Реферат по предмету "Разное"


"Проблемы измерения в социологии – типы шкал: их свойства и характеристики"

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт социологии и управления персоналом Кафедра социологии и психологии управленияКОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ по дисциплине«Методология исследований в социальных и поведенческих науках» для студентов специальности «Социология» – 040201 Специализация 040201-01Москва 2007 Комплект состоит из 20 заданий, обеспечивающих закрепление, углубление и систематизацию знаний по основным темам, при одновременном формировании практических навыков работы с основными методами, технологиями и процедурами исследования.БЛОК №1Цели блока заданий: Закрепление знаний по теме: "Проблемы измерения в социологии – типы шкал: их свойства и характеристики" Формирование практических навыков: определения типа измерительных шкал, используемых при формулировке различных вопросов бланка выявления методических ошибок, допущенных разработчиками исследовательского инструментария определения типа и характера допущенных ошибок корректировки допущенных ошибок доработки бланка анкеты под определенные исследовательские задачиЗадание № 1 "Определение типа измерительных шкал" Структура задания: Для всех включенных в бланк вопросов (за исключением открытых) определить тип используемой шкалы Занести ответы в таблицу вида 1.1 Раздаточный материал:Комплект бланков опросного листа – инструментария социологического исследования различной тематической направленностиТабличная форма для фиксации ответов вида 1.1Таблица 1.1 № п/п Тип шкалы Вопрос анкеты Задание № 2 "Определение типа вопросов по заданным критериям согласно классификационным признакам"Структура задания: Дать полную классификационную характеристику каждому из представленных в анализируемом бланке вопросу с точки зрения его типологизации, заполнив таблицу вида 1.2 Представить в табличной форме вида 1.3 примеры использования различных типов вопросов изучаемого опросного листа исходя из критериев "содержания", "формы" и "функции". В случае, если в анализируемом бланке определенные типы вопросов отсутствует, в соответствующей графе указать формулировку ответа "не используется"Раздаточный материал:1. Комплект бланков опросного листа – инструментария социологического исследования различной тематической направленности2. Табличные формы для фиксации ответов3. Памятка "типология вопросов"Таблица 1.2 Номер вопроса Классификационная характеристика вопроса 1 … N Таблица 1.3 № п/п Тип вопроса Пример формулировки вопроса данного типа "по содержанию" "по форме" "по функции" ^ Памятка "типология вопросов"Классификационные критерии:по содержанию: 1. о фактах/ о личности респондента 2. о мнениях, оценка и суждениях- по форме: 1. полностью закрытые 2. полузакрытые открытые линейные табличные альтернативные /частный случай – дихотомические неальтернативные ретроспективные проективные прямые косвенные (фиксируется доп. признак) личные безличные- по функции: 1. основные 2. неосновные вводные на компетентность (информированность) вопросы-фильтры контрольные вопросы (вопросы-ловушки)Задание № 3 "Проверка бланка опросного листа на соблюдение основных методических требований к построению и формулировке измерительных шкал"Структура задания: Последовательно проанализировать содержащиеся в изучаемом бланке вопросы на предмет их соответствия методическим требованиям правил построения эталона измерения В случаях выявления некорректно сформулированных шкал, указать тип нарушения, согласуясь с прилагаемым списком "методических требований к построению и формулировке эталона измерения" Для каждого типа нарушения предложить свой непротиворечащий методическим требованиям вариант эталона измерения изучаемого признака Раздаточный материал:Комплект бланков опросного листа – инструментария социологического исследования с наличием различного характера нарушений методических требований конструирования измерительных шкал Список методических требований к построению и формулировке эталона измеренияМетодические требования к построению и формулировке эталона измерения Измерительная шкала к вопросу не должна обязывать респондента дать утомляюще большой объем информации Эталон измерения должен иметь полный набор индикаторов, охватывающий все возможные значения измеряемого признака в реальной действительности, или содержать специальный (дополнительный) индикатор типа "прочее" Шкала должна измерять именно тот признак, на изучение которого ориентирован задаваемый вопрос Измерительная шкала оценочного вопроса должна иметь индикатор для нейтрального ответа ("затрудняюсь ответить", "не знаю" и т.п.) в случае, если респондент не уверен в правильности своего мнения или оценки Набор индикаторов эталона измерения должен быть пропорционально распределен между положительными и отрицательными оценками Формулировка индикаторов шкалы не должна содержать стереотипных, эмоционально окрашенных фраз или штампов Набор вариантов ответа (индикаторов шкалы) должен быть одномерным, а не многоплановым При конструировании эталона измерения необходимо обеспечить требуемую дробность метрики Индикаторы шкалы не должны образовывать пересекающиеся подмножества Индикаторы шкалы должны обладать достаточной различительной способностью Формулировки индикаторов шкалы должны быть примерно одинаковой длины Предполагаемые варианты ответа (индикаторы шкалы) должны быть примерно однозначны по ценности Набор индикаторов шкалы (вариантов ответа) не должен быть слишком большим, многочисленнымЗадание № 4 "Проверка бланка опросного листа на соблюдение основных методических требований к логическому построению и формулировке вопросов"Структура задания: Определить тип допущенного методического нарушения с точки зрения логики построения отдельных вопросов бланка. Предложить собственный вариант построения вопроса, устраняющий ошибки, допущенные разработчиками опросного листа Выявить вопросы, составленные с нарушением методических правил, предъявляемых к формулировке вопроса и Скорректировать формулировки согласно своду требованийРаздаточный материал:Комплект бланков опросного листа – инструментария социологического исследования с наличием различного характера нарушений методических требований к логическому построению и формулировке вопросов^ Список методических требований к логическому построению и формулировке вопросов бланкаМетодические требования к логическому построению вопроса Вопрос должен быть логически отдельным, т.е. касаться лишь оного аспекта изучаемой проблемы Вопрос должен быть логически полным, завершенным Вопрос должен соотноситься с темой исследования Вопрос должен касаться значимой для респондентов темы (проблемы) Вопрос должен соответствовать этическим нормам и социальным условиям общества – отсутствие требования дать социально и этически неприемлемую информацию Вопрос не должен вторгаться в сферу личной и интимной жизни Вопрос не должен затрагивать неосознанных респондентами тем и проблем того, что вообще не интересует опрашиваемых Вопрос не должен в значительной степени апеллировать к памяти респондентов Вопрос не должен предъявлять высокие требования к уровню знаний респондентов, их информированности и компетенции или, по крайней мере, учитывать это Вопрос должен быть значимым (приемлемым) для всех групп респондентов, опрос которых предусмотрен программой исследования Вопрос должен соответствовать реальному состоянию изучаемого объекта, процесса или явления Вопрос не должен в явной форме затрагивать престижные для респондентов моменты или их самолюбие В вопросе в случае необходимости должна быть предусмотрена дополнительная инструкция об особенностях ответа на негоМетодические требования к формулировке вопроса Формулировка вопроса должна быть не слишком абстрактной, а по возможности более конкретной Формулировка вопроса должна быть не слишком длинной, скорее лаконичной, возможно более короткой Вопрос не должен содержать малоупотребляемых иностранных слов, специальных понятий и терминов В вопросе должны отсутствовать неопределенные и многозначительные понятия и термины При формулировке вопроса должна быть соблюдена логика построения вопросительного предложения Вопрос должен быть сформулирован общедоступным литературным языком с учетом уровня образования респондентов при формулировке вопроса должна быть правильно выбрана личная или безличная форма обращения к респонденту Вопрос не должен быть прямым (лобовым), если это вызывает уклончивый ответ респондентов Вопрос, его формулировка не должны вызывать недоверия респондентов к исследователя Вопрос не должен иметь внушающего или наводящего характера, содержать мнение исследователя по задаваемому вопросу Формулировка вопроса не должна носить эмоциональный характер, т.е. иметь слова, заведомо вызывающие положительную или отрицательную реакцию Формулировка вопроса не должна способствовать появлению стереотипных ответов Формулировка открытого вопроса не должна предъявлять высокие требования к необходимому для ответа на поставленный вопрос уровню устной и (или) письменной речи респондентовЗадание № 5 "Проверка бланка опросного листа на соблюдение основных методических требований к компоновке и оформлению инструментария"Структура задания: Зафиксировать все нарушения методических требований к построению, компоновке и оформлению инструментария Оценить степень влияния ошибки на восприятие респондентом опросного листа Сформулировать конкретные предложения по доработке бланкаРаздаточный материал:Комплект бланков опросного листа – инструментария социологического исследования с наличием различного характера нарушений методических требований к логическому построению и формулировке вопросов^ Список методических правил построения, компоновки и оформления бланка опросаМетодические правила построения, компоновки и оформления бланка опроса Четкое и аккуратное (поли)графическое оформление бланка: качество печати, бумаги, полиграфического исполнения; наличие титульного листа; визуальное выделение обращения и инструкции по заполнению бланка; графическое разграничение вопросов, вопроса и эталона измерения; размещение вопроса и измерительной шкалы к нему на одной странице; выделение имеющихся инструктивных пояснений к названию разделов; четкость и обоснованность используемой в бланке системы цифровых шифров Краткость, точность и полнота обращения Четкость и полнота инструкций по заполнению бланка Выполнение требований к компоновке бланка с учетом степени сложности вопросов Несовпадение логической взаимосвязи вопросов и последовательности их расположения в бланке Общее редакционное единство и качество бланка отсутствие в бланке утомляющей монотонности и (или) резких переходов от одной темы к другой Невызывающий чрезмерной утомляемости у респондентов объем бланка Отсутствие большого количества слишком сложных или очень простых вопросов Удобство работы с бланком при обработке данных на компьютере Наличие в конце бланка благодарности за участие в исследованииЗадание № 6 "Доработка бланка анкеты под определенные исследовательские задачи"Структура задания: Оценить выданный бланк с точки зрения соответствия современному состоянию проблемы и объекта исследования В соответствии со сформированным заключением: а)скорректировать элементы бланка, требующие изменения формулировок и/или логики построения; б)сформулировать недостающие (согласно современному положению дел) элементы (вопросы или блоки) бланка; в) удалить устаревшие элементы бланка Составить видоизмененный бланк опросного листа в соответствии с внесенными изменениями Проверить модифицированный бланк на соответствие основным методическим требованиям к построению и формулировке вопросов, к компоновке и оформлению инструментария исследования.Раздаточный материал:Бланки опросного листа – инструментария социологического исследования, разработанные различными исследователями в предыдущие 5 лет, предшествующие году проведения практического занятия.БЛОК №2Цели блока заданий: Закрепление знаний по теме: "Квантификация социальных характеристик" Формирование практических навыков конструирования измерительных шкал, используемых для изучения свойств/ признаков исследуемого объекта Отработка измерительных процедур и техник, применяемых для фиксации (латентных) характеристик исследуемого объекта Задание № 7 "Конструирование эталона измерения"Структура задания: Выбрать социальную проблему с целью изучения структуры, взаимосвязей и характера "поведения" социальных характеристик, содержащихся в ней. Выделить значимые свойства или признаки объекта в рамках сформированной в п.1 социальной проблемы Разработать по три эмпирических индикатора с возможными альтернативами ответа1 на каждый тип шкалы По смоделированным шкалам провести опрос группы респондентов2 Полученные данные занести в таблицу типа 1.1 с расчетом частоты распределения признака/ов На основании табличных параметров графически3 отразить распределение свойств или признаков изучаемого объекта и построить полигон (эмпирическую кривую распределения) Произвести все допустимые для каждого конкретного типа шкалы математические операции, основанные на дескриптивной статистике Раздаточный материал:Формулы расчета показателей средней тенденции для различных типов шкал (дескриптивная статистика)^ Табличные формы для фиксации параметров переменных Формулы расчета для показателей средней тенденции и мер рассеяния вокруг средних:^ Мода – наиболее часто встречающееся значение признака.Медиана – значение признака, соответствующее середине ряда частотного распределения.Ме = x+ℓ n 2 ,где: x – нижняя граница медианного интервала ℓ – ширина медианного интервала n/2 – половина от числа объектовР – частота, накопленная до медианного интервалар – частота в медианном интервалеPpХ = Σ nj xj kХ = 1 n Σ n j=1 xi Σ k i=1 nj j=1 Показатели Свойство/признак Итого 1 2 … … … … n 1.Абсолютная частота 2.относительная частота в долях 3.Относительная частота в % 4.Накопленная частота в % (кумулятивная) Задание № 8 "Шкала социальной дистанции Эмори Богардуса " Структура задания: Разработать модифицированный вариант "Шкалы социальной дистанции Богардуса", для измерения конкретной социальной установки в отношении определенной социальной группы, соблюдая принцип иерархической соподчиненности ответов респондента4. По сконструированной шкале опросить группу респондентов и измерить оценку отношения (дистанцию) к изучаемому явлению. Оценкой будет являться число отмеченных респондентов положительных выборов5. Выделить три типологические группы респондентов: "хорошо", "нейтрально" и "плохо" относящихся к изучаемому явлению, указав процентное соотношение от общего числа опрошенных для каждой группы Задание № 9 "Шкалограммный анализ Гуттмана" Структура задания: Составить модельный пример использования "щкалограммного анализа", выделив из множественной совокупности социальных явлений феномен, по отношению к которому возможно применить данный метод. Определить континуум значений социальной установки респондентов к заданному феномену. Исключить "плохо работающие" суждения, соблюдая систему иерархической соподчиненности суждений и вычислить коэффициент воспроизводимости.Примечание: задание выполняется группой студентовРаздаточный материал:Методические указания к построению "шкалы Гуттмана"Табличные формы для фиксации параметров переменных Методические указания - фазы формирования шкалы: Сформулировать совокупность исходных суждений, представленных двумя полярными типами "+" и "-" в равной пропорции6 . При этом каждое суждение должно иметь две позиции, образованные по дихотомическому принципу: "согласен-несогласен" Опросить группу респондентов численностью от 15 до 30 человек на предмет согласия/несогласия с суждениями. Занести полученные результаты в исходную таблицу результатов опроса респондентов С целью определения согласованности ответов респондентов7, произвести преобразование исходной таблицы в матрицу путем упорядочения опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему Проверить качество итоговой матрицы на наличие образования одномерного континуума.^ Исходная таблица результатов опроса респондентов Номер респондента Суждения Балл 1 2 3 … N 1 2 3 4 … N Итого ^ Итоговая матрица Номер респондента Суждения Балл 1 2 3 … N 1 2 3 4 … N Итого ^ Формула для расчета коэффициента воспроизводимостиR=(1- nk)х 100 mгде – n – число респондентов; k – число суждений; m – число ошибок, которые располагаются по обе стороны от идеальной вертикалиЗадание № 10 "Шкала суммарных оценок Р.Лайкерта" Структура задания: Выбрать феномен, который не может быть измерен посредством "прямых" вопросов Изучить социальные установки респондентов относительного данного феномена, применив метод "шкалы суммарных оценок Лайкерта".Примечание: задание выполняется группой студентовРаздаточный материал:Методические указания к построению "шкалы суммарных оценок"Табличные формы для фиксации параметров переменных Методические указания - фазы формирования шкалы: Составить совокупность безличных суждений, представленных двумя полярными типами "+" и "-" в равной пропорции8 , где суждения типа "+" являются индикаторами положительного отношения к изучаемому явлению, соответственно, "-" - негативного. Вписать полученные суждения в таблицу и разбить их на градации таким образом, чтобы при интерпретации градаций как баллов, максимальный балл получал респондент, выразивший полное согласие с приведенным суждением (независимо от типа) Опросить группу респондентов с целью измерения социальной установки к изучаемому феномену Суммировать баллы по всем суждениям для получения социальной установки респондента Разбить всю совокупность респондентов на типологические группы в зависимости от их социальной установки, указав процентное соотношение от общего числа опрошенных Проверить качество суждений, применив анализ согласованности оценок по итоговой шкале с оценками по исходным и изъять из итогового списка суждений утверждения со слабой корреляцией. ^ Таблица для регистрации ответов респондентов Тип "+"/"-" Суждение Полностью согласен Скорее да, чем нет И да, и нет Скорее нет, чем да Полностью не согласен "+" "-" Задание № 11 "Метод равнокажущихся интервалов Л.Терстоуна" ^ Структура задания: Выбрать феномен, который в силу своей многоаспектности не может быть расчленен на составляющие его элементы без потери качественно- количественных параметров, составляющих единое целое и отражающих интегральную характеристику социального явления. Используя метод равнокажущхся интервалов, определить установку респондента, трактуя ее как степень позитивной или негативной напряженности эмоционального отношения по отношению к изучаемому социальному объекту/явлению9Примечание: задание выполняется группой студентовРаздаточный материал:1. Методические указания к построению "шкалы равнокажущихся интервалов" 2. Табличные формы для фиксации параметров переменныхМетодические указания - этапы конструирования: Сформировать совокупность суждений10 позитивного и негативного характера, каждое из которых выражает определенное отношение к изучаемому феномену. Внимание! Суждения должны быть вполне однозначны, понятны и сформулированы таким образом, чтобы с ними не смогли согласиться респонденты, придерживающиеся диаметрально противоположной точки зрения. Каждое суждение записать на отдельную карточку с соответствующим порядковым номером Предъявить набор суждений "арбитрам"11, в качестве которых выступают случайным образом отобранные представители опрашиваемой аудитории12 , с целью последовательной сортировки предложенных суждений на группы13. Первая и последняя группы содержат суждения, согласие с которыми отражают позитивное и негативное отношение к изучаемому феномену. Остальные суждения "разбрасываются" по порядковой шкале от первой до последней. Для шкалы с 9-ю градациями рассосредоточение позиций шкалы будет следующим: первая соответствует негативному отношению, девятая – позитивному, нейтральной будет являться пятая градация. Согласие респондентов с набором суждений должно отражать разную степень отношения к изучаемому явлению. Зафиксировать работу судей в таблице вида 1.1, проставив "+" по каждому арбитру в соответствии с отнесением им суждения к той или иной градации шкалы Преобразовать данные, представленные в таблице типа 1.1 в цифровой эквивалент – таблицу распределения судейских оценок типа 1.2 Проанализировать полученные распределения судейских оценок с целью определения "цены" каждого суждения на шкале с заданным числом интервалов и степень согласованности судейских решений путем вычисления медианы и квартильного размаха (графическим способом по кумулятивной частоте, исходя из данных сводной таблицы типа 1.2). Работа производиться с каждым суждением в отдельности. Разбить суждения по группам с близкими по значению медианами вокруг градации исходной шкалы Отобрать в итоговую шкалу суждения, получившие наиболее согласованные оценки14 таким образом, чтобы они равномерно покрывали исходную шкалу.^ Таблица для фиксации результатов деления суждений на группы (таблица 1.1) Номер суждения ^ Градации шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 … … … … … … 30 ^ Таблица распределения судейских оценок по конкретному суждению (таблица 1.2) Показатели ^ Градации шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Число экспертов, отнесших суждение к градации Относительная частота в % Кумулятивная частота ^ Описание работы с итоговой шкалой Суждения, вошедшие в итоговую шкалу заносятся в опросный лист (анкету и т.п.) с соблюдением методических правил построения вопросника. Респонденту предлагается выразить степень согласия/несогласия с суждениями. Оценка отношения респондента к изучаемому феномену производиться путем упорядочения в порядке возрастания или убывания значений медиан для тех суждений, с которыми он согласен и вычисления индивидуального ранга как медиану весов принятых им суждения (медиана из медиан15). Ранговая позиция группы опрошенных определяется как среднеарифметическая рангов по всей совокупности, составляющей группу.Задание № 12 "Метод парных сравнений Л.Терстоуна" Структура задания: 1. Сформировать набор объектов, предназначенных для ранжирования 2. Задать критерий ранжирования Согласуясь с выделенным критерием, предложить группе респондентов а) попарно сравнить объекты ранжирования по заданному основанию; б) сравнить объекты путем прямого ранжирования Сравнить два ранжированных ряда Примечание: задание выполняется группой студентовРаздаточный материал:1. Методические указания к построению "методики парных сравнений" 2. Табличные формы для фиксации параметров переменныхМетодические указания - этапы конструирования: Составить список объектов ранжирования Выписать каждый объект на отдельную карточку Предъявить респондентам карточки для попарного сравнения объектов Занести результаты отдельно взятого респондента в таблицу "Результатов "парных сравнений" респондента" Составить сводную таблицу фиксации результатов парных сравнений объектов Представить полученные результаты в графической форме (на континууме) Результаты парных сравнений респондента N1 n2 N3 n4 n5 n6 n… Число предпочтений n1 - n2 - … - … - - - N - Сводная таблица фиксации результатов парных сравнений n1 n2 N3 n4 n5 n6 n… N K n1 - n2 - … - … - - - N - N – суммарное число предпочтений K – число предпочтений, приходящихся на одного респондентаЗадание № 13 "Метод семантического дифференциала Ч.Осгуда" Структура задания: Выбрать для изучения социальный феномен и вычленить из него понятия, которые будут подвергаться процедуре измерения "дистанции" отношения между ними у различных респондентов. Предъявить респонденту и зафиксировать последовательно его отношение к заданным понятиям Вычислить общую оценку интенсивности и направленности установкиМетодические указания – этапы конструирования: Составить набор полярных семичленных шкал для факторов "отношение", "сила" и "активность". Вычислить различия оценок для двух понятий по каждой шкале в отдельности (d) Возвести разности по шкалам в квадрат (d²) Суммировать квадраты разностей по всем шкалам (d²) и извлечь корень из суммы квадратов разностей по всем шкалам (d²)16 Произвести ту же операцию со всеми парами понятий и составить матрицу, где в точках пересечения записать значения дифференциала двух смежных объектов оцениванияРаздаточный материал:Формулы для расчета дифференциала Табличные образцы матрицы сопоставления различийОбразец матрицы сопоставления различий в субъективном восприятии четырех объектов по величине семантического дифференциала (D) Объекты оценивания Понятие (1) Понятие (2) Понятие (3) Понятие (4) Понятие (1) - D1.2 D1.3 D1.4 Понятие (2) D2.1 - D2.3 D2.4 Понятие (3) D3.1 D3.2 - D3.4 Понятие (4) D4.1 D4.2 D4.3 - Итоговые шкалы по системе Осгуда: жесткий - добрый, кривой-прямой, мужской -женский, разболтанный - пунктуальный, активный -пассивный, вкусный – безвкусный, неудачный – удачный, твердый – мягкий, умный – глупый, новый – старый, хороший – плохой, слабый – сильный, важный – не имеющий значения, острый – округлый, хладнокровный – восторженный, ложный – правдивый, бесцветный – красочный, обычный – необычный, красивый – безобразный, медленный – быстрый. Образец шкал семантического дифференциала важно неважно -3 -2 -1 +1 0 +2 +3 медленно быстрораздражающе приятноОбщая оценка интенсивности и направленности измерений установки рассчитывается по формуле: 2 x i W =i × (z-1) Где x - средняя арифметическая по i-той шкале; i - число шкал (в нашем случае i = 3); z – число позиций шкалы (в нашем случае 7) W – измеряет величину от +1 (полностью положительная установка) до –1 (полностью отрицательная установка)^ БЛОК №3Цели блока заданий: 1. Закрепление знаний по теме: "Качественные методы сбора информации" 2. Формирование практических навыков обработки и структурирования большого количества несистематизированного материала 3.Отработка различных процедур и техник, применяемых для сбора и анализа информации из документальных источников 4.Тренировка навыков организации, проведения и обработки данных, получаемых при использовании «мягких» методов исследования Задание № 14 "Контент-анализ"Структура задания: Определить область (сферу), цели и задачи исследования Произвести последовательную процедуру отбора информационных носителей, первым этапом которой является выбор категории СМИ, вторым – локализация на конкретных источниках в рамках данной категории; аргументировать конечный выбор информационных носителей (обосновать принцип отбора) Определить предмет анализа Составить классификатор: выделить категории анализа (предварительно сопоставив их со смысловым содержанием и языком текста документов), единицы анализа и единицы счета Установить интенсивность проявления признаков категорий (подсчитать частоту употребления смысловых единиц в тексте), зафиксировав их в таблице вида 1.1 Установить соотношение объема элементов друг с другом, с общим смыслом, назначением, объемом информации Сделать письменные выводы по результатам контент-анализа Раздаточный материал:1. Формулы расчета числа и объема категорий анализа2. Табличные формы для фиксации признаков, со


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.