Реферат по предмету "Разное"


01. Дисциплина бжд. Цель, задачи. Комплекс­ный характер. Термины и определения

01. Дисциплина БЖД. Цель, задачи. Комплекс­ный характер. Термины и определения. БЖД – это наука об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания. Среда обитания определяется как часть производства и совокупность реальных объектов , окружающих человека в местах его пребывания. Задачи: обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокая продолжительность жизни, и стратегическая задача – обеспечение выживаемости цивилизации в условиях развивающихся социальных и экологических признаков. Цель: приобретение теор знаний и навыков в выявлении, оценке, контроле и опасности окр среды, в т.ч. и производственной, а также разработке к осуществлению мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий. Также создание безопасных условий ЖД, проектировании оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирование и принятие решений в условиях ЧС.^ Термины и определения. Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания. Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла. Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек- Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают. ^ Признаки опасности. Угроза для жизни. Возможность нанесения ущерба здоровью. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем. Источники формирования опасности. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда; Окружающая среда; Явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.В БЖД существуют 2 понятия: ноксосфера (“ноксо”(лат.)- зона опасности); гомосфера (сфера, в которой присутствует человек). Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия , обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружабщую природную среду, а ущерб при этом энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.^ 02. Аксиома о потенц-м негативном возд. в системе «чел.-среда обитания». Примеры возд. негативных факторов. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых усло­виях. Суть опасности заключается в том, что возможно такое воздействие на человека, которое приводит к трав­мам, заболеваниям, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. Опасность может быть соответствующим образом оце­нена количественно. Опасность – понятие стохастиче­ское, случайное, которое зависит от многих факторов, численно изменяющееся со временем. Опасность можно количественно оценить риском нанесения того или иного ущерба здоровью человека. Риск определяется как отно­шение тех или иных нежелательных последствий в еди­ницу времени к возможному числу событий. В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т. е. такого риска, при котором защитные мероприятия в основном направлены на поддер­жание достигнутого уровня. При оценке риска могут учитываться следующие ка­тегории последствий: смертельные травмы; тяжелые трав­мы; заболевания; материальный ущерб и др. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека Всякая деятельность потенциально опасна! Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска. Аксиомы БЖД: Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники). Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности. Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”. Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей. Опасности: по происхождению: природные, техногенные, экологические, смешанные; по времени проявления: импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ); кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного р/активного воздействия); по локализации: литосферные (землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы).^ 03. Критерии оценки негативного воздействия в системе «человек - среда обита­ния». Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”. Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей. Опасности:по происхождению: природные, техногенные, экологические, смешанные;по времени проявления: импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ); кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);по локализации: литосферные ( землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы). Существует несколько критериев для оценки негативного воздействия факторов окружающей среды на человека:в производственной среде: коэф частоты травматизма Km=(Nm/Ч)*1000, где Nт – число травм, Ч – число работников; коэффициент тяжести травматизма Km=Nm/Дn Дп- число дней нетрудоспособности; коэффициент частоты заболеваемости Кз=(Nз/Ч)*1000, где Nз – число заболевших, Ч – число работников.факторов окружающей среды: степень загрязнения воздуха, воды, концентрация загрязняющих веществ в почве, уровни радиации.некоторые демографические показатели: показатель смертности, рождаемости, среднеожидаемая продолжительность предстоящей жизни^ 04. Ист. и уровни негат. факторов быт. среды. Вз/связь негат. факторов быт., произв. и городской среды. Опасный фактор – производ. фактор, возд-е к-го на работающего в опр-ных усл-ях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл.ток,ИИ). Вредный фактор – фактор, возд-е к-го на раб-го в опр-ных усл-ях приводит к заболеванию или снижению работосп-сти. Факторы делятся:в зависимости от хар-ра возд-я: 1.активные (проявл-ся за счет энергии заключенной в них); 2.активно-пассивные (проявл.за счет энергии заключенной в ч-ке, опасность работы на высоте, скользкая поверхность); 3.пассивные(дейст.опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов).в зависимости от энергии, которой обладают факторы: 1. физич.(движущиеся машины,ЭМИ, шум); 2. хим.(хим в-ва наход-ся в воде,пище, почве); 3. биолог.(вирусы,грибки); 4. психофизиол.(стресс,утомление).Существенные факторы бытовой среды: 1. Тяжелые металлы(краски). 2. Летучие орг. соед-я (раств-ли, клей) 3. Формальдегид(мебель). 4. Пестициды. 5. Побоч.продукты сгорания(СО2,SO2) 6. Пыль 7. Бактерии, вирусы. 8. ЭМИ(эл/проводка). 9. ИИ (газ радон).Соотношение уровней повреждений от негативных факторов в бытовой и производственной среде 1:2, исключением является повреждения от электропроводки 1:1.^ 05. Источники и уровни негативных факторов производственной среды. Материал. носителями опасных и вред­ных факторов явл-ся объекты ,формирующие трудов. процесс и входящие в него: предметы труда; средства труда (машины станки, инстр-ты, сооруж-я ,здания и т.п.); продукты труда; технол-я операции, действия; люди. Факторы хар-ся потенциалом, кач-вом, временем сущ-ния/воздействия на ч-ка, вер-тью появл-я, раз-мерами зоны действия. Потенциалом опр-ся производств. фактор с кол-ной стороны, например ур-нь шума, за­пыленность воздуха, напряжение эл. тока. Кач-во фактора отражает его специф особен-ти, влияющие на орг-зм ч-ка, например частот­ный состав шума, дисперсность пыли, род эл. тока. Главной особенностью является то, что основным источником негативных факторов является сама производственная среда. В процессе труда человек взаимодействует со средствами производства, с производственной средой и с пред­метами труда. При этом он, как правило, подвергается воздействию большого числа факторов, различных по своей природе, фор­мам проявления, характеру действия и ряду других показателей, которые влияют на здоровье и работоспособность человека. Производственные факторы в зависимости от последствий, к ко­торым может привести их действие, принято подразделять на опас­ные и вредные^ 06. Классификация негативных факторов производственной среды. Опасные и вредные факторы. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, к-ый м/б причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, к-ый может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить уровень инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Группы опасных и вредных производственных факторов: а) В зависимости от характера воздействия: активные (сами носители энергии); активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол стола – человек может об него удариться); пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов). б) В зависимости от энергии, которой обладают факторы: Физические: перемещающиеся изделия заготовки, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; загазованность, запыленность раб. зоны; повышенный уровень шума; повышенный уровень напряжения в эл. сети, замыкание которого может произойти в теле человека; повышенный уровень ионизирующего излучения; повышенный уровень эл-магнитных полей; повышенный уровень ультрафиолетового излучения; недостаточная освещенность раб. зоны.Химические: раздражающие веществаБиологические: макро- и микроорганизмыПсихо-физиологические: физические перегрузки: статические нагрузки; динамические нагрузки; гиподинамия нервно-эмоциональные нагрузки: умственное перенапряжение; переутомление; перенапряжение анализаторов (кожные, зрит., слуховые и т.д.) монотонность труда; эмоциональные перенагрузки^ 07. Измерение и оценка опасных и вредных факторов производственной среды. Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь. 1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности. 2. Квантификация опасности , т.е. ее количественная оценка. 3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация опасности. 4. Выбор того или иного варианта. Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход. Ретроспективный подход основывается на прошлом. Идентификация опасных вредных факторов включает в себя : а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями . Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина: Оборуд. факторы. блок монит. клав-ра принт. мышь стол кресло ист. освещ. Температура + состав воздушной среды + Шум + + + Ионизирующее Излучение + Электромагнитн. излучение + Перенапряжение зрит. анализаторов + + Рабочая поза + + Электр. ток + + + Идентификация опасностей и вредных факторов необходимой и составной частью для аттестации рабочих мест на предприятии. ^ Квантификация опасностей. Квантификация - введение количественных характеристик для оценки сложных, количественно-определяемых понятий. При аттестации даются баллы. В результате таких оценок ставится общая оценка. Встречаются численные, бальные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности является риск.^ Методы выявления производственных опасностей. 1. Монографический - это детальное изучение и описание всего комплекса условий возникновения несчастных случаев. 2. Составление карт общего анализа опасностей. Дается описание опасности, серьезность опасности, вероятность опасности, затраты , действенность. 3. Групповой метод основан на сборе и систематизации материалов о происшествиях и проф. заболеваниях по некоторым однородным признакам ( например время года, время суток, тип оборудования, стаж работника). 4. Топографический способ как разновидность группового. Данные собираются по предприятиям. 5. Способ анкетирования.^ 08. Общая характеристика опасных ситуаций. Риск. Виды риска. Количественная оценка опасности — риск (R). , где n - число случаев, N - общее количество людей. По статистике n = 500 тыс. чел. ( погибают неестественной гибелью на пр-ве за год) N = 160 млн. чел. Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10-6 .^ Понятие “риск”. Определение риска. Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу: ^ Факторы риска. Классификация риска.Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения.^ Объект риска - то, что подвергается риску. Различают след виды рисков: индивидуальный, технический, экологический, социальный, экономический, другие. Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек. Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10-4.^ Приемлемый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово умереть. За рубежем он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).^ Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв.Социально-приемлемый риск – тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.^ 09. Идентификация опасности: качественные и количественные методы. Дерево отказов. Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь. 1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности. 2. Квантификация опасности , т.е. ее количественная оценка. Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход. Ретроспективный подход основывается на прошлом. Идентификация опасных вредных факторов включает в себя : а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями. Опасное состояние – сложное событие, предполагающее, как минимум, наличие системы (человек источник опасности). Ид-ция опасности – процедуры выявления и установления кол-ых, кач-ых, простр-ых, временных и иных хар-к опас-ти, необх-ых и достаточных для их оценки и предотвращения. Задача ид-ции сост-т в исследовании системы и построении оптимальных моделей – матем-их, граф-ких, т.е. в составлении формализ-го образа реальной системы, облегчающего распознание. На нач. этапе ид-ция пров-ся на содержательном уровне с исп-ем обычного, но неск-ко уточнённого обыкновенного языка. Рез-том такой ид-ции становятся правила, инструкции, стандарты без-ти и др. правов. акты. Ид-ция вкл. в себя след. процедуры: 1) выявление ист-ов опас. и вред-х произ-х факторов и составление их перечня. 2) после ид-ции следует выработка альтернативных мероприятий (по устранению причин предпол-ся как мин. 2 вар-та реш-ия проблемы. М. заменить технологию, м. установить ограждающие или предохраняющие устр-ва, м. обучить раб-ов без-ти). 3) выбор оптим. вар-та мер-тий. Ид-ция опасности с построением дерева отказов. Ценность метода: 1) ориентирует анализ на отыскание исходных событий, прив-х к авариям; 2) даёт наглядное граф. отображение логич. вз. связей событий, прив. к авариям; 3) позв. проводить кач-ый и кол-ый анализ опасности или надёжности систем; 4) позв-ет поочерёдно сосредотачивать внимание на отд. конкрет. отказах; 5) обесп-ет глуб. проникновение в проц. работы системы и причинные вз. связи и др. Основные понятия: Событие - это авария, травма, отказ от какого-то элемента или устройства. Частота этих событий связана с количеством работающих и продолжительности работы. Элемент - это наименьшее анализируемое составная часть системы. В качестве исходных событий (отказов) могут выступать повреждения , отказы элементов, ошибки человека. Дерево отказов - разновидность графа. Строится от начального события, которое является аварией, несчастным случаем. События бывают: 1. Нормальные - события характеризующие ожидаемый (нормальный) ход рассматриваемого процесса. 2. Если нормальное событие не появляется определенное время оно рассматривается как отказ. Виды отказа: -первичный (событие вызванное особенностями самого элемента системы, например, его износом или производственным дефектом); -вторичный (событие вызванное внешними причинами (отказ других элементов, отклонение условий внешней среды и т.д.); -ошибочная команда Это неправильный сигнал управления, ошибочные действия оператора, сигналы помех.) 3. Исходное событие. Либо нормальное событие, либо отказ. 4. Головное событие - событие на вершине дерева отказов, которое затем анализируется помощью остальной части дерева. 5. Основное событие - результирующий отказ, выводящий машину или человека из работоспособного состояния. Знаки логических операций: ^ 10. Структурно-фун. система восприятия и компенсация орг. человека воздействия факторов среды обитания. Человек не может существовать вне окружающей среды, но, находясь все время под воздействием различных негативных факторов этой среды, должен иметь средства соответствующей защиты. Вся информация о внешнем мире воспринимается человеком с помощью специальных нервных приборов - анализаторов Любой анализатор состоит из 3 основных частей: рецепторы, проводящие нервные пути, центральная нервная система. Рецепторы – превращают энергию внешнего раздражителя в нервный процесс. Проводящие нервные пути – осущ-ют передачу нервных импульсов в кору головного мозга. Нервная система: Центральная: Головной мозг; Спинной мозг. Периферийная. Соматическая. Вегетативная - внутр. cреда: обмен веществ, кровообращение, выделения, размножение.Система защиты. Человек как биологическое существо. Выделим основные системы защиты: 1. системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка), 2. иммунная система, 3. система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз(ис)) 3.1 система терморегуляции, 3.2 система регуляции частоты сердечных сокращений, 3.3 - \\ - кровяного давления.Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно: 1. снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности), 2. развитие заболеваний, 3. травматизм, 4. смерть.^ 11. Основные психофизические законы восприятия. Психофизика – наука, которая изучает законы восприятия человеком физических факторов и осуществляет их оценку по сенсорной шкале (шкале ощущений). Законы психофизики: Закон Вебера: Ощущения человека увеличиваются пропорционально не абсолютному приросту раздражителя, а его относительному приросту. Iзн = I / I = const – (где I – интенсивность данного раздражителя) закон загрубления органов чувств. Закон Фехнера показывает, что с увеличением интенсивности раздражителя величина его ощущения растет значительно медленнее, чем сам раздражитель, - по логарифмическому закону: E = k ( Ln [j] – Ln [j0] ). В объединенном варианте закон Вебера - Фехнера выглядит следующим образом: E = a Lg (j) + b, где E и j – соответственно, интенсивность ощущений и раздражителя; a и b – константы, соответственно, перехода к десятичным логарифмам и интегрирования. В 50-х гг. ХХ в. Стивенс более точно охарактеризовал связь между интенсивностью раздражителя и величиной ощущения как степенная функция: E = k ( j – j0 )n, где k – константа, зависящая от избранных единиц измерения, n – показатель степени, определяемый экспериментально и обусловленный видом раздражителя. В последующих работах Стивенсоном установлен степенной закон зависимости ощущения от стимула: E  Pn, где Р – интенсивность стимула, n – показатель степени. Если n = 1, то ощущение прямо пропорционально величине стимула; если n > 1 – ощущение возрастает быстрее, чем интенсивность стимула, а при n ^ 12. Характеристика анализаторов человека. Анализаторы - это система специализированных нервных образований которые воспринимают явления в окр. мире и внутри организма и обрабатывают получ-ю инф-ю. Анализатор сост-т из рецептора (воспринимателя), проводящих нервных путей и зоны коры гол-го мозга. Путь нервного импульса от воспринимающего нервного образования ч/з ЦНС и до окончания в действующем органе наз-ся рефлекторной дугой. Анализаторы бывают: экстероцептивные (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, тактильный, температурный), интероцептивные. Характеристики: 1) пороги чевствительности (верхний, нижний), 2) дифференциальный порог (порог различения). Нижний абсол-й порог- это min интенсивность физ-го раздражителя при достижении и превышении кот-го проявляются его ощущения. Верхний абсол-й порог- это max интенсивность раздражителя при кот-м все еще сохр-ся адекватно специфическое восприятие. Дифференциальный порог- это min различие 2-х раздражителей кот. возможно распознать по разнице ощущений. Зрительный анал-р (ЗА): Под влиянием света вещества, находящиеся м/д наружным слоем сетчатки и сосудистой оболочкой начинают раздражаться, возбуждая нерв окончания эл-ов глаза. Так начинается зрительный процесс. ЗА воспринимает электро-маг-е излучения с длиной волны в диапазоне 0,38-0,76 мкм. Яркость-это отношение силы света к площади излучения. Характер-ки ЗА: световая чевствит-ть и контрастная (показывает на сколько объект должен отл-ся от фона, чтобы его было видно.) Острота зрения: зависит от освещения, контрастности, формы и размера объекта. Она характер-ся min углом при кот-м 2 точки видны как раздельные. Поле зрения: определение объектов в 2 и 3-х мерном пространстве. Поле ограничено. Слуховой анал-р (СА): Звук- колебания упругой среды. Носитель звука это сила или интенсивность звука (Вт/м2). Порог слышимости на частоте 1000 Гц сост-т 2*10-5 Па, верхний порог- 105 Па. Абс-й диф-й порог- 2-3 Гц, относительный- 0,002 Гц. Интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости- 10-12 Вт/м2. Кожная чувств-ть: 1)тактильный анализатор- ощущ-е прикосновения, давления. Воспринимает ощущ-я д-е на кожу. 2)Температурная чувствит-ть- ощущ-е тепла, холода. На лбу темпер-ра 34-35 гр-в, стапы- 25-27 град-в. Абс-й порог темпер-й чувств-ти опред-ся по min ощущаемому изменению темп-ры участков кожи относит-но логического 0. 3)Болевая чувствит-ть. Обоняние: Запохи чел. Воспринимает при пом. спец-х рецепторов, они располаг-ся в слизистой носовых раковин. Когда частицы вещ-ва попадают на слизистую и раздражают рецепторы, отростки этих рецепторов образуют обонятельный нерв. Отростки передают возбуждение ЦНС. Возникает ощущение запаха. Абс-й порог у чел. Измер-ся долями миллиграмма на литр воздуха. Диффер-й порог –38%. Вкус: сладкое, горькое, соленое, кислое. Абс-й порог- выраженные в величинах концентрации раствора. Диф-й – 20%. Вибрационная чевствит-ть: Вибрации м. принести серьезный «урон» д6еятельности организма и при опред-х усл-х вызвать вибрационную болезнь. Диапазон ощущ-я вибр-и 1-1000 Гц. Наиболее высокая чувствит-ть к частотам 200-250 Гц. Спец-е анализаторы неизвестны. Самые чувствительные стопы ног и ладони. Органическая чувствит-ть: Нервные аппараты есть во всех внутр. органах. В органах возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы которые нервная система передает в мозг. Все анализаторы работают рефлекторно.^ 13. Эргатические системы. Особенности , уровни организации. Эргон означает работа. Эрготические системы человек создает в процессе труда для получения конечного результата. Об эрготических системах говорят когда нужно измерить нагрузки на человека. Эрготические ситемы могут быть подразделены в зависимости от целей которые достигаются в процессе труда: - на производственные ЭС;- транспортные (перевозка людей и грузов); - информационные. По степени разделения функций между человеком и машиной ЭС подразделяются на:- энергетические;- управляющие;- информационные. Самый низший, первый уровень эрготических систем это связь энергетической и управляющей функции воздействующей на человека. Более высокий уровень ЭС, когда энергетическая функция действует на машину , а управляющая на человека. Высший уровень - уровень автоматизации, когда энергетическая , управляющая и информационная функции воздействуют на машину.^ 14. Распределение функций между человеком и машиной. Методы повышения надежности эргатических систем. П. Фиттс изложил основные правила распределения функций на основании предельно простой и логически исходной аксиомы: отдать человеку то, в чём он превосходит машину, а машине – то в чём она превосходит человека. Подсистемы человека и машины рассматриваются как конкуренты, соперничающие в выполнении многообразных функций системы. Так если эта функция требует быстрых арифметических расчетов или поднятия тяжестей, она передаётся машине. Если же функция требует обнаружения сигнала в шуме или связана с анализом сложной информации, то она возлагается на человека. Т.е. распределение основывается на сравнении эффективности человека и машины для каждой конкретной функции. НО необходима проверка, не создает ли принятое распределение нагрузок на ту или иную подсистему ЭС. Данный подход является чисто инженерным и обладает недостатком: любая формализованная таблица, в которой сравнивается человек и машина, особенно если она оперирует цифровыми индексами или уравнениями, переоценивает машину (типичный взгляд человека, на понимающего и поэтому не приемлющего точные науки). В действительности машины и люди являются несопоставимыми системами. Кроме оптимального распределения функций между человеком и машиной, можно назвать следующие методы повышения надежности эргатических систем: 1 – переход к эксплуатации по ресурсу невосстанавливаемых элементов, узлов, блоков; 2 – определение оптимальных периодов замен регулировок восстанавливаемых блоков; 3 – определение периодов проверок с целью выявления скрытых отказов; 4 – определение процедуры принятия решения при эксплуатации; 5 – Определение процедуры принятия решения при эксплуатации по состоянию систем с функциональной избыточностью.^ 15. Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций. Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере). Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы. Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории Iб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием. Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории. К категории IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием. К тяжелым физическим работам относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий. Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.). Операторский труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Управленческий труд — определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Творческий труд — требует значит. объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоц. напряжения. Труд преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная отве-ть, дефицит времени и инф. для принятия решения. Труд учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При вып. человеком умственной работы при нервно-эмоц. напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кров. давления, измен. ЭКГ, увел. легочной вентиляции и потребления O2, повышение т-ры.^ 16. Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе. Эрготические системы человек создает в процессе труда для получения конечного результата. Нагрузки на человека в ЭС. 1. Физическая и мышечная работа. Виды: - динамическая работа больших групп мышц; - динамическая работа малых групп мышц; -статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).Физическая нагрузка измеряется по энерго затратам. Этот метод лег в основу классификации. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд. 2. Умственная нагрузка, энергофизический труд. 3. Стресс - общее напряжение организма. 4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды ( высокий уровень шума и д.р.)^ 17. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Методы оценки тяжести труда. В зависимости от общих энергозатрат физические работы подразделяются на следующие категории: Легкие – работы, производи­мые сидя, стоя .или связанные с ходьбой, но не требующие систе­матического физического напряжения или поднятия и переноски тяжестей, с энергозатратой до 172 Дж/с (150 ккал/ч). Средней тяжести в свою оче­редь подразделяются на две категории: 11а - при которой расход энергии составляет от 172 до 232 Дж/с (150–200 ккал/ч); 11б - от 232 до 293 Дж/с (200–250 ккал/ч). К категории 11а относятся рабо­ты, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей; к категории 11б - связан­ные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей. Тяжелые – это работы, свя­занные с систематическим физическим напряжением, в частности, с постоянными передвижениями и переноской значительных (выше 10 кг) тяжестей с энергозатратой более 293 Дж/с (250 ккал/ч).^ 18. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические нагрузки. Монотонность труда. Установлены критерий физического и умственного труда по сте­пени тяжести и напряженности его. Физическая и мышечная работа. Виды: - динамическая работа больших групп мышц; - динамическая работа малых групп мышц; - статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка). При трудовой деятельности, требующей значительного нервно-психического напряжения, обычно наблюдается замедление двига­тельных реакций, уменьшение точности движений, ослабление вни­мания, памяти. Монотонность или монотония – психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятии или дей­ствий. Соответственно различают два вида монотонии: монотонию за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления боль­шого объема одинаковых сигналов при многократном по­вторении единообразных движений (например, работа на конвейерах с мелкими операциями); монотонию, вызываемую однообразием восприятия, из-за постоянства инфор­мации и недостатка новой информации (например, наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала). Таким образом, общие признаки для всех видов монотонии – перегрузка информацией при выполнении paботы или, наоборот, ее недостаток, что накладывает на функциональное состояние человека определенный отпечаток: работник (оператор) теря


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.