. Для отд. четко специализ-х общ. орг-ций хар-ны и специф-е ограничения – благот. ор-ция не вправе расходовать свои ср-ва и использовать свое имущ-во на поддержку и оказание помощи полит. партиям, ор-циям, движениям и группам на проведение избират. кампаний. Прибыль ОО (неком.) не подлежит распред-ю между членами ор-ции. Предостав-ся нал.льготы.Функции: 1) распределительная (пере-), 2) контрольная (целевое использование), 3) стимулирующая. Общ.объед-я по уставной деят-ти, не имеют фин. обязательств перед гос.бюджетом, а предприятия, учрежденные этими общ. объединениями, облагаются более низкими налогами. ^ 7.1 Предпринимательские финансы: понятие, функции, роль.ПФ -это ден. отн-я, возник-е в ходе предприн. деят-ти, кот. формируют ден. фонды предп-тия и происходит их распред-е и использ-е для обеспеч-я нормального функц-ния. ^ Входящие потоки: собственные, формир-е на фин. рынках, средства в порядке перераспределения; концентр-ся в фондах ден.средств. 4 группы: 1) фонды СС (УК; ДК – эмис. доход, переоценка, ассигнования; резер.капитал -из прибыли; фонд накоп-я (из чистой прибыли); фонд потребления, нераспред-я прибыль); 2) фонды заемных средств (д/ср и кр/ср кредиты и займы банк. и коммерческие); 3) фонды привлеч-х средств – уже не принадлежат, но еще используются в обороте (КЗ); 4) операт. ден.фонды (з/пл, платежи в бюджет, дивиденды); фонды из разных источников – инвестиц., вал. и т.д. А затем фонды распределяют и перераспр-ют ден. потоки согласно целям, задачам и спец-ции предприятий, образуя выходящие денежные потоки. Функции: 1.Воспроизвод-я(обеспечив-ая) – формир-е фин. ресурсов для своеврем-го погашения всех обязат-в предпр-я. Составная часть– оперативная - отвечает за формир-е ден. средств, необ-х для погашения наиб. срочных обяз-в предприятия и для совершения платежей и расчетов. 2. Распределительная – формир-е первонач. капитала, образ-ся за счет вкладов учредителей, авансирование его в произ-во, воспроиз-во и приращение капитала, направлении прибыли на создание ден. фондов. 3. Контрольная - за получением и распред-ем прибыли, и правиль-ю и целесообраз-ю формир-я целевых ден.фондов и их использованием. Классификация: По отраслям и сферам: * комплексные направ-я (добывающие отрасли, перерабатывающ.отрасли, отрасли товароведения, обеспечив-е и т.д.); * дробные (напр. финансы транспорта: авиац., водный, а/м, ж/д и т.д.). По форме собственности и организации: *частные, *товарищества, *кооперативы, *АО, *гос. и казенные предп-я, *корпорации, *филиалы, *представительства и иные. От форм собст-ти и организации зависят параметры вх. фин. потоков, особенно на этапе создания, и выход. – прежде всего операт.хар-ра. По терр. признаку: регионы, территории, админ. образ-я и т.д. Центр и периферия, благопр. и неблагопр. климат. условия, нац. или ин. юрисдикция – состав, величина, иерархия доходов и затрат сильно отличаются. ^ 13.1Денежные реформы. Методы, сценарии.ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА - глубокое преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. Основные виды денежных реформ: полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости; деноминация в виде укрупнения денежных единиц; деноминация в форме укрупнения денежных знаков с одновременной их заменой или даже с изменением денежной единицы; единовременная девальвация (или ревальвация) денежной единицы страны.ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. denominatio - переименование) - укрупнение денежной единицы страны без изменения ее наименования, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам. Например, в 1961 г. "старые" деньги в СССР были заменены на "новые" таким образом, что 10 "старым" рублям соответствовал 1 "новый" рубль. Деноминация проведена в России также в 1998 г. Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращений.ДЕВАЛЬВАЦИЯ (от лат. de - понижение и valeo - иметь значение, стоить) - снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы. Девальвация может быть признана правительством страны официально, в законодательном порядке. При такой открытой девальвации правительство превращает ее в средство укрепления своей валюты путем изъятия из обращения части денежной массы или обмена обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценение бумажных денег, снижение их золотого содержания, но изъятия части денежной массы из обращения не производится.РЕВАЛЬВАЦИЯ (от лат. valeo - имею значение, стою) - 1) официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса по отношению к международным валютным денежным единицам. Представляет один из методов стабилизации внутреннего денежного обращения после преодоления инфляции; 2) переоценка кассовой наличности; означает уточнение выраженной в национальной валюте общей суммы золота и валюты, числящихся на балансе центрального банка; 3) переоценка баланса, в частности его основного капитала и резервов, с тем, чтобы учесть эффект обесценения денег. Позволяет оценить имущество, составляющее актив фирмы Денежные реформы явл. радикальной мерой оздоровления ден. системы, когда происходит ее полное или частичное преобразование с целью упорядочения и укрепления ден. обращения. ^ 9.1 Сущность и функции денег. Деньги – это наиб. распрост-ая форма богатства, кот. можно обменять на любые товары и услуги. Сущность денег как всеобщ. эквивалента проявляется в том, что с их помощью опред-ся ст-ть любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Ф-ции: 1) средство обращения (посредник при обмене товаров и услуг; должны присут-ть реально – н/д; важное знач-е приобретает скорость обращения денег). 2) средство накопления, сбереж-я и инвестир-я. 3) мера стоимости ( средство опред-я относ. ст-ти товаров и услуг). 4) средство платежа (сущест-е отсрочек платежа; возникает потребность купли-продажи товаров в кредит; при погашении кредита деньги вып-т функцию средства платежа). 5) мировые деньги ( мир. платеж. средство, расчеты между государствами, юр. и физ. лицами различных государств. Евро, $.).Эволюция. Стихийно выделились из массы товаров в рез-те развития товарообмена. Первоначально роль денег - товары, потом благородные металлы (ранняя форма: слитки разной формы, при рын. отнош-ях - чеканка монет (установленные законом форма и весовое содержание). Бумажные деньги – это ден. знаки, кот. выпускаются гос-вом для покрытия своих расходов (исторически- заместители сереб. или зол. монет). Следующий этап – появ-е кред. денег (банкнота, вексель, чек, эл. деньги (пластиковые карточки).^ Теории денег: 1) металлическая (XVI-XVII)-отождествляет деньги и товар; благородные металлы выполняет все функции денег; 2) номиналистическая – ст-ть денег опред-ся их номиналом; деньги созд-ся гос-ом.. 3) количественная – ур-нь цен опред-ся количеством денег в обращении; измен-е ден.массы приводит к измен-ю цен (транзакционный, Фишер, MV=PQ). Кэмбриджский (касс.остатков) – в основе не обращ-е денег, а их накоп-е. 4) теория предпочтения ликвидности (мотивы хранить сбереж-я в ликвидной форме). 5) монетаризм – спрос на деньги опред-ся посредством уравнения выгоды от запаса денег, и дохода от альтерн. активами. Соврем. колич-ная теория денег предст-ет существо монетаризма, определяющего способы регулирования рыночной экономики + кейнсианство(деньги воздей-ют через норму ссуд.%).^ Особенности выполнения рублем РФ денежных ф-ций: Рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ. Ср-во обращ-я, накопления, платежа. ^ 10.1 Денежная система: понятие, элементы, историческая эволюция. Современная денежная система России.ДС – это организ-е и регул-е законами гос-ва ден. обращение страны. Основные эл-ты: * нам-е ден ед; *масштаб цен (кол-е выраж-е ст-ти товаров в ден.един-цах); * виды ден знаков; * эмис. механизм и порядок обеспеч-я ден знаков; * структура ден массы в обороте; * порядок устан-я вал. курса и обмена на иностранные; * механизм ДКР (задача- стаб-ть нац.валюты).Эволюция. 1) Система металл.обращ-я (деньги- товар, обращ-ся и выпол-ет все ф-ции денег; кред.деньги размен-ся на металл). Биметаллизм - разновидности: *сис-ма паралл. валюты; *сис-ма двойной валюты; * система «хромающей» валюты. Монометаллизм -различают: золотомонетный; золтослитковый (размен денег на золото ограничен ст-тью слитков); золтодевизный (банкноты обменивались на девизы,т.е. на ИВ, которая была размена на золото).^ Современная денежная система РФ (сис-ма обращ-я кредит. и бум.денег) – это форма орган-и ден. обращения, закрепленная закон-но. Функц-ие ДС РФ осущ-ся законом «О денежной сис-ме РФ» от 25.09.92г. Офиц.ден.ед-ца – рос.рубль, разменная- копейка. Правит-во отказ-ся от директивного устан-я масштаба цен. Официальное соотн-ние м/у рублем и драг. металлами не устанавл-ся. Право выпуска нал. денег, орг-ции и изъятия их из обращения принадлежит ЦБ РФ. Образцы банкнот и монет утвержд-ся ЦБ РФ. Форма безнал. расчетов и образцы платежных док-ов определ-ся устанавл-ми ЦБ правилами в соотв. с законод-ом РФ. ЦБ несет ответ-ть за планиер-ие объемов изготов-я ден. знаков, за создание резер. фондов банкнот и монет, определение правил хранения, перевозки и инкассации нал. денег, установление признаков платежности ден. знаков, утверждение кас. операций. Работу в области ДКП ЦБ ведет совместно с Правительством. ^ 11.1 Денежный оборот: содержание, структура, основы организации. Состояние денежного обращения в России. «Денежное обращение - это форма организации обращения в стране в наличной и безналичной форме. В наличной форме обращаются монеты и банкноты, а в безналичной - задействованы банковские депозиты (вклады). Таким образом банки привлекают денежные средства и самым непосредственным образом влияют на денежный оборот. Либо стимулируют экономический рост, либо дестабилизируют все экономические процессы. Контроль за денежным обращением и деятельностью банков осуществляется при помощи денежно-кредитной политики - это система гос. мер по управлению денежной массой , находящейся в обращении. Денежная масса - это количество кредитных средств в обращении. Количество денежных знаков необходимых для обращения определяется законом денежного обращения, отражающим зависимость между количеством денежных единиц, необходимых в данный момент для обращения массой реализуемых товаров, средней ценой товаров и средней скоростью оборота денежной единицы.Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег между: . Центральным банком и коммерческими банками; . Коммерческими банками; . Предприятиями и организациями; . Банками и предприятиями и организациями; . Банками и населением; . Предприятиями, организациями и населением; . Физическими лицами; . Банками и финансовыми институтами различного назначения; . Финансовыми институтами различного назначения и населением.По каждому из этих каналов деньги совершают встречное движение.В зависимости от этого признака денежный оборот разбивается на три части: - денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц; - денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве; - денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.. ^ 57.1Финансовые ресурсы предприятий Финансовые ресурсы – совокупность конкретных видов денежных доходов и поступлений находящихся в распоряжении субъектов хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и предназначенных для осуществления расширения воспроизводства и экономического стимулирования работающих. Перед организацией стоит задача распределения финансовых ресурсов по видам деятельности и во времени. Финансовые ресурсы образуются за счет собственных (внутренних) и привлеченных (внешних) источник. Собственные финансовые ресурсы включают: прибыль от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, прочих активов, других видов дохода. Часть прибыли поступающей в бюджет в виде налогов, остальная часть прибыли остается в распоряжении организации и используется для накопления и потребления амортизационные отчисления включатся в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет производителя целевые поступления Устойчивые пассивы – кредиторская задолженность по оплате труда и отчислениям во внебюджетные фонды Резервы предстоящих расходов Мобилизация внутренних расходов Привлеченные источники: ресурсы мобилизованные на финансовом рынке привлечение кредитов и займов ресурсы поступившие в порядке перераспределения: от страховых организаций – страховое возмещение по не наступившим искам финансовые ресурсы от совместной деятельности взносы других предприятий в уставный капитал дивиденды и % по ценным бумагам бюджетное ассигнование, предназначенное для инвестирования государственных заказов, инвестиций, программ государственной поддержки предприятия ^ 12.1 Денежное регулирование: понятие, цели, эволюция, методы и приемы. ДР - это регул-е ДМ в обороте. Эволюция:1)обмен случ. тов-в, 2).пост-й обмен рез-ми труда, 3) выделение 1 наиб. знач-го эквивалента - становится мерилом ст-ти, 4) появ-ся металлы - стан-ся эквивал-том, 5) трансформ-я денег из товарной формы в знаковую, 6) появление кредитных денег, 7) электронные деньги.^ Цели планир-я и регул-я ДО:1) Опр-е кол. изменений ДМ (денежная масса) 2) Опр-е колич. изменений ДМ отд. регионов страны.3) Расчет величины и стр-ры ден. доходов и расходов насел-я.Методы ДКП ЦБ: 1)% ставки по операциям БР (ставка реф-ния- %, под кот. ЦБ выдает кредиты КБ, как кредитор в последней инстанции –13%) 2)норматив min обязат.резервов, депонируемых в БР 3)операции на открытом рынке (при избытке ДМ в обращении ЦБ продает гос. ц/б на открытом рынке, при недостатке ДМ – скупает правительственные ц/б у КБ и населения) 4)рефинансирование банков и кредиты правительству 5)валютные интервенции 6)операции с гoc ц\б в рамках обслуживания гос. долга 7)прямые колич. ограничения (ограничения объемов кредитов, сфер кредитования, уровней % ставок, процентной маржи). ДКП – совок-ть гос мероприятий, регламен-х деят-ть ден.- кред. сис-мы с целью регулир. экономики. ^ Задачи ДКП: 1 – обеспечение стаб. темпов экон. роста. 2 – достиж-е стабильно низких темпов инфляции. 3 – поддержание стаб. курса нац. ден. ед. Типы ДКП: 1 – рестрикционная /жесткая (ден. политика напр. на повышение % ставок и сопровождается сокращ. гос расходов) 2 – экспансионистская / мягкая (задача – снижение % ставок, расширение объемов кред-я, увеличение гос. расходов и др. меропр. стимулир. экономический рост. Начиная с 2003 ДКП рассматривается на 3 года, а принимается на 1 год. Инструменты ДКП: 1 - учетная политика (% ставка) – ЦБ показ. О проведении мягкой или жесткой политики. 2 – ставка рефин-ия (предос-е внутридневных кредитов, кредитов овернайт, и проведение кредит. аукционов (13%). 3 – НОР – служат текущему регул-ю ликв-ти на ден. рынке, 4 – операции на открытом рынке; 5 – валютное регулирование (интервенции) 6 – установление ориентиров роста ден массы. 7 – прямые количественные ограничения (привлеч-е ден. средств КБ в депозиты на срок – овернайт,том некст, спот некст, 1неделя, 3 недели, месяц, 3 месяца). ^ 14.1 Инфляция: содержание, последствия, факторы проявления и направления нейтрализации. Особенности инфляции в России.Инфляция - это рост общ.уровня цен в стране и переполнение каналов ДО бум.деньгами сверх потреб-ей в них, появ-е избыт-го ден.предлож-я. Соврем.инф-ция связана с общим неблагоп.сост-ем экон.развития страны. Обусловлена противор-ми процесса произ-ва, под воздей-ем факторов в сфере произ-ва и реализ-и, ден.обращ-я, кредита и финансов. Первопричина – диспропор-и между разл.элем-ми общ.воспроиз-ва: накоплением и потреб-ем, спросом и предл-ем, дох. и расх. гос-ва, ДМ в обращ-и и потреб-ми хоз-ва в деньгах.Причины инфляции: 1) Внутр.факторы (денежные- дефицит бюджета, рост гос.долга, эмиссия, увел-я кред.денег в обращ-и; неденежные – наруш-е пропор.хоз-ва, монопол-ция произ-ва, циклич.развитие экон-ки, гос.цен.политика). 2) Внеш.факторы (мир.струк-е кризисы, вал.политика гос-в, направ-ная на экспорт инф-ции в др. страны).^ Факторы прояв-ния: * рост цен на товары, услуги (неравном-sq? Приводит к обесцен-ю денег, сниж-ю их покуп.способ-ти); *пониж-е курса нац.ден.един-цы; *увелич-е цены золота, выраж-ой в нац.ден.един-це. С 2000 г. в России сущ-ет увеличение кол-ва денег в обращении, в т.ч. в нал. обороте, но инфляцию удалось сдержать т.к.: увеличился ВВП, за счет накоп-й Правительства, т.е. гос-во воздер-ся от больших бюдж. расходов, накапливая средства для выплаты внешних долгов. Увел-е денег было связано с ростом экспортной выручки, которую был обязан покупать ЦБ. В качестве осн. цели в России - достижения 10-12% уровня и дальнейшее снижение (на Западе – 2-3%).Осн. послед-е инфляции – увел-е кол-ва денег, кот. снижает покупательную способность ден. единцы, а следовательно: 1. Обесценение реальных доходов, 2. Обесценение сбережений, 3. Дезинформация для принятия инвестиционных решений – возрастание рисков инвестиций. Методы нейтрализации. 1)Денеж.реформы. Методы: *нуллификация; *деноминация (укрупнение масштаба цен, Россия 1998г); *девальвация; *ревальвация.^ 2) Антиинф-ная политика. Типы:* дефляц. политика (умен-е кол-ва денег в обращении за счет сниж-я гос.расходов, увел-я % за кредит, увеличения налогов, ограничения ДМ - эти меры ведут к замед-ю экон. роста, к усилению кризис. явлений); *политика доходов (контроль за издержками (зарплатой и ценами); осущ-ся либо путем их полного «замораж-я», либо устан-м пределов их роста, например: индексация з/п с учетом индекса роста цен; *политика стимулирования производства (достиг-ся путем сниж-я налогов на предприятия и население, создается база для роста инвестиций и увел-я объемов производства; *политика ликвидации диспропорции в экономике (сбалансированного экономического роста). Осн. напр-я политики Правительства: 1. контроль за ДМ (увел-е должно осущ-ся примерно таким же темпом, как рост ВВП на долгосрочном интервале). 2. дисциплина бюджета, его равновесие; 3. стимулирование ВВП и роста произв-ти. За 9 месяцев: 8,3 %- инф-ция приближ-ся к умеренной. ^ 16.Мировая валютная система: сущность, этапы становление и перспективы развития. Мировая ВС – это форма организации международных валютных отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями.^ Этапы эволюции: Парижская валютная система. Париж. конференции в 1867 г. Золотой стандарт базировался на принципах (Его основой являлся золотомонетный стандарт, Каждая валюта имела золотое содержание. Курс нац. валют жестко привязывался к золоту, устанавливались их золотые паритеты, режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения). Причина краха – вал.кризис в период первой мир.войны. Генуэзская ВС (1922 г)- закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Принципы (Основа: золото и девизы – иностранные валюты. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве междунар. плат-резервных средств. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осущ-ся не только непоср-но, но и косвенно, через ин.валюты, режим свободно колеблющихся валютных курсов. Бреттон-Вудская ВС (1944 г.). Здесь также были основаны МВФ и МБРР. Принципах (Золотодевиз.стандарт. Статус резер.валют- за доллар и фунт; фиксир-е зол.паритеты и курсы валют; конвер-ть долларов в золото по офиц.цене; заниж-ая офиц.цена золота). Под давлением США в рамках системы утвердился долларовый стандарт. Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством межд. расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Ямайской МВС- конференция МВФ в Кингстоне (Ямайка), 1976 г. Стандарт СДР (не перспек-вен, доллар лидирует); демонетизация золота-отмена зол.паритета; плав.вал.курсы. ЦБ в буд. году останется основным покупателем валюты (не изменит принципиально свою вал. политику в целях сохранения относ. стаб-ти курса рубля; для избежания негативного влияния на деловой климат в стране и, в частности, на привлечение инвестиций. В результате, ЦБ в среднесрочной перспективе не отказывается от перехода к свободному плавающему курсу рубля. 5) Европейская валютная система - региональная валютная система, принятая рядом стран, входящих в ЕС. Цель ЕВС состоит в организации валютных отношений и валютного обмена, облегчающая экономические отношения между странами, стимулирующая интеграцию их экономик, способствующая стабилизации валют. ЕВС действует с 1979 г. . ^ 19.1 Валютный рынок и его роль в экономике России. Валютный рынок – самый большой сегмент фин рынка. Вал рынок представляет собой офиц фин центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ц/б в ИВ на основе спроса и предложения и определяется курс ИВ относительно ден ед данной страны. В отличие от др видов рынка вал рынок не имеет четких границ, определенного месторасположения, функционирует круглосуточно. На нем могут действовать неограниченное число участников, он обладает высокой степенью ликвидности. Особенности вал рынка: техника вал опреаций унифицирована широкое развитие вал операций с целью страхования валютных и кредитных рисков спекулятивные и арбитражные операции намного превосходят вал операции, связ с коммерческими сделками нестаб-ть валют, курс которой имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундамент экон ф-ровС функциональной т. зр вал рынка обеспечивают: 1. своевременное осущ-ие междунар расчетов 2. страхование вал и кредитных рисков 3. взаимосвязь мир вал, кред и фин рынков 4. регулирование вал курсов 5. получение спекулятивной прибыли участниками рынка 6. проведение вал политики, направл на гос регулирование эк-киУчастники: брокеры, брокерские компании и др. В зависимости от объема, характера вал опреаций и кол-ва использ валют различают мировые (осущ-ся сделки с валютами, широко использ в мир платежном обороте), регинальные (операции с опред конвертируемыми валютами) и нац вал (огранич объем сделок с опред валютами, а также которые обслуживают вал потребности одной страны) рынки.Роль: Национальные валютные рынки обеспечивают движение денежных потоков внутри страны и обслуживают связь с мировыми валютными центрами. Степень вовлеченности национальных рынков в операции мирового валютного рынка зависит от степени интегрированности экономики страны в мировое хозяйство, от состояния ее валютно-кредитной системы и системы налогообложения, уровня валютного контроля и валютного регулирования и другого. ^ 20.1Кредит: сущность и функции. Основные теории кредита. Кредит – форма движения ссудного к